Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Игровая концепция культуры А. Хейзинга и ее реализация в романе Г. Гессе «Игра в бисер»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Игровая концепция культуры А. Хейзинга и ее реализация в романе Г. Гессе «Игра в бисер»
 
Конце?пция, или конце?пт, (от лат. conceptio - понимание, система) - определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.
Под культурой следует понимать все то, что создано целенаправленным размышлением и специфичными для людей способами (методами) деятельности. Эти средства позволяют создать как материальные, так и нематериальные, духовные ценности. В этом смысле к культуре принадлежит каждое, даже простейшее, созданное человеком орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, идея, зародившаяся в уме человека. С помощью культуры люди удовлетворяют свои потребности (материальные и духовные) и строят отношения между собой.
Одной из наиболее интересных и значительных концепций XX в. является так называемая игровая теория культуры, представленная нидерландским философом и историком Й. Хейзингой (1872-1945), испанским философом X. Ортегой-и-Гасетом (1883-1955), немецким писателем Г. Гессе (1877-1962).
В противовес марксистскому пониманию определяющей роли труда в развитии и совершенствовании творческих потенций человека, а соответственно в возникновении и развитии человеческой культуры, Хейзинга в своем программном произведении «Человек играющий» сформулировал идею игры как основы культуры, как высшего проявления человеческой сущности. Игровое начало в той или иной степени присуще и поведению животных (например, брачные игры). Но если игра животных, психика которых непосредственно вплетена в среду обитания и определяется преимущественно инстинктами, как бы «работает на результат», то на уровне человеческой деятельности она есть, собственно, процесс творчества, в основе которого лежит способность человека к воображению, к полету фантазии, к различным формам вымысла, в частности художественного. В процессе игры человек творит мир культуры и, определяя свое место в нем, изменяет и совершенствует самого себя. Игра и проявляется в том, что человек, прежде чем создать что-либо новое или произвести какие-либо изменения в том, что перестало его устраивать, предварительно проигрывает эти процессы в своем воображении, создавая тем самым идеальное бытие предмета или действия. Человек как бы уподобляется драматургу, который, конструировав сюжет пьесы в своем воображении, затем переносит эту конструкцию на сцену, материализуя ее в декорациях, игре актеров, световых эффектах, художественном решении пространства сцены, музыкальном обрамлении.
Игра охватывает все без исключения возрастные, социальные, профессиональные и другие слои общества. В определенные периоды исторического развития общества она поднимается до уровня соци­ально-организованного сюжета, обретая форму нравственного, поли­тического, эстетического идеала - совершенного, лишенного каких-либо слабостей и недостатков человека, «идеального» государства, способного сделать всех своих граждан счастливыми, - несбыточной мечты, утопии. Игнорирование границы между реальным и ирреальным, возможным и невозможным неизбежно ведет к различным драматическим, а порой и трагическим ситуациям. Хейзинга демонстрирует этот свой вывод на примере ренессансной культуры с ее ориентацией на возрождение идеалов и образцов Античности, в значительной степени отвлекавшей философов, ученых, художников от конструирования принципиально новых, соответствующих духу эпохи ориентиров. Мы можем дополнить иллюстративный материал Хейзинги, обращаясь как к далекому прошлому, например к Спарте, так и к совсем недавней истории советской действительности, реализовавшей свои возвышенные идеалы лишь на уровне «равенства в бедности» и стандартизированных, конформистских, «совковых» форм мысли и действия.
Игра, по Хейзинге, не содержит сама по себе ни доброго, ни злого, ни честного, ни бесчестного. «Человек играющий» просто подчиняется ее правилам или дополняет, видоизменяет, а порой кардинально их меняет, совершая тот или иной нравственный выбор, вследствие чего игра может утратить присущую ей нейтральность и наполниться конкретным культуросозидающим или культуроразрушающим смыслом.
Дух утилитаризма, проникший в человеческое общество уже на заре XIX в., оказался всеобъемлющим и всеохватывающим на рубеже XX-XXI столетий. Как и предвидел Хейзинга, основанием новой культуры все в большей степени стала не игра, а польза. Изменился и сам характер игры, стерлись ее границы, что, естественно, привело к неоправданному переплетению вымысла и реальности, серьезного и игрового, драматического и шутовского, трагического и комического. «Смешение жанров», как известно, вполне допустимое на сцене, недопустимо в жизни. Мужчина и женщина «играют» в любовь друг к другу. Политики «играют» в любовь к народу, наполняя свои программы самыми радужными обещаниями, о выполнении которых нередко даже и не помышляют Становясь неискренней, лицемерной, фальшивой, игра перестала быть не только смыслом, но и основанием культуры.
Тема игры как смыслообразуюшего фактора культуры звучит также в творчестве Ортеги-и-Гасета. Выражая озабоченность неудержимым нашествием массовой культуры, он в своей работе «Дегуманизация искусства» указывает на необходимость возрождения игровой доминанты культуры, способной противостоять злу, пошлости и бездуховности.
Немецкий культуролог Е. Финк, следуя основным принципам игровой концепции Хейзинги, рассматривает игру как сакральное ядро культуры, определяющее все формы жизнедеятельности как каждой конкретной личности, так и общества в целом. Только в игре и через  игру возможны, по мысли Финка, реализация творческих потенций человека, его обращенность к высшим духовным ценностям.
Своеобразным вызовом агрессии бездуховности можно считать роман Гессе «Игра в бисер», где в удивительно яркой и выразительной художественной форме провозглашается вечность и незыблемость игры как важнейшего духовного основания культуры. Игра, по утверждению Гессе, представляющая собой разновидность высокоразвитого тайного языка, эзотерична, доступна лишь уму гибкому, пластичному, насыщенному высокой аурой духовности. Как у всякой великой идеи, у нее, по существу, нет начала, ибо идея игры уже у древних народов, в первых всплесках зарождающегося мифологического, философского, поэтического творчества знаменует собой извечное стремление че­ловеческого духа к самоутверждению и возвышению. Сама культура, по мысли Гессе, открывает перед «человеком играющим» неизмеримый спектр возможностей постижения великих тайн мира и собственной души. Овладевая языком игры, человек входит в мир как личность свободная, яркая, одухотворенная, способная выразить все бесконечное многообразие заложенных в ней творческих потенций.
Феномен игры
Универсальная категория жизни
Игра так же, как и миф, вызывает у философов, культурологов, психологов, писателей XX в. пристальный интерес. В исследованиях анализируется роль игры в жизнедеятельности человека и ее значение для общества, для культуры (Э. Берн, Л. Витгенштейн, Й. Хёйзинга и др.). В художественной литературе XIX в. особое внимание писателей привлекала психология игрока: страсть к игре рассматривалась как одна из сильнейших человеческих страстей, которая требует предельных усилий ума и воли, нравственных и моральных жертв («Страсть игрока» Э. Т. А. Гофмана, «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Игрок» Ф. М. Достоевского и др.). Игра – отступление от условленности общественных правил, взамен которых выдвигаются другие, более низкие. Игра – это разрыв установленных связей, естественных и социальных, а игроки – общество в обществе, точнее, «мир обществом отверженных людей» («Маскарад» М. Ю. Лермонтова).
В литературе XX в. игра воспринимается как всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования, модель особого поведения и нестандартного отношения к происходящему. Игра распространяется буквально на все, даже на речь.
Основу для рассмотрения феномена игры как культурологической проблемы заложил Й. Хёйзинга в книге «Человек играющий» («Homo Ludens»), показав, как в различных областях культуры просвечивает ее игровое происхождение. Ученый подчеркивает антиавторитаризм игры, создание в ней возможностей для иного выбора, отсутствие гнета «серьезности». Игра, по его мнению, существует сама для себя, «игра ради игры». Цивилизации создаются по моделям тех или иных идей игр, лидирующих в определенную историческую эпоху. Таким образом, Й. Хёйзинга понятие культуры связывает прежде всего с самосознанием свободного, нравственно ответственного человека.
Йохан Хёйзинга (1872-1945) – нидерландский историк и теоретик культуры, профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905-го) и Лейденском (с 1915-го) университетах. Хёйзинга внес много нового в понимание предмета и метода исторической науки. Для него характерен интерес к переломным эпохам (Реформация, Ренессанс и др.). Особое значение в возникновении и развитии мировой культуры Хёйзинга придает цивилизационной роли игры в обуздании стихии страстей.
Тема игры своеобразно решается в работах испанского философа Х. Ортеги-и-Гасета, считавшего, что существуют две разновидности человеческого рода: масса («косная материя исторического процесса») и элита («творцы подлинной культуры»). Жизнь людей выдающихся сосредоточена в сфере игровой деятельности. Игра противопоставляется обыденности, пошлости человеческого бытия.
Хосе Ортега-и-Гасет (1883-1955)– испанский философ, публицист. В центре внимания Ортеги-и-Гасета находились прежде всего социальные проблемы. В своих работах «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929-1930) он впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации, распространения денежно-меновых отношений на все формы человеческого общения. В этот период складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя частицей безличного начала – толпы.
Констатируя тяжелейший кризис, через который проходит современное сознание, мыслитель отмечает, что западный человек не знает больше, «по каким звездам жить». Пытаясь найти ориентиры в современной культуре, философ создает игровую утопию спортивно-праздничного отношения к жизни. Образ такого мироощущения он раскрывает на примере нового искусства. Его основные тенденции: 1) дегуманизация; 2) избегание живых форм; 3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства; 4) стремление понимать искусство как игру и только; 5) тяготение к глубокой иронии; 6) избегание всякой фальши. Новое игровое искусство доступно только одаренному меньшинству, аристократам духа. Ученый был убежден, что человек может подняться над тоскливым миром обыденности, лишь перейдя в область неутилитарных отношений (лучшим примером является спорт).
Общий смысл понятий «игры» Хёйзинги и «спортивности» Ортеги совпадает. Но для Хёйзинги эстетическая игра является прежде всего деятельностью общедоступной, а испанский философ ставит задачу спасения культуры от «восстания масс». Таким образом, в поисках альтернатив буржуазной культуре западные теоретики XX в. создают различные игровые модели, пытаясь решить проблемы кризиса сознания. Игра и игровая терминология проникли и в творчество многих крупнейших писателей XX в.: С. Цвейга, Ф. Кафки, Х. Кортасара, В. В. Набокова и др. Особое место в этом ряду занимает «Игра в бисер» – знаменитый роман Г. Гессе.
«Игра в бисер» (Г. Гессе)
Герман Гессе (Хессе) (1877-1962) – немецкий писатель. Родился в Вюртемберге в семье миссионера. Учился в протестантской семинарии, откуда сбежал после семи месяцев учебы; в тринадцать лет решил «стать поэтом – или никем». В 1904 г. был опубликован роман «Петер Каменцинд», принесший писателю известность. В 1911 г. совершил путешествие по Индии. В 1912 г. вместе с семьей поселился в Швейцарии. В начале Первой мировой войны с Гессе случился нервный срыв, вынудивший его обратиться в клинику К. – Г. Юнга, лечение в которой обогатило Гессе психоаналитическим опытом, отразившимся в романах «Сиддхартха» (1922) и «Степной волк» (1927). В нацистской Германии книги Гессе были объявлены «нежелательными для чтения». В 1943 г. был опубликован роман «Игра в бисер» – один из основных текстов постмодернистской культуры. В 1955 г. Гессе получил Премию мира.
«Игра в бисер» (1943) – глубокое философское раздумье о мире и цивилизации, о судьбах искусства, о возможности сохранить духовность в царстве Игры. Герои романа перебирают стеклянные бусы в отгороженной от остального мира Касталии. В самом названии книги звучит ирония: не дело, а игра в пустые стекляшки. Между тем автор называет игрой не что иное, как духовные устремления ученых и художников. Правила Игры представляют собой разновидность тайного языка, в котором участвуют науки и искусства (прежде всего математика и музыка). Таким образом, игра в бисер – это игра с содержанием и ценностями культуры. Мастер, владеющий этой игрой, теоретически может воспроизвести все духовное содержание мира, потому что игра стеклянных бус есть игра со всеми смыслами и ценностями культуры.
Роман состоит из трех частей: вводного трактата об истории Касталии (название «Касталия» происходит от мифологического Кастальского ключа на Парнасе, у которого Аполлон встречался с девятью музами) и «игры в бисер», содержащего сокрушительную критику вырождающейся культуры XX в.; жизнеописания главного героя и его произведений (стихов и трех прозаических жизнеописаний). В центре романа – история жизни Йозефа Кнехта, Магистра Игры, сначала достойнейшего представителя и героя Касталии, а затем ее отступника.
Гессе обращается в своем произведении к идеям и образам разных народов: касталийцы восприняли европейское Средневековье с его символикой, им близка и мудрость Востока. Все касталийцы принадлежат к Ордену служителей духа и полностью оторваны от реальности.
Для пополнения своих рядов они отбирают одаренных мальчиков по всей стране, а затем обучают их в своих школах. Развивая их ум и чувство прекрасного, приобщают к математике, музыке, философии. Учат размышлять, наслаждаться «духовными играми». После окончания школ юноши попадают в университеты, а затем посвящают себя занятиям науками и искусствами, педагогической деятельности или «игре в бисер».
В Касталии духовность отделена от буржуазного «процветания», но касталийцы принесли для этого тяжкие жертвы. Они отказались от собственности, семьи, от счастья индивидуального авторства, даже от своеобразия собственной личности. Это значит, что они отказались и от поисков, движения, пожертвовав ими ради гармонии, равновесия и «совершенства». Касталийцы не создают нового, а лишь занимаются толкованием и варьированием старых мотивов. Безусловно, система «игры в бисер» направлена на сопротивление бездуховной эпохе. Но, как считает Гессе, отграничение от реальности также обрекает культуру на вырождение.
Таким образом, в своем романе писатель проанализировал возможности, искушения и опасности игры, дав блестящую критику элитарного пути спасения культуры. Подводя итог своим рассуждениям, Гессе утверждает, что высшее предназначение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.