На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы благотворительности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки РФ
Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный  профессионально-
педагогический университет»
Социальный институт
Кафедра социальной работы
 
 
                                                                
 
 
Проблемы благотворительности в России
 
Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы"
 
 
 
 
 
 
                                               Исполнитель:
         студентка группы СР-301
         Чуракова Мария Вячеславовна
                                              
Научный руководитель:
зав. кафедрой социальной работы,
доцент, канд. соц. наук
Н. Ю. Масленцева
 
 
 
Екатеринбург 2010
Содержание
 
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Развитие благотворительности в России……………………………6
1.1. Благотворительность как социальное явление…………………………..6
1.2. Эволюция благотворительности: отечественный и зарубежный
опыт ..…………………………..........................................................................14
Глава 2. Благотворительность  в современной России……………………...25
2.1. Проблемы развития благотворительности……………………………...25
2.2. Благотворительная деятельность общественных организаций,
 фондов и частных лиц в России……………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………….40
Список источников и литературы……………………………………………43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Благотворительность в современном  мире представляет собой сложное  и многоплановое общественное явление, которое оказывает большое влияние  на развитие социальной сферы общества. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Впервые термин «благотворительность» в научной литературе встречается у Н.М.Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшего населения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе. Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.
В настоящее время в  русле происходящего в нашем  обществе пересмотра отношения к  общечеловеческим ценностям наблюдается  возрождение некогда забытых  понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа благотворительность.
В современных условиях с новой силой звучат слова – благотворительность, милосердие, меценатство. Обострилась необходимость просветительства в великом деле национального российского благотворения. Перед благотворительностью в настоящее время стоит ряд проблем, которые мешают ей наиболее продуктивно функционировать в российском обществе. Эти проблемы мы попытались разъяснить во второй главе данной работы.
Но мы можем заметить, что сегодня благотворительность переживает бурный рост и активно развивается. Это связано в первую очередь с социально-экономическими изменениями в обществе, способствовавшими становлению рыночных отношений, что позволило развиваться частному бизнесу, который сегодня активно осуществляет благотворительную деятельность. С другой стороны, в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства в обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.
Изучение основ благотворительности  в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение  не только государственной благотворительной  помощи, но и частных организаций, а также благотворительности  отдельных юридических лиц. Все  это способствует оказанию более  эффективной помощи нуждающимся  людям.
Благотворительность как  социальное явление в России имеет  свою историю и традиции, поэтому  нужно знать исторические корни  и мотивы российской благотворительности, не повторять уже сделанных ошибок, знать своих великих предшественников, учитывать их опыт в деле заботы о благе человека. Среди тех  нравственных ценностей, которые сегодня  заслуживают особого внимания, укрепления и культивирования – видное место  занимает благотворительность.
Изучение данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана  достаточно детально. Например, изучением  благотворительности занимались П. В. Власов, А. Р. Соколов, Е. Тончу, Г. И. Ульянова, М. В. Фирсов и другие. 
В работе использовался исторический подход. Для определения исторических этапов становления благотворительности за основу взята периодизация М. В. Фирсова.
Объектом курсовой работы является благотворительность в России.
Предмет – проблемы благотворительности в России.
Цель – изучить развитие и проблемы благотворительности в России на разных исторических этапах.
Задачи:
1) проанализировать основные понятия;
2) ознакомиться с историческими периодами становления и развития
благотворительности;
3) изучить проблемы благотворительности на современном этапе;
4) выявить основных субъектов благотворительности в современной
России.
          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Развитие благотворительности в России
 
      Благотворительность как социальное явление
 
Общепринятое определение  благотворительности формулируется  через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает  и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благополучателями при осуществлении благотворительности.
Благотворительность – в узком смысле – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию [27]. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).
Милосердие – сострадательная  любовь, сердечное участие в жизни  немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия — различного рода помощь, благотворительность и т.п. [31].
Меценатство (от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г. до нашей эры) - материальная поддержка деятелей литературы и искусства. Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность" [24].
Спонсорство (sponsorship) - осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах [5]. В настоящее время мы имеем три вида спонсорства, которые в свою очередь могут использоваться для трех разных целей, а именно для рекламы, маркетинга, PR.
Фандрайзинг - поиск или сбор спонсорских средств для осуществления социально значимых проектов, программ и акций, привлечение спонсорских финансовых средств на осуществление конкретной программы, систематическая и направленная деятельность организаций [3]. Предполагает схемы, приемы, информационную базу о нужных специалистах для решения поставленных задач; перечень проектов разных масштабов и направлений и  перечень целевых спонсоров в разных областях.
Осуществление благотворительности  – частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку  это связано с распоряжением  частными ресурсами, материальными, финансовыми  или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное  представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность  лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются  без предписаний закона или официальной политики [26].
Альтруизм и сострадание  – необходимые условия осуществления  благотворительности. Они в той  или иной степени присущи каждому  человеку. В какой-то степени занятие  благотворительностью – это удовлетворение потребности в альтруизме или  выход соответствующих эмоций. Отдавая  свое, благотворитель таким образом  «оплачивает» эту услугу или «получает  удовлетворение» своей потребности  в альтруизме.
Необходимым условием благотворительности является и наличие частного ресурса, который составляет экономическую базу благотворительности. Таким ресурсом могут быть деньги, материальные ценности или время, которое может быть потрачено на благое деяние.
Важной особенностью благотворительности  является то, что, помимо пользы конкретному  лицу или группе лиц, она является общественно выгодной в целом, т.е. индивидуальная помощь конкретному  человеку одновременно является и помощью  всему обществу. Все общество выигрывает от того, что выигрывает конкретный человек. Это возможно, если только благосостояние этого человека является предметом общественной заботы, функцией и ответственностью общества, государства  и самоуправления, т.е. каждый член общества несет нагрузку по его обеспечению [22].
Исходя из того, что благотворительность  – частная добровольная сфера, каждый самостоятельно формирует свое отношение  к ней. Общественные призывы к  благотворительности и милосердию формируют общественное представление  о том, что относить к этой сфере. Исходя из того, на что люди жертвуют средства, в каких проектах участвуют  добровольцы, можно выявить общественное отношение к благотворительности. В целом к благотворительности может быть отнесено все, что в общепринятых представлениях укладывается в понятие «общественная польза». Обычно благотворительность определяется именно через цели деятельности по отношению к определенным категориям людей, не ограничивая виды, формы и методы воздействия. Человеческая составляющая, права человека являются доминантами определения благотворительности. Не всякая некоммерческая деятельность является благотворительной, а только та, которая в полной мере соответствует признанному определению благотворительности [15].
По вопросу о том, что  заведомо не относится к благотворительности, современное общество пришло к определенному  консенсусу. Все виды коммерции, т.е. деятельности, имеющей целью получение прибыли или любой выгоды для того, кто ее осуществляет, не является благотворительностью.
Политическая деятельность, т.е. деятельность, имеющая целью  расширить свои властные полномочия или увеличить свое влияние на общество, также не может расцениваться  как благотворительная.
Благотворительность не может сопровождаться нарушением прав человека, наоборот она, в первую очередь, направлена на защиту социально-экономических прав личности, или не может осуществляться с нарушением закона. Все участники благотворительного деяния и само деяние должны иметь легальный статус и соответствовать общепринятым стандартам, а участники, к тому же, - соблюдать нормы поведения. Например, к благотворительности не относится пожертвование незаконно приобретенного имущества, лечение непроверенными методами, действия, унижающие достоинство людей или не соответствующие представлениям об общественной нравственности [12].
К благотворительности не относятся  также проекты, ориентированные  на обеспечение дополнительных благ людям, которые сами в силу своего благосостояния и общественного  статуса в состоянии обеспечить себя этими благами [15].
Основные функции благотворительности  в обществе заключаются в следующем:
    экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;
    социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;
    рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;
    общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;
    политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;
    маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе [4].
Основная цель благотворительности  состоит в обеспечении возможности  достижения социально приемлемого  уровня жизни для тех групп  населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.
Эта стратегическая цель благотворительной  деятельности осуществляется через  достижение определенных конкретных целей, главные из которых следующие:
    социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;
    содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
    оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
    содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;
    содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
    деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан [25];
    содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
    охрана окружающей среды и защита животных;
    охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.
На основе обобщения, систематизации и анализа зарубежного и российского  опыта благотворительности выработаны важнейшие принципы функционирования системы благотворительности. Прежде всего, это принцип равноправия всех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации как для граждан, так и беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства [13].
Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей.
Социальная эффективность  благотворительности проявляется  в обеспечении социально приемлемого  уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения. Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности. Устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников. Гибкость благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества [8].
Управляемость системы благотворительности  достигается за счет четкого разграничения  функций, полномочий, ответственности  и ресурсного обеспечения различных  организаций, осуществляющих благотворительную  поддержку различных благо получателей, как частных лиц, так и организаций. Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально апробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности [29].
Необходимым критерием эффективности  функционирования благотворительных  организаций является доступность  предоставляемых благ нуждающимся  группам населения, т.е. способность  благотворителей своевременно, четко  выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции.
С учетом текущей социально-экономической  ситуации наибольшие налоговые преимущества и другие привилегии должны представляться участникам благотворительной деятельности, которые сосредоточены на решении  проблем малоимущих слоев населения, социально ущемленных групп и  жертв социальных, природных и  техногенных катаклизмов.
Социальные группы и проблемы, на которые направляется благотворительность:
    Профилактические программы борьбы с бедностью, предназначенные для людей, живущих ниже «черты бедности», т.е. не обладающих минимальными жизненно важными условиями существования [20];
    Помощь жертвам общественных конфликтов, катастроф и стихийных бедствий;
    Реабилитация социально ущемленных групп населения.
К социально ущемленным группам населения относятся люди с особенностями физического или ментального развития, а также другие категории, определяемые своим общественным статусом или обделенные вниманием [19].
Благотворительность в этом направлении должна быть соизмерена с достатком социально исключенных  групп, она не распространяется на тех, кто в силу своего материального  положения способен самостоятельно компенсировать свои особенности.
Чтобы проанализировать все выше перечисленные аспекты благотворительности, необходимо рассмотреть исторические этапы ее развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Эволюция благотворительности: отечественный и зарубежный опыт
 
Два качества русского человека находят свои корни в далекой  древности. Это гостеприимство и  гуманное отношение к пленникам. Воинственность никогда не была господствующей чертой славянского народного характера. Гостеприимство, как справедливо  считают летописцы, явилось первообразом благотворительности, сострадания.
М.В. Фирсов выделяет следующую  периодизацию истории становления благотворительности: 1. Архаический период (до образования Киевского Княжества и Крещения Руси); 2. Период Общественной (общинной, церковной благотворительности – X-XVI в.в.); 3. Период церковно- государственной благотворительности (XVI-XVII в.в.); 4. Период государственной благотворительности (XVIII – начало XX в.в.); 5. Период социального планирования (1917 – 1991 г.г.); 6. Период социальной работы (с 90-х г.г.) [27].     
Началом благотворительной  деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С  принятием христианства с одной  из его основных заповедей - о любви  к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим. Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги [2].
Великий князь Ярослав  Владимирович, вступивший на престол  в 1016 году, внес в Церковный и Земский  уставы специальные разделы, связанные  с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.
Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству [11].
Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды [21].
Стоглавый Собор, созванный  в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся  и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Однако эти решения не выполнялись: денег у разоренного войнами и опричниной государства не было. По всей стране нищих просили милостыню, но лишь немногие могли обрести кров и еду при монастырях и в частных богадельнях.
Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу  открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю  бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники [23].
Видным московским благотворителем  был близкий советник царя Алексея  Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку  объединить частную благотворительность  с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти [2].
В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.
Много внимания строительству  больниц, богаделен, разного рода приютов  уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют  для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил  на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в  других городах России были открыты  приюты для незаконнорожденных.
В 1712 году был обнародован  указ «Об учреждении во всех губерниях  госпиталей». Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для  примера сам жертвовал на эти  цели до трети своего жалования. В  то же время серьезным репрессиям подвергались профессиональные, так  называемые «притворные» нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное  нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Милостыню же царским указом предписывалось передавать непосредственно в госпитали, где содержатся убогие и нищие [27].
В 1700 году царь указал строить  богадельни лишь для стариков, инвалидов  и беспризорных детей. В 1710 году Петр приказал провести ревизию всех богаделен  и немедленно выселить из них тех, кто имел семьи и знал ремесла. В конце жизни Петр намеревался  провести в стране перепись нуждающихся  для выяснения их количества и  распределения по разрядам, но затея  так и не была осуществлена.
Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских  императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). В 1764 году в России было создано первое благотворительное  общество – «Воспитательное общество благородных девиц» [11]. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения – прообразы органов социальной защиты. В 1781 году Екатерина Великая разрешила частным лицам со своего изволения открывать  благотворительные заведения. Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин.
Особую роль в развитии благотворительности в России сыграла  императрица Мария Федоровна, дочь принца Вюртембургского Фридриха Евгения, вторая супруга императора Павла I. Она возглавила созданные ей воспитательные дома, коммерческое училище в Москве, учредила несколько женских институтов в столице и провинции, положила начало широкому бесплатному образованию женщин в России. К середине XIX века насчитывалось уже 46 женских институтов, существовавших на средства казны и благотворительные пожертвования. Ее именем названо "Ведомство учреждений императрицы Марии". Она же содействовала созданию в России "Филантропического общества" (1802), которое в 1816 году было переименовано в "Человеколюбивое общество", созданию "Императорского женского патриотического общества" (1812). Ее усилиями было создано попечительство "Инвалидный капитал", которое начало издавать газету "Русский инвалид". Средства "Инвалидного капитала" были переданы учрежденному императором Александром I "Александровскому комитету о раненых" и к концу XIX века составляли около 22 миллионов рублей [21].
Представители императорской  фамилии формировали моду на благотворительность  и поощряли все ее проявления со стороны дворянства и купечества. В частности, был введен обычай создания благотворительных обществ женами губернаторов и генерал-губернаторов. По инициативе М. С. Сабининой в 1867 году образовалось "Общество попечения о раненых и больных воинах"; в 1879 оно было переименовано в "Российское общество Красного Креста". В 1881 году создалось "Попечительство о слепых" императрицы Марии Александровны (супруги императора Александра II), в 1895 году – "Попечительство о домах трудолюбия и работных дома Великой княгини Елизаветы Федоровны". В1898 году образовано "Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухих" (вдовствующей супруги императора Александра III). Все это свидетельствует о том, что благотворительная деятельность российской аристократии отнюдь не была салонной филантропией, а составляла важную и существенную сторону общественной жизни страны [9].
Если в начале XIX века среди  жертвователей преобладали аристократы: например, князь Д. М. Голицин финансировал строительство в Москве Голицинской больницы (1802), граф Н. П. Шереметев – Странноприимного дома (1807), то во второй половине века стали преобладать имена предпринимателей, память о которых сохранилась и сегодня, – Морозовская детская больница, Бахрушинская больница и другие. Уже к 1890 году благотворительность предпринимателей стала преобладающей – 75 процентов средств, истраченных на это в России, были частными, а 25 процентов выделены казной, земствами, городскими властями, церковью. В 1910 году состоялся первый всероссийский Съезд русских деятелей по общественному и частному призрению, а в 1914-ом – второй.
Наряду с благотворительностью необыкновенного размаха в России достигло меценатство. Начало его относится к эпохе Екатерины II. Особенно прославились меценатством фамилии Демидовых, Строгановых, Юсуповых, Безбородко, Румянцевых, Щукиных, Морозовых, Мамонтовых, Мальцевых [10]. Особое место среди русских предпринимателей-меценатов занимал Павел Михайлович Третьяков, превративший дело служения национальной культуре в главную цель своей жизни и видевший в этом свою миссию.
Традиция российской благотворительности  была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революций не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.
Характерной чертой советского периода новейшей русской истории  было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что как бы исключало  необходимость общественных благотворительных  организаций. Вместе с тем, существовало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Вместо сбора пожертвований это  общество собирало членские взносы практически  со всего взрослого населения  страны, наряду с государственными дотациями [20].
В годы Великой Отечественной  войны произошло возрождение  обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако, эти пожертвования  поступали на государственные банковские счета. В годы, называемые периодом перестройки, руководство нашего государства  признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно  участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета  от расходов на социальные нужды, но и  одно из средств формирования гражданского общества. Было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью  всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд и, наконец Фонд милосердия и здоровья. По смыслу уставов, принятых их учредительными конференциями, это были благотворительные организации [23].
В Западной Европе, в отличии от России, становление благотворительности шло совсем по иному пути развития. I. Период Архаический (до создания первых государственных образований). Фирсов М.В. выделяет три формы помощи: 1. Взаимопомощь между племенами; 2. Филантропическая помощь со стороны вождей и старейшин рода нижестоящим соплеменникам; 3. Межличностная помощь. В Месопотамии по законам Хаммурапи существовало представление о социальной справедливости.
II. Период Филантропический (до 5 в. н.э.). До этого периода в Древней Греции идея филантропии проявила себя в соответствующих гражданских традициях (в том, что граждане жертвовали свои деньги ради общественных нужд; продовольствие и одежда добровольно выделялись для нуждающихся). С VI – I в.в. до н. э. в Древнем Риме свое распространение получила идея филантропии через распространение между бедными денег и хлеба («Хлеба и зрелищ»). В Риме были введены специальные должности чиновников, отвечающих за организацию общественных работ,  распределение хлеба среди народа, опекающие сирот «похоронные» товарищества. Государственная филантропия приобрела социально-организованный характер с системой управления, подчинения, контроля [28].
III. Период Общественной благотворительности (до начала XVI в.) В этот период на фоне общего духовного кризиса популярность приобретает проповедь христианства. К церкви переходит важная функция: поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. К X веку сформировалась социальная программа церкви: 1. идеализация нищенства (нищие – божьи избранники и подающий милостыню через них может попасть в рай); 2. требование милостыни в пользу нищих (главная цель – помощь подающему). Прерогативой церкви становится раздача хлеба и составление списков нуждающихся.
Первый приют для бездомных  был создан в Лионе в 542 году. Постепенно стали формироваться две системы помощи: 1. Открытая – раздача милостыни беднякам, кормлений неимущим. 2. Закрытая – мероприятия по предотвращению спекуляций хлебом, общественные работы. Отверженными Средневекового общества были: убогие, калеки, прокаженные их не принимали в госпитали, но стали создавать «Лепрозории» - увеличился слой профессиональных нищих [18].
Таким образом, Средневековый  мир был далек от милосердия и  любви к ближнему. Идеализация нищенства не предполагала человеколюбия, а прогресс европейских цивилизаций диктовал необходимость выжить.
IV. Период государственной благотворительности (до рубежа IX –XX в.в.) С XIV – XVI веков укрепляется государственная власть, создавая условия для перехода социального презрения из ведения церкви в сферу государственного управления. Новая социальная политика в XVI веке была связана с постепенной секуляризацией благотворительных функций (государство во главе). Это проявилось в контроле за нищими и бродягами (обеспечение продовольствием и приютом, направление бродяг в другие города с сопроводительными письмами, запрет просить милостыню, введение специальных налог для бедных, усиление власти местных муниципалитетов). «Каждый город ответственен за своих бедняков».        
 Постепенно из всего этого сложились две модели социальной работы: английская и европейская (континентальная). В XVIII в. в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина единственной формой благотворительности считалась – свобода [17].
Стали создаваться бесплатные благотворительные школы для  детей бедноты с целью подготовки квалифицированной рабочей силы; психиатрические клиники, где их лечением занялись врачи. Итогом стало  зарождение «карцерной системы благотворительности» - целая сеть благотворительных заведений, оказывающих специализированную помощь нуждающимся (приюты для сирот, бесплатные больницы, богадельни). Противоречие заключалось  в том, что институты «карцерной системы», призванные оказывать необходимую  помощь нуждающимся, противодействовали реальной социализации человека, определяя ему место в сословной системе и препятствуя развитию социальной мобильности [13].     
V. Период социальной работы (конец XIX в. – начало XX в. по настоящее время). Благотворительные организации в США – «Движение дружеских визитеров» 1887 г. в Баффоло, основатель Мэри Ричмонд. Причина бедности и социальных проблем лежит в самом человеке – лучший метод работы: совет. «Гильдия соседей» (поселенцев сеттльментов) в Нью-Йорке в 1876 году основательницы этого движения - Джейн Адамс и Элен Стар. Обе организации или движения возникли для практических действий в интересах бедных и несчастных людей. Они привлекали к себе образованных людей из высших и средних слоев населения. Их деятельность была особенно привлекательна для молодых женщин [28].
Оба движения были близки к  церкви. Они выступали за социальную реформу, считали, что окружающая среда больна, ее нужно лечить, поэтому волонтеры поселялись в кварталы бедняков и занимались образовательной деятельностью. Визиты добровольцев  с целью  установления  контакта  были  наиболее  предпочтительной  формой  общения  с  бедняками. Члены благотворительного общества  считали, что посещения должны  заменить дома призрения, которые до недавнего времени были главным источником помощи.
Благотворительные организации  занимались изучением условий жизни людей, главным образом тех, кто к ним обращался за помощью, а представители движения сеттльментов занимались, в основном, образовательной деятельностью, приобщая к профессии, и организацией досуга. Наиболее известным был, созданный в 1889 году, дом эмигрантов Халл-Хаус в Чикаго. Он обслуживал людей 19 национальностей, давал жилище работающим девушкам, имел дневные ясли,  музей,  клуб  для  мальчиков,  небольшой  театр.  По  мнению  американских  ученых, движение сеттльментов положило начало групповой социальной работе [18].
Однако, несмотря на различие в деятельности, члены общества благотворительности и движения поселенцев в определенной мере  сотрудничали. Например, работники сеттльментов могли выступать в роли дружеских визитеров в программах благотворительных организаций. В конце XX века формируется новая концепция общества всеобщего благоденствия.
Рассмотрев эволюцию благотворительности  в России и за рубежом, мы увидели, что история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности.
Во второй главе нашей работы мы опишем проблемы развития благотворительности в современной России и благотворительную деятельность общественных организаций, фондов и частных лиц.
 
 

Глава 2. Благотворительность  в современной России

 
2.1. Проблемы развития благотворительности
 
В отличие от Запада, в  России отношение к благотворителям  двоякое: кто-то скажет "какой молодец!", а кто-то заинтересуется, откуда это  взялись такие деньги. Кроме того, благотворителей зачастую подозревают  в желании улучшить таким образом свою репутацию или отмыть неправедно нажитые капиталы. Поэтому зачастую люди предпочитают не привлекать лишнего внимания к своей благотворительной деятельности [6].
Почему люди, искренне желающие участвовать в благотворительности, этого не делают? На первых позициях в списке самых разнообразных  причин – опасение, что их деньги не дойдут до адресата. Воровство как системообразующий принцип еще со времен Карамзина, побило все рекорды в начале девяностых годов прошлого века, которые уже принято называть «лихими». Масштабы «откатов» были запредельными, и благотворительные организации (точнее говоря, номинально благотворительные) часто создавались именно для отмывания денег. Усилиями мошенников имидж благотворительности был подорван. Даже прозрачнейшие благотворительные организации, готовые отчитаться за каждую копейку, оказались жертвами стереотипов. Благотворительность настоящая, честная, и благотворительность «липовая» в головах у людей смешались, и минус и плюс по закону математики дали минус [25].
Развитие благотворительности  в России сталкивается с рядом  трудностей, причем, преимущественно, ментального характера, обусловленных  особенностями российского духовного  опыта и общественного сознания. Люди не доверяют тому, чего не знают. Они легко приписывают неизвестным личностям и организациям свои страхи. Люди не готовы сотрудничать с теми, кто занимается малопонятной деятельностью.
 Так, достаточно распространен  своеобразный порог «унизительности  просить». На это накладывается  и стереотип оценки больших  денег как феномена безнравственного. Не мало важно и то, что банкиры и творческая интеллигенция до сих пор образуют практически не вступающие в широкий социальный контакт «круги общения», что порождает взаимонепонимание, недоверие. Распространено мнение, что предприниматели и банкиры «должны любить культуру», очевидно, за сам факт ее существования – типичная интеллигентское заблуждение. Отказ же в помощи обычно квалифицируется как пренебрежение, личное оскорбление просившего и отсутствие гражданского сознания и элементарной нравственности у отказавшего. И, наконец, существенным фактором является неумение просителя составить заявку и, главное, соответствующие сметы – предполагается, что средства должны выделяться на основании устно высказанной общей идеи [20].
Препятствует развитию благотворительности  и существующие в среде предпринимателей и, особенно, банкиров, мнение, что пожертвования на культуру и искусство отрицательно сказывается на репутации. Некоторые потенциальные дарители опасаются рэкета, чутко реагирующего на проявление «лишних денег». Кроме того, продолжает действовать и инерция « советского сознания»: «о нуждающихся должно заботиться государство».
Отсутствуют и элементарное знание и понимание механизмов благотворительности. Мало кто рассматривает благотворительность как способ укрепления взаимного доверия и согласия в обществе. Люди желают получить заявленную услугу тогда, когда им это удобно. Нередко встретишь организацию, разместившую на сайте и в печатных материалах телефон, по которому никто никогда не отвечает. Есть случаи и более вопиющие [29]. 
В силу этих причин и обстоятельств  благотворительная деятельность мало афишируется, ещё меньше оценивается  и анализируется, а нуждающиеся в поддержке не обращаются за помощью, опасаясь получить отказ.
Правовые предпосылки  развития спонсорства и благотворительности  в России в настоящее время  имеются, и неплохие. Принят «Закон о некоммерческих организациях», правовые акты, направленные на поощрение благотворительной  деятельности и поддержку социально  – значимых проектов. Поэтому в настоящее время главными факторами становятся создание информационной и организационной инфраструктуры, а также подготовка соответствующих профессионалов-менеджеров некоммерческой сферы [15].
В России развитие цивилизованного  спонсорства и благотворительности  находится еще в стадии становления. Спонсирующая и спонсируемая стороны пока действуют наугад, отдавая предпочтение прямым личным контактам и личным вкусам руководителей спонсирующих фирм. Уже начинает испытываться острая потребность в информационном обеспечении спонсорства, то есть формировании информационных баз данных для возможных спонсоров (интересующихся прежде всего возможностями, которые откроет им сотрудничество с тем или иным учреждением, коллективом, исполнителем, их уровнем, репутацией, международным признанием) [14]. Другую же сторону интересует, разумеется, кто вообще может проявить интерес к их деятельности, контактные адреса, телефоны, надежность и т.п. Для нормального развития благотворительности и спонсорства обеим сторонам необходима не разовая, а постоянная и систематизированная информация друг о друге, призванная помочь обеим сторонам найти друг друга и наладить контакты.
Многое зависит и от информирования общественности о программах и проектах, их спонсорах и других доноров. Профессиональное их продвижение, подготовка и проведение пресс-конференций, подготовка информационных и рекламных материалов (релизов, буклетов, программ, проспектов и т.д.), обеспечение паблисити, партнерских связей – все это является необходимым условием успешного сотрудничества бизнеса с благотворительными организациями. PR - инструмент создания доверия, а само доверие возникает не в процессе распределения денег, а часто от заразительного энтузиазма и искренности тех, кто хорошо делает свое дело [14].    
На сегодняшний день существует много проблем, стоящих на пути предпринимателей, желающих заниматься благотворительностью.
Сегодня в любом поступке большинство ищет некий тайный смысл, подтекст. «Бедным помогаешь? Значит, в депутаты собрался. Театр спонсируешь? Не иначе как актрису- любовницу завел». Мы считаем, что причина этому – нестабильность экономики, порождающая неуверенность в завтрашнем и недоверие к богатым людям, которые склонны «разбрасываться» деньгами.
Так, препятствием благотворительной деятельности является нестабильность экономики, которая в любой момент может обернуться потерями и потребовать незапланированных расходов и вложений. Поэтому всегда нужно иметь резерв, чтобы покрыть убытки. Это означает, что предпринимателю для благотворительности может просто не доставать оборотных средств [7].
Еще одной проблемой является несовершенство законодательства. Мы считаем, что если бы в законодательном порядке было утверждено, что средства, направляемые на благотворительность, шли в затраты предприятия, снижая тем самым налогооблагаемую прибыль, то взносов и пожертвований было бы гораздо больше. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995г., закреплена налоговая льгота для предпринимателей 3% от суммы прибыли, идущей на благотворительные цели. Но из-за высоких налогов она практически не работает. Так, вместо того, чтобы разработать стимулы, законодательство создает для благотворителей препятствия.
Также отрицательное влияние  оказывает такой фактор, как недоверие к общественным организациям. Так как все отчетливо помнят смутное время перестройки, когда создавалось огромное количество мошеннических предприятий. Сегодня благотворительность носит адресный характер (без посредников), потому что жертвователи хотят быть уверенными, что их помощь дойдет до реально нуждающихся, хотят видеть, кому они помогают [6].
Немаловажную роль в решении  сделать пожертвования играют рекомендации родственников, знакомых, а также информация из объединений собственно предпринимателей (например, Ротари-клуб). Небольшое число предприятий имеет относительно устоявшиеся контакты с заведениями (главным образом, связанные с государственной опекой), которым оказывают регулярную помощь.
Очень часто жертвователи предпочитают сами приобретать на свои деньги то, что считают необходимым для
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.