На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Предмет и метод культурологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
 
Центр дистанционного образования
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
по дисциплине: Культурология
по теме: «Предмет и метод культурологии»
 
 
 
 
 
 
Исполнитель: студент
Направление: Экономика
Профиль: Экономическая безопасность
Группа: ЭПБ-11Нев
Бартош М.Л.
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург
2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
 
РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
 
____________1__курс, _____ЭПБ-11Нев____группа
_              Бартош Михаил Леонидович___________
(фамилия, имя, отчество студента)
Экономическая безопасность
(название специальности)
Письменная работа по дисциплине: Культурология
на тему: «Предмет и метод культурологии», вариант: первый
____________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, должность, научное звание рецензента)

 
 
Оценка работы _______________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
«____»_________________200__г.         __________________________
                                                                                    (подпись рецензента)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение
1 Предыстория культурологи: анализ культуры в истории философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологи как самостоятельной науки к середине ХХ в.
2 Предмет культурологи. Место культурологи в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология
3 Основные методы культурологии
Заключение
Список использованных источников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Она является системой знаний о сущности закономерностях существования и развития, значении человека и способах постижения культуры.
Культура представляет собой некий феномен общественной жизни, раскрывающий особенности сознания и деятельности людей в конкретных формах (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура, правовая культура и др.), а также способ жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Без мира культуры невозможно представить мир личности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Предыстория культурологии: анализ культуры в истории философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине ХХ в.
 
 
Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово «культура» переводится с латыни как «возделывание», «обработка» и первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие «культура» концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отождествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к полной христианизации человечества.
В развитии культурологического знания можно выделить три исторических периода:
- донаучный этап представлений о культуре (от Древнего мира до XVIII в.);
- этап становления знаний о культуре в рамках других наук (XVIII-XIX вв.);
- формирование культурологии как самостоятельной науки (XX в.).
Донаучный этап представлений о культуре. Эволюция природы и человека (как особого вида в природе) является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или иной уровень культуры, достигнутый человечеством, каждый раз заново определяет «окультуривание» новорожденного человека, в результате чего и происходит, в конечном счете, культурное развитие человеческой природы.
Человеческую природу образует единство естественного и социального. Акты человеческой деятельности были направлены на удовлетворение естественных потребностей человеческого общества, которые осуществлялись в форме культурного творчества отдельных индивидов. Культурное творчество людей, таким образом, проявляется в качестве отношения - естественного (природного) и общественного.
Естественное (природное) отношение подсказано человеческой деятельности самой природой. Оно состоит в том, что человеку необходимо решить, что ему делать, для того, чтобы выжить в природе.
Общественная жизнь рождалась в процессе общения и совместной деятельности, в которой каждый индивид находил самостоятельно ответы на возникающие вопросы. Потребность в труде и общении - это потребность культурной истории человечества, связанная с появлением повседневных задач, вызванных необходимостью и возможностью самому выбирать образ жизни, создавать самого себя и собственный мир культуры, создавать представления о добре и справедливости, совести и чести, которые рождаются только в процессе общения.
Таким образом, именно общественная потребность в труде и индивидуальная потребность в общении обусловили начало культурной истории человечества и органически соединили людей в единое целое. Именно в этом состоит философский смысл культуры.
Этап становления знаний о культуре в рамках других наук. Становление культурологи как специфической сферы социального знания уходит своими корнями в Новое время и связывается с философскими концепциями Дж. Вико, Й. Гердера, Г. Гегеля.
В это время происходит становление первых концепций культуры, выделяется и осознается разграничение таких понятий, как «естественный», «цивилизационный», «культурный».
Точкой отсчета в становлении культурологи считают работы Й. Гердера (1744-1803), - прежде всего, его "Идеи к философии человечества", а также работы И. Канта (1724-1804), в которых проблема свободы рассматривается сквозь призму культуры. Идеи этих мыслителей и стали фундаментом той парадигмы, в пределах которой культура предстает сверхприродным, особым искусственным миром, включающим все многообразие видов, способов и результатов человеческой деятельности.
Становление культурологии как науки в середине-конце XIX - начале XX вв. происходит под влиянием ряда научных идей, среди которых можно выделить два основных подхода к определению культуры - адаптационизм (исходящий из рассмотрения культуры как специфического, присущего только человеку способа деятельности, взаимодействия с окружающей средой) и идеализм (трактующий культуру как область "идеального", т.е. как некую совокупность духовного творчества человека, устойчивую систему знаний, идей и ценностей, существующих в обществе).
В рамках адаптационизма сформировались антропологическая (или функциональная) и марксистская теории культуры.
Марксистская концепция культуры исходит из принципа, согласно которому определяющим в происхождении и развитии культуры является материально-преобразующая общественная деятельность людей, направленная, прежде всего, на удовлетворение материальных потребностей, а также на формирование культурного человека как общественного субъекта деятельности.
Антропологическая (функциональная) концепция культуры представлена в работах английского этнографа и социолога Б.К. Малиновского (1884-1924), французского этнолога и социолога К. Леви-Строса (1908-1991), американского этнографа А. Крёбера (1876-1960). В основу данной концепции положена зависимость возникновения и развития культуры от основных потребностей человечества.
Б.К. Малиновский подразделяет потребности, обусловившие возникновение культуры, на первичные, производные и интегративные. Первичные потребности направлены на продолжение и обеспечение его жизнедеятельности. Им соответствует развитие знаний, образования, жилищных условий. Производные (или вторичные) потребности направлены на изготовление, а также усовершенствование орудий труда. Им соответствует развитие экономики и культуры хозяйствования. Интегративные потребности проявляются в необходимости объединения людей, подчинения авторитету. Удовлетворение этих потребностей соответствует политическая организация общества. Отличие между культурами объясняется различиями в способах удовлетворения этих потребностей.
В начале XX века формируется психоаналитическая концепция культуры, основоположниками которой являются австрийский врач-невропатолог Зигмунд Фрейд (1856-1939), швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875-196). В основе ее лежит понятие «бессознательное», для З. Фрейда, это мощное энергетическое начало. З. Фрейд рассматривает культуру как репрессивный механизм. Однако, порождая ограничения, культура создает возможности трансформации «запретных влечений», которые З. Фрейд именует сублимацией, подразумевая под нею возвышение отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально одобряемую форму. Такими видами сублимации является, по З. Фрейду, религия и искусство.
К.Г. Юнг развил собственное представление о бессознательном, не совпадающее с идеями З. Фрейда. Бессознательное не сводится к резервуару вытесненных влечений, оно шире и глубже. Под индивидуальным бессознательным существует другой пласт - коллективное бессознательное оно принципиально нелогично, оно не может быть прямо и непосредственно высказано в слове, оно выражает себя в сакральном (священном). Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы находятся вне пространства и времени, принадлежат к некой реальности и выступают организаторами психики. Архетипы всегда реализуются через образы конкретной культуры, во внутреннем опыте конкретных людей. По К.Г. Юнгу, для сознательного и бессознательного характерно единство, а не борьба.
Методы, предложенные З.Фрейдом и К.Г. Юнгом, широко применяются в американской культурологи, этнологии, литературоведении.
Символическая концепция культуры представлена в работах немецкого философа Эрнста Кассирера (1874-1945). Именно символическое значение окружающих человека вещей и символика индивидуальных действий репрезентирует мир культуры, т.е. единичный предмет передает символику всего класса явлений, выступает его представителем, тем самым определяя отношение человека к миру.
Для современного понимания культуры важной представляется игровая концепция культуры нидерландского историка и философа Йохана Хейзенги (1872-1945), который считал игру основой и источником культуры. Он отмечал, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологиче6ские рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и т.п.
Социолог и культуролог Питирим Сорокин (1889-1968)создал теорию социальной стратификации (социальной расслоенности общества) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклические колебания культур, каждая из которых - самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); рациональный (преобладает рациональное мышление); идеалистический (преобладает интуитивное познание).
Значительный вклад в понимание и исследование культуры внес немецкий философ, историк, культуролог Освальд Шпенглер (1899-1959). Ему принадлежит идея культурно-исторического круговорота, каждая культура подобно организму проходит естественный круг развития: рождается, достигает своего расцвета, истощается, приходя к своему концу - смерти. Исторические концепции культуры можно видеть в работах английского историка и социолога Арнолда Дж. Тойнби (1889-1975), а также отечественного философа Н.Я. Данилевского (1822-1885).
Таким образом, складывалась эволюция знаний о культуре в исследованиях социогуманитарных наук.
Культурология как самостоятельная наука. Специфику культурологии как самостоятельной научной дисциплины в системе общественных наук в начале - середине XX в. усматривали в ее интегративном характере: культурология представала междисциплинарной наукой, ориентированной на объединение самых разнообразных знаний о культуре с целью получения полной картины деятельности человека и общества как целостных феноменов. Объектом культурологии является культура, но самостоятельная наука отличается от других наук своим предметом, а, в данном случае, культура выступает одновременно и предметом культурологи.
Итак, культурология является самостоятельной наукой о культуре во всех ее формах и проявлениях. Учитывая современные научные подходы к рассмотрению культуры, можно определить, что единым объектом культурологии выступает весь мир созданных человеком вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникаций и т.п.
Таким образом, специфика культурологи состоит именно в системном подходе к изучению культуры - культурология стремится не к простому отображению "совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством", а к осознанию всего мира человеческой культуры как системного пространства.
Итак, культурология является сегодня самостоятельной наукой о культуре во всех ее формах и проявлениях. Единым объектом культурологии выступает весь мир созданных человеком вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.
 
 
 
 
2 Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология
 
 
Предметом культурологии (т.е. конкретной направленностью данной самостоятельной науки) выступает не изучение отдельных феноменов культуры, а системное исследование процессов генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и содержания, типологии, динамики и языка.
Предметом культурологи являются объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культурных процессов на общенациональном уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культурологической общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культурного пространства" как естественной среды становления и развития человека. Необходимо отметить, что культурология изучает не только культуру в целом, но и отдел
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.