Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Современная экология, виды, направления, законы

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Ф КГМУ 4/3-04/01

ИП №6 УМС при КазГМА

от 14 июня 2007 г.
 

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра общей гигиены, экологии и гигиены питания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛЕКЦИЯ
 
Тема: «Современная экология: предмет, задачи, объекты и методы изучения. Краткая история развития»
             
 
Дисциплина: «Экология и устойчивое развитие»
Специальность: 051301 5В110400 «Медико-профилактическое дело»
Курс: 1

Время: (продолжительность) 1 час

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Караганда 2010 г.
 

Утверждена на заседании курса общей гигиены, экологии

«_____»_____________2010 г. Протокол № ____

Ответственный за общую гигиену, экологию__________ М.Г.Калишев
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
?      Тема: Современная экология: предмет, задачи, объекты и методы изучения. Краткая история развития.
?      Цель: ознакомить студентов с современными экологическими проблемами, понятием, целями, задачами и основными положениями экологии как науки.
?      План лекции
1.      История развития экологии.
2.      Понятие, цели и  задачи экологии, ее разделы.
3.      Методы исследований, применяемые в экологии.
4.      Основные принципы и законы экологии.
 
?      Тезисы лекции
 
1. История развития экологии.
Истоки экологии, как науки о живых существах, их взаимозависимости и условиях обитания, уходят в далекое прошлое и связаны с необходимостью, на самых ранних этапах становления и развития человеческих обществ добывать себе в пищу растения и животных. Было необходимо знать, как выглядят, где и когда созревают съедобные плоды, корни и стебли растений, где лежат пути миграции диких животных, когда и где они воспроизводят потомство. Первичные знания такого рода осмыслялись и находили отражение во многих, ставших классическими, произведениях Гиппократа, Аристотеля, других ученых философов древности.
В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Однако великие географические открытия ХV и XVI веков заставили переосмыслить многие религиозные догматы, новая географическая и биологическая информация, полученная в этих экспедициях не умещалась в той системе мира, которую насаждала христианская религия. Путешественники из дальних стран привозили неведомых животных и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем этом многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыслить это разнообразие. И такое осмысление произошло. Карл Линней в первой половине 18 века создал таксономическую систему животных и растений. Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы, Ж.Б. Ламарк (1744-1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений, а Альфонс Де-Кандоль (1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.
Большой вклад в развитие экологических представлений в это время внесли и российские ученые такие, как П.С. Паллас (1741-1811), И.И. Лепехин (1740-1802), С.П. Крашенинников (1711-1755), М.В. Ломоносов (1711-1765). И это не случайно, так как Россия в XVII веке сильно расширила свои границы, выйдя своими восточными рубежами на побережье Тихого океана. Так в 1775г. русский ученый А.А. Каверзнев (годы жизни неизвестны) издал книгу «О перерождении животных», в которой с экологических позиций рассматривал вопрос об изменениях животных. Другой русский исследователь А.Т. Болотов (1738-1833) разработал классификацию местообитаний растений.
Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859). В 1807 году он издал книгу «Идеи географии растений», в которой ввел ряд научных понятий, и сегодня используемых экологами (например, экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.) Профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858) четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды. Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах заложил основы экологии животных. Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885), опубликовавший в 1855 году работу «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». Значимость этой магистерской диссертации Н.А. Северцева для науки можно оценить тем, что через 100 лет в 1950 году эта работа была переиздана, и она не утратила своего значения и сегодня.
Важной вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знаменитой книги Ч. Дарвина (1809-1882) о происхождении видов путем естественного отбора. Это великое открытие в биологии явилось мощным толчком для развития экологических идей. Не случайно в 1866 году, вскоре после выхода в свет учения Ч. Дарвина, Э. Геккель (1834-1919) предложил термин для новой науки – «экология», который впоследствии прижился, и именно его используют современные ученые для обозначения целой системы наук. Э. Геккель был не одинок, в 1877 году немецкий гидробиолог К. Мебиус (1825-1908) разработал учение о биоценозе как сообществе организмов, которые через среду обитания теснейшим образом связаны друг с другом. Термин биоценоз также широко используется современными учеными. Считается, что биоценоз – это часть любой экосистемы. Если к биоценозу добавить компоненты внешней среды, с которыми связаны организмы, составляющие биоценоз, то мы получим экосистему.
В 1895 году датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин «экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины - экологии растений. Русский ученый В.В. Докучаев (1846-1903) создал учение о природных зонах и учение о почве, как особом биокосном теле (системе). Идеи В.В. Докучаева положили начало развитию геоботаники и ландшафтоведения, ведь почва - это неотъемлемый компонент практически всех экосистем суши нашей планеты.
Для становления науки экологии в конце XIX - начале ХХ веков большую роль сыграли многие русские ученые. Из них можно назвать нескольких, считающихся основоположниками новых научных направлений: А.Н. Бекетов, С.А. Усов, М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Б.М. Житков, Д.Н. Кошкаров, В.В. Станчинский, Н.П. Наумов, А.Н. Формозов, Н.И. Калабуков, Н.Ф. Леваковский, С.И. Коржинский, А.Я. Гордягин, И.К. Пачоский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, П.Н. Крылов, Г.Ф. Морозов и многие другие. В это время вышло много монографий и учебных пособий по географии растений, экологии животных и экологии растений.
Годом рождения общей экологии как науки об экосистемах принято считать 1935 - год выхода в свет учения об экосистемах английского геоботаника А. Тенсли. В 1942 году сходные идеи опубликовал русский ученый В.Н. Сукачев, выдвинувший систему понятий о биогеоценозе. Биогеоценоз В.Н. Сукачева - практически полный аналог экосистемы А. Тенсли.
В первой половине и в середине ХХ века развитие экологии в России было связано с такими именами, как: Б.Г. Иоганзен, М.С. Гиляров, Г.А. Викторов, В.Н. Беклемишев, С.С. Шварц, П.Д. Ярошенко, Г.И. Поплавская, А.П. Шенников, В.Г. Карпов, Т.А. Работнов, Л.Г. Раменский, Т.К. Горышина, В.Д. Александрова, Б.А. Тихомиров, В.И. Василевич, Л.Е. Родин, В.Б. Сочава и др. Из зарубежных ученых ХХ столетия следует выделить следующих: А. Пирс, Ч. Элтон, В. Шелфорд, В. Мак-Дуголл, Ф. Клементс, Ю. Одум, Э. Пианка, Р. Риклефс, Ф. Рамада и др. Многие из перечисленных исследователей являются авторами монографий, учебников и учебных пособий.
Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл великий русский ученый В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле - явление общепланетарное и космическое, что биосфера - это вещественно-энергетическая система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека.
Вторая половина XX - начало XXI столетия - превращение экологии в интегрированную науку. Этот период характеризуется озабоченностью мирового сообщества угрозой экологического кризиса. Осознана роль человека как части природы и зависимость его от природных процессов. Возрастает интерес всех слоев общества к экологии. Развертываются исследования по предотвращению разрушения биосферы на основе экологических знаний, получает законодательное выражение природоохранная деятельность. Этот период развитая экологии связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум и Г. Одум, Дж.М.Андерсен, Т.Миллер, Б.Небел и др. Среди российских ученых следует отметить М.С.Гилярова, Д.Н. Кашкарова„ Н.Ф. Реймерса, А.В.Яблокова и др.
 
2. Понятие, цели и  задачи экологии, ее разделы. Методы исследований, применяемые в экологии.
Современная экология - это наука, занимающаяся изучением взаимоотношений организмов, в том числе и человека, со средой, определением масштабов и допустимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. При этом под средой понимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообществ.
В стратегическом плане - это наука о выживании человечества и выходе из экологического кризиса, который приобретает глобальные масштабы - в пределах всей планеты Земли.
Термин «экология» был предложен немецким биологом Э.Геккелем в восемнадцатом веке для обозначения раздела биологии, изучающего условия обитания организмов в окружающей среде. Он происходит от древнегреческого "оikos"— (дом, жилище), от него образовано не только наименование этой науки, но и понятие "ойкумена"' (окумена), служащее для обозначения природы, освоенной и обжитой человеком. Ныне, когда человек осваивает космос, ойкумена вышла за пределы земли, а экология, пусть еще не как знание, на хотя бы как термин, проникла в сознание каждого, она перестала быть отраслью лишь одной биологии. На родство с ней претендуют и география, и политэкономия, да и весь комплекс естественных и общественных наук. Более того, экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства и каждой личности, приобрела политическое значение, став на один уровень с проблемой ядерной безопасности. Экология, следовательно, касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого.
В структуру современной экологии входят общая экология (биоэкология), социальная экология и экология человека, прикладная экология. Общая экология изучает наиболее общие закономерности  взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях. В ее структуру входят несколько взаимосвязанных разделов: учение о факторах среды и закономерностях их действия на организмы (факториальная экология), экология организмов, или аутэкология, популяционная экология, или демэкология, учение об экосистемах, или биогеоценология, учение о биосфере, или глобальная экология.
Социальная экология и экология человека тесно взаимосвязаны между собой, так как имеют много общих задач, поскольку человек и общество неразрывны, экология человека выступает как частное по отношению к экологии социальной.
Социальная экология изучает отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой, а также прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных ландшафтов на здоровье и генофонд человеческих популяций.
Экология человека изучает особенности эволюции человека как биологического вида, специфическую роль его в биосферных процессах, отличие этой роли от других живых существ. В основу экологии человека положены три группы явлений.
- отношение человека к определенным биотическим и абиотическим факторам;
- отрицательные явления, возникающие в процессе взаимоотношений общества и природы (загрязнение среды промышленными и бытовыми отходами, радиоактивными веществами и пр.);
- отрицательные воздействия окpyжающей среды, измененной человеком, на природу и самого человека, на состояние его здоровья.
Прикладная экология решает конкретные вопросы природопользования, определяет допустимые нагрузки на среду, разрабатывает методы управления природными системами и способы «экологизации» различных видов деятельности человека. В структуру прикладной экологии входят такие ее отрасли, как промышленная, технологическая, сельскохозяйственная, медицинская, химическая, рекреационная, геохимическая, природопользование и др.
Таким образом, общая экология - это экология природных систем и учение о природной среде, а социальная экология, экология человека и прикладная экология - это экология измененных человеком природных систем (природно-антропогенных) и искусственных систем типа агроценозов, городов, производственных комплексов и др. Система общеэкологических законов, правил и принципов, вскрываемых общей экологией является теоретической базой социальной экологии, экологии человека и прикладной экологии.
Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяция, биоценозы) и их динамика во времени и пространстве.
Задачами изучения общей экологии  являются: раскрытие закономерностей функционирования различных природных экосистем и биосферы в целом, роли живых организмов в создании, сохранении и стабилизации природной среды, исследование механизмов, обусловливающих устойчивость природных систем различного ранга.
Главной же задачей как социальной экологии, так и экологии человека, является поиск путей оптимизации взаимоотношений человека и общества со средой, разработка  теоретических  основ рационального природопользования.
 
3. Методы, применяемые в экологии.
 
Методическую основу экологии как современной науки составляет сочетание системного подхода, натурных наблюдений, эксперимента и моделирования. Экологическая практика охватывает собой множество приемов и методов исследований, адекватных многообразию направлений экологии и потому ниже перечислены лишь некоторые из них.
?              Режимные систематические (мониторинговые) наблюдения за состоянием природных объектов и процессов и влияющими на них антропогенными (техногенными) факторами;
?              аналитические исследования природных и искусственных (техногенных) объектов;
?              исследования морфологических параметров природных объектов;
?              статистические методы оценки процессов и явлений;
?              дистанционные методы исследований и методы специальной картографии;
?              методы математического моделирования;
?              системный анализ;
?              методы социальной демографии;
?              паспортизация природных и искусственных объектов;
?              экологический менеджмент;
?              экологический аудит.
Как правило, в экологических исследованиях эти и другие применяемые методы исследований используются совместно или комплексно.
 
4.      Основные принципы и законы экологии.
В результате развития экологической науки разработано 250  законов, закономерностей, правил, принципов (Реймерс, 1994). Некоторые из них необходимо привести в рамках данной лекции.
Так называемые «основные законы экологии», сформулированы Б. Коммонером в 1971 году.
— все связано вo всем (всеобщая связь процессов и явлений в природе);
— все должно куда-то деваться (любая природная система может развиваться только за счет использования энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды);
— природа "знает" лучше (пока мы не имеем абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, и мы легко можем навредить ей, пытаясь ее улучшить);
— ничто не дается даром (глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничто не может быть выиграно или потеряно, не может быть объектом всеобщего улучшения; все извлеченное в процессе человеческого труда должно быть возмещено).
Среди других законов, принципов и правил экологии можно выделить следующие:
Закон внутреннего динамического равновесия - вещество, энергия, информация и качества отдельных природных систем взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих факторов вызывает функциональные, структурные, качественные и количественные перемены всех систем и их иерархии (соподчиненности);
Закон «все или ничего (Х. Боулич) - слабые воздействия могут и не вызывать ответных реакций природной системы, но, накопившись, они приведут к развитию бурного, непредсказуемого динамического процесса.
Закон толерантности (В. Шелфорда): лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости (толерантности) организма к данному фактору.
Вид организма может существоватъ до теx поp и постольку, поскольку окружающая его природная среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого видь к ее ко
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.