На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Типология государств: основные научные подходы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Типология государств 

Введение
Вопрос о  типах государства и их классификации  является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности  у каждого общества и  государства  свои из-за следующих условий: географических; политических; религиозных таким  образом  главный вопрос типологии  государства в их правильной  классификации. На протяжении истории  было изобретено много подходов к  типам государства (основными являются формационный авторы К.Маркс, и Ф.Энгельс; и цивилизационный авторы А.Тойнби и У. Ростоу). И моя задача рассмотреть  подходы и оценить их достоинства  и недостатки. Несмотря на перемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства и права, а  также вопрос о государстве и  праве социалистического исторического  типа как одного из ее аспектов, так  и не получили должной научной  разработки. При этом в специальной  и учебной литературе сформировались два основных направления  в освещении  темы. Первое направление заключается  в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических  формаций как базовой для выделения  и характеристики отдельных исторических типов государства и права  под предлогом ее необоснованности, неактуальности, ошибочности. Привычными стали обращение к иным теоретическим  конструкциям (например, цивилизационный  подход). Именно рассмотрению данных подходов в типологии государства посвящена  моя работа. 

Моя работа состоит из шести глав. В первой главе мною были рассмотрены основные определения, виды и назначение типологии  государства. Во второй главе я описал подробно основные подходы к классификации  государства. В третьей главе  описано содержание, признаки и типы государств согласно формационному  подходу. В четвертой рассмотрен цивилизационый подход к типологии  государства  так же описаны признаки подхода и типы государств согласно этой теории. Пятую и шестую главы  я посвятил «альтернативным» подходам к типу государства это: политика-правовая типология и личностный подход. В  своей работе я использовал учебную, научную и монографическую литературу различных авторов. 
 

Типология государства: понятие и назначение 

История развития государственности  насчитывает  огромное количество государств, различных  по своему происхождению, развитию и  функционированию. В курсе теории государства и права придается  особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство  со сходным признаками на основании  тех или иных факторов.
Типология – учение о классификации, т.е. распределении  объектов какого-либо рода на взаимосвязанные  типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам  и свойствам объектов данного  рода; это учение об упорядочении и  систематизации сложных объектов. В  данном случае таким сложным объектом выступает государство[1].
Типология государства – это научная  классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.
Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы  это дало возможность раскрыть их социальную сущность[2].  Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема  научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Особенности государства конкретного исторического  периода определяются состоянием и  уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной  власти, суверенитета) государство  по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.
Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в  развитии государственно-организационного общества у различных народов  в различное историческое время  позволяют тем неменее выявить  существенные общие черты, характерные  для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта  государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель  считал, что основными критериями разграничения государств являются: Количество властвующих в государстве; осуществляемая государством цель.   
 По первому  признаку он различал правление  одного, правление немногих, правление  большинства. По второму признаку  все государства делились на  правильные (в них достигается  общее благо) и неправильные (в  них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий  того времени, Аристотель считал  главное различие государств  в том, какое мере государство  обеспечивает свободу и личные  интересы каждого.
Полибий говорил, что развитие государства, смена  его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство  развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История  подтверждает, что цикличность в  развитии государственно-организованного  общества – закономерный процесс. Тем  не менее, главное в воззрениях Полибия  состоит в том, что за основу смены  циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении  государственной власти и человека.
Разнообразие  научных подходов в оценке этого  чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало  объективной основой концептуального  плюрализма типологии государств.[3]
Основные  подходы к типологии государств. 

Существует  несколько критериев классификации  государств на типы. Основными подходами  к типологии являются: формационный (авторы К.Маркс, Ф.Энгельс) и цивилизационый (авторы А.Тойнби, У.Ростоу)
С точки  зрения марксизма (формационный подход), под историческим типом государства  понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты  и признаки, относящиеся к одной  и той же общественно-экономической  формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая  формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе  производства, а значит, и базис  исторического типа общества.
Согласно  марксисткой типологии четырем  типами общественно-экономической  формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем  типам экономического базиса соответствуют  четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое,- каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий  тип государства должен быть исторически  более прогрессивным, чем предыдущий.
Марксистская  типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью[4]. В соответствие с ней все государства проходили жестоко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государства была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, «профеодальное»).
Марксистскую  типологию государств можно критиковать, можно отказаться от неё, но сначала  нужно предложить взамен нечто более  совершенное. Быть может, плодотворными  будут совершенствование и развитие формационного подхода? К уже  известным формациям сторонники такого подхода предлагают добавить «восточное государство», «азиатский способ производства» и «профеодализм». Пора по-новому подойти и к характеристике «посткапиталистического» государства. Что это: новый тип государства  или переходное состояние? Нельзя игнорировать такие государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство –  Китайская народная республика –  продолжает строить социализм с  китайской спецификой.
В мировой  литературе предполагалось немало оснований  классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение  подразделять их на демократические  и недемократические.
В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной  машины. Власть находится либо в  руках правящей элиты, либо диктатора  и его окружения. Все остальные  отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».
Авторитарное  государство отличается от тоталитарного  главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и  законности.
Либеральное государство формируется под  влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.
Здесь создаются  условия для правовой автономии  личности, не допускающей необоснованного  вмешательства государства в  личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права  и свободы граждан, действует  правовой режим «Разрешено все, что  не запрещено законом». Однако в  политическом плане не допускаются  действия, направленные на изменение  государственного и общественного  строя.
В демократическом  государстве создаются условия  для реального участия граждан  в решении государственных и  общественных дел, все важнейшие  органы государства выборны и  подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом  кругом прав и свобод. Здесь   государство  служит обществу и личности.
Рассматриваемая классификация имеет несомненное  научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности  не идет ни в какое сравнение с  формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в  рамках общепринятых типов.
Приведенная типология государств, в общем, и  целом применима и к праву. Английский историк А.Тойнби предложил  цивилизационный подход классификации  обществ и государств, который  учитывает не только социально-экономические  условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую  и др.[5]
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом  общечеловеческих ценностей, а цивилизация  понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся  вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизаций  обуславливается взаимодействием  техники, социальной организации, религии  и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического  материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении  способов производства и общественно-экономических  формаций как ступеней общественного  развития.
Иначе говоря, цивилизационый подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетание они, видимо, могут стать подходящей основой  для научной классификации государств. 

Классификация государств на типы не является всеохватывавающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в  результате распада колониальной системы  и двигались в своем развитии к одному из существовавших типов
( чаще всего  к буржуазному), другие сочетали  в себе признаки нескольких  типов государств (например, скандинавские  государства сочетают признаки  традиционно буржуазного государства  с ростками государства социалистического  типа), у третьих возможно появление  таких признаков и черт, которых  нет ни у одного из известных  типов государств.
В марксисткой  литературе переходным государствам уделялось  мало внимания. Считалось, переход от одного исторического типа к другому  возможен только революционным путём, поэтому переходное государство  рассматривалось как нечто временное  и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут  существовать достаточно долго.
Так же государства  можно подразделить на типы по отношению  к религии:[6]
Можно классифицировать государства по такому основанию, как  отношение официальной власти к  религии. С этой точки зрения принято  выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
Светское  государство.
Светское  государство-это государство, где  последовательно проведено отделение  церкви от государства, не существует какой-либо государственной или  обязательной религии, признается свобода  религии и атеизма, религиозных  и антирелигиозных взглядов. Принцип  светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция  Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия - светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться  в России в качестве государственной  или обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства и равны  перед законом. Статья 28 гарантирует  каждому свободу совести, свободу  вероисповедания, включая право  исповедовать индивидуально или  совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные  и иные убеждения и действовать  в соответствии с ними. Детальное  осуществление этих прав регулируется законом России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.
Клерикальное  государство
Клерикальное  государство - это государство, где  церковь имеет государственный  статус, не только пользуется огромными  привилегиями, но также является влиятельной  политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство, ее главой выступает  глава государства - монарх, ныне королева Елизавета II.
Что касается евангелическо-лютеранской церкви, то она является государственной  во многих странах:
1) в Швеции, где высшим административным  органом церкви является правительство.  Здесь церковным налогом облагаются  все граждане, а сама церковь  получает средства из государственного  бюджета и является, кроме этого,  крупным лесо- и землевладельцем;
2) в Норвегии, где также взимается церковный  налог, а главой церкви является  король;
3) в Финляндии,  где расходы церкви покрываются  за счет государственного бюджета  и церковного налога;
4) в Дании,  где главой церкви является  король, и взимаются специальные  налоги, а священники являются  государственными служащими; 
5) в Исландии, где главой церкви является  президент, и государство отвечает  за экономическое состояние церкви.
 Пресвитерианская  церковь является государственной  в Шотландии. В Испании католицизм  до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью  покрывались государством. В Германии  католицизм пользуется значительным  влиянием, в его пользу взимается  до 10% подоходного налога. В Италии  конституцией 1947 г. провозглашена  свобода совести, но при этом  сохранен государственный характер  католицизма. В Бразилии католическая  церковь полностью отделена от  государства и провозглашена  свобода совести, однако президентская  власть освящается церковью и  религиозное обучение является  частью школьных программ при свободном посещении занятий. Бразильская церковь формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств 

Теократическое  государство
 Теократическое  государство - особая форма организации  государственной власти, при которой  последняя принадлежит церковной  иерархии.
Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит  главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому "живым богом", "наместником  бога на земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом  признаются "веления бога" - Священное  писание, шариат и т. п. и воля главы  государства и церкви. Впервые  термин "Теократия" встречается  в сочинениях Иосифа Флавия. Примерами  Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные  деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское  царство, Арабский халифат). В средние  века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политической доктрине католицизма  того времени, власть европейских монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена  ей (материальным выражением этой зависимости  была "церковная десятина", взимаемая  в католических странах Европы).
 В настоящее  время примером теократического  государства является Государство-город  Ватикан, представляющий собой  абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная  и судебная власть в Ватикане  принадлежат Папе, пожизненно избираемому  коллегией кардиналов. В новейшее  время теократические формы сохранялись  также как пережитки прошлого  в наименее развитых странах.  

Атеистическое государство
Атеистическое государство - это государство в  котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов  власти и ведется систематическое  преследование священнослужителей и верующих.
Атеистическими  государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После  Октябрьской социалистической революции  и Советского Союз стал первой в  мире страной массового атеизма., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В  СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925). В  разное время выходили атеистические  издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистические журналы "Наука и религия" (с 1959) В  университетах, педагогических, медицинских, культурно-просветительских высших и  средних специальных учебных  заведениях введён курс "Основы научного атеизма". Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных  атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе  Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма.
Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход  шли силовые методы как то: репрессии  против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов.
 
Содержание  и основные признаки формационного  подхода
Формационный  подход – это исследование состояния  и развития общества, закономерностей  смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений  в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и  классовой структуре.                                           Как объясняет данное научное  направление, любое общество находится  в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который  состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений  собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису. 
 В формационной  теории большое значение имеет  типология государства, т.к. природа  государств различных исторических  эпох отличается принципиальными  особенностями. Понятие «тип государства»  очень точно выражает исторически  изменяющуюся природу государства,  позволяет достаточно точно определить  характер государства разных  эпох истории. Тип государства  – это система его важнейших  сторон и свойств, порождаемых  соответствующей исторической эпохой. С позиций формационной теории, тип государства определяется  тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому  базису. То есть тип государства  – это тесно взаимосвязанные  черты государства, соответствующие  определенной классовой структуре  общества, которая обусловлена экономическим  базисом.   
 Серьезной  критике подвергалось учение  об общественно-экономической формации  как критерий типологии государств  и правовых систем за претенциозность  на абсолютную правильность и  непогрешимость, за излишнюю идеологизированность  и идеализированность в период  существования Советского государства  и других социалистических государств, за претензию на универсальность  и некоторый схематизм, за недооценку  разнообразия и специфичности  связей и зависимостей в конкретных  общественно-политических и экономических  системах, за однолинейно-спрямленное  понимание всемирно-исторического  процесса, и др.[7].                                                                                                                          Нельзя не принимать во внимание также и тот факт, что предлагаемая типология государств и правовых систем с использованием общественно-экономической формации как критерия их классификации не является однозначно понимаемой и, соответственно, таким же образом применяемой.  В отечественной и зарубежной философской и социологической литературе используется несколько вариантов определения и применения данного критерия.                                                                                                           Наиболее распространенным и ставшим своего рода классическим вариантом использования общественно-экономической формации в качестве критерия типологии государств и правовых систем является так называемая пятичленная схема деления всемирно-исторического процесса, процесса развития общества и государства.     
 Согласно  этой схеме выделяются пять  общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая,  феодальная, капиталистическая и  коммунистическая) и, соответственно, — четыре типа государств и  правовых систем. Связывая существование  государства и права с классовым  обществом, сторонники этой концепции  отрицают возможность их появления  и функционирования при первобытнообщинном  строе.            Наряду с данной схемой, в научной  литературе в последние годы  стала довольно широко применяться  и шестичленная схема деления  всемирно-исторического процесса. Особенность  ее заключается в том, что  к вышеназванным формациям, в  основе которых лежит рабовладельческий,  феодальный и иной способ производства, добавляется еще так называемый  азиатский способ производства. Он отражает весьма важные  специфические особенности раннеклассового  общества в странах Востока.  Азиатскому способу производства, если следовать логике, должна  соответствовать особая общественно-экономическая  формация и, соответственно, свой  особый тип государства и права.  Данный вариант типологии государств  и правовых систем особенно  вызывал и вызывает среди специалистов  в области философии, государства  и права довольно разноречивые  суждения и споры. 

Основные  достоинства формационного подхода  

1) выявлена  принадлежность политической власти  тому или иному классу, определена  роль различных классов в управлении  государством; 

2) определена  зависимость государственной власти  от социально-экономических факторов, которые играют существенную  роль в государственно-правовой  жизни общества; 

3) показан  эволюционно-исторический процесс  развития государственности, выявлена  историческая преемственность типов  государств. 

  

  

Основные  недостатки формационного подхода 

1) не учитываются  иные факторы: духовные, культурные, психологические, национальные, географические, и т.д.., которые также наряду  с социально-экономическими оказывали  влияние на развитие государственности; 

2) заранее  предопределена схема закономерной  смены одного типа государства  другим, хотя многоаспектность становления  и развития государственности  в различных регионах не позволяет  ограничить данный процесс определенными  рамками; 

3) не учитывается  восточный тип государства со  свойственными ему азиатским  способом производства; рабовладение  выступает как первичная форма  государственности, в то время  как первые государства, возникшие  на Востоке, определяются как  государства не рабовладельческого, а восточного типа. 

4) игнорируется  общесоциальное предназначение  государственной власти, призванной  обеспечивать интересы не только  одного класса, но и всего общества; 

5) социалистическое  государство представляется единственным  «неэксплуататорским» типом в  отличие от рабовладельческих,  феодальных и буржуазных государств; 

6) в результате  всеобщей социалистической революции  уйдет в прошлое буржуазное  государство, а затем уже и  государство как таковое в  процессе неизбежного строительства  коммунистического общества, соответственно  предопределяется временный характер  социалистического «полугосударства»,  характеризуется процесс его  «отмирания».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.