Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Себестоимость продукции, ее состав, виды, показатели

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Пермская сельскохозяйственная академия
имени академика Д.Н.Прянишникова»

 

                                     кафедра отраслевой экономики и территориальной   экономики

 

 

КУРОСВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Ценообразование»
Тема: Себестоимость продукции, ее состав, виды

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса заочного обучения
По специальности  «Экономика и управление на предприятии
(в оценке недвижимости)»
Группа: «Б»
Шифр: Эн-07-106
Плетт Артур Владимирович
 
Проверил:
Доцент, к.э.н.
Латышева А.И.
 
 
 
             
 
 
 
 
 
 
Пермь 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
 
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ И МЕТОДОВ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
1.1.Цели и задачи анализа  формирования затрат, входящих в себестоимость продукции
1.2.Виды себестоимости продукции
1.3.Нормативно – правое  регулирование учета затрат
2.АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ  ОАО  ПМЗ «СДОБРИ»
2.1.Характеристика предприятия ОАО ПМЗ «Сдобри»
1.2.Анализ  себестоимости произведенной продукции в ОАО ПМЗ «Сдобри»
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ  НА ПРОИЗВОДСТВО  И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ОАО ПМЗ «Сдобри»
3.1.Снижение себестоимости за счет снижения закупных  цен на сырье
3.2.Снижение себестоимости за счет  внедрения  системы  оперативного планирования и контроллинга
3.3.Снижение себестоимости продукции за счет повышения качества организации производства и труда
3.4.Снижение себестоимости продукции  за счет рационального использования  фонда оплаты труда
3.5.Сокращение себестоимости за счет  снижения  командировочных расходов
3.6.Экономическая эффективность реализации проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...34
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 


ВВЕДЕНИЕ

 
Формирование  рыночной экономики обуславливает  развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, т.к. эти звенья (при любой  форме собственности) составляют основу  рыночной экономики.
Формирование затрат производства, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом себестоимости в системе организации производства.
Себестоимость продукции определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других за­трат на ее производство и реализацию. Под другими в современных условиях понимают, в частности, транспортный налог, налог на пользователей автодорог и иные налоги, а также отчисления, включаемые в себестоимость продукции.
Себестоимость продукции  находится во взаимосвязи с показателями эффективности  производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит  от изменений условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Состав затрат, включаемых в себестоимость  продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькульрования – самими предприятиями.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что анализ себестоимости  продукции направлен  на выявление  возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение  себестоимости позволяет дать правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности.
Цель данной работы – на примере конкретного предприятия  провести анализ  себестоимости продукции и найти пути ее снижения.
Для  реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
-описать формирование себестоимости, ее состав, виды и показатели;
-дать характеристику исследуемого предприятия;
-провести анализ затрат производства и себестоимости на данном предприятии;
-выявить проблемы формирования себестоимости и пути их решения.
Объектом исследования выступает предприятие Пермской области  ОАО ПМЗ «Сдобри».
Предмет исследования – себестоимость продукции.


1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ И МЕТОДОВ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

 

1.1.Цели и задачи анализа  формирования затрат, входящих в себестоимость продукции

 
Под себестоимостью продукции понимают выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
В нормативных документах себестоимость продукции определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других за­трат на ее производство и реализацию. Под другими в современных условиях понимают, в частности, транспортный налог, налог на пользователей автодорог и иные налоги, а также отчисления, включаемые в себестоимость продукции.
В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства и экономическое положение хозяйствующих субъектов.
Под себестоимостью понимают «стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию» [2.5. C. 95].
Себестоимость  продукции – один из важнейших показателей деятельности предприятий и объединений, выражающий в денежной форме  все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация  основных фондов, стоимость сырья и материалов, топлива и др.) и расходы на оплату труда работников предприятия [2.6. C. 110].
Затраты на производство  продукции планируются и учитываются  по первичным экономическим элементам и статьям расходов. В производстве принята следующая группировка затрат по экономическим  элементам  и статьям расходов.
В соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:
1)Материальные расходы (ст. 254 НК РФ);
2)Расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ);
3)Суммы начисленной амортизации (статьи 256 – 259, 322, 323 НК РФ);
4)Прочие расходы (статьи 260-269, 323 – 325 НК РФ).
Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные  затраты предприятия без распределения их на отдельные  виды продукции и другие  хозяйственные нужды. По экономическим элементам, нельзя определить себестоимость единицы продукции. Поэтому затраты на производство планируются и учитываются по статьям калькуляции:
1.Сырье и материалы;
2.Возвратные отходы (вычитаются);
3.Покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий;
4.Топливо и электроэнергия  на технологические цели;
5.Основная и дополнительная заработная плата производственных  рабочих;
6.Отчисления на социальные нужды;
7.Расходы на подготовку и освоение производства;
8.Общепроизводственные расходы;
9.Общехозяйственные расходы;
10.Потери от брака;
11.Прочие производственные расходы;
12.Расходы на продажу [2.6. C. 299].
Группировка затрат по статьям калькуляции расходов  дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во  что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести  борьбу за ее снижение [2.14. C. 106].
Затраты предприятия делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам (стоимость сырья, заработная плата). К косвенным  расходам относятся  затраты,  не относящиеся  на себестоимость конкретных видов продукции  (цеховые расходы, по содержанию и эксплуатации оборудования).
Себестоимость отдельных  видов продукции  определяется  путем составления  калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции бывают: плановыми, нормативными и отчетными. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной – по действующим на предприятии нормам. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую  себестоимость  изделия.
Нормативный метод  учета и калькулирования  является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль за ходом производственного процесса, за выполнением  заданий по снижению  себестоимости продукции. При этом фактическая  себестоимость определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений  текущих нормативов [2.12. C. 103].
Анализ себестоимости продукции имеет исключительно большое значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить причины и факторы, которые оказали влияние на изменение себестоимости, количественное влияние на конечный результат деятельности предприятия и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции (работ, услуг) и установить резервы снижения [2.11. C. 189].
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:
1.Выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
2.Объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;
3.Обеспечение центров затрат необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции (работ, услуг);
4.Содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.
Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.
В процессе анализа в первую очередь используют следующие материалы:
1.Плановые и отчетные калькуляции затрат на выполнение работ по капитальному ремонту скважин;
2.Данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам.
Помимо перечисленных материалов, при характеристике резервов используют результаты анализа, нормативные документы, акты обследования и проверок.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей [2.13. C. 131].
Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.
Наибольшая доля в затратах на производство продукции приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и амортизационные отчисления [2.10. C. 49].
Анализ себестоимости  продукции, работ, услуг имеет  большое значение. Он позволяет выяснить тенденции  изменения данного  показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние  факторов на его  прирост, установить резервы и дать оценку  работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости.
Информационной базой для анализа себестоимости продукции являются  данные статистической  отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия», плановые и отчетные калькуляции себестоимости  продукции, данные синтетического  и аналитического  учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Объектами анализа себестоимости  продукции выступают  следующие показатели:
1.Полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
2.Затраты на 1 рубль  продукции;
3.Себестоимость отдельных видов продукции;
4.Отдельные статьи затрат [2.7. C. 184].
В зависимости от характера и назначения  выполняемых на предприятиях мясной  промышленности процессов установлена следующая классификация производств: основные и вспомогательные.
Основные производства заняты непосредственно изготовлением продукции (готовых изделий и полуфабрикатов, предназначенных для реализации).
В мясной промышленности  к основным производствам относятся:
1.Мясожировое производство, в том числе:
-предубойное содержание скота;
-убой и переработка скота;
-отработка субпродуктов;
-производство пищевых топленых и костных жиров;
-кишечное производство;
-переработка эндокринно – ферментного и специального сырья.
2.Мясоперерабатывающее производство, в том числе:
-колбасное производство;
-производство мясных полуфабрикатов и кулинарных изделий4
-консервное производство.
3.Производство технических полуфабрикатов.
Вспомогательные производства предназначены для обслуживания основного  производства различными видами энергии (вода, пар и пр.), тарой, транспортными и другими услугами и выполнение работ по ремонту основных промышленно – производственных фондов.
В ходе анализа себестоимости необходимо учитывать  особенности производства.
 

1.2.Виды себестоимости продукции

 
              По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:
цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты) [2.14. C. 101].
              Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость.
Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.
Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.
Стоимость продукции и ее себестоимость различаются не только количественно, но и качественно. Например, в себестоимости про­мышленной продукции не учитываются накопления, которые со­здаются на предприятии, — это количественное различие. Каче­ственное различие проявляется в том, что затраты потребляемых орудии и предметов труда отличаются от их денежного выраже­ния, т. е. подвержены влиянию цен.
Под цеховой себестоимостью понимаются затраты цеха на изготовление выпущенной продукции. Себестоимость продукции (услуг) может определяться для участка, смены и бригады [2.9. C. 211].
В зависимости от цели (планирование, учет, анализ и т. д.) могут использоваться следующие разновидности себестоимости: себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции, себестоимость сравнимой продукции, себестоимость единицы продукции и т.п. Различают также плановую, расчетную и отчет­ную (фактическую) себестоимость.
Плановая себестоимость отряжает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при дан­ном уровне техники и opганизации производства являются для предприятия необходимыми. Она рассчитывается по прогрессив­ным плановым нормам использования активной части основного капитала, трудовых затрат, расхода материальных и энергетичес­ких ресурсов.
Расчетная себестоимость используется при технико-экономи­ческих расчетах по обоснованию проектов внедрения достижении научно-технического прогресса.
Отчетная себестоимость определяет степень выполнения пла­новых заданий но снижению себестоимости на основе сопостав­ления плановых затрат с фактическими. Фактические затраты могут отклоняться от плановых. Режим экономии создается при улуч­шении использования основного капитала, трудовых и матери­альных ресурсов. Превышение отчетной себестоимости над пла­новой наблюдается при ухудшении работы предприятия.
В себестоимости продукции отражаются текущие затраты на производство всего объема продукции и каждой ее единицы. В пер­вом случае составляется смета затрат на производство, в которой затраты группируются по элементам для того, чтобы:
определить потребность в живом и овеществленном труде на производство запланированного объема продукции;
распределить затраты по экономическому содержанию;
установить долю того или иного элемента в общих затратах на производство.
Поэлементная классификация предусматривает распределение затрат но следующим элементам:
элемент “Сырье и основные материалы” за вычетом отходов, в том числе покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты. К элементу “Сырье и основные материалы” относится стоимость всех видов сырья и основных материалов за вычетом возвратных отходов;
элемент “Покупные комплектующие изделия и полуфабрика­ты”. Включает стоимость этих изделий, использующихся в производственном процессе, с учетом услуг кооперированных предпри­ятий;
элемент “Вспомогательные материалы”. Учитывает стоимость материалов, которые не являются основой готовой продукции, а используются в производственном процессе для поддержания не­прерывности технологического процесса;
элемент “Топливо”. Включает затраты на приобретение всех видов топлива как на производственные цели, так и на общеза­водские нужды;
элемент “Энергия”. Учитывает стоимость всех видов покупной энергии (электрической, топливной, пара, сжатого воздуха и т. д.), потребляемой на производственные и хозяйственные цели предприятия;
элемент “Заработная плата”. Включает основную и дополнительную заработную плату промышленно-производственного персонала предприятия, в том числе премии рабочим из фонда заработной платы;
элемент “Отчисления на социальное страхование”. Учитывает отчисления по установленным нормам на социальное страхование;
элемент “Амортизация основного капитала”. Учитывает амортизационные отчисления, которые рассчитываются на основе пер­воначальной стоимости основного капитала как производственного, так и непроизводственного назначения, т. е. для социально-культурных нужд;
элемент “Затраты основного капитала для поддержания его в работоспособном состоянии”. Включает затраты, связанные с проведением различных ремонтов;
элемент “Прочие затраты”. Учитывает расходы, которые не были учтены в перечисленных выше элементах затрат: затраты на коман­дировки, арендную плату, гарантийный ремонт продукции и т.п.
Таким образом, в сумму затрат по всем вышеперечисленным элементам входят затраты на производство запланированного объе­ма продукции:
Зпр = Зс + Зм + Зпф + Звм + Зт + Зэн + Зп + Зотч + А + Зр + Здр
где
Зпр - затраты на производство;
Зс - стоимость сырья;
Зм - стоимость основного материала за вычетом возврат­ных отходов;
Зпф - стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
3вм - стоимость вспомогательных материалов;
Зт - стоимость топлива;
Зэн - стоимость энергии;
Зп - заработная плата;
Зотч - отчисления на социальное страхование;
А - амортизация основного капитала;
Зр - затраты но обеспечению работоспособности основ­ного капитала;
Здр - прочие денежные расходы [2.9. C. 215].
Группируя затраты по элементам, можно определить расход сырья и других элементов затрат за отчетный период. В зависимости от удельного веса отдельных элементов и суммар­ных затратах на производство различают трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие, фондоемкие производства, т.е. предприятия, на которых отмечена высокая доля соответст­венно заработной платы, материалов, энергии, амортизации. Предприятия пищевой промышленности и в частности мясокомбинаты относятся материалоемкому производству.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования определяются различными методами: пропорционально основной заработной плате основных производственных рабочих, путем прямого перерасчета, пропорционально коэффициенто-машино-часам, т.е. исходя из затрат на 1 час работы станка, условно принятого за базу.
Цеховые и общезаводские расходы устанавливаются по смете затрат и путем отнесения затрат на единицу продукции.
В цеховые расходы входят заработная плата аппарата управления цеха, амортизация, затраты на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря общественного назначения, на рационализацию и изобретательство, охрану труда и т.д.
Между отдельными изделиями цеховые расходы распределяются, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.
Общезаводские расходы – это расходы на управление заводом или фабрикой, на содержание общезаводского персонала, затраты на общезаводские потребности предприятия. К ним относятся: заработная плата персонала зоводоуправления с отчислениями на социальное страхование, расходы на командировки, конторские и почтово-телеграфные расходы, амортизация и ремонт зданий и сооружений общезаводского назначения.
По степени зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на пропорциональные (условно-перемен­ные) и непропорциональные (условно-постоянные).
Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорциональ­но росту объема производства (сырье, основные материалы, рас­ход топлива, энергии на технологические цели и т. д.). Условно-постоянные затраты при изменении объема производства сущест­венно не изменяются (расходы на освещение, отопление, аморти­зация зданий и сооружений и т. п.).
Предполагаемый уровень затрат рассчитывается на основе пла­новых калькуляций, которые бывают текущими и перспективны­ми. К текущим относятся нормативные и сметные калькуляции. Нормативная калькуляция составляется на все виды изделий произ­водственной программы исходя из действующих норм, сметая — на вновь осваиваемые виды продукции или продукцию, не пре­дусмотренную планом. Плановые калькуляции включают все за­траты на изделие но плановым нормам, обеспечивающим выпол­нение заданий по прибыли и рентабельности. Они имеют важное значение, так как определяют суммарные плановые затраты на товарную продукцию. Калькуляционный и поэлементный расче­ты себестоимости взаимосвязаны. Эта взаимосвязь осуществляет­ся на основе балансовой таблицы, в которой поэлементные затра­ты распределяются по калькуляционным статьям [2.14. C. 141].

 

1.3.Нормативно – правое  регулирование учета затрат

 
1).Основным актом, регламентирующим  создание, реорганизацию и ликвидацию юридических лиц, а также их права и обязанности является первая  часть Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятая 9 апреля 2001 г. В частности, в соответствии  с п. 1 статьи 48 юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные  неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В первой части  Гражданского кодекса определен  перечень возможных организационно – правовых форм  юридических лиц, а также дана их правовая  характеристика. Установленные Гражданским кодексом положения об организациях  конкретизированы и развиты в соответствующих Федеральных законах.
2).Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (принят Государственной Думой 16.07.1998 г.) и часть вторая от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ (принятый Государственной Думой 19.07.2000 г.) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в Федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения  в редакции изменений от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ.
3).6 августа 2001 года был принят Федеральный  закон № 110-ФЗ «О внесении  изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах». Этот закон  дополнил вторую часть  Налогового кодекса новой – 25 главой «Налог на прибыль  организаций». Одним из нововведений является то, что 25 глава отменила жесткое регламентирование, какие именно расходы можно учитывать в целях налогообложения. Теперь организации могут уменьшать прибыль  на сумму любых расходов, которые экономически обоснованы и документально  подтверждены. До введения  изменений в Налоговый кодекс этого не было.  Правда, налоговые органы не всегда согласны с подобными «вольностями» и с помощью писем, инструкций, методических рекомендаций пытаются ограничивать перечень расходов, учитываемых при налогообложении. Однако отменить положения  Налогового кодекса  они все же не могут, и в случае конфликта налогоплательщик может доказать свою правоту в арбитражном суде.
4).Произошли изменения также  в части амортизируемого имущества.
Так, до 1.01.2001 г. (с этого дня применяется ПБУ 14/2000) организации включали в состав нематериальных активов права на использование компьютерных программ, информационных баз данных, а также стоимость лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности. ПБУ 14/2000 не относит такие активы к нематериальным. Тем не менее, лицензии и права, оплаченные до введения ПБУ, по правилам бухучета можно считать нематериальными активами вплоть до  окончания действия лицензии или договора с правообладателем. Однако, начиная с 2002 года, такие активы не признаются амортизируемым имуществом. Поэтому для целей налогообложения прибыли их остаточную стоимость нужно отнести к расходам. Данную операцию необходимо было произвести в начале 2002 года. Этого требует статья 10 Закона №110-ФЗ.
С 1 января 2003 года были сняты также ограничения по отнесению расходов на ремонт основных средств. Теперь организации  всех отраслей расходы на ремонт основных средств могут признавать для целей налогообложения в размере фактических затрат (в составе прочих расходов) и в том  отчетном  (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.
Существуют и другие изменения в части учета и формирования затрат, которые, по мнению составителей НК РФ, улучшили налоговую базу налога на прибыль.
5).Положение  по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства РФ от 6.05.1999 г. № 33н. устанавливает правила формирования информации о расходах  коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся  юридическими лицами по законодательству РФ.
6).Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (письмо комитета по торговле РФ от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2).
 


2.АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ  ОАО  ПМЗ «СДОБРИ»

 

2.1.Характеристика предприятия ОАО ПМЗ «Сдобри»

 
Производство маргарина начало развиваться более 100 лет назад. Первый продукт  был выпущен во Франции в 1869 году. В Царской России маргариновое производство было в зачаточном состоянии. В 1916 году было выпущено не более 600 тонн маргарина, который имел очень низкие вкусовые качества.
В нашей стране первые два специализированных завода были введены в действие  в 1930 году в Москве и Ленинграде. А к 1940 году в России действовало уже 10 заводов.
Строительство Пермского (в то время Молотовского) завода согласно Постановления Совмина СССР № 21-23 от 14.09.1946 г. и приказа Минпищепрома СССР № 29 от 18.01.47 г. началось  в 1948 году. 15 июня 1952 года был подписан акт государственной комиссии о сдаче завода в эксплуатацию. Первые тонны продукции были выпущены уже в ноябре.
Процесс производства маргарина был очень трудоемким. Производство испытывало большие трудности с обеспечением питьевой водой и сбросами  канализационных стоков. Поэтому в 1982 году была проведена реконструкция сетей водопровода, канализации и очистных сооружений.
Реконструкция оборудования и зданий шла почти постоянно без остановок производства. С 1983 г. по 1996 г. строились новые корпуса, устанавливалось более современное оборудование, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. Были введены в эксплуатацию здания маслосливной, гаража, механической мастерской, модульного склада, заводоуправления.
Освоен выпуск новых видов продукции: подсолнечного масла в бутылках ПВХ, горчицы, томатных соусов «Париж», «Техас», «Пермский кетчуп», масла «Сдобри», орехово-шоколадного крема. В настоящее время выпускается 43 вида продукции.
Для внедрения современных видов упаковки с 1990 г. действует свой полимерный цех, который оснащен высокопроизводительным оборудованием. На красивой удобной упаковке – свой логотип.
Пермский маргариновый завод одним из первых вступил в Пермскую гильдию добросовестных предприятий, девизом которой является: «Честь- превыше прибыли». На проходивших в 1995- 1997 гг. международных выставках-ярмарках продовольственных товаров «Продсиб» продукция завода за отличное качество была удостоена Золотой медали. На международной конференции в Швейцарии, где принимали участие представители 32 стран, Пермскому маргариновому заводу вручен  специальный приз в знак высокого качества предприятия, а на конференции во Франции за качество продукции вручен приз «Золотой Орел».
В настоящее время Пермский маргариновый завод «Сдобри» - открытое акционерное общество. В 2006 г. произошло вливание ОАО Пермский маргариновый завод в  холдинг ОАО «НМЖК» (Нижегородский  масло-жировой комбинат). Это позволило  пермским маргаринам  расширить  диапазон сбыта.
Основные технико-экономические показатели Пермского маргаринового завода представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Технико-экономические показатели (тыс. руб.)
Показатели
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Отклонение (+, -)
1.Выручка от реализации товаров, тыс. руб.
123 105
137 360
177 046
+53941
2.Себестоимость реализации товаров, тыс. руб.
106 588
117 275
150 309
+43721
3.Прибыль от реализации, тыс. руб.
9898
14 082
16  021
+6123
4.Нераспределенная прибыль, тыс. руб.
-
-
6951
+6951
5.Рентабельность по прибыли от реализации, %
8,04
10,25
9,05
+1,01
6.Затраты на 1 руб. выручки, руб.
0,87
0,85
0,85
-0,02
 
Как видим, в 2007 г. наблюдается устойчивый рост  всех основных показателей деятельности ОАО ПМЗ «Сдобри».
 
 

1.2.Анализ  себестоимости произведенной продукции в ОАО ПМЗ «Сдобри»

 
 
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Наибольшая доля в затратах на производство продукции чаще всего приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и амортизационные отчисления.
Для анализа динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной  и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции и т.д.
ОАО ПМЗ «Сдобри» производит  следующие виды продукции:
-маргарины;
-майонезы;
-подсолнечное масло;
-томатные соусы;
-горчица;
-орехово – шоколадный крем и т.д.
В 2005 г. были разработаны рецепты маргаринов новой  марки, качественно отличающихся от других маргаринов, выпускаемых Маргариновым заводом. Это  маргарины «Сдобушка».
Предполагалось  выпустить 4 вида таких маргаринов:
-для выпечки;
-для сдобно-сбивного теста;
-для песочного теста;
-для крема.
В 2006 г. был начат выпуск новой продукции.
Новые маргарины ОАО ПМЗ «Сдобри» от продукции других производителей отличаются:
1.Высоким качеством.
2.Более низкими ценами.
3.Различными способами использования.
4.Надежностью производителя.
Однако  анализ показал, что затраты на производство маргарина «Сдобушка»  достаточно высокие. Поэтому анализ себестоимости проведем на примере маргарина «Сдобушка». Маргарин  реализуется в упаковке по 250 г. (прямоугольная пачка).
Прямые (переменные) издержки на производство 1 пачки маргарина:
1)основное сырье (коровье молоко, сухое молоко и т.д.);
2)вспомогательное сырье  (эмульгаторы, ароматизаторы и т.д.);
3)электроэнергия  на технологические нужды;
4)упаковка для маргарина;
5)зарплата с отчислениями на социальный налог  производственных рабочих.
Это цеховая себестоимость.
Полная себестоимость маргарина включает также общехозяйственные расходы – коммунальные расходы, заработную плату административно – управленческого персонала, транспортные расходы, командировочные расходы, прочие расходы.
Прежде всего, рассмотрим, какую долю занимают затраты на производство маргарина «Сдобушка» в общей цеховой себестоимости (Таблица 2).
Таблица 2 - Величина и структура затрат на производство  маргарина ОАО ПМЗ «Сдобри»
Вид продукции
2006 г.
2007 г.
Изменения
Тыс. руб.
Доля в общей себестоимости, %
Тыс. руб.
Доля в общей себестоимости, %
Тыс. руб.
Доля в общей себестоимости, %
1.Маргарин «Сливочный»
9652
36,5
8991
31,4
-661
-5,1
2.Маргарин «Хозяюшка»
6056
22,9
7273
25,4
+1217
+2,5
3.Маргарин для выпечки классический
3332
12,6
3808
13,3
+476
+0,7
4.Масло «Сдобри»
3041
11,5
3866
13,5
+825
+2,0
5.Маргарин «Сдобушка»
4364
16,5
4697
16,4
+1333
-0,1
Итого себестоимость производства маргаринов
26445
100,0
28635
100,0
+2190
-
 
Как видно из таблицы 6, себестоимость  производства маргаринов  «Сдобушка» имела долю в себестоимости маргаринов - в 2006 г. 16,5 %, а в 2007 г. – 16,4 %, т.е. снизилась на 0,1 %, не смотря на ее рост.
Вся себестоимость произведенных маргаринов увеличилась на 2190 тыс. руб., в том числе себестоимость маргаринов «Сдобушка» – на 1333 тыс. руб. Для того, чтобы  найти причину роста себестоимости маргаринов «Сдобушка», необходимо проанализировать  ее по статьям затрат (на 1 ед. продукции). 1 единица продукции в данном случае – это 1 пачка маргарина.
Сравним  затраты на 1 единицу продукции фактические с базисным периодом (включая цеховую себестоимость и общехозяйственные расходы).

Таблица 3 - Затраты на 1 единицу произведенной продукции, руб.
Статьи затрат
2006 г.
2007 г.
Абсолютн. Отклонения (+,-)
Темп роста, %
1.Основное сырье
2,2
2,4
+0,2
109,1
2.Вспомогательное сырье
0,5
0,6
+0,1
120,0
Итого прямые материальные затраты
2,7
3,0
+0,3
111,1
4.Затраты на оплату труда производственных рабочих
в т.ч.:
а)нормированная зарплата
б)премия
в)районный коэффициент
г)дополнительная зарплата
 
1,1
 
0,8
0,1
0,1
0,1
 
1,1
 
0,8
0,1
0,1
0,1
 
-
 
-
-
-
-
 
100,0
 
100,0
100,0
100,0
100,0
5.Отчисления на социальные нужды производственных рабочих
0,39
0,39
-
100,0
6.Амортизация
0,36
0,35
-0,01
97,2
7.Общепроизводственные расходы (электроэнергия, транспортные и т.д.)
0,6
0,8
+0,2
133,3
8.Общехозяйственные расходы
0,3
0,4
+0,1
133,3
9.Потери от брака
0,01
0,02
+0,01
200,0
10.Вознаграждение  за выслугу лет
0,03
0,02
+0,01
66,7
11.Тара и упаковка
0,15
0,2
+0,05
133,3
12.Прочие производственные расходы, всего
в т.ч.:
-плата за процент по кредиту
-плата за землю
 
 
 
-
0,02
 
 
 
-
0,01
 
 
 
-
-0,01
 
 
 
-
50,0
Итого производственная себестоимость
5,66
6,29
+0,63
111,1
13.Коммерческие расходы
0,24
0,21
-0,03
87,5
Полная себестоимость 1 единицы продукции
5,9
6,5
+0,6
110,2
 
Таким образом, за период  произошел рост  себестоимости 1 единицы  продукции практически по всем статьям затрат. Большую часть затрат составляют  затраты на сырье, на общепроизводственные и общехозяйственные расходы, на оплату труда. Это связано с тем, что производство маргарина является материалоемким производством. Затраты на закупку основного и вспомогательного сырья в общей сумме увеличились на 0,3 руб. в связи с увеличением  цен на сырье поставщиками.
Также произошел рост затрат на потери от брака, что связано в основном с использованием  устаревшего оборудования.
Затраты на заработную плату  за период не изменились.
Среди общехозяйственных расходов особо выделяется рост затрат на сбыт продукции, транспортных расходов и прочих расходов.
Рост затрат на сбыт продукции произошел  в связи с увеличением расходов на рекламу, покупку  нового компьютера для отдела сбыта. Эти расходы были равномерно распределены  между всей произведенной продукцией.
Таким образом, наибольшее внимание необходимо обратить на  такие статьи затрат, как стоимость сырья, потери от брака и прочие затраты (транспортные, сбытовые и т.д.).
 
2.3.Факторный анализ затрат на производство продукции
 
Рассчитаем влияние  факторов на  изменение суммы затрат на  1 рубль продукции (на примере 5 видов продукции, рассмотренных выше – см. Табл. 4).
Таблица 4 - Исходные данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции
Затраты
Сумма,  тыс. руб.
Факторы изменения затрат
Объем произведен. продукции
Структура продукции
Переменные затраты
Постоянные затраты
По плану на плановый выпуск  продукции
27366
План
План
План
План
По плану, пересчитанному на фактический объем  произведенной  продукции при сохранении  плановой структуры
 
 
28333
Факт
План
План
План
По плановому уровню на фактический выпуск продукции
28813
Факт
Факт
План
План
Фактические  при плановом уровне постоянных затрат
29506
Факт
Факт
Факт
План
Фактические
28635
Факт
Факт
Факт
Факт
 
Данные таблицы 9 рассчитываются по формуле:

А – абсолютная сумма  постоянных расходов на весь выпуск продукции;
b – уровень переменных расходов на 1 единицу продукции;
VВП – объем производства продукции.
Для расчета использовались данные таблицы 5:
Таблица 5 - Затраты на 1 ед., руб.
Вид продукции
По плану
Фактически
Объем производства, ед. (упаковка)
Всего
В том числе
Всего
В том числе
Плановый
Фактический
Переменные
Постоянные
Переменные
Постоянные
Маргарин «Сливочный»
4,44
100,0
2,5
56,4
1,94
43,6
4,5
100,0
2,65
58,9
1,85
41,1
1955000
2000000
Маргарин «Хозяюшка»
4,7
100,0
2,92
62,2
1,78
37,8
4,72
100,0
2,92
61,8
1,8
38,2
1600000
1540000
Масло «Сдобри»
3,61
100,0
2,18
60,3
1,43
39,7
3,5
100,0
2,31
66,1
1,19
33,9
1009410
1105560
Маргарин «Сдобушка»
6,14
100,0
2,76
45,0
3,38
55,0
6,5
100,0
3,0
60,9
3,5
39,1
700406
722615
Маргарин для выпечки классический
3,8
100,0
2,22
58,4
1,58
41,6
3,82
100,0
2,33
60,9
1,49
39,1
713880
996550
Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход затрат  на производство продукции составил по  маргарину «Сдобушка» – на 0,24 руб. (3,0 – 2,76), по маргарину «Сливочный»– на 0,15 руб. (2,65 – 2,5) и т.д.
Переменные затраты возросли по сравнению с планом почти по всем видам продукции, что также явилось одной из причин  увеличения  общей суммы затрат.
Таблица 6 - Расчет влияния  факторов на  изменение  суммы  затрат  на 1 руб.  произведенной продукции
Затраты
 
 
Расчет
Факторы
Объем пр-ва
Структура
Уровень удельных переменных затрат
Сумма постоянных затрат
Оптовые цены предприятия на продукцию
План
27366 : 41464 =0,66
План
План
План
План
План
Усл. 1
28333 : 42288= 0,67
Факт
План
План
План
План
Усл. 2
28813 : 41161 = 0,70
Факт
Факт
План
План
План
Усл. 3
29506 : 41161 = 0,704
Факт
Факт
Факт
План
План
Усл. 4
28635 : 41500 = 0,69
Факт
Факт
Факт
Факт
План
Факт
28635 : 40331 = 0,71
Факт
Факт
Факт
Факт
Факт
0,71 – 0,66 = +0,05
+0,01
+0,03
+0,04
-0,014
+0,02
Влияние факторов  первого уровня на изменение  затрат на рубль продукции рассчитывается  способом цепной подстановки по данным  таблицы 11 и нижеприведенным расчетам:
Стоимость валового производства продукции (маргарины):
По плану –  41464 тыс.  руб.
Фактические при плановой структуре и плановых ценах – 42288 тыс. руб.
Фактически по ценам плана – 41635 тыс. руб.
Фактически по фактическим ценам – 40331 тыс. руб.
Аналитические расчеты, приведенные  в таблице 2.5, показывают, что размер затрат на  рубль продукции изменился за счет следующих  факторов:
Изменения объема  выпускаемой продукции:      0,67 – 0,66 = +0,01
Изменения структуры  продукции:                       0,7 – 0,77 = +0,03
Уровня переменных затрат:                                   0,704 – 0,7 =  +0,04
Размера постоянных затрат:                                   0,69 – 0,704 = -0,014
Цен на продукцию:                                                   0,71 – 0,69  =  + 0,02
Таким образом, за счет влияния этих  факторов себестоимость увеличилась всего на 5 % по сравнению с плановой.
Причины повышения себестоимости  видятся в следующем:
-повышение тарифов на услуги, электроэнергию;
-повышение цен на топливо, а также перерасход топлива.
-снижение качества организации производства и труда;
-отсутствие четкого контроля за расходованием средств, в т.ч. сырья;
-некоторые работы и услуги, которые можно выполнять своими силами, выполняются сторонними организациями и пр.
Поэтому  необходимо разработать ряд мероприятий по снижению затрат входящих в себестоимость  продукции ОАО «Сдобри».
 
 


3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ  НА ПРОИЗВОДСТВО  И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ОАО ПМЗ «Сдобри»

 

3.1.Снижение себестоимости за счет снижения закупных  цен на сырье

 
Для снижения  закупных цен на основное и вспомогательное сырье  службе материально-технического обеспечения  принять меры по поиску поставщиков более  дешевого сырья.
В 2007 г.  расходы на сырье для производства  маргарина «Сдобушка» составляли в общей сумме – 3 руб., что на  0,3 руб. больше, чем в 2006 г. Увеличение затрат произошло  в основном за счет  роста  расходов на закупку основного сырья. При этом расходы на основное сырье увеличились на  0,2 руб., а на вспомогательное – на 0,1 руб. Рост расходов  на сырье  произошел в основном за счет  увеличения  цен  поставщиками сырья.
У предприятия есть возможность  найти поставщиков, реализующих товары по прежним ценам. Тогда  затраты на материалы  на 1 ед. продукции  сократятся на  0,3 руб. по сравнению с 2007 г.
Рассмотрим более детально структуру затрат на сырье для производства маргарина «Сдобушка»:
Таблица 7 - Структура затрат на сырье для производства  маргарина «Сдобушка», на 1 ед. продукции
Вид сырья
Сумма, руб.
Сливки пастеризованные
1,5
Молоко сухое
0,5
Подсолнечное масло
0,9
Эмульгатор
0,01
Стабилизатор (Е 415)
0,01
Краситель (бета – каратин)
0,01
Прочие
0,07
Итого
3,0
 
Сливки пастеризованные  и молоко сухое ПМЗ «Сдобри» поставляет ОАО «Перммолоко», а подсолнечное масло  поставляется  из Ростова – на – Дону. В 2007 г. ОАО «Перммолоко» увеличило цены на  свою продукцию, соответственно увеличилась себестоимость продукции  ОАО ПМЗ «Сдобри». Если завод дальше будет продолжать сотрудничать с ОАО «Перммолоко», то себестоимость продукции останется на прежнем уровне. Однако  с этим поставщиком уже налажены долговременные связи, кроме того, ОАО «Перммолоко» всегда поставляет качественное сырье, поэтому можно вести поиск  поставщиков  других видов сырья. Так, на сегодняшний день ОАО ПМЗ «Сдобри» имеет  предложение  на поставку подсолнечного масла от ОАО «Кубань» (г. Краснодар).  Анализ пробной партии показал, что  качество предлагаемого подсолнечного масла полностью соответствует ГОСТу и требованиям производства, а цены на 22,2 % ниже, чем у предприятия ОАО «Ростовский масложировой комбинат» (г. Ростов – на – Дону). Можно в дальнейшем, исследуя рынок поставщиков, снизить и прочие виды сырья.
Покажем резервы сокращения затрат за счет снижения цен на сырье:
Р    Ц = (0,9 – 0,7) * 722615 ед. = 144523 руб.
Резервы  снижения  себестоимости  за счет  потребности в сырье.
Технологи предприятия ежегодно совершенствует  технологию производства маргаринов, в результате  потребность в сырье  сокращается. В 2006 г.  была внедрена  одна из таких  технологий. В результате затраты на материалы сократились на  0,02 руб. / ед.
В конце 2007 г. был рассмотрен еще один проект совершенствования технологии производства  (технология производства, разработанная в НИИ масложировой промышленности г. Москва) благодаря  чему  отходы  снижаются на 50 %. За счет этого потребность в сырье должна сократиться  на 0,04 руб. на 1 ед. продукции (или на 10 г.).
Резервы снижения материальных затрат (Р    МЗ) на производство  запланированного выпуска  продукции за счет  внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом:
Р     МЗ = (УР1 – УР0) * VВПпл * Ц пл
где УР0, УР1 – расход материальных ресурсов на 1 ед. продукции соответственно до и после  внедрения  инновационных мероприятий;
 
Ц пл – плановые цены на материалы.
Р     МЗ = (255 г - 245 г) * 0,004 руб. = 0,04 руб. / ед.
Всего  резерв сокращения  затрат на сырье составляет:
0,2 руб. + 0,04 руб. = 0,24 руб.
т.е. стоимость 1 ед.  маргарина «Сдобушка»  снизится с 6,5 руб. до 6,24 руб.
 

3.2.Снижение себестоимости за счет  внедрения  системы  оперативного планирования и контроллинга

 
Для снижения затрат   рекомендуется также применить эффективную  систему финансового контроллинга.
В этом может помочь организация  рабочего места  специалиста по контроллингу, который будет  осуществлять общий контроль за осуществлением  затрат и получению прибыли.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих целей:
1).Координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
2).Информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
3).Создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
4).Обеспечение рациональности управленческого процесса.
5).Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.
Работа  экономиста по контроллингу должна касаться в основном оперативного контроллинга, в рамках которого особое место нужно уделить оперативному управленческому учету и разработке, анализу и контролю бюджетов.
Оперативный контроллинг опирается на систему бюджетов, позволяющих руководителям заранее оценивать эффективность  управленческих решений. Бюджетирование (разработка бюджетов) позволит не только определить плановые затраты каждого подразделения, но и оценить выполнение плана.
Бюджет- это план деятельности предприятия или подразделения в количественном выражении. Бюджеты охватывают все сферы финансово-хозяйственной деятельности предприятия: производство, реализацию продукции, деятельность вспомогательных подразделений, управление финансовыми потоками.
При работе по контроллингу на предприятии экономисту необходимо учитывать следующие основные требования:
1.Экономист должен иметь возможность получать необходимую ему информацию от бухгалтера,  других служб.
2.Должна быть возможность и полномочия организовать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, требуемой ей для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих документах  финансово-экономических служб.
3.Экономист также  должен иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе; быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия; быть независимым от той или иной финансово-экономической службы.
Внедрение контроллинга в ОАО ПМЗ «Сдобри» играет важную роль. Экономистом должен проводиться не только анализ хозяйственной деятельности предприятия и оценка текущего положения дел, но и выработка рекомендаций по снижению затрат   как в общей сумме, так и на 1 единицу.
Таким образом, к основным задачам  экономиста в области контроллинга на предприятии будет относиться отслеживание текущих затрат, сбор данных по затратам непосредственно на производстве и т.д. Этот специалист должен  работать совместно со специалистом из бухгалтерии (по управленческому учету).
Затраты на внедрение  этого мероприятия составят:
Заработная плата с отчислениями – 5000 руб.
За год – 5000 руб. * 12 мес. = 60 000 руб.
 

3.3.Снижение себестоимости продукции за счет повышения качества организации производства и труда

 
Мы выяснили также, что одной из причин роста затрат является снижение качества организации производства и труда.
Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
При одновременном совершенствовании техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.
Как может  отразиться на снижении затрат повышение качества организации труда?
Под плохой организацией труда в ОАО ПМЗ «Сдобри» можно считать следующее:
-отсутствие  обеспечения нормальных условий производства и труда (неподача вовремя сырья и т.д.), что ведет к простоям производства, а, следовательно, к снижению производительности труда;
-отсутствие отлаженной  схемы организации труда (не все работники трудятся на строго отведенных им участках. Часто  некоторых рабочих «перебрасывают» с одного участка на другой, что опять же сказывается на снижении производительности труда).
Для того, чтобы  совершенствовать организацию труда, необходимо не наказывать работников, а обучать начальников производственных участков мотивации труда, организации труда, планировании рабочего времени работников и т.д., а также принимать конкретные меры по улучшению рабочего процесса.
В настоящее время за курс обучения  производственного персонала  практическому управлению производством и трудовыми ресурсами (без отрыва от производства) составляет  около 70 000 руб. Эффективность  проведения  такого обучению рассчитать довольно сложно. Она определяется уже после  проведения обучения по результатам  производственных и трудовых показателей.
 

3.4.Снижение себестоимости продукции  за счет рационального использования  фонда оплаты труда

 
Себестоимость продукции можно снизить за счет  сокращения  и  заработную плату.
Нельзя просто сократить заработную плату работникам, это сразу же отразится и на производительности труда, и на качестве продукции.
Можно просто рационально использовать  фонд оплаты труда. Так,  более высокие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста оплаты труда будут способствовать экономии фонда зарплаты.
Мы выяснили во второй главе, что  за 2006 – 2007 гг. выручка увеличилась с 110270 тыс. руб. до 274606 тыс. руб. Этому способствовала установка нового оборудования, поступление на предприятие новых квалифицированных рабочих.
Однако у предприятия имеются резервы и дальнейшего увеличения производительности труда за счет  совершенствования организации производства (технологии, описанной выше).
В первую очередь могут быть проведены следующие мероприятия:
Сокращение времени на проведение  технологических операций.
1.Это может  быть достигнуто  с помощью покупки нового оборудования – дозировочного аппарата, работающего автоматически, использование которого значительно сокращает время на розлив маргарина по формам, а, следовательно, и увеличивает выпуск готовой продукции. Предполагается сократить время на 28 %.
Резерв относительного прироста  производительности труда за счет проведения этого мероприятия  можно рассчитать по следующей формуле:
Рчв =  РФРВ : (100 – РФРВ) * 100
РФРВ – процент относительного  сокращения  фонда рабочего времени за счет проведения определенного мероприятия (28 %)
Рчв =  13,5 : (100 – 13,5) * 100 = 15,6 %
Следовательно, можно ожидать, что производительность труда повысится  на:
486,9 тыс. руб. * 15,6 % = 75,96 тыс. руб. на одного работника.
Прирост выручки за счет роста производительности труда составит с учетом того, что численность работников маргаринового цеха – 42 чел.:
75,96 тыс. руб. * 42 чел. = 3190,3 тыс. руб.
Стоимость аппарата – 215 тыс. руб.
Рассчитаем экономию с учетом новой, рассчитанной нами производительности труда.
ФЗПф * (Iзп – Iгв) : Iзп = 2426 * (1,0 – 1,16) * 1,0 =  - 388,16 тыс. руб.
При этом темп роста производительности труда за счет приведенных выше мероприятий составил:
Iгв = 562,86 : 486,9 = 1,16
Таким  образом,  экономия  средств фонда заработной  платы рабочих маргаринового цеха может составить  388,16 тыс. руб. А это довольно значительная сумма для предприятия.
Для дальнейшего сокращения фонда оплаты труда руководству необходимо провести анализ функций, выполняемых как отдельными работниками, так и всем предприятие
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.