На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Жизненный цикл проекта и его основные фазы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
 
на тему: Жизненный цикл проекта и его основные фазы
 
             Студентка группы    
 
       Преподаватель                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва, 2011
Содержание
 
Введение
3
1 Жизненный цикл проекта и процессы управления проектами
4
2 Фазы жизненного цикла проекта
12
2.1 Инициирование проекта
12
2.2 Разработка концепции
13
2.3 Планирование             
14
2.4 Реализация проекта
16
2.5 Завершение проекта
16
Заключение
19
Список использованных источников
20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Эффективность и успешность деятельности современной организации во многом определяется качеством осуществляемых управленческих мероприятий в сфере руководства проектным циклом. Компетентное управление проектным циклом является показателем правильного направления стратегического развития в соответствии с имеющимися возможностями.
Жизненный цикл проекта является важнейшей составляющей в управлении проектами. От того, насколько эффективно организован процесс управления по всем стадиям жизненного цикла проекта, зависит и судьба проекта.
Поскольку сегодня каждая организация, прежде чем приступить к осуществлению деятельности занимается проектным планированием, осуществляет все шаги предприятия в соответствии с четко поставленным планом, то качественное управление проектным циклом является очень актуальным вопросом в нынешних условиях оперирования предприятий в любой сфере.
 
 
 
 
 
 
1 Жизненный цикл проекта и процессы управления проектами
 
В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление проектами (project management) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями.
Прежде чем приступить к анализу основных характеристик и наиболее важных составляющих жизненного цикла проекта, необходимо остановиться на понятии проект, что оно означает, что в себя включает, и что вообще представляет собой проект.
Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие:
» направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
» координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;
» ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.
Отличие проекта заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью. Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции фирмы или предприятия и вполне совместима с ней. Более того, проект часто становится основной формой деятельности фирмы.
Существует ряд определений термина «проект», каждое из которых имеет право на существование, в зависимости от конкретной задачи, стоящей перед специалистом. Вот некоторые из них.
В самом общем виде проект (англ. project) — это «что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие» (толковый словарь Webster).
С точки зрения системного подхода, проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное— результат при участии ряда ограничений и механизмов (рис. 1).
 

Рисунок 1 – Проект как процесс перехода системы из исходного состояния в конечное.
 
В «Кодексе знаний об управлении проектами» [1] проект — некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты.
Инвестиционный проект понимается как инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в
обусловленные сроки. Финансовым результатом инвестиционного проекта чаще всего является прибыль/ доход, материально-вещественным результатом — новые или реконструированные основные фонды (объекты) или приобретение и использование финансовых инструментов или нематериальных активов с последующим получением дохода.
              Проекты от начала до завершения проходят определенные временные перио­ды, называемыми фазами или этапами, причем длительность и содержание временных фаз могут видоизменяться в зависимости от проекта. Жизнь проекта начинается с озвучивания и формализации идеи или выдачи технического задания, назначения руководителя проекта и команды, определения начальных ресурсов, составления плана. Последний уточняется и одобряется руководством. Затем начинается работа по созданию продукта или достижению результата. Параллельно осуществляется контроль, коррекция плана, работа с изменениями. Это продолжается до завершения создания продукта и сдачи результата проекта заказчику. После подписания акта проводятся заключительные работы до формального закрытия проекта. Эта простая последовательность довольно характерна для любого проектного цикла. На каждой фазе требуются различные навыки и от руководителя проекта.
Жизненный цикл проекта - это промежуток времени между моментом формализации идеи или утверждения технического задания проекта и моментом его закрытия, т. е. от состояния «когда проекта еще нет» до состояния «когда проекта уже нет» (рис. 2).
 

Рисунок 2 – Типовой жизненный цикл проекта
 
Наиболее крупные временные элементы обычно называют фазами:
1.            Фаза инициирования проекта;
2.            Фаза разработки концепции;
3.            Фаза планирования про­екта;
4.            Фаза осуществления или реализации проекта;
5.            Фаза завершения.
              В свою очередь, каждая из них делится на более мелкие элементы стадии, этапы, подэтапы и т. д. (необходимо отметить, что определение фазы как наиболее крупного элемента жизненного цикла проекта носит условный характер; в дру­гих подходах - это этапы или стадии). Элементами самого нижнего уровня структуризации жизненного цикла являются пакеты работ или работы.
Число элементов жизненного цикла может меняться, какие-то фазы могут быть очень короткими и формально исключаться из типового жизненного цик­ла проекта конкретной компании. Например, если мы рассматриваем строи­тельный проект с точки зрения генерального застройщика, то он начинается уже с технического задания, т. е. инициализация и разработка идеи здесь опу­щена. В то же время в коммерческих проектах фаза реализации часто захваты­вает тестирование продукта (или вывод предприятия на полную проектную мощность или финансовую окупаемость), на практике при упорядочении уп­равления проектами и для облегчения планирования желательно иметь ти­повой вариант жизненного цикла. Такой шаблон может быть разработан от­дельно для проектов развития и, например, бизнес-проектов и являться частью регламента управления. В первом случае имеет место так называемый «упро­щенный» жизненный цикл, где будут убраны некоторые фазы или стадии. В проектах второй категории используют шаблон «нормального» цикла.
При осуществлении проекта фазы сменяют друг друга в определенной логической последовательности. Неправильно переходить от инициирования к реализации, минуя фазу разработки концепции проекта (если это не опреде­лено спецификой шаблонов проектов компании). Также некорректно закан­чивать проект реализацией, забывая о его формальном завершении. Переход от одной фазы к другой регламентируется достижением промежуточных це­лей или результатов фазы. Только тогда, когда руководитель проекта добива­ется запланированных показателей промежуточной подцели и получает соответствующий результат (и, более того, доказывает заказчику или инвестору, что требуемая подцель действительно достигнута и получен действительно нужный результат), он имеет право перехода к другой фазе. Это формализу­ется в виде своего рода ворот, или шлюзов, прохождение которых невозможно без достижения показателей промежуточных целей или результатов. Шлюзы являются частью контрольных точек, или вех, проекта. На фазах подготовки концепции проекта или планирования обязательной задачей является по­дробное описание этих промежуточных целей или результатов и доведение этой формации до всех участников проекта.
Если промежуточная цель или результат не получены вовремя, фаза затягивается (налицо - запрет на прохождение через шлюз), проводится дополнительная работа по корректировке проекта с целью достижения оставшихся целей или результатов и исправлению промежуточных ошибок. На практике также возможно фиксирование какой-то части достигнутых целей или результатов и частичное разрешение прохождения через шлюз. Такой подход называется методом «быстрого прохода», когда в конце фазы определяются сначала те показатели, которые необходимы для начала следующей фазы. Если они обеспечивают этот запуск, то ворота считаются пройденными, однако при этом продолжается контроль остальных показателей, завершающих предыдущую фазу. Спустя оговоренное время достижение этих оставшихся показателей фиксирует окончательное прохождение шлюза.
Фазы жизненного цикла проекта связаны между собой: результат выпол­нения одной фазы становится исходной информацией для другой, проходя через шлюзы и контрольные точки. Например, закрытие фазы инициирова­ния является входом для следующей фазы подготовки концептуального пла­на. Последний служит основой для подготовки базового или рабочего плана проекта и т.д. В реальном проекте фазы могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться.
Важнейшим элементом жизненного цикла проекта являются участники проекта. Участники проекта - это основной элемент его структуры, который обеспечивает реализацию замысла проекта.
1. Главный участник - это Заказчик, т.е. будущий владелец и пользователь результатов проекта. Им может быть физическое или юридическое лицо, а также организации, объединившие свои интересы и капиталы;
2. Инвестор - это сторона, вкладывающая денежные средства в проект;
3. Проектировщик - разработчик проектно-сметной документации;
4. Поставщик - материально-техническое обеспечение проекта;
5. Подрядчик - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактами;
6. Консультант;
7. Руководство проектом - это обычно проект-менеджер, т.е. юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту (планирование, контроль и координация работ участников проекта);
8. Команда проекта - это организационная структура, возглавляемая проект-менеджером и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей;
9. Лицензиар - это юридическое или физическое лицо, обладатель лицензий и ноу-хау, которые используются в проекте. [2]
Уровень затрат и численность задействованного персонала невелики в начале, увеличиваются по ходу выполнения проекта и быстро падают на завершающем этапе проекта. Эти изменения показаны на рисунке 3.

Рисунок 3 – Типичный пример изменения уровня затрат и численности задействованного персонала в течение жизненного цикла проекта
 
Способность участников проекта повлиять на конечные характеристики продукта проекта и окончательную стоимость проекта максимальны в начале проекта и уменьшаются по ходу выполнения проекта. Это показано на рисунке 4. Главная причина этого состоит в том, что стоимость внесения изменений в проект и исправления ошибок в общем случае возрастает по ходу выполнения проекта.
 

 
Рисунок 4 – Влияние участников в течение проекта
2 Фазы жизненного цикла проекта
 
2.1 Инициирование проекта
 
              Проекты, как правило, начинаются с внутренней неформализованной идеи или внешнего предложения, отраженного в техническом задании или коммер­ческом обращении заказчика. Во втором случае формализация идеи уже про­изошла за рамками проекта.
              Рожденная идея проекта не может существовать только в голове у инициато­ра. Следующим шагом должна быть ее формализация, т. е. переложение идеи в некую форму.
              Виды и варианты документов, формализующих идеи проектов, могут быть самые разные – это инициатива на запуск проекта от сотрудника компании, концептуальная записка о на­чале проекта, заявка на проект, служебное письмо об инициировании, краткое описание идеи проекта и т. д. Название документа и его состав определяется корпоративным регламентом по управлению проектами. Сам документ носит офи­циальный характер и входит в документооборот компании. В документе в каче­стве обязательных позиций должны иметь место, как минимум, следующие:
•     первоначальное рабочее название проекта, полное и краткое;
•     декларируемая первоначальная цель проекта;
•     комментарии по связи с бизнесом компании, ее долгосрочной стратегией и миссией (ваш проект вряд ли поддержат, если он будет противоречить интересам развития компании);
•     описание изменений: что будет изменяться в результате проекта (про­ект может увеличивать возможности компании или решать проблемы конкретного подразделения);
•     предполагаемый результат/продукт проекта (описание);
•     предварительные требуемые ресурсы (трудовые, финансовые, материальные);
•     предполагаемые участники - заказчик, основной исполнитель, предполагаемый руководитель проекта и команда;
•     предварительные сроки (дата начала или конца) и бюджет проекта;
возможные риски, ограничения и предположения проекта.
              Совещание Проектного комите­та или его аналога является первым официальным фильтром посте формализа­ции идеи проекта. На основании результатов рассмотрения и презентации по идее проекта принимается определенное решение, например: приступить к дальнейшей разработке проекта, отложить принятие окончательного решения на фиксиро­ванное время и запросить дополнительную информацию или отклонить про­ект.
              Итак, положительным выходом фазы инициирования является решение о запуске проекта и формализованный документ (включая возможные допол­нения и вариации) по его идее.
              2.2 Разработка концепции
              Как правило, после принятия положительного решения издается приказ о запуске проекта и назначается его руководитель. Им может стать сотрудник, Представивший формализованную идею для обсуждения, или вновь назна­ченный менеджер.
              Формально мы уже перешли в фазу разработки концепции проекта, где проводится дальнейшее более глубокое обсуждение и анализ идеи, уже исходя из предварительно принятого положительного решения. Работа выполняется группой потенциальных будущих участников (прообраза команды проекта) во главе с руководителем проекта. Происходит установление более конкрет­ных конечных целей, уточнение будущих результатов. Очень важными являются разработка и оценка альтернативных стратегий достижения целей, ведь не всегда первая стратегия, предложенная на презентации, может оказаться верной и экономически оправданной. Стратегии анализируются, осуществляется выбор основной, наиболее привлекательной, с точки зрения ситуации или ограничений, стратегии. На основе этого выбора формируется предварительное видение и план проекта (с учетом будущей доступности ресурсов), разрабатываются предварительные документы концепции проекта. Подготовка концепции и предварительного плана проекта является, по существу, вторым шагом в детализации параметров проекта после формализации его идеи и подготовки устава, или вторым фильтром отбора проекта. И это так же, как и первый шаг, не очень (или совсем не) затратный шаг. Принимая положи­тельное решение об одобрении формализованной идеи, заказчик или руково­дитель компании еще имеет шанс отвергнуть его позже, рассматривая концеп­туальные документы проекта. Набор документов концепции передается для согласования заказчику (если он внешний по отношению к компании-испол­нителю), анализируется Проектным комитетом и при получении одобрения проект переходит к фазе планирования.
 
2.3 Планирование
Следующий этап работы над проектом называется планированием. На этом этапе проектная команда разрабатывает план, описывающий, как и когда будет выполнена работа. Планирование – это наиболее важный этап проекта, потому что именно сейчас принимаются решения о том, кто и чем будет заниматься и как обеспечить эффективную совместную работу. Если пропустить этап планирования и позволить членам команды делать то, что они сами посчитают нужным, то обязательно будут упущены какие либо важные части проекта. В результате вам придется переделывать работу, что довольно дорого и трудоемко и может поставить проект на грань срыва. Когда вы спланировали работу заранее, то каждый разбирается в проекте в целом, и его выполнение протекает более гладко.
Планирование означает так­же детальное определение того, что необходимо для успешного выполнения про­екта с соблюдением требований по объему работ, времени, затратам и качеству.
Основной набор шагов планирования следующий:
1. Зафиксировать цель проекта и способ ее достижения.
2. Зафиксировать результат/продукт проекта и его спецификации.
3. На основании цели проекта и выбранной основной стратегии разбить про­ект на отдельные управляемые элементы - фазы, стадии, пакеты работ и отдельные работы.
4. Определить стандарты деятельности, спецификации для каждого эле­мента нижнего уровня (предметные показатели, показатели качества, не­обходимые ресурсы).
5. Оценить время, требуемое для выполнения каждого элемента нижнего уровня (при условии доступности определенных ресурсов).
6. Определить последовательность выполнения элементов нижнего уров­ня и подготовить расписание проекта.
7. Определить контрольные точки и последовательность элементов ниж­него уровня с максимальной длительностью (критический путь).
8. Определить затраты по каждому элементу (единицы измерения ресур­сов, стоимость ресурсов) и соединить затраты в смете затрат по работам проекта, суммировать это с общими накладными проекта, резервами на управление рисками и мотивацию.
9. Определить необходимый состав команды, а также должности, обязан­ности и ответственность всех членов команды, определить необходимое обучение для членов команды.
10.            Оценить риски проекта и подготовить план работы с ними.
11.            Разработать планы управления коммуникациями, качеством и постав­ками.
12.            Свести все подготовленные материалы в единый план управления про­ектом.
 
2.4 Реализация проекта
 
После утверждения проектного плана можно приступать к его выполнению. На этапе воплощения проекта проводится непосредственная работа, связанная с созданием конечного продукта. Чтобы убедиться, что работа идет согласно графику, команда должна отслеживать выполнение работы и требовать изменений проектного плана, если это необходимо. Команда также информирует других дольщиков о ходе воплощения проекта. Этот этап завершается передачей конечного продукта заказчику проекта.
 
2.5 Завершение проекта
 
              Итак, проект достигает своей высшей цели - одобрения заказчиком, кото­рый соглашается с тем, что все его требования по продукту/результату и параметрам проекта выполнены, и продукт может быть принят. Наступает этап официальной сдачи заказчику продукта/результата, сдача происхо­дит согласно заранее оговоренным правилам и с использованием предвари­тельно согласованных документов. Для того чтобы это прошло эффективно и без проблем, заказчик и руководитель проекта должны иметь хорошо до­кументированные критерии сдачи результата и завершения работы с самого начала проекта.
Основная работа по формализации критериев сдачи результата и заверше­ния проекта начинается еще на фазе инициирования. Уже тогда определяют­ся требования заказчика к результату, включая технические характеристики продукта/результата и само видение проекта. Фаза концепции уточняет эти аспекты и формализует критерии, по которым заказчик будет принимать результат или продукт проекта. И наконец, фаза планирования детализирует и фиксирует критерии и процедуры сдачи результата проекта исполнителем и приемки его заказчиком. В процессе реализации эти критерии и процедуры могут быть изменены и вновь согласованы между исполнителями проекта и заказчиком. Примерами документов, отражающими критерии и процедуры сдачи результата, являются техническое задание, акт приемки-передачи, акт о выполнении работ и т. д.
Объективные, измеримые критерии сдачи результата проекта заказчику всегда лучше субъективных критериев, которые являются рискованными и подвержен­ными различной интерпретации. При этой процедуре не должно быть места сомнениям или неясности, хотя иногда этого трудно добиться. Также крайне важна ясность в отношении того, каким должен быть результат проекта. Так, например, следующие три формулировки могут дать совершенно раз­ные результаты - продукт проекта должен: выполнять конкретные функ­ции; быть сделан в соответствии с утвержденным дизайном; решить пробле­му заказчика.
В общем смысле проект надо считать завершенным в следующих ситу­ациях:
•     Работа над его продуктом/результатом завершается с получением позитивного (что наиболее желательно) результата. Заказчик получает то, что хотел и планировал. Проект достигает своих целей.
•     Работа над его продуктом завершается с получением негативного результата, который в рамках данного проекта уже не может быть изме­нен. Как известно, получение отрицательного результата - это тоже результат. Новое лекарство не прошло клинических испытаний, окру­жающая технологическая среда изменилась, и создаваемый канал спут­никовой связи уже не востребован рынком, конкуренты выпустили но­вый продукт, который оказался значительно более привлекательным для рынка, и пр.
•     Работа над проектом замедляется вследствие потери интереса или уменьшения финансовых возможностей заказчика или исполнительной орга­низации, передачи основных ресурсов данного проекта другим. Проект откладывается на неопределенный срок - и дальнейшая деятельность становится просто Невозможной. Строго говоря, это не завершение про­екта, а его медленное угасание от отсутствия ресурсов вследствие сокра­щения бюджета.
•     Руководитель и команда проекта становятся нежелательными для заказчика или организации-исполнителя.
              После сдачи продукта/результата проекта и подписания заказчиком акта приемки сдачи, что символизирует окончание фазы реализации и переход к послед­ней фазе завершения проекта, начинаются работы по «сворачиванию» проекта и его официальному закрытию. Таким образом, подписание акта является необходимым условием этого перехода.
 
 
 
Заключение
 
Значение управления проектным циклом нельзя переоценить. От того, насколько эффективно налажен процесс управления жизненным циклом, зависит судьба проекта в целом. Для менеджера понятие жизненного цикла проекта является важнейшим понятием, поскольку управленец в процессе осуществления деятельности руководствуется задачами и видами методик и инструментальных средств, определяемых текущей стадии жизненного цикла.
Проектный цикл способствует оптимизации прилагаемых усилий, позволяет определить продолжительность проекта (его начало и конец), с помощью жизненного цикла проекта формируются статьи затрат и занятости персонала проекта, проектный цикл помогает уточнить основные этапы цикла, способствует установлению контроля над процессом реализации проекта. Также на основе проектного цикла определяется структура и перечень работ по проекту.
Также необходимо отметить, что важнейшим элементом проектного цикла являются участники проекта, по сути - это решающий, определяющий элемент проекта, поскольку именно участники проекта занимается осуществлением замысла проекта, его реализацией.
Таким образом, важность категории жизненного цикла проекта нельзя не отметить, именно через призму проектного цикла осуществляется весь спектр работ, необходимость компетентного управления проектом на различных этапах цикла обуславливает эффективность функционирования организации в целом и качества тех результатов, которые она показывает.
 
 
 
Список использованных источников
 
              1 Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами/ Под общ. ред. И. И. Мазура — М.: Омега-Л, 2004. – 664 с.
              2 Покровский М.А. Основы управления проектами. Учебное пособие. /Под ред. Фалько С.Г. – М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2007. – 104 с.
              3 Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании/ СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
              4 Мартин П., Тейт К. Управление проектами / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. 224 с.

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.