На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Присваивающее хозяйство и неолитическая революция

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Присва?ивающее хозя?йство — один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.
История:
Возникновение древнейших хозяйственно-культурных типов с  присваивающей экономикой относится  к начальным этапам формирования человечества. Накануне появления земледелия и скотоводства, т. е. ок. 12 тысяч лет назад, к хозяйственно-культурным типам с присваивающей экономикой относились лесные охотники и собиратели тропических лесов в жарком поясе и лесов умеренного пояса, бродячие охотники и собиратели гор и равнин аридной зоны, полуоседлые рыболовы и собиратели морских побережий и дельтовых областей, охотники за крупными стадными животными и т. д. Это были, по-видимому, немногочисленные разрозненные группы, которые вели в одних районах преимущественно подвижный бродячий образ жизни в пределах своих охотничьих угодий, а в других — полуоседлый и даже почти оседлый. Этнографическое изучение сохранившихся до наших дней хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой показало, что для них характерны сезонно-подвижный образ жизни, коллективная собственность на основные средства производства и коллективное распределение продуктов труда, архаичность социальных структур, скудность материальной культуры, отсутствие институциализованой власти, анимистические формы религиозных представлений.
Собиратели  и охотники сегодня:
Собиратели и охотники там, где их натуральное хозяйство  ещё не разрушено товарной экономикой, в своём социальном развитии ещё  не вышли за пределы раннепервобытных общинных структур. Для поддержания своего существования в жарком поясе они вынуждены часто передвигаться небольшими локальными группами по обширным «кормовым» территориям (бушмены !кунг в Калахари, аборигены Австралии и др.). В холодных странах, даже там, где морской промысел обеспечивает годовую оседлость коллектива, сезонная подвижность части населения является жизненно необходимой. Самого высокого уровня социально-экономического развития и значительной оседлости для основной части населения достигли представители хозяйственно-культурного типа приморских полуоседлых рыболовов на северо-западе Северной Америки (тлинкиты, хайда, квакиютль, сэлиши и др.). Ещё в XIX веке их хозяйство было комплексным, а образ жизни оседлым с сезонной миграцией части населения. Сейчас же они полностью оседлы, так как лишены своих охотничьих и рыболовческих угодий. В некоторых странах такие архаические группы расово, экономически и социально угнетаются. Такая политика существует, например, в ЮАР по отношению к бушменам и готтентотам. Другие государства могут проявлять заботу о таких группах: например, во Вьетнаме небольшие горные народы охотников-собирателей (рук, арем и др.) сменили бродячий образ жизни на оседлый; живут в постоянных поселениях, выстроенных правительством и осваивают технику земледелия. Племя ади в Индии (штат Аруначал-Прадеш) вообще живёт изолированно от внешнего мира и доступ не только иностранцев, но и местных к ним ограничен. 

1) есть иная картина,  основанная на наблюдениях археологов. Суть картины заключается в  том, что происходит изобретение  техники раскалывания камня, а  не предложенного ранее изобретения  орудия.
Время великих открытий в Африке — примерно 60-70-е годы прошлого века. Изучение набора форм каменных изделий со стоянок олдувайской эпохи показало, что ядрища и скалываемые с них заготовки существуют с самого начала древнекаменного века. Также на олдувайских стоянках присутствуют некоторые формы каменных орудий, приготовляемых на основании заготовок. Это означает, что первый человек изобрел одновремнно и ядрища, и заготовки, и орудия.
Именно это знание и должен был передавать один человек  другому. Это знание слагалось из отдельных операций. Сумма и нужная последовательность операций и есть то, что мы сейчас называем технологией.
Схема работает только тогда, когда все операции расставлены  в нужном порядке. Выпадение любой  операции делает схему бессмысленной.
Однажды эта последовательность была изобретена самым первобытным  человеком. Есть две возможности  появления нового: сразу и постепенно.
В первую возможность  не верит никто, а во вторую верят  сразу все. Раньше археологи полагали, что развитие орудийного набора шло  от одного универсального орудия к  множеству орудий. Теперь выясняется, что стадии универсального орудия не было! Мгновенно возникшая совокупность каменных орудий разной формы потребовало  закрепления. Это закрепление должно было происходить как в поведении  человека, так и в его сознании. Закрепление в сознании могло  происходить успешнее всего в  словесной форме. Если это предположение  справедливо, то древнейшее преподавание связано с началом производства каменных орудий. Это было основание  для передачи информации от поколения  к поколению. 

3)
Неолити?ческая револю?ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад. В центральных областях Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.
Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.
Первые попытки  культивирования некоторых растений были предприняты около 10 тыс. лет  назад. В это время в Меланезии начали разводить таро. Но гораздо более успешными и важными по своим последствиям для истории человечества оказались ячмень и пшеница, окультуренные в эту же эпоху в районе плодородного полумесяца на Ближнем Востоке. В эту же эпоху и в этом же регионе — в горах Загроса — были одомашнены козы и овцы.
Несколько позже, около 9 тыс. лет назад в юго-восточной  Азии был одомашнен рис.
Существует несколько  конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия. Наиболее распространенными считаются следующие:
1)Теория «оазисов»,  приверженцем которой был сам  Гордон Чайлд. Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.
2)Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которые некоторые были одомашнены.
3)Теория «фиесты» допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.
4)«Демографическая теория» была предложена Карлом Зауэром и допускает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию, так как для того, чтобы кормить больше детей, местных ресурсов диких растений не хватало, и тогда их стали культивировать.
5)Теория «целенаправленной эволюции» рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошел специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.
6) с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства.
Целенаправленное  выращивание растений создало условия  для развития общества, что привело  к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. В эпоху неолита же возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.
Улучшение орудия труда  способствует развитию с/х промышленности.
Существо  и значение так  называемой «неолитической революции.
Понятие введено  в 1930-х Гордоном Чайльдом. Первый значительный скачок в развитии производительных сил общества. Большой заряд новых технологий. Видимо, электрическая и паровая революции – из той же серии.
Хронология. Новый  каменный век. Разная хронология (везде  по разному). В целом: 7-1,5 тыс. л. д.н.э.
Территория. Возник в «зоне плодородного полумесяца» (Анатолия, Иранское нагорье). Там хорошо растёт всё.
Смысл – формирование производящего хозяйства. Появляются земледелие и скотоводство. Мотыжное, потом – плужное. Больше камня  – горные разработки – новые  орудия. Одомашнили свинью, лошадь (сначала  – ели, с 3 тыс. – ездили). Производящее хозяйство – оседлость – дороги, рынок etc. Имущественное расслоение. В будущем – ирригация, и – неолитические государства. И так далее.
Неолит. Это условное наименование применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия. Все же к неолиту относят период VII-V тыс. до н.э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой. 

Человек уже использовал  шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умели лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество гли-няной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягло-вая сила животных: появились первые колесные повозки. 

Искусство неолита  представлено петроглифами (рисунками  на камнях) в районах Севера, раскрывающими  во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита. 

С эпохой неолита связан один из важнейших  технических переворотов  древности – переход  к производящему  хозяйству (неолитическая  революция). В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда. 

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги  земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей
Энеолит. К этой эпохе относится Трипольская культура (VI-III тыс. до н.э.), располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лессовых и черноземных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета. 

Энеолит-меднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.
Особый интерес  представляет идеология трипольских  племен, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.