На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Платон о государстве

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

   Санкт-Петербургский  государственный  университет

   сервиса и экономики

   Великолукский Филиал

   Контрольная работа

   по  дисциплине: «Политология» 

   на  тему: «Платон о  государстве»

                                                                              Выполнил: студент

                                                                               Заочного отделения

                                                          II курса

                                                             4с группы

   Специальность: 080502

                                                                 Иванов В. В.

   Великие Луки

   2010

   СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                             3
    Характеристика сословий                                                                       4
      2   Вопросы государства и права в диалоге Платона «Законы»
   2.1 Учение  о смешанной форме государства                                           10
      2.2 Учение о законах                                                                                   14
Заключение                                                                                                         17
Список литературы                                                                                            18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ
   Творчество  Платона волнует умы уже три  тысячелетия: его учение оказывалось  современным и содержательно  значимым для любой эпохи.
   Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения обширного  комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве  и праве, высказанные Платоном в  его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.
   В истории философской мысли после  Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.
   Изучению  жизни, творчества и учения Платона  о государстве и праве посвящено  большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками  Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
   Цель  настоящей работы — раскрыть основные положения учения Платона о государстве  и праве и показать актуальность идей Платона в современный период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Характеристика  сословий
   Некоторые считают, что “причиной возникновения совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов”. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. Помимо этого, государство создается для того, чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность. ”Разнообразию человеческих потребностей в государстве должна соответствовать специализация труда, ибо только на её основе можно обеспечить высокое качество и производительность. К. Маркс указывал, что “в республике Платона разделение труда является основным принципом строения государства, она представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя”. Целые сословия людей осуществляют в государстве жизненно необходимые для общества функции; “этому способствуют навыки ремесла, изощренные профессиональным обучением и опытом, умноженные наследственной передачей, усвоением их с детства в собственной семье и ближайшей среде”. Поэтому город должен состоять из землевладельцев, ремесленников, купцов, мореходов, рабочих, поэтов, актеров, поваров, учителей, врачей, и т.д. Платон уверен, что лучше работает тот, кто владеет одним делом, к которому более способен, и занимается только им. “Поэтому можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы”. Все способности человека принадлежат государству, которое вольно распоряжается ими по своему усмотрению.
   В диалоге “Государство” Платон рассматривает  идеальный государственный строй  по аналогии с человеческой душой. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства (так  как между государством и человеком  существует взаимное подобие) – совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия –  правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев). Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы: “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”.
   Так как вышеуказанные сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся у Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость – в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.
   Для обоснования вводимой иерархии сословий Платон большое значение придавал распространению  среди населения идеального государства “благородного вымысла” о том, что хотя все они – братья, но бог, который их вылепил, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников – серебра, а в землевладельцев и ремесленников – железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое и т.д., возможны переходы членов одного сословия в другое. Миф заканчивается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж. По мнению В.С. Нерсесянц, вышеуказанный миф имеет своей целью обосновать послушание, единомыслие и братство граждан и одновременно их неравенство в структуре идеального государства.
   В “Государстве” Платона третье сословие (землевладельцев и ремесленников) является низшим, едва достойным названия граждан; оно погружено в материальную работу и назначено к удовлетворению низших потребностей человека. “Третье  сословие должно произведениями своих занятий – земледелием, промыслами и торговлею, доставлять средства к содержанию прочих сословий”. В. Виндельбанд считает, что “крестьяне, ремесленники и торговцы являются для Платона гражданами низшего разряда; для государственной цели они не более чем средства и играют почти такую же роль, как рабы в античном обществе, именно роль трудящейся массы”.
   Третье  сословье, формально имеющее свою долю в процветании, лишено добродетели  в собственном смысле этого слова, поскольку “мудрость” и “мужество” соотносятся с двумя внешними “классами”, в то время как низшему достается лишь система общих предписаний, требующих от него безоговорочного повиновения.
   Образ жизни третьего сословия Платон освещает под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам  третьего сословия разрешалось иметь  частную собственность, деньги, торговать  на рынках и т.п. Производственную деятельность землевладельцев и ремесленников  предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний  достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность  возвышения богатых над стражами. Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. В политическом отношении третьему сословию не предоставлено никаких прав: “иметь же вредное нравственное влияние на высшие сословия
   Сословию  правителей Платон уделяет значительно  больше внимания, чем двум другим сословиям. Во главе государства, утверждал  Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и  способных воплотить небесный мир  идей в земной жизни. “Пока в государстве  не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки  не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол”. Но правители должны быть истинными философами, являющимися, по мнению Платона, теми, которые, взирая на вечные образцы явлений, познают самую истину, созерцая красоту добродетели, не только удивляются ей, но и всеми силами следуют за нею, и воплощают её в себе своими делами, которые богаты сколько знанием вечной истины, столько же и опытностью в употреблении вещей. Нужны особенные качества и особенное воспитание, чтобы сделать человека способным к истинному управлению. Философ должен был обладать следующими качествами: мужество, разумность, рассудительность, великодушие, память, справедливость. Все эти качества Платон называет одним словом – добродетель. Кроме того, необходимо также “способность охранять законы и обычаи государства”. Созерцая “вечно тождественное и упорядоченное”, он подражает божественному образцу и сам становится упорядоченным и божественным, уподобляясь ему насколько это возможно для человека. Наконец, он достигает совершенства в самом важном и наиболее нужном философу знании – знании идеи бога. Таким образом, идеальному государству соответствует и идеальный человек, олицетворением которого у Платона выступает философ.
   Правителями должны быть старшие и притом лучшие. Лучшими правителями будут те, которые лучше всех знают дела государственного управления. Для этого  надо, чтобы они были мудры и  вместе с тем выше всего ставили  общественное благо. Для обеспечения  служения правителей общему благу государства, а не своим личным интересам, Платон считает необходимым поставить правителей и остальных стражей, служащих им помощниками, в такое положение, чтобы у них не могло быть личных интересов.
   “Стражи государства – раздражительная  сторона человеческой души, назначенная  для защиты прав и выполнения распоряжений природы разумной, должны получать такое воспитание и быть в такой  степени образованным, чтобы, повинуясь  мудрым внушениям правительства, легко  могли охранять благоденствие общества и мужественно предотвращать  в нем как внешние, так и внутренние опасности.
   Стражами  государства должны быть люди одновременно и образованные, и опытные. Кроме  того, хорошие стражи должны отличаться теми же свойствами, что и собаки: тонкое чутье, быстрота и проворство, сила, храбрость, гневливость. Но, будучи гневливы в отношении к врагу, воины должны быть кротки к согражданам. Такого сочетания можно достигнуть только тщательным воспитанием и особенным образом жизни.
   Военное сословие должно состоять из лучших граждан, не имеющих никаких других обязанностей, кроме обязанности охранять государство  от всякой грозящей ему опасности. Поэтому, избранные для этого люди должны быть вооружены и обучены борьбе не только против внешних врагов: они  должны охранять родину также и от внутренних раздоров, поддерживать в  ней порядок и повиновение  законам.
   Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим следующие выводы из диалога Платона «Государство»:
   1. Государство у Платона стоит  над гражданином и именно так  он понимает справедливость, то  есть то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.
   2. Чрезмерная свобода в государстве  так же опасна, как и чрезмерное  подчинение граждан одному правителю.  Первое ведет к анархии, а  второе — к тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность оборачивается своей противоположностью.
   3. Очень важно, чтобы в государстве  было единство, которое Платон  понимал трояко: а) закону подчиняются  все без исключения граждане; б) не должно быть контраста  между самыми бедными и самыми  богатыми; в) нельзя допускать  разногласий между теми, кто осуществляет управление государством.
   4. Сословная (кастовая) структура общества  лучше всего соответствует интересам  государства и граждан, так  как всем гарантирует порядок,  достаток, безопасность и процветание.
   5. Двум высшим сословиям — правителям  и воинам — запрещается иметь  любую частную собственность,  чтобы они все свои силы  и время отдавали служению  государству, которое обеспечивает их всем необходимым.
   6. Платон был за полное равноправие  женщин и за общественное воспитание детей.
   7. Платоновская демократия — это  не иное, как анархия; недостатки  олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие  формы правления — это монархия  и аристократия, а самая худшая — это тирания.
   8. Исходными формами правления,  из которых произошли все другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать в каждом государстве.
   Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная  личность и даже не класс, а все  общество, все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству  человека, его счастье, его свободу  и моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в «Государстве» Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди». 

   2 ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА
   «ЗАКОНЫ» 

   Платон  на склоне своих лет, где-то на протяжении 360-350 гг. до н.э., в «Законах» изложил второй проект наилучшего государственного устройства, уже гораздо более связанного с действительностью.
   «Законы»  — это огромное произведение в  двенадцати книгах, по объему превышающее  любой диалог Платона.
   "Законы" обширны и охватывают самые  разнообразные проявления человеческого  общежития. «Внимательное рассмотрение  этого трактата показывает, что  Платон, создавая свою теорию  государственного устройства, во  многом отталкивался от реальности, и это обстоятельство в определенной  степени придает труду философа  характер исторического источника». Как бы разочаровавшись в возможности осуществления на практике идеала, изображенного в «Государстве», Платон в "Законах" отступает в ряде существенных положений от требований, выдвинутых в первом произведении. Это была попытка философа путем различного рода уступок приблизить свой идеал к действительности. 

   2.1 Учение о смешанной форме государства
   «Создание утопического государства в «Законах»  мыслится как реальный процесс основания  города и его социально-политического  организма.
   Количество  «народонаселения» должно быть достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение порядка. Контингент колонистов устанавливается  в 5040 человек; это, по мнению Платона, наиболее подходящее число граждан для  нормального функционирования города. Установленное количество граждан должно всегда оставаться неизменным.
   Каждый  гражданин получает по жребию участок  земли, разделенный на две части: одна ближе к городу, другая на окраине  государства, для того, чтобы каждый имел живейший интерес в защите границ. В городе колонисты получали ойкопедон — участок под дом и гэпидон — прилегающую площадь под хозяйственные пристройки, а также приусадебный участок .
   В связи с различным имущественным  положением граждане делятся на четыре класса, причем подати и почести  распределяются как можно более  ровным образом внутри тех или  иных классов; при этом допускается  из низшего класса в высший и наоборот согласно достатку. Имущественный ценз для классов устанавливается соответственно в 4, 3, 2 и 1 мины.
   Платон  в «Законах» выступает за потребительское  равенство всех сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для  господ, ничем не должна быть больше остальных двух частей, предназначенных  для рабов, а равным образом и  для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества» .
   В «Законах» Платон выступает за смешанный  вид государственного строя, в котором  сочетаются элементы двух основных форм государства - монархии и демократии. Платон отмечает, что персы и афиняне  довели до крайности начала (подчинение и свободу) лежащие в основе этих форм правления.
   Правильная  организация государства, согласно Платону, должна сочетав себе оба  этих начала для достижения умеренности  в вопросах политической свободы  и подчинения.
   Организация государственных властей в «Законах»  Платона довольно сложная. Самым  высшим органом в государстве  являются стражи законов в числе 37 человек. Платон указывает, что первое время их функции будут выполнять мужи - основоположники города - 10 человек во главе с Клинием, и лишь по мере смерти и этих законодателей будет оформляться коллегия 37 законодателей. Вышеуказанные правители избираются путем многоступенчатых выборов, которые производятся из всех носящих оружие и удовлетворяющих возрастному цензу 150 лет; по сложной трехступенчатой системе.
   Круг  деятельности номофилаков (правителей) широк. Прямая их обязанность — охранять законоуложение, добавлять упущенное законодателями. Причем на восполнение упущенного по представлению соответствующих магистратур отпускается 10 лет, по истечении которых изменения могут быть допущены лишь с согласия всего народа .
   Номофилаки надзирают за искусством, решая, к примеру, вопрос о допуске и высылке из страны поэтов вместе с их произведениями.
   Законодатели  обладают широкими судейскими полномочиями. И правом надзора над некоторыми судебными органами, а также отдельными культовыми правами. В случае принятия номофилаком явно несправедливых решений, последний может быть отстранен от должности через суд. Однако этим его подотчетность и ограничивается, в связи с тем, что правильного и регулярного контроля за его деятельностью нет.
   Вторым  органом должен быть совет из 360 членов, избираемых по классам.
   Из  каждого класса граждан намечаются прежде всего кандидаты, в чем могут участвовать граждане всех четырех классов совместно. Для выбора кандидатов от первых двух классов общее участие граждан обязательно; для выбора кандидатов от третьего класса, обязательно участие граждан только первых трех классов; для кандидатов четвертого - только двух первых. Из списка намеченных кандидатов граждане избирают для каждого класса по 180 человек, и затем жребием решается, какой половине из них быть членами совета.
   Совет Эвномополиса играет не слишком заметную роль в жизни страны. Его члены рассматривают совместно с Народным собранием прошения иностранцев и метеков остаться в стране пожизненно, назначают суд по государственным делам, избирают и составляют высший суд для частных лиц. Однако, оговаривается отстранение их от избрания попечителем воспитания, сто, вероятно, обусловлено многочисленностью
   Совета  и сугубой важности роли указанного должностного лица в общей философской концепции Платона. Пританы (члены Совета) должны предупреждать внутренние волнения, с этой целью они облекаются властью созывать Народное собрание не только, «установленные законами», но и в экстренных случаях. Кроме того, они осуществляют надзор за городом и заботятся о приеме официальных посланце других государств.
   Помимо  вышеуказанных органов, имеется  также Ночное собрание. Оно состоит из получивших знаки отличия жрецов, десяти старейших законодателей и попечителей воспитания и лиц, путешествовавших, «с целью розыска, нет ли где чего-нибудь подходящего для охраны законов» и предварительно проверенных магистратами. Каждому из них предлагается привести наиболее достойного молодого человека (от 30 до 40 лет). Собирается этот орган до восхода солнца, отчего и получил свое название.
   Неоднократно  подчеркивается, что Ночное собрание представляет собой охранительный  орган государства, сосредотачивая все полезное и спасая все желательное.
   Существующее  в «Законах» Народное собрание может  посещать каждый желающий. Причем граждане первого и второго имущественных  кланов всегда обязаны его посещать (под страхом наказания), а низшие классы - лишь в случаях, специально объявленных должностными лицами.
   Народному собранию представлены довольно значительные полномочия. Ему принадлежит возбуждение  и окончательное решение судебных дел по процессам государственной важности, оно может заменить несправедливого законохранителя, совместно с Советом рассматривает заявления иностранцев, желающих пожизненно остаться в стране, избирает законохранителей, евфинов, стратегов и гиппархов.
   Судебных  инстанций для гражданских дел  должно быть три: первую образует третейский суд по назначению сторон; если он окажется недействительным, то дела должны быть сначала рассматриваемы в «местных судах» где судьи должны быть назначены  по жребию; третья инстанция - верховный суд, в выборе членов которого должны принимать участие все сановники государства. Для уголовного суда существовала только одна инстанция, составленная из назначенных по жребию судей. Лишь для преступлений, наказываемых смертной казнью, устанавливался особый суд, состоящий из «стражей законов» и «членов совета». Дела же о преступлениях против государства должны быть рассмотрении всего Народного собрания.
      Учение о законах
   Большое внимание Платон уделял вопросу о  законе, являющемуся одним из главнейших во всей его системе политических взглядов. Платон связывает понятие  закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой: «Людям необходимо установить законы, иначе они ничем  не будут отличаться от самых диких зверей». Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные. Закон - основная опора, на которой держится государство.
   Закон должен быть выше правителей, являющихся лишь слугами закона: «Не ради нового словца назвал я сейчас правителей служителями законов: я действительно  убежден, что спасение государства  зависит от этого больше, чем от чего-то иного. В противном случае государство гибнет. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги».
   Однако  Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний имеет  пределы, обусловленные ограниченностью  ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда  этот закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и  в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан такую способность, как умение подчиняться.
   «Повиновение  законам есть первая и самая священная  обязанность каждого гражданина; все правительственные лица должны быть только слугами и исполнителями закона». Платон говорит, что граждане обязаны повиноваться законам не слепо, а с полным сознанием их разумности, пользы и даже необходимости. Способность подчиняться философ ставит выше умения властвовать.
   Платон  различает правильные и неправильные законы. «Правильны лишь те законы, которые  установлены ради общего блага всего  государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. В последнем  случае, согласно Платону, и вовсе  государственная организация жизни». «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях» .
   В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестоко  регламентируют публичную и частную  жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке  проектируемого государства путем  внушения представлений о божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение и т.п.».
   Последние две книги «Законов» наполнены  множеством правил относительно осуществления  гражданских прав и обязанностей. Так, закон должен взять право  доведения в свои руки и определить собственности, «не слушая вопля умирающих». Сироты - «наисвященнейшие залоги» - должны пользоваться покровительством государства. При «несовместимости характеров» мужа и жены, они должны, они должны быть разводимы.
   В «Законах» Платон формулирует актуальный и по сей день принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление. «Вообще никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок, даже если совершивший его бежал за пределы государства». К видам наказания он относит: смерть, тюремное заключение, палочные удары, унизительные места для сидения и стояния или стояние возле святилищ на окраине страны; либо наказанием должна быть денежная пеня.
   Цель  уголовного наказания. По учению Платона  о законах, заключается в предупреждении повторения преступлений. Наказание  налагается не ради совершившегося преступления, а ради предупреждения их повторения в будущем.
   Наказание приводит к достижению этой цели трояким  способом: 1) исправлением самого преступника, для которого оно является как  бы лекарством, исцеляющим его нравственный недуг; 2) устранением влияния дурного  примера на сограждан; 3) избавлением  государства от опасного, вредного члена.
   В «Государстве» Платон наделял правителей абсолютной властью и ставил их выше всяких законов, потому что предполагал  в них философское образование, открывающее доступ к истине. Платон хочет связать волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго охраняемо от всяких нововведений.
   Хотя  «Законы» и являются проектом, наиболее приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом. «Хотя он имел в виду представить  устройство, приспособленное к человеческой природе, однако и здесь свобода  вполне приносится в жертву общественной цели».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.