На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Смысл жизни и акмэ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Смысл жизни и акмэ 
 

Художественная  литература при описании переживаний  и эмоций, возникающих в кризисных  для человека ситуациях, буквально  изобилует выражениями типа: «Все поплыло перед его глазами»; «То, что было привычным и знакомым, будто изменило свой цвет и очертания»; «Он почувствовал себя в подвешенном состоянии»; «Мир перевернулся прямо на глазах»; «Он потерял точку опоры» и т.д. и т.п. Создается такое ощущение, что писатели наблюдают за человеком, который оказался в ситуации невесомости. И, утверждая это, мы оказываемся не так уж далеко от истины. С нашей точки зрения, для описания механизма возникновения разнообразных феноменов, характеризующих кризисное состояние человека, понятия «ценностной» и «смысловой невесомости» в ряде случаев оказываются более адекватными, чем понятие «экзистенциальный вакуум», к которому апеллируют некоторые представители экзистенциального направления в психологии — В. Франкл, И. Ялом и другие. 

Как известно, указанное понятие было введено  В. Франклом для идентификации чувства утраты смысла, взятого в какой-либо предметной соотнесенности: жизни, смерти, страданий, труда, любви и т.д. Вот что он пишет: «Все больше пациентов жалуются на то, что они называют внутренней пустотой, вот почему я назвал это состояние "экзистенциальным вакуумом ". В противоположность предельным переживаниям, так хорошо описанным Маслоу, экзистенциальный вакуум можно считать "переживанием бездны"» (1990, с. 308).
Если  В. Франкл выводит состояние пустоты  из отсутствия указанных выше смыслов, то другой представитель экзистенциального направления — И. Ялом — особо оговаривает понятие «пустоты», связывая его с ощущением отсутствия почвы: «Многие экзистенциальные философы описали тревогу отсутствия почвы как "пра-тревогу" — самую фундаментальную из всех, проникающую еще более глубоко, чем тревога, ассоциирующаяся со смертью. По сути многие рассматривают тревогу смерти как символ тревоги отсутствия почвы» {Ялом, 1999, с. 248—249). 

в доступных  нам переводах работ В. Франкла  мы не обнаружили систематического исследования того, каким образом возникает само ощущение смысловой утраты. Хотя имеются указания на его генезис и В. Франкл пишет об этиологии экзистенциального вакуума (1990, с. 308), мысли высказывает слишком общие для того, чтобы понять феноменологию психологических механизмов ощущения человеком «экзистенциального вакуума» и процессов ему предшествующих. Вообще в известных нам работах В. Франкла не так уж много примеров из терапевтической практики. При этом они носят не столько аналитический, сколько описательный характер.
Для нас  является очевидным, что осознание  экзистенциального вакуума есть всего лишь отражение конечного  результата тех психологических  процессов и причинно-следственных связей, которые приведут человека к данному состоянию. Оно может  явиться результатом либо достаточно длительного процесса совершения человеком поступков, противоречащих его ценностной системе, о чем говорят концепция конфликтных смыслов В.В. Столина (1983) и теория смыслоутра-ты М.Ш. Магомед-Эминова (1998), либо следствием каких-то внешних событий (например, гибели близкого человека).
 
Данный  пункт рассуждений  очень важен, поскольку  подводит нас к  пониманию того, что  может произойти, если критическая  масса поступков, противоречащих ценностной системе человека, достигает некой пороговой величины, после которой запускаются те варианты «обнуления», которые мы подробно изложили в предыдущих работах (Калинин, 1999, 2000, 2002). Напомним, что мы определяем «жизненный кризис» как временной период переживаний человека, в рамках которого происходит стремительный процесс «обнуления» (стремления к нулевой точке отсчета) какого-либо параметра мотивационной и/или целевой составляющей личностного смысла по отношению к конкретной ценности, являющейся для человека значимой {Калини, 2000, с. 19).
 
В четвертых, мы считаем, что понятие «экзистенциальный  вакуум» охватывает только часть  тех механизмов и феноменов, которые  могут возникать, когда человек  находится в состоянии психологического кризиса. Поэтому нам импонирует точка зрения К. Лоренца, который обосновывал идею подчинения поведения в каждый момент времени влиянию не какого-то одного инстинкта, а целого «парламента тем».
 
Мы считаем, что в ряде случаев наиболее адекватным при описании кризисного состояния  человека будет апелляция к понятию «психологическая невесомость», и полагаем, что она по времени предшествует ощущению состояния внутренней пустоты и экзистенциального вакуума. Нам представляется, что апелляция к понятию «смысловая невесомость» выглядит не более необычной, чем употребление для объяснения понятия «экзистенциальный вакуум», тем более что основания для этого мы находим не только в образности языка художественной литературы, но и в философских и психологических работах.
 
Идея, согласно которой человек есть и макрокосм, и микрокосм мироздания, известна в философии с древних времен. Но если это так, то и описание внутреннего мира человека в ряде случаев не только допустимо, но и должно вести к заимствованию понятий, которые используются в науках далеко не сопредельных с психологией. Однако такое заимствование не должно идти по пути простого копирования смыслового содержания, а должно быть поставлено в соответствие с описываемой психологической реальностью. На наш взгляд, особенно удачно и иллюстративно ярко это выразил А.Г. Асмолов в своей методологической по стилю и содержанию работе «Психология личности»: «Личность, как бы она ни была мала по своим физическим размерам, вмещает в себя Вселенную; человек как элемент системы может вмещать в себя саму систему. Этот парадокс системного мышления пока остается неразрешимым... можно предположить, что в процессе развития личности происходит как бы свертывание пространства общественных отношений в пространстве личности, своеобразная упаковка с изменением размерности большого мира в малом мире. Подобное предположение не только открывает возможность для разрешения парадокса системного мышления, но и позволяет по-иному взглянуть на ряд эффектов, возникающих при приобщении личности к общественно-историческому опыту человечества (1990, с. 65—66).
 
Думается, что наличие Вселенной внутри человека должно выражаться не только в ее запечатленности в упакованном  виде на когнитивном уровне психической  организации субъекта, но и в наличии  тех феноменов и состояний, которые  могут быть отражены на его эмоциональном уровне.
По  нашему мнению, общую  ситуацию ценностного  кризиса можно  схематично описать  следующим образом. У человека есть определенный ценностный каркас в  виде иерархии ценностей, на который он опирается  в процессе своей  жизнедеятельности. В силу внешнего или внутреннего события, результатом которого, по Ф.Е. Василюку (1984), является невозможность реализации внутренней необходимости жизни, сложившаяся ценностная иерархия нарушается. В силу этого ценности теряют свой вес. Следствием этих событий является потеря человеком внутренней точки опоры, вернее, точек опор, поскольку если ценностный каркас изобразить в виде лестницы (стремянки), то передвижение по ней возможно с использованием и рук и ног, то есть на каждую ступеньку опирается какая-то конкретная психологическая составляющая. Возникает состояние ценностной невесомости. До тех пор, пока снова не возникнет сила тяжести, то есть в нашем случае не будет сформирована новая иерархия ценностей, преодоление кризисного состояния либо невозможно, либо мы получаем поведение достаточно специфичное по своему содержанию. Таким образом, адаптивное поведение человека можно интерпретировать как функцию баланса между двумя точками опоры — внешней и внутренней. При этом под внешней точкой опоры понимается нормальная пространственная ориентация человека как вида Homo sapiens (нахождение человека большую часть времени его жизни в вертикальном положении относительно точки опоры в силу действия силы тяжести Земли). Под внутренней точкой опоры понимается наличие устойчивых связей и отношений между мотивационными, целевыми, смысловыми и ценностными единицами психологической реальности человека.
 
Состояние внутренней невесомости и действия человека в его условиях можно  описывать так, как это делается в космической психологии. Для того чтобы лучше понять, о чем идет речь, обратимся к исследованиям состояния стресса, которое возникает у испытуемых, когда они впервые попадают в условия невесомости (кратковременный гравитационный стресс). Исследования эмоционально-поведенческого субсиндрома стресса, проведенные Л.А. Китаевым-Смыком (1983), позволили выделить четыре группы испытуемых.
 
Первая  группа испытуемых с исчезновением  действия силы тяжести демонстрировала, особенно в самые первые секунды, возрастание эмоционально-двигательной активности. При этом по результатам самоотчетов обнаружилось, что такое состояние сопровождалось чувством испуга и представлением о падении. В дальнейшем указанные переживания переходили в фазу ярко выраженных эмоциональных экстатических переживаний (радость и эйфория). Впоследствии эта группа испытуемых была обозначена как «активно реагирующая» (АР).
 
Вторая  группа испытуемых характеризовалась  снижением двигательной активности. Люди как бы замирали при ощущении (как они сообщили потом) общей  скованности, то есть имело место пассивное эмоционально-двигательное реагирование (ПР). Характерным для этой группы было ощущение тяги «вверх». На основе этого ощущения имели место в основном два представления: представление о полете самолета в перевернутом положении — «иллюзия переворачивания» (чаще у испытуемых, обладающих профессиональными знаниями о структуре авиационного полета) и представление о подъеме вверх вместе с самолетом (преимущественно у представителей нелетных профессий). При этом указанные иллюзии имели слабо выраженную отрицательную эмоциональную окраску, для описания которой с трудом находились слова: «как-то неприятно», «ощущение какой-то неловкости» и т.д.
 
В третью группу были отнесены лица, у которых двигательная активность и представления о стабильности пространственной среды в невесомости не изменялись, особенно если эти люди были прикреплены к спинке кресла и выполняли свои профессиональные функции. Иногда они замечали исчезновение действия силы тяжести только по плавающим в воздухе предметам, по необычной легкости тела и т.п. Эмоциональное реагирование и поведение этих людей были адекватными необычной обстановке, возникающей в самолете при невесомости. Эта группа испытуемых была отнесена к разряду промежуточной по сравнению с группами, отличавшимися повышением (первая группа) или снижением (вторая группа) двигательной активности.
 
В четвертую  группу были отнесены испытуемые, у  которых с наступлением невесомости  возникало характерное для лиц, причисленных к первой группе, двигательное возбуждение и представление о падении, сопровождающееся чувством страха. Однако через непродолжительный промежуток времени после исчезновения действия силы тяжести эти явления исчезали, сменяясь двигательной заторможенностью, ощущением тяги «вверх» и прочими ощущениями, характерными для представителей второй группы. Другими словами, у людей, составивших четвертую группу, признаки АР сменялись ПР.
 
Для объяснения указанных типов реагирования и тех ощущений, которые испытывает человек в ситуации невесомости, Л.А. Китаев-Смык (1977,1979) привлекает понятие «информационное воздействие». Согласно его точке зрения, следует рассматривать два типа психологического, «информационного» воздействия невесомости. Первый связан с исчезновением действия силы тяжести. Второй тип представлен воздействиями, возникающими при каждом движении субъекта в качественно новой (без действия силы тяжести) пространственной среде. Экстремальность «информационного» воздействия первого типа при невесомости может возникать в основном вследствие: 1) сформированности в ходе биологической эволюции значения невесомости как сигнала о падении «вниз», то есть об угрозе удара о землю; 2) беспрецедентного гравиторецепторного «противообраза», актуализирующегося как представление о тяге «вверх» при исчезновении действия силы тяжести; 3) «конфликта» (несоответствия) между афферентными сигналами, создающими представление о падении «вниз», и афферента-цией, связанной с указанным «противообразом», создающим представление о тяге «вверх»; 4) «конфликта» при невесомости, создаваемой в закрытой кабине, между, с одной стороны, гравиторецепторной информацией о движении (о падении «вниз» или о тяге «вверх») и, с другой стороны, зрительной и слуховой информацией о стабильности окружающего пространства и т.п. Экстремальность «информационного» действия второго типа при невесомости возникает преимущественно вследствие, во-первых, многократной монотонной стимуляции центральной нервной системы. Причем стимулами здесь становятся сложные комплексы «конфликтов» между прогнозируемой (в соответствии с условиями, когда действует сила веса) и реально возникающей в невесомости обратной афферентацией зрительной, слуховой и гравиторецепторной модальности. Во-вторых, экстремальной становится накапливающаяся с каждым указанным выше «стимулом» информация о неэффективности комплексов адаптационного реагирования, вызванных этими стимулами. Отметим, что «конфликты», указанные выше, как элемент стрессогенной ситуации не осознаются и не воспринимаются как те или иные представления об изменениях пространства (Китаев-Смык, 1983, с. 54—55).
 
Мы считаем, что не будет слишком большой  натяжкой, если поставить в соответствие с указанными выше пунктами цитированной работы и некоторые паттерны психических состояний, которые ощущаются человеком, оказавшимся в ситуации кризиса.
Таблица 1Соответствие паттернов  реагирования в ситуациях  внешней и внутренней невесомости (при  исчезновении силы тяжести)
Ситуация  невесомости во внешней  среде  ---------------------------------------------------------
Сформированность  в ходе биологической эволюции значения невесомости как сигнала о  падении «вниз», то есть об угрозе удара  о землю.
 
------------------------------------------------------
Гравиторецепторный «противо-образ», актуализирующийся как представление о тяге «вверх» при исчезновении действия силы тяжести. 
 
 
 
 
 
 
Ситуация  невесомости во внешней среде 
 
Конфликт  между сигналами, создающими представление  о падении «вниз», и ощущением тяги «вверх». 
 
Конфликт  при невесомости, создаваемой в  закрытой кабине, между информацией  о движении (падение вниз или тяга вверх) и зрительной информацией  о стабильности окружающей среды
 
Комплексы «конфликтов» между  прогнозируемой (в  соответствии с условиями, когда действует сила веса) и реально возникающей в невесомости обратной информацией, поступающей от зрительной, слуховой и гравито-рецепторной модальности.
 
 
Накапливающаяся с каждым указанным выше «стимулом» информация о неэффективности комплексов адаптационного реагирования, вызванных этими стимулами. 
 
Ситуация  невесомости во внутренней среде -------------------------------------------------------
Сформированность  в ходе социализации относительно устойчивой системы норм и ценностей, разрушение которой ведет к представлению о ненормальности человеческого существования.
---------------------------------------------------------
Представление о том, что смена  ценностей с возрастом  является неотъемлемой частью нормального  человеческого существования2. (По К.Г. Юнгу (1999), сны, в которых присутствует элемент спускания вниз, свидетельствуют о том, что достижение чего-то возможно лишь через испытание, связанное с переосмыслением ставшей привычной ситуации)
 
Ситуация  невесомости во внутренней среде
 
Конфликт  между меняющейся системой ценностей и попыткой «цепляния» за старые идеалы.
 
Несоответствие  между внутренним ценностным преображением  и неизменностью окружающего  порядка вещей или же его отставанием  от изменений внутренней психической  реальности человека
 
Несоответствие прогнозируемой информации о том, как окружающие должны отнестись к такому необычному состоянию человека, и реальным отношением людей к данному событию. Или: феномен, который можно выразить словами: «Ожидал, что это неизбежно и вызовет определенные эмоции, однако не думал, что это так больно!»
 
Неоднократные безуспешные попытки выстраивания стратегий преодоления ценностного  кризиса.
 
   
 
 
 
 
 
Нетрудно  заметить, что описания четырех типов  реакций людей, попавших в ситуацию кратковременного гравитационного стресса, сильно напоминают наблюдаемые формы поведения людей, находящихся в ситуации ценностного кризиса.
 
Первая  группа людей начинает активный поиск  ценностной опоры. При этом сначала  можно наблюдать либо полное отрицание  «старых» ценностей с переходом к системе новых ценностей, зачастую прямо противоположной реализуемой ранее, либо заимствование каких-то иных, возможно даже экзотических ценностей, на которые раньше субъект не обращал внимания. Однако впоследствии, как правило, указанная группа людей либо стремится занять конструктивную позицию, тщательно взвесив реалии настоящего момента (он опирается только на действенные ценности), либо полностью преобразует ценностный строй, выйдя на новый уровень личностного роста.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.