На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономическая политика Петра I, Екатерины II

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство  по образованию
Саратовский Государственный Университет им.Н.Г. Чернышевского
Кафедра «Менеджмента и маркетинга»
 
 
 
 
 
 
Реферат по дисциплине "Экономическая история"
 
Экономическая политика Петра I, Екатерины II.
 
 
 
 
 
 
Выполнила студентка:
курса
группы
Экономического  факультета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Саратов, 2009.
 
План
 
Введение 3
Развитие торговли 11
Сельское хозяйство 13
Финансовая политика 14
Заключение 18
Литература 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
На протяжении всей истории России предпринимались реформы в различных  сферах. Не все реформы достигали  поставленных задач, но были и достаточно успешные преобразования. Так на рубеже XVII - XVIII веков в России предпринимались попытки преодоления отсталости по сравнению с западноевропейскими странами в экономическом, политическом и культурном развитии. Начало существенных перемен в жизни страны того времени тесно связаны с именем царя-реформатора Петра I.
В настоящее время в России также  осуществляется реформирование экономики  и финансовой системы, государственного устройства, проводится реформирование армии, судебной системы и многих других отраслей. Поэтому тема экономических  реформ для России актуальна в  любое время. В историческом плане  экономическая политика Петра I представляет интерес в связи с тем, что за годы царствования Петра I произошли существенные изменения в экономике.
В данной работе будут рассмотрены  вопросы развития отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства, торговли в эпоху Петра I и Екатерины II, система налогообложения и ее реформа, централизация финансового управления.
Развитие торговли
 
В первой половине XVIII века продолжалось развитие внутреннего всероссийского рынка. Значительную роль в этом играла торговля, центром которой были крупные российские города. Важными пунктами обмена, как и в XVII веке оставались ярмарки. На базе регионального разделения труда возникли всероссийские ярмарки - Макарьевская (вблизи Нижнего Новгорода), Свенская (у Брянска), Ирбитская (на Урале). Развитию торговли и внутреннего всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.).
Крупнейшую роль в развитии экономики  сыграло завоевание Прибалтики. В XVIII в. внешняя торговля шла в основном через Петербург и прибалтийские порты (Ревель, Ригу), а на востоке через Астрахань и Дербент. Крупными торговыми центрами в Сибири стали Тобольск, Оренбург и Омск, через которые также шла торговля с Азией.
Для защиты отечественного производителя  широко использовалась политика протекционизма. Промышленные предприятия ограждались  от конкуренции с Западом запретительными  пошлинами, которые повышались по мере роста иностранного производства. Пошлины  достигали стоимости привозного товара, если производство это товара на отечественных фабриках равнялась  импорту. Покровительственным таможенным тарифом 1724 года была установлена высокая  пошлина на зарубежные товары, которые  производились или могли производиться  в России. В 1724 г. был введен торговый тариф, поощрявший вывоз за границу  русских товаров. По настояниям Петра  I торгующее население создавало торговые компании по подобию западноевропейских компаний. В целях обеспечения возможности торговли за границей Петр I прилагал немалые усилия для создания российского торгового флота.
Благодаря принятым мерам к концу  Петровского правления экспорт  российских товаров вдвое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы надежно ограждали внутренний рынок.
Экономический подъем и развитие внутреннего  общероссийского рынка и внешней  торговли дали необходимые материальные ресурсы для становления абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических задач, стоявших перед страной.
 
 
Сельское хозяйство
 
Регулярная армия, увеличение численности  городов, развитие мануфактурного производства, экспорт сельскохозяйственной продукции  вели к росту товарности сельского  хозяйства. Однако его темпы замедлялись  развитием крепостничества, усилением  феодальной эксплуатации, мешавших втягиванию в рыночные отношения крестьянских хозяйств. В сельском хозяйстве государство  не осуществляло политики жесткой регламентации  производства, как в промышленности, поэтому главной фигурой, определявшей его рост, оставался помещик, устанавливавший  порядки в вотчине по своему произволу.
В первой четверти XVIII века завершилось слияние двух форм феодальной земельной собственности - вотчины и поместья. Продолжалась раздача земель дворянам. Чтобы не допустить дробления дворянских земель, был издан указ " О единонаследии" (1714 г.). Указ уравнял поместье и вотчину. Отныне поместья передавалось по наследству старшему сыну, другие сыновья должны были служить на военной и гражданской службе. Поместья нельзя было продавать или закладывать. Служба для дворян становится пожизненной.
Было образовано новое сословие государственных крестьян, в которое  вошли черносотенные крестьяне, ясашные, однодворцы и некоторые другие категории населения.
Сельское хозяйство при Петре  развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь  была проведена политика реформ.
Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы косы и грабли вместо серпа, что, безусловно, намного способствовало повышению  производительности труда крестьянина, сокращала сроки жатвы и потери при уборке урожая.
Водились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые  деревья, лекарственные растения. Разводились  новые породы скота.
Осуществлялось освоение территорий Поволжья, Сибири, Черноземного центра и Украины. Эти районы стали житницами  страны. С их помощью Россия полностью удовлетворяла свои потребности в хлебе и другой сельскохозяйственной продукции. Зерновые широко используются в качестве важных статей российского экспорта.
Финансовая политика
 
Экономические и социальные условия  для формирования абсолютизма сложились  лишь к концу XVII в. Для содержания таких присущих абсолютистскому государству государственных институтов как мощный бюрократический аппарат, регулярная армия, регулярная полиция нужны были большие деньги. Такие деньги царская казна стала собирать в виде прямых и косвенных налогов, торговых, таможенных и судебных пошлин и от государственных монополий лишь к концу XVII в. Существенное увеличение доходов государевой казны к концу XVII в. обусловлено было тем, что на протяжении этого века сформировался единый общероссийский рынок. Развивалось товарное производство, прежде всего, в городах. К середине XVII в. на территории Русского государства насчитывалось свыше 250 городов (без Украины и Сибири). Население России к началу царствования Петра I составляло 15 млн. человек. В Москве насчитывалось 270 тыс. жителей, - для того времени это был очень большой город. Удельный вес городского населения (основного налогоплательщика торговых и таможенных платежей) в общей массе населения страны увеличился с 2 % в XV-XVI вв. до 3,2 % к концу XVII - началу XVIII вв. В рыночные отношения втягивалось не только городское население, но и дворянство, и даже крестьянство, особенно черносошное, и монастыри. Вместе с тем, развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка имело и свою оборотную сторону. Оно привело к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе.
В 1710 г. правительство Петра I осуществило  подсчет доходов и расходов. Оказалось, что средняя ежегодная сумма  доходов не превышает 3330 тысяч рублей. Расходы на армию и флот составили  около 3 миллионов, а все остальные  расходы около 824 тысяч рублей. Ежегодный  дефицит был приблизительно равен 500 тысячам рублей, составляя 13% расходного бюджета. Первоначально дефицит  покрывался за счет остатков прошлых  лет.
По смете на 1710 г. предвидевшийся полумиллионный дефицит нужно было покрыть дополнительным сбором по полтине  с тяглого двора. Это был обычный  вид внутреннего кредита того времени - заем беспроцентный и безвозвратный. Другого способа пополнить казну  не было, так как государственной  казне никто доверял ни в России, ни за границей.
Прежде налоговая система была основана на подворной переписи 1678 г. По различным источникам число  было от 787 тыс. до 833 тыс. дворов. Подворовое налогообложение было введено во второй половине XVII в. При подворном обложении прямые налоги взимались с крестьянских и посадских дворов, многочисленные натуральные повинности переведены в денежную форму и сведены в единый сбор. Прямое обложение было сведено в две классовые подати: одна, под названием ямских и полоняничных денег, падала на крепостных людей, другая, стрелецкая, во много раз более тяжелая, была положена на все остальное тяглое население. Оба налога в прежнем окладе взимались и при Петре.
С целью упорядочения системы налогообложения  по указу Петра I была проведена перепись населения. Перепись 1710 г. обнаружила убыль  тяглого населения почти на четверть. Причинами такого снижения были: рекрутские наборы, отправка десятков тысяч рабочих  на верфи, на каналы, на стройку новой  столицы и бегство крестьян от тяжести налогов и самоуправства  помещиков.
Формирование регулярной армии, строительство  флота, расходы на ведение войн и  строительство Петербурга, казенных заводов и т.д. резко увеличили  расходы и потребовали новых  источников доходов.
Северная война (1700 - 1721) еще больше усилила потребность государства  в деньгах, которые оно получало путем увеличения налогов. Правительство  буквально изощрялось в поисках  новых объектов налогообложения. Ими  занимались специальные люди, должность  которых называлась - "прибыльщик". Было введено множество новых сборов.
Финансовая политика Петра I характеризовалась  небывалым до его правления налоговым  гнетом. Рост государственного бюджета  достигался за счет расширения косвенных  и увеличения прямых налогов. Начиная с 1704 г. один за другим вводились сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с плавных судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, дубовых гробов, бань, улья, с рыбной ловли, бороды и т.д. Обложению подвергались не одни угодья и промыслы, но и религиозные верования, не только имущество, но и совесть. Все эти сборы получили название канцелярских сборов, так как ими ведали многочисленные канцелярии. Введен был гербовый сбор с заключения договоров в письменной форме - “купчих крепостей”. Ряд товаров был взят в казенные монополии: деготь, смола, щетина, ворванное сало, поташ, икра, ревень, рыбий клей, рыбий жир. Государственной монополией стал экспорт хлеба, а затем - и металла. Введена была табачная монополия и монополия продажи водки. Правительство иногда продавало монополию водки откупщикам и формы торговли на протяжении XVIII в. менялись.
В 1718 - 1724 гг. Петр I ввел подушную подать, заменившую существовавшие с 1679 г. подворовое налогообложение. Ее размер был исчислен просто. Содержание армии и флота стоило 4 млн. руб. Эта сумма была разделена на количество мужских ревизских душ: с крестьянской пришлось 74 коп., посадской - 1 руб., государственных крестьян- 1 руб. 14 коп. в год. Душа мужского пола была не реальной плательщицкой единицей, а счетной, так как подушная подать взимались и с младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизионных актах. Все податное население страны было прикреплено к месту уплаты подушной подати. Для учета мужского населения в стране, в 1720 году, была проведена его перепись - ревизия. Ревизии в последствии проводились раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызывало рост недоимок. В 1732 г., например, они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов. Введение подушной подати увеличило доходы бюджета. К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать. Структура доходов государственного бюджета была следующая: 55 % давали прямые налоги, а косвенные - 24,9 %. Такая система налогов существовала на протяжении всего XVIII в. Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами XVII века сумму денег.
В целом доходы увеличивались в  связи с развитием рынка, ростом промышленности и численности населения. Громадные дефициты первых лет XVIII века уменьшились к концу царствования Петра I, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности народного хозяйства.
В 1718 г. проведена денежная реформа, выпущены новые серебряные монеты с  пониженным содержанием серебра  и медные монеты, что привело со временем к инфляции, но дало значительный доход государству.
Существенным компонентом денежной реформы явилась реорганизация  системы финансового управления. При системе приказного управления в стране не было единого органа, в котором бы концентрировались  все бюджетные средства. Это затрудняло учет и способствовало хищениям. В числе государственных коллегий, Петр I создал финансовые, ведавшие финансами в общегосударственном масштабе. Таким образом, все финансовое управление было строго централизовано.
Заключение
 
Несомненно, что экономическая  политика Петра I была переворотом в экономической жизни страны. Различие мнений историков заключается в том, что одни считают этот переворот благом для страны, а другие трагедией.
Население в эпоху Петра I работало не на себя, а на государство и после длительной и тяжелой работы ушло едва ли не беднее своих отцов. Сам Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив завещая преемникам обильный запас средств, которыми они долго пользовались, ничего к ним не прибавляя.
Основное противоречие в деятельности Петра I, по мнению историков, состояло в том, что он надеялся сильной  рукой власти вызвать, пробудить  самодеятельность народа в порабощенном обществе и через рабовладельческое  дворянство водворить в России европейскую  экономику, науку, народное просвещение  как необходимое условие общественной самодеятельности. По словам О.В. Ключевского "хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Однако, совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас  со времен Петра два века и доселе неразрешимая". Широкое использование  крепостного труда становиться  тормозом к развитию русской промышленности, которая приобретает феодальный характер. Успехи в области развития промышленности, тем не менее, были впечатляющи. К концу царствования Петра I Россия уже могла полностью  обеспечить себя металлом и оружием, создала крупнейший военный флот на Балтике.
Петр I в своей практике широко использовал методы жесткого администрирования. Это неизбежно вело к правительственному вмешательству в экономику, мелочной регламентации, придирчивому надзору. Такая практика нередко отпугивала желающих заняться предпринимательским делом, ослабляла предприимчивость людей. Бюрократическое регулирование промышленности не могло создать ей здоровой основы. Под влиянием государственной власти целые отрасли народного хозяйства перешли почти исключительно на применение труда крепостных, что, естественно, не способствовало капиталистическому развитию страны, формированию российской буржуазии.
Противоречивые действия Петра  при проведении реформ нанесли немалый  ущерб стране и ее народу.
Необходимо отметить и важные результаты реформ, благодаря которым Россия стала мировой державой. Во-первых, петровские реформы, тесно связанные  с хозяйственной политикой предшествующего  периода, вывели страну из экономической  стагнации и приобщили к передовым  западноевропейским знаниям, опыту  и технологиям. Во-вторых, энергично  поощряемое государством развитие промышленности способствовало преодолению экономической  отсталости страны и укреплению ее военной мощи. В-третьих, в результате преобразований сформировались внутренний рынок и "новый класс"- торгово-промышленное сословие, вобравшее в себя наиболее деятельную часть общества. Старый торговый капитал переходил в  промышленность, составляя привилегированную  группу "нового класса". Именно ему  передавались казенные предприятия, и  именно этот класс стал представлять собой ядро предпринимательства  России. В-четвертых, достижения в области  экономических преобразований и  в военной сфере оказали влияние  и на политические успехи России, Российская империя становится крупнейшей политической силой, с которой вынуждены были считаться все европейские государства.
Военная, экономическая и финансовая политика Петра не всегда приводила  к позитивным результатам, однако при  всех неудачах его реформаторской деятельности, он, тем не менее, сделал большой  шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в 17 веке только смутно понимали необходимость экономических  реформ и лишь немногие люди сознавали  по какому пути они должны идти.
Петр сделал реформы одной из главных задач правительственной  деятельности, четко определил цели и указал, где и как надо их достигать. В этом его большая  заслуга.
Реформы Петра затронули не только оборону, экономику и финансы. Они  повлекли за собой необходимость  перестройки системы государственного управления и образования.
В результате военных побед и  экономических достижений Россия стала  великой европейской державой, а  с 22 октября 1721г. официально провозглашались  империей, представлявшей собой могучее  и огромное государство мира.
 
 
 
 
 
 
Библиография
 
    Ключевский В. О. Краткий курс по русской истории. М.: ЭКСМО, 2000.
    Волкова И.В., Горинова М.М., Горский А.А. и др. История России с древности до наших дней. –М., 1996.
    Головатенко А. История России: спорные проблемы. Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. –М., 1994.
    Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитриенко В.П. История России. –Ч.1 – 3. –М., 1994.
    Моряков В.И., Фёдоров В.А., Щетинов Ю.А. Пособие по истории России для поступающих в вузы. –В 3-х тт. –М., 1993.
 
 


Содержание

 
 
Введение 3
1.1. Политика «просвещенного абсолютизма» 5
1.2. Меры по совершенствованию государственного управления 8
1.3. Общие направления политики в социально-экономической сфере 11
2. Политика Екатерины II в социально-экономической сфере 13
2.1. Сельское хозяйство 13
2.2. Крестьяне и помещики 15
2.3. Промышленность 19
2.4. Торговля 21
2.5. Финансы 22
2.6. Социально-экономическая политика государства 23
Заключение 27
Литература 29
 
 
 

Введение
 
Новый переворот, в результате которого к власти пришла Екатерина  II, был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера.
Переворот 1762 года поставил на трон женщину не только умную  и с тактом, но и чрезвычайно  талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную.
Императрица желала законности и порядка в управлении; знакомство с делами показало ей, что беспорядок господствует не только в частностях управления, но и в законах; ее предшественники  непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады  отдельных законоположений, накопившихся со времени Уложения 1649 года, и не могли сладить с этим делом.
«Екатерина совокупила в  себе добрые качества Анны и Елизаветы  с теми достоинствами, которые сделали  ее создательницею, чем самодержицею своей Империи. Она никогда не пускалась на удачу, как Петр Великий, и ни в победах, ни в мире не имела  ни одной неудачи». (А. М. Грибоевский. «Записки о императрице Екатерине Великой»). Екатерина была сторонницей самодержавной формы правления, основанной на законе и взаимном соблюдении монархом и подданными обязанностей в отношении друг друга.
Она была выдержанная, хорошо умеющая владеть собой, подавлять  вспышки гнева, поддержать беседу, одновременно терпелива к недостаткам людей, но непримирима к противникам, умела  быть жестокой. Екатерина имела достаточно развитое чувство юмора, в ее переписке  много язвительности и насмешливости.
Первые годы правления  Екатерины были для нее трудным  временем. Сама она не знала текущих  государственных дел и не имела  помощников: главный делец времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер; способностям других старых вельмож она доверяла мало. Один граф Н. И. Панин пользовался ее доверием. При Екатерине Панин стал заведовать внешними делами России. Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла свое личное положение во власти. Екатерина желала широкой законодательной реформой поставить общественную жизнь России на общеевропейские основания.
Цель данной работы –  проанализировать царствование Екатерины  II. Для этого проведем анализ реформ в области государственного управления, а также основные направления экономической и социальной политики.
 
 

1. Политика Екатерины  II в области государственного управления

1.1. Политика «просвещенного абсолютизма»

 
«Просвещенный абсолютизм»  – одна из форм государственной  политики некоторых стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших  как в экономической и социальной сферах (например, укрепляются позиции  новых общественных сил – буржуазии, интеллигенции), так и в духовной жизни общества.
Просвещенный абсолютизм складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в  идейной сфере и обосновывающих «естественные права» человека –  свободу, равенство, право на частную  собственность, а также принцип  разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители не были революционерами, они полагали, что  «просвещенные монархи», проводя  реформы, утверждая «разумные законы»  и способствуя распространению  знаний, смогут осуществить идеал  «общего блага», то есть добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.
Эти идеи получили широкое  распространение в Европе и оказывали  непосредственное влияние на политику государств, не являвшихся лидерами в  социально-экономическом развитии, где противоборство дворянства и  новых социальных сил не достигло большой остроты, а у власти оставался  значительный запас прочности для  маневрирования.
Основные факторы политики «просвещенного абсолютизма» в России.
Факторы проведения политики модернизации. В России политика «просвещенного абсолютизма» была вызвана к жизни:
      Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны, которая была невозможна без развития промышленности и торговли.
      Осознанием руководством страны необходимости привести существующие систему управления и уровень культурного развития в соответствие с «духом времени», социально-экономическими процессами и тем самым укрепить абсолютистское государство.
      Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.
      Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.
      Представлениями Екатерины 11 о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие.
На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное – сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика «просвещенного абсолютизма» носила крайне противоречивый характер: «просвещение» и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов.
В отечественной историографии  существует направление, сводящее политику «просвещенного абсолютизма» к лицемерию  императрицы и ее окружения, призванному  обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть продворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавления восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной.
Решающую роль играла личность «великой императрицы», оказывавшая  огромное влияние на проведение политики «просвещенного абсолютизма» в его  конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императрицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.
Екатерина II обладала природным  расчетливым умом и волевым характером. С 1745 года, то есть после брака с  Петром Федоровичем – наследником  русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше  узнать новую родину: выучила русский  язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами  французских просветителей и  искренне восприняла некоторые их идеи.
Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась  к управлению страной и после  переворота 1762 года приступила к тем  преобразованиям, которые, с одной  стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли  ее личную власть. Екатерина II проводила  подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и  внешнюю политику. Как заметил  один исследователь, если «Петр из русских  делал немцев, то она – немка, из русских делала русских».
Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения  с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его  владельческих прав на «крещеную  собственность» и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что «казанская помещица» победила в ней «философа  в юбке». Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных  дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение  частных вопросов, никогда, в отличие  от предшествующих правлений, не были всесильны.
Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:
      Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.
      Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.
      Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.
      Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика «экономического либерализма»).
      Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране как обязательное условие модернизации и просвещещния.
      Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.
Сущность политики «просвещенного абсолютизма», таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию  и «обновление» абсолютистского  государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.

1.2. Меры по совершенствованию государственного управления

 
Теоретическое обоснование  самодержавия. Екатерина II, используя  идею французского просветителя Монтескье  о том, что природная среда, размеры  страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость  самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а правительства и других органов управления – в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако «всевластие закона» на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной.
Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную  базу самодержавия.
Реформа центральных  учреждений. Сразу же после переворота 1762 года сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца «императорским советом». После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Екатерина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неуверенно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 1763 году императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение.
Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины  с его статс-секретарями. В целом  в стране усиливался бюрократический  аппарат.
Отношение с церковью. В 1763-1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, то есть осуществлена их передача в введение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране.
Управление окраинами. В 1764 году было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 году упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.
Уложенная комиссия и попытка  проведения просвещенных реформ. В 1767 году Екатерина созвала Уложенную  комиссию, призванную разработать новый свод законов. Ей была придана форма как древних земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворянам и горожанам.
На основании идей французских  просветителей Екатерина II подготовила  «Наказ» Уложенной комиссии, в  котором содержались предложения  по расширению свобод, смягчению крепостного  строя и т.д. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов.
Деятельность Комиссии привела  Екатерину к выводу о невозможности  согласования интересов различных  сословий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.