На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Приватизация и ее последствия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?3
 
Оглавление
 
Введение……………..…………………………………………………………………….3Глава 1. Социально-экономическая сущность приватизации………………………….5
1.1. Цель и функции приватизации……….…………………...…....................................5
1.2. Разгосударствление и приватизация как формы трансформации               собственности………………………………….………………………………………….9                        1.3. Формы и методы приватизации……………………………………………………12
Глава 2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия………………………………………………………………………………16 2.1 Особенности чекового этапа приватизации……………………………………….16
2.2. Особенности денежного этапа приватизации…………………………………….19
2.3. Социально-экономические последствия приватизации……………………….....21
Заключение………………………………………………………………………………28Список использованной литературы………………………………............................30             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение

Как показывает опыт мирового экономического развития, приватизационные процессы периодически сменяются процессами национализации - обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.
         Во Франции за последние 60 лет были проведены три широкомасштабные национализации. Неоднократно проводилась национализация в Великобритании: Английского банка, угледобычи, электроэнергетики, газовой промышленности и др.
Мировой опыт говорит о множественности задач, решаемых с помощью приватизации. Сюда можно отнести повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов на содержание объектов собственности, увеличение поступлений в бюджет и погашение на этой основе внутренней и внешней задолженности, ослабление государственных монополий, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию капитале компании, ослабление профсоюзного влияния на экономику, создание широкой социальной базы мелких собственников.
        Постсоциалистические страны прибегли к приватизации как к способу развития многоукладности экономики, становления института частной собственности, создания социальной базы нового общественного строя. Любопытно, что в России приватизация проводилась еще Петром I. По его указу были отданы на льготных условиях в частные руки около трех десятков промышленных предприятий.     Основными побуждающими к этому мотивами были задачи развития предпринимательского духа в обществе и привлечения частного капитала к производительному использованию. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. Актуальность этих мотивов сохранилась и для наших дней.  Именно поэтому я выбрала эту тему.
     Способ приватизации характеризует механизм смены собственника, посредством которого происходит переход от государственной к акционерной и частной собственности. Доминирующим признаком способа приватизации служит мера платности за передачу приватизируемого объекта во владение новому собственнику. Одновременно способ отражает методы, организацию, технологию процесса перехода от одной формы собственности к другой.
Способы приватизации отличаются, разнятся в зависимости от вида объекта приватизации. По крайней мере, необходимо учитывать специфику приватизации таких объектов, как земля, природные богатства, жилье, основные средства (производственные фонды) предприятий, здания и помещения социально-культурного назначения, объекты сферы услуг.

Итак, цель моей работы исследование приватизации как формы трансформации собственности и ее последствия в РФ.
Для того чтобы достичь этой цели, я рассмотрела следующие задачи:
1.Социально-экономическая сущность приватизации, определение приватизации и разгосударствления, формы и методы приватизации, а также ее функции.
2. Стадии  приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия. В частности рассмотрим чековый этап приватизации и денежный этап приватизации.
В работе я использовала учебники, учебники для вузов, учебные пособия, учебные пособия для вузов, журналы и Интернет ресурсы, именно они составили мою методологическую базу.
Предмет исследования моей работы - явление приватизации и ее последствия в переходный период РФ.
 
 
 
 
Глава 1. Социально-экономическая сущность приватизации.
 
1.1. Цель и функции приватизации.
 
Основные цели приватизации должны быть следующими:                                     “1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).                                                                                                                          2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).                                                                                                  3. Социальная (обеспечение социального мира).                                                               4. Перераспределение экономических основ власти.                                                                        Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.” [3.c.25]
Функции приватизации:
  “I. Общие (типовые) функции. Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач: повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидация или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и многое другое.
Для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной, немаловажным является также развитие многоукладности экономики и становление института частной собственности. Приватизация в постсоциалистических странах рассматривается как инструмент коренного изменения отношений собственности и создания социальной базы нового общественного строя - широкого среднего класса. В общем же виде к целям приватизации предприятий относятся повышение эффективности отдельных предприятий и экономики в целом, решение финансовых проблем правительства, а также ослабление монопольного положения государственного сектора.                                                                                                        Ниже рассмотрим последовательно основные функции приватизации, начав с укрепления социально-экономической системы, основывающейся на частной собственности.
II. Функция укрепления общественного строя. Государственный сектор, однажды возникнув, превращается в составную часть народного хозяйства. Он может увеличиваться во время войн, кризисов, необходимости создания объектов инфраструктуры или экспериментальных производств. Его доля может сокращаться в экономике и без приватизации за счет более быстрого развития частного сектора. Размеры госсектора и его роль в национальной экономике - это количественный, но и социально-экономический показатель, так как устойчивость общественного строя наряду с прочим зависит от степени господства определяющих экономических отношений собственности и предпринимательства в народно-хозяйственном комплексе в целом. Разрастание государственного сектора сужает поле деятельности частного предпринимательства и создает угрозу существующему строю.
Приватизация чрезмерно разросшегося государственного сектора соответствует интересам укрепления социально-экономического строя в той мере, в которой этот сектор не являются необходимым для сохранения этого строя элементом. Таким образом, вопрос о приватизации конкретных объектов госсектора встает тогда, когда частный национальный капитал может существовать без соответствующего государственного объекта или когда жизненно важный для народного хозяйства объект стал настолько рентабельным и конкурентоспособным, что не нуждается в государственных капиталовложениях, дотациях и льготах.
Отметим, что время приватизации - годы благополучного хозяйственного развития, отсутствия военно-политических потрясений, глубоких кризисов, обновления основного капитала в общехозяйственных масштабах, а время роста государственного сектора за счет нового строительства или национализации предприятий и отраслей частных владельцев - годы подготовки к войне, войны, послевоенной разрухи, кризиса экономического или вызванного внешними обстоятельствами, например потерей колоний, резким снижением национальной конкурентоспособности. Разумеется, эти суждения относятся к обществу, существующему в рамках одного и того же социально-экономического строя.
III. Социально-политическая функция. Эта функция приватизации в условиях стабильной рыночной экономики содействует расширению социальной базы общественной системы и государственной политики, особенно среди социальных групп, непосредственно заинтересованных в приватизации. Расширение социально-политической базы проявляется в поддержке правительственного курса во время выборов, референдумов, а также в средствах массовой информации, общественных движениях, в виде материальной поддержки предвыборной кампании соответствующих партий.
Каждый строй или его модификация оказывались жизнеспособными не столько в результате идеологической убежденности населения, сколько благодаря неразрывной связи личных хозяйственных интересов граждан с этим строем. Например, устойчивость американского капитализма долго объяснялась поддержкой, оказываемой ему миллионами фермеров, получивших за символическую плату большие участки плодородных земель.
Приватизация государственной собственности дает правительству уникальную возможность выступить благодетелем собственного населения, надолго стабилизировать социально-экономическую обстановку в стране, обеспечить себе массовую поддержку избирателей.
IV. Глобальные народно-хозяйственные функции. К ним можно отнести следующее:
1. Привлечение капитала внутри страны.
Для многих развитых стран мира характерен избыток капитала, который имеет относительный характер и определяется соотношением рентабельности вложений капитала внутри страны и за рубежом. Приватизация эффективных или перспективных объектов на время расширяет сферу приложения частного национального капитала внутри страны, вызывает затраты на реструктуризацию приватизированных компаний и их модернизацию, способствует оживлению конъюнктуры в стране, росту спроса и занятости. Часть избыточного частного капитала, которая в других условиях была бы вывезена за границу, остается в стране, частично поступает в доход государства в виде платы за приватизированные объекты, а частично включается в хозяйственный оборот.
2. Повышение экономической эффективности функционирования объектов, переходящих из государственной собственности в частную.
Наиболее часто встречающейся причиной, побуждающей правительства различных стран к приватизации предприятий, является низкая эффективность последних. Многие другие причины, как правило, являются либо производными, либо дополняющими ее. Так, вследствие неэффективности государственных предприятий в отдельных странах нередко увеличиваются бюджетные расходы, из-за правительственной протекции государственных предприятий на рынке обостряется проблема монополизма, что опять-таки негативно сказывается на эффективности производства, а по причине чрезмерной регламентации увеличивается техническое отставание объектов госсектора от мирового уровня.
3. Совершенствование народно-хозяйственной структуры.
В случае, если средства, выручаемые от приватизации, не идут на покрытие бюджетного дефицита или выплату долгов, а расходуются на финансирование долгосрочных инвестиционных программ, в стране может быть достигнут заметный эффект прогрессивной реструктуризации. В экономике всегда есть узкие места, глобальные и частные проблемы, для решения которых у частного капитала мотивации недостаточно. Продажа объектов государственной собственности и санирование за счет вырученных денег других отраслей, регионов, финансирование инфраструктуры, научных исследований могут улучшить отраслевую и региональную структуры в целом, повысить конкурентоспособность национальной экономики. Нужно отметить, что в процессе приватизации государственная собственность может оставаться неизменной, если вырученные средства вместе с внутренним накоплением используются на новые капиталовложения, или уменьшиться, если средства от приватизации используются на другие нужды.
V. Функция пополнения бюджета и обслуживания государственного долга. В период перехода от одной общественно-экономической системы к другой резко возрастает нагрузка на государственный бюджет. Государству приходится в значительной степени административными мерами создавать хозяйственную систему, адекватную новой идеологической и административно-политической надстройке, а это требует дополнительных расходов. В этих условиях одним из источников относительно безболезненного пополнения бюджета, как правило, недостаточного для покрытия бюджетного дефицита, являются средства от приватизации государственной собственности. Роль этих средств зависит от многих факторов: размера дефицита, продолжительности бюджетного кризиса, организованности и эффективности продажи государственной собственности, платежеспособного спроса и заинтересованности потенциальных покупателей.
Наряду с дополнительными поступлениями средств фискальная функция приватизации способствует оздоровлению бюджета за счет сокращения расходов на содержание государственного сектора в результате продажи нерентабельных объектов.
Обслуживание государственного долга является одной из возможных функций приватизации. Это непроизводительное расходование средств, но необходимое, так же как использование их на покрытие дефицита государственного бюджета.” [15]                                                                                Многообразные функции приватизации свидетельствуют о широких возможностях применения ее в качестве средства государственного регулирования экономики в условиях стабильно существующего строя и, особенно, в переходный период.
 
1.2. Разгосударствление и приватизация как формы трансформации собственности.
 
“ Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности на основе формирования рыночного хозяйства, как оптимизации структуры предпринимательства.
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятия, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер.
Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике. ”[7.c.186-189]
“ В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация.
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность:
?                 предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;
?                 материальных и нематериальных активов предприятий;
?                 долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.
Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводиться к тому, что приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики, в большей степени независимой от государства.
Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества). ”[2.c.781-783]
"Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
Лидер приватизации – Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 способа частичной и полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору.
Николас Ридли – главный архитектор и проводник Британской программы доказывал, что приватизация является средством придания экономике большей эффективности потому, что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Их финансирует не потребитель, а государство, у них проявляется иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, так как непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников сделать предприятие рентабельным. Нельзя считать, по него мнению, что приватизация может привести к тому, что собственность государственного сектора сосредоточится в руках только богачей, ибо существует и бесплатные, и на льготных условиях формы приватизации. .”[6.c.251-253]
Процесс приватизации – длительный. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе – 10-15 лет, в России еще не закончен.
 
1.3. Формы и методы приватизации.
 
“Pазвитое рыночное хозяйство основывается на частной собственности на экономические ресурсы. Объективные условия экономической ситуации в каждой стране порождают большое разнообразие моделей перехода от одной собственности к другой .
Эти современные тенденции отражает широкая трактовка "приватизация".
Приватизация представляет собой особую систему экономических отношений в связи с изменением формы собственности на ресурсы.
Мировой опыт приватизации свидетельствует о множестве задач, решаемых с помощью приватизации:
-                     повышение рентабельности предприятий;
-                     сокращение правительственных расходов;
-                     увеличение поступлений в бюджет;
-                     ликвидация внутренних и внешних задолженностей;
-                     расширение рынков капитала;
-                     расширение инвестиций спроса;
-                     привлечение работников к участию в капитале компании;
-                     создание широкой социальной базы мелких собственников – среднего класса;
-                     демонополизация производства.
Приватизация не сводится  к политике дерегулирования экономики. Напротив, она представляет собой элемент регулирования долговременного характера. Приватизация важна не сама по себе, а как взаимосвязь приватизации и деприватизации (национализации) – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества.
Приватизация собственности – это один из рычагов повышения эффективности, которая использовалась в развитых странах: Франции, Англии, США. .” [9.c.56-60]
"Анализ приватизации в странах СНГ, Восточной Европы, Китае позволяет выделить несколько критериев выбора форм и методов приватизации: отраслевая принадлежность и размер предприятия, принцип социальной справедливости, демонополизация, повышение рентабельности предприятия и другие критерии.
Первый критерий – создание в ходе приватизации предприятий различной организационно-правовой формы и размерности. С этой точки зрения  различают малую и большую приватизацию. Различия состоят в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы, небольшие хозяйственные товарищества и ООО, во втором – АО. 
Второй критерий – механизм приватизации, включающий способы и методы передачи объектов собственности в частные руки. Все многообразие методов может быть сведено к следующим:
1.         бесплатная передача активов (льготная продажа) работникам компании – акционирование;
2.         прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг – проведение аукционов, международных тендеров, контрактов на управление;
3.         массовая ваучерная приватизация – через выпуск купонов или ваучеров;
4.         реприватизация – процесс возвращения имущества прежним владельцам или их наследникам – реституция и компенсация.
1.           фискальная цель – пополнение государственного бюджета;
2.           инвестиционная цель – поддержка приватизированных компаний.ем полученные таким образом соьдачи прав собственности. квалифицироваться как полноценное право собственности и является старто
Массовая приватизация проходила по ваучерной схеме, которая является социально менее конфликтным способом приватизации и позволяет быстро распределить активы среди большого числа граждан. Вместе с тем полученные таким образом собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право собственности, и является стартовым условием для дальнейшей передачи прав собственности. Ваучерные схемы применялись в Чехии, Словакии, Монголии, Казахстане, Албании и России. Ваучерная приватизация не во всех странах проводилась успешно. В России ваучеры, подлежавшие свободной купле продаже, оказывались в руках мафиозных структур. В Казахстане купоны  - именные ценные бумаги, которые должны были быть вложены в ценные бумаги предприятий, не выполнили свою функцию из-за неразвитости рынка ценных бумаг на первых этапах приватизации. Единственным примером является Чехия и Словакия, где купоны были вложены в инвестиционные фонды, которые впоследствии превратились в собственников и благополучно наладили эффективное управление приватизируемыми предприятиями." [14.c.80-83]
"Акционирование – передача (льготная продажа) государственных активов работникам, получило распространение в Польше, Латвии, Литве. Особый размах этот метод получил в России, в Казахстане, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации. Акционирование могло проходить двумя способами – с закрытой подпиской и открытой продажей акций. В первом случае формируется АО закрытого типа, во втором ОАО. В России возобладал второй путь акционирования. В результате такой приватизации собственниками стали администрация предприятия, скупившая акции предприятий, а не коллективы. Такой характер акционирования обеспечил лишь смену организационной правовой формы предприятий.
В Польше акционированию подлежали 5 тысяч предприятий. Условия для них были достаточно жесткими: они должны были провести исключительно своими силами, добиться самоокупаемости и рентабельности. Бесперспективные предприятия (1850 объектов) не подлежали акционированию и сразу же были закрыты.
Денежная приватизация (платная) осуществляется методом прямых продаж, активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на конкурсах, аукционах, тендерах. Денежная приватизация началась с 1995 года и имела две основные цели:
Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценке активов. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую долю предприятий. Большинство предприятий реализовывались по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи состояла в смене государственной собственности на частную.
Особым случаем является продажа активов и ценных бумаг иностранному инвестору. Делалась ставка на приток иностранных инвестиций, выход на западные товарные и финансовые рынки, внедрение западного менеджмента. Преобладающим финансированием предприятия иностранным инвестором была в Венгрии, Хорватии, Эстонии, Казахстане .” [8.c.66-68]
"Реприватизация – процесс возвращения имущества прежним владельцам или их наследникам. Основными формами реприватизации являются: реституция (возвращение собственности владельцам в натуре) и компенсация (в виде компенсационных ваучеров и денег). Этот процесс рассматривается как путь восстановления доверия к праву частной собственности и как быстрый способ приватизации. Аргументы против реприватизации носили идеологический, экономический и практический характер. С идеологической точки зрения реприватизация не могла компенсировать не справедливость, причиненная  социализмом. С экономической точки зрения реприватизация приносит некоторые финансовые потери. С практической точки зрения прежние владельцы могут и не стать эффективными собственниками. Не смотря на это, реприватизация применяется в Чехии, Словакии, Польше, Венгрии, странах Балтии".” [13.c.114]
Таким образом, в различных переходных странах приватизация проводилась в различных формах: акционирование, массовая приватизация, денежная приватизация, реприватизация.
 
 
Глава 2. Стадии приватизационного процесса в РФ и их социально-экономические последствия.
 
2.1. Особенности чекового этапа приватизации.
 
“Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации - с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации - с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:   
1.Массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;  2. Формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики; 3. Обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий; 4. Создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;                                               5. Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации; 6. Создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства; 7. Расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику." [12. c.453-457]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
"Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    а) Избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам; б) Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности; в) В стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения; г) В РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;  д) Иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации собственности в России.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации: 1) Массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации; 2) Форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;  3) Отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном - путем продажи по минимальным ценам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.                                                                                                            Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.    
B качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости.                                                                          Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности: 1) Использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);  2) участвовать в чековом аукционе;  3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков); 4) продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.         
   Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных  обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.                                                                     
В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватиза
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.