На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Буржуазные реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1)Буржуазные  реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. 
в Российской империи 
Россия вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. 
Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. 
После вступления на престол Александра I (1801) началась подготовка реформ государственного управления. С этой целью при императоре был создан "негласный комитет" (1801-1803), в состав которого вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати -- Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Черторыйский и Николай Новосильцев. 
В 1802 г. начались некоторые изменения в системе организации власти. Взамен петровских коллегий были введены новые органы управления -- министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась Иностранная коллегия), военных сухопутных сил, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел, народного просвещения и др. Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

            В подготовке реформ политической  системы страны особое место  занял проект М.М. Сперанского,  который по поручению Александра I разработал фактически план  буржуазных преобразований в  стране. 
В своем проекте в 1802 г. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей. Проекты М.М. Сперанского предвосхищали Манифест 17 октября 1905 г. и оказали громадное влияние на развитие общественной мысли в России. М.М. Сперанский предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом -- Государственной думой. На местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего российского парламента должен был стать Государственный совет. 
Предложения Сперанского вступали в резкое противоречие с интересами дворянской аристократии. Поэтому единственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, -- это создание Государственного совета. 
Государственный совет был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии, имел законосовещательные функции, т.е. законы, издаваемые императором, должны были обсуждаться в Государственном совете. Однако это положение часто нарушалось: царь утверждал законопроекты, минуя Государственный совет. При Александре I права Сената были значительно урезаны: он превратился в высшую судебную инстанцию и никаких вопросов государственного управления не решал. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, должность эту с учреждением в 1802 г. Министерства юстиции стал занимать министр юстиции. 
Вся полнота власти на местах в первой четверти XIX в. принадлежала губернаторам, которые назначались императором. 
Реформы государственного аппарата, которые были осуществлены в начале царствования Александра I, не изменили по существу самодержавного строя. Но с победой России в войне с Наполеоном, влиянием на общественную мысль идей Французской революции, переходом некоторых стран Европы к конституционному устройству Россия встала перед необходимостью преобразований. 
В 1815 г. была дарована Конституция Царству Польскому. Выступая в Варшаве на открытии первого польского сейма, Александр I заявил о возможности в будущем распространить конституционные порядки на всю Россию. Под руководством Н.Н. Новосильцева, крупного государственного деятеля той эпохи, будущего председателя Государственного совета и Кабинета министров, в строжайшей тайне началась работа над проектом русской конституции. В 1820 г. проект был готов и получил название "Уставная грамота Российской империи". 
Это был проект конституции самодержавного государства. Так, статья 12 подтверждала: "Государь есть единственный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и военных". В то же время провозглашалось создание буржуазного по своей сути двухпалатного парламента, на рассмотрение которого монарх должен был представлять каждый издаваемый им закон. Проект конституции был подготовлен и призван возвестить о даровании гражданам России конституционных прав, однако он так никогда и не был обнародован. Это связано с сопротивлением большей части дворянства, которое выступало против реформ. 
Вместо реформ продолжалось укрепление крепостничества и самодержавия. После подавления восстания декабристов в декабре 1828 г. Николай I взял курс на еще большее укрепление абсолютизма. Были проведены реформы в области цензуры, создано III отделение Собственной его Величества канцелярии политического сыска. 
В период правления Николая I усилилась бюрократизация всех сторон государственной жизни страны, государственный аппарат приобрел огромные размеры и влияние, усилилась милитаризация всей жизни страны, ослабло значение Государственного совета и Сената. 
О реформах по подготовке конституционных проектов было забыто на долгие годы. 
Поражение в Крымской войне и смерть в 1855 г. императора Николая I обнаружили кризис системы самодержавно-крепостнической власти, вызвали общественный подъем, породили надежды передовой части российского общества на ослабление реакции в стране.

1856 год современники  характеризовали как время оттепели. Не случайно князь Дмитрий Оболенский, видный деятель либеральной бюрократии, служивший в Морском министерстве, писал в своем дневнике: "Он (1856 г.), однако, ярко отличается от предшествующих годов, как перед наступлением весны бывают дни, хотя еще холодные, но с весенним запахом, предшественником наступающей оттепели. Свободно дышала Россия в этом году..." Была ослаблена цензура, и М.Е. Салтыков-Щедрин, возвращенный из ссылки, был поражен тем, с какой свободой заговорили все и везде -- в министерствах и на улицах, в кабаках и салонах. После мертвенного оцепенения, в которое была погружена страна, наступило время, когда слово превратилось в реальную общественную силу. Гласность стала важнейшим стимулом подготовки реформ. 
Были сняты запреты, введенные в университетах, разрешена свободная выдача заграничных паспортов (количество выезжающих с 1856 по 1859 г. увеличилось в 4 раза), проведено сокращение армии и т.д. К коронации Александра II в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим заключенным -- оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 г. В результате 9 тыс. человек освобождались от административно-полицейского надзора. 
19 февраля 1861 г. было отменено крепостное право, что повлекло за собой целый ряд перемен в управлении страной. Прежде всего, это коснулось местного управления. Основные положения земской реформы были выдвинуты комиссией Н.А. Милютина, в ее разработке принимал участие М.Е. Салтыков-Щедрин. 1 января 1864 г. Александром II были утверждены "Положения о губернских и уездных земских учреждениях". Земская реформа положила начало всесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинство дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42 %, в губернских земских управах дворян было 89,5%. Впервые представительство в органах местного самоуправления получило крестьянство -- 38 %.

2)В результате  экономического развития в пореформенный  период (особенно промышленного  подъема 90-х годов XIX в., завершился  к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве). По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства. 
В современной науке выделяют три эшелона модернизации: 
1. Страны с высоким уровнем развития капитализма (Англия, Франция, США) 
2. Страны со средним (Германия, Япония) и слабо-средним (Россия, Австро-Венгрия) уровнем развития капитализма 
3. Страны слабого развития капитализма (страны Латинской Америки, Африки, Азии) 
На рубеже XIX—XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в. 
Особый характер капитализма рубежа веков отмечали многие ученые и политики, в частности английский экономист Джон Гобсон. По его версии (а также по В.И. Ленину) характерными признаками империализма являются: 
1. создание в промышленности крупных объединений, предприятий – монополий (провести аналогию с современными ТНК – транснациональными корпорациями), диктующих свои правила игры на рынке; 
2. образование в результате слияния банковского капитала с промышленным нового, более маневренного и активного, увязывающего в единую систему банки, предприятия, связь, сферу услуг, типа капитала — финансового; 
3. вывоз капитала в другие страны начинает доминировать над товарным экспортом, что позволяет получать сверхприбыль за счет эксплуатации дешевой рабочей силы, дешевого сырья и низких цен на землю; 
4. экономический раздел мира между союзами монополий; 
5. политический, территориальный раздел мира между ведущими странами, колониальные войны. 
Монополии: крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта товаров. Основные формы монополий:

Картель: участники  сохраняют производственную самостоятельность, при этом совместно решают вопросы  объема производства, сбыта продукции, прибыль распределяется согласно доле участия; 
Синдикат: сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяются объем производимой продукции, цены, условия продажи; централизован сбыт; 
Трест: участники теряют производственную, а часто и юридическую состоятельность; чаще всею возникают в отраслях, производящих однородную продукцию; 
Концерн: многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью 
Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с проявлением общих закономерностей в России имелись свои особенности монополистического капитализма. Это было обусловлено рядом факторов.  
Во-первых, исторических - она перешла к капитализму позднее многих стран Европы.  
Во-вторых, экономико-географических - необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением. 
В-третьих, социально-политических - сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения. 
В-четвертых, национальных - различный уровень экономического и социокультурного состояния многочисленных народов империи также предопределял своеобразие российского монополистического капитализма. 
В процессе монополизации в России можно выделить четыре этапа: 
1880-1890-е гг. - возникновение первых картелей на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынков сбыта, усиление банков; 
1900-1908 гг. - создание крупных синдикатов, банковских монополий, концентрация банков; 3. 1909-1913 гг. - создание синдикатов «по вертикали», объединявших предприятия по закупке сырья, по его производству и сбыту; возникновение трестов и концернов; сращивание промышленного «банковского капиталов, создание финансового капитала;  
1913-1917 гг. - возникновение государственно-монополистического капитализма; сращивание финансового капитала, монополий с государственным аппаратом. 
Россию принято относить ко второму эшелону модернизации. Существуют разные точки зрения исследователей на вопрос об уровне развития капитализма в Росси: средний или слабо-средний. Кроме того, наряду с мнением о «догоняющем» характере российской модернизации (формационный подход) существует мнение и об особом пути развития России, о ненужности и бесперспективности «гонки за лидером» (цивилизационный подход).

Особенности 
1. В России железнодорожное строительство развернулось до промышленного переворота, явившись мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции всего народного хозяйства. 
2. Система российского фабричного производства во многих отраслях промышленности складывалась без прохождения предшествующих стадий - ремесла и мануфактуры. 
3. В другой последовательности в России происходило и оформление кредитной системы. К началу XX в. эта система была представлена прежде всего крупными и крупнейшими акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких кредитных учреждений приходился лишь на время предвоенного промышленного подъема. 
4. Наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической. 
5. Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала. 
6. Создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы. 
7. Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавное государство. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось: 
• в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции; 
• в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству); 
• в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий; 
• в существовании значительного государственного сектора в экономике; 
• в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов; 
• в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа (Витте), ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость). 
Государство активно покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали поступать значительные иностранные инвестиции. Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы: 
• многоукладный характер экономики — наряду с частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнический и натурально-патриархальный (община) уклады; 
• неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей; 
• зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898 - 1904 и 1907-1910 гг.; 
• сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда (в 2—3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в производстве продукции на пушу населения и технической вооруженности труда;
 

• российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гильдейского купечества; 
• наличие мощного бюрократического капитала, представлявшего собой громадное государственное хозяйство — колоссальный земельный и лесной фонды, шахты и металлургические заводы на Урале, Алтае, в Сибири, военные заводы, железные дороги, государственный банк, предприятия связи, которые принадлежали казне и управлялись не буржуазными, а феодально-бюрократическими методами. 
Промышленность 
Для России была характерна цикличность.  
Кризис 1900-1903 гг. – падение цен, сокращение производства, массовая безработица. 
1901 – паровозостроительный синдикат «Продпаровоз» 
1902 – синдикаты «Продамет» и «Трубопродажа»  
1904-1908 гг. – спад темпов промышленного производства (депрессия). 
С 1909 промышленный подъем, связанный с ростом военных заказов, широким вложением финансовых (в том числе и иностранных) средств. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое. 
2-е место в мире – добыча нефти 
4-е – машиностроение 
5-е – добыча угля, железной руды, выплавка стали 
В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте в мире, а некоторых отраслей (автомобиле- и самолетостроения) вообще не было. В производстве промышленных товаров на душу населения Россия отставала от ведущих капиталистических стран в 5-10 раз. 
Сельское хозяйство 
Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Особенности сельского хозяйства: 
• зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному 
• перенаселению и истощению земель; 
• зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии; 
• маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15—20% всех крестьян); 
• месторасположение России — «зона рискованного земледелия», что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;

• сохранение полукрепостнических  и патриархальных пережитков в деревне  Аграрный сектор был включен в  процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства  стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни  страны начала века. 
Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Противоречия в развитии российской экономики были связаны именно с недостаточностью втягивания ее отдельных секторов в модернизацию. Серьезным тормозом на пути экономического развития являлись самодержавие и политическое засилье дворянства. 
Финансы 
В условиях монополистического капитализма финансовая система России определялась государственной и частной формами банковского капитала. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли. Дворянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение. 
Заметную роль играла система акционерных коммерческих банков, принимавших активное участие в развитии кредитной системы. 
В России шла концентрация и централизация капитала крупными акционерными банками (Русско-Азиатской, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны. 
В конце XIX — начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений. 
Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900—1903 гг. Правительственная казна была фактически опустошена попытками спасти убыточные промышленные предприятия и поддержать разваливающуюся банковскую систему. После русско-японской войны 1904—1905 гг. и революции 1905—1907 гг. государственный долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования. Крупные правительственные иностранные займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые платежи по ним накануне первой мировой войны достигли огромной цифры в 405 млн. рублей. 
Транспорт 
В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее

место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891—1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы. 
По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями. 
Крайне незначительно увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов и проселков, на которых преобладали гужевые перевозки. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий. 
В целом для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических отношений, используя опробованные в других странах методы подъема экономики. В начале XX в. было значительно сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной. 
Реформы С. Ю. Витте 
Оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением монархии. В своей работе Витте широко использовал научные и статистические данные. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия. 
При Витте значительно расширилось вмешательство государства в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфликты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горно-добывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), а также активно развивало казенное хозяйство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав по опыту практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В. И. Ковалевскому. 
В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:

и политические изменения и привела бы к уничтожению  наряду с царским режимом и  привилегированного, цензового общества. Опасаясь нежелательного социально-политического  взрыва, лидеры "Прогрессивного блока" до последнего стремились избежать открытой конфронтации с правительством, лихорадочно искали выход путем компромиссов с монархией. Однако Николай II охранял принципы самодержавия, уповая на божье провидение, на силу репрессивного аппарата (хотя временами царское правительство пыталось и маневрировать, искать пути сближения с буржуазной оппозицией). Успеха эта политика не могла принести. С февраля 1917 г. страна неудержимо шла ко второй буржуазно-демократической революции.
усиление роли государства в экономике: 
— введение единых тарифов на железных дорогах; 
— государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов; 
— сосредоточение большей части железных дорог в руках государства; 
— расширение государственного сектора в промышленности; 
— активизация деятельности Госбанка; 
— введение государственной монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства: 
— гибкое налоговое законодательство; 
— борьба с дефицитом бюджета; 
— укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля); 
— умеренный протекционизм в отношении иностранных инвесторов. 
Витте предложил ряд мер, направленных на разрушение общины и превращение крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения рабочих. Программа Витте не нашла должной поддержки в ближайшем окружении паря. 
Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905—1907 гг. 
P.S. Налоги и повинности народов Сибири в начале XX века (Лев Дамешек) 
Неравномерность раскладки налогов и податей, высокие их размеры порождали устойчивые и многочисленные недоимки, отмечаемые у всех категорий коренных жителей. У оседлых «инородцев» Енисейской губернии за 5 лет (1895 - 1900) недоимка по государственным земским повинностям составляла в среднем 62%, по частным земским повинностям— 71,4 %. У кочевых «инородцев» эти показатели составляли соответственно 19,5 и 32,8 %. Несоответствие размеров налогов уровню платежеспособности сельского аборигенного населения порождало недоимки и по другим идам податных платежей. Источники отмечают хронические недоимки по уплате подушной и оброчной податей -основного вида податного обложения оседлых аборигенов. В Енисейской губернии недоимки по подушным сборам составляли 15,7, оброчным — 7,5%. Замечаемое по временам некоторое сокращение недоимок по окладным платежам объясняется отнюдь не повышением платежеспособности аборигенов, а беззастенчивым выколачиванием их царскими властями, особенно при взыскании местных податей. При этом широко

практиковались  конфискация имущества и пpoдажа его с торгов, арест родоначальников  и сельских старшин, другие формы административного принуждения, вплоть до посылки воинских команд. Но, несмотря и на эти меры, недоимки постоянно возрастали. В Тобольской губернии, например, после перевода части кочевников в категорию оседлых податная система легла на инородцев еще тяжелее. В 1891 г. недоимки исчислялись в 87566 руб., что составляло 140 % годового оклада, в 1901 г.— уже 98023 руб. В Якутской области в 1892 г. недоимки по земским платежам составляли 187 664 руб. К 1900 г. благодаря «стараниям администрации» размер их сократился до 116 589 руб., однако дальнейшее взыскание недоимок оставалось для местной администрации проблематичным. 
В итоге отметим, что в рассматриваемый период подати и повинности коренного населения Сибири по форме и содержанию носили смешанный характер. В совокупном обложении народностей края на долю местных и личных обязанностей приходилось Ее менее 50% денежных платежей. Подати и повинности оседлых аборигенов на практике ничем не отличались от податных обязанностей русского крестьянства. Однако наиболее характерной формой податных обязанностей кочевых и бродячих «инородцев» - абсолютного большинства коренного населения - был ясак.

3)Война с Германией  обусловила процесс милитаризации  экономику России. Государственное  регулирование экономики приобрело  чрезвычайные формы. Этому способствовало то, что правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии — на победу в войне и мобилизацию капитала.  
Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и государственных займов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомственных комиссий. Мобилизация капитала вызывала противоречия между различными группами правящего класса, поэтому государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами, пытаясь согласовывать различные социальные интересы.  
На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов, целями которых были и организация экономики и участие в управлении государственной политикой.  
В функции военно-промышленных комитетов входит:  
• посредничество между казной и промышленностью,  
• распределение военных заказов,  
• регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем,  
• регулирование внешней торговли (закупок),  
• нормирование цен на сырье, то есть мобилизация торговли,  
• регулирование рынка труда,  
• регулирование транспорта.  
При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.  
Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. начинают создаваться особые совещания по обороне. Состав органов определялся Государственной думой и утверждался императором.  
В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий принятия военных заказов (преимущественно перед другими) и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих государственных и частных предприятий, ревизовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов.  
Особые совещания по топливу со временем выделились из системы совещаний по обороне, взяв на себя функции распределения топлива между потребителями, установления секвестра (ареста без конфискации) на предприятия, реквизиции топлива (принудительный выкуп по фиксированным ценам).

Особые совещания  по продовольствию проводили проверку наличия продуктов и в случае необходимости — их реквизицию.  
Особые совещания по перевозкам устанавливали порядок принудительного пользования транспортом и помещениями в государственных и общественных целях.  
Отдельные одноотраслевые предприятия могли объединяться в заводские совещания.  
Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными органами, стали создавать общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей они ставили: оказание помощи раненым (организация госпиталей, поставка медикаментов, подготовка медперсонала), распределение заказов мелким предприятиям и посредничество между ними и казной. Юридической основой деятельности Союза стали договоры, заключаемые разными земствами между собой.

Россия в годы Первой мировой войны  
Причины Первой мировой войны. Первая мировая возникла в результате обострения противоречий между ведущими державами мира, что, в свою очередь, явилось следствием неравномерности их экономического и политического развития в конце ХIХ – начале ХХ вв., приведшего к изменению соотношений экономических, политических и военных сил на международной арене. Характерным для этого периода было то, что более высокими темпами развивались "молодые" капиталистические государства – Соединенные Штаты Америки, Германия и Япония, в короткий срок догнавшие и перегнавшие в технико-экономическом отношении такие "старые" колониальные страны, как Англия и Франция. Особенно показательным было развитие Германии, которая к 1900 г. обошла эти страны по уровню промышленного производства (выдвинувшись на второе место следом за США), но значительно уступала в размерах колониальных владений. В силу этого интересы Германии и Англии сталкивались наиболее часто. Германия открыто стремилась к захвату английских рынков на Ближнем Востоке и в Африке. 
Колониальная экспансия Германии встречала сопротивление Франции, которая также обладала огромными колониями. Весьма острые противоречия между этими странами существовали из-за Эльзаса и Лотарингии, захваченных Германией еще в 1871 г. 
Русско-германские противоречия наиболее отчетливо проявились в “таможенной войне”: Германия, стремясь превратить Россию в поставщика сырья и рынок сбыта для изделий своей промышленности, в то же время ограничивала ввоз русских сельскохозяйственных продуктов; в ответ были повышены пошлины на германские товары, что привело к резкому обострению русско-германских экономических отношений. Своим проникновением на Ближний Восток Германия также создавала угрозу интересам России в бассейне Черного моря. Австро-Венгрия, выступавшая в союзе с Германией, стала серьезным конкурентом России в борьбе за влияние на Балканах. Отношения балканских стран с великими державами привели к фактическому разделу Юго-Восточной Европы на зоны влияния. Причем Россия утратила ряд политических приоритетов в этом регионе, полученных ею после русско-турецкой войны 1877-1978 гг. (например, в Болгарии, которая принимала участие в Первой мировой войне на стороне Германии). 
Обострение внешнеполитических противоречий привело к разделу мира на два враждебных лагеря и к складыванию двух империалистических группировок: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственного согласия, или Антанты (Великобритания, Франция, Россия). США в канун войны не примкнули ни к одному из сложившихся в Европе блоков. 
Цели России в войне. Характер Первой мировой войны. Страны, участвовавшие в войне, ставили перед собой захватнические цели (хотя правящие круги государств, вступивших в войну, и стремились найти благовидные предлоги для оправдания своих действий). По вопросу о целях России в Первой мировой войне в отечественной историографии имеет место некоторое "разночтение". Главная цель войны не всегда подчеркивается с должной четкостью и определенностью. Иногда на первый план выдвигают стремление России к захвату Константинополя и черноморских проливов, овладение которыми характеризуется как центральный, основной пункт внешнеполитической программы. Однако не балкано-ближневосточный, а европейский театр занимал главенствующее место в русской внешней политике в годы войны. Главной целью России, как и ее союзников, с самого начала было и оставалось сокрушение военно-экономического могущества Германии и устранение опасности установления ею своей гегемонии в Европе и в других районах мира, максимальное ее ослабление, вытеснение из числа великих держав и лишение имперского ранга (такая же участь должна была постичь и Австро-Венгрию). Россия стремилась преградить путь политической и экономической экспансии Германии на Восток. Поражение Германии должно было привести к вытеснению ее с азиатских рынков, в первую очередь из Персии и Китая, в чем были заинтересованы и Россия, и западные страны, Япония. 
Весьма важными наряду с овладением проливами являлись "воссоздание единой Польши" в ее этнографических границах под верховной властью российского императора с предоставлением ей автономии в делах местного самоуправления, а также присоединение к России территорий, населенных "коренной русской народностью", – Галиции и Угорской Руси, что должно было служить не только политическим, но и стратегическим интересам государства. 
Помимо реализации программы послевоенного устройства в победоносном исходе войны правящие круги видели важнейшее условие преодоления революционного общеполитического кризиса, укрепления своих позиций внутри страны, сохранения великодержавного престижа России и ее роли в мировых делах. 
Таким образом, война велась ради перераспределения колоний и сфер влияния, велась, чтобы низвести вражеские государства до положения "второразрядных", исключив их из числа основных соперников и конкурентов стран-победительниц, а также чтобы решить свои внутренние проблемы. По своему характеру война 1914-1918 гг., следовательно, была империалистической, захватнической, несправедливой с обеих сторон (только для Сербии и Черногории эта война с самого начала стала оборонительной, национально-освободительной). В связи с тем, что война за передел мира затрагивала интересы всех империалистических стран, в нее постепенно оказалось втянутым большинство государств мира (тридцать восемь государств). Война стала мировой как по своим целям, так и по масштабам. 
Начало войны. Общий ход военных действий. Непосредственным поводом к началу военных действий послужило убийство 28 июня 1914 г. в Сараево наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда членом националистической организации "Млада Босна" Гаврилой Принципом. Правительство Австро-Венгрии с одобрения Германии предъявило Сербии ультиматум, требуя свободы вмешательства во внутренние дела Сербии. Несмотря на принятие Сербией почти всех условий, Австро-Венгрия 28 июля объявила ей войну. В ответ на агрессивные действия Австро-Венгрии Россия начала 29 июля частичную, а 31 июля всеобщую мобилизацию. Это обстоятельство было использовано Германией как повод для объявления 1 августа войны России и 3 августа – Франции. Без объявления войны германские войска начали вторжение в Бельгию, поправ ее нейтралитет, гарантированный несколькими государствами. Это явилось удобным предлогом для вступления в войну Англии, объявившей в ночь с 4 на 5 августа от себя и от имени своих доминионов (Австралия, Канада, Новая Зеландия) войну Германии. 6 августа Австро-Венгрия объявила войну России, а через несколько дней оказалась в состоянии войны со всеми государствами, с которыми уже воевала Германия. В конце августа на стороне Антанты выступила Япония, которая решила воспользоваться тем, что Германия будет скована на Западе, и захватить ее колонии на Дальнем Востоке. 30 октября 1914 г. на стороне Германии в войну вступила Турция. В октябре 1915 г. к австро-германскому блоку примкнула Болгария. Образовался Четвертной союз Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии (благодаря их

совместным усилиям  была разгромлена маленькая Сербия, хотя ее армия и правительство, покинув страну, продолжали борьбу). 
Из государств, входивших в противостоявшие друг другу группировки, одна только Италия не вступила в войну в 1914 г., заявив о своем нейтралитете. Она начала военные действия в мае 1915 г. на стороне Антанты (разорвав союзнические отношения с Германией и Австро-Венгрией в обмен на обещание стран Антанты передать Италии часть австрийских, турецких владений и Албанию). В апреле 1917 г. на стороне Антанты в войну вступили также США. 
Начавшиеся в августе 1914 г. военные действия развернулись на нескольких театрах и продолжались до ноября 1918 г. 
Россия приняла активное участие в войне раньше, чем это ожидалось ее противниками. Идя навстречу пожеланиям союзников (потерпевших поражение в Приграничном сражении), российское командование решило еще до окончательного развертывания своих армий перейти к активным действиям и начало наступление Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии. Почти одновременно началось наступление Юго-Западного фронта в Галиции и Польше против австро-венгерских войск. 
Несмотря на то, что в Восточной Пруссии русские войска из-за плохого руководства со стороны Ставки не смогли развить первоначальный успех и потерпели тяжелое поражение (армия генерала А.В. Самсонова была разгромлена, а армия генерала П.К. Ренненкампфа вытеснена из Восточной Пруссии), Россия отвлекла силы Германии и способствовала поражению германских войск в битве на реке Марна (сентябрь 1914 г.) на Западном фронте. 
В сентябре 1914 г. русские войска прорвали оборону австрийских армий и заняли Галицию с городами Львов, Перемышль, Черновцы. Успешно завершились и операции против Турции, войска которой потерпели тяжелое поражение в Закавказье (в районе Сарыкамыша) и были отброшены в пределы Турции (в дальнейшем на протяжении всей Первой мировой войны Турции так и не удалось добиться сколько-нибудь значительного успеха ни в Закавказье, ни на черноморском театре военных действий). 
К концу 1914 г. стало очевидно, что война принимает затяжной характер. Но к ведению такой войны не было подготовлено ни одно государство. Мобилизационные запасы, при помощи которых воюющие стороны намеревались вести войну, оказались весьма ограниченными. Промышленность не успевала в необходимых количествах производить оружие и боеприпасы. Перед каждой из воюющих сторон возникла сложная задача перевода своей экономики на военные рельсы. Оказалось недостаточной также и численность кадровых армий. В результате потерь части и соединения испытывали недостаток личного состава, а на формирование новых уходило значительное время. В такой обстановке, при отсутствии единства и согласованности действий внутри каждой коалиции, проходила разработка планов ведения войны на 1915 г. 
Оказавшись перед фактом провала своих первоначальных планов (осуществление "молниеносной войны"), германский Генштаб решил в 1915 г. на Западном (французском) фронте перейти к обороне, а все силы сосредоточить на Восточном фронте, разгромить русскую армию и вывести Россию из войны. 
В мае 1915 г. австро-германские силы начали прорыв в районе Горлицы (Галиция), а в июле – в Польше. Союзники не предприняли в течение лета 1915 г. ни одной крупной

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.