На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Современная экология, виды, направления, законы

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Ф КГМУ 4/3-04/01

ИП №6 УМС при КазГМА

от 14 июня 2007 г.
 

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра общей гигиены, экологии и гигиены питания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛЕКЦИЯ
 
Тема: «Современная экология: предмет, задачи, объекты и методы изучения. Краткая история развития»
             
 
Дисциплина: «Экология и устойчивое развитие»
Специальность: 051301 5В110400 «Медико-профилактическое дело»
Курс: 1

Время: (продолжительность) 1 час

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Караганда 2010 г.
 

Утверждена на заседании курса общей гигиены, экологии

«_____»_____________2010 г. Протокол № ____

Ответственный за общую гигиену, экологию__________ М.Г.Калишев
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
?      Тема: Современная экология: предмет, задачи, объекты и методы изучения. Краткая история развития.
?      Цель: ознакомить студентов с современными экологическими проблемами, понятием, целями, задачами и основными положениями экологии как науки.
?      План лекции
1.      История развития экологии.
2.      Понятие, цели и  задачи экологии, ее разделы.
3.      Методы исследований, применяемые в экологии.
4.      Основные принципы и законы экологии.
 
?      Тезисы лекции
 
1. История развития экологии.
Истоки экологии, как науки о живых существах, их взаимозависимости и условиях обитания, уходят в далекое прошлое и связаны с необходимостью, на самых ранних этапах становления и развития человеческих обществ добывать себе в пищу растения и животных. Было необходимо знать, как выглядят, где и когда созревают съедобные плоды, корни и стебли растений, где лежат пути миграции диких животных, когда и где они воспроизводят потомство. Первичные знания такого рода осмыслялись и находили отражение во многих, ставших классическими, произведениях Гиппократа, Аристотеля, других ученых философов древности.
В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Однако великие географические открытия ХV и XVI веков заставили переосмыслить многие религиозные догматы, новая географическая и биологическая информация, полученная в этих экспедициях не умещалась в той системе мира, которую насаждала христианская религия. Путешественники из дальних стран привозили неведомых животных и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем этом многообразии форм живых существ, необходимо было создать таксономическую систему и, таким образом, осмыслить это разнообразие. И такое осмысление произошло. Карл Линней в первой половине 18 века создал таксономическую систему животных и растений. Ж.Л. Бюффон (1707-1788) в своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы, Ж.Б. Ламарк (1744-1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений, а Альфонс Де-Кандоль (1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.
Большой вклад в развитие экологических представлений в это время внесли и российские ученые такие, как П.С. Паллас (1741-1811), И.И. Лепехин (1740-1802), С.П. Крашенинников (1711-1755), М.В. Ломоносов (1711-1765). И это не случайно, так как Россия в XVII веке сильно расширила свои границы, выйдя своими восточными рубежами на побережье Тихого океана. Так в 1775г. русский ученый А.А. Каверзнев (годы жизни неизвестны) издал книгу «О перерождении животных», в которой с экологических позиций рассматривал вопрос об изменениях животных. Другой русский исследователь А.Т. Болотов (1738-1833) разработал классификацию местообитаний растений.
Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859). В 1807 году он издал книгу «Идеи географии растений», в которой ввел ряд научных понятий, и сегодня используемых экологами (например, экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.) Профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858) четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды. Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах заложил основы экологии животных. Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885), опубликовавший в 1855 году работу «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». Значимость этой магистерской диссертации Н.А. Северцева для науки можно оценить тем, что через 100 лет в 1950 году эта работа была переиздана, и она не утратила своего значения и сегодня.
Важной вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знаменитой книги Ч. Дарвина (1809-1882) о происхождении видов путем естественного отбора. Это великое открытие в биологии явилось мощным толчком для развития экологических идей. Не случайно в 1866 году, вскоре после выхода в свет учения Ч. Дарвина, Э. Геккель (1834-1919) предложил термин для новой науки – «экология», который впоследствии прижился, и именно его используют современные ученые для обозначения целой системы наук. Э. Геккель был не одинок, в 1877 году немецкий гидробиолог К. Мебиус (1825-1908) разработал учение о биоценозе как сообществе организмов, которые через среду обитания теснейшим образом связаны друг с другом. Термин биоценоз также широко используется современными учеными. Считается, что биоценоз – это часть любой экосистемы. Если к биоценозу добавить компоненты внешней среды, с которыми связаны организмы, составляющие биоценоз, то мы получим экосистему.
В 1895 году датский ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин «экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины - экологии растений. Русский ученый В.В. Докучаев (1846-1903) создал учение о природных зонах и учение о почве, как особом биокосном теле (системе). Идеи В.В. Докучаева положили начало развитию геоботаники и ландшафтоведения, ведь почва - это неотъемлемый компонент практически всех экосистем суши нашей планеты.
Для становления науки экологии в конце XIX - начале ХХ веков большую роль сыграли многие русские ученые. Из них можно назвать нескольких, считающихся основоположниками новых научных направлений: А.Н. Бекетов, С.А. Усов, М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Б.М. Житков, Д.Н. Кошкаров, В.В. Станчинский, Н.П. Наумов, А.Н. Формозов, Н.И. Калабуков, Н.Ф. Леваковский, С.И. Коржинский, А.Я. Гордягин, И.К. Пачоский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, П.Н. Крылов, Г.Ф. Морозов и многие другие. В это время вышло много монографий и учебных пособий по географии растений, экологии животных и экологии растений.
Годом рождения общей экологии как науки об экосистемах принято считать 1935 - год выхода в свет учения об экосистемах английского геоботаника А. Тенсли. В 1942 году сходные идеи опубликовал русский ученый В.Н. Сукачев, выдвинувший систему понятий о биогеоценозе. Биогеоценоз В.Н. Сукачева - практически полный аналог экосистемы А. Тенсли.
В первой половине и в середине ХХ века развитие экологии в России было связано с такими именами, как: Б.Г. Иоганзен, М.С. Гиляров, Г.А. Викторов, В.Н. Беклемишев, С.С. Шварц, П.Д. Ярошенко, Г.И. Поплавская, А.П. Шенников, В.Г. Карпов, Т.А. Работнов, Л.Г. Раменский, Т.К. Горышина, В.Д. Александрова, Б.А. Тихомиров, В.И. Василевич, Л.Е. Родин, В.Б. Сочава и др. Из зарубежных ученых ХХ столетия следует выделить следующих: А. Пирс, Ч. Элтон, В. Шелфорд, В. Мак-Дуголл, Ф. Клементс, Ю. Одум, Э. Пианка, Р. Риклефс, Ф. Рамада и др. Многие из перечисленных исследователей являются авторами монографий, учебников и учебных пособий.
Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл великий русский ученый В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле - явление общепланетарное и космическое, что биосфера - это вещественно-энергетическая система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека.
Вторая половина XX - начало XXI столетия - превращение экологии в интегрированную науку. Этот период характеризуется озабоченностью мирового сообщества угрозой экологического кризиса. Осознана роль человека как части природы и зависимость его от природных процессов. Возрастает интерес всех слоев общества к экологии. Развертываются исследования по предотвращению разрушения биосферы на основе экологических знаний, получает законодательное выражение природоохранная деятельность. Этот период развитая экологии связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум и Г. Одум, Дж.М.Андерсен, Т.Миллер, Б.Небел и др. Среди российских ученых следует отметить М.С.Гилярова, Д.Н. Кашкарова„ Н.Ф. Реймерса, А.В.Яблокова и др.
 
2. Понятие, цели и  задачи экологии, ее разделы. Методы исследований, применяемые в экологии.
Современная экология - это наука, занимающаяся изучением взаимоотношений организмов, в том числе и человека, со средой, определением масштабов и допустимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. При этом под средой понимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообществ.
В стратегическом плане - это наука о выживании человечества и выходе из экологического кризиса, который приобретает глобальные масштабы - в пределах всей планеты Земли.
Термин «экология» был предложен немецким биологом Э.Геккелем в восемнадцатом веке для обозначения раздела биологии, изучающего условия обитания организмов в окружающей среде. Он происходит от древнегреческого "оikos"— (дом, жилище), от него образовано не только наименование этой науки, но и понятие "ойкумена"' (окумена), служащее для обозначения природы, освоенной и обжитой человеком. Ныне, когда человек осваивает космос, ойкумена вышла за пределы земли, а экология, пусть еще не как знание, на хотя бы как термин, проникла в сознание каждого, она перестала быть отраслью лишь одной биологии. На родство с ней претендуют и география, и политэкономия, да и весь комплекс естественных и общественных наук. Более того, экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства и каждой личности, приобрела политическое значение, став на один уровень с проблемой ядерной безопасности. Экология, следовательно, касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого.
В структуру современной экологии входят общая экология (биоэкология), социальная экология и экология человека, прикладная экология. Общая экология изучает наиболее общие закономерности  взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях. В ее структуру входят несколько взаимосвязанных разделов: учение о факторах среды и закономерностях их действия на организмы (факториальная экология), экология организмов, или аутэкология, популяционная экология, или демэкология, учение об экосистемах, или биогеоценология, учение о биосфере, или глобальная экология.
Социальная экология и экология человека тесно взаимосвязаны между собой, так как имеют много общих задач, поскольку человек и общество неразрывны, экология человека выступает как частное по отношению к экологии социальной.
Социальная экология изучает отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой, а также прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных ландшафтов на здоровье и генофонд человеческих популяций.
Экология человека изучает особенности эволюции человека как биологического вида, специфическую роль его в биосферных процессах, отличие этой роли от других живых существ. В основу экологии человека положены три группы явлений.
- отношение человека к определенным биотическим и абиотическим факторам;
- отрицательные явления, возникающие в процессе взаимоотношений общества и природы (загрязнение среды промышленными и бытовыми отходами, радиоактивными веществами и пр.);
- отрицательные воздействия окpyжающей среды, измененной человеком, на природу и самого человека, на состояние его здоровья.
Прикладная экология решает конкретные вопросы природопользования, определяет допустимые нагрузки на среду, разрабатывает методы управления природными системами и способы «экологизации» различных видов деятельности человека. В структуру прикладной экологии входят такие ее отрасли, как промышленная, технологическая, сельскохозяйственная, медицинская, химическая, рекреационная, геохимическая, природопользование и др.
Таким образом, общая экология - это экология природных систем и учение о природной среде, а социальная экология, экология человека и прикладная экология - это экология измененных человеком природных систем (природно-антропогенных) и искусственных систем типа агроценозов, городов, производственных комплексов и др. Система общеэкологических законов, правил и принципов, вскрываемых общей экологией является теоретической базой социальной экологии, экологии человека и прикладной экологии.
Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяция, биоценозы) и их динамика во времени и пространстве.
Задачами изучения общей экологии  являются: раскрытие закономерностей функционирования различных природных экосистем и биосферы в целом, роли живых организмов в создании, сохранении и стабилизации природной среды, исследование механизмов, обусловливающих устойчивость природных систем различного ранга.
Главной же задачей как социальной экологии, так и экологии человека, является поиск путей оптимизации взаимоотношений человека и общества со средой, разработка  теоретических  основ рационального природопользования.
 
3. Методы, применяемые в экологии.
 
Методическую основу экологии как современной науки составляет сочетание системного подхода, натурных наблюдений, эксперимента и моделирования. Экологическая практика охватывает собой множество приемов и методов исследований, адекватных многообразию направлений экологии и потому ниже перечислены лишь некоторые из них.
?              Режимные систематические (мониторинговые) наблюдения за состоянием природных объектов и процессов и влияющими на них антропогенными (техногенными) факторами;
?              аналитические исследования природных и искусственных (техногенных) объектов;
?              исследования морфологических параметров природных объектов;
?              статистические методы оценки процессов и явлений;
?              дистанционные методы исследований и методы специальной картографии;
?              методы математического моделирования;
?              системный анализ;
?              методы социальной демографии;
?              паспортизация природных и искусственных объектов;
?              экологический менеджмент;
?              экологический аудит.
Как правило, в экологических исследованиях эти и другие применяемые методы исследований используются совместно или комплексно.
 
4.      Основные принципы и законы экологии.
В результате развития экологической науки разработано 250  законов, закономерностей, правил, принципов (Реймерс, 1994). Некоторые из них необходимо привести в рамках данной лекции.
Так называемые «основные законы экологии», сформулированы Б. Коммонером в 1971 году.
— все связано вo всем (всеобщая связь процессов и явлений в природе);
— все должно куда-то деваться (любая природная система может развиваться только за счет использования энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды);
— природа "знает" лучше (пока мы не имеем абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, и мы легко можем навредить ей, пытаясь ее улучшить);
— ничто не дается даром (глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничто не может быть выиграно или потеряно, не может быть объектом всеобщего улучшения; все извлеченное в процессе человеческого труда должно быть возмещено).
Среди других законов, принципов и правил экологии можно выделить следующие:
Закон внутреннего динамического равновесия - вещество, энергия, информация и качества отдельных природных систем взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих факторов вызывает функциональные, структурные, качественные и количественные перемены всех систем и их иерархии (соподчиненности);
Закон «все или ничего (Х. Боулич) - слабые воздействия могут и не вызывать ответных реакций природной системы, но, накопившись, они приведут к развитию бурного, непредсказуемого динамического процесса.
Закон толерантности (В. Шелфорда): лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости (толерантности) организма к данному фактору.
Вид организма может существоватъ до теx поp и постольку, поскольку окружающая его природная среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого видь к ее ко
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.