Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Присваивающее хозяйство и неолитическая революция

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Присва?ивающее хозя?йство — один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.
История:
Возникновение древнейших хозяйственно-культурных типов с  присваивающей экономикой относится  к начальным этапам формирования человечества. Накануне появления земледелия и скотоводства, т. е. ок. 12 тысяч лет назад, к хозяйственно-культурным типам с присваивающей экономикой относились лесные охотники и собиратели тропических лесов в жарком поясе и лесов умеренного пояса, бродячие охотники и собиратели гор и равнин аридной зоны, полуоседлые рыболовы и собиратели морских побережий и дельтовых областей, охотники за крупными стадными животными и т. д. Это были, по-видимому, немногочисленные разрозненные группы, которые вели в одних районах преимущественно подвижный бродячий образ жизни в пределах своих охотничьих угодий, а в других — полуоседлый и даже почти оседлый. Этнографическое изучение сохранившихся до наших дней хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой показало, что для них характерны сезонно-подвижный образ жизни, коллективная собственность на основные средства производства и коллективное распределение продуктов труда, архаичность социальных структур, скудность материальной культуры, отсутствие институциализованой власти, анимистические формы религиозных представлений.
Собиратели  и охотники сегодня:
Собиратели и охотники там, где их натуральное хозяйство  ещё не разрушено товарной экономикой, в своём социальном развитии ещё  не вышли за пределы раннепервобытных общинных структур. Для поддержания своего существования в жарком поясе они вынуждены часто передвигаться небольшими локальными группами по обширным «кормовым» территориям (бушмены !кунг в Калахари, аборигены Австралии и др.). В холодных странах, даже там, где морской промысел обеспечивает годовую оседлость коллектива, сезонная подвижность части населения является жизненно необходимой. Самого высокого уровня социально-экономического развития и значительной оседлости для основной части населения достигли представители хозяйственно-культурного типа приморских полуоседлых рыболовов на северо-западе Северной Америки (тлинкиты, хайда, квакиютль, сэлиши и др.). Ещё в XIX веке их хозяйство было комплексным, а образ жизни оседлым с сезонной миграцией части населения. Сейчас же они полностью оседлы, так как лишены своих охотничьих и рыболовческих угодий. В некоторых странах такие архаические группы расово, экономически и социально угнетаются. Такая политика существует, например, в ЮАР по отношению к бушменам и готтентотам. Другие государства могут проявлять заботу о таких группах: например, во Вьетнаме небольшие горные народы охотников-собирателей (рук, арем и др.) сменили бродячий образ жизни на оседлый; живут в постоянных поселениях, выстроенных правительством и осваивают технику земледелия. Племя ади в Индии (штат Аруначал-Прадеш) вообще живёт изолированно от внешнего мира и доступ не только иностранцев, но и местных к ним ограничен. 

1) есть иная картина,  основанная на наблюдениях археологов. Суть картины заключается в  том, что происходит изобретение  техники раскалывания камня, а  не предложенного ранее изобретения  орудия.
Время великих открытий в Африке — примерно 60-70-е годы прошлого века. Изучение набора форм каменных изделий со стоянок олдувайской эпохи показало, что ядрища и скалываемые с них заготовки существуют с самого начала древнекаменного века. Также на олдувайских стоянках присутствуют некоторые формы каменных орудий, приготовляемых на основании заготовок. Это означает, что первый человек изобрел одновремнно и ядрища, и заготовки, и орудия.
Именно это знание и должен был передавать один человек  другому. Это знание слагалось из отдельных операций. Сумма и нужная последовательность операций и есть то, что мы сейчас называем технологией.
Схема работает только тогда, когда все операции расставлены  в нужном порядке. Выпадение любой  операции делает схему бессмысленной.
Однажды эта последовательность была изобретена самым первобытным  человеком. Есть две возможности  появления нового: сразу и постепенно.
В первую возможность  не верит никто, а во вторую верят  сразу все. Раньше археологи полагали, что развитие орудийного набора шло  от одного универсального орудия к  множеству орудий. Теперь выясняется, что стадии универсального орудия не было! Мгновенно возникшая совокупность каменных орудий разной формы потребовало  закрепления. Это закрепление должно было происходить как в поведении  человека, так и в его сознании. Закрепление в сознании могло  происходить успешнее всего в  словесной форме. Если это предположение  справедливо, то древнейшее преподавание связано с началом производства каменных орудий. Это было основание  для передачи информации от поколения  к поколению. 

3)
Неолити?ческая револю?ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад. В центральных областях Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.
Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.
Первые попытки  культивирования некоторых растений были предприняты около 10 тыс. лет  назад. В это время в Меланезии начали разводить таро. Но гораздо более успешными и важными по своим последствиям для истории человечества оказались ячмень и пшеница, окультуренные в эту же эпоху в районе плодородного полумесяца на Ближнем Востоке. В эту же эпоху и в этом же регионе — в горах Загроса — были одомашнены козы и овцы.
Несколько позже, около 9 тыс. лет назад в юго-восточной  Азии был одомашнен рис.
Существует несколько  конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия. Наиболее распространенными считаются следующие:
1)Теория «оазисов»,  приверженцем которой был сам  Гордон Чайлд. Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.
2)Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которые некоторые были одомашнены.
3)Теория «фиесты» допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.
4)«Демографическая теория» была предложена Карлом Зауэром и допускает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию, так как для того, чтобы кормить больше детей, местных ресурсов диких растений не хватало, и тогда их стали культивировать.
5)Теория «целенаправленной эволюции» рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошел специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.
6) с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства.
Целенаправленное  выращивание растений создало условия  для развития общества, что привело  к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. В эпоху неолита же возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.
Улучшение орудия труда  способствует развитию с/х промышленности.
Существо  и значение так  называемой «неолитической революции.
Понятие введено  в 1930-х Гордоном Чайльдом. Первый значительный скачок в развитии производительных сил общества. Большой заряд новых технологий. Видимо, электрическая и паровая революции – из той же серии.
Хронология. Новый  каменный век. Разная хронология (везде  по разному). В целом: 7-1,5 тыс. л. д.н.э.
Территория. Возник в «зоне плодородного полумесяца» (Анатолия, Иранское нагорье). Там хорошо растёт всё.
Смысл – формирование производящего хозяйства. Появляются земледелие и скотоводство. Мотыжное, потом – плужное. Больше камня  – горные разработки – новые  орудия. Одомашнили свинью, лошадь (сначала  – ели, с 3 тыс. – ездили). Производящее хозяйство – оседлость – дороги, рынок etc. Имущественное расслоение. В будущем – ирригация, и – неолитические государства. И так далее.
Неолит. Это условное наименование применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия. Все же к неолиту относят период VII-V тыс. до н.э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой. 

Человек уже использовал  шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умели лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество гли-няной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягло-вая сила животных: появились первые колесные повозки. 

Искусство неолита  представлено петроглифами (рисунками  на камнях) в районах Севера, раскрывающими  во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита. 

С эпохой неолита связан один из важнейших  технических переворотов  древности – переход  к производящему  хозяйству (неолитическая  революция). В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда. 

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги  земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей
Энеолит. К этой эпохе относится Трипольская культура (VI-III тыс. до н.э.), располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лессовых и черноземных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета. 

Энеолит-меднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.
Особый интерес  представляет идеология трипольских  племен, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.