На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Субстанциональная и реляционная концепции времени

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
И. И. ПОЛЗУНОВА
 
Рубцовский индустриальный институт
Кафедра гуманитарных дисциплин
 
Реферат
по философии
на тему:
«Субстанциональная и  реляционная концепции времени»
 
Работу выполнил
студент группы ПМ-91д  Кожевников А. П.
Руководитель
Боровкова О.В.        

                                
 
Оценка   

 
 
 
 
 
2011 г.
Содержание
Введение 3
1 Субстанциональная концепция времени 4
1.1 Гераклит Эфесский 4
1.2 Древнегреческие атомисты 4
1.3 Платон 4
1.4 И. Ньютон 6
1.5 Н.А.Козырев 9
1.6 Основные особенности субстанциональной концепции времени 11
2 Реляционная концепция времени 12
2.1 Аристотель 12
2.2 Р. Декарт 13
2.3 Г. Лейбниц 14
2.4 И. Кант 18
2.5 Г. Гегель 20
2.6 А. Эйнштейн и теория относительности 21
2.7 Основные  особенности реляционной концепции 23
3 Заключение 24
Литература 25
 
 
 


Введение

Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему. [15]
В разное время философы по-разному отвечали на вопросы: «Что такое время?», «С чем оно связано?», «Какова его природа?».
Актуальность этой темы заключается  в том, что время – одна из важнейших  философских категорий, одно из важнейших  понятий науки.
Цель работы – рассмотреть  субстанциональную и реляционную  концепции времени.
Задачи работы – рассмотреть  взгляды представителей каждой из этих концепций.
Взгляды философов на этот вопрос можно отнести к двум основным концепциям: субстанциональная и реляционная.
Рассмотрим эти концепции по отдельности, взгляды их важнейших представителей, выявим в них характерные черты.
 


1 Субстанциональная концепция времени

1.1 Гераклит Эфесский

Древнегреческий философ  Гераклит Эфесский органично связывает время с Логосом, который является «сущностью судьбы», пронизывает субстанцию Вселенной и есть «мера назначенного круга времени». Именно Логос является сущностью времени и определяет его фундаментальные характеристики и структуру. Логос определяет всеобщий мировой порядок, всеобщую инвариантную меру всех вещей, «мерно» повторяющийся ритм природы. Всеобщая изменчивость сочетается с идеей круговращения.
Динамическая концепция  времени Гераклита была связана  с идеей закономерного развития Вселенной: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» [2]

1.2 Древнегреческие атомисты

 Древнегреческие философы-атомисты Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства и времени как пустоты исходя из своего атомистического учения. Они считали, что для существования и движения атомов требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в движении, образуют многообразие тел.
Таким образом, пространство и время есть не что иное, как  емкости, "пустоты". В них размещается  все многообразие мира, как комбинации движущихся атомов. С точки зрения античного мыслителя, пространство и время абсолютно и неизменно.

1.3 Платон

Диалектика времени и  вечности дана Платоном в его «Тимее». Платон пишет о демиурге (создателе):
«Поэтому он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности; устроил небо, он вместе с ним творит для вечности, пребывающей в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, который мы назвали временем. Ведь не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов, пока не было рождено небо, но он уготовил для них возникновение лишь тогда, когда небо было устроено. Все это - части времени, а «было» и «будет» суть виды возникшего времени, и, перенося их на вечную сущность, мы незаметно для себя делаем ошибку. Ведь мы говорим об этой сущности, что она «была», «есть» и «будет», но, если рассудить правильно, ей подобает одно только «есть», между тем как «было» и «будет» приложимы лишь к возникновению, становящемуся во времени, ибо и то и другое суть движения. Но тому, что вечно пребывает тождественным и неподвижным, не пристало становиться со временем старше или моложе, либо стать таким когда-то, теперь или в будущем, либо вообще претерпевать что бы то ни было из того, чем возникновение наделило несущиеся и данные в ощущении вещи. Нет, все это - виды времени, подражающего вечности и бегущего по кругу согласно [законам] числа. К тому же мы еще говорим, будто возникшее есть возникшее и возникающее есть возникающее, а имеющее возникнуть есть имеющее возникнуть и небытие есть небытие; во всем этом нет никакой точности. Но сейчас нам недосуг все это выяснять.
Итак, время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них распад; первообразом же для времени послужила вечная природа, чтобы оно уподобилось  ей, насколько возможно. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем как [отображение] возникло, есть и будет в продолжение  целокупного времени».  [14]
Платон подчеркивает числовую природу времени по сравнению  с вечностью, в которой все  возможные числа существуют всегда вместе.
Подобного рода диалектика вечности и времени является у  Платона продуктом его абсолютного  идеализма, поскольку именно вечный и божественный ум образуют у него все временное и материальное, а не наоборот.

1.4 И. Ньютон

С развитием классической физики идеи Демокрита о сущности пространства и времени были развиты  в трудах Бруно, Галилея, Декарта  и др. Особенно большой вклад в  этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную систему  отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы  Ньютон и выбрал пространство.
Автор классической механики И. Ньютон «умозрительной спекуляции древнегреческого мыслителя придал некоторую убедительность, правда, ограниченную механической формой движения бытия». С точки зрения Ньютона, пространство и время - это «чистая» протяженность и «чистая» длительность, в которых помещаются материальные объекты. Можно убрать из пространства все, что там размещалось, а пространство останется, и свойства его сохранятся. То же обстоит и со временем. Оно протекает одинаково, и его течение ни от чего не зависит, так как время - это чистая длительность, постоянная шкала для измерения всех конкретных изменений. 
Определение времени по Ньютону:
«I. Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц год.
II. Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным.
Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная  часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел, и которое в  обыденной жизни принимается  за пространство неподвижное: так, например, протяжение пространства подземного, воздуха или надземного, определяемых по их положению относительно земли» [12]
Таким образом, как следует  из определения, по мнению Ньютона, ни время, ни пространство не имеют отношения  ни к чему внешнему. То есть природа их такова, что во внешних по отношению к человеку вещах, то есть именно в тех, чем занимается наука, а именно в материальном мире, в существующих в нем движениях, которые повсеместны и многообразны, природы, то есть причины времени и пространства не содержится. Время не есть некое свойство тел и движений внешнего мира в том смысле, что у него другая природа, чем у перемещающихся с места на место тел внешнего мира.
По Ньютону, время суть чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно.
Абсолютность пространства и времени Ньютоном понималась в  двух различных, хотя и взаимосвязанных, аспектах. Во-первых, «абсолютным пространством» Ньютон называл пустое и неподвижное по отношению к материи пространство (некое вместилище тел), с которым связывалась привилегированная система координат. Во-вторых, термин абсолютности употребляется для характеристики инвариантности, т.е. неизменности длин отрезков в любых системах отсчета.
Аналогично понятие «абсолютное время» характеризовало его, с одной стороны, как чистую длительность, с другой стороны, как неизменность (инвариантность) временных интервалов в любых системах отсчета. Это означало, что всюду в пространстве существует единое «мировое» время, не зависящее от выбора системы координат и взаимного движения тел.
В данном месте «Начал», называемом «Поучение», до некоторой степени можно вывести ответы на эти вопрос, в чем содержится время, какова его причина. Здесь Ньютон применяет определение «абсолютное» и «относительное» и к другим понятиям, а именно: движение, покой, место. Отсюда можно заключить, поскольку совершенно определенно и отчетливо Ньютон о том не заявляет, что движение и покой абсолютные измеряется временем абсолютным, движения и покой относительные измеряются временем относительным. Абсолютное и относительное относятся к вещам, имеющим разную природу и потому разное проявление. Относительное свойственно вещам материального мира, внешним вещам, абсолютное – другой, не материальной природы.
Совершенно ясно, что абсолют  – и тут никаких тайн нет, для Ньютона – Бог. И указание на другую нематериальную природу абсолютных явлений есть второе необходимое условие уяснения ньютоновой дихотомии. Таким образом, причина времени и пространства по Ньютону – Бог.
Таким образом, время и пространство имеют собственную природу, не относясь ни к чему внешнему. Иначе говоря, абсолютное время и пространство можно измерять только с помощью абсолютного движения и покоя, или наоборот: абсолютные движения и покой можно измерять посредством абсолютных времени и пространства. Аналогично, относительные время и пространство можно измерять по относительным движениям и наоборот: относительные движения посредством неточных, кажущихся времен и пространств. Но далее наступают различия: измерить относительные движения абсолютным временем можно, но абсолютные движения относительным – нельзя. Если мы отождествим время и пространство с одним из материальных тел, мы точно также можем отождествить их и с другим. Что относительно чего движется – не имеет значения. Безразлично, куда поместить часы при движении одного тела относительно другого, потому что в окончательном или истинном смысле они показывают только время абсолютного мира. Ни время, ни пространство не являются признаками или свойствами физического мира.
Природа времени и пространства расположена, имеет отношение только к абсолютному миру, отождествленному Ньютоном с Богом. Они движутся только по отношению к Нему. Они порождаются только в абсолютном мире и применяются для измерений неправильных, непропорциональных, относительных движений внешнего материального мира, самому по себе этих свойств не имеющих. То есть употребляющееся в науке механике время есть артефакт, оно взято, как и пространство, со стороны, имеет другую природу, нежели явления внешнего мира.
При этом Ньютон не подменяет  знания верой. Совсем наоборот, исключительно  четко различает, но имеет в виду оба способа думать, ему нужны  оба мира – и абсолютный и относительный.
Ньютоновские представления  о пространстве и времени вполне удовлетворяли потребностям классической физики, так как была найдена универсальная  система отсчета, относительно которой  совершалось любое механическое движение, - абсолютное пространство.

1.5 Н.А.Козырев

В середине нынешнего века астрофизик Н. А. Козырев ввел в динамическое описание Мира новую, обладающую «активными» свойствами сущность, не совпадающую ни с веществом, ни с полем, ни с пространством в обычном их понимании. [8] Сам автор, называя эту сущность «потоком времени», никогда не связывал ее с какой-либо из философских концепций. Однако его интерпретаторы, как правило, относят взгляды Н. А. Козырева к субстанциональным воззрениям.
Действительно, Н. А. Козырев  описывал новую сущность в явно «субстанциональных» терминах: «время является грандиозным потоком, охватывающим все материальные процессы во Вселенной, и все процессы, происходящие в этих системах, являются источниками, питающими этот общий поток». [8]
Автор пишет об интенсивности  или плотности этого потока, о  его энергии, излучении или поглощении, о прямолинейности его распространения, об отражении от препятствий или о поглощении веществом.
По Н. А. Козыреву, время  «втекает в систему через причину к следствию», вызывает впечатление, будто оно «втягивается причиной и, наоборот уплотняется в том месте, где расположено следствие», демонстрирует, что «в каждом процессе природы оно может затрачиваться или образовываться». [8]
Поток Козырева обладает весьма экзотическими свойствами: он переносит  энергию, но не переносит импульс, «не распространяется, а появляется» (т.е. распространяется с бесконечно большой скоростью), «превращает причины в следствия» со скоростью, пропорциональной произведению скорости света на постоянную атомной тонкой структуры.
В концепции Н. А. Козырева можно выделить несколько дополняющих  друг друга аспектов:
    Утверждение об открытости Вселенной по отношению к энергии «потока времени», вследствие чего этот поток является одним их источников энергии астрономических тел и причиной несоблюдения второго начала термодинамики в масштабах Вселенной.
    Утверждение о потоке как о некотором «носителе», необходимом для «превращений причин в следствия», то есть поток Козырева оказывается источником возникновения нового в Мире.
    Утверждение об «излучении» или «поглощении» потока любым неравновесным процессом и о влиянии потока на многие свойства тел – модуль упругости, вес, теплопроводность, плотность, сопротивление электрическому току, выход электронов в фотоэффекте, объем и др.
    Утверждение о силовом неклассическом влиянии потока на вращающиеся тела.
    Утверждение о переносе потоком информации о нынешнем, прошлом и будущем положении звездных объектов.

1.6 Основные особенности субстанциональной концепции времени

Таким образом, основной сущностью субстанциональной концепции является то, что ее приверженцы трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и пространством  и независимо от них. При этом концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами.
Соответственно отношение  между пространством, временем и  материей представлялось как отношение  между двумя видами самостоятельных  субстанций. Это вело к выводу о  независимости свойств пространства и времени от характера протекающих  в них материальных процессов.
Так, к примеру, у древнегреческих атомистов пространство и время есть не что иное, как емкости, "пустоты". В них размещается все многообразие мира, как комбинации движущихся атомов. У Ньютона время – это внешнее, «пустое» время, время между событиями (подобное внешнему пространству между точечными массами). Оно – всеобщее, а потому ничье конкретно, бесконечно делимое. Абсолютное время бесконечно, безгранично и имеет сакральное происхождение. Время однородно и линейно, не имеет настоящего, прошлого и будущего. Эта концепция господствовала в науке до конца XIX и начала ХХ в. 

2 Реляционная концепция времени

2.1 Аристотель

Аристотель,  выступая против идеи атомистического строения мира,  отбросил вместе с ней и идею пустого  пространства.
С точки зрения Аристотеля,  пространство представляет собой совокупность мест, занимаемых телами.  Иными словами,  пространство - это порядок взаимного  расположения множества различных  тел, а время - порядок сменяющих  друг друга явлений и  состояний  тел,  т.е. время связывалось с  движением, изменением тел.
Если идея вещи пронизывает  самую вещь до ее последнего и мельчайшего  элемента, то, с точки зрения Аристотеля, прежде всего должно представляться ясным, что время неотделимо от движущегося  тела, т.е. от движения, и является как  бы мерой или числом самого движения, хотя и не сводится к нему.
Время для Аристотеля представляется в «Физике» скорее всего каким-то «движением и изменением». [1] Но возникают апории, противоречащие этому: изменение совершается в самом теле, время же, по-видимому, находится вне тела; изменение может идти скорее и медленнее, время же не может. Эти апории показывают, что время для самого Аристотеля все же не есть только движение, но оно не может быть без движения («движения» в греческом смысле слова, т.е. всяческого изменения, перемещения, смены состояния мира). Движение - сама стихия времени, и без движения время не воспринималось бы.
Таким образом, время для  Аристотеля, как и для всей античности, не существует без его содержательного  наполнения, без того, чтобы в  нем что-то происходило. Но и для  Аристотеля возникает вопрос, чем  же является время в событии само по себе и чем оно отличается от самого движения.
Аристотель разрешает  этот вопрос таким образом, что время есть различение в событии «прежде» и «после».
Аристотель  бесконечностью времени объясняет бесконечность движения
«Находиться во времени» для движущегося или покоящегося предмета у Аристотеля означает просто, что движение или покой этого предмета измеряются. Поскольку же измерять может лишь душа, то и время в собственном смысле слова может быть лишь там, где есть душа.  [11]
В работах Аристотеля прослеживается мысль о том, что прошлого уже  нет, будущего еще нет, а настоящее, в свою очередь, ускользает от нас, потому что при попытке схватить его  «стягивается» в бесконечно малое  мгновение, длительность которого неуловима.    [3]
Как писал Аристотель, «среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять».

2.2 Р. Декарт

Декарт о времени пишет  следующее:
«Но одни качества или атрибуты даны в самих вещах, другие же – только в нашем мышлении. Так, время, которое мы отличаем от длительности, взятой вообще, и называем числом движения, есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим, ибо мы не предполагаем в вещах движущихся иного рода длительности, чем в неподвижных; это явствует из того, что, если в течение часа движутся два тела, одно медленнее, другое скорее, мы не насчитываем больше времени в отношении к одному из тел, чем в отношении к другому, хотя бы в последнем движение было бы гораздо более значительным. A чтобы объять длительность всякой вещи одной мерой, мы обычно пользуемся длительностью известных равномерных движений, каковы дни и годы, и эту длительность, сравнив ее таким образом, называем временем, хотя в действительности то, что мы так называем есть не что иное, как способ мыслить истинную длительность вещей. [6]
Здесь можно увидеть Аристотелевское «время есть число движения», но все же время Декарта не есть время Аристотеля. Если для Аристотеля важно исследование времени как общепринятого термина, в дальнейшем широко им используемого; он пытается ясно изложить то, что в принципе понятно всем, то для Декарта сама категория времени скорее служит средством для создаваемого им здания рациональной философии, которая объясняла, как утверждал сам Декарт, всю совокупность известных тогда явлений.

2.3 Г. Лейбниц

По Лейбницу, действительный мир – это наиболее совершенный мир. Он должен быть упорядоченным, наиболее простым и наиболее богатым по явлениям, т.е. полным. Совершенство – это полнота и упорядоченность. Полнота обеспечивается тем, что в действительном мире все является изменчивым, различным, многообразным, непрерывным. Полнота упорядочивается взаимной связью посредством принципа предустановленной гармонии и посредством пространства и времени.
Пространство и время  – это упорядоченности универсума, которые предусматривают не только то, что существует в наличности, но и то, что могло бы быть на его месте (в возможности). «Мудрость побудила его избрать последовательность, согласованную совершеннейшим образом, так что из одной части последовательности он может видеть другую»
Время, как и пространство, является идеей Бога или в Боге. И он ее использует для упорядочения действительного мира, выбранного им как наиболее совершенного.
«Отсюда вполне очевидно, что среди бесконечных сочетаний возможных вещей и возможных рядов существует одно, в котором приведено к бытию наибольшее количество сущности или возможности. И действительно, в вещах всегда существует некоторое определяющее начало, основывающееся на принципе наибольшего или наименьшего, или на том, чтобы наибольший результат получался при наименьших затратах. В данном случае место, время – одним словом, воспринимающая способность или вместимость мира – могут быть рассматриваемы как материал, наиболее пригодный для постройки мира, тогда как разнообразие форм соответствует удобству здания, количеству и изяществу жилищ. Здесь есть известное сходство с некоторыми играми, в которых требуется занять все места доски по определенным законам…»[10]
Лейбниц писал о взглядах Ньютона о времени: «Г-н Ньютон и его сторонники, кроме того, еще придерживаются довольно странного мнения о действии Бога. По их мнению, Бог от времени до времени должен заводить свои часы, иначе они перестали бы действовать. У него не было достаточно предусмотрительности, чтобы придать им беспрерывное движение. Эта машина Бога, по их мнению, так несовершенна, что от времени до времени посредством чрезвычайного вмешательства он должен чистить ее и даже исправлять, как часовщик свою работу; и он будет тем более скверным мастером, чем чаще должен будет изменять и исправлять ее. По моему представлению, постоянно существует одна и та же сила, энергия, и она переходит лишь от одной части материи к другой, следуя законам природы и прекрасному предустановленному порядку. И если Бог совершает чудеса, то, как я думаю, для того, чтобы удовлетворить требования не природы, а благодати. Судить об этом иначе означало бы иметь довольно низкое представление о мудрости и всемогуществе Бога» [10]
Пространство и время  рассматриваются как наиболее подходящее средство для творения мира, поскольку  они позволяют наилучшим образом  совместить разнообразие и порядок, упорядочить наибольшее число многообразных явлений, форм, связей и отношений в действительном мире.
Пространство и время  – это упорядоченности универсума, которые предусматривают не только то, что существует в наличности, но и то, что могло бы быть на его месте.
«Мудрость побудила его избрать последовательность, согласованную совершеннейшим образом, так что из одной части последовательности он может видеть другую» [10]
Лейбниц развивает учение о времени, согласно которому время  связано с движением, т.е. изменением, поэтому оно не может быть абсолютным. Время есть только, если есть движение, т.е. смена состояний, изменение, процесс.
«Я неоднократно подчеркивал, что считаю пространство также как и время, чем-то чисто относительным: пространство – порядком сосуществований, а время – порядком последовательностей. Мгновения в отрыве от вещей ничто, и они имеют свое существование только в последовательном порядке самих вещей… Пространство и время представляют собой лишь порядок вещей, а не абсолютную сущность… отличаются друг от друга…время и движение: оба они хотя и различны, но все же неразделимы… Если бы не было созданных вещей, то не было бы ни времени, ни места» [10]
Доказательство того, что  время не является субстанцией или  по крайней мере какой-то абсолютной сущностью:
«Допустим, кто-нибудь спросил бы, почему Бог не создал все на один год раньше; допустим дальше, он сделал бы из этого вывод о том, что Бог совершил что-то, для чего нельзя найти основание, по которому он действовал так, а не иначе. На это можно возразить, что подобный вывод был бы справедлив, если бы время являлось чем-то вне временных вещей, ибо тогда, конечно, было бы невозможно найти основание для того, почему вещи – при предположении сохранения их последовательности – должны были бы быть поставлены скорее в такие, чем в другие, мгновения. Но как раз это доказывает, что мгновения в отрыве от вещей ничто, и они имеют свое существование только в последовательном порядке самих вещей, а так как этот порядок остается неизменным, то одно из двух состояний, например, то, в котором все совершалось бы на определенный промежуток времени раньше, ничем не отличалось бы от другого, когда все совершается в данный момент, и различить их было бы невозможно» [10]
Время – это объект, которому присуща величина. А время –  это порядок, но и порядок имеет величину.
«Что касается возражения, будто пространство и время являются величинами, или, скорее объектами, которым присуща величина, в то время как этого нельзя сказать о положении и порядке, то я отвечаю, что порядок тоже имеет свою величину: ведь существуют в нем предыдущий и последующий члены, а следовательно, расстояние, или промежуток. Относительные вещи, так же как и абсолютные, имеют свою величину; например, в математике соотношения, или пропорции, имеют свою величину и измеряются посредством логарифмов, тем не менее они являются отношениями. Таким же образом пространство и время, хотя они и состоят из отношений, не исключают наличия у них величины» [10]
Увеличивается и уменьшается ли время? Да, но иначе, чем в теории относительности.
«…для увеличения или уменьшения времени необходимо требуется увеличение или уменьшение промежуточных ступеней между существующими друг за другом состояниями». Другими словами, должны появляться или исчезать состояния, а не просто изменение промежутка времени за счет отнесения к другой системе отсчета.
Время однородно и непрерывно. Лейбниц признает бесконечную делимость времени, хотя он не находит «ничего дурного и в предположении, что эта делимость может быть в конце концов исчерпана», хоть «он и не видит в этом никакой нужды». Бесконечной делимости пространства соответствует столь же бесконечная делимость времени» [10]
Важным проявлением времени  для Лейбница выступает характеристики прошлое-настоящее-будущее. Если есть изменчивость, значит, есть и они. Изменчивость принципиально важна. Изменчивость именно временного характера, а не пространственного. Эта изменчивость и предполагает прошлое-настоящее-будущее. Настоящее он выделяет как то, что дает возможность предсказать и знать будущее.
По Лейбницу, время целостно. Оно есть единство прошлого, настоящего, будущего. Единство, которое неотрывно  от событий прошлых, настоящих, будущих.

2.4 И. Кант

Совсем иное представление  о времени у Канта.
И. Кант рассматривает пространство и время как продукты человеческого  сознания, лишая их не только субстанциональности, но и объективности. Пространство и  время рассматриваются в качестве априорных форм упорядочения человеческих ощущений [9]
«Идея времени не возникает из чувств, а предполагается ими. В самом деле, только посредством идеи времени можно представить себе, бывает ли то, что действует на чувства, одновременным или последовательным; последовательность не порождает понятия времени, а только указывает на него. Вот почему понятие времени совершенно неправильно определяют как ряд действительных [событий], существующих одно после другого, как будто эти понятия приобретены опытом. Дело в том, что я не понимаю, что обозначает слово после, если ему уже не предшествует понятие времени. Ведь происходящее одно после другого есть то, что существует в разное время, так же, как существовать совместно – значит существовать в одно и то же время». «Время – идея единичная, а не всеобщая. Действительно, всякое время мыслится только как часть одного и того же неизмеримого времени. Так, если мы мыслим два года, то мы можем себе их представить, только определив их место по отношению друг к другу и связав их каким-нибудь промежуточным временем, если они не следуют друг за другом непосредственно. Но какое из различных времен есть предшествующее, а какое последующее, этого никоим образом нельзя определить с помощью каких-либо признаков, постижимых рассудком, если мы не желаем впасть в порочный круг; и ум различает это только при помощи единичного созерцания. Кроме того, все действительные [вещи] мы представляем себе находящимися во времени, а не содержащиеся под общим его понятием, как бы под общим признаком».
«Итак, идея времени есть созерцание; так как она постигается раньше всякого ощущения как условие отношений, встречающихся в чувственно воспринимаемом, то она есть не собственно чувственное, а чистое созерцание.»
«Время не есть что-то объективное и реальное: оно не субстанция, не акциденция, не отношение, а объективное условие, по природе человеческого ума необходимое для координации между собой всего чувственно воспринимаемого по определенному закону, и чистое созерцание. Ведь мы координируем субстанции и акциденции как по одновременности так и по [их] последовательности только через понятие времени, и поэтому понятие о нем как принцип формы предшествует понятию о них. А что касается каких угодно отношений, насколько они доступны чувствам, одновременны ли они или следуют друг после друга, то они заключают в себе только положения во времени, которые должно определить или в одной его точке, или в различных»  [7]:
По Канту, время не является чем-то объективным. Само понятие времени у Канта не соответствует общепринятому пониманию. Слово время для Канта не несет той смысловой нагрузки, которую оно несет в естественном языке. У Канта речь идет скорее не о времени как таковом, а скорее об идее времени или даже об идее идеи времени. Само время, - то, что может быть эмпирически наблюдаемо, не вписывается в концепцию Канта, оно мешает ему, и потому незаметно изгоняется. Для Канта время (идея времени) – игрушка, кирпичик, который он вертит в руках, как ему заблагорассудится, и используется для построения своей философии. Важно и то, что так, как любая идея неизмеримо беднее содержанием, чем реальность, то, заменив время идеей времени, Кант существенно обеднил свое представление о мире. Действительно, в Кантовской идее о времени от самого времени осталось только следование, взаимное расположение событий. По Канту время позволяет ответить лишь на вопрос, какое событие было раньше или позже, но количество времени у Канта по сути дела лишено какого-либо конкретного содержания. Другими словами Кантовское время не может служить шкалой меры, а только шкалой порядка.

2.5 Г. Гегель

Г. Гегель, критикуя позицию  Канта, рассматривает пространство и время как порождение духовного  внечеловеческого начала, как продукт  развития абсолютной идеи. [2].  
«Но отрицательность, относящаяся к пространству в качестве точки и развивающая в нем свои определения как линия и поверхность, существует вне сферы вне-себя-бытия и для себя; она налагает вместе с тем свои определения в сфере вне-себя-бытия, но при этом являет себя безразличной к спокойной рядоположенности точек пространства. Положенная таким образом для себя эта отрицательность есть время».
«Время как отрицательное единство вне-себя-бытия есть такое нечто всецело абстрактное и идеальное; оно есть бытие, которое, существуя, не существует, и, не существуя, существует, – созерцаемое становление. Это означает, что хотя различия всецело мгновенны, т.е. суть непосредственно снимающие себя различия, они, однако, определены как внешние, то есть как самим себе внешние»
«Время по
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.