На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и особенности управленческого труда

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Тема 1. Понятие и особенности управленческого труда  

     1.1 Управленческий труд  как составляющая  общественной деятельности
     Управленческий  труд - это вид общественного труда, основной целью которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников общего трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.
     Управленческий труд - преимущественно умственный труд. Он непосредственно не выступает  творцом материальных благ. Но он направляет усилия других работников - рабочих, служащих, специалистов - на достижение определенной цели. Неслучайно поэтому оценка деятельности руководителей (и, прежде всего, высшего руководства) связана с результатами деятельности предприятия.
     Что представляет собой  организация? Это субъект хозяйствования, который получает из внешней среды один продукт (который может выступить как вход и как ресурс), перерабатывает его, и выпускает опять-таки во внешнюю среду новый продукт. (см. рис. 1.1).  В результате этого возникает добавленная стоимость. Но здесь возникают вопросы:
    Что производить?
    Какое сырье использовать?
    Какие технические средства использовать?
    Какую технологию использовать?
    Какие трудовые ресурсы использовать?
    Сколько нужно финансовых ресурсов?
    Какой финансовый результат ожидать?
    Как довести продукт до потребителя?
            вход             процесс             выход       
 
Внешняя среда
Ресурсы: Сырье
Материально-технические
Финансовые
Человеческие
Информационные
Научные и т.п.
   
Внутренняя  среда
 
 
 
Продукт
 
 
 
Внешняя среда
 
     Рисунок 1.1 Общая схема деятельности организации 

     Ответ на все эти вопросы представляет собой в первую очередь принятое решение. Поэтому значит, что первейшим  продуктом любой организации  есть управленческое решение. Управленческое решение – это продукт управленческого труда.  Основные задачи управления состоят в определении целей организации и создании необходимых условий (экономических, организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для их реализации, “установлении гармонии” между индивидуальными трудовыми процессами, координации общей деятельности работников.
     Объектом  управленческго труда являются именно те ресурсы, которые получает организация из внешней среды.
     Что является средствами управленческого труда? С помощью чего менеджер принимает решение? Информация является входным продуктом для процесса принятия решения, а ресурсом будет выступать интеллект менеджера, т.е. умение анализировать информацию и строить заключения. На помощь современному менеджеру приходят системы искусственного интеллекта, средства организационной и вычислительной техники.
     В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, который занимает постоянную должность  и наделен полномочиями в области  принятия решения по конкретным видам  деятельности фирмы, функционирующей  в рыночных условиях. Предполагается, что принятые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: разнообразных расчетов с помощью компьютерной техники.
     Термин "менеджер" имеет довольно широкое  распространение и употребляется применительно:
     • к организатору конкретных видов  работ в рамках отдельных подразделений  или программно-целевых групп;
     • к руководителю предприятия в  целом или его подразделений (филиалов, отделений, отделов);
     • к руководителю относительно подчиненных;
     • к администратору любого уровня управления, которое организует работу соответственно современным методам. 

     1.2 Управленческие роли  менеджера
     Роль - это ожидаемый набор действий или поведения, обусловленных работой. Наиболее известное распределение  ролей менеджера - это классификация по Минцбергу (рис 1.2.). Генри Минцберг - профессор менеджмента  Макгильського университета в Монреале. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, которые отвечают конкретному учреждению или конкретной должности». 

Межличностные роли   Информационные  роли   Роли относительно принятия решений
         
Главный руководитель Лидер
Связующее звено
  Приемник информации Распространитель
Представитель
  Предприниматель Ликвидатор  препятствий
Распорядитель ресурсов
Дипломат
 
     Рисунок 1.2. Управленческие роли менеджера по Г.Минцбергу 

     В своих роботах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают  на себя руководители в разные периоды  и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех больших категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, которая дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать как центр обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, разрешение конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от лица организации. Все эти 10 ролей, взятых вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.
     Рассмотрим  их детальнее.
     Межличностные роли.
     Главный руководитель - символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера. Эта роль является воплощением традиционной власти, т.е. его приказы и распоряжения подлежат обязательному выполнению.
     Лидер - скорее является воплощением не столько традиционного, сколько профессионального (экспертного) или харизматического влияния, авторитета руководителя у подчиненных.
     Как глава и лидер, менеджер отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных  на достижение целей организации, координирует их усилия.
     Связующим звеном менеджер выступает между  организацией, т.е. ее работниками, и  внешней средой.
     Информационные  роли.
     Приемник  информации - менеджер собирает разнообразную  информацию (в основном текущую) специализированного  характера о внешней и внутренней среде организации; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей  в организацию.
     Распространитель - распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок  между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Это обеспечение нисходящего коммуникационного потока.
     Представитель - наоборот, передает информацию для  внешних контактов организации  относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной области во внешней среде
     Довольно  часто именно эта роль становится одной из самых привлекательных  для руководителя, особенно для человека, которому сильно  присуще стремление к самоутверждению. Выполнение представительской роли является публичным признанием власти, влияния не только в пределах организации, а и во внешнем окружении.
     Роли, связанные с принятием  решений.
     Традиционный  русский (или интернациональный) вопрос: „что делать?”. С него начинается деятельность организации. Ответ на этот вопрос определяет Предприниматель. Выполняя эту роль, менеджер определяет направление развития организации, выискивает для этого возможности, разрабатывает и запускает проекты.
     Ликвидатор  препятствий. Ни один из проектов не проходит идеально. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Роль ликвидатора препятствий становится наиболее актуальной в кризисных условиях. Если Предприниматель - это стратег, то Ликвидатор препятствий - это скорее тактик, который работает в критических условиях,  и его основная задача - нормализовать ситуацию.  Человеку, в силу его психологического устройства, может быть более присуще стратегическое или тактическое  мышление. Поэтому много исторических примеров, когда успешный ликвидатор препятствий теряет все достижения в стабильной ситуации.
     Распорядитель ресурсов. Он отвечает за распределение  всяких ресурсов организации. Это также  одна из самых привлекательных ролей  для человека, который стремится стать руководителем.
     Дипломат. Эта роль похожая с представительной, но нуждается в значительно больших  интеллектуальных усилиях. Дипломат представляет организацию на всех значительных и  важных переговорах, т.е. принимает  решения во внешних контактах.  

     В данной классификации, на наш взгляд,  отсутствует одна роль (или группа ролей),  которую можно было бы назвать профессиональной, или ролью специалиста. Вызвана эта роль тем, что управленческая функция не всегда является основной и единственной. Т.е. менеджер не всегда выполняет исключительно управленческую работу. Технический директор производственного предприятия не может не специализироваться в технологии производства. Финансовый директор или главный экономист не может не быть специалистом в финансах. Одним из видов власти, описанным теоретиками менеджмента и психологии, является экспертная власть, т.е. руководитель должен быть специалистом в определенном функциональном направлении.
     По  роли в выполнении профессиональных компетенций  менеджеров разделяют на:
    руководителей;
    специалистов;
    служащих.
     Руководитель - это работник, который возглавляет  организацию, наделенный необходимыми полномочиями для принятия решений  и несет всю полноту ответственности  за результаты работы возглавляемого им коллектива. Руководители организуют подготовку управленческих решений, принимают управленческие решения и контролируют их выполнение. Работа руководителя является самой сложной и ответственной в системе управления организацией.
     Специалисты - это работники, которые выполняют функции управления определенным функциональным направлением.  Например экономисты, бухгалтеры, специалисты по управлению персоналом, по связям с общественностью, по маркетингу, юристы. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответственно их приказам и распоряжениям, технико-технологическим нормативам, организационным регламентам, квалификационным требованиям. В их деятельности преобладают логические операции, которые не исключают творчества.
     Служащие - это работники, которые обслуживают деятельность специалистов и руководителей, например администраторы, референты, архивариусы, операторы. Они выполняют информационно-технические операции, их работа связана с принятием решений в стандартных условиях.
     В табл.1.1. приведены приблизительные затраты рабочего времени на выполнение управленческих ролей.  

     Таблица 1.1 - Структура затрат рабочего времени разных ролей менеджеров (% общих затрат)
Роль  в профессиональной компетенции Руководитель Специалист Служащий
Управленческая  роль
Межличностные 35 15 5
Информационные 30 60 75
Относительно  решений 35 25 20
 
     Таким образом,  работа менеджера состоит  из комбинации нескольких ролей; эти  роли на практике взаимозависимы и взаимодействуют. Роли, которые выполняются менеджером, определяют объем и содержание его работы. 

     1.3. Функции менеджера  как должностного  лица
     К функциям, или процессам менеджмента, традиционно относятся планирование, организация, мотивация и контроль. В практической деятельности менеджера как должностного лица эти функции приобретают детализацию следующим образом:
    функция стратегическая;
    функция администраторская;
    функция экспертно-консультативная;
    функция представительская;
    функция воспитательная;
    функция психотерапевтическая;
    функция коммуникативно-регулирующая;
    функция инновационная;
    функция дисциплинарная.
 
     Стратегическая  функция и является  воплощением именно процесса планирования в организации, т.е. определения целей и средств их достижения. Это основа, с которой начинается деятельность  организации. Принимая стратегические решения, менеджер в первую очередь выполняет роль предпринимателя.
     Выполняя  администраторскую функцию менеджер воплощает функцию организации, т.е. разделение труда, ответственности и полномочий, разработку кадровой политики, в частности, комплектация штатов, осуществляет отбор, обучение, расстановку и перемещение кадров. Именно эта функция направлена в первую очередь на управление людьми, и базируется как на традиционной  власти, так и основанной на вознаграждении или наказании. Это наиболее объемная функция по видам деятельности и используемым ролям: распорядитель ресурсов, ликвидатор препятствий, связующее звено.
     Экспертно-консультативная функция реализуется в профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность менеджера обуславливает эффективность его действий не только в производственно-экономической, коммерческой сферах функционирования организации, а и в сфере межличностных отношений. Это проявление власти эксперта, т.е. специалиста более осведомленного в определенном направлении, чем подчиненный. Также эта функция воплощается использованием в повседневной работе менеджера элементов консультирования подчиненных, проведением с ними собеседований, повышении их профессионального уровня и делегирования полномочий. Делегирование - передача менеджером отдельным подчиненным некоторых своих прав и ответственности, которые касаются выполнения тех или других задач, а также контроля за их выполнением.  Это выполнение роли в первую очередь специалиста и распорядителя ресурсов.
     Осуществляя представительскую функцию, менеджер представляет свой коллектив на различных уровнях внутриорганизационной вертикали и горизонтали. Для высшего руководства присущ межорганизациионный вид реализации данной функции: представительство своей организации во взаимоотношениях с внешними партнерами.
     Воспитательную функцию менеджер осуществляет путем его реальных повседневных поступков. Основу воспитательной функции составляют: принцип единой морали. (Этот принцип означает признание менеджером того обстоятельства, что моральные нормы, на которые надлежит ориентироваться людям в повседневной жизни (в частности - в самой организации), следует применять в абсолютно равной степени как руководителям, так и подчиненным. Воплощением воспитательной функции является  также единство слова и дела менеджера; использование фундаментальных законов социального обучения людей; адаптация рабочих к коллективу; культура внутриорганизационных отношений; создание и поддержка в коллективе положительных традиций. В результате выполнения этой функции возникает харизматическая власть.
     Выполняя  психотерапевтическую функцию, менеджер создает атмосферу психологического комфорта в коллективе, основными элементами которого является:
    ощущение безопасности у рабочих;
    отсутствие у рабочих беспокойства за будущее;
    оптимистичный взгляд на события, происходящие в коллективе;
    желание сохранять членство в организации;
    уверенность в поддержке и защите со стороны руководства и коллег в сложной ситуации.
     Сущность  коммуникативно-регулирующей функции менеджера состоит в регулировании и координации индивидуальных усилий членов организации с дальнейшей трансформацией и переводом в единый упорядоченный организационный процесс. Выполнение этой функции отвечает информационным ролям менеджера.
     Приведенный перечень функций не является окончательным и исчерпывающим. Функции реализуются в разном объеме и разном качестве в зависимости от статуса менеджера в организации. 

     Разделение  труда привело на только к обособлению  управленческого труда, а и к распределению управленческой деятельности по уровням полномочий и ответственности.
     Различают 3 категории менеджеров:
    менеджеры низшего уровня управления (технический уровень) - руководители, которые занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы предприятия;
    менеджеры среднего уровня управления (управленческий уровень): заняты управлением и координацией в пределах организации. Они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия разных подразделений организации;
    менеджеры высшего уровня управления (институциональный уровень): заняты, в основном, разработкой долгосрочных перспективных планов, установлением целей, адаптацией организации к различного рода изменениям, управлением отношениями между организацией и внешней средой.
 
     В последние годы во всем мире наблюдается  тенденция к снижению численности аппарата менеджеров высшего  уровня. Это подтверждают результаты обследования 89 многонациональных  компаний (из них 2/3 - американские и 1/3 - европейские), которые показали, что в течение 90-х лет минимум 1 раз 85% компаний сделали реорганизацию своих штаб-квартир. При этом более чем в половине случаев реорганизации происходило сокращение центрального аппарата с переведением специалистов на средний уровень. По мнению известных консультантов, даже в крупных корпорациях аппарат не должен превышать 100-150 лиц. В аналогичном исследовании, проведенном Ашриджским центром стратегического менеджмента (Великобритания), нет четких рекомендаций относительно численности аппарата управления. Каждая компания по-разному понимает роль штаб-квартиры, но чаще всего ее специалисты выполняют три главные функции: во-первых, сохранение и поддержка целостности компании; во-вторых, разработка  политики, включая установление целей и стратегии развития; в-третьих, предоставление услуг, которые дают компании экономию за счет роста размеров. В разных компаниях эти функции играют неодинаковую роль, и этот факт влияет на численность аппарата высших менеджеров, вызывая в ряде случаев ее рост.  

     В структуре затрат рабочего времени менеджеров низового уровня большое место занимают контроль и инструктирование подчиненных . Менеджеры высшего уровня треть в своего времени тратят на изучение деловой окружающей среды. Менеджеры среднего уровня преобладающую часть усилий направляют на администрирование. Обобщенное распределение основных функций между менеджерами разных уровней выглядит следующим чином (табл.. 1.2 ) 

     Таблица 1.2 - Структура выполнения основных функций менеджерами разных уровней (% общих затрат)  

Категории менеджеров Институциональный уровень Управленческий  уровень Технический уровень
Управленческие  функции
Стратегическая 70 25 5
Административная 25 50 25
Экспертно-консультативная 5 25 70
 
       Исходя их приведенных данных,  наиболее разнонаправленную нагрузку несут менеджеры управленческого (или среднего) уровня. Стратегическую функцию выполняет большей частью институциональный уровень, а выполнение експертно-консультативной функции полагается на технический уровень. 

     1.4 Требования к качествам  современного менеджера
     Чтобы успешно выполнять перечисленные  роли, менеджеры должны иметь специальные  знания и иметь способность использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Выполнение разных функций (ролей) нуждается в наличии разных качеств.
     Требования  к качествам и  профессиональной компетенции менеджеров можно условно  разделить на две группы.
    Знание и умение выполнять профессиональную работу в управлении (профессиональные качества). 
     Они включают:
    умение обосновывать и принимать решение в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
    информированность в вопросах развития области, в которой действует предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;
    способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение средствами повышения эффективности управления;
    умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
     2. Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:
    высокое чувство долга и преданность делу;
    честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
    умение четко выражать свои мысли и убеждать;
    уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
    способность быстро восстанавливать свои физические и душевные состояния и критически оценивать собственную деятельность.
 
     Другая  классификация предлагает три группы качеств современного менеджера:
    профессиональные;
    личные;
    деловые.
 
     К профессиональным принадлежат:
    высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
    широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и сопредельных сфер деятельности;
    стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
    поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
    умение планировать свою работу.
     Личные  качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качеств других работников, которые стремятся к уважению, поэтому владение положительными личными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства.
     К ним принадлежат:
    физическое и психологическое здоровье;
    высокий уровень внутренней культуры;
    оптимизм;
    уверенность в себе.
    доброжелательное отношение к людям;
     Деловые качества можно сформулировать как такие::
    креативность (или евристичность, творчество), т.е. умение найти вид деятельности, создать организацию, обеспечить ее деятельность ресурсами;
    целеустремленность, инициативность, способность принимать  решение,  выбрать главное и сконцентрироваться;
    инновационность, стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск;
    ответственность, способность руководить собой, временем, взаимоотношениями с окружением.
    энергичность, честолюбие, стремление к власти;
    контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой.

     Рассматривая  эту классификацию, можно предположить, что для высшего уровня менеджмента  должны быть характерные именно деловые  качества, а для технического уровня - профессиональные. Это соответствует и основным функциям, которые выполняются данными группами управленцев. Но, на наш взгляд, это не означает, что к качествам менеджеров управленческого уровня принадлежат исключительно личные. Личные качества универсальны, требования к ним касаются менеджеров любого уровня.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.