На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Влияние социальных процессов на развитие туризма

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли
1.1. Понятие «туристская индустрия».
1.2. Виды туризма
1.3. Социально-экономическое значение туризма (внутреннего, въездного, выездного)
1.4. Социальный туризм
Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация потребителей туристских услуг
2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг
2.3. Развитие социального туризма на современном этапе.
Глава 3. Воздействие социальных процессов на развитие туризма (внутреннего, въездного, выездного)
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность
3.2. Влияние социальных процессов на развитие туризма (внутреннего, въездного и выездного)
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

 
 
 


Введение

 
Туристский бизнес в России находится на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.
Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечествен­ного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом фак­торов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим коли­чеством персонала) фирмы.
В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 2002 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего серти­фиката качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготов­ка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к снижению роста туризма в России. Дефицит платежного баланса по статье «туристские услуги (поездки)» в 1999 г. составил около 3,2 млрд. долл. США, удельный вес экспорта туристских услуг в общем объе­ме экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 13%. Общее число при­бытий в Россию составило 18,8 млн. чел., при этом из стран дальнего зару­бежья - 7,1 млн. чел., в том числе с целью туризма - 1,9 млн. чел. (26,8%). Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан, из них с целью туризма - 1,14 млн. человек (9,7%).
Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных процессов и явилось основным содержанием данной работы.
Можно выделить следующие задачи работы:
– изучение развития туризма на современном этапе, в том числе социального туризма,
– исследование социальных процессов, оказывающих влияние на развитие туризма (въездного, выездного, внутреннего),
– анализ ситуации на рынке туристских услуг, проведение сегментации рынка потребителей туристских услуг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли

 
Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики, играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития большого числа стран и регионов. Доля туризма в ВВП стран колеблется от 2% в высокоразвитых и диверсифицированных экономиках до 10% в странах с относительно крупным туристский сектором. В островных государствах и наименее развитых странах его доля может составлять до 30-40%[1]. Для многих стран иностранный туризм превратился в существенный источник увеличения доходов от экспорта и роста национальной экономики.
Несмотря на значительную роль, которую международный туризм играет сегодня в мировых экономических и социальных отношениях в научной литературе практически отсутствуют работы, посвящённые исследованию зависимостей между показателями туризма и воздействующими на них социальными процессами. В специальной литературе, как правило, всё заканчивается перечислением таких факторов, как наличие уникальных туристских ресурсов, капитала, трудовых ресурсов, благоприятного таможенного и пограничного режима. Эти факторы, безусловно, оказывают большое влияние на развитие туризма в той или иной стране.[2]
 

1.1. Понятие «туристская индустрия».

 
Туристская индустрия – совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально- технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:
              - организаторов туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);
              -предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);
              - предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);
              - транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.);
              - экскурсионное бюро;
              - производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);
  -предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);
              - предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);
              - учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы);
              - органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации);
              - учебные, научные, проектные учреждения.
Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.
Исходя из этих предпосылок. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в процессе путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на практике называемый «туристским продуктом».
Туристский продукт – результат общественного труда в виде туристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг.
Туристские услуги – целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая  потребности туристов и не принимающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода.
К туристским относятся услуги:
              - по размещению туристов;
              - перемещение туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания и обратно;
              - обеспечению туристов питанием;
              - удовлетворению культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение театров, концертных залов, музеев, памятников истории и культуры, парков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);
- удовлетворению деловых и научных интересов (участие в конгрессах, конференциях, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);
  -информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);
  -средств связи (пользование Интернетом, междугородней и международной связью, факсом);
  -организационные (оформление паспортов, виз, страхование, предоставление гидов, переводчиков и т.д.);
  -торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков и т.д.);
  -посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков, сувениров);
  -бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);
  -спортивно - оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).
Результат деятельности туристских предприятий в виде услуг или их комплекса, предназначенной для продажи на рынке, обычно называют туристским продуктом. Последний в зависимости от специфики деятельности туристского предприятия может выступать в виде различных услуг, а также быть представленным в определенной форме в зависимости от удовлетворения тех или иных потребностей клиента и его предпочтений. Это могут быть отдельные услуги туристского характера (например, проживание  в гостинице) или их комплекс, предоставляемый потребителю в виде туристического путешествия с определенными целями и по заранее запланированному маршруту. Такой комплекс услуг воспринимается потребителем как один продукт и приобретается в совокупности всех его компонентов.
Тур – основной вид туристского продукта, представленного на туристском рынке, производимый туристскими предприятиями и представляющий собой комплекс услуг или товаров туристского назначения, объединенных общей целью путешествия.
Создание привлекательного туристского продукта является  первой и самой важной задачей турфирмы. Туристский продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства:
              - обоснованность—предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия, и соответствующими услугами, основанными на потребностях туриста;
              -эффективность—достижение наибольшего эффекта для туриста
при наименьших расходах с его стороны;
              -надежность—соответствие реального содержания продукта рекламы, достоверность информации;
              -целостность—завершенность продукта, его способность полностью удовлетворять туристские потребности;
              -ясность—потребление продукта, его направленность должны быть понятны туристу,  так и обслуживающему персоналу;
              -простата в эксплуатации;
              гибкость—способность продукта в системе обслуживания приспособить  к другому типу потребителя;
              -полезность—способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста.
              Необходимо отметить такое важное свойство туристского продукта, как  гостеприимство. Гостеприимство в сфере туристской индустрии - это
Профессиональное требование, искусство дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность персонала. Это понятие складывается из множества составляющих факторов:
              -качественная информация как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений;
              -создание положительного образа туристской местности,
предприятий, обслуживающих потребителей (реклама, участие в передачах) посвященных туризму);
  -внимательное отношение тех, кто предоставляет туристский продукт, к просьбам и пожеланиям клиента (по принципу «Что мы можем еще предложить?»).
При формировании тура и его составляющих возможны два варианта работы: а) подготовка индивидуальных туров; б) подготовка пэкидж – туров.
В первом случае формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагаются на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предлагаемом месте отдыха.
Пэкидж – тур предполагает жесткий, заранее спланированный (до контакта с клиентом) работ услуг, ориентированный на определенный вид туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст.
Основной комплекс услуг – это набор услуг, составляющих программу обслуживания в рамках тура. В зависимости от целевой направленности и назначения тура он включает в себя следующие услуги:
Транспортировки (перевозки); проживания; питания; программные.
Услуги транспортировки (транспортное обслуживание в рамках тура) можно разделить на три основных типа: доставка туристов от места их проживания к месту назначения и обратно; трансферт; транспортное обеспечение программных услуг тура. Включение в тур тех или иных услуг транспортировки туристов, а также определение класса и уровня оказания этих услуг осуществляются в соответствии с целями тура и его программой.
Услуги проживания - это основной вид туристских услуг, подлежащих обязательному предоставлению в рамках любого организованного туристского путешествия.
Услуги питания также относятся к основному комплексу туристских услуг, включаемых в тур. Бывают следующие виды классификации услуг питания:
Завтрак – одноразовое питание; полупансион – двухразовое питание, обычно включающее завтрак  и обед или завтрак и ужин; полный пансион – трехразовое питание.
Программные услуги  представляют собой комплекс экскурсионных, развлекательных, познавательных, обучающих и других услуг, формируемых в соответствии с целевым назначением тура.
Основной комплекс услуг является обязательным элементом каждого тура, вне зависимости от того, на кого этот тур ориентирован.
Дополнительные услуги – важный компонент тура, включающие в себя любые услуги, которые могут быть оказаны потребителю «по ему желанию» и в соответствии с его интересами за дополнительную плату. Дополнительные услуги могут быть предложены потребителю в момент приобретения тура и будут включены в стоимость тура, а могут предлагаться в ходе тура, и оплачиваются туристом самостоятельно.
Рынок туристских фирм можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте.
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:
?                 основным предметом купли-продажи являются услуги;
?                 кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения;
?                 спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам;
?                 эластичностью: индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью: отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
?                 туристское предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность.
Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристского рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для социологических исследований.
Турфирмы, осуществляющие международную деятельность, должны учитывать различную экономическую, культурную, правовую среду каждого национального рынка. Международная деятельность более сложная, чем внутренняя, в силу самых различных рисков, связанных с расчетами в иностранной валюте, с ценовым, транспортным риском при неуплате или несоблюдении условий о поставке туристских услуг. Не исключены сложности, связанные с таможенными формальностями и другими факторами, действующими в мировой торговле.
Об этом говорят данные обследования причин просчетов и неудач в международном туристском бизнесе, по которому 53% случаев таких неудач приходилось на долю опросов, 35% были связаны с управлением, а 12% - с правовыми, производственными и финансовыми просчетами. При этом важен учет различий между странами, которые иногда оказываются достаточно глубокими.
Совокупность элементов и факторов инонациональной макроэкономической системы выступает в качестве среды турфирмы — участника внешнеэкономической деятельности. Сама эта среда вследствие присутствующих в ней элементов также может рассматриваться как неоднородное явление, внутри которого имеются разные составляющие — микросреда (внешняя) и макросреда. В первом случае имеются ввиду непосредственные «контактеры», — те поставщики туруслуг, с которыми турфирма вступает во взаимовыгодное сотрудничество. Во втором, общеэкономические конъюнктурообразующие факторы.
Следует вновь подчеркнуть, что внутренняя среда фирмы, ее внешнее микро- и макроэкономическое окружение на зарубежных рынках, а также принципы и методика проведения политики образуют ткань внешнеэкономической предпринимательской деятельности, и формируют принципы, которые лежат в основе соответствующей многообразной практической работы.
Сегодня число туристских фирм сильно увеличилось, особенно в крупных городах, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть турфирмы, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.
 

1.2. Виды туризма

 
Туризм подразделяется на три основных типа:
1.      Въездной,
2.      Выездной
3.      Внутренний
Под въездным туризмом понимается такой тип туризма, при котором туристы–нерезиденты страны посещают с туристской целью новую для них страну.
Выездной туризм — заграничные туристские путешествия туристов–резидентов страны.
Внутренний туризм — это перемещение туристов–резидентов внутри собственной страны в целях удовлетворения туристского спроса.
С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата), выделяют рынки:
•              пригородного туризма (поездки горожан за город в период отпусков или в выходные дни);
•              внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона);
•              внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные рамками государственных границ страны);
•              международного туризма (поездки за пределы страны).
С точки зрения особенностей и содержания туристической деятельности, выделяются следующие рынки:
?   целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свой турпродукт;
?   бесплодный, т.е. рынок не имеющий перспектив для реализации турпродукта;
?   основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг турфирмы;
?   дополнительный (продажа некоторого объема услуг);
?   растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж турпродукта;
?   прослоенный, т.е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком.
Можно выделить следующие виды туризма, которые лежат в основе туристского спроса.
Экскурсионный туризм — путешествие в познавательных целях. Это одна из наиболее распространенных форм туризма.
Рекреационный туризм — путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма.
Деловой туризм — поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. В связи с всеобщей интеграцией и установлением деловых контактов деловой туризм из года в год приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д. Обращение к туристским фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.
Этнический туризм — поездки для свидания с родственниками. Туристские агентства помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д.
Спортивный туризм — поездки для участия в спортивных мероприятиях.К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики, и просто желающие присутствовать на соревновании.
Целевой туризм представляет собой поездки на различные массовые мероприятия.
Религиозный туризм — путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий.
Караваннинг — путешествие в небольших мобильных домиках на колесах.
Приключенческий (экстремальный) туризм — туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда с опасностью для жизни.
Водный туризм — поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам.
 

1.3. Социально-экономическое значение туризма (внутреннего, въездного, выездного)

 
С экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. За быстрые темпы роста он был признан экономическим феноменом столетия. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. По данным Всемирной Туристской Организации, вклад туризма в мировую экономику эквивалентен 11-12% мирового валового национального продукта. На долю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей. В 2002 году каждое 15-е рабочее место в мире приходилось на индустрию туризма.[3]
В некоторых странах туризм обеспечивает до четверти и даже более всех поступлений в казну. Франция, Испания, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические страны Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от индустрии туризма. Для Кипра этот показатель еще выше - 45%.
Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. И чтобы подтвердить это мы более подробно рассмотрим социально-экономические функции туризма.
Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных и других целях. Для представителей туристской индустрии – это сфера приложения капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальных клиентов.
Итак, влияние туризма на экономическую жизнь страны заключается в следующем. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.
Целесообразность активного развития въездного туризма обусловлена необходимостью увеличения поступлений валютных средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги, что позволит сбалансировать потоки денежных средств, расходуемых белорусскими гражданами на покупку туристских услуг за рубежом (через посредничество отечественных туристских фирм или самими гражданами). Такая положительная тенденция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо баланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес). Что не маловажно для нашей страны. Стоит так же отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости.
Особенность туризма (въездного, выездного, внутреннего) заключается в том, что он влияет на экономику через спрос и потребление туристов. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.
Большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы.
А теперь приведем примеры социального значения туризма. Научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.
Туризм (въездной, выездной, внутренний) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Эффективность туризма в восстановлении сил и трудоспособности человека, и следовательно, психофизиологических ресурсов всего общества, заключается в разнообразии и активности видов туристской деятельности.
Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.
Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населения туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное население.
 

1.4. Социальный туризм

 
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.
В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.
Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек.
Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.
При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.
БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».
Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития».
Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т. д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли». Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже.
?   Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.
?   Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.
?   Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.
?   Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.
?   Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.
?   Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.
Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.
Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:
?   проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;
?   отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;
?   информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;
?   растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;
?   формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.
Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий.
Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость.
Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов:
1.              наличие агентства, уполномоченного производить не необходимые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату);
2.              оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы);
3.              носителей и пользователей чеков (отдельные физические лица);
4.              предприятий обслуживания по отпускным чекам.
Основные принципы функционирования данной системы заключается в следующем:
1.              определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму.
2.              оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные).
3.              работник предприятия рассчитывав за чек единовременно или в рассрочку.
4.              полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т. д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия
Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания.
Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Известно и одно из положений Гаагской декларации 1989 г., в котором провозглашается, что государства не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.
В силу экономических и социальных проблем создание систем «отпускных чеков» и социального туризма в России в ближайшее время представляется достаточно проблематичным, так же, как и принятие проекта Федерального закона «О социальном туризме», обсужденного в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе в июне 1998 г.
«Закон о социальном туризме» не получил поддержку думского большинства.
Вот основные положения Проекта Федерального Закона «О социальном туризме», который, как ожидается, будет слушаться в феврале-марте 2005 года.
С целью поддержки и развития социального туризма, большей его доступности для слабозащищенных социальных слоев и привлечения инвестиций в эту сферу государство предусматривает для предприятии, учреждении, организации и граждан, вкладывающих собственное имущество и средства, свои интеллектуальный продукт в развитие социального туризма в России, следующие преимущества:
при лицензировании в сфере социального туризма лицензионный сбор не взимается при наличии профессионального образования, специальной подготовки и аттестации работников социального туризма;
осуществляется безвозмездная целевая сертификация;
вводится шкала размеров налогообложения, пошлин и иных сборов на услуги, оказываемые учреждениями социального туризма, в том числе при реализации отрывного талона, отпускного чека, членской карты, маршрутного листа и маршрутной книжки участника социального туризма на туристско-оздоровительные и экскурсионно-познавательные мероприятия, а также работы и услуги по производству, тиражированию, прокату туристско-спортивного инвентаря и туристской продукции, а также по налогам на имущество организаций социального туризма, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;
освобождаются от налогообложения земли, занятые объектами социального туризма;
при оказании туристских услуг социального характера налог на добавленную стоимость на социальный туристский продукт преобразуется в не подлежащую налогообложению социальную туристскую ренту, полностью направляемую на поддержку и развитие социального туризма;
не признается объектом налогообложения и не подлежит налогообложению реализация на территории РФ туристских товаров, работ и услуг при условии их финансирования исключительно и непосредственно за счет займов, кредитов или безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными и общероссийскими общественными организациями или физическими лицами, межгосударственными или социально-экономическими организациями (в рамках социального партнерства), одной из сторон кото-рых является РФ или общероссийская общественная организация, общероссийский орган управления в социальном туризме...;
образовательные учреждения социального туризма освобождаются от налога на имущество, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, от сбора на нужды образовательных учреждений;
осуществляется также иная государственная поддержка участников социального туризма, включая использование средств Фонда социального страхования при осуществлении туристско-оздоровительных мероприятий.
Источниками финансирования и материальной поддержки социального туризма являются:
средства, получаемые в результате туристской и иной деятельности организаций социального туризма, от использования нематериальных активов туристских организаций (патентов, ноу-хау, товарного знака и другие);
платежи в виде социальной туристской ренты, по договорам между работниками и предпринимателями, между туристскими и другими организациями, фондами;
доходы, получаемые по процентам от льготных кредитов, выделяемых субъектам малого предпринимательства в социальном туризме;
добровольные взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных, в поддержку социального туризма;
средства, выделяемые государством для поддержки и развития социального туризма в соответствии с законодательством Российской федерации.
1. Организации и органы управления в социальном туризме вырабатывают с учетом общественных стандартов способы и формы самофинансирования, систему собственных льгот, предназначенных для поддержки социального туризма, осуществления ею программ.
2. Материальной основой для этого являются средства, получаемые из источников, указанных в настоящем Законе.
3. Предусмотренная настоящим Федеральным законом социальная туристская рента, направляемая на финансирование усилий по поддержке и развитию социального туризма, может быть использована только по прямому назначению.
4. Социальная туристская рента образуется:
посредством хозяйственного использования уникальных, лучших и средних по качеству туристских ресурсов;
при оказании туристских услуг социального характера . путем преобразования налога на добавленную стоимость на социальный туристский продукт в не подлежащий налогообложению источник самофинансирования социального туризма.
5. Социальная туристская рента распределяется на основании заключенного в каждом конкретном случае рентного договора. Типовая форма рентного договора определяется Министерством финансов Российской Федерации.
6. Рентные отчисления по социальной туристской ренте поступают:
а) организациям социального туризма -в размере 50%;
б) федеральным или региональным органам исполнительной власти или органам местного самоуправления . в размере 40%;
в) общероссийскому органу управления в социальном туризме . в размере 10%.
7. Целевые размеры социальной туристской ренты, установленные настоящим Федеральным законом, указываются в отрывном талоне, отпускном чеке, членской карте участника социального туризма.
 


Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация потребителей туристских услуг

 

2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга

 
Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитии данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.
В российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.
Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, представление о России, как о зоне повышенного риска, имеющее, к сожалению, этому свои доказательства, привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Например, к 2005 году число прибытий иностранных туристов в Москву может достичь 10,6 млн. человек, валютные поступления при этом могли бы составить 2,4 млрд. долларов.
Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
По данным Госкомстата РФ структура поездок в Россию иностранных граждан по целям поездки в 2002 году выглядела следующим образом:
?         Служебные – 2899,0 тыс. человек (28,2%)
?         Туризм – 1837,0 тыс. человек (17,9%)
?         Частные – 3903,1 тыс. человек (37,9%)
?         Транзит и обслуживание транспорта – 1651,1 тыс. человек (16%)
Таблица 1[4]
Характер поездок в Россию иностранных граждан


В 2002 году по сравнению с 2001 годом с целью туризма Россию посетило в 1,9 раза больше из стран дальнего зарубежья, в 10,3 раза – из стран СНГ и в 3,3 раза – из стран Балтии.
Таблица 2[5]
Распределение числа прибытий с целью туризма из всех стран мира за 2002 год


Доля туризма в общем мировом потоке оставила 26,3 %, в потоке из стран дальнего зарубежья – 28,9 %, из стран СНГ – 24,5 %. При этом на страны, вошедшие в первую десятку приходилось 92,3 %.
Таблица 3[6]
Основные страны, поставщики в Россию организованных туристов
Страна
Число прибытий (тыс. человек)
Украина
2358,8
Польша
977,8
Финляндия
311,9
Китай
135,5
Германия
105,5
Литва
63,3
США
61,2
Франция
54,5
Латвия
48,1
Эстония
39,8
Монголия
38,3
Великобритания
27,9
Таджикистан
24,3
Италия
23,3
Япония
18,8
Швеция
16,7
Израиль
14,0
Нидерланды
11,6
Южная Корея
11,4
Турция
11,2
Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рекреационной системы вся территория России распределена на туристские и экономические районы.
Таблица 4[7]
Распределение туристского потенциала России по экономическим районам
 
Экономические районы
Емкость рекреационно-познавательных ресурсов
Емкость природно-рекреационных ресурсов
Вместимость существующей материальной базы туризма
Млн.чел./дн в год
%
Млн.чел./дн. в год
%
Тыс мест
%
1. Северный
8,1
3,1
27,3
8,0
49,6
4,0
2.Северо-Западный
42,1
15,9
15,6
4,6
92,6
7,8
3. Прибалтийский
1,8
0,7
2,6
0,8
14,6
1,2
4. Центральный
102,0
38,5
38,0
11,3
291,9
24,4
5. Волго-Вятский
13,6
5,1
13,7
4,0
54,0
4,5
6. Центрально-Черноморский
13,8
5,2
2,5
0,7
36,6
3,1
7. Поволжский
14,4
5,4
23,5
7,0
100,9
8,4
8. Северо-Кавказский
36,5
13,8
55,2
16,4
211,7
17,7
9. Уральский
10,3
3,9
30,2
9,0
123,4
10,3
10. Западно-Сибирский
9,7
3,6
24,4
7,2
91,9
7,7
11. Восточно-Сибирский
8,6
3,2
47,9
14,2
64,2
5,4
12. Дальневосточный
4,4
1,7
55,6
16,5
66,2
5,5
Итого
205,3
100,0
336,5
100,0
1198
100
 
С точки зрения материальной базы и, в частности,  обеспеченности средствами размещения все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации.
Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта.
Как видно из таблицы 4, туристский потенциал России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год.
Наибольшее количество прибытий наблюдалось из Восточной и Центральной Азии, Восточной Европы и стран Балтии. Особо выделим тот факт, что на фоне общего сокращения поездок в нашу страну поток из Восточноевропейского региона, наоборот, увеличился. В частности, в 2 раза возросло количество турпоездок (правда, преимущественно за счет польских туристов).
Отмечен прирост деловых и частных визитов из Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии.
Из Северной Европы, занимающей четвертое место по числу прибытий иностранных граждан в РФ и выделявшейся, особенно в прежние времена, массовыми "наездами" туристов в нашу "северную столицу", число посещений сократилось почти в 1,5 раза.[8] Например, из Финляндии количество поездок организованных туристов в Россию уменьшилось в два с лишним раза, но по-прежнему популярны поездки с деловыми и частными целями, число которых по сравнению с другими видами поездок возросло на 12% и 42,6% соответственно. На долю таких стран Северной Европы, как Швеция, Норвегия и Дания, хотя и приходится 17,4 % всех посещений России гражданами этого региона, число прибытий по всем видам поездок в 2003 г. сократилось.
В 2003 году количество западноевропейских граждан, посетивших Россию, уменьшилось в 1,7 раза по сравнению с 1993 г. Поездки с туристскими частными целями сократились из всех государств региона. Что касается деловых визитов, то здесь были некоторые исключения. В частности, британские бизнесмены стали активнее посещать нашу страну, их число по сравнению с 1993 г. увеличилось на 24%. Деловые люди из Австрии также повысили свой интерес к России. [9]
Среди государств Юго-Западной Азии выделяется Турция. Именно на нее приходится более половины всех визитов из этого региона. На фоне общего небольшого прироста посещений России представителями Юго-Западной Азии число посещений из Турции увеличилось в 1,7 раза. [10]
Число визитов граждан обоих американских континентов в прошлом году сократилось по всем категориям поездок более чем в два раза, в частности из США уменьшилось в два с половиной раза.
Из Южно-европейского региона (большая часть представителей которого была из Италии) отмечался довольно высокий спад поездок по линии турфирм (в четыре с половиной раза).
Что же касается других регионов мира, то их общая доля во въездном потоке в Российскую Федерацию составила в 2003 г. всего 1,5%.
В соответствии с картой туристских ресурсов производится подробная паспортизация районов перспективного развития туризма. Цель – определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экономической защиты. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию туристских ресурсов данного региона без ограничений.
Такие рекомендации или законодательные акты федеральных или местных органов власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов.
В ряде регионов России для воспроизводства данных ресурсов введен местный налог. Ограничение или завершение по использованию туристско-рекреационных ресурсов действуют для уникальных природных заповедников, заказников, природно-ландшафтных комплексов и др. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, где туризм является основной статье национального дохода.
Выездной же поток туристов из России, наоборот, за последние годы заметно вырос. Граждане нашей страны долгое время не имевшие совсем или имевшие крайне ограниченные возможности поехать за рубеж, в начале 1990-х годов пользовались любым удобным случаем для загранпутешествий, позже стали уже формироваться определенные потоки. Традиционным стал отдых в Средиземноморских странах. Одним из направлений стал "челночный" туризм. Некоторые коррективы внес кризис августа 1998 года, но спрос на турпоездки за рубеж после него стал вновь довольно быстро возрастать. Сейчас выездной потенциал России оценивается в 15 - 17 млн. человек.[11] Правда, на фоне роста внешних туристов, число внутренних не увеличивается, а согласно разработкам ВТО для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция:
1 въездной - 1 выездной - 4 "внутренних", а в России сейчас на 10 выезжающих 1 "внутренний". По каналам туризма из нашей страны вывозится около 20 млрд. долларов, поступления от иностранного туризма около 2 млрд., а от внутреннего в два раза меньше.[12]
Некоторые субъекты РФ, понимая экономическую важность развития туризма, проводят некоторые мероприятия на улучшение туристской инфраструктуры и привлечению туристов, но необходима государственная поддержка, выраженная в создании новой программы развития туризма в России.
Туризм, являющийся стабильно развивающейся отраслью, приобретает все возрастающее значение для экономики и имиджа Санкт-Петербурга. Отмечается ежегодное увеличение въездных туристских потоков на 6–8%. В 2002 году Северо-Западный регион РФ посетило около 2,8 млн. иностранных граждан, что на 8% больше показателей 2001года (К примеру, количество прибывающих в Санкт-Петербург французских туристов за последние 3 года выросло с 28 тыс. до 40 тыс).
Гостиничная инфраструктура города включает 133 объекта размещения, количество мест составляет 32 тыс.
В настоящее время в Санкт-Петербурге оказывают туроператорские и турагентские услуги около 800 турфирм.
В 2001-м году в Санкт-Петербург морские круизные суда совершили 232 судозахода со 165 тысячами иностранных туристов, что на 10% больше, чем в 2000 году.
Северо-Западный регион РФ посетило около 2,6 млн. иностранных туристов. Несмотря на некоторое снижение этого показателя по сравнению с 2000г., значительно увеличилось прибытие в Санкт-Петербург туристов из других регионов России и стран СНГ, в результате чего заполняемость гостиниц в 2001г. по сравнению с 2000г. увеличилась на 16,5%.
Таблица 5[13]
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
По оценке Комитета по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-Петербурга, жители города и области совершили в прошлом году 460 тысяч туристских поездок за рубеж. Количество жителей Северо-западного региона, выехавших за рубеж по туристским визам, увеличилось в 2002 году на 150 тысяч человек по отношению к 2001 году, составив 600 тысяч человек.
 

2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг

 
Анализ ситуации на рынке туристских услуг С-Петербурга предполагает его сегментирование. «Его основной характеристикой является разделение рынка на гомогенные составляющие части — группы или сегменты, члены которых относительно схожи, но отличаются от членов других групп или сегментов».[14] Одним словом, сегментация рынка исходит из того, что каждый клиент имеет индивидуальные потребности, а все вместе они образуют гетерогенный рынок.
В международном туризме особое распространение получили следующие методы сегментации рынка: географический, который часто применяют статистические агентства стран, принимающих туристов (при этом определяют страны или регионы происхождения туристов); социодемографический, описывающий персональные характеристики туристов (возраст, пол, семейное положение, образование и доходы) и психографический, определяющий образ жизни туристов, их деятельность, интересы и мнение, а также метод, основанный на предполагаемой выгоде, которую могут получить клиенты при приобретении продукта и его употреблении (этот метод обычно использует некоторые психографические переменные).
В отдельных случаях применяют другие методы сегментации рынка, например, цели поездки, время прибытия — сезонность, расстояние путешествий, продолжительность пребывания, покупательная способность и др. Однако все эти методы часто относят к перечисленным выше: либо к социодемографическому, либо к психографическому. Разница между этими двумя методами заключается в том, что первый метод только описывает основные различия в поведении туристов (более прост для анализа и легко выполним), а второй определяет, почему они останавливают свой выбор на том или ином продукте и каким образом они это делают (с помощью данного аналитического средства исследователи не только описывают туристов, но и стараются их понять). Это, однако, не означает, что психографический анализ вытесняет социодемографический, наоборот, они дополняют друг друга. Часто при психографическом методе в анкеты опроса туристов исследователи рынка включают ряд социодемографических показателей.
Психографический метод можно отнести к сегментации «постериори», при которой целевой сегмент заранее не известен, а выбирается на основе результатов, полученных многовариантными статистическими методами с помощью разных факторов, кластеров и других видов статистического анализа. В отличие от социодемографического анализа здесь для различных типов туристов введены нестандартные категории, что требует от исследователей рынка разработки различных субъективных исходных величин путем проведения обследования и опроса.
Справедливости ради следует отметить, что в туристском секторе в отличие от других секторов экономики психографическая сегментация рынка находится на начальной стадии развития из-за ее дороговизны. Многие турфирмы в рекламных каталогах редко указывают различия между группами клиентов и ограничиваются в основном описанием достопримечательностей туристских мест и отелей.
Отмечая преимущества психографического метода сегментации рынка, с уверенностью можно сказать, что он позволит обеспечить туристские фирмы значительной информацией для планирования, разработки, позиционирования, продвижения и распределения туристского продукта на рынке, а также помочь при выявлении потенциальных клиентов.
На основе собранных социодемографических и психографических данных разрабатывают критерии для оценки специфического (элитного) туристского рынка и сравнения целевых рынков. Затем выбирают атрибуты и сравниваемые преимущества туристского продукта (стиль и имидж, уровень качества и цены и др.), наиболее соответствующие тем сегментам рынка, которые могут оценить наилучшим образом. Оценка туристского продукта осуществляется в трехмерном пространстве, координатами которого служат сегмент рынка, цель и позиционирование.
«Позиционирование туристского продукта представляет собой размещение этого продукта на определенном рынке, который называют целевым туристским рынком».[15] Концепция позиционирования тесно связана с сегментацией рынка и определением целей рынка
На основе проведенного анализа туристская компания может применять некоторые стратегии позиционирования, а именно, стратегию дифференциации продукта, стратегию нахождения своей ниши на рынке, стратегию малых издержек и др. Для улучшения ситуации компания может приспосабливаться с помощью модификации продукта, изменения стратегии ценообразования или способов продвижения и каналов распределения, одним словом, путем формирования конкурентной позиции продукта и последующего детального социологического комплекса.
Изучение потребителя и его мотивов требуют проводить как объективное, так и субъективное позиционирование турпродукта.
Объективное позиционирование связано в основном с физическими атрибутами турпродукта и туристской организации, его предоставляющей. Соответственно реклама, создающая имидж турпродукту и турфирме, отражает физические характеристики и функциональные черты обоих. Например, турфирма «Нева» имеет имидж туристской компании со средним уровнем сервиса при самом большом туристском потоке.
При объективном позиционировании фирмам нужно выбирать в некотором смысле уникальные характеристики продукта. В этой связи многие туристские фирмы демонстрируют уникальные места предлагаемого туристского центра, сопровождая это снимками влюбленных пар или семей, красиво проводящих там свой отпуск.
Субъективное позиционирование проводится для воздействия на восприятие потребителей. Создаваемый таким путем имидж не относится к физическим качествам турпродукта, а связан с ментальностью потребителей. Здесь при осуществлении рекламы учитывается восприятие турпродукта с нужным имиджем. Например, обликом турфирмы «Петрополитана» является прогуливающаяся пара на фоне средиземноморских пейзажей, так как эта фирма знаменита лучшей организацией отдыха по Франции и французскому побережью Средиземноморья. Другой пример гостиничной цепи «Хаятт», которая до сих пор сохраняет свой имидж цепи отелей с холлом типа атриум, активно использует фотографии с изображением холлов для стимулирования восприятия потребителей, хотя сейчас уже многие гостиницы имеют такие же холлы. Компания «Хаятт» первой использовала эту архитектурную концепцию, и ее имидж сохранился у многих путешественников.
Сегодня число туристских фирм сильно увеличилось, особенно в крупных городах, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями (например, на рынке С-Петербурга турфирма «Лагуна» — отдыхом в Египте, «Синяя птица плюс» — коттеджами Финляндии, «Петротурсервис» — автобусными экскурсионными турами по Европе) есть фирмы, работающие только на прием туристов («Оптима», «Мир»). Есть такие, что работают с группами («Петротурсервис»), и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу («Club Russian Travel»). Есть турфирмы, которые полностью организуют поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.
Говоря же о перспективах выездного туризма в России и изменении спроса на данном направлении, нужно отметить, что объем туризма на таких традиционных направлениях, как Европа и морские курорты, существенно не изменится. По-прежнему популярны Испания, Турция, ОАЭ, Кипр из экскурсионных туров – Франция, Италия и Греция. Колебания спроса на эти виды отдыха не превышают 1-5% .[16]
Тенденцией сезона 2004 года, наряду с ростом объема внутреннего туризма, называют и, несомненно, растущий интерес к региону Юго-Восточной Азии – в первую очередь к Китаю и Непалу. Юго-Восточная Азия рассчитана в первую очередь на тех искушенных путешественников, которые требуют новых впечатлений, вдоль и поперек изъездив Европу [17].
Интересным является и то, что одним из наиболее доходных видов туризма станет работа с VIP - клиентами и индивидуальные туры.
Можно дать оценку уровню конкурентоспособности туристских фирм Петербурга с точки зрения освоенного им рыночного потенциала (табл. 6).
Таблица 6 [18]
Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка.
Оценка рыночной доли
 
Критерии оценки
Примеры турфирм С-Петербурга
Высокая рыночная доля
Доля предприятия находится на уровне или превышает рыночную долю двух-трех крупнейших конкурентов
Нева, Ривьера
Средняя рыночная доля
Доля предприятия равна средней доле ведущих конкурентов
Вест Трэвел, Аэро Трэвел
Пониженная рыночная доля
Доля предприятия несколько ниже доли ведущих конкурентов
Петрополитана, Ленсей
Низкая рыночная доля
Доля предприятия значительно ниже доли ведущих конкурентов
Синяя Птица Плюс, Менсей

Очевидно, что с ростом рыночной доли позиции турфирмы выглядят все более устойчивыми. Это связано с тем, что доля фирмы на рынке наибольшим образом влияет на нор­му получаемой прибыли.
Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Степень развития туристского рынка в Петербурге, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие социологические характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, через призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов.
В настоящее время существует множество способов сегментации рынка с разной степенью эффективности. Специалисты используют различные способы сегментации рынка, в поисках оптимальных решений. Рассмотрим этапы проведения сегментации рынка (табл. 7).
Сегмент должен быть изначально достаточно емким, чтобы покрывать издержки, связанные с внедрением и работой на рынке и приносить прибыль. Кроме того, он должен иметь перспективы дальнейшего роста. Для оценки доступности сегмента рынка туристская организация должна получить информацию о том, существуют ли какие-либо препятствия, имеется ли принципиальная возможность начать внедрение и продвижение своего турпродукта на том или ином сегменте рынка. Потребители в сегменте должны быть «достижимыми» с помощью комплекса применяемых туристской компанией средств.
Следует выяснить, устойчивы ли потребности сегмента в отношении предлагаемого турпродукта, готовы ли они осваивать новое туристское направление. В противном случае можно попасть в сегмент, где конкуренты имеют прочные позиции, или предложить туристский продукт с нечёткими, размытыми адресными характеристиками, который не будет признан клиентами.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 7[19]
Этапы проведения сегментации рынка
На основе проведенных мероприятий делается окончательный вывод о выборе того или иного сегмента в качестве целевого.
Данная схема может также использоваться для проведения сегментации новых направлений деятельности. В настоящий момент большинство туроператоров, ориентированных на массовый туризм работают по известным направлениям, часто отказываясь анализировать ситуацию на других сегментах рынка, считая это довольно трудоемким процессом. Освоение новых направлений позволяет турфирме отличиться от своих конкурентов, способствовать развитию своей компании и увеличению рентабельности деятельности.
Рассмотрим в качестве примера один из перспективных для туристских компаний целевых сегментов рынка потребителей и новых продуктов.
Бизнес-туризм — один из самых больших сегментов туристской индустрии, составляющий более половины всех доходов от продажи гостиничных номеров и авиабилетов. При освоении этого направления, необходимо выявить всю специфику поведения бизнес-туристов. Например, выбирая гостиницу, эти туристы обращают внимание на удобство ее местоположения, чистоту и обслуживание, цену номера и репутацию. Желаемые удобства включают хорошее качество постельных и ванных принадлежностей, наличие письменного стол, телефон для бесплатных местных разговоров и междугородных без дополнительной платы, возможность скоростного доступа в Интернет. Бесплатные местные разговоры по телефону являются важным фактором для бизнесменов так же как и наличие доступа в Интернет.
Согласно проведенному опросу, деловые путешественники охотно пользуются гостиничным рестораном, бесплатным континентальным ( или шведским столом) завтраком, комнатами для некурящих. Больше половины путешествующих по делам платят больше $50 за ночь, а около 11% платят больше $100 за ночь. Те же, кто не бронирует сам номеров, пользуются услугами турагентов или секретарей.
При более детальной сегментации можно выявить существование еще одного сегмента бизнес-туризма: группа мелких бизнесменов, работающих не по найму и государственные служащие. Ежедневные расходы этой группы определяются организацией, для которой они работают, или в случае лица, работающего не по найму, они прямо пропорциональны его выручке. Эта группа отказывается от таких удобств, как ресторан при гостинице, в пользу чистого, удобного номера за $50 или меньше. La Quinta, Red Roof Inns, Hampton Inns и Fairfield Inns нацелены именно на такой сегмент.
Далее выявляем еще один сегмент — средний по уровню доходов «бизнесмен». Этого сегмента добивается широкий диапазон гостиниц полного обслуживания. Сюда включаются Courtyard by Marriott, Hilton, Holiday Inns, Marriott и Ramada. Стоит заметить, что у Marriott два продукта, добивающихся этого рынка. Courtyard находится внизу ценовой шкалы за номера и гостиничные услуги, а Marriott — вверху этой ценовой шкалы. Однако руководство Marriott считает, что гостиница не сможет адекватно обеспечить этот сегмент рынка лишь одним продуктом.
Более состоятельного путешествующего по делам привлекают гостиницы Four Seasons, Ritz-Carlton, Stouffers и Westend. Эти гостиницы предлагают дополнительные услуги и удобства, на которые предъявляет спрос состоятельный бизнес. Запрашивая соответствующие цены на номера, они покрывают дополнительные издержки, вызванные дополнительными услугами.
По мере роста конкуренции на рынке гостиничных услуг сети гостиниц разрабатывают дополнительные торговые марки и варианты предоставляемых услуг, ориентированных на четко определенные сегменты рынка.
В настоящий момент усиливается спрос на нестандартные направления. Все больше туристов понимает, что не хотят ограничиваться стандартными турами 7 дней по 5 странам. Потребитель понимает, что должен провести чуть больше времени в стране, чтобы соприкоснуться с ее возможностями: культурным наследием, возможностями рекреационного туризма и т.д. Перспективными направлениями туризма можно назвать организацию культурно-познавательных туров в Нидерланды и горнолыжных туров в Норвегию.
Нидерланды тесно связаны с Россией историческими традициями и корнями, наблюдается возможность организации въездного-выездного туризма на почве кооперации с голландскими туроператорами. На территории этой страны открываются необъятные возможности по организации увлекательных экскурсий, инфраструктура великолепно подготовлена для принятия туристов. Открываются возможности также для организации конференций, семинаров, обучения в Нидерландах. Что касается Норвегии, множество возможностей активного отдыха просто не используется, хотя так же, как и в Нидерландах, имеется великолепно развитая туристская инфраструктура, отличная экология, делающая эту страну привлекательной для большинства зарубежных туристов. Турфирмы, занимающиеся туристической деятельностью на территории РФ, должны более дифференцировано и глубоко подходить к выбору новых возможностей, которые могут эффективно использоваться для развития фирмы.
Туристские компании пользующиеся микроопросами, адаптируют свои рыночные программы к потребностям и желаниям четко определенного географического, демографического, психографического или поведенческого сегмента рынка. Наивысшей формой целевого социологического опроса является опрос, ориентированный на потребителя, когда компания адаптирует свои предложения к потребностям отдельных клиентов или покупающих организаций.
Три главных этапа целевого опроса: сегментация рынка, выделение целевого рынка, позиционирование товара на целевом сегменте рынка и разработка соответствующего комплекса маркетинга.
В приложении 1 представлен рынок, состоящий из шести туристов. Каждый потребитель туристских услуг является потенциально отдельным рынком с особыми потребностями и желаниями. В идеальном случае турфирма может составить отдельную программу опроса для каждого из потребителей, как показано на рис. б) прил. 1. Например, небольшая туристская компания, специализирующаяся на обслуживании зарубежных промышленных выставок, может иметь всего несколько крупных клиентов и рассматривать их как отдельные рынки. Каждый клиент представляет собой значительную часть бизнеса этой компании. Некоторые мелкие организаторы выставок могут выжить, имея всего лишь десяток хороших корпораций-клиентов. Организатор работает с каждым клиентом в отдельности, разрабатывая для этого клиента уникальную программу.
Большинству турфирм невыгодно приспосабливать свой продукт к вкусам каждого отдельного клиента. Наоборот, продавец ищет широкие группы туристов, имеющие сходный характер спроса и покупательское поведением. Например, крупная турфирма, деля на сегменты рынок развлекательных поездок, может обнаружить, что группы клиентов с разными доходами различаются своими желаниями. В прил. 1 в под цифрами 1, 2, 3 даны группы покупателей в разбивке по уровню доходов. В результате соответствующей сегментации получаются три группы, самой большой из которых является группа с доходом 1.
С другой стороны, исследователь, предлагающий «туры развлечений» может обнаружить, что молодые и пожилые отдыхающие отличаются в своих потребностях. В приложении 1 на рисунке г) буквы А и В обозначают возрастные группы покупателей. В результате сегментации по возрастным группам получаются два сегмента, в которые входят по три туриста.
Исследователь рынка туризма, предпочитающий сегментировать рынок одновременно по возрастным показателям и показателям доходов, как показано на рис. д) приложения 1, получает пять сегментов. Деля рынок на сегменты, продавец добивается большей точности, однако расплачивается за это увеличением числа сегментов и уменьшением числа туристов в каждом сегменте.
Учитывая специфику туристского рынка, необходимо принимать о внимание отношения субституции (взаимозаменяемости) и комплиментарности. Влияние субституции тем сильнее, чем большее число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплиментарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг (например, выездной экскурсии) автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других (транспортных услуг, услуг питания и т.д.) [20]. Сегментация рынка и выделение в нём поля деятельности для турфирмы предполагает свободное оперирование такими видами туристских услуг.
Таким образом, сегментация представляет собой, с одной стороны, приём для нахождения частей рынка и определения объектов (прежде всего потребителей), на которые ориентируется деятельность компании, с другой — управленческий подход к процессу принятия рыночных решений и основу для выбора оптимального сочетания элементов комплекса изучения потребителей.
В зависимости от предпочтений турфирмы, характера использования информации, способов ее получения, техники проведения исследования и его конечных результатов применяются различные формы проведения социологических исследований, классификация которых осуществляется по следующим критериям[21]: по виду объекта исследования, по территориальному признаку, по временному признаку, по виду показателей, характеризующих объект исследования, по способу получения данных и информации.
При проведении социологического исследования важным является максимально точное соответствие методологически обоснованных инструментов проведения социологического исследования объекту социологического исследования.
Для сбора данных разрабатываются анкеты (вопросники). Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры, представляющей интерес для исследователя – это выборки. Надо признать, что анкетирование применяется российскими турфирмами в исключительных случаях. Чаще всего ими таким образом изучается будущий персонал турфирм, иногда турагенства, реже туристы, воспользовавшиеся услугами турфирм, ещё реже случайным образом выбранные «люди с улицы».
При увеличении объема выборки ошибка выборки уменьшается по норме равной квадратному корню из коэффициента роста выборки.
Различают вероятностные и невероятностные методы выборки.
К примеру, отели могут проводить случайную вероятностную выборку перед анкетированием клиентов таким образом. Значительное число занятых номеров отеля соответствует числу шаров лотереи. Выпавшие номера — те постояльцы, которым и предлагают пройти анкетирование.
При механической необходимо выбрать шаг отсчета, т.е. расстояние между выбираемыми единицами (например, исследуемых туристов) и выбрать начало отсчета, т.е. номер той единицы, которая будет выбрана первой. Это производится либо с помощью жеребьевки, либо за начало отсчета принимается середина первого интервала.
Турфирма может задать шаг,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.