На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Операционные риски. Основные понятия, методы управления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Операционные  риски. Основные понятия, методы управления

В 90-е годы прошлого столетия финансовые компании сосредоточили  свое внимание на развитии управления финансовыми рисками. К этому  их вынудили:
    беспокойство по поводу рисков, вызванных постоянным ростом внебиржевого рынка ценных бумаг;
    финансовые потери крупных банков;
    нормативные акты, в частности Базельское[1] соглашение.
Затем серьезное  внимание стало уделяться методам  оценки и управления рыночными рисками. Далее появился интерес к кредитным рискам. К концу 90-х годов компании и надзорные органы все больше стали интересоваться рисками, «отличающимися от рыночных и кредитных». Их и назвали операционными. Эта собирательная категория включает в себя рисковые ситуации, связанные с такими случаями, как:
    ошибки персонала;
    ошибки систем;
    пожары, наводнения и ущерб от других физических факторов;
    мошенничество и другие преступные действия.

Примеры

Примерами операционных рисков являются:
    технологические неудачи;
    неадекватное хранение документов и записей;
    неграмотное управление, недостаток надзора, надежности и контроля;
    ошибки в финансовых моделях и отчетах;
    попытки скрыть потери или добиться личной выгоды (мошенническая торговля);
    мошенничество третьих сторон.
Исторически, операционными  рисками считались неизбежные издержки ведения бизнеса.

Трудности и история развития

Установить и контролировать определенные уровни рыночных и кредитных  рисков не сложно. А вот выявить  и оценить уровни операционных рисков и их источники  — задача нетривиальная.  
Финансовые организации  и нормативные органы не могли  прийти к согласию по поводу случайных  обстоятельств, которые можно отнести  к операционным рискам. Причислить ли к этой категории юридические и налоговые риски, некомпетентное управление, а также риски репутации? Дебаты велись не только на научном уровне. Они охватывали весь масштаб потенциальных проектов управления операционными рисками.
Еще одна проблема состояла в том, что операционные риски не всегда можно подразделить на четкие категории. Потери часто возникают в результате сложного сочетания событий, что затрудняет прогнозирование и моделирование рисковых ситуаций.
Большую работу в  этой области проделал Базельский комитет  по банковскому надзору. Первые результаты были опубликованы в январе 2001 года, когда был выпущен консультативный документ. Множество откликов вынудило комитет выпустить следующий рабочий документ в сентябре 2001 года. В феврале 2003 года появилась еще одна публикация -   «Основные методы управления и надзора за операционными рисками» («Sound Practices for the Management and Supervision of Operational Risk»). Благодаря совместным усилиям исследователей и риск-менеджеров крупных банков, удалось выделить методики управления операционными рисками.
Затем, в апреле 2003, были внесены некоторые изменения. Окончательная версия соглашения Basel II появилась в 2004 году. Согласно решению Базельского комитета (Basel II, 2004 год), операционным риском считается риск потерь, связанных с неадекватными или неудачными внутренними процессами, системами или человеческими ошибками, либо с внешними событиями. И хотя риски применимы к любым бизнес-организациям,  особую актуальность они приобретают в банковской сфере, где регулятивные органы обязаны обеспечить защитные меры против систематических неудач в банковской структуре и в экономике. В Базельском определении фигурируют правовые риски, но отсутствуют риски стратегические, т.е. риски потерь, вызванных неудачными стратегическими решениями. Это определение не учитывают риски потери репутации, хотя очевидно, что некоторые операционные события могут сказаться на «добром имени» компании, вплоть до полного сворачивания бизнеса.

Категории рисков

Базельский комитет  выделил семь основных категорий  событий, которые приводят к потерям.
Мошенничество внутри компании
Потери, связанные  с обманом, незаконной собственностью или несоблюдением законов или правил в компании, в которые вовлечена по крайней мере одна из внутренних сторон.
Внешнее мошенничество
Потери, связанные  с обманом или незаконной собственностью или несоблюдением закона третьей  стороной. Сюда относятся воровство, грабежи, хакерские атаки и прочие подобные факторы.
Должностная практика и безопасность труда
Потери, связанные  с действиями, противоречащими законам  или соглашениям относительно труда, здоровья и безопасности, повлекшие  выплату компенсаций по искам  о возмещении личного ущерба или за дискриминацию.
Клиенты, продукты и бизнес-практика
Потери, связанные  с неумышленной или допущенной по небрежности ошибкой при выполнении  профессиональных обязанностей в отношении конкретных клиентов или в связи с природой или конструкцией продукции.
Ущерб в отношении физических ресурсов
Потери, связанные  с утратой или повреждением ресурсов в связи со стихийными бедствиями или иными событиями.
Сбои  в бизнесе и  отказы систем
Потери, связанные  со сбоями в бизнесе или отказом  систем. К этой категории относятся потери в связи отказом компьютерного оборудования, программного обеспечения, сетей или сбоями в работе коммунальных служб.
Исполнение, поставка и управление процессами
Потери, связанные  со сбоями в обработке транзакций или в управлении процессами, а  также потери, вызванные неудачными взаимоотношениями с поставщиками и производителями.

Методы  управления операционными  рисками 

Базельский комитет  и различные надзорные органы предписывают ряд стандартов управления операционными рисками  (Operational Risk Management — ORM) для банков и аналогичных финансовых учреждений.
Дополняя эти стандарты, в Базельском соглашении выделяются три метода расчета капитала для  покрытия операционных рисков:
    подход базовых показателей (Basic Indicator Approach) – основан на ежегодном доходе финансового учреждения;
    стандартизованный подход (Standardised Approach) – основан на ежегодном доходе каждого из бизнес-направлений финансового учреждения;
    подходы усовершенствованных измерений (Advanced Measurement Approaches) – основаны на внутренней инфраструктуре оценки рисков банка в соответствии с предписанными стандартами. К ним относятся методы внутренней оценки (Internal Measurement Approach — IMA), распространения данных о потерях (Loss Distribution Approach — LDA), применения оценочной панели (Scorecard Approach — SCA).
Инфраструктура управления рисками должна включать:
    выявление;
    оценку;
    мониторинг;
    сокращение операционных рисков.
Управление большинством операционных рисков осуществляется внутри самих отделов, где эти риски возникают. IT-профессионалы лучше всего разбираются с системными рисками. Персонал back-офиса может дать нужную информацию по расчетным рискам и т.д. Однако общее планирование, координирование и мониторинг должно обеспечиваться централизованно — отделом управления операционными рисками. Работа должна вестись в сотрудничестве с управлением рыночными и кредитными рисками в общей инфраструктуре ERM.
Рисковые ситуации можно разделить на две крупные  категории:
    те, что случаются часто и влекут за собой умеренные потери;
    те, что случаются редко, но влекут существенные потери.
Соответственно, управление операционными рисками должно сочетать в себе как количественные так  и качественные методы оценки рисков. Например, расчетные ошибки в торговых операциях банка случаются достаточно регулярно, однако их можно статистически моделировать. Другие ситуации возникают реже, имеют нерегулярную природу, а значит, не поддаются моделированию. К ним относятся террористические акты, стихийные бедствия, мошенничества в торговой сфере.
К качественным методам  относятся:
    отчеты о потерях;
    управленческий надзор;
    опросы сотрудников;
    интервью по выяснению причин ухода
    самооценка руководства;
    внутренний аудит.
Количественные методы разрабатывались преимущественно  с целью распределения капитала по банковским операционным рискам.
Соглашение «Базель II» позволяет крупным банкам оценивать  требования к капиталу в отношении  операционных рисков основывать на своих  собственных внутренних моделях. После  появления этого соглашения был  проведен ряд независимых исследований, касающихся методов оценки операционных рисков. Технологии заимствовались из таких областей, как актуарное дело и анализ технической надежности.
Рисковые ситуации, возникающие редко, но носящие катастрофический характер могут, в некоторой степени, моделироваться с использованием методов, разработанных для страхования имущества и страхования от несчастных случаев. Ситуации, которые возникают чаще, больше поддаются статистическому анализу.
Для статистического  моделирования необходимы данные. Для операционных рисков используются сведения двух типов:
    данные о прошлых убытках;
    данные о рисковых индикаторах.
К убыткам может  приводить целый спектр событий: ошибки при заключении сделок, мелкое мошенничество, клиентские иски и проч. Потери могут быть либо прямыми (например, в результате кражи), либо косвенными (в случае вреда, нанесенного репутации компании).
Их можно разделить  на три категории:
    событие;
    причина;
    последствие.
Например, событием может быть невыполненная сделка. Причиной может быть неадекватная подготовка, системная проблема или усталость сотрудника. Последствиями могут быть потери рынка, выплаты контрагенту, иски или подпорченная репутация фирмы. Любое событие может иметь несколько причин и последствия. Если отслеживать все эти три «измерения» для событий, вызвавших убытки, то можно построить матрицу событий, выявляющую частоту, с которой определенные причины вызывают те или иные события и последствия. Даже если не проводить дальнейший анализ, такие матрицы помогут выявить области, где необходимо усовершенствовать процедуры, обучение, подготовку персонала и проч.
Индикаторы рисков отличаются от событий, вызвавших убытки. Они не связаны с конкретными  потерями, но указывают на общий  уровень операционных рисков. Примеры индикаторов:
    количество дополнительных рабочих часов у персонала;
    степень укомплектованности штата;
    ежедневные объемы операций;
    уровень текучести кадров,
    время простоя систем.
С точки зрения моделирования, цель состоит в поиске связей между  конкретными индикаторами рисков и частотой событий, которые влекут за собой потери. Если такие связи удается выделить, то далее индикаторы рисков можно применять для отслеживания периодов повышенного операционного риска.
После проведения оценки операционных рисков (качественно или количественно) можно переходить к следующему этапу. Задача состоит в том, чтобы:
    избегать определенных рисков,
    для других рисков стараться нивелировать их последствия или
    просто принимать некоторые риски как одну из составляющих ведения бизнеса.
Преимущества управления операционными рисками следующие:
    сокращение операционных потерь;
    снижение затрат на аудит и соответствие нормативным требованиям;
    обнаружение незаконных действий;
    снижение подверженности будущим рискам.
 
[1] Базель II: «Международные стандарты измерения капитала — доработанное соглашение», подготовлено Базельским Комитетом по банковскому надзору. Соглашение рассматривает проблемы определения достаточности банковского капитала, а также методы расчёта необходимой величины капитала для покрытия рисков — кредитных, рыночных и операционных. 

ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ  РИСКАМИ
3.1. Сущность, виды и  критерии риска
В любой хозяйственной  деятельности всегда существует опасность денежных потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски. Финансовые риски - это коммерческие риски. Риски бывают чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения убытка или нулевого результата. Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски - это спекулятивные риски. Инвестор, осуществляя венчурное вложение капитала, заранее знает, что для него возможны только два вида результатов - доход или убыток. Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, т.е. риска, который вытекает из природы этих операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск - валютный риск: риск упущенной финансовой выгоды (рис. 1).
Кредитные риски — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Процентный риск - опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами селенговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.

Рис.1. Система  финансовых рисков
Валютные  риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюте при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риск  упущенной финансовой выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования) или остановки хозяйственной деятельности.
Инвестированию  капитала всегда сопутствуют выбор  вариантов инвестирования и риск. Выбор различных вариантов вложения капитала часто связан со значительной неопределенностью. Например, заемщик берет ссуду, возврат которой он будет производить из будущих доходов. Однако сами эти доходы ему неизвестны. Вполне возможный случай, что будущих доходов может и не хватить для возврата ссуды. В инвестировании капитала приходится также идти на определенный риск, т.е. выбирать ту или иную степень риска. Например, инвестор должен решить, куда ему следует вложить капитал: на счет в банк, где риск небольшой, но и доходы небольшие, или в более рискованное, но значительно доходное мероприятие (селенговые операции, венчурное инвестирование, покупка акций). Для решения этой задачи надо количественно определить величину финансового риска и сравнить степень риска альтернативных вариантов.
Финансовый риск, как и любой риск, имеет математически  выраженную вероятность наступления  потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с  достаточно высокой точностью. Чтобы  количественно определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Применительно к экономическим задачам методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и к выбору из возможных событий самого предпочтительного исходя из наибольшей величины математического ожидания. Иначе говоря, математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления.
Пример. Имеются два варианта вложения капитала. Установлено, что при вложении капитала в мероприятие А получение прибыли в сумме 15 тыс. руб. — вероятность 0,6; в мероприятие Б получение прибыли в сумме 20 тыс. руб. — вероятность 0,4. Тогда ожидаемое получение прибыли от вложения капитала (т.е. математическое ожидание) составит: 
- по мероприятию А 15 •0,6 = 9 тыс. руб.; 
- по мероприятию Б 20 • 0,4 = 8 тыс. руб.

Вероятность наступления события может быть определена объективным методом или субъективным. Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходит данное событие. Например, если известно, что при вложении капитала в какое-либо мероприятие прибыль в сумме 15 тыс. руб. была получена в 120 случаев из 200, то вероятность получения такой прибыли составляет 0,6!120.
Субъективный  метод базируется на использовании субъективных критериев, которые основываются на различных предположениях. К таким предположениям могут относиться суждение оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта, мнение финансового консультанта и т.п.
Величина риска  или степень риска измеряется двумя критериями: 
1) средним ожидаемым значением; 
2) колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

Среднее ожидаемое значение - это то значение величины события, которое связано с неопределенной ситуацией. Среднее ожидаемое значение является средневзвешенным для всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения. Среднее ожидаемое значение измеряет результат, который мы ожидаем в среднем,
3.2. Управление риском
Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Как известно, все рыночные оценки носят многовариантный характер. Важно не бояться ошибок в своей рыночной деятельности, поскольку от них никто не застрахован, а главное - оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Менеджер призван предусматривать дополнительные возможности для смягчения крутых поворотов на рынке. Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но не в коем случае не стоял вопрос о банкротстве. Поэтому особое внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском - риск-менеджменту.
При рыночной экономике  производители, продавцы, покупатели действуют  в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое будущее является поэтому непредсказуемым  и мало прогнозируемым. Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.
В российской практике риск предпринимателя количественно  характеризуется субъективной оценкой  ожидаемой величины максимального  и минимального дохода (убытка) от вложения капитала. Чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Риск представляет собой действие в надежде на счастливый исход по принципу "повезет-не-повезет". Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше и степень риска.
На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе риск-менеджмента лежит организация работы по определению и снижению степени риска.
Риск-менеджмент представляет систему управления риском и экономическими (точнее финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, и включает стратегию  и тактику управленческих действий.
Под стратегией управления имеются в виду направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Каждому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия лучшего решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генеральной линии стратегии и отбросить все остальные варианты. После достижения поставленной цели данная стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдвигают задачу разработки новой стратегии.
Тактика - практические методы и приемы менеджмента для достижения установленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Риск-менеджмент как система управления состоит  из двух подсистем: управляемой подсистемы - объекта управления и управляющей  подсистемы - субъекта управления. Объектом управления в риск-менеджменте выступают  рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т.д.
Субъект управления в риск-менеджменте - группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и т.д.), которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой информации между субъектом и объектом управления. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и практическое использование информации. Приобретение надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильное решение по действиям в условиях риска. Информационное обеспечение состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.д.
В указанную информацию входят сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов и т.п.
Тот, кто владеет  информацией, владеет рынком. Многие виды информации составляют предмет коммерческой тайны и могут быть одним из видов интеллектуальной собственности, а значит вноситься в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества или товарищества. Наличие у финансового менеджера достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений. Это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли.
Любое управленческое решение основывается на информации, причем важное значение имеет качество этой информации, которое должно быть оценено при ее получении, а не при передаче. Информация сейчас теряет актуальность очень быстро, ее следует использовать оперативно.
Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но хранить и отыскивать ее в случае необходимости. Лучшей картотекой для сбора информации является компьютер, обладающий одновременно и хорошей памятью, и возможностью быстро найти нужную информацию.
Риск-менеджмент выполняет определенные функции.
Различают следующие  функции риск-менеджмента: 
- объекта управления, куда относится организация разрешения риска; рисковых вложений капитала; работ по снижению величины риска; процесса страхования рисков; экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса. 
- субъекта управления, в рамках которых прогнозирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, контроль.

Прогнозирование представляет собой разработку на перспективу  изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование - это предвидение определенных событий. Организация - объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур. Регулирование - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Координация - обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления риском. Стимулирование - побуждение финансовых менеджеров, других специалистов к заинтересованности в результатах своего труда. Наконец, контроль - это проверка организации работы по снижению степени риска.
В риск-менеджменте  готовых рецептов нет и быть не может. Но зная его методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, можно добиваться ощутимого успеха в конкретной ситуации.
Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт. Интуиция представляет собой способность  непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Инсайт - сознание решения конкретной проблемы. В момент инсайта решение осознается ясно, однако эта отчетливость часто носит кратковременный характер. Поэтому необходима сознательная фиксация решения.
В случаях, когда  риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью  эвристики, которая представляет собой  совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это способы решения особо сложных задач. Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решения в условиях риска: 
- Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал. 
- Всегда надо думать о последствиях риска. 
- Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения. 
- Нельзя рисковать многим ради малого. 
- При наличии сомнения принимаются отрицательные решения. 
- Нельзя думать, что всегда существует только одно решение, возможно, что есть и другие варианты.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.