Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Правила речевого поведения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ИНСТИТУТ  КОММУНИКАТИВНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ 
 
 

контрольная работа
на  тему:                    
Правила речевого поведения.
                                                                 
                               
                                  Выполнил  студент
______ Рослова _____________
_______Мария______________
                                                                                                                                                (фамилия, имя, отчество, подпись)
_________Заочная______________
                                                                                                                                                (форма обучения)
__менеджмент  организации___
                                                                                                                                                 (специальности)
__________616_____________________
                                                                                                                                                  (группа)
                  Проверил:
______________________________________
_________________________________
                                                                                                                                        (ученое звание, должность, фамилия,
                                                                                                                                         имя, отчество, подпись)
             Оценка___________________________
 
Москва 2011 г

Содержание

      Теоретическая часть
      14 вариант.  Правила  речевого поведения.
Введение________________________________________________________3
Этикет и речь____________________________________________________4
Речевое поведение________________________________________________6
Правила диалога__________________________________________________7
Ораторская речь_________________________________________________10
Правила говорящего и слушающего ________________________________13
О речевой ситуации______________________________________________17
Застольная речь_________________________________________________18
Культура речи в национальном общении____________________________19
Заключение_____________________________________________________ 20
2. Практическая часть. Вариант 14_______________________________ 22
Список использованной литературы________________________________ 24
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Мы живем  в знаменательное время, когда особенно остро человек осознает свое место  в мире, осознает Землю как единый дом для всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание связей всего со всем, взаимозависимостей и взаимовлияний, о которых не думали еще совсем недавно. Широко развивается  наука экология, обсуждаются последствия  вмешательства человека в природу. Пишут много и широко и об экологии человека, изучающей процессы взаимопроникновения  природы и общества, и об экологии культуры — о защите памятников старины и других многочисленных явлений культуры, пишут и об экологии слова.
Отсюда  вытекает актуальность темы моей контрольной работы - «Правила ведения речи».
Сегодня особенно актуальны как речевое  поведение в целом, так и правила  ведения диалогов.
Новизна и специфичность современных, чисто  российских, аспектов правила ведения  речи заключаются в том, что формирование таких новых структур происходит на фоне общества.
Вне культуры общения расстраивается взаимодействие людей, их производственная деятельность, их повседневный быт. "Сейчас в стране идет прекрасный, долгожданный, но для  некоторых мучительно трудный процесс  демократизации нашего общества. Мы учимся жить в условиях демократии. А демократия — это еще и интеллигентность, взаимоуважение. Это должно проявляться  во всем: в спорах, в отстаивании  собственного мнения, в умении внимательно  выслушать оппонента, постараться  понять его, ибо, не поняв, как ты сможешь  ответить ему спокойно и по существу? А умеем ли мы вообще слушать друг друга?».
Целью данной работы являются правила ведения речи, их анализ и разработка рекомендаций.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие  задачи:
Выяснить, какая связь между речью и  этикетом.
Для чего нужны в обществе правила речи.
 
Этикет  и речь
 
При слове  этикет в нашем воображении возникают  некие придворные церемонии, о которых  мы когда-то читали. Конечно, первоначально  этикет возник как церемония демонстрации иерархической власти. Э.В. Арова  в книге "Будьте добры" рассказывает, что древнейшие сведения об этикете  содержатся уже в "Поучениях Кагемни  фараону Снофри", которым около  пяти тысяч лет. Само же слово этикет возникло во Франции и употребляется  со времен Людовика XIV.
В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система  разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих  от тебя, будь трудолюбивым, совестливым  — и т.д. и т.п.
Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или  социальной группы, или узкого круга  — и при этом всегда несут важную информацию: свой — чужой (не принадлежащий  к среде, кругу), вышестоящий —  нижестоящий, далекий — близкий, знакомый — незнакомый, желанный —  нежеланный и т.д.
Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Об этом прекрасная книга В.Е. Гольдина "Речь и этикет". Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде — все это заметно  в наших повседневных речевых  проявлениях.
Попробуем сделать вывод относительно того, что такое этикет. Это самые  разнообразные словесные и несловесные (или, вербальные и невербальные) знаки, оповещающие окружающих о принадлежности человека к той или иной, более  широкой или более узкой, среде, группе. Знаки этикета составляют некоторую систему правил, обязательных для исполнения в данном обществе. Не исполняющий этикетных правил выпадает из этой среды. А поскольку  порядок поведения в обществе воспитывается с детства в  каждом его члене семьей и школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой.
"Словарь  по этике" определяет это  понятие так: "Этикет (французское  etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность  правил поведения, касающихся  внешнего проявления отношения  к людям (обхождение с окружающими,  формы обращения и приветствий,  поведение в общественных местах, манеры и одежда)". Как видим,  здесь общие правила поведения  и правила речевого поведения  объединены. Если этикет как установившийся  в обществе свод правил регулирует  наше поведение в соответствии  с социальными требованиями, то  речевой этикет можно определить  как регулирующие правила речевого  поведения. Это широкая зона  единиц языка и речи, которая  словесно выражает этикет поведения,  дает нам в руки те языковые  богатства, которые накопились  в каждом обществе для выражения  неконфликтного, "нормального"  отношения к людям, а это  значит — отношения доброжелательного.  С другой стороны, этикет регулирует  сложный выбор наиболее подходящего,  наиболее уместного средства  именно данным человеком, для  его конкретного адресата, в данном  конкретном случае, в данной ситуации  и обстановке общения. В одном  случае получается текст: Тань, а Тань, сбегаем в кино!, а в  другом: Уважаемая Татьяна Сергеевна,  разрешите пригласить вас на  новый фильм. Мы каждый день  и по много раз употребляем  выражения речевого этикета: обращаемся  к людям, приветствуем их, прощаемся,  благодарим, извиняемся, поздравляем  с праздником, сочувствуем и соболезнуем,  одобряем и делаем комплимент, мы что-то советуем, о чем-то  просим — и все это так,  что учитываем и официальную  или неофициальную обстановку  общения, и свои собственные  роли относительно ролей собеседника,  и конкретную ситуацию общения,  и национальные привычки и  обычаи. И все это привычно, автоматически,  потому что "так надо".
В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании. Но впрочем, и здесь все же строим новое. В целом речевой этикет — это зона устойчивых, стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор в каждом конкретном речевом акте, как и  всякий выбор, дело творческое.
 
Речевое поведение
 
Психолингвисты  определяют речевую деятельность как  мотивированное, определяемое целями сознательное речевое проявление, а  речевое поведение — как лишенное осознанной мотивировки автоматизированное, стереотипное речевое проявление. Речевое  поведение человека — сложное  явление, оно связано с особенностями  его воспитания, местом рождения и  обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными  ему как личности и как представителю  социальной группы, а также и национальной общности особенностями. Речевое поведение  стереотипно, привычно, поэтому оно  выражается в стереотипных высказываниях, речевых клише, с одной стороны, и в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности — с другой. К этому надо добавить и неречевые (невербальные) средства коммуникации — жесты, мимику, тональные  и фонационные особенности. Иначе  говоря, в речевом поведении проявляется  языковая личность, принадлежащая данному  времени, данной стране, данному региону, данной социальной (в том числе  и профессиональной) группе, данной семье. Здесь много общего и много  особенного. Человек, профессионально  связанный с речевой деятельностью  и привыкший к публичным выступлениям (например, лектор, журналист, диктор), свободно чувствует себя в общении, его речевое поведение выдает в нем человека, владеющего речью, жестом, могущего концентрировать внимание слушателей. Напротив, не связанный  с "речевой" профессией, оказавшись перед микрофоном, ведет себя скованно, мимика его неестественна, он не знает, куда девать руки, мучительно ищет слова... А бывает и не так. Самобытная личность нередко находит способ интересно  сообщить о себе и своих делах, не затрудняясь манерой речи и  обнаруживая в своем поведении  раскованность и смелость.
Речевое поведение впрямую связано и  с ролевым поведением, с присущими  каждому из нас постоянными и  переменными ролевыми признаками. Каждый человек находится во множестве  ролевых и речевых ситуаций, постоянно  ориентируется в обстановке общения, и в своем партнере, и в присутствующих третьих лицах и постоянно  выбирает ту или иную речевую манеру, то или иное поведение. Владение переключением  речевого кода при том или ином ролевом речевом поведении —  составная часть наших речевых  умений и нашей культуры вообще. Чем культурнее человек, тем выше его культура общения и тем совершеннее его способность переключаться. Но переключение не безгранично! Оно зависит от присущих человеку постоянных социальных признаков, его собственных привычек, его излюбленных речевых приемов.
Есть  речевое поведение, присущее горожанам  и жителям деревни, высокообразованным и малообразованным людям, молодым  и старым и т.д. и т.п. А есть речевое поведение, которое присуще  только Ивану Ивановичу или Анне Кузьминичне.
Можно сделать вывод, что языковая личность очень сложна в своих проявлениях. Она несет в себе опыт языкового  развития поколений, в том числе  и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный  неповторимый опыт и облик. Общаясь, мы всегда обнаруживаем себя как личность и всегда находимся в рамках заданного  многообразными условиями речевого поведения. Следовательно, речевое  поведение человека будем рассматривать  как разновидность и составную  часть его социального поведения.
 
Правила ведения диалога
 
Слово подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее слово организует мысль, которую  предстоит выразить. Слово внешнее  есть непосредственное выражение мысли  в устной или письменной форме. Правила  и рекомендации, которые приводятся ниже, относятся к внешнему слову, то есть к основным видам общения  — монологу и диалогу. Эти правила  обобщают опыт организации речевых  отношений.
I. Правила для  говорящего и слушающего
1. Ритор всегда  готов вести диалог.
2. В диалоге  положение слушающего более благоприятно, чем положение говорящего.
3. Обращение  с речью предполагает, что слушающий  прерывает любое дело или собственную  речь, чтобы выслушать сообщение.
4. Следовательно,  говорящий несет ответственность  за актуальность, значимость, уместность  сообщения.
5. Если обращенная  речь бессодержательна или не  вызывает ответной мысли у  слушающего, диалог может быть  прерван, а дело может не  состояться, за что ответственность  несет говорящий.
II. Условия продолжения  диалога.
1. Слушающий  должен внимательно выслушать  обращенное к нему высказывание.
2. Слушающий  может ответить на вопрос либо  сообщением, либо действием.
3. Слушающий  может ответить на повествование  либо новым сообщением, либо пересказом (третьему лицу), либо умолчанием.
4. Слушающий  может ответить на побуждение  либо действием, либо новым  сообщением.
5. Слушающий  может пересказать полученное  сообщение другому лицу, если  он не получил от говорящего  специального запрета на пересказ.
6. Слушающий  может ответить на сообщение  действием, если оно специально  не запрещено. 
III. Правила защиты  говорящего от слушающего и  слушающего от говорящего
Правила для  говорящего:
1. Говорящий  должен тщательно отсеивать сообщаемую  информацию: имеет преимущество  тот, кто владеет информацией.
2. Последствия  каждого высказывания должны  быть обдуманы.
3. Каждое высказывание  должно быть целесообразным: его  создание говорящим исходит из  замысла, а не из психологической  реакции на обстоятельства.
4. Содержание  и смысл высказывания определяются  тоном, которым оно произнесено.
5. Сообщение  должно быть уместным.
6. Сообщение  не должно быть противоречивым.
7. Сообщение  должно содержать новую информацию.
8. Сообщение  не должно быть многословным.
Правила для  слушающего:
1. Слушающему  следует сопоставить сообщение  говорящего с сообщениями на  ту же тему, полученными от  разных лиц.
2. Слушающий  должен выделить истинные и  ложные, правдоподобные и неправдоподобные  высказывания.
3. Слушающий  должен выделить приемлемые и  неприемлемые для него высказывания.
4. Сопоставив  высказывания на ту же тему  различных лиц, разделив истинные  и ложные, приемлемые и неприемлемые  сообщения, слушающий отделяет  интересы говорящего от содержания  его высказывания.
5. Слушающий  оценивает высказывание и интерес  говорящего применительно к ситуации  речи и на этом основании  отделяет интересы говорящего  от его намерений, так как  интересы могут не совпадать  с намерениями.
6. Выделив интересы  и намерения говорящего, слушающий  сопоставляет данное высказывание  с другими высказываниями того  же лица и определяет искренность,  то есть добросовестность намерений  говорящего.
7. С должным  вниманием слушающий относится  к суждениям говорящего о других  лицах и о том, что они  говорят: если ваш собеседник  не в состоянии хранить секреты  других, то он не в состоянии  хранить и ваши секреты; если  он недоброжелательно относится  к другим, то, очевидно, он недоброжелательно  относится и к вам.
8. Не меньшее  внимание слушающий уделяет логическим  и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается  разум собеседника как способность  понимания и суждения.
9. Ошибки в  содержании речи слушающий связывает  с отношением говорящего к  собственным высказываниям (модальностью  речи): говорящий может быть скромным, смиренным человеком, но может  шутить, испытывать слушающего, намеренно  вводить его в заблуждение  относительно своих умственных  способностей или информированности.
10. Из содержания  речи собеседника следует отобрать  положительную и пригодную информацию, которая будет основой ответного  суждения.
 
Ораторская  речь
 
Для речи оратора свойственны свои правила
1. Речь, которая  произносится публично, должна быть  подготовлена и предварительно  продумана.
2. Только очень  опытный оратор может позволить  себе импровизированную публичную  речь, которая на самом деле  подготовлена опытом многочисленных  выступлений.
3. Перед тем  как приступить к публичной  речи, вспомните и продумайте  Заповеди Моисеевы: каждая из  них обращена непосредственно  к вам, к вашей речи и к  вашей аудитории.
4. Если вы  ограничены регламентом, сократите  содержание вашей речи: лучше  сказать мало, чем сказать 
5. В каждой  речи должны быть начало, середина  и конец; при этом конец речи - самое важное, поэтому всегда  помните о конце вашей речи.
6. Составьте  план речи, в особенности, если  вы ограничены регламентом.
7. План речи  размещается на одной стороне  листа бумаги; его не следует  писать на нескольких листах.
8. Оратор должен  продумать первую фразу и заключение  речи; все остальное можно импровизировать
9. Могут читаться: лекции, доклады, официальные документы,  чужие тексты; все остальные виды  речей произносятся. Не следует  писать тексты публичных речей,  кроме указанных их видов. Написанный  текст речи затрудняет ее произнесение: неопытный оратор боится упустить  что-нибудь из написанного, поэтому  сбивается и делает ошибки.
10. Оратор, который  выступает перед публичной аудиторией, должен быть физически собранным,  бодрым, оптимистичным, спокойным,  уверенным в себе; он должен  иметь опрятный и привлекательный  вид.
11. Многие, в том  числе и опытные, ораторы сильно  волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно.
12. Слишком сильное  волнение вредно. Чтобы избавиться  от него, постарайтесь непосредственно  перед выступлением отвлечься  от его содержания, не воображайте  себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем. 
13. Не пейте  воду непосредственно перед выступлением  и во время выступления - вода  дает ненужную нагрузку на  сердце и сбивает голос. Не  разговаривайте непосредственно  перед выступлением.
14. Когда придет  время выступать, соберитесь внутренне  и уверенным шагом подойдите  к месту, с которого предстоит  говорить.
15. Стойте прямо,  развернув плечи. Голову держите,  немного приподняв подбородок. Ноги  должны быть примерно на ширине  плеч. Не прижимайте руки к  животу, не заламывайте руки, не  сцепляйте пальцы рук, не закладывайте  руки за спину, не держите  руки в карманах, не заплетайте  ногу за ногу.
16. Жестикуляция  оратора должна быть умеренной.
17. Когда вы  говорите, не забывайте раскрывать  рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте  громкость голоса по объему  помещения и по величине аудитории.  Никогда не пытайтесь перекричать  аудиторию.
18. Голос пускайте  не вниз и не вверх, но  прямо перед собой несколько  над головами аудитории.
19. Не пользуйтесь  микрофоном без крайней необходимости:  микрофон затрудняет непосредственный  контакт с аудиторией.
20. Встав перед  аудиторией, первым делом улыбнитесь  и посмотрите на людей, которые  вас слушают, - вы увидите, что  они внимательны к вам и  настроены в целом доброжелательно.
21. Сделайте небольшую  начальную паузу. Если шумят,  сделайте паузу больше и окиньте  взглядом аудиторию.
22. Плавно вступайте  в речь. Не начинайте слишком  энергично, иначе вам не хватит  сил завершить речь, а слушающим  - вытерпеть ее до конца.
23. Произнося  речь, помните, что вы обращаетесь  к людям, которые согласились  выслушать вас, а не к бумажке,  на которой написан ваш конспект.
24. Говорите спокойно  и уверенно, и вас будут слушать.
25.Говорите громко, отчетливо, сохраняя размеренный  темп речи.
26. Во время  речи смотрите на аудиторию,  последовательно фиксируя взглядом  группы находящихся перед вами  людей.
27. Помните, что  в устной публичной речи один  сильнее многих.
28. Не бойтесь  больших аудиторий, но бойтесь  малых аудиторий. Чем больше  аудитория, тем легче ее убедить.
29. Не говорите  лишнего. 
30. Будьте человеколюбивы - говорите по возможности кратко.
31. Используйте  только литературные слова и  выражения. Старайтесь употреблять  как можно меньше иностранных  слов.
32. Не усваивайте  себе дурную манеру некоторых  лекторов повторять дважды одно  и то же слово.
33. Произносите  речь не словами, а фразами. 
34. Речь есть  чередование слов и пауз.
35. Публичная  речь интонирована.
36. Оратор должен  видеть все, что происходит  в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на  поведение аудитории.
37. Если в аудитории  начался шум, не повышайте,  но понизьте голос, или сделайте  паузу и внимательно посмотрите  на аудиторию.
38. Не бойтесь  реплик из зала.
39. Отвечая на  реплики и вопросы во время  речи или после нее, помните,  что ответы либо должны быть  дельными, ясными и краткими, либо  их не должно быть вовсе.
40. Завершение  всякой речи должно быть энергичным  и оптимистичным. 
 
Правила говорящего и слушающего
 
Для разных видов  речевой деятельности общество выдвигает  определенные правила их осуществления. Каждый понимает, что не следует  в библиотеке, читальном зале читать громко или даже бормотать, так как  это мешает другим, не следует говорить своему другу что-либо слишком громко в общественном месте, так как  сообщение не предназначено для  чужих ушей, и т.д. Наверное, важнее всего выделить правила для говорящего и слушающего, так как в устном контактном непосредственном общении  текст рождается спонтанно, т.е. неподготовленно, к нему нельзя вернуться, его нельзя исправить. Поэтому надо быть особенно внимательным к соблюдению таких  правил и постараться ввести их в  привычку. Итак, правила для говорящего. Живой голос, как говорится, производит гораздо больше впечатления. Пусть то, что ты читаешь, будет сильнее, но в душе глубже засядет то, что запечатлевают в ней манера говорить, лицо, облик, даже жест говорящего.
1. Говорящему  предписывается доброжелательное  отношение к собеседнику. Запрещается  своей речью наносить адресату  разного рода оскорбления. Следует  избегать прямых негативных оценок  личности собеседника. 
2. Говорящему  предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную, но не преувеличенную  в данной ситуации общения  вежливость. Это значит, что необходимо  учесть возраст, пол, служебное  или общественное положение адресата  и другие его социальные позиции  и роли и соразмерить свои  собственные социальные признаки  с этими показателями партнера. Необходимо стараться смягчать  свою речь, снимая излишнюю категоричность. Надо не забыть поблагодарить  и извиниться, поздравить в нужный  момент и одобрить.
3. Говорящему  не рекомендуется ставить в  центр внимания собственное я,  предписывается быть скромным  в самооценках, не навязывать  собеседнику, упорно и категорично,  собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения  партнера.
4. Говорящему  предписывается поставить в центр  внимания слушающего, учитывая его  социальные роли, его личность  и осведомленность в теме, предмете  речи, степени его заинтересованности. Следует не скупиться на языковые  средства адресации, постоянно  поддерживая контакт внимания, интереса. В разговоре с другим надо  немного приглушать собственное  я.
5. Говорящему  необходимо уметь выбрать тему  для разговора, уместную в данной  ситуации, интересную, понятную партнеру. Есть и такой аспект, как национальная  специфика типичной в ситуациях  общения тематики. В Англии, например, часто беседуют о погоде, а  в странах с устойчивым, благоприятным  климатом такая тематика не  принята. Разговоры о семейных  отношениях не ведут малознакомые  люди, а в странах Ближнего  Востока вопрос другу о здоровье  его жены считается неприличным.  Разговоры в гостях наполнены  пустой болтовней, а в Японии  даже деловой разговор должен  предваряться ничего не значащим, пустым разговором о погоде, здоровье  и т.п. Всё это установка  на контакт, принятое проявление  внимания к собеседнику
6. Говорящий  должен следовать логике развертывания  текста, следить за тем, чтобы  вывод не противоречил предпосылке,  чтобы следствия вытекали из  причин. Композиция текста, следование  одного за другим, разбиение текста  на смысловые куски особенно важны в публичной, научной и ораторской речи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.