На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологические особенности несовершеннолетних с отклоняющимся поведением

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                           3
    Отклоняющееся или девиантное поведение                          4
    Подростки с отклоняющимся или девиантным                     поведением                                                                                    8
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                  16
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                 17

    ВВЕДЕНИЕ

    В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома.
    Подростковый  возраст относится к числу  переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
    Переоценка  своих возросших возможностей определяет стремление подростков к известной  независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность по отношению к взрослым.
    Социальная  ситуация развития определяет переходность и кризисность этого возраста. Особенности протекания и проявления подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростков, его общественным положением в обществе.
    Психологические причины развития поведенческих  отклонений часто связаны как  с нарушениями взаимосвязей с  социальным окружением, так и нередко  с психиатрическим неблагополучием подростков.

    Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам  и рекомендациям, отличается от поведения  тех, кто укладывается в нормативные  требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным.

    1. Отклоняющееся или девиантное поведение

    Термины «отклоняющееся поведение» и «девиантное поведение» считаются синонимами. На самом деле они близки по содержанию понятий, но не тождественны. Второе понятие более глубоко, философично и значимо для обсуждения проблем человеческого существования. Поэтому начнем с более простого и ясного, т.е. с раскрытия содержания понятия «отклоняющееся поведение».
    Речь  идет об отклоняющемся от нормы поведения. Для человека это, прежде всего, социальные нормы. Но они, естественно, связаны  с биологическими нормами.
    «Нормальным считается естественное, здоровое, правильное поведение. Оно соответствует естественным законам жизни, не нарушает физического и психического здоровья человека, соответствует принятым в обществе правилам. Отклоняющееся от нормы поведение характеризуется как неестественное (неадекватное), нездоровое (нездоровый образ жизни, ведущий к страданиям, патологиям), неправильное (противоправное, криминальное)».
    В этом определении кроется известное  противоречие. С одной стороны, указывается, что имеется в виду отклоняющееся  от нормы поведение. Поэтому ряд ученых и широкая публика считают людей с таким поведением больными. С другой стороны, серьезно изучающие эту проблему исследователи – психологи заявляют, что здесь налицо отклонения в пределах нормы. Ни о какой болезни говорить не следует.
    Как разобраться в утверждении: отклонение от нормы в пределах нормы? Дело в том, что есть норма идеальная, которой в жизни мало кто соответствует. А существует много людей, которые не полностью, но близко приблизились к идеалу. Их и следует признать нормальными людьми.
    Людей с идеальным физическим и психическим здоровьем крайне мало. Большинство из них имеет какие-то изъяны, но они не мешают им адаптироваться к условиям реальной жизни (получить образование, служить в армии, заниматься профессиональной деятельностью, завести семью и т.д.). Такие люди называются практически здоровыми. По аналогии лиц с отклоняющимся поведением следует считать не идеальными, а практически нормальными, в большей или меньшей степени адаптированными к самостоятельной жизни в социуме. Они нуждаются не в лечении, а в исправлении недостатков личности и поведения, в психокоррекции.
    «Слово  «девиантное» произошло от латинского «deviatio», означающее: уклонение, отклонение. Во все времена и во всех обществах всегда существовали индивиды, чье поведение выходило за рамки общепринятых норм».
    «Нормы  – правила поведения, принятые в том или ином обществе и существующие как в законодательных актах, так и на уровне бытового сознания. Таким образом, нормы – это не только предписания, указывающие на социально одобряемые алгоритмы поведения и наказания за нарушения данных алгоритмов, но и отражение фактического поведения».
    Соответственно, любое поведение, отклоняющееся  от существующих общественных правил, девиантное поведение, трактовалось как  недопустимое. Следовательно, девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
    О девиации нельзя сказать, что она  внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное  определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.
    Классификация девиантного поведения по видам, как и любая иная классификация, зависит от видового признака, выбранного исследователем в качестве основополагающего.
    В рамках правовой классификации критерием  определения девиаций является степень  общественной опасности, следовательно, к девиациям относят все, что  противоречит существующим в настоящее  время, правовым нормам: преступления; административные, гражданско-правовые и дисциплинарные деликты; проступки.
    Педагогическая  классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения, а именно: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений  со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм и проституция, бродяжничество).
    Классическая  социологическая классификация  рассматривает девиации как социальное явление и включает в себя следующие  характеристики: масштаб (индивидуальные – массовые); объект (экономические – бытовые – имущественные); последствия (негативные – позитивные); длительность (единовременные – длительные); субъект (конкретный индивид – официальные структуры – группы (неформальные – условные); тип нарушаемой нормы (н-р: преступность, делинквентное поведение и т.д.)
    В классификации именно молодежных девиаций авторы не имеют общего мнения.
    Так, Ю.А. Клейберг выделяет:
    – негативные (н-р: алкоголизм);
    – позитивные (н-р: творчество);
    – и социально-нейтральные (н-р: бродяжничество).
    Е.В. Змановская в качестве основного признака выделяет два критерия, это – вид нарушаемой нормы и последствия девиации:
    –делинквентное  поведение;
    – асоциальное поведение;
    –аутодеструктивное  поведение.
    «Под  данными видами поведения она предлагает понимать следующее: делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях уголовно наказуемое; асоциальное поведение – уклонение от выполнения моральных и нравственных норм, в результате которого возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях; аутодеструктивное поведение – поведение, разрушающее личность девианта на психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни (суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей)».
    Думается, что к молодежным видам девиантного  поведения можно отнести следующие:
    – алкоголизм;
    – наркоманию;
    – сексуальные девиации;
    – суицидальное поведение;
    – делинквентное и преступное виды поведения;
    – молодежный экстремизм.
    Анализ специфики социальной ситуации формирования девиантного поведения в молодежной среде как группе связан с пониманием ее роли в социальной системе, субъектом которой она является.
    Общественно-экономические  и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами социализации. Основное противоречие в сфере социализации молодежи – это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно используемыми социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека.
    Социализация  молодежи осуществляется на фоне полуразвалившейся экономики, коррумпированности властей, нищенского существования большинства молодых людей, нарастания криминального беспредела.
    Основными противоречиями в сфере социализации, которые можно выделить, являются противоречия между:
    – объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить ее ресурсами, средствами;
    – старыми ценностями общества и новыми. На молодежь оказывают влияние как  идеи социализма, так и либерализм – ценности рынка, частной собственности, свободы, демократии, а также религии, церкви;
    – нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным потенциалом молодежи. Ныне в стране отчетливо проявляется  отчуждение молодежи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения.
    Таким образом, можно сделать вывод, что  рост девиаций в молодежной среде  является закономерной реакцией на социальные изменения, происходящие в обществе. 

    2. Подростки с отклоняющимся или девиантным поведением
    Рассмотрим  несколько основных и часто встречающихся  проблем: побеги подростков из дома и бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, аутоагрессивное поведение, нанесение татуировок.
    Если  раньше толкнуть подростков к побегу из дома могли склонность к фантазии и стремление получить сильные впечатления, то в настоящее время подростки чаще бегут по другой причине. Бегство у них – реакция на неблагополучную среду воспитания.
    Чаще  всего побеги из дома совершают подростки в 10-13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам. Основными побудителями к бегству являются принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя ведущих с окружающими людьми, и т.д.), а также незнание и нежелание родителей знать о трудностях и проблемах их детей в школе.
    Такие, «незнающие и не интересующиеся»  родители, обычно вызываются или отставанием подростка в учебе, или недостаточно уверенной, а порой и просто отрицательной оценкой учителями способностей у школьника, или пренебрежительным отношением к нему товарищей. Выход из этого положения подросток обычно ищет в нарочито вызывающем и бесшабашном поведении в классе, что приводит к дисциплинарным взысканиям, испорченным отношениям с учителями и т.д. То есть происходит значительное ухудшение положения ученика в классе.
    Благоприятный выход из таких ситуаций во многом зависит от помощи школьнику со стороны его родителей. Их долг, увидев неблагополучие в поведении ребенка, глубоко разобраться во всем происходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодежных объединениях во дворе дома и других местах).
    Если  налицо описанная выше ситуация, то родителям надо принять сторону ребенка и решительно поддержать его. Это выразится, во-первых, в ряде действий по отношению к подростку. Надо, чтобы ребенок почувствовал, что он не одинок, что родители его любят, понимают и одобряют, что они ему сочувствуют, готовы помочь и защитить. В случае неуспеваемости следует укрепить веру учащегося в свои способности, помочь самим или с помощью других людей преодолеть пробелы в учебном материале.
    Во-вторых, следует постараться приобрести себе союзников в лице учителей и  одноклассников школьника. Как это ни парадоксально, но получить помощь со стороны сверстников подчас бывает легче, чем договориться с иным педагогом. Некоторые учителя очень упорствуют в своих заблуждениях и не хотят признавать своих ошибок.
    Во  всех подобных случаях родителям следует избегать конфликтов с учителями, а постараться больше рассказать о положительных сторонах личности ребенка, испытываемых им трудностях в жизни и попросить помощи педагогического коллектива. Если это не приведет к нужным результатам, то следует предпринимать и более решительные меры, вплоть до перевода школьника в другое учебное заведение. Но начинать надо с попыток заключения союза с учителем, с поисков согласованной линии поведения по отношению к ребенку.
    Побеги  подростков из дома могут совершаться и под влиянием товарищей. Вообще для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности, для изучения района передвижения, установления связи с проживающими там бродягами и т.д. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье и ученическом коллективе.
    Следующая проблема – злоупотребление спиртными  напитками. В возрасте до 13 лет такое  явление отмечается в ряде случаев  почти исключительно в связи с подражанием взрослым. Родители наиболее часто употребляют алкоголь в период воспитания своего ребенка, давая ему лишний раз повод для следования плохим примерам. Обстоятельства становятся еще более неблагоприятными для школьника, когда старшие в семье считают, что иногда, по праздникам, ребенок может немного попробовать некрепкого вина.
    Нежелательно  распространять среди подростков и  юношей мнение, что употребление спиртного  в разумных пределах не вредно. Придерживающиеся этого взгляда взрослые люди не учитывают, во-первых, большого отрицательного влияния алкоголя именно на растущий организм и того, во-вторых, что молодежи свойственно легче переступать дозволенные границы, заблуждаться относительно своих возможностей. Поэтому усвоение подобных взглядов подростками и юношами бывает крайне вредным для них, способствует в значительной степени усилению пьянства среди молодежи.
    Однако  подростки могут прийти к употреблению спиртных напитков и по собственному почину. Причин может быть несколько. Одна из них – любопытство: какое влияние окажет на меня алкоголь? Для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского.
    Другая  причина – вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков. В основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений. Здесь также немало и неуверенных в себе, пассивных юношей. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.
    Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь – основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Он считается у них средством приобщения к притягательному миру взрослых. Им подражают менее решительные и волевые подростки.
    Делается  это не из-за физиологической нужды, а из чувства солидарности и конформности. Опьянение таким школьникам требуется  не само по себе, а для утверждения  себя в качестве взрослого и самостоятельного человека, «настоящего мужчины».
    Пьянство  девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях  следует наладить всесторонний контроль за проведением досуга и вести  настойчивую и продолжительную  работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей.
    «Во всех случаях для профилактики бытового пьянства и алкоголизма школьников педагогам и родителям необходимо изучение причин и симптомов указанного делинквентного поведения, знания индивидуально-психологических особенностей детей и подростков, а также достоинств и недостатков различных форм профилактики. Различают:
    первичную профилактику;
    санитарное просвещение;
    выявление групп риска;
    вторичную профилактику».
    Профилактика  алкоголизма требует тщательного  изучения мотивов указанного вида отклоняющегося поведения, а затем уже переключения направленности на прием алкоголя на адекватные методы преодоления трудностей.
    Выявить злоупотребляющих алкоголем и наркотиками  школьников можно уже по резкому  снижению у них успеваемости, пропускам учебных занятий, грубости и безразличию в отношениях с учителями, резким колебаниям настроения и физического самочувствия.
    Делинквентность поведения некоторых школьников может выражаться в аутоагрессии, т.е. в покушении на целостность своего организма. Обычно это происходит у подростков однажды в жизни и чаще выражается в самоповреждении. Большей частью это не опасные повреждения, а поверхностные раны в безопасных местах. У лиц женского пола самоповреждения редки.
    «Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта, т.е. сильного и кратковременного эмоционального взрыва. Чаще всего он бывает вызван чрезвычайными отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной эмоциональной неустойчивостью личности. Поводы к аутоагрессии могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей и т.д. Аутоагрессия нередко связана с незрелостью оценок школьником сложившейся вокруг него обстановки».
    Наконец, о татуировках у подростков. В основном их наносят школьники в возрасте от 11 до 13 лет. Среди них чаще всего встречаются лица, стремящиеся выйти в лидеры и недостаточно интеллектуально развитые, трудно утверждающиеся в группе сверстников подростки.
    Причины различные: желание выделиться среди товарищей, показать свою самостоятельность, подражание взрослым, ложный романтизм. Татуировки наносятся обычно на кисти рук и предплечья. Наиболее распространенные объекты изображения: якорь, крылья (интерес к героическим профессиям), первая буква имени, цифра, крестик (показ самостоятельности).
    В настоящее время у молодежи возникла мода на татуировки. Она пройдет, как  исчезла мода на удаление одного из передних зубов в некоторых африканских  племенах. Поэтому молодых надо уговорить не делать наколки.
    В возникновении алкоголизма и  наркомании у школьников виноваты чаще всего родители. На основании большого профессионального опыта Д.Д. Еникеева утверждает, что «в семьях с хорошим  эмоциональным и психологическим  климатом, при знании родителями проблем своего ребенка не бывает у детей наркомании и алкоголизма».
    Указанная проблема наилучшим образом может  решиться совместными усилиями родителей, педагогов, школьных психологов, врачей-наркологов, а также сверстников. Если же последние  оказывают тлетворное влияние, то бывает целесообразен перевод в другую школу и даже смена места жительства.
    Массовым  явлением табакокурение среди школьников становится в подростковом возрасте, примерно с 11-12 лет. Почему? Одним из центральных новообразований личности подростка становится стремление быть или хотя бы казаться взрослым. Быть в чем-то как взрослый труднее, чем казаться таковым для окружающих. Табакокурение – наилучший, по мнению подростков, и легчайший способ казаться взрослым, если не для самих взрослых, то для своих сверстников.
    Почему  же подростки курят, хотя родители и  воспитатели обычно выступают против этого? Авторитет взрослых для них  очень высок. Поэтому подростки  не могут представить, что взрослые люди бывают настолько глупы или  безвольны, если не могут отказаться от этой вредной привычки сами. Следовательно, табакокурение не такое уж зло. Просто многие взрослые не хотят признавать подростков взрослыми и ограничивают их во всем.
    Другой  причиной табакокурения подростков и старшеклассников является стремление получить более высокий статус в глазах ровесников и обрести достаточную уверенность в себе. Нередко подростки начинают курить, чтобы компенсировать свое отставание в коллективной жизни класса. Девочки этим демонстрируют свою независимость и протестное возрастное поведение. Курящие девочки находятся под сильным влиянием сверстниц. Поэтому они бросают курение реже, чем мальчики.
    Большое влияние на приобщение к курению  оказывает в прямой и косвенной  форме мощная рекламная индустрия, а также иные факторы: любопытство, удовольствие от курения и т. д.
    В борьбе с табакокурением наиболее важна  профилактика, недопущение школьников к курению и эффективные средства к устранению его. Подросткам надо сообщить все факты о курении с предельной честностью. Весьма полезно знакомить их с наглядными вредными последствиями курения.
    При беседах о вреде табака следует  избегать прямого запугивания. Значительно  более эффективно умеренное описание отрицательных последствий курения. Отрицательно относящиеся к табакокурению учителя достигнут большего успеха в антиникотиновой пропаганде, чем нейтрально настроенные педагоги.
    Основные  мотивы убеждения в необходимости  прекращения курения должны быть позитивными. Рекомендуется взывать  к самолюбию подростков, их уверенности  в себе, силе воли, чувству гордости за свои достижения, самоконтролю, а не сваливанию своей вины на других. Помогает утверждение о престижности достижения и сохранения хорошей физической формы. Педагогам в их борьбе с курением школьников требуется помощь других подростков и их групповых лидеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Одной из важнейших задач современной  практической психологии является психологическая  коррекция отклонений детского поведения  и вневрачебная помощь трудным детям, которые доставляют окружающим немало хлопот.

    Трудно  представить себе то количество внешних  и внутренних факторов, которые воздействуют на подростка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все  подростки владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку  с неблагоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.
    Столкновение  мира подростка с миром взрослых и самых разнообразных предметов  далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у  него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический характер.
    Проблема  трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Трудные школьники были, есть и, конечно, будут. Но сегодня их особенно много.
    Профилактика  девиантного поведения должна заключаться  в нравственном воспитании, которое, в свою очередь, базируется на формировании у подрастающего поколения ценностной ориентации и, в частности, на правовых ценностях, как некой мировоззренческой основе. 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
    Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 376 с.
    Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. – Спб.: Питер, 2005. – 336 с., ил.
    Проявления девиации в подростковой субкультуре//Вопросы психологии. – 2004. – №3.
    Психология подростка/Под ред. А.А. Реана. – Спб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480 с.
    Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 440 с.
    Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академический  Проект; Трикста, 2004. –560с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.