На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Характеристика организации, описание ее миссии и главных задач. Организационно-правовая форма собственности и производимые продукты. Анализ стратегического и финансового управления, планирование и результаты. Мероприятия целевого развития организации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 25.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Оглавление
    1. Постановка задачи
      1.1 Цели и основные задачи курсовой работы
      1.2 Исходные требования
    2. Характеристика организации
      2.1 Описание миссии и главных задач организации
      2.2 Организационно-правовая форма собственности
      2.3 Стадия жизненного цикла организации
      2.4 Размеры организации и особенности ее деятельности
      2.5 Производимые продукты
      2.6 Отраслевые рынки и группы потребителей
      2.7 Организационная структура
      2.8 Управление персоналом
    3. Система стратегического управления
      3.1 Анализ текущей деятельности и прогноз целевого развития
      3.2 Корпоративные стратегии
      3.3 Конкурентные стратегии
    4. Система финансового управления
      4.1 Бюджетное планирование
      4.2 Финансовые результаты деятельности
      4.3 Финансовый анализ деятельности
    5. Мероприятия целевого развития организации
    Список использованной литературы

1. Постановка задачи

1.1 Цели и основные задачи курсовой работы

Цель данной курсовой работы - проанализировать текущую и разработать целевую концепцию развития компании ОАО «Лапск» в динамичных условиях реформирования организации, реформирования отечественной энергетики и либерализации рынков энергии.

1.2 Исходные требования

Стадия жизненного цикла
Устойчивый рост
Организационно-правовая форма собственности и деятельности
Открытое акционерное общество - ОАО
Размер организации
Крупнейшее предприятие - объединение
Производимые продукты
Мультипродукт
Отраслевые рынки и группы потребителей
Монорынок и мультигруппа
Корпоративные стратегии организации
Стратегия диверсифицированного роста (центрированной диверсификации)
Конкурентные стратегии организации
Стратегия лидерства по издержкам
Структура организации
Дивизиональная
Финансовые результаты
Бюджеты СБЕ и организации - по выбору преподавателя. Балансы, отчеты о финансовых результатах
Финансовый анализ
Финансовые показатели - по выбору преподавателя
Мероприятия целевого развития организации
Мероприятия - по выбору и обоснованию разработчиков проекта

2. Характеристика организации

2.1 Описание миссии и главных задач организации

Миссия ОАО «Лапск»: обеспечение потребителей электрической и тепловой энергией, произведенной с применением ресурсосберегающих передовых технологий на современном оборудовании, отвечающем самым высоким экологическим стандартам

ОАО «Лапск» видит свою цель в достижении максимальной экономической и социальной эффективности, прибыльности, инвестиционной привлекательности, приумножении собственного капитала, внедрении новых технологий и инноваций, сохранении и приумножении лидирующего положения на энергетическом рынке Московского региона в современных условиях реформирования энергетики и либерализации. Главные же задачи на ближайшие 10 лет - увеличение энергоэффективности производства на 20% и достижении уровня Китая и Индии, реализация инвестиционных проектов.

2.2 Организационно-правовая форма собственности

миссия продукт стратегический планирование

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации ОАО ЭиЭ «Лапск» Полное фирменное наименование. или же сокращенно ОАО «Лапск» было зарегистрировано в РФ 6 апреля 1993 года Московской регистрационной палатой Правительства г. Москвы (свидетельство о государственной регистрации № 012.473) в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом № 169-Р от 26 марта 1993 года. В результате приватизации отечественной энергетической отрасли государственное предприятие МПО «Лапск» было преобразовано в акционерное общество открытого типа, и отдельные активы и пассивы, до этого находившиеся под контролем Министерства топлива и энергетики РФ, были переданы на его баланс.

Вид деятельности: Электроэнергетика, теплоэнергетика (по ОКВЭД Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 40.10, 40.30 соответственно).

Организационно-правовая форма / форма собственности: открытое акционерное общество / смешанная российская собственность (по ОКОПФ Общероссийский классификатор организационно-правовых форм / ОКФС Общероссийский классификатор форм собственности - 47 / 42).

2.3 Стадия жизненного цикла организации

Организация ОАО «Лапск» находится, по нашему мнению, на стадии жизненного цикла «устойчивый рост». Достигнута определенная (предельная) доля рынка, отработана технология, отлажены управленческие процессы и организационная структура. Рост выручки возможен практически лишь за счет увеличения тарифов (цен). В настоящее время наблюдается заметный рост прибыли за счет сокращения издержек, данный факт характеризуется чрезвычайно положительно, можно надеяться на новый рост (трансформацию) за счет введения нового вида продукции при сохранении существующих технологий - промышленных услуг.

2.4 Размеры организации и особенности ее деятельности

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации ОАО ЭиЭ «Лапск» - самая крупная из региональных генерирующих энергетических компаний РФ (а также крупнейшая генерирующая компания, работающая на органическом топливе в России и крупнейший производитель тепла в мире) и технологически неотъемлемая часть Единой энергетической системы России с более чем вековой историей развития, сфера деятельности которой распространяется на производство электрической энергии и мощности с поставкой на оптовый рынок и производство и сбыт тепловой энергии. Общество также осуществляет другие виды деятельности, к которым относятся: проектно-сметная деятельность, оказание услуг связи, оказание информационно-вычислительных услуг, сельскохозяйственная деятельность, торговая деятельность и др. ОАО «Лапск» является компактно расположенным, технологически и экономически взаимосвязанным комплексом генерирующих мощностей. В составе ОАО «Лапск» на настоящий момент В начале года их было 17. 15 электростанций установленной электрической мощностью 11.9 тысяч МВт и тепловой мощностью 40.6 тысяч МВт, которые обеспечивают генерацию электро- и теплоэнергии, связаны общностью режима работы, имеют общий резерв мощности и централизованное оперативно-диспетчерское управление ОДУ. Деятельность энергосистемы наряду с электростанциями обеспечивают производственные, проектные, ремонтные, наладочные и другие филиалы.

Электростанции ОАО «Лапск» поставляют около 70% электрической энергии, потребляемой в Московском регионе, и обеспечивают 66% потребностей Москвы в тепловой энергии.

Техническое развитие - один из приоритетов деятельности компании. ОАО «Лапск» в числе первых в России приступило к масштабному строительству и вводу генерирующих мощностей на основе технологии парогазового цикла, позволяющей существенно повысить эффективность и улучшить экологические показатели производства.

По многим показателям Лапск является самой-самой, утирая нос западным капиталистам и азиатским тиграм. Так, самая крупная ТЭЦ (21), самая экологичная ТЭЦ (27), самый крупный детандер-генераторный комплекс (21), ТЭЦ с самой дешевой себестоимостью (21) энергии находятся именно в ОАО «Лапск».

Таблица 1. Основные производственные показатели

Ед. изм.
2007
2008
Установленная электрическая мощность
МВт
11 117.3
11 904.3
Установленная тепловая мощность
Гкал/ч
34 297.4
34 897.4
Производство электрической энергии
Млн. кВтч
63 673.3
64 273.9
Производство тепловой энергии
Тыс. Гкал
65 556.5
62 439.7
Число сотрудников
Человек
16 544
13 580

Таблица 2. Структура генерирующих мощностей по состоянию на 1.01.09

Установленная электрическая мощность, МВт

Доля в установленной электрической мощности ОАО «Лапск», %
Установленная тепловая мощность, Гкал/ч
Доля в установленной тепловой мощности ОАО «Лапск», %
ГЭС-1
95
0.80
951
2.73
ГРЭС-3
580
4.87
341
0.98
ТЭЦ-6
24
0.20
139
0.40
ТЭЦ-8
605
5.08
2 192
6.28
ТЭЦ-9
210
1.76
560
1.61
ТЭЦ-11
330
2.77
1 011
2.90
ТЭЦ-12
408
3.43
2 043
5.85
ТЭЦ-16
360
3.02
1 484
4.25
ТЭЦ-17
192
1.61
712
2.04
ТЭЦ-20
730
6.13
2 400
6.88
ТЭЦ-21
1 775
14.91
4 918
14.09
ТЭЦ-22
1 310
11.01
3 606
10.33
ТЭЦ-23
1 420
11.93
4 530
12.98
ТЭЦ-25
1 370
11.51
4 088
11.71
ТЭЦ-26
1 410
11.85
4 006
11.48
ТЭЦ-27
1 060
8.91
1 876
5.38
ТЭЦ-28
25
0.21
40
0.11
ОАО «Лапск»
11 904
100
34 897
100

2.5 Производимые продукты

Электричество - наиболее универсальная форма энергии, обладающая массой привлекательных потребительских свойств (возможность дальней передачи, делимость, экологичность, преобразуемость практически в любой другой вид энергии, его универсальность). Это делает электроэнергию во многом незаменимой, исключает наличие значимых субститутов. Роль электроэнергии в современной жизни также велика и существенна, как роль воздуха, воды, солнца и прочих составляющих биосферы. Практически электроэнергия стала важнейшим фактором в части жизнеобеспечения населения развитых стран, во многом определяет не только уровень жизни, но и саму возможность жить и работать. Последствия от сбоев в электроснабжении по своим масштабам становятся катастрофическими, сопоставимыми с природными катаклизмами. Давно подмечено, что по степени развития электроэнергетики, уровню энергопотребления и энергоэффективности можно судить о состоянии экономики страны. Отрасль в зависимости от своего развития становится либо локомотивом, либо тормозом национальной экономики.

Не менее громкие слова могут прозвучать и в адрес тепловой энергии, обогревающей наши дома, приносящей в них тепло и уют, привычный уже уровень комфорта. Достаточно представить себе свое жилище, оставшееся зимой без центрального отопления, к тому же с отключенной горячей водой, чтобы понять всю значимость этих современных благ цивилизации Как говорится холодное - это отключенное теплое.. Если же дополнить картину прекращением подачи электроэнергии, такое жилище может потягаться по силе с орудиями средневековых пыток, оправдывая весь кажущийся чрезмерным пафос.

Впрочем не вижу особого смысла рассказывать здесь о достоинствах и конкурентных преимуществах производимой продукции. Энергия - товар унифицированный, обладающий набором ГОСТированных параметров Так, ГОСТом регулируются такие показатели качества, как допустимые отклонения напряжения, частоты, синусоидальности, несимметрии и прочее. и отсутствием как таковой эксклюзивности и уникальности, чтобы здесь можно было подробно останавливаться. Психически нормальный человек не задумывается, смотря телевизор, с какой электростанции сегодня к нему пришло электричество - с московской ТЭЦ-21, подмосковной ТЭЦ-27, Нововоронежской АЭС или одной из волжских ГЭС, что позволяет ему не испытывать угрызений совести за возможную эксплуатацию мирного атома (углеводородов Сибири или экосистемы Поволжья - нужное подчеркнуть) и ущемлений патриотических чувств. К тому же физическая однородность энергии не позволит ему это сделать при всем желании.

Полагаю более целесообразным поговорить о применяемых в процессе производства технологиях, основной из которых является технология паросилового цикла. КПД ее невысок Подчеркивать это стали недавно, с приходом новых парогазовых технологий. До этого же времени всё всех устраивало. и составляет в среднем около 38%. В энергетическом котле сжигается органическое топливо (как правило газ), превращая воду в пар, который под большим давлением подается на лопасти турбины, сидящей на одном валу с генератором, в обмотке статора которого при наличии возбуждения наводится переменное напряжение. Изменением количества подаваемого пара в турбину регулируется выдаваемая активная мощность. Реактивная же мощность регулируется изменением степени возбуждения генератора. Часть тепловой энергии после совершения работы отбирается и направляется к потребителям. Таким образом производство тепловой и электрической энергии является комбинированным. Можно сказать, что одна из них является приятным побочным продуктом производства другой.

Кроме энергетических силовых котлов в Лапск используются пиковые водогрейные котлы. Продуктом здесь является только тепловая энергия, а потому КПД их ниже. Растапливаются они в зимнее время, когда потребление тепла достигает своих пиков и тепловых мощностей силовых блоков не хватает. Отсутствие когенерации (комбинированного производства тепловой и электрической энергии) в данном случае вызвано исторически сложившимся отсутствием в течение длительного времени потребности в излишней электрической энергии, которая стала не нужна в тех количествах после распада СССР и резкого сокращения спроса. Спрос же на тепловую энергию не был подвержен столь негативной динамике. Сейчас ситуация меняется на обратную, когда не хватает уже в первую очередь электроэнергии Кризис в экономике ослабил потребность ввода электрических мощностей, но он не ликвидировал проблему, а лишь слегка отодвинул ее.. Поэтому сейчас надо делать ставку на когенерационные установки, а пиковые водогрейные котлы использовать только для покрытия пиковых нагрузок в рамках взятых на себя обязательств. В перспективе при осуществлении всех намеченных планов по вводу генерирующих мощностей потребность в пиковых котлах может отпасть сама собой, и тогда уже нельзя будет мириться с тем, что большую часть года они простаивают, а обслуживающий их персонал просиживает. Впрочем, под это дело необходимо будет провести технико-экономическое обоснование.

Хорошо зарекомендовали себя в работе поперечные связи энергоблоков по тепловой части. Так например, при выводе в ремонт ЭК №1(энергетический котел №1) ТГ №1 (турбогенератор №1) может работать от любого другого ЭК, связанного с первым. Соответственно при выводе в ремонт генераторов его котел может работать на другой. Это позволяет значительно повысить резервирование, надежность, полезный отпуск энергии. Те же самые достоинства можно отнести и к поперечным связям по тепловой части между крупными насосами.

Есть в Лапск свое ноу-хау с мировым именем. В 1995 году на ТЭЦ-21, крупнейшей в Европе, был установлен самый крупный в мире детандер-генераторный комплекс, который позволяет переводить энергию избыточного давления природного газа в электрическую. Мощность комплекса 10 МВт. Дело в том, что в магистральных газопроводах метан передается под большим, избыточным давлением. По этому на пути природного газа в энергетический котел устанавливаются турбины детандер-генераторов. Пробегающий мимо газ как бы между делом по доброте душевной их раскручивает. Так как данная технология не предусматривает сжигание газа, то отличается высочайшими показателями экономичности и экологичности. Электроэнергию просто как бы выкачивают из воздуха. В мае 2002-го года ТЭЦ-21 представила эту уникальную технологию на 27-й Кипрской международной промышленной ярмарке. Участие в выставке обеспечивала Торгово-промышленная палата РФ. Технология очень заинтересовала иностранных «шпионов», устроивших паломничество на ТЭЦ-21.

Последние года три в России активное распространение получает технология парогазового цикла. Расположение этого абзаца за детандер-генераторами неслучайно. По своей идее эта технология очень похожа на вышеописанную. Даже подозреваю, что она из нее родилась. КПД такой технологии значительно выше и превышает 50%. Классическая ПГУ (парогазовая установка) состоит из двух газовых турбин, двух котлов-утилизаторов, одной паровой турбины и трех турбогенераторов. Газ, прежде чем превратить воду в пар, направляемый в паровую турбину, раскручивает газовые турбины и тем самым обеспечивает более высокий КПД. Экономичность и экологичность данной технологии обуславливают повышенный интерес к ней в России и в мире. Высокоэффективные ПГУ позволяют экономить до 25-30% газа, а также на треть снизить вредные выбросы в атмосферу.

Первый такой энергоблок в системе Лапск был введен в Лапск в ноябре 2007 года. В прошлом году было введено 2 таких крупнейших энергоблока на московских ТЭЦ Все три введенных блока находятся на севере Москвы на ТЭЦ-21 и ТЭЦ-27, которые благодаря этому кстати неофициально стали витринными, парадно-экскурсионными станциями., а в ближайшие месяцы планируется ввод четвертого энергоблока на юге Москвы. Дальнейшие инвестиционные планы характеризуются вводом генерирующих мощностей именно на основе этой технологии.

На различных информационных площадках в ее сторону льются дифирамбы, подозрительно тихо замалчивая недостатки. Эти недостатки на фоне положительных свойств не такие существенные, но учитывать их и считаться с ними необходимо.

К первому относится требование высокого давления к газу на входе в турбину, что обуславливает строительство мощных газодожимных компрессорных станций Это обстоятельство делает применение вышеописанных детандер-генераторов нецелесообразным.. Более специфические технические детали технологии обуславливают еще необходимость электронных пусковых устройств с дорогостоящей начинкой. На маленьких ГТУ (газотурбинных установках) это обстоятельство может нивелироваться за счет малых массогабаритных показателей. Впрочем совсем уж строго назвать эти факты существенным недостатком тоже нельзя, может быть неприятной особенностью технологии.

Хуже дело обстоит с резервированием по топливу, которое в данном случае отсутствует. В текущем году в Москве было несколько взрывов и повреждений газопроводов. В СМИ широко освещался взрыв на Озерной в ночь с 9 на 10 мая - крупнейший в истории послевоенной Москвы. Менее известны другие. Так, 20 августа на той же Озерной при опрессовке труб одну из них разорвало. Изношенность столичных газопроводов очень высокая и очевидно будет напоминать о себе.

Летом при строительных работах на севере Москвы экскаватором был поврежден газопровод, о чем сразу было сообщено в экстренные службы. В результате «миллионнику» ТЭЦ-27 пришлось экстренно остановить 2 своих парогазовых блока по 450 МВт. 2 паросиловых блока общей мощностью 160 МВт перевели на мазут, парогазовые же просто остановили. ТЭЦ на несколько часов осталась без 85% своей мощности. В зимнее время подобная ситуация заметно бы сказалась на энергоснабжении потребителей.

К достоинствам же парогазовой технологии кроме описанных выше экономичности и экологичности относится высокая маневренность - возможность быстрого пуска машины из резерва. Время здесь измеряется десятками минут, в то время как на обычных блоках счет идет на часы. Также очень быстро осуществляется набор нагрузки.

Внедрение компанией данной технологии на своих станциях обусловило повышенный интерес к Лапск со стороны других ТГК и энергетических компаний стран ближнего зарубежья.

К еще одному ноу-хау, впервые в России внедренному именно в Лапск и сейчас получившему развитие на его крупных станциях, относится асинхронизированный турбогенератор. Полтора года назад по запросу «асинхронизированный турбогенератор» Яндекс выдавал 7 ссылок, из которых только в одной (небольшая статья одного профессора из всероссийского научно-исследовательского института электроэнергетики ВНИИЭ, непосредственно занимающегося данной тематикой для завода-изготовителя) было описано, что это такое и с чем его едят. Остальные так сказать «примазались» к поисковому запросу. Спустя год Яндекс генерирует уже достаточно интересных ссылок на запрос.

Асинхронизированный турбогенератор имеет в своем составе две обмотки возбуждения, сдвинутые друг относительно друга. Он обладает существенно более высокими пределами устойчивости (способен работать во всех четырех квадрантах диаграммы мощностей) и предназначен для работы не только в режиме выдачи, но и глубоко потребления реактивной мощности, тем самым позволяя значительно регулировать диапазон напряжения на шинах станции. Генератор очень надежен и живуч, способен работать с одной обмоткой возбуждения (как обычный), с двумя и даже без них. При потере возбуждения генератор может оставаться в работе за счет способности вырабатывать активную мощность за счет потребления реактивной, переходя при этом в асинхронный режим с закорачиванием накоротко обмоток возбуждения. Использование таких генераторов в Лапск является пилотным проектом, по результатам которого будет принято (или не принято) решение о запуске строительства таких генераторов на электростанциях страны. По слухам, это дело находится на пульсе у первых лиц государства. К слухам по определению нужно относиться с определенной долей скептицизма. С другой стороны за время своей работы столкнулся с очень большим их количеством, и все они либо подтвердились, либо остались неподтвержденными. И ни один из них еще не был опровергнут. Информация о том, что Газпром планирует перевести свои электростанции на уголь за полгода-год до объявления официального тендера, повысила на порядок мою лояльность к слухам. Технология кстати является уникальной находкой для написания кандидатских и докторских диссертаций. Правда и материала по данной тематике пока мало. В ВУЗовских курсах эта область пока находится в тени.

Вернувшись к энергии как к продукту, хочется добавить, что электро- и теплоэнергия не могут быть объектами промышленного хранения, а процессы выработки, передачи, распределения и потребления неразрывны и происходят одновременно. Это отличает энергию от других видов продукции и требует особого подхода при организации ее продажи, позволяя не ломать голову над оптимизацией складских запасов и собственно их содержанием, но заставляя продумывать заранее графики потребления и нагрузки. Неравномерность объемов потребления энергии по времени суток, дням недели и сезонам года при необходимости соблюдения балансов требует особого подхода к формированию цен, о чем задумываться стали только последние годы.

Еще немаловажным фактом является то, что спрос на энергию неэластичен по цене. Это обстоятельство до сих пор вызывает определенные опасения по поводу целесообразности полной либерализации рынков.

2.6 Отраслевые рынки и группы потребителей

1 июля 2008 года РАО «ЕЭС России» прекратило свое существование. Реформирование энергетики было задумано Чубайсом с целью перейти от государственного регулирования к конкурентным отношениям в производстве и сбыте, что предполагало повышение надежности энергоснабжения, эффективности производства и потребления, создание условий для массового привлечения инвестиций, обновление основных фондов. Длительные сроки проектирования и строительства электростанций и их большая капиталоемкость находятся в противоречии с непрерывностью процессов производства и потребления электроэнергии. С одной стороны, в каждый текущий момент времени необходимо обеспечить баланс производства и потребления энергии, а с другой стороны, этот баланс в условиях растущего спроса на электроэнергию можно сохранить только за счет своевременного ввода новых электростанций, экономически эффективных по типу, месту расположения и виду топлива. В условиях государственного регулирования для этого существует система прогнозирования и планирования развития. При либерализации рынков эту проблему нужно решать рыночными методами.

В результате главного этапа реформы изменилась система госрегулирования отрасли и сформировался конкурентный рынок электроэнергии. Было осуществлено разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт энергии, ремонт и сервис) функций. Вместо прежних вертикально-интегрированных компаний были созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Образованы 6 ОГК (оптовые генерирующие компании), 14 ТГК, ОАО «Рус-Гидро», ОАО «Концерн Энергоатом». Отдельно была сформирована технологическая инфраструктура, включающая в себя: ОАО «ФСК ЕЭС» (Федеральная сетевая компания), 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), объединенных в ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «Системный оператор ЕЭС». В ходе реформы были созданы сбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика, и прочие энергосбытовые компании.

Одним из важнейших итогов реформы стало создание оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности и, соответственно, коммерческой инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование: некоммерческое партнерство «Совет рынка», ОАО «Администратор торговой системы АТС» и ЗАО «Центр финансовых расчетов ЦФР». НП «Совет рынка» следит за соблюдением баланса интересов продавцов и покупателей электроэнергии. АТС предоставляет субъектам оптового рынка услуги по организации торговли. ЦФР обеспечивает финансовые расчеты.

С 1 сентября 2006 года в России действует новая модель оптового рынка электрической энергии и мощности (НОРЭМ), введенная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.06 №529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)». Участниками ОРЭ являются производители и покупатели электроэнергии, удовлетворяющие требованиям в отношении субъектов оптового рынка и действующие на основе установленных Правительством Правил оптового рынка. Оптовый рынок делится на несколько сегментов:

· рынок регулируемых договоров РД (торговля электроэнергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам на основании договоров купли-продажи электрической энергии (мощности)

· рынок на сутки вперед РСВ (продажа и покупка электроэнергии по свободным ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки)

· балансирующий рынок БР (свободные цены на электроэнергию определяются путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее, чем за час до поставки электроэнергии)

· рынок мощности, введенный с 1.07.08 (при продаже мощности у поставщиков появляются обязательства по поддержанию их генерирующего оборудования в постоянной готовности к выработке электроэнергии)

В настоящее время электроэнергия продается как по свободным рыночным ценам, так и по регулируемым ценам (тарифам). Законодательно временно закреплено ограничение в объемах продажи энергии на конкурентных рынках. С каждым годом рынок все больше переходит к либерализации. Этапы этого процесса сведены в таблицу.

Таблица 3. Этапы либерализации оптового рынка электроэнергии и мощности

Период
Год
Доля продажи по РД,%
1 января - 30 июня
2007
90-95
1 июля - 31 декабря
85-90
1 января - 30 июня
2008
80-85
1 июля - 31 декабря
70-75
1 января - 30 июня
2009
65-70
1 июля - 31 декабря
45-50
1 января - 30 июня
2010
35-40
1 июля - 31 декабря
15-20
1 января
2011
0

С 1 января 2011 года планируется полный отпуск цен в свободное плавание. Это обстоятельство у многих людей вызывает определенные опасения, тем более что в сложившейся ситуации цены для населения формируются гарантирующими поставщиками по тарифам. С 2011 года, когда цены будут отпущены, можно ожидать их значительного повышения, тем более что на конкурентном рынке цены выше и из сложившейся динамики и объективных фактов ясно, что с каждым годом они будут расти. Рынок энергии - это малоэластичный рынок, да к тому же с очень крупными игроками-производителями, обладающими определенными рычагами воздействия на рыночные механизмы. Конечно законодательством предусмотрены специальные антимонопольные меры в отношении поставщиков, но как все это дело будет работать, пока до конца не ясно.

В общем и целом, либерализация рынков идет не так гладко, как это изначально планировалось. Можно и даже следует ожидать в будущем выхода новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность этих рынков и меняющих в определенных границах правил игры.

Вся потребляемая электроэнергия в конечном итоге продается на розничных (потребительских) рынках и поступает к потребителям по распределительным сетям. Большую часть своей электроэнергии Лапск реализует напряжением 110 кВ и выше на оптовый рынок. На розничный же рынок Лапск продает свою продукцию с шин генераторных распределительных устройств ГРУ напряжением 10 кВ. Оптовый рынок не снабжает электрической энергией непосредственно потребителей розничного рынка, а продает ее энергоснабжающим организациям или крупным потребителям - субъектам оптового рынка. Лишь некоторые, наиболее крупные потребители, присоединенные к высоковольтной сети, могут получать электроэнергию напрямую из сети высокого напряжения, минуя распределительную сеть, например металлургические заводы.

Следствием кризиса стало резкое снижение заявок на технологические присоединения со стороны строительных компаний. На них прежде приходились основные объемы розничного рынка, а теперь они объявили о переносе сроков реализации своих проектов. В результате временно незагруженными остаются шины новых ГРУ. Впрочем технологически недоотпущенная продукция с шин ГРУ может через повышающие трансформаторы либо и вовсе минуя их в зависимости от схемы Правда тогда такие ГРУ называются не совсем корректно. К ним более подходит определение ЗРУ - закрытое распредустройство. реализовываться на оптовом рынке.

Основным покупателем электроэнергии, производимой Лапск, является Лапсксбыт.

Большая часть производимой тепловой энергии продается потребителям, расположенным в Москве. Теплогенерирующие мощности, расположенные в Подмосковье, поставляют незначительную долю от объемов производства тепловой энергии. В то же время в городах Дзержинский, Котельники, Ступино, Электрогорск и Электросталь электростанции Лапск занимают доминирующее положение в сфере теплоснабжения, а в городах Люберцы, Мытищи и Химки доля тепловой энергии Лапск в системах теплоснабжения значительна.

Лапск производит и продает тепловую энергию в горячей воде (98%) и в паре (2%). Основными потребителями пара являются промышленные предприятия.

Последние годы отпуск тепловой энергии снижается (на 4.8% в 2008 году). Более высокие температуры наружного воздуха как в отопительный период, так и в целом по году, раннее отключение отопления обусловливают снижение коэффициента использования среднегодовой установленной тепловой мощности турбин. В этом году зима в Москву тоже запаздывает.

Отпуск тепла в отопительный период в прошлом году составил 85.5% от годового.

2.7 Организационная структура

По состоянию на 1 января 2009 года Общество имело в своем составе 33 территориально обособленных филиала (структурных подразделения): ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича, ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона, ТЭЦ-6, ТЭЦ-8, ТЭЦ-9, ТЭЦ-11 им. М.Я. Уфаева, ТЭЦ-12, ТЭЦ-16, ТЭЦ-17, ТЭЦ-20, ТЭЦ-21, ТЭЦ-22, ТЭЦ-23, ТЭЦ-25, ТЭЦ-26, ТЭЦ-27, ТЭЦ-28 (всего 17 электростанций), Энергосвязь, Предприятие производственно-технологической комплектации ППТК, Центральный ремонто-мехнанический завод ЦРМЗ, Опытный завод средств автоматизации и приборов ОЗАП, Лапскспецремонт МЭСР, Лапскналадка МЭН, Мосэлектроремэнерго МЭРЭ, Специальное конструкторско-технологическое бюро высоковольтной и криогенной техники СКТБ ВКТ, Информационно-вычислительный центр ИВЦ, Автохозяйство АТХ, Теплосбыт, Московский проектный институт по проектированию энергетических объектов МЭП, Торгово-производственное предприятие рабочего снабжения Энерготорг, Агропромышленный комбинат АПК «Шатурский», Тепловые сети, Медсанчасть.

Летом прошлого года были приняты решения Правления ОАО «Лапск» об объединении в 2009 году (уже состоявшемся) близлежащих филиалов ГРЭС-3 и ТЭЦ-6 им. Р.Э Классона, и ТЭЦ-21 и ТЭЦ-28 соответственно с последующей ликвидацией филиалов ТЭЦ-6 и ТЭЦ-28. В том же 2008 году в рамках мероприятий по оптимизации организационной структуры и управления имуществом, централизации управленческих функций ОАО «Лапск» была начата работа по подготовке к ликвидации следующих филиалов: СКТБ ВКТ, ППТК, МЭН, ИВЦ, ОЗАП, МЭСР, МЭП и Медсанчасть.

Следует сказать, что до прихода Газпрома к управлению ОАО «Лапск» в компании все было более-менее стабильно. С момента реструктуризации и выделения из Лапск сетевых и сбытовых функций прошло три года. Да, уже была разработана и активно осуществлялась программа ввода новых генерирующих мощностей, но в целом люди не замечали сколь-нибудь серьезных изменений в своей работе и чувствовали стабильность. Сразу после прихода Газпрома к рулю тихо, без лишнего «шума и пыли», были заменены генеральный директор ОАО «Лапск», высший топ-менеджмент компании, и половина директоров на электростанциях на своих, газпромовских, людей. Газпром стал очень активно осуществлять свою деятельность по управлению Лапск, которое уже не имеет той самостоятельности, а всю политику определяет главный акционер. Вот что сказал по этому поводу гендиректор Лапск: «ООО «Газпром энергохолдинг» (стопроцентная «дочка» «Газпрома») управляет всеми активами «Газпрома» в энергетике, в том числе и «Лапск». Она формирует стратегию, через Совет Директоров принимаются ключевые решения, которые мы реализуем». В настоящее время кардинально ломается реформируется организационная структура компании. Многое уже сделано, многое еще предстоит.

В аутсорсинг и на продажу активно выводятся все непрофильные активы, не связанные непосредственно с генерацией, отдельные функции. Происходит объединение близко территориально расположенных филиалов с последующим высвобождением персонала, «приватизация» отдельных функций за гендирекцией, активов (общежитий). В настоящее время сокращены отделы кадров на всех филиалах, а их функции возложены на гендирекцию. Такая же участь частично коснулась бухгалтерии. Этой осенью сломана цеховая структура на электростанциях, существовавшая многие десятилетия.

Кроме того, Газпром консолидирует свои электроэнергетические активы (ТГК-1, ТГК-3 «Лапск», ОГК-2, ОГК-6) на балансе стопроцентного развиваемого дочернего общества ООО «Газпром энергохолдинг». Выдача заработной платы и прочие банковские операции осуществляются через Газэнергопромбанк (до этого был Трансинвестбанк). Энергосбытовую (электроэнергетическую) деятельность подминает под себя газпромовский ОАО «Межрегионсбыт». Готовится покушение на Теплосбыт. Кроме того, маловероятен, но все таки возможен перевод энергокомпаний Газпрома на единую акцию.

Вообще интересно, что реформирование энергетики, ее дробление на множество различных фирм проводилось с целью развития позитивной конкуренции. Сейчас же процесс идет в обратном направлении - такая своеобразная вторичная приватизация РАО ЕЭС, а в перспективе и всей России.

Хотя необходимо отметить, что все перечисленные меры в совокупности дают ощутимый финансовый результат, позволяющий Лапск с надеждой смотреть в будущее.

2.8 Управление персоналом

Деятельность по управлению персоналом - одна из самых неоднозначных в системе Лапск. Как уже было сказано выше, до прихода Газпрома к управлению Лапск все было более или менее стабильно. С приходом Газпрома люди связывали определенные надежды на улучшение как своего материального положения, так и удовлетворенности от работы в самой крупной и сильной государственной компании с мировым именем. Развивающиеся на флагштоках газпромовские горелки рядом с солнышком Лапск, российским триколором и Георгием-победоносцем усиливали ожидание чего-то хорошего. К сожалению, на деле все оказалось несколько иначе. Газпром сразу же приступил к сокращению непрофильных активов и оптимизации персонала. Интересно то, как порой красиво можно описать любую, не самую популярную деятельность. Постепенно были отменены многие премии и льготы, продан известный пансионат «Лапск» в Лоо, где работники компании могли довольно недорого и качественно отдохнуть.

Затем была расквартирована Медсанчасть «Лапск» с увольнением опытных квалифицированных кадров и продажей здания на Садовнической улице рядом с Кремлем. Гаражи станций, ремонтные работы, столовые и уборка производственных помещений были выведены в аутсорсинг с сокращением значительного количества персонала.

Уборкой производственных помещений стала заниматься фирма «Iris». Столовые перешли в ведение фирмы «Eurest». Положительно сказалось выведение за штат автотранспортного хозяйства. Увеличилось количество маршрутов служебных автобусов, как и их парк. Впрочем о экономической выгоде для «Лапск» говорить не приходится. Фокус здесь в том, что аутсорсинг предпочтительно осуществлялся через афилированные организации. В случае с уборкой и столовыми особой разницы замечено не было. Хуже дело обстояло с ремонтами.

Качество ремонтов очень сильно упало. То, что ремонтировалось, порой через 2-3 месяца вновь выходило из строя и приходилось снова привлекать подрядные организации. Ремонтными работами в подавляющем числе случаев стала заниматься фирма «Интрек».

Ремонтный персонал станций хорошо знал закрепленное за ним оборудование, старался добросовестно и качественно выполнять свою работу. Персонал же подрядных организаций сегодня работает на одном объекте, завтра на другом, послезавтра на третьем, а потому принцип «После нас хоть потоп» дает о себе знать. К тому же рабочие «Интрека» были в основном выходцами из Средней Азии. Это позволяло им выигрывать тендеры за счет более дешевого представления цены за счет дешевой рабочей силы. Подобное обстоятельство сейчас в энергетике становится важной проблемой. Ремонтами занимаются малоизвестные подрядные организации. Подобная ситуация была и на СШГЭС. Премьер-министр В.В. Путин после аварии высказался о недопустимости такой практики и погрозился главным инженерам «ответить головой» в случае чего. Так, во время обеда в столовой не было слышно русской речи. Участились случаи кражи кабелей, переносных заземлений, ставящих под угрозу жизни как самих воров, так и ни в чем не повинных работников, не говоря о надежности обеспечения потребителей. В ночное время на переключения монтерам приходилось ходить с ломиком. Оборудование как можно скорее принималось в эксплуатацию без надлежащего контроля выполненной работы. Главным приоритетом являлось как можно большее опережение сроков и начало выработки, а значит и продажи энергии Все это относится к ремонтной компании 2008 года. Определенные оргвыводы руководством были сделаны и уже в этом году подобного безобразия не наблюдалось. Тем не менее определенные последствия тех ремонтов дают о себе знать сейчас и очевидно в будущем..

Считаю при том объеме работ, выполняемым ремонтным персоналом станций, нельзя было выводить эти функции в аутсорсинг. Ожидать от этого шага извлечения экономической выгоды в такой ситуации не приходится, тем более что уже были заявлены и осуществлялись планы по строительству и вводу новых энергоблоков. Свой ремонтный персонал обходился все-таки дешевле. Впрочем, если учитывать, что выведение в аутсорсинг отдельных функций осуществлялось через афилированные организации, то все выглядит логичным. Кстати на СШГЭС ремонтами занималась фирма, возглавляемая родственниками главного инженера станции.

Одновременно с сокращением непрофильных активов осуществлялась оптимизация персонала, причем не только за счет аутсорсинга. Среднесписочная численность сотрудников Общества в 2008 году составила 16 725 человек (против 17 492 в 2007-м), сократившись на 4.4%. А если сравнить численность на начало 2008-го и 2009-го года, то сокращение составило 17.9% до 13 580 человек. Это кстати является показательным примером, как можно при одном и том же событии (процессе) оперировать цифрами с целью создания желаемого эффекта.

В настоящее время тенденция сокращения персонала продолжается. Дело в том, что энергоэффективность как всей отечественной экономики, так и собственно самой энергетики, сильно отстает от стран Западной Европы, США, Канады, Китая, Японии, Индии и других. Если касаться численности персонала на энергетических объектах, то мы в несколько раз уступаем Европе и на 20% Китаю и Индии. Высший топ-менеджмент в командировках на западные электростанции умиляются, когда на щите управления видят лишь одного человека. Однако следует учитывать, что при этом полноценно оперировать, единолично решать возникающие проблемы при эксплуатации или даже решать силами станции зачастую не представляется возможным. При возникновении нештатной ситуации на щите выпадает табло со световой и звуковой сигнализацией, оператор же ищет в списке телефон человека или организации, занимающихся устранением данной проблемы, информирует их и ждет приезда. В настоящее время такой опыт у нас НЕВОЗМОЖЕН. Обусловлено это в первую очередь уровнем автоматизации эксплуатационных процессов. В сложившихся у нас условиях кажется чем-то фантастическим, когда при нажатии одной лишь кнопки обеспечивается необходимый тепловой режим машины, набор оборотов, синхронизация с сетью, поддержание различных эксплуатационных параметров давления, температуры, перепадов, уровней. Внедряемые в тепловой части на вновь вводимых энергоблоках пошаговые программы - это определенный шаг к более высокому уровню автоматизации, но сравнивать их пока стыдно. К тому же уровень их охвата и надежности оставляет желать лучшего. Проводить политику увеличения энергоэффективности и в частности показателя количества персонала на единицу мощности только за счет сокращений в современных условиях категорически нельзя. Необходимо при этом наращивать уровень автоматизации технологических процессов, качество проводимых ремонтов и заказываемого оборудования.

Массовые сокращения персонала начались еще до прихода «газпромовцев» к управлению Лапск и до кризиса, а при них уверенно продолжились. Процесс происходит волнами, в среднем раз в 3-4 месяца (3-4 волны в год). Последняя из них пришлась на сентябрь, причем перед осенне-зимним максимумом сократили не всех, кого изначально хотели. После же прохождения ОЗМ, в марте-апреле, ожидается следующая волна. Срок в 3-4 месяца между ними позволяет несколько оценить масштабы и работоспособность. Следует сказать, что сокращение по станциям неравномерны. В качестве пилотных, где это дело обкатывается, выбраны такие станции, как ТЭЦ-21 и ТЭЦ-23, поскольку на станциях-миллионниках ожидается более значительная экономия ввиду масштабности. На первой из них за два года численность персонала уменьшилась вдвое.

Несколько месяцев назад Лапск заказала услуги международно известной консалтинговой фирмы «McKinsey», и в настоящее время именно по их указке ведется революционная деятельность в направлении оптимизации персонала, стандартизации процессов, сокращения издержек, мотивирования персонала и других.

Тем не менее эта политика сокращений пока никак не касалась оперативного персонала. При этом потребность в оперативном персонале усиливается и встает сейчас очень остро. И это при том, что в «Лапск» эта проблема должна бы проявляться не столь четко, как в целом по отрасли, за счет сложившегося положительного имиджа, бренда «Лапск», притягивающего к себе специалистов-энергетиков, в том числе и из регионов. Но это только видимая часть со стороны стороннего наблюдателя. Внутренние же негативные процессы скрыты от посторонних глаз, но от этого не менее опасны.

Пятая резервная смена, постепенно рассыпаясь и не получая замещающий убыток приток новых сил, в том числе и из-за желания руководства сэкономить на фонде заработной платы, обнажила проблему нехватки кадров. В настоящее время персоналу на отдельных участках приходится отрабатывать по 240 - 248 часов в месяц (если разделить на 8, получится 30-31 день в месяц без суббот и воскресений) при среднемесячной выработке в 168 часов, а отпуска растягиваются на целый год. При этом оплата переработанных сверх нормы часов вызывает разногласия между руководством и персоналом и недовольство последних. Норма трудового кодекса, регулирующая оплату переработки в двойном размере, не соблюдается и игнорируется. Из зарплаты постепенно исключаются различные виды премий и надбавок. Так, теперь надбавка за «вредность» (вредные условия труда) не выплачивается за ночные часы и не отражается в премии, как будто бы днем работать вредно, а ночью стало полезно. Частота ошибок в начислении зарплат, отпускных и больничных заставляет лишний раз задуматься, а ошибки ли это? Ошибаются почти всегда в одну сторону. В связи с политикой централизации различных процессов и сокращении издержек частично сокращены бухгалтерии на станциях. Расчетом зарплат сотрудников Лапск с этой осени теперь занимается некая фирма ООО «Ант информ», расквартированная в Ростове. Пока непонятно, как будут разрешаться возникающие проблемы. Работникам будут выдавать командировочные для поездки в Ростов?

Все это выливается в усиление принципа, в принципе энергетикам не свойственного: «Они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем» - посредственного отношения к выполнению своих должностных обязанностей. Этому способствует и низкий профессиональный уровень менеджмента станций, отношение к персоналу, добровольно-принудительный принцип и прочее (в виду скользкости тематики ограничимся кратким перечнем), что в совокупности говорит о нездоровой атмосфере, сложившейся в компании.

Еще одна серьезная проблема - рост числа инцидентов. За восемь месяцев этого года их количество по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 36%. Причем быстрее всего растет число инцидентов по вине персонала - на 56%. На обсуждавшемся в ноябре собрании директором был поднят вопрос о резком падении качества работы оперативного персонала. Уровень эксплуатации оборудования достиг исторического минимума. Так, одна из станций миллионников очень близка к убыточности. Миллионные штрафы со стороны рынка за «отвалы» больно бьют по бюджету. Сетовал директор на неясность причин такой нездоровой ситуации, две из них попытался озвучить: 1) снижение квалификации из-за потери традиций и преемственности опыта и 2) пофигизм. Первый аспект конечно же имеет место, но говорить о столь быстром изменении динамики из-за него не приходится. А вот второй аспект подмечен точно, вот только выделена не причина, а следствие. А причина кроется в политике управления персоналом, или может быть ее отсутствии. Принимаемые контрмеры носят непоследовательный и непродуманный характер.

Кстати о традициях. В различных учебных курсах подчеркивается их важность и должность деликатного отношения к ним и главное к их изменению. Если поначалу газпромовские горелки добрососедствовали с бывшей Лапсквской символикой, то сейчас последние полностью вытеснены. Пожалуй остались только на старых комплектах спецодежды, на что постоянно сетуют телевизионщики с гендирекции, заставляя переодеваться на камеру в заранее привезенную форму.

Само Лапск - единственная компания из АО-энерго, занимающихся генерацией. При реформировании отрасли название АО-энерго оставляли за сетевым комплексом. И только московская генерация не стала просто безликой ТГК-3.

На протяжении многих лет символика Лапск являлась визитной карточкой компании и полное пренебрежение к ней сейчас со стороны горелок не восхищает. К тому же сейчас продается историческое здание Лапск напротив Кремля, сама же компания собирается переезжать в здание на проспекте Вернандского, где раньше работал Чубайс, а теперь будут собраны электроэнергетические дочки Газпрома.

Впрочем необходимо отметить, что градация негативных настроений по различным станциям различна. Как и различно отношение генеральной дирекции ОАО «Лапск» к своим филиалам. Так, этой осенью значительно были подняты зарплаты персоналу ТЭЦ-17, находящейся на юге Московской области, так что они приблизились к московским уровням. Люди естественно очень довольны и это хорошо. Тем не менее в целом можно говорить о общей внутренней проблеме компании.

Обиду вызывает и тот факт, что в некоторых организациях, до реформирования компании «Лапск» составляющих с ней единое целое, сложились более комфортные условия работы и порой значительно лучший уровень заработной платы, что вызывает отток персонала, правда менее значительный, чем мог бы быть, ввиду определенной инерционности русского человека, особенно среднего и предпенсионного возраста. В подтверждение приведу слова новоиспеченного гендиректора: «Вопреки сложившемуся мнению, у нас невысокий уровень заработной платы, поэтому существует проблема оттока кадров. Наши сотрудники, смешно сказать, уходят в ту же МОЭК - госкомпанию. Проблема была бы острее, если бы не кризис». Хорошо уже хотя бы то, что проблема осознается. Считаю не очень правильным, когда дежурный электромонтер или машинист-обходчик получают меньше, чем рядовой сотрудник Макдональдса или продавец салона сотовой связи Это совершенно разный уровень.. Хотя надо отметить, что подобные диспропорции свойственны вообще отечественной экономике.

Как обычно, в сентябре-октябре по Лапск проходила ежегодная индексация с повышением зарплат. И, как обычно, проводилась она неравномерно. Отдельные перекосы, когда персонал самой крупной станции в одной и той же компании получает в 1.5 раза меньше, чем на самой маленькой станции с соответствующей разницей в объемах выполняемых работ, у первых ничего кроме недовольства не вызывает. Так было и в этот раз.

Летом этого года общежитие ТЭЦ-23, заселенное работниками, было передано в муниципальный фонд г. Москвы. При этом «Лапск» не позаботилось о наделении правами на жилплощадь своих сотрудников, в результате чего люди, проживающие десятки лет вместе со своими семьями в этом общежитии, в один прекрасный момент оказались на улице. Вызывают мягко говоря обеспокоенность отдельные факты, свидетельствующие о заинтересованности генеральной дирекции ОАО «Лапск» именно в таком разрешении вопроса. И это при том, что очень значительная, а на периферийных станциях-миллионниках (расположенных рядом с МКАД) подавляющая часть персонала являются иногородними. О станциях, расположенных в области, речь не ведется. Работа на рядовых должностях с рядовыми зарплатами энтузиазма у москвичей не вызывает. И гендирекция это видимо прекрасно понимает. Так, весной-летом этого года с целью сокращения дефицита оперативного персонала электростанций в электропоездах(!) московского региона были размещены объявления с предложением желающим пройти полуторамесячное обучение в центре подготовки кадров «Лапск» Кстати тоже выделено в отдельное предприятие, от Мосэнерго организационно никак не зависящее, правда несколько лет назад. с последующим заключением контракта на три года и трудоустройством. Эта мера естественно возымела определенный эффект. В то же время действия генеральной дирекции ОАО «Лапск» по привлечению персонала эпизодические и непоследовательные; не носят регулярного, постоянного характера.

Несмотря на то, что до этого политика сокращений никак не касалась оперативного персонала, у гендирекции есть задумка весной ликвидировать звено дежурных электромонтеров по обслуживанию электрооборудования электростанций, возложив их функции на плечи старших монтеров.

Гендирекция задумывается о проблемах по управлению персоналом, предпринимает определенные действия, но они как правило носят сыроватый характер. Так, этой осенью в целях мотивирования персонала ими придумано ввести новую систему премирования, в настоящее время внедряемую на станциях Лапск. До этого премия составляла 20% от оклада и не менялась от месяца к месяцу. Сейчас же вводятся разработанные McKinsey ключевые показатели эффективности (КПЭ или KPI), Среди которых различают индивидуальные, общестанционные и за добросовестное выполнение функциональных обязанностей (по мнению непосредственного начальника). Именно их максимальная сумма дает те 20%. по которым и будет рассчитываться дифференцированная премия. Но при этом железобетонные 20% уменьшаются до максимальных 20%, так что персонал остался недоволен, при том что McKinsey рекомендовали внедрять дифференцированную премию только в сторону увеличения зарплаты. У административного персонала увеличилась возможность материально наказывать сотрудников. Правда данная негативная динамика не относится к ИТР. У них весной премия была отменена, а оклад увеличен без изменения зарплаты. В результате на них тяжело было воздействовать материальными рычагами. Сейчас же им премию вернули без соответствующего отката оклада, в результате чего их материальное положение в целом улучшилось. Известно, что работа в данном направлении будет вестись и говорить пока о результатах рановато, а любые изменения в первое время всегда персоналом воспринимаются негативно. Но динамика пока нездоровая. В будущем планируется также и дифференцирование окладов для каждого конкретного работника по разрабатываемым сейчас показателям, а не строго по занимаемой должности.

Для такой специфичной деятельности, как электроэнергетика, предусмотрены специальные меры касательно управления персоналом, прописанные в специальной отраслевой документации. Сюда относится охрана труда, ежегодные очередные и внеочередные переэкзаменовки, тренировки, инструктажи, медицинские обследования. В отрасли на объектах энергетики должны проводиться анализ ошибочных действий оперативного персонала, разработка предложений и рекомендаций по их недопущению. Работники должны обеспечиваться спецодеждой и средствами индивидуальной защиты СИЗ.

Следует более внимательно относиться к согласованию проектов с заказчиками. Так, например, в российской энергетике используется световая индикация положения коммутационных аппаратов, электродвигателей, насосов. В целом по стране применяется принцип опасности: красный - установка включена, лучше не лезь; зеленый - установка отключена, но все равно не расслабляйся. В Лапск выделились и применяют принцип светофора: красный - ток стоит - запрещающий сигнал; зеленый - ток бежит. Нужно отметить, что для нового сотрудника первый принцип более приоритетен и понятен. Первое время принцип светофора на практике вызывает недоумение и повышенную умственную активность. Впрочем к этому делу быстро привыкаешь. Сейчас же, когда все работы для компании Лапск осуществляют сторонние организации, незнание особенностей или нежелание переделывать (с технической и экономической стороны тут проблем не возникает) приводит к чехарде цветов, что может привести к ошибке персонала, стоящей жизни не только оборудованию, но и людям. В дополнение к этому перестали раскрашивать в разные цвета ячейки комплектных распределительных устройств КРУ. Порой это может казаться неважным, пока не произойдет несчастный случай. Это уже наверно мелочи, но из таких мелочей складывается не то что политика управления персоналом, а зависят жизни людей. И это говорится здесь не просто так. В последнее же время так называемой «защите от дурака» уделяется меньшее внимание, а порой просто халатное пренебрежение. Бывает и наоборот - перемудрят настолько, что выполнение не самых сложных операций затягивается на часы.

В акте технического расследования причин аварии на СШГЭС немало было уделено внимания низкому качеству организации мероприятий по технике безопасности и поставарийной работе. В частности те, кто непосредственно должен был отвечать на станции за спасение людей в случае аварии, территорию ГЭС покинули одними из первых. Лапск в свете этой аварии не могла не провести крупную тренировку. И она ее провела. И не где-нибудь, а на ТЭЦ-8, признанной лучшим объектом экономики ЮВАО г. Москвы по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС в 2008 году. И не просто так, а с приглашением представителей власти и МЧС. Итогам этой масштабной тренировки были посвящены две разгромные полосы корпоративной газеты. Главный инженер Лапск подчеркнул, что принципиально важно присутствие на тренировке представителей власти, «чтобы потом не было наивных вопросов, почему у нас нет координации с «гражданским» руководством». Собственно главные слова «чтобы потом не было вопросов» объясняют проводимую политику не только в отношении данной тренировки, но и очень многого вне ее рамок. Погрозившись главным инженерам станций, что «в случае чего» они «ответят за все головой», главный инженер Лапск поделился планами провести аналогичные мероприятия на всех станциях. «Чтобы потом не было вопросов», по итогам тренировки были приняты определенные меры и указания.

В связи с возрастающим уровнем автоматизации технологических процессов энергетические предприятия испытывают заостряющуюся потребность в молодых специалистах, имеющих основы специальных знаний и навыки работы в области ИТ-технологий. Тем не менее наметились нездоровые тенденции, негативные последствия которых в описанных выше условиях реформирования образования и надвигающейся демографической ямы будут усиливаться. В Лапск не первый год ведутся программы обучения персонала в ВУЗах с последующим их закреплением в организации, конкурсы дипломных проектов в таких ВУЗах, как МЭИ, другие программы повышения квалификации. Но охват их не велик. Считаю необходимым данные программы по возможности расширять.

Вообще же по данным Лапск, в прошлом году было проведено обучение и повышение квалификации 6 008 рабочих и 3 908 руководителей и специалистов. Прямо таки если не каждый первый, то уж каждый полуторный точно (как в мультфильме про 1.5 землекопа). В действительности приходится сталкиваться с «бумажным» обучением и повышением квалификации.

Главными направлениями социальной политики Лапск значатся медицинское обслуживание и страхование, отдых детей работников в оставшихся оздоровительных лагерях в Подмосковье, пенсионное обеспечение. До недавнего времени сюда входили отдых работников и их семей в упоминавшемся уже пансионате в городе Сочи, обеспечение иногородних специалистов общежитиями. В настоящее время решается вопрос продолжать или нет обеспечивать квартирами в Подмосковье на период работы.

3. Система стратегического управления

Управление электроэнергетикой до 1991 г. происходило в условиях полной государственной собственности на все предприятия отрасли. Все электростанции и ЛЭП (линии электропередач) строились по государственным планам за счет средств госбюджета и принадлежали государству. Для управления отраслью использовалась вертикальная схема: Министерство энергетики и электрификации СССР (Минэнерго) - энергетические предприятия. Эффективность текущей работы предприятий энергетики обеспечивалась централизованным управлением режимами работы электростанций и сетей, планированием и контролем их технико-экономических показателей. Развитие и функционирование отрасли происходило на единой нормативно-правовой основе, которая формировалась центральными органами госуправления. Директивная система позволяла легко осуществлять перераспределение средств, полученных от деятельности предприятий энергетики, исходя из интересов всего народного хозяйства страны, а экономические противоречия между производителями и потребителями и внутри отрасли, которые вылезли наружу после развала СССР, а затем обострились в последние годы после дальнейшей децентрализации РАО, без особого труда разрешались единым собственником - государством. Но такой порядок не требовал совершенствовать методы хозяйствования, необходимо было просто строго выполнять нормативные показатели. Директивное управление ограничивало инициативу предприятий по улучшению своей деятельности, так как экономический эффект от успешной работы одного предприятия мог быть перераспределен в пользу убыточного. В этих условиях прямое государственное установление цен (тарифов) на энергию было вполне оправданным, так как отсутствовали экономические противоречия между различными предприятиями, имущество которых принадлежало одному собственнику - государству. В условиях же приватизации тарификация цен тормозила развитие отрасли, так как менеджмент не был заинтересован в снижении издержек производства, ибо это влекло за собой снижение тарифов для этого производителя. Основные усилия здесь сосредотачивались на том, чтобы убедить регулирующий орган, что понесенные затраты объективны, а прибыль необходима в представленном на согласование размере. Так, по настоящее время ТЭЦ-21 с самой дешевой себестоимостью энергии вынуждена реализовывать свою продукцию на регулируемом рынке по самым низким ценам в системе Лапск, тем самым не имея возможности обналичить свое конкурентное преимущество.

Выбор варианта строительства объектов энергетики осуществлялся по критерию минимальных народнохозяйственных затрат. При этом возврат государству денежных средств, вложенных в строительство объектов, не предусматривался. Новые электростанции размещались там, где производство энергии было экономически выгодно с точки зрения всего народного хозяйства страны. При этом не имел решающего значения тот факт, располагает ли этот район материально-техническими средствами на создание электростанций и ЛЭП. Необходимые средства собирались усилиями всей страны, а к строительству объектов энергетики привлекалось большое количество высококвалифицированных специалистов. Как правило, вместе со станциями строились новые города, крупные промышленные предприятия, потребляющие большие объемы энергии, и создавалась инфраструктура. После окончания строительства крупной станции в регионе, как правило, возникали новый современный город с комфортабельными условиями проживания и крупный промышленный центр с передовыми технологиями производства. С развалом Союза из-за резкого падения спроса и из-за отсутствия государственных средств были остановлены все крупные стройки энергетики. Замораживались энергоблоки, готовые на 90%. Появились значительные резервы мощности.

Под влиянием политических, социальных и экономических факторов были отпущены цены на уголь, нефть, продукты нефтепереработки, промышленное оборудование, работы, услуги и другие продукты, которые использовались для производства электроэнергии и тепла. Только цены на газ, электричество и тепло оставались под государственным контролем. Главнейшим направлением госполитики в период экономического спада и гиперинфляции было сдерживание роста тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.