На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Система министерского делопроизводства XIX - начала XX вв.

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Система министерского делопроизводства XIX - начала XX вв.
 
 Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.
 Новая система управления - министерская, основанная на принципе  единоначалия, зародилась в недрах  старой коллежской системы: в  коллегиях конца XVIII в. президенты  имели более широкие права,  чем ранее. Создание министерств  с единолично управляющими министрами  было необходимо для более  гибкой и оперативной системы  управления. Коллегиальный принцип  принятия решений не был исключен  вовсе из новой системы: сначала  коллегии ввели в состав вновь  созданных министерств; позже  при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального  совещательного органа. Тем не  менее отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как "исполнительное".
 Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802 г., были: военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и на правах министерства - Государственное казначейство. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища (помощника). Одновременно с министерствами в 1802 г. учрежден Комитет министров - высшее административное учреждение, действовавшее на коллегиальных началах и рассматривавшее дела, выходящие за рамки компетенции отдельного министра и требующие совместного согласованного решения. Несколько позже - 1 января 1810 г. создан Государственный совет - высшее законосовещательное учреждение. Одновременно с этим проведена реформа Сената, который становится высшей судебной инстанцией, выполняя также функцию надзора за правительственным аппаратом.
 Окончательно единоличное  министерское начало победило  лишь с изданием 28 января 1811 г. "Общего  учреждения министерств" -законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами. В соответствии с этим актом увеличилось число министерств и произошли некоторые изменения в перераспределении дел между ними. Структура министерств имела следующий вид:

 Министры назначались  самим императором и были ответственны  только перед ним. Принцип единоначалия  положен в основу всей организации  министерств: директора, возглавлявшие  департаменты, подчинялись непосредственно  министру, начальники отделений  - директорам департаментов, столоначальники  - начальникам отделений. Совет  министра состоял из руководителей  основных подразделений и имел  значение органа "для рассмотрения  дел, требующих по важности  их общего соображения". В департаментах  роль советов выполняли общие  присутствия департаментов. Канцелярия  министра по своей структуре  была аналогична и действовала  на правах департамента; канцелярии  департаментов имели более простое  внутреннее устройство: они возглавлялись  правителем канцелярии и имели  штат чиновников - журналиста, экзекутора, казначея, писцов и др., их должностной  и количественный состав зависел  от объема и содержания дел.  Например, если в ведении департаментов  находились финансовые средства, в состав канцелярии включались  счетные отделения или столы  с соответствующим штатом служащих.
"Общим учреждением  министерств" вводилось единообразие  в систему делопроизводства министерств:  от создания документов и до  их архивного хранения. Особое  место уделено порядку "сношений" (переписке) министерств с другими учреждениями.
 Следует отметить, что  само понятие делопроизводства (этот  термин появился во второй  половине XVIII в.) обозначало деятельность, которой занималась не только  и не столько канцелярия, сколько  весь аппарат учреждения в  целом. Термин "делопроизводство" происходит от сочетания слов "производство дела", а под  "делом" в то время понималась  не папка с документами, как  в современном делопроизводственном  значении этого слова, а рассматриваемый  и решаемый вопрос: производство  дела - это не что иное, как решение  дела. Поскольку всякое решение  предполагало его письменную  фиксацию на всех стадиях, то, естественно, делопроизводство понималось  и как "правила, коими канцелярия  руководствуется в составлении  докладных записок, журналов, определений  и актов вообще, и исполнительных  бумаг".
 Содержание "Общего учреждения министерств" свидетельствует о том, что его авторы достаточно четко различали два аспекта делопроизводственной деятельности: формы документов, по которым совершается делопроизводство (для обозначения этой деятельности в XIX в. широко употреблялся самостоятельный термин - письмоводство), и движение документов и дел (порядок течения дел), понимая вместе с тем, что в практической деятельности канцелярии они тесно взаимодействуют. Основой этого взаимодействия является не что иное, как принятый в учреждении порядок рассмотрения и решения дел, или "производства дел" (используя современную терминологию, - процесс принятия управленческих решений). Именно это осознание "вторичности" делопроизводства по отношению к "производству дел" (принятию решений) пронизывает и "Общее учреждение министерств" и все последующие законодательные акты, принимавшиеся с целью регламентации делопроизводства на протяжении всего XIX и начала XX вв. В силу этого регламентация министерского делопроизводства в "Общем учреждении министерств" давалась как "образ" (порядок) производства дел, включающий порядок вступления дел, движение (или производство) дел, отправку дел, ревизию дел, отчетность в делах.
 Дела, направленные в  министерство, могли попасть в  канцелярию министра или непосредственно  в департаменты. В канцелярию  министра поступали указы и  повеления верховной власти, переписка  министра с другими министрами  и главноуправляющими, губернаторами и вообще лицами равного звания. Представления от подчиненных органов направлялись министру в случае крайней важности или срочности. На его имя поступали отзывы на его предписания и жалобы на решения департаментов, а также секретные дела.
 Непосредственно в  департаменты поступала переписка  с другими учреждениями и лицами, равного положения и подчиненными, представления от подчиненных  учреждений, предписания министра  и дела из его канцелярии  с резолюцией министра.
 Все поступающие в министерство дела делились на три категории: текущие дела (дела, поступавшие на общих основаниях в соответствии с установленным порядком) - донесения, ведомости, представления, переписка и др.; чрезвычайные дела - для их решения требовалось принятие новых постановлений, или дела по обнаруженным злоупотреблениям; дела, "не терпящие времени", или срочные. Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первую очередь.
 О поступивших делах  министру докладывал директор  его канцелярии, директору департамента - правитель дел канцелярии департамента. Эта стадия являлась, по сути, предварительным рассмотрением  дела и не влекла за собой  никаких решений, но определяла  дальнейший ход бумаги в министерстве. Общий порядок движения дел  в министерствах строго регламентировался,  и редкое дело могло избежать  участи пройти весь путь его  подготовки и рассмотрения -от отдельного стола в составе того или иного отделения, через директора департамента, а нередко и общего присутствия департамента или объединенного присутствия нескольких департаментов (в случае крайней сложности дела) до министра, а иногда и совета министра, смотря по сложности дела. Это касалось и дел, поступавших на имя министра и решавшихся его властью. Кроме того, первоначально в министерском делопроизводстве преобладал "коллежский" порядок составления документов, при котором рассмотрение каждого вопроса требовало повторения "слово в слово" всех предыдущих документов. Дела при этом достигали огромных размеров. С течением времени (примерно к середине XIX в.) сложился новый порядок изложения дела в форме краткой записки - изложения только самого существа вопроса. Все это превращало документооборот учреждений в сложный иерархически организованный процесс, длительный по времени, учитывая, что основными инструментами канцелярии были перо и бумага, а единственной системой регистрации - журнальная. Автор известного "Руководства к наглядному изучению административного течения бумаг в России" (1856 г.) М.Н. Катков называет 54 делопроизводственных операции при рассмотрении дела в Губернском правлении, 34 - в департаменте министерства, 36 - в Комитете министров.
 Документы, создававшиеся в процессе "производства дела" можно разделить на две группы: документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.), и документы, поступавшие в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе - "исполнительные бумаги".
 Поскольку еще в  последней четверти XVIII в. сложилась "иерархия властей и мест", определившая систему "сношений" учреждений различных типов, то министерскому делопроизводству ничего не оставалось, как "вписаться" в эту систему, что и произошло. От вышестоящих учреждений министерства получали: от императора - указы, повеления; от Государственного совета - высочайше утвержденные мнения; от Сената - сенатские указы; от Комитета министров - выписки из журналов заседаний. Министры в вышестоящие инстанции направляли высочайшие доклады (императору), мнения, предложения, представления. С равными учреждениями министерства обменивались посредством отношений, сообщений, официальных писем. Подведомственным местам и лицам направляли предписания министров, от них получали рапорты, донесения, представления. Таким образом, система министерского делопроизводства дополнила сложившуюся еще в конце XVIII в. систему документирования местных учреждений.
 Самостоятельную стадию "производства дела" составляла "отправка дел", включавшая  регистрацию отправляемых документов  в журналах и непосредственно  отправку (запечатывание в пакет,  надписание адреса и др.). До середины XIX в., когда в России появились почтовые конверты и марки, законом предусматривалось, что все исходящие бумаги должны отправляться в виде пакетов - документ складывался в виде конверта и запечатывался сургучной печатью.
 Для регистрации документов, направляемых в вышестоящие учреждения  и подчиненным местам и лицам,  существовали отдельные журналы.  Особенность последних состояла  в том, что они предусматривали  запись сведений (об исполнении  отправленной бумаги), которые обязано  было сообщать каждое присутственное  место особыми рапортами. По  существу эти сведения использовались  для контроля исполнения документов, поскольку дело не считалось  завершенным, пока не было получено  рапорта об исполнении или  о невозможности исполнить решение  по каким-либо причинам.
 Ревизия дел - проверка  ведения дел - по "Общему учреждению  министерств" составляла самостоятельный  участок делопроизводства. Ревизия  дел являлась функцией начальников  отделений, директоров департаментов;  в губерниях - начальников присутственных  мест и самого губернатора.  Начальники отделений проверяли  исполнение документов по столам  и сообщали сведения директору  департамента, которому предписывалось  каждый месяц проводить проверку  исполненных и неисполненных  документов по регистрационным  журналам и настольным реестрам  и представлять об этом ведомости  министру. На основе этих ведомостей  в конце каждого года в канцелярии  составлялась общая ведомость  по всем департаментам и канцелярии  министерства. Ревизия дел предусматривала проверку порядка хранения документов и дел, правильности составления заголовков дел, сроков рассмотрения дел, причин задержки в рассмотрении дел ("не задерживается ли окончание дела требованием таких справок, в которых нет существенной надобности" - ПСЗ II. Т. 11, отд. 2. ? 9757).
 Последняя стадия "производства  дел" по "Общему учреждению  министерств" - отчеты. Законом устанавливалось  три вида отчетов: отчеты в  суммах, отчеты в делах и отчеты  в "видах и предположениях". Отчеты в суммах являлись финансовыми  отчетами, отчеты в делах - отчетами  о деятельности, последние отчеты  представляли собой планы работы  на следующий год. Отчеты готовились  отделениями, каждым по своему  направлению, затем обобщались  в департаментах. На основе  отчетов департаментов директор  канцелярии составлял сводные  отчеты по министерству.
 Серьезные изменения  в системе управления, соответствующая  перестройка системы документирования  деятельности новых учреждений  привели к изменениям формы  документа. В делопроизводстве  истерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки. В состав реквизитов бланка включается наименование учреждения, наименования структурных подразделений, отражающие место подразделения - автора в структуре учреждения (департамент, отделение, стол). Дата документа также включается в состав реквизитов бланка, как и регистрационный индекс документа Занимает свое обособленное место заголовок к тексту документа, располагаясь непосредственно под реквизитами бланка (практически также, как и в современных документах). Появляется и ссылка на поступивший документ (прототип современного реквизита "Ссылка на дату и номер входящего документа"), которая не имеет пока унифицированного вида и может выглядеть по-разному: "Ответ на ?..." или: "От такого-то" и т.п.
 Приобретает устойчивый  вид и реквизит "Адресат", появившийся  еще в XVIII в. в коллежском делопроизводстве, - это указание должности лица в дательном падеже или наименование присутственного места. Получает определенную форму удостоверение документа: подписи и скрепы на документе включают наименование должности лица, подписавшего или скрепившего документ и его личную подпись.
 На протяжении всего  XIX и начала XX вв. осуществляется  законодательная регламентация  делопроизводства высших, центральных  и местных учреждений. Благодаря  принятой в то время системе  кодификации законодательства в  Сводах законов Российской империи  достаточно легко получить подробные  сведения о законодательной регламентации  делопроизводства учреждений любого  уровня. Своды законов начинают  издаваться с 1832 г. Затем, пополняясь  новыми узаконениями, переиздаются  в 1842, 1857 и последующие годы. Первые  два тома Сводов содержат узаконения, касающиеся верховной власти, деятельности  высших, центральных и местных  (губернских, уездных) учреждений, включая  их делопроизводство.
 Особенностью организации  делопроизводства в этот период  яв-ялась не только ее четкая законодательная регламентация, но и появление достаточно обширной делопроизводственной литературы, в том числе и работ теоретического характера. Большое значение в этот период имели письмовники - сборники образцов документов. Первые такие сборники появляются уже во второй половине XVIII в., а с конца XVIII - начала XIX вв. начинают издаваться регулярно. Известно более ста таких сборников, изданных до 1917 г.
 Цель издания сборников  образцов документов - дать полное  руководство о порядке производства  дел в присутственных местах  с описанием "обряда делопроизводства" и приложением форм документов. Предназначались такие сборники  самому широкому кругу чиновников  и частных лиц, которым приходится  обращаться в государственные  учреждения.
Несмотря на существенные изменения, которые претерпела система  министерского делопроизводства, особенно в начальный период своего становления, к концу XIX в. жизнь требовала более гибких форм делопроизводства и его ускорения. Для быстро меняющихся общественных отношений система министерского делопроизводства продолжала оставаться громоздкой и неповоротливой, несмотря на то, что в последней трети XIX в. сначала в делопроизводстве военного ведомства, а затем и в гражданских министерствах и учреждениях начинают использоваться пишущие машинки. Их появление стало поистине революционным шагом в документировании деятельности учреждений. Оно ускорило все письменные работы канцелярии, позволило одновременно изготавливать несколько копий документов, существенно сократив объем рукописных работ. Более того, машинописный текст приобрел более компактную форму, за счет чего сократился объем документов.
 Появление телеграфа  вызвало к жизни новый вид  переписки -телеграммы, которые очень быстро сделались массовыми документами; изобретение телефона привело к появлению телефонограмм - письменной записи переданного по телефону сообщения.
 В конце XIX - начале XX вв. все большее внимание обращается  систему регистрации, на необходимость  ее упрощения за счет ее  централизации. Эта идея в корне  противоречила идее, заложенной  в "Обшем учреждении министерств", в соответствии с которым создавалось множество пунктов регистрации документов в учреждении.
 Большая работа по  упрощению делопроизводства велась  в отдельных ведомствах, в частности  военном, где в 1911 г. "Положением  о письмоводстве и делопроизводстве  в военном ведомстве" введена  система упрощенного делопроизводства. Положение упрощало технику переписки,  сокращало количество служебных  документов. Для письменных взаимоотношений  чиновников военного ведомства  устанавливалось три вида документов - рапорт, предписание, отношение.  Регламентировались случаи обмена  телеграфными сообщениями, установлены  четкие значения надписей, ограничивавших  доступ к документам: "секретно", "не подлежит оглашению", "спешно" и др. В положении устанавливался  порядок применения пишущих машинок  для изготовления документов, гектографов  для копирования и других технических  приспособлений, ускоряющих делопроизводственную  обработку документов.
 Однако работа по  совершенствованию делопроизводства  в военном ведомстве из-за начавшейся  вскоре Первой мировой войны не была заимствована другими министерствами и ведомствами царской России, а происшедший в 1917 г. социально-политический переворот - сначала Февральская буржуазно-демократическая, затем Октябрьская социалистическая революции привели к полному слому государственного аппарата и созданию нового, который, хотя и усвоил многие старые традиции, но зарождался на принципиально новых основах.
Делопроизводство  в Древнерусском государстве
 
 На ранних стадиях  развития Древнерусского государства  и в период феодальной раздробленности  (до конца XV в.) государственных учреждений еще не существовало. Их функции выполняли чаще всего отдельные должностные лица или органы, осуществляющие свою деятельность либо вообще без штата чиновников, либо с очень ограниченным штатом. В этих условиях единая система делопроизводства не была востребована самой системой управления.
 Письменные документы,  дошедшие до нашего времени,  данные, полученные археологами  и лингвистами, показывают, что  уже в X в. в Древнерусском государстве была культура написания документов. Это договоры с Византией 911 и 945 гг. Примечательно, что в обоих договорах упоминается о практике составления документов. В первом случае - письменных завещаний, во втором - подорожных грамот для купеческих кораблей.
 В период правления  Владимира Святославовича в Киеве  - столице Древнерусского государства  (978-1015 гг.) - существовало учебное  заведение для детей бояр и  старших дружинников. Из выпускников  этой школы и отбирались претенденты  на должности "печатников" - хранителей княжеской печати, "металников" - судейских секретарей, писцов и дьяков при князьях и крупных феодалах.
 В этот период в  основном документируются правовые  отношения, создаются жалованные  и вкладные грамоты, завещания.  Археологические раскопки сначала  в Новгороде, а потом и в  Пскове, Смоленске, Витебске, Старой  Руссе и других городах позволили  обнаружить частную переписку  рядовых жителей северо-западных  областей Древнерусского государства  XI-XV вв. (как мужчин, так и женщин). Возникают и достаточно крупные  собрания письменных материалов, еще не разделенных на документные  архивы и книжные библиотеки. С развитием законодательных  основ государства наряду с  объемными многостраничными правовыми  актами ("Русская Правда", Новгородская и Псковская судные грамоты, Двинская уставная грамота) создаются документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения. Это многочисленные разновидности уставных, вкладных, купчих грамот; заемные, закладные кабалы, фиксирующие заем денег; житийные записи - при срочном найме работников; полные грамоты - при продаже в рабство; отпускные грамоты и т.д.
 С увеличением числа  создаваемых документов обозначились  и места для наиболее безопасного  их хранения. В городах это,  как правило, центральные храмы,  посвященные святым, выбранным в  покровители конкретного города. В крупных городах существовали  хранилища документов. Поскольку  правом выдачи документов, закрепляющих  за горожанами земли и другое  имущество, пользовались и "концы" (районы) Новгорода, то хранилищами  и местом создания документов  стали храмы, посвященные покровителям  цеховых ремесел - рыбаков, торговцев  различным товаром, шорников, оружейников  и т.д. В таких патрональных храмах велись судебные дела и книги записи торговых операций. Часто само хранение документов в храме придавало им требуемую юридическую силу. Центрами ведения документации и ее хранения были также гостиные дворы (смоленские, немецкие и др.) и монастыри, так как церковь обладала широкой юридической компетенцией. Сам монастырь - достаточно крупное экономическое предприятие - документировал свою судебную и хозяйственную деятельность, иногда используя для этого и свободное место в духовных книгах.
 Накопление традиций  в сфере документирования вело  к формированию круга профессиональных  специалистов в области создания  и обработки документов. Первоначально  их состав пополнялся за счет  церковных псаломщиков и дьяков. Не случайно с XIV в. термин "дьяк" как обобщающий закрепился за  всеми лицами, ведущими делопроизводство. Параллельно стали вырабатываться  устойчивые образцы обращений  и завершений в документах, формуляры,  т.е. типовые устойчивые формы  отдельных, наиболее распространенных  документов, из которых составлялись  своеобразные пособия по делопроизводству - "формулярники". Устанавливаются приемы засвидетельствования документов, их составления (документы начинают проходить стадии написания - чернописи, редакции и беловика) и такие элементы, как скрепы, печати, мосты (подписи на склейках). Появляются также элементы защиты информации от несанкционированного доступа на стадии хранения и использования. Зафиксированы и первые случаи подделки документов в политических и лично-корыстных целях.
 Объем документов определить  не представляется возможным,  однако характерно, что в Городище  под Новгородом и в самом  Новгороде найдено около 350 свинцовых  печатей - булл, употребляющихся  для скрепления документов. Примерно  столько же их найдено позднее  при проведении раскопок в  Пскове.
 В Древнерусском государстве  выработалась и процедура отмены  юридической силы документов. Материалы  вынимались "ларником" и уничтожались в присутствии свидетелей. "Ларник" не только заведовал ларем, хранящим документы, но и был уполномочен скреплять частноправовые акты городской печатью (Псков). Особо важные документы уничтожались специально выбранной городским вече комиссией, часто публично, в торжественной обстановке. Менее значительные документы возвращались авторам или просто смывались с пергамента, на котором были написаны, а зачищенные листы снова шли в дело. Достаточно распространенная практика подделки и подчистки текстов потребовала внесения в судные грамоты указаний об аннулировании подложных документов.
 Практически до конца  XIV в. основным материалом для письма на Руси служил пергамент (особым образом выделанная телячья, баранья или козлиная кожа), называемый в документах и "хартией" и просто "телятиной". Лучший пергамент привозили из Греции или ганзейских городов. Самой древней формой документа на Руси была грамота - отдельный лист пергамента шириной около 3,5 вершков (15-17 см). Размеры документа могли быть различными за счет подклейки следующих листов. Потерявшие ценность документы счищали, а дорогостоящий материал подравнивали, обрезали обтрепанные места и снова использовали для записи информации. С увеличением объемов делопроизводства менялась графика письменности: первоначально документы составлялись уставной манерой письма, характерной для книжного дела с выписыванием букв с прямыми очертаниями. В XIV в. стал использоваться полуустав, позволивший ускорить процесс письма за счет выносных букв и сокращений отдельных слов. Документы писались сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в. стала использоваться точка в конце предложения.
 Несмотря на постоянное  расширение практики документирования  управленческих действий и юридических  фактов, говорить о делопроизводстве  в период Древнерусского государства  и феодальной раздробленности  как о системе определенных  норм и правил еще преждевременно. Это период постепенного складывания  традиций русской системы делопроизводства, накопления опыта документирования, обработки и хранения документов, обеспечения их сохранности, в  том числе защиты от несанкционированного  доступа и подделки. Вместе с  тем, отдельные нормы работы  с документами находили закрепление  в законодательстве. Расширение  практики удостоверения документов  печатями не только князей, но  и городов и конкретных чиновников (дьяков) с изображением человека, сидящего за столом, свидетельствует  о формировании профессионального  цеха специалистов по работе  с информацией, т.е. выработанные  практикой традиции постепенно  становились нормами обычая, закладывая  основу будущей системы делопроизводства.
Делопроизводство  в Древнерусском государстве (X—XI вв.) и в период феодальной раздробленности (XI—XV вв.)
Дошедшие до наших дней письменные документы свидетельствуют, что в период формирования и расцвета Древнерусское государство имело  свою письменность, которая использовалась для документирования частной жизни (например, письма новгородцев на бересте), правовых отношений, охраны собственности (жалованные, вкладные грамоты).
В период феодальной раздробленности (XIII—XV вв.) развитие феодальных отношений  фиксируется в частноправовых актах (купчие грамоты на землю и иное имущество; кабалы заемные, закладные, служилые на заем денег, движимого и  недвижимого имущества; полные грамоты  на продажу в рабство; отпускные  грамоты при отпуске на свободу  и др.). Отношения между княжествами  закрепляются в договорах великих  и удельных князей. Создаются письменные памятники права — судные грамоты. Управленческие решения подчиненным  верховная власть фиксировала в  указных грамотах. В процессе судебной деятельности составлялись: судные списки, правовые грамоты, бессудные грамоты, мировые.*
Всю работу с официальными документами осуществляли специальные  должностные лица, имевшие небольшой  штат помощников. В XIV в. людей, профессионально  занимающихся работой с документами, стали называть дьяками.
Документы писали на пергаменте. Это был дорогостоящий материал. Его изготовляли из козлиной или  телячьей кожи, а лучшие сорта доставляли из ганзейских городов и Греции. Утративший ценность и значение текст счищали и использовали лист пергамента заново.
Этот период характеризуется  накоплениям традиций в области  составления документов: создаются  устойчивые формуляры документов, устанавливаются  приемы их удостоверения — подписи, скрепы, печати, возникают стадии написания  документа — черновик и беловик. Однако говорить о делопроизводстве как о системе определенных правил и приемов работы с документами  пока еще нельзя. Это время накопления традиций и обычаев в работе с  официальными документами.
Система коллежского делопроизводства
 
 Административный хаос, вызванный отсутствием в прежних  учреждениях установленного законом порядка, общих письменных форм документов, постоянных сроков для производства дел, побудил правительство искать новые формы государственного устройства. После длительных поисков и переработки найденных образцов появляются новые учреждения бюрократического типа и регламенты для них, определяющие точно состав, организацию, компетенцию и делопроизводство. Еще в 1699 г. Петр I вводит в обращение гербовую бумагу, в 1700 г. издает указы об отмене столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной форме (листовой и книжной). В указе по этому поводу говорилось следующее:
"... дела до нынешнего  времени писали в столбцы на одной странице и в том исходило бумаги много... А как учнут писать в лист, и на обеих сторонах тетради, расходу бумаге будет меньше".
 Тетради, обычно состоящие  из четырех листов бумаги, сложенных  пополам и сшитых ниткой, не  имели переплета. Несколько тетрадей, сшитых вместе и заключенных  в переплет, составляли книгу.  Однако книги не всегда переплетали,  так как переплет стоил дорого.
 Первым новым учреждением  стал Сенат - первоначально законосовещательный  орган и орган надзора за  правительственными учреждениями.
 Много внимания Петр I уделил устройству сенатской,  канцелярии. Для работы в новых  условиях правительство не сочло  возможным ограничиться старым  кадровым составом (дьяками и  подьячими) из боязни перенесения  старых приказных порядков в  новые учреждения, и стало приглашать  иностранных специалистов для  занятия канцелярских должностей. С целью изменить старые порядки  при Сенате учреждается особая  должность экзекутора - для записи  всех исходящих указов в особые  книги и контроля за их отправкой  и получением ответного рапорта  об исполнении указа. При малейшей  задержке исполнения указа экзекутор  обязан был доносить об этом  генерал-прокурору. Все пакеты, адресованные  на имя Сената, принимал обер-секретарь, распечатывал их и докладывал членам присутствия. Исключение составляли пакеты с надписью "Секретно", они передавались лично генерал-прокурору Сената.
 Все бумаги вносились  в реестр и передавались в  столы для производства (подготовки  к рассмотрению в заседании). По  завершении подготовки дела к  докладу обер-секретарь скреплял его по листам и докладывал на заседании присутствия сенаторам. Прочтя дело, обер-секретарь давал сенаторам на размышление и обсуждение полчаса (для измерения времени он имел песочные часы). В сложных сл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.