На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Динамика развития представлений о развитии общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московская открытая социальная академия
 
 
 
 
 
Реферат по истории  философии науки на тему: «Динамика  развития представлений о развитии общества»
 
 
 
 
 
 
 
 
Педагог: д.ф.н., профессор  У.С. Алиев
Выполнила: соискатель С.А. Солнцева
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2011 г.
 

План:
Введение          с. 3
    Историческое развитие философской мысли о развитии
общества          с. 4
2. Ранние социологические  теории о развитии общества    с. 6
3. Современные социологические  теории о развитии 
общества          с. 17
Заключение         с. 27
Список литературы        с. 28
 

Введение
Важнейшими видами социальных изменений являются: процесс, модернизация и прогресс.
Под процессом понимается последовательность взаимосвязанных между собой изменений, при которой каждое предыдущее изменение в той или иной степени является причиной последующего.
Можно выделить две основные формы социальных процессов:
    Линейные или направленные процессы – это когда ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой из последующих стадий, а на более поздней стадии система выходит на более высокий уровень – развитие – или более низкий уровень – упадок. В случае развития система последовательно совершенствуется – общество приближается к процветанию, разрешаются его внутренние противоречия, гармонизируется социальная жизнь людей и т.д.
Теории развития предполагают неизбежность, необходимость и необратимость протекающих в обществе процессов. Отсюда возникают фаталистические и механистические взгляды на изменения, согласно которым изменения не зависят от человеческих действий, совершаются помимо людей и ведут к предопределенному финалу. Это прослеживается во всех разновидностях теорий эволюционизма от О. Конта до Т. Парсонса; это отмечается в теориях конфликта исторического материализма К. Маркса. Наиболее известные модификации теории развития – это теории модернизации, конвергенции, неомодернизации и неоконвергенции, а так же теория социального прогресса [2]
    Циклические процессы – это когда любое состояние, в котором находится система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем или уже когда-то случалось в прошлом. К этой форме восприятия развития относятся цивилизационные теории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. [5]
 

Историческое  развитие философской мысли о развитии общества
Попытки интерпретации социальной реальности как непрерывно длящегося  социального изменения предпринимались  мыслителями и учеными с давних времен. Идеи развития общества рассматривались  и разрабатывались ещё античными  философами. Платон и Аристотель определяя  общество и закономерности его функционирования, уделяют внимание факторам, которые  обладают потенциалом его развития. Платон и Аристотель считали, что  развитие общества связано с требуемыми устремлениями его участников к  достижению общего блага через развитие во всех слоях общества «добродетели». Принципиальным отличием трактата Аристотеля от воззрений Платона является утверждение, что не все слои общества, а только один из них – средний класс  – может быть его движущей силой. [4]
В средние века [1; 7] ученые-теологи Аврелий Августин и Фома Аквинский оказали существенное влияние на формирование представлений о развитии общества через формирование взглядов на основные положения католичества, т. к. в это время большинство наук развивалось в русле богословия. А. Августин, и позже Фома Аквинский, развивший его теорию, основная идея этих теорий базируется на том, что бог – это первопричина, соединение материи и формы, а процессы как переход потенции в актуальность. Аналогичную трактовку социальных изменений можно встретить во все позднейшие столетия вплоть до нашего времени – в трудах представителей неотомизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер, И. де Фриз, И. Лотц, К. Райнер, Г. Фальк (Германия), Д. Мерсье, Д. Нис, Л. Ноэль, М. де Вульф (Бельгия), А. Джереми, Д. Капело (Италия) и др.). [6]
Эпоха Возрождения, придавая особое значение развитию культуры, естественных наук, представлений о социальных основах общества, проблеме жизненных  сил человека становится предшественницей оформления знаний об обществе в науку. В воззрениях мыслителей этого периода  снижается значимость и роль теологического влияния, изменяется отношение к  человеку – человек становится центром  мироздания. Среди множества противоречивых концепций и теорий этого периода (Ф. Петрарка, Л. Балла, Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Бруно, Н. Кузанский, Б. Телезио, Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Парацельс, И. Кеплер, Ф. Бэкон, Н. Макиавелли) важно отметить труды Пьетро Помонацци, который предложил антопоморфистскую концепцию развития общества как живого организма, который, как и всякий организм, рождается, растет, достигает зрелости и умирает, подчиняясь объективным законам развития всего живого. [6]
В эпоху Просвещения Джамбаттиста Вико экстраполировал циклический  образ развития общества на человеческую историю целиком. Он предположил (в  своей знаменитой «Новой науке», 1725), что социальная жизнь и история могут изучаться наукой и что можно открыть их закономерности. По его мнению, история и общество – это результат человеческих действий, и их конечный продукт. Именно поэтому история и общество должны быть доступны человеческому познанию. В поиске исторической регулярности Джамбаттиста Вико подошел к образу восходящей спирали. Типичный (однотипный) процесс, имеющий место и на всеобщем, самом широком уровне человечества, и на конкретных уровнях частных цивилизаций, культур или обществ, принимает форму повторяемости, хотя не абсолютно точное повторение (corsi и ricorsi). Циклы повторяются на все более высоких уровнях с некоторой модификацией. На каждом повороте цикла возникает новый феномен.
В Новое время появляется целый ряд теорий, по–разному понимающих сущность социальных изменений, движущие силы этих изменений и социальные последствия этих процессов.
Объективный идеализм Гегеля рассматривает в качестве причины социальных изменений духовный фактор. Развитие общества, по Гегелю, есть прогресс в сознании свободы, который должен быть познан в его необходимости. Гегель считает, что развитие происходит путем преодоления Духа препятствий, действие людей вытекают из их потребностей, страстей, интересов, характеров, способностей.[3]
Ранние социологические  теории о развитии общества
Духовный фактор в рассмотрении общества и его развития приобретает довлеющее значение, перестает быть связанным с материальными факторами. Зарождается идея, получившая дальнейшее развитие в трудах многих ученых, мыслителей (Кондорсе, И. Г. Гердер, О. Конт, Л. Уорд, А. Тойнби, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев), идея того, что в основе социального развития лежит духовное начало. [3; 4; 6]
Огюст Конт, считающийся  основателем науки Социологии как  самостоятельной научной дисциплины, изучающей такую материю, как  общество, видел развитие общества в социальной динамике – процессе социальных изменений, происходящих в  результате распада или переустройства социальных структур. Социальная динамика, по мнению Конта, зависит от моральных добродетелей и является теорией прогресса. В основе развития общества лежит эволюция социального организма, законы которого имеют общность с природными. Прогресс в развитии человеческого общества происходит благодаря передаче поколениями друг другу накопленных материальных и духовных богатств. Прогрессивная направленность развития вызвана врожденным инстинктом, заставляющим человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...». Социальная динамика, по О.Конту, выявляет солидарность во времени, рассматривая каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего: «Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядках»; социальная связь, по О.Конту, нарушается в случае «бунта живых против мертвых». «Позитивистском катехизисе» Этот тезис О.Конта созвучен аксиоме Лейбница: «Настоящее беременно будущим». Согласно главному закону социального прогресса, закону трех стадий, разработанному О.Контом, развитие обществ неизбежно завершается позитивной стадией. О.Конт не различал общества и человечества, рассматривал развитие как позитивистский процесс, в силу чего теория прогресса О.Конта по сути своей является антропологической.
О. Конт, основываясь на том, что исследование общества должно базироваться на данных науки, а не на воображении и догадках, сформулировал "Основной закон интеллектуальной эволюции человечества", суть которого состоит в том, что общественное сознание и познавательная деятельность людей в своем развитии прошли три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Последняя стадия строго научного наблюдения, позволяет выявлять и формулировать законы общества. Общество, в видении О. Конта, целостный организм, задающий вектор развития и деятельности составляющих его индивидов. Человек по отношению к обществу является социальным субъектом, при этом, он не автономная личность. О. Конту принадлежит понятие "социальной динамики" – механизма функционирования и развития общества – и – "социальная статика": социальная структура общества и взаимоотношения между ее элементами. В качестве основных законов, которым подчиняется процесс развития общества, выступают: биологические, законы движения небесных тел – астрономические, климатические и расовые. [7]
Теория социального конфликта. К. Маркса, Г. Зиммеля и Р. Дарендорф считали основными причинами социальных изменений напряженные ситуации между конкурирующими группами. По К.Марксу источником социальных изменений является классовая борьба, возникающая из-за противоречий между социальными классами. Р. Дарендорф считал основным источником конфликта власть одних людей над другими: конфликт возникает между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет. Г. Зиммеля считал, что в основе конфликта лежит инстинкт враждебности, который обостряется при столкновении интересов. В учениях К. Маркса, Г. Зиммеля и Р. Дарендорфа общество начинает пониматься как социальное целое, как система, появляется макросоциологический уровень понимания общества. [4]
Эволюционная теория Г. Спенсера была логическим развитием идеи О. Конта об обществе как целостном организме. Его теория в традициях позитивистской социологии опирается на исследования Ч.Дарвина. В своей теории Г.Спенсер опирается на утверждение, что социальное изменение аналогично биологической: все элементы Вселенной – неорганические, органические и надорганические – социальные – эволюционируют в единстве. Социальное изменение приводит к улучшению мира. Социология призвана изучать надорганическую эволюцию: количество и характер общественных структур – частей общества: экономическую, политическую, медицинскую, военную и т.д. – их функции, то «на что собственно нацелена деятельность общества, и какие продукты оно производит». Исходя из этого, Г.Спенсер вводит постулат, согласно которому изменения в обществе происходят по мере того, как его члены приспосабливаются к природной или социальной среде. В своей «Теорию социальной эволюции» Г. Спенсер говорит о том, что прогрессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Социальная эволюция проявляется в интеграции – переходе от простого к сложному; дифференциации – переходе от однородного к разнородному и в возрастании порядка – переходе от неопределенного к определенному. [2; 6]
Г. Спенсер в отличие  от О.Конта делает акцент на причинах социальных перемен, конфликтах и катаклизмах. Основную причину и направление  происходящих изменений в обществе Г.Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций  и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Идею социальных институтов как структурных элементов  общества оформившуюся задолго до Г.Спенсера, он превратил в целостную концепцию, оказавшую весомое влияние на развитие проблематики и методов  социологии.
Теория социального реализма Э. Дюркгейма связана с идеями О. Конта, но на Э.Дюркгейма оказали влияние и идеи Г. Спенсера, в силу чего он подходил к анализу общества как к органическому целому, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль и считал, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции; рассматривая сложные типы обществ как комбинации простых. Э.Дюркгейм понимал устройство общества через идею общественной солидарности, которая является фактически синонимом понятия общественного состояния. Решение проблемы солидарности у Дюркгейма связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом. Идея солидарности Э.Дюркгейма продолжает размышления А.Сен-Симона, Ш.Фурье, О.Конта. Социальная солидарность, выступая в качестве главной силы, цементирующей и сплачивающей общество, создает общественное целое. Возникает она вследствие общественного разделения труда, в силу чего возникает единая система общественных отношений в силу установления взаимосвязей между трудовыми функциями и индивидами, которые становятся уже не просто носителями профессиональных ролей, но и социальными личностями. Солидарность, по мнению Э.Дюркгейма, покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества, которое отражает характер народа, его идеалы и традиции и образуют определенную систему, имеющую свою собственную жизнь – имеют онтологический статус коллективного сознания. Коллективное сознание есть «нечто совсем иное, чем частные сознания, хотя оно осуществляется только в индивидах. Оно – психический тип общества, тип, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия существования» – индивиды, по Э.Дюркгейму, притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Коллективное создание является для общества доминирующей ценностью. Разделение труда и специализация индивидов на выполнении какой-то конкретной функции вносят разнообразие в общество, но чем больше в обществе разнообразие, тем сильнее в индивидах стремление к единству и обмену деятельностью. Символом обмена, его юридической формой выступает у Э.Дюркгейма договор. Обмен предполагает взятие на себя взаимных обязательств. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. От степени солидарности зависит состояние общества - нормальное или патологическое. Патологическое развитие общества Э.Дюркгейм назвал аномии – ощущение, возникающее в обществе в связи с отсутствием норм, членов которого убедили и воспитали быть законопослушными, но не позаботились создать для них необходимые условия, прежде всего законодательные.
Сущность социального реализма, Э. Дюркгейма, строится на том, что природу социальных явлений объясняя социальными фактами: идеями, нормами, ценностями, вырабатываемыми коллективным сознанием людей, которые в свою очередь принудительно воздействуют на поведение. Признаками социальных фактов выступают: объективность их существования по отношению к индивидам и принудительность воздействия их на индивидов, осуществляемая социальными институтами: семьей, религией, правом и т.д. [2]
Понимающая социология М. Вебера. М. Вебер, считая социологию наукой изучающей социальное поведение, под которым он понимал отношение человека, его внутреннюю или внешне проявляемую позицию, ориентированную на поступок или воздержание от него. Поведением, по М.Веберу оно становится тогда, когда субъект поведения связывает его с определенным смыслом. Социальным это поведение становится тогда, когда оно соотнесено с таким же осмысленным поведением другого субъекта. М.Вебер утверждал, что человеческое «социальное действие» происходит благодаря субъективному мотиву, без которого действие не произошло бы вообще, и социальному мотиву, без которого это действие не было бы социальный характер – не было бы ориентировано на других. М. Вебер описал четыре идеальных, с его т.з. типа социального действия: целерациональное – направленное на достижение какой-либо рациональной цели; ценностнорациональное – основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия; аффективное – эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме; традиционное – обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки. От социального поведения, М.Вебер переходит к социальным связям, которые, по его мнению, возникают при взаимной ориентации поступков двух субъектов. Регулярность совершения социальных поступков и социальных связей обусловлена, по М.Веберу, обычаем. Единообразие, объясняемое длительной привычкой, является по М.Веберу, нравами, и традиция, в этом случае, приобретает характер спонтанного действия. Вслед за этим, М.Вебер вводит понятие «легитимный порядок», которым он определяет характер принуждения, осуждения за отклоняющееся от принятых обычаев, нравов поведение. М.Вебер выделяет три закономерности протекания социальных связей, которые и определяют их: аффективный, ценностно-рациональный, религиозный. В отношении формирования и развития общества М.Вебер выдвинул собственную теорию, значительно отличающуюся от теорий предшественников, и получившей название: «Центристской». По его мнению, общество в значительной степени формируется как в результате борьбы, так и согласия. Как во время согласия, так и во время борьбы субъекты, стороны, ориентируются на поведение друг друга. Социальная связь, соответственно, присутствует в каждый момент развития общества.
Функционалистские теории развития общества. В рамках этой теории Т. Парсонс считал, что общества имеют тенденцию становиться дифференцированными в своих структурах и функциях. Новые структуры, при этом, становятся более функционально приспособленными, чем предыдущие. Усложнения социальной структуры, ведет к уменьшению их стабильности. Это Т. Парсонс и рассматривает как фактор развития общества. По Т. Парсонсу, эволюционный процесс это процесс, в котором противоречия ведут к стабильности и интеграции, а сущность общественной жизни есть стремление к порядку. Т.Парсонс создал современную теорию социального действия и на базе этой теории – структурно–функциональную теорию социальных систем. Исходное место в теориях Т.Парсонс занимает понимание социального действия как единства трех подсистем: субъекта действия – индивида как действующего лица, определенной ситуации и ценностно–нормативных предписаний как условий действия. Важнейшее значение придается Т.Парсонс категории «система действия», а социальная система понимается им как система социального действия, мотивированного поведения, взаимодействующая с культурными–стандартами, как и с физическими и биологическими элементами окружающей среды. Социальное действие для Т.Парсонса – это самоорганизующаяся система, отличающаяся символичностью, нормативностью и волюнтаристичностью. Как наиболее важный социальный процесс, Т.Парсонс видит процесс коммуникации значений, символов – информации. У.Ф. Огборн в рамках этой теории изучал психологические основания экономического понимания истории, используя теории неврозов З.Фрейда и индустриальных психозов К.Паркера, оказав тем самым значимое влияние на социологическую школу Америки. Проводя грань между материальной и нематериальной культурой, У.Ф. Огборн считает, что источником социальных изменений являются изобретения в сфере материальной культуры (инструменты, оружие, технологии). Нематериальная культура, включая социальные ценности, нормы, убеждения, социальные структуры, в т.ч. законодательство, религию и семью, вынуждена реагировать и адаптироваться на изменения материальной культуры, в силу того, что материальная культура – техника – развивается быстрее, чем нематериальная, вводя понятие «культурного запаздывания». В результате этого возникает множество нерешенных социальных проблем. Говоря об этом, У.Ф. Огборн обращает внимание на то, что ни один отдельно взятый фактор не способен прояснить изменения, происходящие в обществе. Связано это, по его мнению, с тем, что в реальности множество сил сливается в сложном взаимодействии друг с другом, и именно это взаимодействие придает обществу его динамический характер.
Системная теория. Эта теория в воззрениях на развитие общества исходит из понятия системы – объединения множества элементов в нечто целое, обособленное от того, что его окружает. Макроуровень – это общество в целом; мезоуровнь – отдельное государство, нация; микроуровень – локальное объединение: ассоциация, семья и т.д. Социальные изменения в системной теории – это различия в состояниях одной и той же системы, возникающих последовательно одно за другим во времени. Каждая характеристика системы может рассматриваться в процессе ее изменения: в составе, в структуре, в функционировании, в границах, во взаимодействии подсистем, в окружении. Так же данная теория говорит о видах системных изменений: внутрисистемных – адаптивных, изменение системы как таковой – перерождение системы. Т.Парсонсу удалось преодолеть противопоставление общества и личности, характерных для многих учений (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер) благодаря выделению подсистем: социальной системы, культуры, личности и поведенческого организма – которые выступают друг для друга средами их деятельности. [2; 3; 4]
Теория факторов. М.Вебер, Г. Моска, А.О. Ковалевский, Н. Кареев. Особенностью этой теории является отрицание монизма  – единой основы развития общества – и признание механического  взаимодействия множества различных  равноправных факторов: экономики, религии, морали, техники, культуры и т.д. Выражая  плюрализм, теория факторов отвергает  объективные законы общественного  развития, внутренние связи между  социальными явлениями, демонстрирует  позиции субъективного идеализма, считая основной задачей описание социальных, технических, культурных и др. факторов в их внешнем взаимодействии. Ряд  ученых в качестве факторов общественного  развития рассматривают технику  и промышленность: «теория культурного  отставания» У. Ф. Огборна, «индустриальная  социология» или «индустриальная  цивилизация» Р. Арона, У. Ростоу, теория «постиндустриального общества» Д.Белла, футурологические концепции. К. Шепард и его приверженцы – «экономическая цивилизация» – в качестве факторов общественного развития признают экономику. По их мнению, диспропорция между материальным богатством капиталистического общества и уровнем его духовной культуры особенно заметен в период кризиса, и находит своё отражение в  росте социального пессимизма и  поливариантности теорий прямо или  косвенно отрицающих прогресс и предлагающих заменить данное понятие либо идеей  циклического круговорота (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин), либо понятием «социального изменения» (У. Ф. Огборн):
Технологический детерминизм  разрабатываемый в течение последних  десятилетий, представлен трудами  Д. Белла, Р. Арона, О. Тоффлера и др. Данное направление исследует машины и  системы машин, влияние изменений  машин на изменения структуры  и характера общества. Общество в  данных теориях подразумевается  как индустриальное, противопоставляемое  доиндустриальному, где определяющей является аграрная сфера. Индустриальное общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда, автоматизация, в нем, рассматривается  как видоизменяющая форму индустриального  общества, но не трансформирующая его  сущность. Появление и распространение  компьютеров же, рассматривается  этой теорией как вхождение общества в постиндустриальную стадию, в которой  доминирующее значение начинает играть информация. Основой организационной  системы такого общества становится сфера управления на основе информации. В постиндустриальном обществе собственность  на средства производства теряет социальный вес, важное место в нем отводится  сфере услуг; классовая борьба отходит  на второй план; происходит рост благосостояние населения; основным конфликтом постиндустриального  общества становится конфликт между  знанием и некомпетентностью.
К обществам переходящим  от индустриального к постиндустриальным можно отнести в настоящее  время США, Западную Европу, Японию, в которых движущей силой развития общества становятся информатизация (компьютеризация), роботизация и автоматизация  производства. Обработка колоссального, увеличивающегося объема информации позволяет  промышленности и сельскому хозяйству  увеличивать производство продукции, делать более гибким и одновременно с этим устойчивым управление, как  бизнес, так и государственное, финансовое, коммуникационное.
Теории циклических изменений. Циклический образ социальных процессов сформировался в общественном сознании раньше, чем более сложный образ роста. Такое представление о социальных процессах сформировалось в представлении человечества задолго до того, как появились систематические теории. В философии циклический образ восходит к Древней Греции: Аристотель говорил: «То, что уже было, то еще будет; и то, что было сделано, еще будет сделано; и нет ничего нового под солнцем» [1]; Геродот (V в. до н.э.) дал первую полную схему приложения цикла к политическим режимам: монархия - тирания - олигархия - демократия – охлократия; Полибий (200-118 до н.э.) проводит схожую с Геродотом мысль о том, что все политические единицы – политии – проходят неизбежные циклы роста, зенита и упадка. В средние века аналогичные идеи возникали у Ибн Хальдун (1332-1406), который говорил о том, что «ничто неново под солнцем». Ибн Хальдун сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост - зрелость - старость. Цикл политических режимов, по его мнению, длится около 100 лет, что равнозначно жизни трех поколений. Цикл изменяющихся социальных связей, или солидарностей, типичных для повседневного существования человеческих групп, по мнению Ибн Хальдун проходит через три стадии: доминирование сильно развитого чувства солидарности, вызываемое трудными условиями кочевой жизни в пустыне; с появлением оседлости, когда культуры локализуются и возникает достаток, солидарность ослабевает; разрыв социальных связей и распылению групп. За этим следует кристаллизация групп на основе новых социальных уз.
В целом теории циклических  изменений можнл подразделить на два направления: теории локальных  цивилизаций (Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера  и А. Тойнби); теория стадиального развития цивилизации (Ф.Нортропа, А. Крёбера, П.А. Сорокин, Н.Бердяевым).
Цивилизации: крупные социальные и культурные феномены, существующих в виде целостносте – назывались Н.Данилевским как культурно–исторические типы, О.Шпенглером как развитые культуре, А.Тойнби как цивилизации, Ф. Нортропом  как культурными системы, мировые  культуры, П.Сорокиным как метакультурами, А. Кребером как модели культуры, основанные на высших ценностях, Н. Бердяев называл  их великими культурами.
Н. Данилевский формулирует  основные принципы и закономерности, которые регулируют процесс возникновения, роста и упадка цивилизаций, деятельность народов.
О. Шпенглера, А. Тойнби в  своих теориях о процессах  социальных изменений созвучны с  учением П. Помонацци и исходят  из того, что культура (9) проходит через  те же этапы, что и человек в  своей жизни: период развития, зрелость, закат и смерть. По этому пути, по их мнению, проходит большинство  цивилизаций. По А.Тойнби цивилизации  возникают в ответ на некий  «вызов» и их развитие неуклонно  идет к упадку и, в конечном итоге, к гибели. «Среда намеренно неблагоприятная непрерывно бросает «вызов» обществу, общество через свое творческое меньшинство отвечает на вызов и решает проблемы. Такое общество не знает покоя, оно все время в движении, благодаря движению оно рано или поздно достигает уровня цивилизации».
П. Сорокин, опираясь на труды  Н. Данилевского, введя понятие ценностей, видит социальную динамику в циклической  смене социокультурных типов. По П.Сорокину любое общество можно  понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм. П. Сорокин делает вывод  о том, что с помощью исследований значений, ценностей, норм, проявляющихся  в деятельности индивидов, можно  обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга [5].
Отличие подхода теории циклов к социальному развитию от эволюционистского  подхода состоит в том, что  развитие воспринимается не как «прямая», а скорее как «круг», «спираль»: история  обратима, повторяема, она периодически исчерпывает свой потенциал и  временно возвращается к началу процесса.
Современные социологические  теории о развитии общества
При подходе к обществу как социальному целому, как системе  – макросоциологический уровень  – можно выделить два базовых  подхода: функциональный и конфликтологический. Идея функционального подхода –  исследование функций общества –  принадлежит Г. Спенсеру, развил это  направление Э.Дюркгейм, продолжили это направление Т.Парсонс, Р.Мертон. Современный функционализм строится на идеях о том, что общество является систе, в которой все её части  интегрированы; в обществе есть механизмы, поддерживающие стабильность и необходимость  эволюционных изменений. Конфликтологический  подход рассматривает в качестве источника развития общества конфликт, и на этой основе проводит идею его  функционирования. Теории конфликта  начинающиеся с учений К.Маркса, продолжают эту теорию в своих трудах Р. Дарендорф, Г. Зиммеля. Современный американский социолог Л. Козер усматривает причины конфликта в обществе в существующей в ней системе распределения и в том, что члены этого общества начинают отказывать в правомочности ее существования – происходит это в период обнищания масс. Таким образом, функционализм и конфликтологический подход расходятся в предпосылках развития общества: первые считают, что оно лежит в эволюционном изменении изначально стабильного общества, второе – что общество изначально нестабильное, изменяющееся в связи с постоянной необходимостью разрешать противоречия в нем. [2; 6]
Теория социального поля П. Штомпка опирается на отрицание  изучения статического общества, предполагая в качестве объекта изучения анализ событий, процессов. Общество, по П.Штомпка, есть процесс – постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Он считает, что общество в неизменном состоянии не существует и не может существовать, общество существует как «мягкое поле взаимоотношений». Социальное поле рассматривается П.Штомпка как динамический процесс находящейся в постоянном движении. Общество: либо «расширяется», либо «сжимается», в зависимости от того, люди «проникают» в него или «покидают» его пределы; «усиливается» или «ослабляется», в зависимости от «качества» взаимодействий; «сгущается» или «распыляется», в зависимости появления или смещения лидера; «смешивается» с остальными сегментами поля или «дистанцируется», в зависимости от образования содружеств, союзов или раскола. П.Штомпка [8] выделяет четыре вида связей интегрирующих поле:
    Сплетение идей: верований, доказательств, понятий – составляющих социальное сознание поля – идеальное измерение поля.
    Сеть правил: норм, ценностей, предписаний, идеалов – социальные инструкции поля.
    Сеть действий, являющаяся социальной организацией поля – интерактивное измерение.
    Сеть интересов: жизненные шансы, возможности, доступ к ресурсам – возможности – социальная иерархия поля.
На каждом из уровней интегрирующих  поле связей происходят динамические процессы, и они протекают в тесной взаимосвязи друг с другом; имеют различные уровни сложности: макроуровень – общество, мезоуровень – общности, группы и микроуровень – уровень личности.
Социальное изменени
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.