На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория внешних эффектов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава I.Внешние эффекты. Роль государства в регулировании внешних эффектов……………………………………………………………………………4
Внешние эффекты…………………………………………………………………..4
Корректирующие налоги и субсидии……………………………………………...7
Глава II.Теорема Коуза……………………………………………………….….14
Практическое применение теоремы Коуза. Борьба с загрязнением окружающей среды……………………………………………………………………………..…13
Теоретическое значение теоремы Коуза…………………………………………16
Глава III.Пример по Республике Саха (Якутия). Дорожная отрасль……..18
Роль транспорта и дорог в экономическом развитии Республики Саха (Якутия)…………………………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………..34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понимание категории «внешние эффекты» в условиях регулируемой экономики, их оценка с учётом изменения стоимости во времени может стать одним из важнейших инструментов улучшения охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. В настоящее время стоимостная оценка природных ресурсов занижена, внешние эффекты не учитываются при определении цен рыночного равновесия при производстве и потреблении физических благ и услуг, что приводит к негативным экологоэкономическим последствиям.
Актуальность данной темы определяется недостаточность разработанности такого аспекта проблемы внешних эффектов, как применение дисконтирования в подходах к их оценке.
Состояние изученности проблемы в теории. Различным аспектам проблемы внешних эффектов в прошлом уделялось определённое внимание. Значительный вклад в изучение теории «внешние эффекты» внесли такие учёные, как Р. Капелюшников, Р. Коуз, А. Маршалл, A.C. Пигу, Дж. Стиглер, А. Эндрес, рационального уровня загрязнения - В. Парето, С. Ченг. Исследованию проблемы внешних эффектов с учётом экологического аспекта посвящены публикации О.Ф. Балацкого, К. Рихтера, А.К. Рябчикова, Т.С. Хачатурова, А.Ш. Ходжаева и др.
Несмотря на работы учёных-экономистов в области теории внешних эффектов, некоторые аспекты учёта проблем экстерналий в финансовом механизме природопользования не нашли широкого отражения в научной литературе. Особенно это затрагивает дисконтирования внешних эффектов.
Цель исследования заключается в разработке теоретических основ дисконтирования внешних эффектов и обосновании оценки экстерналий с учётом дальнейшей стоимости.
В ходе реализации сформулированной цели решались следующие конкретные задачи:
- Частные, внешние и общественные (социальные) издержки.
- Предельные частные, внешние и общественные (социальные) издержки.
- Отрицательный внешний эффект и негативные последствия, которые он вызывает.
- Положительный внешний эффект и неэффективность.
- Причина возникновения внешних эффектов. Теорема Коуза.
- Регулирование внешних эффектов.
- Альтернативные способы использования ресурсов и повышение эффективности рынка.
Объектом работы являются внешние эффекты и их функционирование в условиях регулируемой экономики.
Предметом работы являются эколого-экономические отношения, связанные с дисконтированием внешних эффектов.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды экономистов неоклассического и неоинституционального направлений, концепции внешних эффектов, общественных благ, изменения стоимости денег и устойчивого развития, а также результаты фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных учёных.
 
 
 
 
 
 

Внешние эффекты. Роль государства в регулировании внешних эффектов

Внешние эффекты

В ряде случаев рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами.
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показы­вают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):
MSC = МРС + МЕС, где MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС -предельные частные издержки (marginal private cost); МЕС - предельные внешние издержки (marginal external cost).
Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Покажем это на примере. Цсллюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис 1). Без очистных сооружений количество выпускаемой продукци составляет Q1 тонн бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельны общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.
Между тем предельные социальные издержки равны сумме, предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 пр росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

Рис. 1. Отрицательный внешний эффект
 
Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
 
Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:
MSB = МРВ + МЕВ, где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ - предельные частные выгоды (marginal private benefit); МЕВ - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).
Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 2). Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.


Рис. 2. Положительный внешний эффект
Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересе­чения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ1Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

Корректирующие налоги и субсидии.

 
   Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использо­вать корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог (corrective tax) - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффек­тами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.В нашем примере с целлюлозно-бумажным комбинатом налог (tax-T), равный предельным внешним издержкам Т = МЕC, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному:
MSB = MSC.
Корректирующая субсидия (corrective subsidy) - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, харак­теризующихся положительными внешними эффектами, которая позво­ляет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
В случае с обучением корректирующая субсидия, равная предель­ным внешним выгодам (S = МЕВ), могла быть предоставлена студен­там, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB = MSC.
Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба опреде­ляются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
 


Теорема Коуза

Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, “взаимообязывающий” характер: “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”.
Ответ не очевиден до тех пор, пока не удалось определить ценность того, что мы в результате этого приобрели, и ценность того, чем пришлось ради этого пожертвовать. Таким образом, решение, предложенное A.C.Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам как к вещественным, а не правовым явлениям.
Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал “теоремой Коуза” (Coasе theorem). Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционные издержки равны пулю, конеч­ный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит отизменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Сгиглер выразил следующим образом: “...в условиях совершенной конкуренции частные и социаль­ные издержки равны”.
Сравнение системы ценообразования, включающей ответствнность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожномалы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценносгь производства.
Р.Коуз приводит следующий пример. По соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть yспешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответ­ственность за ущерб, возможны два варианта: “либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за необработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства”. 
Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказы­вается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако “конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от право­вой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек”. При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода. Однако при учете трансакционных издержек желаемый резуль­тат может быть и не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия пот­ребительских предпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.
Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются тран­сакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной.
Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. В реальной действитель­ности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассичес­кая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

Практическое применение теоремы Коуза Борьба с загрязнением окружающей среды

Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необ­ходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издер­жек MSC позволяет определить эффективный для данног общества уровень вредных выбросов (рис. 3). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнитель­ный процент снижения обходится все дороже и дороже.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по
вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промьииленных отходах.

Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление пэ охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандар­тов влечет крупный штраф или уголовное наказание.
Рис. 3. Определение эффективного уровня выбросов
 
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные нёдостатки. Прежде всего они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.


Рис. 4. Права на загрязнение окружающей среды: роль движения “зеленых”
 
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в дан­ной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предпо­ложим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг (рис. 4). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное общество партии защитников окружающей среды (“зеленых”) решит улучшить эко­логическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной лицензии повысится до 120 тыс. руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.
 

 

Теоретическое значение теоремы Коуза.

Итак, из теоремы Коуза следует несколько важных выводов:
Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам – это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть – для потребителя продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, “кто виноват”, а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба.
Во-вторых, теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждлго субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффкетов.
В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его “провалах”. По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко распределены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Роль транспорта и дорог в экономическом развитии Республики Саха (Якутия)
В условиях перехода к социальной рыночной экономике подход к планированию развития сети не может быть чисто производственным, то есть направленным исключительно на внутреннюю эффективность дорожного хозяйства. Это связано с экономической природой инфраструктуры, внешние эффекты от которой значительно превосходят, собственно, внутриотраслевой эффект. Об этом еще в первое десятилетие Советской власти говорил Поплавский.
Основой нового подхода, апробированного фирмой «Геограком» более чем в двух десятках регионов Российской федерации и СНГ, является стратегическое планирование дорожной отрасли, направленное на достижение показателей Минимального транспортного стандарта Республики (МТС) (табл. 1), когда целью развития дорожной отрасли является достижение устойчивого развития Республики за счет дорог. Данная методика закреплена в методических указаниях по разработке территориальных программ совершенствования и развития сети автомобильных дорог [3], а также в ряде так называемых «Белых книгах автодорог».
Сам набор показателей МТС ориентирует дорожную отрасль на достижение позиций, стратегически важных для Республики Саха (Якутия).
Таблица 1. МТС Республики Саха (Якутия)
№№
Показатели
Перспективные
Расчетные значения
Степень несоответствия
1
Доля транспорта в загрязнении окружающей среды, %
21,35
30
-8,550
!
2
Вклад автотранспорта в суммарное загрязнение окружающей среды, %
<= 76,000
70,000
-6,000
V
3
Надежность дорожного обеспечения, %
> 70,0
55,2
14,8
!
4
Уровень транспортной дискриминации населения, %
10,3
98,97
-89,7
!
5
Удельный фонд потерянного свободного времени на 1 чел/нед., ч
<= 2,7
134,14
131,4
!
6
Уровень ДТП по вине автодорог, ед./100000 поездок
<= 1,200
1,220
-0,020
V
7
Грузоемкость экономики, ткм/1 USD ВВП
3,100
3,900
-0,800
!
8
Подвижность населения с соц. культурными целями,(в % от поперечника)
100,0
15,0
85,000
!
9
Доля затрат на подвижной состав для регионального транспорта, %
20,000
30,000
-10,000
+
10
Доля затрат на инфраструктуру для регионального транспорта, %
80,000
70,000
10,000
!
11
Доля общественного транспорта в пассажирских перевозках, %
95,000
95,000
0,000
V
12
Уровень развития мускульных видов транспорта, %
2,85
0,05
2,80
!
13
Рентабельность, %
=> 0,400
0,300
0,100
V

Примечание:
! - недостаток
V - близко к норме
+ - более чем достаточный уровень
Транспортная система Республики Саха (Якутия) - это крупнейшая отрасль, обеспечивающая жизнедеятельность всего экономического комплекса и социальной сферы региона. В транспортном комплексе занято более 32 тыс. человек, он включает более 300 крупных, средних и малых транспортных предприятий. Внутреннюю транспортную сеть региона составляют 685 км железнодорожных путей, около 18 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, в том числе 5,576 тыс. км с твердым покрытием, 16,8 тыс. км водных путей. Кризисные явления в экономике негативно сказались на транспортно-дорожном комплексе Республики, в котором имеется много нерешенных проблем.
Существующая сеть автомобильных дорог не отвечает предъявляемым к ней экономикой региона и социальной сферой требованиям и характеризуется следующими моментами:
-         Низкая техническая надежность дорог. В структуре дорожной сети большой удельный вес занимают грунтовые дороги с шириной проезжей части 4-5 м (более 67% от общей протяженности дорог общего пользования);
-         Низкая плотность дорожной сети с твердым покрытием. На 1000 км2 2,09 км, что значительно ниже, чем в других областях РФ;
-         Инфраструктурная недоступность сельского населения. Около 50% населения, проживающего в сельских населенных пунктах, не обеспечено круглогодичным автомобильным сообщением с районными центрами, в зимний период перевозки осуществляются в основном по автозимникам;
-         Неравнозначность транспортных сетей регионов. Более половины улусов не связаны дорогами с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования;
-         Транспортно-эксплуатационное состояние автодорожных мостов. По оценке состояния мостов в аварийном состоянии находятся более 5% от общего количества мостов;
-         Низкий уровень транспортной эффективности автодорог. Средняя скорость движения на отдельных участках не превышает 30 км/час, что увеличивает транспортно-эксплуатационные расходы пользователей дорог на 20-25%;
-         Несоответствие дорог эксплуатационным требованиям. Большинство дорог не отвечает тенденции увеличения нагрузки на ось, что ведет к разрушению дорожных покрытий, учитывая, что средняя грузоподъемность грузовых автомобилей составляет 9,3 т, в том числе дизельных - более 14 т;
Соотношение вклада отдельных видов транспорта в суммарной транспортной работе является важнейшим типологическим признаком не только транспортной системы, но и экономики в целом. Структурные особенности транспортного комплекса Республики отражены в таблице 2. Наряду с традиционными показателями, характеризующими роль каждого вида транспорта в общей транспортной работе через объем перевозок грузов и пассажиров, применена оригинальная методика определения транспортной структуры: с использованием агрегатного показателя Интегральная Транспортная Доступность (ИТД), что позволяет, в свою очередь, определить роль всех видов транспорта в создании нормальной транспортной среды жизнедеятельности.
 
 
 
 
 
Таблица 2. Структура объема перевозок грузов, пассажиров и ИТД*
Республики Саха (Якутия) по видам транспорта
Виды транспорта
Объем перевозок
Структура транспортного комплекса
по объему перевозок
по вкладу в ИТД
 
грузов
(тыс. т.)
пассажиров
(тыс. чел.)
грузов
(%)
пассажиров
(%)
грузов
(%)
пассажиров
(%)
Автомобильный
182221,4
111491
93,8
99,3
65,6
64,5
Железнодорожный
9293,3
122,5
4,8
0,1
9,7
9,7
Водный
2498,9
140
1,1
0,1
15,1
16,5
Воздушный
31,7
538,5

0,5
9,6
9,3
Морской
323,8

0,2



Всего
194369,1
112292
100
100
100
100
* ИТД измеряется в чистых затратах времени, необходимых для достижения какого-либо населенного пункта из любого другого пункта заданной территории; включает в себя оценки технической надежности каждого участка транспортной сети и надежности ее конфигурации (рассчитывается отдельно для грузо- и пассажироперевозок) (более подробно об этом показателе см. [2]).
Подлинная эффективность инфраструктуры проявляется, собственно, вне самой транспортной сети, как бы растворяясь в экономических показателях отраслей экономики. Поэтому объективная оценка роли инфраструктуры возможна только при системном анализе ее взаимодействия с другими отраслями экономики, полном определении тех социально-экономических последствий (затрат и результатов), которые будут наблюдаться не только в самой транспортной сети, но и в приложении для всех связных производственных и социальных институтов. Причем, эти внешние эффекты будут строго зависеть от избранной стратегии функционирования и развития транспортной сети. Более детально вопросы оценки внетранспортного эффекта от развития транспортной инфраструктуры рассмотрены в [2].
Для оценки влияния автомобильных дорог на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) были использованы данные Госкомстатата и результаты аналогичных исследований, проведенных фирмой «Геограком» в ряде регионов России (Архангельская, Рязанская, Нижегородская, Свердловская, Омская области и др.). Также проведен сопряженный анализ структуры ВРП и результатов регрессионного анализа при определении эффектов от улучшения ИТД в отдельных отраслях. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Экономический вклад автодорог в ВДС* по отраслям экономического комплекса Республики Саха (Якутия)

и т.д.................


Отрасли
Доля отрасли в ВДС,%
Доля автодорог в себестоимости, %
Вклад автодорог в ВДС отрасли, %ВДС
Доля подотрасли в суммарном вкладе в ВДС,%
Уровень коммерческого использования автодорог, %

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.