На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Современная информационная культура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра философии 
 

Р Е Ф Е Р А  Т
по дисциплине: Культурология
на тему: Современная информационная культура 
 

Студент
ФМЭО, 2-й  курс, ДАЭ-1                                                         А.С.Степулёнок
Проверил                                                                                   И.Е.Ширшов
                                                                                                 
МИНСК 2010
Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие «Информационная культура»…………………………………….4
2.История информационной культуры……………………………………4-5
3.Критерии и уровни ……………………………………………………….5-6
4.Информатизация общества………………………………………………7-8
5.Информационная культура как сегмент культуры общества…………8-10
6.Информационная культура как система ………………………………10-11
7.Формы ИК..…………………………………………………………….11-12
8.Синтез информации и культуры ………………………………………12-13
9.Информационное  неравенство ………………………………………13-14
Заключение………………………………….……………………………….15  
Список  использованных источников ……….……………………………..16    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Информационная  культура     

 
Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают  с развитием информационного  общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной  информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного  общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в  общественном развитии, рассмотрением  в широком социокультурном контексте  таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Становление информационного  общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного  образования и повышение информационной культуры личности.
Сегодня есть все  основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая  может стать элементом общей  культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться  в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем  не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. 
   

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших  объемов информации, овладению им современными средствами, методами и  технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают  зависимость информированности  одного человека от информации, приобретенной  другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать  и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит  о том, что человек должен иметь  определенный уровень культуры по обращению  с информацией. Для отражения  этого факта и был введен термин информационная культура. 
 
 
 
 

1.Понятие  «Информационная  культура»   
 
Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого  аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня  совокупность информационных потоков  вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что  требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться  в информационных потоках. В противном  случае он не сможет адаптироваться к  жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере  информационной деятельности и услуг. 
В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под  информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
В узком смысле - оптимальные  способы обращения со знаками, данными, информацией и представление  их заинтересованному потребителю  для решения теоретических и  практических задач; механизмы совершенствования  технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы  обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств  и информации.
Один из ведущих  специалистов на постсоветском пространстве в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.  

2.История  информационной культуры 

Точкой отсчета  логично признать момент смены формального  отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному  миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными  единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление  языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и  текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все  многообразие устной информационной культуры. 
   

Информационную культуру человечества в разное время потрясали  информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла  культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования  и фиксации информации; документографического  поиска. Оперирование информацией стало  легче, претерпел изменения образ  мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.
Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые  информационные процессы.
Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила  их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает  в качестве предмета, средства и  результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат  деятельности субъекта и процесс  сохранения созданного, распространения  и потребления объектов культуры.
В настоящее время  создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется  под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения  информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых  определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и  времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов  по сравнению с другими. 
    

3.Критерии  и уровни 

Критерии информационной культуры человека:       
    умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
    эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
    перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
    вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
    адекватно отбирать и оценивать информацию;
    способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Всё выше перечисленное  должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов  информационной среды и понимании  своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
Признаком информационной культуры является не только получение  самой разнообразной и разнокачественной  информации, но и умение выбрать  из огромного массива имеющейся  информации наиболее важную и нужную. Если раньше мы были озадачены вопросом “Что почитать?”, то теперь все чаще возникает вопрос “Что не читать?”. Если стремиться читать все по той  или иной проблеме, то не останется  времени для того, чтобы в решение  этой проблемы внести свой вклад. “На  первый план сегодня выдвигается  не сбор информации, - пишет Э. Тоффлер, - а умение отыскать во всей массе  данных то, что необходимо, верно  проанализировать отсеянные сведения и своевременно доставить их нужному  заказчику”. Более того, нужно уметь обработать информацию нужным образом, что не менее важно, чем само содержание информации. “В информационном мире людям нужна не только сама информация, но и умение обрабатывать и интерпретировать ее, - пишет Э. Дайсон. - Сложности нашего общества - и возможности “цифрового века” - накладывают соответствующие требования на отдельных людей. Им нужно быть лучше образованными, чтобы выжить экономически и преуспеть социально. Им нужно также иметь подобающее нравственное воспитание, чтобы принимать сложные решения”.  
  
Уровни реализации информационной культуры
 
1. когнитивный уровень - знания  и умения; 
 
2. эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения; 
 
3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение. 
 
Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (таблица1). 

   Эмпирическая интерпретация понятия “информационная культура личности" 

Табл.1
Информационная  культура личности
Когнитивный уровень 
(знания, умения)
Эмоционально-ценностный уровень 
(установки, оценки, отношения)
Поведенческий уровень 
(реальное и потенциальное поведение)
    Интернет-грамотность
    Навыки обращения с информацией:
    умение организовать поиск необходимой информации;
    умение работать с отобранной    информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;
    умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.
    Содержание информационных потребностей и интересов.
    Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.
    Предпочтительность каналов получения необходимой информации.
    Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.
    Отношение к девиантному поведению в Интернет.
    Способы поиска и каналы получения необходимой информации.
    Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.
    Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.
    Способы распространения новой информации.
    Степень включенности в Интернет-сообщество.
    Формы деятельности в Интернет.
            
 

4.Информатизация  общества
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и  приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд  других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и  умение ее применять как для автоматизации  рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного  творческого подхода.
В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала  с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений  социальным заказом информационного  общества следует считать обеспечение  уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в  ВУЗе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста  информационного сообщества, обладающего  следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.
Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств  человека, способствующий реальному  пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. 
В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе  информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования  как направления, связанного с приобретением  и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так  изменить содержание подготовки, чтобы  обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального  компьютера во все сферы народного  хозяйства, новые его возможности  по организации "дружественной" программной  среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия  для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность  в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических  принципах. В нашей стране решение  этой проблемы находится на начальной  стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу  которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс  уже получил значительное развитие.
Развитие информационной культуры формирует во всех странах  группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически  входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты  в образ жизни человека. 

5.Информационная  культура как сегмент  культуры общества
Представляя собой  важнейший сегмент культуры эпохи  информатизации, информационная культура, вместе с тем, как бы пронизывает  все остальные культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости  от информационной культуры. Этим и  определяется важность анализа информационной культуры.
Известно, что  при анализе сложных феноменов  правомочно применение системного подхода, дающего возможность делать различные  структурные “срезы” изучаемых  объектов, выделять его различные  аспекты. При исследовании информационной культуры считается возможным выделение двух основных таких аспектов, которые в первом приближении можно назвать социологическим и технологическим. В первом случае мы рассматриваем информационную культуру как социокультурный феномен, во втором - как феномен технико-технологический.
Информационную  культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: ее неразрывную  связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения  людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего  того культурного потенциала общества, который накопило человечество в  процессе своего многовекового исторического  пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации  или информационной техники вообще. В действительности, эта сфера  гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными  процессами, сферу быта, досуга и  т.д. По мере информатизации общества эта  сфера расширяется, процесс выступает  в качестве объективно необходимого для развития общества. В этом плане  можно согласиться с А.И.Ракитовым, который пишет, что “информатизация  культуры, т.е. экипировка всех культурных процессов современной информационной технологией является уже не пожеланием, а объективной внутренней исторической необходимостью. Исторический процесс  в целом приобретает новую  качественную определенность”.
Однако, понимая  информационную культуру как часть  общей культуры, следует иметь  ввиду, что эта часть весьма специфична. Под информационной культурой обычно понимают, прежде всего, область культуры, связанную с функционированием  информатизации в обществе и формированием  информационных качеств личности. Это, с одной стороны, определенный уровень  знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному  взаимодействию. Это новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы. Вместе с тем это - новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве. С другой стороны, информационная культура представляет собой информационную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. Это и дает право выделить два аспекта анализа информационной культуры.
В социокультурном  смысле информационная культура - это  совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом аспекте информационная культура является элементом общей  культуры человечества, важнейшим средством  формирования мирового культурного  сообщества, создания мирового информационного  пространства. Она определяет уровень  информационного общения - принципиально  новые формы связей без личного  присутствия индивидов в режиме диалога. В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования  информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в этом быстро изменяющемся мире. Как часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности (как в смысле защиты информации, так и в смысле защиты человеческой психики).
В технико-технологическом  смысле информационная культура - это  оптимальные способы обращения  со знаками, данными, информацией и  представление их заинтересованному  потребителю для решения теоретических  и практических задач, механизмы  совершенствования технических  средств производства, хранения и  передачи информации. В таком понимании  она является показателем не общей, а скорее профессиональной культуры. Информационная культура в таком  аспекте вбирает в себя знания наук, использование достижений которых  необходимы для успешной информационной деятельности, и умение применять  эти знания в своей практической деятельности. К ним, прежде всего, можно  отнести кибернетику, информатику, математику, теорию проектирования баз  данных и ряд других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры в этом аспекте являются знание новой информационной технологии и умение ее применять  как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих отступления  от стандартов и нетрадиционного  творческого мышления. В этом аспекте  информационная культура - это знание о способах получения, обработки, хранения, выдачи и использования информации, а также умение целенаправленной работы с информацией для ее использования  в практических целях.
Следует отметить, что информационная культура на сегодня  еще является в основном показателем  не общей культуры в ее социотехническом аспекте, а профессиональной культуры. Умение работать с информационной техникой часто сочетается, в лучшем случае, со знанием информатики, математики и английского языка - т.е. тех  областей знания, которые обеспечивают практическое взаимодействие человека с техническими средствами получения  и выдачи информации. Однако, рассматривая информационную культуру более широко, следует сказать, что общие методы представления знаний и умений не следует искать лишь в около компьютерной ситуации. Реальная область применения информационной культуры гораздо шире, диапазон ее содержания гораздо богаче. 

6. Информационная культура  как система
Известно, что структура  системы есть итог ее развития, т.е. то, что в развитой системе находится  одно возле другого, в процессе развития системы одно возникло вслед за другим. Это положение системного подхода  применимо к исследованию культуры. Вырывать произвольно один элемент  из контекста современной информационной культуры и современной культуры вообще - значит обесценивать вырванный  из своей среды культурный артефакт, исказить его смысл. Когда на Западе люди занимаются системой физических упражнений по системе Йогов, они  не понимают, что эти упражнения имеют свой культурный текст в  системе Раджа-йога (“царственной Йоги”) как техники самообладания, технического аспекта изоляции чувств от внешних  влияний, овладения дыханием, концентрации мысли и освобождения от телесной оболочки. Система Йоги может быть понята лишь в контексте древнеиндийской  культуры. Это касается любого элемента любой культуры. В середине XX века в пустыне Австралии было обнаружено племя аборигенов, живущих еще  в доисторическом времени. Когда  их уговорили приехать в город, они  с удивлением и испугом смотрели на высокие здания, автомобили, пароходы, радиоприемник и телевизор. Но по-настоящему они были потрясены спичкой, которую, закуривая, зажег один из ученых. Спичка, производящая огонь, для них имела  большую культурную ценность, чем  телевизор, который они не понимали. Телевизор, радио или пароход  не вписывались в их культуру.
Представляя по своему содержанию органическое целое, современная  информационная культура предстает  как степень совершенства человека, общества в целом или определенной его части по использованию информации во всех возможных формах жизнедеятельности.
Информационная культура, представляя собой систему, имеет  системо-образующее ядро, которым является информационная деятельность. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом  разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих  аспектах:
* в конкретных навыках  по использованию технических  устройств (от телефона до персонального  компьютера и компьютерных сетей);
* в способности  использовать в своей деятельности  компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой  являются многочисленные программные  продукты;
* в умении извлекать  информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном  виде и уметь ее эффективно  использовать;
* во владении основами  аналитической переработки информации;
* в умении работать  с различной информацией;
* в знании особенностей  информационных потоков в своей  области деятельности.
Эта деятельность обеспечивает функционирование и дальнейшее развитие информационного потенциала общества. Именно в процессе информационной деятельности люди совершенствуют культуру обращения  с информацией, методы ее получения, обработки, хранения и своевременной  выдачи. Последнее обстоятельство, касающееся своевременной выдачи информации, чрезвычайно важно. Информация в  современном обществе быстро стареет, отражая ускоряющейся ход общественной жизни, развития науки и промышленности, техники и способов общения людей  друг с другом. Сегодняшняя информация, имеющая большую ценность, может  завтра быть обесцененной. Своевременная  выдача информации повышает ее актуальность и практическую значимость. 

7. Формы ИК
С целью повышения  своей практической значимости и  в зависимости от способов жизнедеятельности  людей информационная культура выступает  в самых разнообразных формах - научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и  т.д., которые, в свою очередь , имеют  дальнейшее членение. Так, сегодня в  компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры. Каждая влияет на способ использования  информации, информационное поведение  и отражает приоритеты руководителей  компании в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.
1. Функциональная  культура. В таких организациях  информацию используют прежде  всего для влияния на других. Менеджеры используют информацию, чтобы управлять подчиненными  и влиять на них. Эта культура  в наибольшей степени присуща  жестко иерархизированным компаниям,  где информация служит, прежде  всего, для управления и контроля.
2. Культура взаимодействия. В культуре взаимодействия менеджеры  и специалисты в достаточной  степени доверяют друг другу  и потому могут обмениваться  информацией, важной для совершенствования  процессов и роста эффективности.  Прямой обмен информацией о  возможных срывах и провалах  необходим для устранения проблем  и адаптации к изменениям.
3. Культура исследования. В культуре исследования менеджеры  и служащие стремятся к пониманию  будущих тенденций_и нахождению  лучшего способа отразить возможную  угрозу. Здесь господствующим информационным  поведением является предвидение.  Мёнеджеры и служащие ищут  информацию, чтобы лучше понимать  будущее и то, как изменить  собственную деятельность и приспособиться  к будущим тенденциям. Сегодня  во многих компаниях существуют "зоны" исследовательской культуры  в службах, связанных с обслуживанием  клиентов, с исследованиями рынка,  с технологическими исследованиями  и разработками и со сбором  информации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.