На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Католицизм: специфика вероучения, культа, организации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?                                    СОДЕРЖАНИЕ
1.  Католицизм: специфика  вероучения,  культа,  организации……………....2
   1.1  Современная католическая  церковь……………………………………...3
   1.2 Особенности католического вероучения и культа……………………….5
   1.3 Католицизм в Белоруссии………………………………………………..13
   1.4  Заключение………………………………………………………………..17
2. Список используемых источников………………………………………….18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1. Католицизм: специфика  вероучения,  культа,  организации.
С благословления римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции “ языческой” античности с ее свободомыслием. Католические священники ( давшие обет безбрачия и потому  не связанные в своей деятельности лично-семейными интересами, целиком посвящавшие  себя службе ) ревниво следили за соблюдением церковных догм  и ритуалов, беспощадно осуждали и карали еретиков , к числу которых относились все, кто хоть в чем-либо посмел отклониться от официального учения .Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах “ святой инквизиции”,  а  остальными,  запуганными  и  смирившимся    “ грешникам”, церковь охотно продавала за немалые деньги грамоты об отпущении грехов [1, с.72].
     Католицизм (от греч. katholikos - всеобщий, позже - вселенский) одно из основных, (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Как западно-римско-католическое исповедание окончательно оформился в виде вероучения и церковной организации после разделения церквей в 1054 г. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития западноевропейского феодализма. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу - папу римского, который венчает многоступенчатую иерархию католицизма.            У римо - католиков папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Его власть выше власти Вселенских соборов (по учению католической церкви).
       Католицизм является господствующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, латиноамериканских странах. Католики преобладают среди верующей части населения в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, на Кубе. Последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных областях Белоруссии, Украины.
       1.1 Современная католическая церковь располагает огромной подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, миссионерскими, благотворительными и прочими религиозными организациями и учреждениями. К ней примыкают также светские массовые организации: политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Для своих целей католики широко использует прессу, радио, кино, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т. д. Католицизм (особенно современный) и его организации отличает умение приспосабливаться к изменениям в мире.
Международный центр римско-католической церкви и резиденция папы находится в Ватикане. Государство Ватикан (площадь 44 га, около 1 тыс. подданных) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира. Через посредство римской курии - центрального административного аппарата - папа руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира.
      Согласно реформе, проведенной в соответствии с апостольской конституцией "Pastor bonus" ("Добрый пастырь"), римская курия включает государственный секретариат, 9 конгрегации (курирующих различные направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 канцелярии. По решению, II Ватиканского собора при папе действует с совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных католических церквей, представители национальных епископских конференций, монашеских орденов, лица, персонально назначаемые папой. В католической церкви насчитывается свыше 400 тыс. священников. К числу особых обязанностей католического духовенства относится соблюдение безбрачия (целибат).
      Важные позиции в католической церкви принадлежат монашеству, организованному в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит Ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Монашеские объединения специализируются на миссионерской деятельности и благотворительности. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются орден доминиканцев, францисканцев и особенно орден иезуитов. Создаются также особые объединения священников и мирян. К самому многочисленному и могущественному из них принадлежит "Opus Dei" ("Божье дело"), насчитывающее 72 тыс. членов в 87 странах мира. Его последователи преподают в 475 университетах мира, занимают ключевые посты в правительственных учреждениях и средствах информации.
     Священное Предание католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текстов Библии наделяется только духовенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Следуя Никео-Константино-польскому символу, другим решениям первых семи соборов, католическая Церковь создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. вносится добавление к символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат, filioque - "и сына"). В спасении людей, обремененных первородным грехом, католическое вероучение особую роль отводит церкви. Она призвана помочь человеку возместить утраченную способность к достижению вечного спасения. Эта миссия осуществляется с помощью сокровищницы сверхдолжных дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле, папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается.
     Католицизм признает семь таинств: причащение (евхаристия), крещение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак. Таинство крещения проводится путем обливания водой, в то время как в православии только погружением в воду. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается при достижении семи - восьмилетнего возраста.         Помимо общего для христианских течений признания существования рая и ада, католическая церковь сформулировала учение о чистилище - промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором. Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии Богородицы Девы Марии, а в 1950г. - догмат о телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Присно-дева была взята на небо "с душой и телом для славы небесной". В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный "королеве небес".
      В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых) и беатификация (возведение в ранг блаженных). Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшаемый живописными и скульптурными произведениями на религиозные темы. Главой католической Церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является папа римский. Особый статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, переданной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции бывшим первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католической церкви, принятому I Ватиканским собором в 1870 г., папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности.
      1.2 Особенности католического вероучения и культа
    Вероучение католицизма в своих основах  идентично вероучению других христианских конфессий. В сжатом виде оно изложено в Символе Веры (который отличается от православного только одним словом- т.н. филиокфе).
       Католики начинают постигать свое вероучение с усвоения катехизиса,  в котором основные положения веры  даны в форме вопросов и ответов либо четких отрывочных суждений. Так, современный катехизис излагает главные истины веры следующим образом:
     1. Есть один Бог.
     2. Бог есть справедливый судья, который за добро вознаграждает, а за зло- наказывает.
     3. Есть три ипостаси  Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух святой.
     4. Сын Божий стал человеком и умер на кресте во имя нашего спасения.
     5. Душа человеческая бессмертна.
     6. Милость Божья обязательно необходима для спасения человека.
     Если сгруппировать основные различия между католицизмом и православием, то они могут быть представлены следующим образом:
 
     1. Учение о Святом Духе. В 8 члене Символа Веры сказано о необходимости веры "в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от отца исходящего". Это означает, что Дух Святой может исходить только от Бога-Отца. Однако начиная с, VIII-IX вв. римский папа пытался добавить к этому символу филиокве. Что же это такое? Филиокве в переводе с латинского означает "и от сына". Это небольшая добавка, на самом деле достаточно существенная, так как она означает, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, то есть и от Иисуса Христа. Это на первый взгляд, особенно на взгляд современного читателя, кажется незначительным отличием, но именно оно сыграло существенную роль в формировании специфики католицизма и православия. Дело в том, что если признать филиокве, то меняется статус церкви. Ведь Дух Святой исходит от Иисуса Христа, значит, он может исходить и от самой церкви, которая является телом Иисуса.
      2. Учение о Пресвятой Деве Марии. Если в учении православной церкви о Пресвятой Деве Марии она выступает в качестве Богородицы, Приснодевы (то есть до рождества, в рождестве и по рождеству Господа Дева), первой перед Богом заступницей и помощницей, то католическая церковь к этому добавляет свое понимание. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. провозгласили догмат о воскресении и вознесении Девы Марии. В 1954 г. к 8 праздникам Богородицы, отмечаемым православной и католической церковью, был добавлен новый католический праздник, посвященный "королеве небес" - Марии.
      3. Учение о заслугах и чистилище. В отличие от православия, католическая церковь считает, что Бог ведет счет добрых и дурных дел. У православных считается, что такого счета нет и Бог смотрит на сердце человека. Кроме того, в католицизме существует представление о чистилище, то есть месте, где души раскаивающихся очищаются.
     4. Учение о непогрешимости римского папы. Это учение есть только в католицизме, и основано оно на филиокве. С давних пор римских пап называли "заместителем и наместником Христа", так как они считались прямыми преемниками апостола Петра. В 1870 г. на I Ватиканском соборе был принят догмат о непогрешимости римского папы.
     5. Учение о церкви. Целибат. В католицизме право толковать Библию имеет только духовенство. Кроме того, католическое духовенство имеет право распределять божественную благодать и отпускать грехи людей за деньги или за особые заслуги перед католической церковью - индульгенцию, что в переводе означает "милость". В отличие от православного духовенства католическое принимает обет безбрачия - целибат.
      И католическая, и православная церковь признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание (конфирмация), причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), елеосвящение, брак, священство. Однако есть и отличия. Таинство крещения в католицизме производится путем обливания водой или погружения в воду, тогда как в православии преимущественно погружением в воду. Таинство миропомазания (конфирмации) совершают не сразу же после рождения непосредственно за таинством крещения, как у православных, а когда ребенку исполняется не менее 7-8 лет. Таинство причащения (евхаристии) отправляется у католиков пресным хлебом (опресноки), а у православных квасным хлебом. Миряне у католиков причащаются только хлебом. К причащению у католиков допускаются только те, над кем совершили таинство миропомазания в таинство елеосвящения: елей должен быть у католиков освящен епископом, а само таинство совершается не над тяжко больным, как в православии, а над умирающим [4, с.204]
       Однако на этом различия между православием и католицизмом, конечно, не кончаются. Если сравнить католические и православные храмы, то можно сразу же отметить разные ценностные подходы. Специфика православия и католицизма проявляется везде от семейно-брачных отношений до отношения к науке и искусству.
      В 1978 г. папой избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел II. Попытки активного приспособления вероучительного комплекса, культа, церковных структур к современному миру нашли свое выражение в обновленческом движении (аджорнаменто). Эти пробелы обсуждались на II Ватиканском соборе, сессии которого проходили с 1962 по 1965 год. После долгих дискуссий на нем были приняты 16 документов по различным теологическим и социальным вопросам. После II Ватиканского собора происходит изменение официальной политики церкви. Изменению политической ориентации католической церкви способствовала деятельность пап Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла II и была связана с поиском путей церковного "обновления", новых форм диалога католической церкви с миром современной культуры. Эта линия доминировала в решениях Ватиканского собора, послесоборной истории католицизма, в сочинениях ведущих современных идеологов католицизма. Соборная конституция по литургии включает многие положения, направленные на упрощение обрядов и богослужения, приспособление их к конкретным условиям. Допускается сочетание латинского богослужения с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах. При отправлении обрядов используются местные разговорные языки, национальная музыка. Указывается на необходимость сочетания священной традиции и со временных форм культуры, использование хорового пения, полифонической музыки, народных мелодий. Иоанн Павел II провозгласил укрепление авторитета католического вероучения и культа одной из главных задач своего понтификата. Ряд его энцйклик посвящен актуализации в современном мире трех ипостасей Бога. Так, образ Бога-Сына - основная тема энциклики " Redemtor hominis" ("Искупитель человека"). В ней Иисус Христос изображается центром Космоса и истории, эталоном человека. Энциклика "Dives in misericordia" ("Богатый в милосердии") посвящена в основном первому лицу Святой Троицы - Богу-Отцу, сущность которого раскрывается через милосердие и спасение, через религиозную веру, даруемые человеку. Третьей ипостаси - Святому Духу - отводится особая роль в энциклике "Dominum et vivificantem" ("Господь и животворящий"). В ней утверждается, что при всех достижениях человеческой цивилизации, развитии науки и техники мир оказался на грани катастрофы. Спастись от нее поможет Святой Дух, обращение к которому трактуется как поиск высшей духовности.
     Духовенство, руководители орденов и светских католических организаций ищут новые формы пробуждения интереса к религии всех слоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных центров, действующих главным образом при учебных заведениях, монастырях. Наряду с проповедями и молебнами в таких центрах проводятся дискуссии по проблемам "отцов и детей", секса, выступают церковные ансамбли. Разрабатываются методики религиозного воспитания, учитывающие возрастные особенности различных групп молодежи.
     Большие надежды церковь связывает с обновлением катехизисов - книг, содержащих (в форме вопросов и ответов) изложение основных положений христианской веры и морали. К составлению катехизисов привлекаются авторитетные педагоги, психологи, лингвисты. В настоящее время в различных странах мира преподаванием хатехизисов (катехизацией) заняты свыше 300 тыс. человек. В последние годы среди катехизаторов увеличилась доля церковных активистов-мирян, действующих в тесном контакте с приходскими священниками.
     Наряду с вариантами обновления вероучения, культа организационных структур церкви, принятыми официальным католицизмом, широкое распространение получили радикальные модернистские течения. Их представители выступают за более тесный диалог церкви и мира, который, по их мнению, может оказаться продуктивным при условии глубокого преобразования организационных основ католицизма. С такой программой обновления выступает швейцарский теолог Г.Кюнг. Путь, преодоления кризиса Г.Кюнг видит в выработке нового понимания церкви (как народа божьего) и церковного управления (как служения этому народу). Церковь - это не учреждение, а община верующих, братьев и сестер, живущих в духе истинной религии. Г.Кюнг считает, что в отличие от иудаизма и языческих культов христианин не нуждается в священнике как посреднике входа в " святая святых, к самому Богу". Никакая церковь не имеет права подавлять свобод у верующих, подменять благость Бога господством человека над человеком. Г.Кюнг предлагает новое понимание Бога, созвучное уровню миропонимания, достигнутого современным естествознанием и философией. Эта модель богопознания позволит избавить теологию от догматизма и традиционализма, будет способствовать сближению истин веры и науки. Выдвигаемые Г.Кюнгом идеи радикального обновления вероучения и культовой практики были осуждены Ватиканом как несовместимые с основами католической догматики. Решением ватиканской конгрегации по вопросам веры он был отстранен от преподавания на факультете теологии Тюбенгенского университета (Германия).
      В октябре 1966 г. после пятилетней предварительной работы, в Голландии был опубликован почти 600-страничный новый катехизис "Доктрина веры для взрослых". В голландском катехизисе отбрасывается традиционная схема вопросов и ответов, а также сам принцип заучивания.     Авторы катехизиса представили многие католические догматы, трактуемые до сих пор как незыблемые, в виде нерешенных, дискуссионных проблем. Например, церковное учение о дьяволе и ангелах интерпретируется таким образом, что у читателя возникает сомнение в их существовании. Как дискуссионные проблемы трактуются также догмат о первородном грехе, идея пресуществления и присутствия Христа в евхаристии и т. д. Картину библейского рая заменял в катехизисе выдержанный в научно-популярном тоне очерк религиозных и атеистических культур от древности до наших дней. Представлена краткая характеристика индуизма, буддизма, ислама. Отправной точкой в объяснении происхождения человека берется не традиционный католический моногенизм, провозглашающий, что все люди ведут свое начало от одной пары людей - Адама и Евы, а теория эволюции.
     Несмотря на кампанию, предпринятую традиционалистами против авторов голландского катехизиса, новые катехизисы стали появляться и в других странах.
      Характернейшей чертой католической мысли сегодня является сближение ее различных направлений в решении на базе взаимных эклектических заимствований вопроса о роли человека в истории. Наблюдается тенденция к созданию единого типа мышления католических философов при обращении к этим проблемам. Одновременно идет политизация католической философии, приводящая к тому, что анализ миссии человека в истории теряет академичность, ибо ведущие теоретики обращаются к жгучим проблемам современности, будущего человечества. На фоне общего кризиса философии заметно возрастает активность католических идеологов, весьма небезуспешно конкурирующих со светскими направлениями. Ощутимо влияние их воззрений на сферу искусства, морали, политики, сознание рядовых католиков различных стран. Реакционно-романтический пафос критики капитализма и утопий будущего, развиваемых католическими философами, присущая им ностальгия по "целостному человеку и абсолютным ценностям" делают их весьма созвучными кризисным умонастроениям, широко распространенным в буржуазном обществе.
     Вместе с тем в католицизме сохраняют влияние консервативно настроенные теологи и духовенство, выступающие против каких-либо нововведений, осуждающие демократизацию культа, обновление социального учения. Во   Франции противники обновленческих процессов группируются вокруг архиепископа М.Лефевра. В своих проповедях он расценивает любые отступления от традиции как святотатство, гибельное для народа. Сторонники французского архиепископа требуют отмены решений II Ватиканского собора о проведении богослужений на национальных языках. Особенно резко они осуждают диалог с другими религиями, который будто бы приводит к капитуляций католиков перед еретиками.
      Католических философов, несмотря на их идейно-теоретические и политические расхождения, объединяет неприятие материалистического понимания общественного развития, миссии человека в истории, ее гуманистического содержания. Сегодня их построения во многом сопряжены с программой евангелизации современного мира, намечаемой католической церковью, стремящейся упрочить собственное положение через экуменическое сближение с иными христианскими церквями, приверженцами других религий, и проповедь в среде атеистов. Ватиканом и его идеологами берется на вооружение лозунг христианского единства Европы, пропагандируется идея активного противостояния материалистическому мировоззрению в связи с распадом СССР, урегулирования отношений между государством и церковью в бывших республиках социалистической ориентации и приближающимся празднованием двух тысячелетия христианства. Вместе с тем, несмотря на серьезные разногласия с материалистическим истолкованием истоков социального творчества и гуманистического содержания истории, многие здравомыслящие католические теоретики призывают в наши дни к диалогу
христиан и атеистов как единственному пути утверждения общечеловеческих ориентиров избавления мира от угрозы ядерной войны и уничтожения мирового сообщества. Глубокое понимание мировоззренческих позиций католических философов, оказывающих влияние на массы верующих, необходимо не только для их конструктивной критики, но и для обеспечения продуктивного диалога с прогрессивными кругами религиозной общественности Запада в деле упрочения мира, решения глобальных проблем современности.
    1.3  Католицизм в Белоруссии.
     Если же обратиться к истории становления и развития католицизма в Белоруссии, то католицизм начал распространяться на белорусских землях уже в XIII в. Как отмечала Л.А. Корнилова, доминиканские монахи осуществляли свою деятельность на землях Великого княжества Литовского в XIII в.
     В этот же период на территории Литовского княжества начал свою деятельность первый католический епископ (первая православная епископская кафедра была открыта в Полоцке в 992 г.) при князе Миндовге (1230-1263). Есть также известия, что в 1250г. был построен католический доминиканский монастырь в Любчи. Проникновение католицизма на территорию Великого княжества Литовского было обусловлено политической ориентацией великих князей ВКЛ (Великое княжество Литовское) на Польшу, где католицизм исповедовался и поддерживался польской короной. Процесс проникновения и закрепления римо-католичества в Белоруссии шел достаточно тяжело, поскольку в этот период государственной религией ВКЛ было православие, приверженцы которого не желали распространения католицизма. Известен факт, когда виленские жители в 1345 г. сломали и снесли католический монастырь. Широкое распространение католицизма в литовских землях связывают с Киевской унией (14 августа 1385 г.). После принятия королевством Польским и Великим княжеством Литовским унии они составили одно государство, Великий князь Литовский Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой и стал королем Польши - Владиславом II. Он обязался обратить в католичество народы Литвы. Так начиналась католическая экспансия в Белоруссии.
       Для осуществления планов распространения католицизма в Литве папский престол посылает два монашеских ордена в Великое княжество Литовское - бернардинцев и каноников для поддержания и укрепления доминиканцев и францисканцев, а также проводит крещение по католическому обряду великокняжеской родни. В 1387 г. в Вильне была открыта католическая епископальная кафедра, которая и осуществляла руководство религиозной жизнью католиков в землях Великого княжества Литовского. Начинается широкое наступление на православие с целью вытеснения его с данной территории. В деле расширения влияния католицизма польская корона и папа римский сделали ставку на местных магнатов. Путем запугивания, шантажа и раздачей привилегий они добивались принятия католицизма белорусскими магнатами. На протяжении XV-XVI вв. в Белоруссии шло интенсивное наступление римо-католиков. По всей территории строились костелы и монастыри. Ягайло и Витовт возводят костелы в Креве, Лиде, Бресте, Дрогичине, Несвиже, Витебске, Могилеве и других населенных пунктах[2,с. 139 ].
     За этот период многие представители православной шляхты по той или иной причине перешли в католицизм. Среди них были: Радзивилы, Сапеги, Хадкевичи, Валовичи, Тышкевичи. Вместе с тем, основная часть народонаселения не хотела принимать "новую" веру, оставаясь православными.
      Другой значительной вехой в деле католизации Белоруссии сыграла Люблинская уния (1569 г.). Согласно унии Великое княжество Литовское окончательно вошло в состав Польши. Данное объединение получило название - Речи Посполитой .
      Для укрепления католицизма и борьбы с православием и протестантизмом на территорию Белоруссии был послан орден иезуитов, самый сильный орден, которым располагало римо-католичество. С целью распространения католицизма среди широких масс населения Белоруссии иезуиты построили и открыли целый ряд учебных заведений, в которых в 1579 г. обучалось около 700 человек. Во главе католической системы образования стояла Виленская академия с правами западно - европейского университета. Необходимо отметить, что система образования, предложенная монахами-католиками, внесла определенный вклад в становление и развитие общего уровня образованности в Белоруссии.
      Еще больше усилилось влияние католицизма на белорусских землях после заключения Брестской церковной унии (1596 г.). При этом необходимо учитывать, что процесс окатоличивания сопровождался полонизацией. К 1696 г. белорусский язык был вытеснен из судебного и административного делопроизводства в Великом княжестве литовском и заменен на польский.
К середине XVIII в. многие школы и типографии православных братств были закрыты, в белорусской епархии осталось 130 православных церквей, а 164 церкви и 5 монастырей превращены в униатские. С 1668 г. отступничество от католицизма приравнивалось к преступлению и влекло за собой наказание. Католическая церковь на Белоруссии становилась крупнейшим феодалом, так в середине XVIII века иезуитские коллегиумы имели более полумиллиона десятин земли и почти 50 тыс. крепостных крестьян [ 3, с.230].
     После второго раздела Речи Посполитой (1772 г.) в результате которого восточные и районы Белоруссии отошли к России, позиции католицизма ослабли и он был вынужден смириться с потерей своего былого влияния в этом регионе, которое не восстановлено и поныне.
      В 1839 г. Брестская уния была расторгнута. После первой мировой войны и Октябрьской революции часть территории Белоруссии ^вошло в состав Польши. В этот период (до 1939 г.) на западно-белорусских землях активно насаждается католицизм. Кроме того, в период нахождения западной Белоруссии в составе Польши белорусы испытывали давление со стороны приезжих протестантских миссионеров из США, Германии, а также баптистов, христиан веры евангельской (пятидесятников) и других религиозных организаций.
      В настоящее время на территории нашей республики в связи с урегулированием отношений между церковью и государством функционируют более 373 (на 1.01.1996 г.) католических общин, имеется учебное заведение для подготовки католических священнослужителей.     Можно с уверенностью сказать, что государство создало все условия для свободного функционирования христианских религиозных общин вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.
      В Республике Беларусь для верующих католиков нет никаких препятствий для свободного отправления религиозных культов. Об этом свидетельствует тот факт, что среди всех верующих республики католики составляют примерно 25-30 процентов.       
 
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В  настоящее время католицизм является самым многочисленным направлением в христианстве. Районы его наибольшего распространения – Италия, Испания, Португалия, Франция, Германия, Ирландия, Австрия, Бельгия, страны Латинской  Америки и   США, Польша, Венгрия, Литва, Латвия, Эстония, Беларусь, Украина.
       Таким образом, закономерен вопрос : что сделала римско- католическая церковь для культурного развития общества ? Прежде всего она воспитала романно- германские народы и сделала это в совершенно ином духе, чем восточная церковь по отношению к грекам, славянам и восточным племенам. Римско-католическая церковь приобщила молодые нации к христианской, не оставила их на первых ступенях развития, а помогла а помогла совершенствоваться и руководила этим процессом почти тысячелетие. Вплоть до  14в. Она оставалась руководительницей и “ матерью народов ”, формируя идеи,  указывала цели, высвобождала стесненные силы . Правда, со временем воспитанные ею народы со временем сделались самостоятельными  и вступили на новые пути, которые церковь им не указывала. Тем не менее в течение  последних шести столетий римско- католическая церковь  отставала от развития общества  в гораздо  меньшей мере , нежели православная . Кроме того,  римско- католическая церковь отстояла в Западной  Европе  идеи независимости религии и церкви от имевших здесь  место стремлений к установлению монополии государства в духовной области.  Здесь религия и связанная с ней нравственность имеют свою самостоятельную область и не допускают чьего-либо вмешательства. Этим Запад обязан преимущественно римской церкви [1,с.74 ].         
 
 
 
 
               Список используемых источников
1.    Костюкевич, И.П.  Религиоведение : Учеб.пособие / П.И. Костюкович.-2-е изд.- Минск : Новое знание, 2002- 192 с.
2. Кудрявцев, В.В.  Лекции по истории религии и свободомыслия / В.В. Кудрявцев. – 3-е изд.,испр. и доп. – Минск : Тетра Системс, 1998.- 384 с.
3.  Старостенко, В.В. Религиоведение : учебник / В. В. Старостенко.- Минск : ИВЦ Минфина, 2008. - 288с. 
4. Религиоведение : Учеб. Пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцев и др.; Под. ред. М.Я. Ленсу и др. 2-е изд., испр.- Минск : Новое знание, 2004.-421с.

2

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.