На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Туристско-рекреационные особые экономические зоны России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
   Введение………..…………………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты воздействия государства на предпринимательскую деятельность...4
     1.1 Государственная политика по регулированию деятельности предприятий СКСТ...4
     1.2 Особенности предпринимательской деятельности в сфере СКСТ …………………8
     1.3 Существующие программы развития туризма в России…………………………….8
2 Туристско-рекреационные  особые экономические зоны России…………………………… 11
           2.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации…………………………………...11
           2.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон….12
    Заключение……………………………………………………..……………………………….15
    Список использованных источников…..……………………………………………………..17
     
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Туризм  уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода . К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды. Возросшая роль туризма в социально-экономической жизни общества объективно обуславливает необходимость более глубокого исследования методологических и теоретических вопросов механизма функционирования этой отрасли.
     Актуальность  исследований эффективности работы особенно возрастает в современных условиях перехода к рыночным отношениям и рыночным методам управления.
Цель данной работы состоит в изучении таких  задач, как:
- ознакомиться  с государственной политикой  по регулированию деятельности  в сфере СКСТ;
- ознакомиться  с существующими программами  развития туризма в России;
- выявить особенности  предпринимательской деятельности  в сфере СКСТ;
- изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации;
- провести сравнительную характеристику российских туристско-рекреационных особых экономических зон. 
 
 

     1 Теоретические аспекты воздействия государства на предпринимательскую деятельность
     1.1 Государственная политика по регулированию деятельности предприятий СКСТ
     Соединения  факторов туристического спроса и предложения  должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона. Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.
     Россия, несмотря на свой колоссальный туристический  потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ - 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом. Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Отмечу также, что современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.
     Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной  помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.
     Социальный  туризм - путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. [4]
     Социальный  тур - минимально необходимый набор  туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.
     Базовый стандарт доступности социального  тура - совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
     Участник  социального туризма - турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма.
     Организация социального туризма - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10%.
     Появление отмеченных негативных обстоятельств, связано в основном с тем, что на современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.
     Предполагается  необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.
     Таким образом, государственное регулирование  в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.
     Воздействие на расширение туристического рынка  требует разработки рыночной стратегии  продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор  долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.
     Воздействие со стороны государственных органов  различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.
     Конкретные  задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:
     - принятие решений по разработке  организационно-экономической и  социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;
     - создание условий для решения  проблем социального, адресного  туризма; 
     - разработка программ развития  государственного и частного  секторов, с учетом перечисленных только что направлений;
     - обеспечение эффективного инвестирования  государственного и частного  секторов;
     - обеспечение постоянного контроля  за ходом и направлением развития  туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.
     За  частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.). [1]
     Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определил  принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.
     Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:
     - содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для её развития;
     - определяет и поддерживает приоритетные  направления туристической деятельности;
     - формирует представление о РФ  как стране, благоприятной для  туризма; 
     - осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
     При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:
     - обеспечение права граждан на  отдых, свободу передвижения и  иных прав при совершении путешествий;
     -  охрана окружающей природной  среды;
     - создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
     - развитие туристической индустрии,  обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
     - создание новых рабочих мест;
     - увеличение доходов государства  и граждан;
     - развитие международных контактов;
     - сохранение объектов туристского  показа, рациональное использование  природного и культурного наследия.
     Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
     Определены  конкретные направления государственного регулирования туристической деятельности. Оно осуществляется путем:
     - создания нормативных правовых  актов, направленных на совершенствование  отношений в сфере туристической индустрии;
     - содействия в продвижении туристического  продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
     - защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
     - лицензирования, стандартизации в  туристической индустрии, сертификации  туристического продукта;
     - установления правил въезда в  РФ, выезда из неё и пребывания  на её территории с учетом интересов развития туризма;
     - прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
     - налогового и таможенного регулирования;  представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;
     - содействия кадровому обеспечению  туристической деятельности;
     - развития научных исследований  в сфере туристической индустрии; 
     - содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.
     Поскольку, регулирование является одной из функций управления, то оно осуществляется органами исполнительной власти в сфере туризма. На федеральном уровне таким органом является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Субъекты Федерации сами устанавливают органы, отвечающие за сферу туризма и их структуру.
     В любом случае структура органа исполнительной власти субъекта Федерации в сфере туризма должна оптимально соответствовать объему и характеру решаемых этим органом задач. В его составе могут быть несколько отделов, например, отдел маркетинга, отдел планирования и организации туристской деятельности, отдел развития туристской деятельности, общий отдел, а также бухгалтерский отдел.
     1.2 Особенности предпринимательской  деятельности в сфере СКСТ
     Сфера СКСТ довольно сильно отличается от других. Это обусловлено специфичностью предоставляемого продукта (услуги). Особенностью туристического продукта является то, что никогда нельзя узнать заранее каким он будет, какой результат принесет. Выводы о том качественный он или нет можно, сделать лишь после его реализации. Именно поэтому предпринимательская деятельность в этой сфере довольна сложна и требует огромных затрат времени и сил.
     В туристическом бизнесе существует также ряд обстоятельств, которых  невозможно предугадать, что делает работу в этой сфере более проблематичной.
     Реализация  туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
     Условия путешествия и общая цена туристского  продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.
               
     Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. [1] 

     1.3 Существующие программы развития туризма в России
     В России существует огромное множество программ по развитию туризма, как в целом по стране, так и в каждом субъекте Федерации. Вот только некоторые из них.
     1) Программа развития туризма в  г. Москва (2010-2015). [5]
     Главная стратегическая цель Программы заключается  в формировании в Москве конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.
     В качестве основных задач программы  выступают:
     1. Определение основных направлений  деятельности Правительства Москвы  по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией.
     2. Формирование нормативно-правовой  базы туристской отрасли. 
     3. Развитие предпринимательства в  сфере туризма, и, прежде всего,  малого_и_среднего_предпринимательства
     4. Стимулирование развития материальной базы туристкой отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств_размещения.
     5. Развитие инфраструктуры туризма,  необходимое для повышения конкурентоспособности Москвы на международном и внутреннем туристских рынках, что, в свою очередь, скажется на развитии социальной инфраструктуры_города.
     6. Создание условий для развития  туристских зон на территории  Москвы и в соседних регионах  России на основе соглашений  в области туризма. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городе,_часто_посещаемых_туристами.
     7. Развитие событийного туризма,  опирающегося на привлечение  массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в жизни города. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевых, "знаковых" событий года и своевременное информирование о них.
     8. Возрождение в Москве социального  туризма, подъем внутреннего туризма в городе и на этой основе - подъем жизненного уровня населения, гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родной стране, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия_и_защита_окружающей_среды.
     Программа рассчитана на период до 2015 года и включает в себя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия.
     2)Программа развития туризма в Оренбургской области разработана по заданию Департамента экономики администрации Оренбургской области и содержит ряд предложений и мероприятий с целью создания благоприятных условий для развития въездного, внутреннего и социального туризма. Программа направлена на создание организационной, нормативно-правовой и экономической основы формирования современной туристско-рекреационной индустрии и системы государственного регулирования туристской деятельности в Оренбургской области.
     Реализация  Программы осуществляется за счет бюджетных, внебюджетных источников финансирования, а также Международных грантов и инвестиций в проекты и мероприятия Программы.
     Утверждение ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации»(2011-2018 годы), она стала важным инструментом и правовой базой государственной поддержки отрасли, и впервые за последние годы туризм получит возможность мощного развития. Реализация программы позволит создать в России конкурентоспособный рынок качественных туристских услуг. В рамках программы за счет бюджетных источников будут решаться вопросы обеспечения туристско-рекреационных комплексов инженерной инфраструктурой (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения и т.п.), что позволит привлечь инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства.
     Общий объем финансирования программы  составляет 332 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета 96 млрд рублей (28,9%), средства бюджетов субъектов РФ, включая бюджеты муниципальных образований, - 25 млрд рублей (7,5%), внебюджетные средства - 211 млрд рублей (63,6%). К моменту завершения реализации программы (2016 год) туризм станет значимой для валового продукта страны отраслью экономики. Рост поступлений в бюджеты всех уровней будет способствовать дальнейшему развитию туризма в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Туристско-рекреационные особые  экономические зоны России
     2.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской  Федерации
     Одним из видов особых экономических зон  являются туристско-рекреационные  особые экономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон. Также туристско-рекреационные зоны призваны решить проблему туристической привлекательности Российской Федерации: последние несколько лет в сегменте въездного туризма отмечается постепенная деградация: в 2004 году Россию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году[7]. Тогда как по оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Как видно, перспективы существенны, и создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа направлено именно на решение проблем, мешающих реализации этих возможностей.
     В проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008-2020 гг.) туристско-рекреационные зоны рассматриваются как часть инновационной программы развития экономики. Они определяются как некие региональные точки экономического роста. В рамках данной Концепции говорится о том, что стимулирование экономического роста может осуществляться за счет появления новых центров инновационного роста, опирающихся на концентрацию человеческого и технологического потенциала. Одним из таких центров должна стать туристская деятельность в виде создания современных конкурентоспособных рекреационных зон.
     2.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон
     Механизм  создания туристско-рекреационных  особых экономических зон был  запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:
     1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» (Республика Алтай)
     Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.
     2. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия)
     ОЭЗ в Республике Бурятия расположена  в Прибайкальском муниципальном  районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп.
     3. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край)
     Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.
     ТР  ОЭЗ создается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагается строительство кемпингов, горнолыжной трассы, охотничьих угодий и других объектов с общим количеством мест для туристов 3,5 тыс.
     4. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» (Краснодарский край)
       Расположена между Черным морем  и Кизилташским и Бугазским  ламинами на территории городского округа Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающего возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг.
     5. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край)
       Особая экономическая зона располагается  на территории Ставропольского  края на горе Юца и ее  окрестностях, на расстоянии 10 км  от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.
     ТР  ОЭЗ сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей  гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.