На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат "Домострой" - энциклопедия жизни Древней Руси

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение
высшего профессионального образования
 
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
 
CЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
 
 
 
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И РУССКОГО ЯЗЫКА
 
 
 
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
На тему:
«Домострой» - энциклопедия жизни Древней Руси»
 
                      Выполнил: 
                                  студент-экстерн
 факультета ГиМУ
                          группы Г11С
                                                            Харитонов Дмитрий Валерьевич
                     Проверил:
               доцент
                              Савинкова Т.В.
 
Санкт-Петербург
2011
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение………………………………………………………………………..3
1. Обобщающие произведения в XVI веке…………………………….….…7
1.1. Жанры……………………………………………………………………...9
1.2. Композиционное построение  «Домостроя»…………………….……...10
2. Особенности повествования…………………………………………...….14
3. О роли женщины в  средневековой семье…………….……………...…...16
4. «Домострой» о воспитании…………………………………………….….19
5. Значение «Домостроя»  в жизни общества…………………….…………21
Заключение………………………………………………………..…………..27
Список использованной литературы………………………………..………29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня. В своем развитии она всё больше подчинялась феодальным порядкам, которые все больше преобладали в обществе. Большую роль в её формировании сыграло христианство, задавшее модель русской культуры, и определи перспективу её развития на многие века.
Домострой — памятник русской  литературы XV века, являющийся сборником  правил, советов и наставлений  по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные  вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на старославянском языке приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
По мнению одних исследователей текст Домостроя – результат  длительного коллективного творчества, начатого еще в 15 в. в Новгородчине, самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. По мнению других авторство и составительская работа принадлежат протопопу Благовещенского монастыря в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру.
Домострой – памятник нравоучительной  литературы, повествовательный элемент  в нем подчинен назидательным  целям поучения. Поучения «от отца к сыну» (известны на Руси с 11 в.), афористически  выраженные нравственные сентенции  учительных сборников (Поучение и наказание  отцов духовных); разного рода средневековые  «обиходники», которые определяли чин монастырского служения и порядок домашней жизни использованы составителем Домостроя для усиления доказательности и достижения беспрекословности исполнения, для чего автор ссылается на освященные традицией образцовые тексты Священного писания и отцов церкви. Исследователи обнаруживают среди источников Домостроя славяно-русские (Стослов Геннадия, поучения Иоанна Златоуста, вошедшие в состав сборников нравственного содержания типа Измарагда и Златой цепи) и западные (чешская Книга учения христианского, французский Парижский хозяин и др.) учительные сборники, чьи тексты восходили к древнейшим сочинениям (древнегреческого трактата Ксенофонта "О хозяйстве" 4 в. до н.э., Политики Аристотеля).
В Сильвестровской версии, «Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированным по следующим основным направлениям:
    О строении духовном (Как веровати)
    О строении мирском (Как царя чтити)
    Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
    Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
    Кулинарная группа
    Послание и наказание от отца к сыну
Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму.
В последней части немало «картинок с натуры» – городских  рассказов простонародного типа, характерных для демократической  среды больших городов, коим была в 16 в. Москва. Иерархия в отношениях между людьми, точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов, в частности, регламентация личных отношений человека с близкими ему людьми – все это легко выявляется при чтении Домостроя. Для истории повседневности Московии 16–17 вв. и исторической феминологии особое значение имеют разделы 29, 34 и 36, касающиеся воспитания детей (в том числе обучения девочек рукоделию, а мальчиков «мужским» домашним работам), определяющие порядок отношений с женой, «государыней Дома», как автор Домостроя именовал хозяйку. Самые известные и часто цитируемые рекомендации Домостроя («быти грозою для жены», строго наказывать детей и жену за провинности, вплоть до «сокрушения ребер», «плетью стегать по вине смотря») вынесены из поучений, переведенных на славянский язык задолго до создания этого литературного памятника и сохранялись в составе учительных церковных сборников. Отсюда – архаическая форма выражения поучений и их нравственные мотивы, неприемлемые и осуждаемые сегодня (унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания детей). В оригинальных частях памятника, в том числе в твердо атрибутируемом «малом Домострое» (заключении к тексту, написанном в виде Посланием и наказанием от отца к сыну, возможно, к реальному лицу – сыну Сильвестра Анфиму) жесткость в отношениях между членами семьи не рекомендовалась. В них шла речь о том, «как Богу и мужу угодить», как блюсти честь рода и семьи, заботиться о семейном очаге, вести хозяйство. Судя по этой части Домостроя, женщины-московитки были настоящими домодержицами, руководившими заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывавшими работу всех членов семьи и слуг (уборка, обеспечение водой и дровами, прядение, ткачество, пошив одежды и т.д.). Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать «государыне Дома», целиком подчиняясь ей.
Жестокость отношений  с женой и детьми, предписываемая Домострою, не выходила за рамки морали позднего средневековья и мало отличалась от аналогичных назиданий западноевропейских памятников этого типа. Однако в  историю русской общественной мысли  Домострой попал именно благодаря  одиозным описаниям наказаний жены, поскольку неоднократно цитировался  именно в этой части русскими разночинцами-публицистами 1860-х, а затем В.И. Лениным. Этим объясняется несправедливое забвение этого ценнейшего памятника вплоть до последней четверти 20 в. В настоящее время выражение «домостроевские нравы» сохранило четко выраженную отрицательную коннотацию.
Как всякий популярный сборник  текучего состава, Домострой может  быть представлен как текст нескольких редакций. Первая редакция составлена в Новгороде в конце 15 в. Вторая – переработана выходцем из него протопопом Сильвестром, добавившим личное обращение к сыну Анфиму, которое также бытовало в самостоятельных списках. Третья редакция – контаминация двух основных. Домострой современен и стоит в одном ряду с такими памятниками как Стоглав, Великие Четьи-Минеи и др., превосходя их в выразительности и образности языка, щедро пропитанного фольклорными элементами (присловьями, поговорками).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Обобщающие произведения в XVI веке
 
Как и другие памятники XVI века, «Домострой» опирался на более  раннюю литературную традицию. К этой традиции относился, например, такой  выдающийся памятник Киевской Руси, как  «Поучение Владимира Мономаха». На Руси издавна бытовали проповеднические сборники, состоящие из отдельных  поучений и замечаний по вопросам повседневного жизненного обихода. Литературная традиция, породившая «Домострой», идет от древних переводов на славянский язык христианских текстов нравственного  характера.
XVI век - время окончательного  складывания и укрепления Русского  централизованного государства.  В этот период продолжает развиваться  русская архитектура, живопись, возникает  книгопечатание. Вместе с тем  XVI век был временем жесткой  централизации культуры и литературы - разнообразные летописные своды  сменяет единая общерусская летопись.
В 1551г. в Москве происходил церковный собор, постановления  которого были изданы в особой книге, состоящей из царских вопросов и  соборных ответов на эти вопросы; всего в этой книге было 100 глав. Отсюда и название этой книги и  самого собора, ее выпустившего. Стоглавый  собор утвердил сложившийся на Руси церковный культ как незыблемый и окончательный (установления «Стоглава» сыграли потом важную роль во время  церковного раскола XVII века). Вместе с  тем решения Стоглавого собора были направлены против любых реформационно-еретических учений. В послании «отцам» Стоглавого собора Иван Грозный призывал их защищать христианскую веру «от душегубительных волк и от всяких козней вражиих».
С официальной идеологической политикой Ивана Грозного в период Стоглавого собора был связан ряд  обобщающих литературных мероприятий XVI века. К числу таких мероприятий  относится составление выдающегося  памятника письменности «Великие Минеи  Четий». Если «Домострой» предлагал систему норм внутренней, домашней жизни, то «Стоглав» содержал основные нормы церковного культа и обрядности на Руси, а «Великие Минеи Четий» определяли круг чтения русского человека. «Домострой» также находит аналогии в других обобщающих мероприятиях эпохи Грозного, таких как Судебник 1550 г., Степенная книга, Летописный свод Лицевой.
Домостроевский жанр свойствен  большинству старых литератур и, восходя ко времени до настоящей  эры, был популярен и в западноевропейском средневековье, причем даже попал там в печать не позднее XVI в. Но воздействие западноевропейского «Домостроя» на русский вполне допустимо и в XV—XVI вв., в виду сходства в соединении морали и хозяйства, что, например, мы видим как в нашем «Домострое», так и в итальяно-немецком, напечатанном в 1542 г.
Этот жанр имел разное оформление, являясь то в виде набора несвязанных  афоризмов (например, в библейских книгах Притчей и Премудрости Иисуса Сирахова и Соломона или в Повести об Акире Премудром), то в виде завещаний и поучений отцов и воспитателей, между прочим, и правителей (например, византийских императоров Василия I, Константина Багрянородного и Алексея Комнина). Поучения эти разнообразны по сфере действия и по степени церковности (например, «святоотеческие» - Василия Великого юношам и т. д.). У испанских королей было в обычае составлять домострои в назидание своим детям. Таково, например, поучение короля Дон-Санчо. Инфант Дон-Хуан Мануэль составил несколько домостроев по разным предметам и с разными назначениями. Французский король Людовик Святой дал поучение своему сыну, которое потом вошло в повествовательно-назидательные сборники». Есть поучение «одного испанца своим дочерям XIV века». «Для домашнего хозяйства особенно славилась Латинская книга Платины Кремонского», изданная во французском переводе в 1539 г.: «это вместе поваренная книга, домашний лечебник и энциклопедический сборник по естественным наукам. Особенно богата домостроями литература итальянская XVI столетия. По большему или меньшему объему захватываемых вопросов жизни общественной и семейной сочинения эти предлагают самое разнообразное содержание». К семейным домостроям относится сочинение Joannis Ludovici Vivis об обязанностях мужа, о правилах «женщины-христианки» в девичестве, замужестве и во вдовстве и о воспитании детей. «Есть еще особые домострои, специально посвященные обязанностям замужних женщин, или же вдов; домострои для девиц и, особенно, для воспитания юношества. В последнем отношении пользовалось большою популярностью сочинение монсиниора Делля Каза под названием Galateo. Цивилизация вырабатывает условия приличия и вежливости; потому есть домострои, специально посвященные этому предмету.
 
 
1.1. Жанры
 
В основе текста «Домостроя»  лежат несколько традиционных жанров.
Во-первых, это «поучения  от отца к сыну», известные на Руси с середины 11 века (например, поучения Владимира Мономаха, оставленные  сыновьям). Здесь наблюдается назидательность  и лаконичность, подчас афористичность изложения.
Во-вторых, это сжатые по форме «слова святых отцов». Впоследствии они были собраны и составили  несколько замечательных сборников  нравственного содержания - «Измарагд» («изумруд»). Многие разделы «Измарагда» вошли в текст «Домостроя».
В-третьих, «Домострой» испытал  влияние многих средневековых «обиходников», которые определяли порядок и чин, например, монастырского служения и во многом сближался с идеалом монастырской жизни.
Иерархия в отношениях между людьми и точное соблюдение определенных циклов в организации  жизненных процессов - важная черта  средневекового быта, и в этом смысле «Домострой» является типичным произведением  своего времени.
В-четвертых, текст «Домостроя»  содержит в себе картинки с натуры - городские рассказы простонародного  типа, характерные для среды больших  городов. Именно в подобных рассказах  можно найти множество простонародных выражений, примет быта и точных характеристик, вводящих читателя в реальную жизнь  городского дома.
В-пятых, большое влияние  на текст «Домостроя» оказали  современные ему западноевропейские «домострои», восходящие к древнейшим текстам такого типа. Можно назвать  древнегреческие сочинения Ксенофонта (445-355 гг. до н.э.) «О хозяйстве», «Политику» Аристотеля, писателя, авторитет которого в средневековой литературе был особенно высок.
В 1479 году были переведены на старославянский язык «Василия царя греческого главизны наказательны к сыну его царю Льву».
Были известны чешские  и польские обработки и переложения (Фомы Щитного, Смиля Фляшки, Николая Рея), итальянские, французские, немецкие (а также изданные на латыни): Егидия Колонна, Франческо де Барберини, Годфруа де Лотур-Ландри, Леона Альберти, Бальтазара Кастильоне, Рейнольда Лорихиуса, Бальтазара Грасиана и др.
«Домострой» - сборник текучего состава, многие его списки отличаются друг от друга, составляя несколько  редакций и типов, что характерно для средневековых памятников.
 
1.2. Композиционное построение «Домостроя»
 
Первая редакция «Домостроя» (краткая по содержанию, близкая  к предполагаемому новгородскому  сборнику) была составлена еще до середины XVI века. Уже в этом виде памятник основывался на предшествующей литературе поучений, как оригинальной, так и переводной. Вторая редакция, представляющая как бы "классический" (в современном понимании) образец «Домостроя», и возникла в середине XVI в. под руководством Сильвестра. Третья - смешанная, представленная всего тремя списками, она возникла позже в результате неумелого механического переписывания с текстов основных редакций.
Большая часть статей, входящих в «Домострой», написана живым русским  языком почти без влияния шаблонной  славянской стихии. Эти статьи не содержат сложного сюжета, и потому народная русская речь их проста, но при всем том она не страдает скудостью лексики, точна в выборе слов, деловито лаконична, а местами ненамеренно красива и образна, совпадая с пословицами, дожившими и до настоящего времени, и повторяя их (например, «поклонны главы мечь не сечет, а покорно слово кость ломит»).
Местами в «Домострое»  употребляется и прямая речь разговора; например, в гостях рекомендуется  не сплетничать: «и спросят о чем  про кого иногда и учнут пытати, ино отвещати: не ведаю аз ничего того, и не слыхала и не знаю, и сама о ненадобном не спрашиваю, ни о княинях, ни о боярынях, ни о суседах не пересужаю»; рекомендация посланному на чужое подворье: «а по двору идешь, и кто спросит, каким делом идешь, ино того не сказывати, а отвечать: не к тебе аз послан, к кому аз послан, с тем то и говорить» .
Во всех своих редакциях  «Домострой» делится на три основные части: первая - о том, «како веровати» и «покланятися» (отношение к церкви) и «како царя чтити»; вторая - «о мирском строении», т. е. «како жити с женами и с детьми и с домочадцы»; третья - «о домовном строении», т. е. о хозяйстве, о домоводстве. К основному тексту «Домостроя», состоящему из 63 глав, в Сильвестровской редакции присоединена 64-я глава - послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опыте собственной жизни протопоп резюмирует все содержание «Домостроя». Разумеется, «Домострой» писался не как художественное произведение, но время поставило его в один ряд с литературными памятниками Древней Руси.
Все части «Домостроя»  отражают опыт семейной и хозяйственной  жизни крупного домашнего хозяйства XV-XVI вв. Однако за этим стоит многовековый опыт частной жизни русских людей, оттесненных набегами язычников  на крайний север славянского  мира.
 «Домострой» - входит в число энциклопедических сочинений сер. XVI в. Текст состоит из советов по духовному, «мирскому» и «домовному» «строению». Среди источников этого скрупулезного предписания норм поведения человека Древней Руси - «Стословец» Геннадия, Пролог, учительные сборники, монастырские уставы. Послание самого Сильвестра показывает его человеком образованным, обнаруживает знакомство с древней историей.
Но композиция древнерусского «Домостроя» не исчерпывается воздействием монастырских или церковных уставов  и учительным материалом проповеднических сборников. Многие его главы-статьи, практически нормирующие быт, восходят к каким-то чисто деловым хозяйственным  сочинениям или к наблюдениям, которые  основаны на реальной действительности. Здесь нечего искать специальных  интересов феодальной бюрократии. Государство  представляется в виде соединения семейных очагов, замкнутых «подворий», из которых  каждое повторяет монархическую  систему управления. Судя по мелочно  разработанным наставлениям, хозяйство  каждого подворья, представляемое крупным  и «запасистым», ведется с расчетом только на свои силы, необыкновенно скопидомно. Хозяйственное общение с соседями и вообще с внешним миром совершается через займы по необходимости и через торговлю. Все эти подворья объединяются государственно абсолютным повиновением царской власти и церкви. Социальная разобщенность, строй семейного рабства и «кулацкий» цинизм скопидомства, возведенные «Домостроем» в теорию, представляют собою концентрацию признаков русского средневековья, выраженную возникающей буржуазией. В своеобразном противоречии с таким содержанием «Домостроя» находится его литературное оформление, особенно в главах, наиболее реалистичных. Каковы бы ни были теоретические предписания, куда бы они ни клонились, картины живой жизни, проглядывающие в «Домострое», являются единственными в своем роде просветами в реальность, незастланными условным шаблоном средневековой литературы.
В «Домострое» и подобных ему энциклопедиях по домостроительству  проявилось свойственное древности  отношение к книге как модели мироздания; энциклопедия, включавшая сумму знаний об определенной жизненной  сфере, была реализацией символа  «книга - космос». Вместе с тем неверно  было бы отрывать древнерусскую энциклопедию семейного быта от национальной почвы; «Домострой» содержит драгоценные  сведения о той области жизни, которая в силу этикетности средневековой культуры не отразилась в других источниках; по той же причине приписываемое Сильвестру сочинение - ценнейший документ для истории русского языка.
В целом же совершенно ясно, что «Домострой» - не механическая компиляция, а полемически заостренное произведение, это «не описание практических устоев жизни, а дидактическое изложение  ее теории». Дидактичность «Домоcтроя» четко задана указанием в самом тексте: жить следует так, «как в с?и памяти писано». В соответствии со значением в древнерусском языке слова память, это одновременно и «воспоминание об отческих традициях», и «понимание» современной автору ситуации, и «напоминание-наставление» для будущих поколений.
 
 
 
 
 
 
2. Особенности повествования
 
В «Домострое» много особенностей повествования, которые отражают уровень  мышления 16 века.
Поразительно внимание, которое  «Домострой» уделяет и вещам, и питью, и пище. Упоминается более 135 названий кушаний. Рачительное хозяйственное  отношение к каждому кусочку, к крошечке, к лоскутку показывает, насколько ценились все эти блага: еда, питье, одежда. Все нужно было сберечь, приготовить для нового пользования и далее - отдать более  бедным. Во времена, когда каждый третий год был недород, а каждые десять лет - мор и эпидемии, мечта о  хлебе насущном - это мечта о  хорошей и правильной жизни.
Деловитые перечни множества  частных действий и мелких предметов  напоминают деловые грамоты средневековья: такая же дотошность, основанная на дробном восприятии мира вещей и  явлений, старательное желание не забыть, не упустить чего-то, что впоследствии может оказаться важным и полезным.
Подробности жизни освящены нравственными установками божественных истин. Вещный мир оживает, когда  все «благословенно», и благословенная денежка по божьей милости становится символом праведной жизни. Человек  должен жить по христианским обычаям, экономика одухотворена этикой - именно животъ, именно жизнь во всей полноте ее проявлений предстает на страницах книги.
В обычном смысле «Домострой» - это сценарный план проведения жизненно важных и общественных действий. В определенных местах говорится  о людях «имярек» - это значит, что нужно было заполнить пропуски своим именем, пространство текста можно было восполнять и дополнять  всем, что считалось тогда понятным и известным.
«Домострой» не доказывает фактами и рассуждениями, он пламенно убеждает - проповедью. Его адресатом  является то господин, то слуга, то «свят человек», то простец. Автор напоминает ему круг его обязанностей в иерархии бытия. Хозяин обязан был обеспечить свой дом экономически и нравственно.
Воспитание понимается как  общее руководство всеми ему  подвластными. При этом основным инструментом решений и действий хозяина («государя», «господина») признается личная совесть.
По меткому выражению  одного из историков, «Домострой» призван  был выбивать автоматическую совесть  в тех, кто забывал свой общественный долг».
Прежде всего это касается женщин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. О роли женщины в средневековой семье
 
В средние века бытовало мнение, что женщина - пособница дьявола, соответствующие мотивы имеются  в тексте книги. Тем не менее женщина в «Домострое» - это хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место.
Только совместно муж  и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально  полноправным членом общества.
Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. Если мужчина должен был быть строгим, справедливым и честным, то от женщины  требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий  и соблюдать чистоту телесную.
«Доброю женою блажен и  муж, и число его жизни удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена - благая награда тем, кто боится Бога, ибо  жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди». Причем при всей практической власти жена должна быть послушной, смиренной, молчаливой.
И в доме должно быть все  прекрасно, начиная с домашних богослужений вплоть до рецептов чудодейственной  редьки, все должно совершаться неторопливо, с молитвой и знанием дела: «…подобает дар Божий - любую еду и питье - похвалить, и с благодарностью есть, тогда и Бог благоуханье пище придаст, превратит ее в сладость». «А завтракать мужу и жене врозь  не годится, разве уж если кто болен; есть же и пить всегда в одно время».
Если жена порядка не знает, должен муж ее вразумлять наедине  страхом, а потом простить и нежно  наставить и поучить, но … «при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа - жить всегда в любви и в согласии».
 
Говорится и о телесных наказаниях: сначала разобраться, вникнуть в тяжесть проступка, учесть искренность  покаяния, «ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются».
Очень строго надо было вести  себя в церкви: не разговаривать, не оглядываться, приходить к началу, уходить после окончания службы, осторожно принимать хлеб и вино во время причастия и помнить: везде и всегда ты ходишь перед  Богом, тем более в церкви.
Разве можно сомневаться  в том, что многие советы «Домостроя»  не устарели и по сей день?
Несомненно, роль женщины  в средневековой семье была очень  важна, потому что для младших  членов коллектива она - мать, и во многом ее поведение являлось образцом для  детей, особенно девочек.
О ведении домашнего хозяйства  женщиной надо сказать особо. Рано утром  встав с постели, очистив себя и молитву сотворив, госпожа должна была прислуге задать урочную работу на день. Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи готовятся хлебы, рецепты  пирогов, количество муки, необходимое  для этого, и знать во всем меру. Когда хлебы пекут, отделить часть  теста и начинить пироги в скоромные  дни - скоромной начинкой, а в постные - кашей, горохом, маком, репой, грибами, капустой - все это доставит семье  удовольствие.
Она должна знать все, что  касается пива, меда, вина, кваса, уксуса, кислых щей, как что делается.
Сама должна уметь готовить мясные и рыбные блюда, пирожки, блины, всякие каши и кисели.
Она надсматривает, как стирают  рубашки и лучшее белье, сколько  уходит мыла и золы, хорошо ли все  вымыто, высушено и выкатано, вести  счет всему. Старые вещи должны быть бережно  починены, ибо они пригодятся для сироток. Служанкам-рукодельницам давать указания по шитью рубашек, вышиванию шелком и золотом. Самой выдавать холст, тафту, золото, серебро. Учить слуг, которые делают черную работу. Сама хозяйка никогда не должна сидеть без дела, и слуги, глядя на нее, должны вести себя так же. Если вдруг придут гости к мужу, она должна всегда сидеть за работой.
Чтобы дом всегда сиял чистотой, надо согреть утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать  после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки тоже должны быть вымыты, вычищены, высушены и поставлены в чистое место, а не разбросаны по скамьям, двору или «хоромам» - все должно быть на своем месте.
Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы было всегда чисто. Перед нижним крыльцом должно быть положено сено для вытирания  ног.
И за всем этим должна следить  хозяйка и учить соблюдать  чистоту детей и слуг.
Итак, «Домострой» демонстрировал идеал женщины, хозяйки дома: «Если  подарит кому-то Бог жену хорошую, дороже это камня многоценного. Такой  жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную  жизнь».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. «Домострой» о воспитании
 
В таком благополучном  доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых  мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.
Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место.
На второе место выносил  задачу обучения детей ведению домашнего  хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте - обучение грамоте, книжным наукам.
Рассматривая жизнь и  домостроительство 16в. именно в преемственности  поколений и взаимосвязи этого  процесса с природой, географией, автор  четко обозначает содержание дидактических  и воспитательных целей своего времени: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым».
Детей надо воспитывать в  страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли  порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей».
Особое внимание уделялось  воспитанию девочек: «Если дочь у  тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в  послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной - словно великое  дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая  из-за нее».
Не менее важным считалось  и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом  не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».
Воспитывая детей в  запретах и страхе, поучениях и  наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе -гордость и спокойную старость: «Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабищь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.»
В нравственно-религиозном  плане «Домострой» ставил перед  родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».
Домашнее воспитание, описанное  в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало  возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, вырабатывало темперамент  и задатки, а затем устанавливало  статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определенный социальный тип.
Новаторство «Домостроя»  состоит в том, что он по-новому описывает характер воспитания, его  направленность на конечный результат.
 
 
 
5. Значение «Домостроя»  в жизни общества
 
Неопределенность и некая  многозначность содержания «Домостроя»  объясняется происхождением памятника, типичного для средневековой  литературы памятника нравоучительной  литературы. Нравоучительной – а это, прежде всего, значит, что повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения и прорывается в текст только вместе с народной речью, да и то лишь в виде исключения. Это значит также, что каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты, главным образом – тексты Священного Писания, но не только его. «Домострой» отличается от других средневековых памятников как раз тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся также изречения народной мудрости, еще не отлившиеся в тысячеустом употреблении в законченность современной пословицы. Это значит, наконец, что прагматический характер изложения нацелен в «Домострое» прежде всего на подачу информации, обычно посредством тех же истин Писания, под оценивающим углом которых рассматривались все вообще проявление жизни, масштабом которого они измерялись и в котором видели образцы. Непосредственность чувства, искренность и упорное стремление к утверждению нравственного идеала одухотворяет «Домострой».
Начинается текст отнюдь не с хозяйственных рекомендаций, а с общей картины общественных отношений. Прежде всего, нужно беспрекословно подчиняться властям, ибо тот, кто  противится их воле, противится Богу.
 Особую честь следует  воздавать царю: ему нужно служить  верой и правдой, повиноваться  и молиться о его здравии.  Более того, из службы царю  вытекает почитание Бога: если  служить и почитать земного  владыку, станешь так же относиться  и к небесному, который вечен и, в отличие от царя, всемогущ и всезнающ. Только после этих общ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.