На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Сосуществование культур:история и современность

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОСУЩЕСТВОВАНИЕ КУЛЬТУР: ИСТОРИЯ  И СОВРЕМЕННОСТЬ 

Качественные  изменения, которые произошли в современном мире, связаны, прежде всего, с глобализацией, охватившей все сферы общественной жизни - экономику, политику, культуру, науку и т. д. - и вызывающей самые разные оценки не только ученых, но и политиков. Одни ее рассматривают как уникальное в истории человечества явление, как единственный путь развития всего человечества, как единственную возможность социального равенства и социальной справедливости. С их точки зрения, если раньше народы мало общались между собой, то теперь впервые человечество объединяется в единое экономическое, политическое и духовное пространство. По мнению других, глобализация приносит огромные прибыли только сверхбогатым людям, в то время как сотни миллионов влачат жалкое существование. Кроме того, глобализация уничтожает национальные культуры, обостряет противоречия между разными цивилизациями и религиозными конфессиями. Поэтому глобализация объявляется абсолютным злом.
Чтобы дать научный анализ глобализационных процессов, следует, прежде всего, раскрыть единство и многообразие истории человечества. Отметим, что вопросы единства и многообразия истории волновали многих исследователей. Одни (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби и др.) абсолютизировали многообразие и отвергали единство. Н. Я. Данилевский, например, прямо утверждал, что «начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций» 1 . Другие (Кондорсе, Гегель, К. Маркс, К. Ясперс и др.) исходили из единства и многообразия исторического процесса. Ясперс, например, пишет, что человек стремится к объединению всех, ибо без этого невозможно было бы взаимопонимание людей. Единство человечества находит свое выражение в том, что на земле можно обнаружить общие религиозные представления, формы мышления и т. д., хотя единство не исключает различий. Единство истории, продолжает немецкий экзистенциалист, проявляется также во времени и пространстве. В ходе истории растет общение между различными племенами. Они объединяются в народы, народы - в группы народов, страны - в континенты. В истории известны великие империи, занимавшие огромные пространства и объединявшие многие народы. Затем они распадались, и на их обломках возникали новые империи. Таким образом, во времени и пространстве происходили процессы, которые привели к единству истории.
Ясперс считает, что единство мировой истории никогда не будет завершено, и это, по его мнению, хорошо, так как, если бы оно закончилось, то пришел бы конец самой истории. И нельзя не согласиться с Ясперсом. Дело в том, что мир разнообразен. Люди рассеяны по всему свету. Всюду наблюдаются, отмечает Ясперс, самые разные культуры, традиции и обычаи, и они сохранятся, хотя люди всегда будут стремиться к единению.
Для того чтобы  показать единство и многообразие исторического процесса, необходимо дать анализ больших сфер общественной жизни - материальной, социальной, духовной и политической.
12.1. Единство материальной сферы
В основе единства мировой истории лежит, прежде всего, материальный фактор. В каком бы регионе земного шара люди ни жили, они должны заниматься производством  средств к существованию, одеваться и строить жилище. Иначе говоря, везде и всюду в мире люди едины в том, что в первую очередь им необходимо производить материальные ценности. Для этого они используют соответствующие орудия производства. Возьмем, например, первобытное общество, которое было распространено на всем земном шаре. Его экономическую основу во всем мире составляла общая собственность на имущество, включая и землю. Поля, огороды, охотничьи и рыболовные угодья принадлежали общине. Это можно наблюдать в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии и т. д., т. е. всюду, где существовал родовой строй. Первобытные люди использовали одни и те же производительные силы, независимо от региона проживания.
Замена каменных орудий металлическими (бронзовыми, а  затем железными) привела к резкому повышению производительности труда, а в конечном итоге к разложению первобытного строя и к возникновению классовых обществ. Этот процесс характерен для всех регионов мира. Как установлено историками, в 8-11 вв. до н. э. железные орудия ста ли преобладать в Передней Азии, во многих частях Европы, в Средней Азии, Египте, Китае, Индии. «В 4 в. до н. э., с началом широкого применения железных орудий в ремеслах, - пишет индийский ученый Рам Шаран Шарма, - и при обработке земли, создались условия для превращения скотоводческого, почти эгалитарного родоплеменного ведийского общества в земледельческое с развитым делением на классы... Железный плуг и другие орудия из железа позволили крестьянам начать производить значительно больше того, что требовалось для поддержки их собственного существования».
Но если первобытное  общество демонстрирует единство в  сфере материального производства, то это тем более характерно для  последующих этапов развития мировой  истории, когда налаживаются торговые связи, идет интенсивный обмен опытом и разнообразной информацией. Еще больше подтверждает материальное единство современный мир. Экономика всех стран настолько интегрирована, что разрыв хозяйственных связей в каком-либо регионе сказывается на производстве материальных благ в другом регионе. Невозможно представить высокоразвитую экономику Японии, почти не имеющей энергетических ресурсов и полезных ископаемых, без импорта газа, нефти и т. д. В свою очередь японская высококачественная технология применяется во всех странах мира.
12.2. Многообразие материальной сферы
Однако производство материальных благ в тех или иных регионах даже в однотипных обществах совершается по-разному. Это во многом определяется географическим фактором (жители берегов рек, морей и озер занимаются главным об разом рыболовством, тогда как горские народы - охотой и скотоводством, жители равнин - земледелием, садоводством и т. д.), торговыми связями с другими народами. Там, где эти связи были сильно развиты, там, где непрерывно совершался товарообмен, исключалось абсолютное натуральное хозяйство, когда люди были вынуждены все производить сами.
Сильное влияние  географическая среда оказывала  и на формирование материальных общественных отношений. Стихийный коллективизм в России, например, во многом был связан с тем, что суровые климатические условия (короткое лето, долгая морозная зима) вынуждали людей объединяться, совместно владеть землей, общими усилиями обрабатывать ее и собирать урожай. Такие же суровые климатические условия вынуждали горские народы вести коллективное хозяйство (общие пастбища, общие луга, общая пашня и т. д.).
Большое влияние  оказывала географическая среда  и на становление ремесленного хозяйства. Богатые полезными ископаемыми (в  частности, железной рудой) государства  быстро развивали ремесло, в сравнительно короткие сроки налаживали выпуск различных видов орудий производства. В Восточном Средиземноморье, например, были высоко развиты специализированные ремесла: металлургия, ювелирное дело, гончарное искусство и т. д. И даже были созданы ассоциации ремесленников.
Социальные организмы отличались в сфере материального производства и по другим параметрам. Жилые постройки, архитектурные сооружения, одежда и т. д. у каждого народа уникальны и неповторимы, хотя можно наблюдать и внешнее сходство, особенно в настоящее время. Они представляют собой своеобразную витрину национальных традиций и обычаев, вообще национальной культуры.
Многообразие  мировой истории проявляется и в современных условиях, когда существуют развитые хозяйственные связи и происходит интенсивный обмен материальными ценностями. Американская технология в России, Китае, африканских государствах может быть применена в зависимости от климатических условий, традиций, менталитета на рода, уклада жизни и многих других факторов. Отсюда следует, что многообразие истории требует различного подхода к современным производительным силам.
12.3. Единство социальной сферы
Ретроспективный взгляд на историю показывает, что  в одни и те же исторические эпохи  в разных регионах мира была примерно одна и та же социальная структура общества. Так, в первобытном обществе она имела примитивный характер: не было ни классового, ни сословного, ни кастового деления людей. Социальными общностями выступают род и племя, базирующиеся на кровнородственных связях.
Это были естественные формы объединения людей на заре человечества. Маркс писал, что «естественно сложившаяся племенная общность (кровное родство, общность языка, обычаев и т. д.) или, если хотите, стадность есть первая предпосылка присвоения людьми объективных условий как их жизни, так и той деятельности, при помощи которой эта жизнь воспроизводится и облекается в пространственные формы».
С возникновением классового общества исчезают род и  племя, и на их месте появляются новые социальные общности - классы, касты, сословия и т. д. Первыми классами были рабы, рабовладельцы и крестьяне. Рабы полностью исключались из общественной жизни, и с ними обращались, как с животными. Раб, по выражению Аристотеля, есть «говорящее орудие». Его можно убить, продать, купить. Но и среди рабов была дифференциация. Одни принадлежали семьям, они не занимались производительным трудом и полностью обслуживали рабовладельцев. Другие использовались в качестве рабочей силы, третьи служили в армии и т. д. Таковы были функции рабов в античной Греции и Древнем Риме. А в Древней Индии они в основном занимались домашним хозяйством.
Во всех докапиталистических классовых формациях важную роль играло крестьянство. Оно принимало активное участие не только в производстве сельскохозяйственной продукции, но и в войнах. Однако положение крестьян во всех странах, в том числе в России, было очень тяжелым. В России оно усугублялось существованием крепостного права. В этой связи В. О. Ключевский писал: «Под покровом крепостного права в помещичьем селе сложились во второй половине 18 в. своеобразные отношения и порядки. Я укажу сначала на способы помещичьей эксплуатации крепостного труда. До 18 в. в помещичьем хозяйстве господствовала смешанная, оброчно-барщинная система эксплуатации земли и крепостного труда. За участок земли, предоставленный им в пользование, крестьяне частью обрабатывали землю на помещика, частью платили ему оброк». Но в первой половине 18 в., продолжает знаменитый историк, эта смешанная система стала разделяться. Поскольку дворяне должны были обязательно служить, они не могли принимать активного участия в делах сельского хозяйства. Поэтому многие из них всю свою землю пре доставили крестьянам на оброк, другие же дворяне часть земли отдали крестьянам, остальную же обрабатывали посредством барщинного труда. После освобождения дворян от обязательной службы, казалось бы, они должны были заняться сельским хозяйством. Но этого не произошло. Оброчная система не только не исчезла, но все больше и больше распространялась. Естественно, крестьяне возмущались, что в конечном итоге привело к пугачевскому восстанию.
Не лучше обстояло положение крестьян и в других странах. Во Франции, например, в 18 в. уже не было крепостного права, тем не менее, крестьяне продолжали платить деньгами и барщиной за свое освобождение. «...Сохранились еще со времени крепостного права всевозможные платежи за пользование принадлежавшими помещику мельницей, сельской печью для печения хлеба, прессом для выжимания виноградного сока, печью для стирки, некоторыми дорогами, известными бродами и т. д., а также полагались всякие «при ношения» орехами, грибами, полотном, пряжей...». Можно было бы привести примеры из других стран, но указанных достаточно для иллюстрации одинакового положения классов докапиталистических формаций. Кроме классов, были другие социальные группы (ремесленники, купцы, ростовщики и т. д.), которые имели примерно идентичные условия жизни во всех добуржуазных государствах.
Еще большее  единство демонстрирует социальная сфера в буржуазном обществе, где имеются рабочие, буржуазия, различные группы и слои. Они связаны между собой сложными отношениями экономического, политического, духовного и т. д. порядка. Все классы и слои, как правило, имеют свои профессиональные союзы, защищающие их интересы. Кроме того, внутри классов существуют всякого рода объединения. Речь прежде всего идет о спортивных, общественных и иных организациях, действующих в социальной области и непосредственно не связанных с другими сферами общественной жизни.
12.4. Многообразие социальной сферы
В то же время социальная сфера очень разнообразна не только структурно, но и функционально, т. е. по исполнению тех или иных общественных функций. Род, племя, этнос, нация, народ, класс, каста, сословия и другие формы социальной общности людей очень дифференцированны. Африканский род отличается от австралийского или американского. У них разные традиции и культуры, разные языки и обычаи. Для индийского общества характерна кастовая система, происхождение которой объясняется разными при чинами: природными способностями, наследием от аборигенных племен, разделением труда и т. д. Отличительными «признаками касты являются принципы наследственности и иерархичности или ограничения, накладываемые на вступление в брак и социальное общение. Люди, входящие в определенную касту, не могут ни вступать в брак с членами других каст, ни принимать пищу от тех, кто входит в более низкие касты. Понятия «высокий» и «низкий» связываются с рождением и наследственностью».
Дифференцированы культуры народов разных регионов и континентов. Каждый обладает какими-то неповторимыми чертами, менталитетом. Известны деловитость американцев, трудолюбие японцев и китайцев, импульсивность латиноамериканцев, пунктуальность, дисциплинированность и педантизм немцев. Как писал Н. А. Бердяев, немец руководствуется категорическим императивом, и он стремится к тому, чтобы все было приведено в порядок, иначе он чувствует себя как-то неуютно. Разное отношение проявляется и к традициям: восточные народы их почитают больше, чем западные. Западный человек на первое место ставит права человека, отдельной личности. Он более индивидуалистичен, даже эгоистичен. Но он и более уважает принятые юридические законы и нормы. Восточный человек больше считается с мнением старших, клана, родственников и часто свои интересы подчиняет интересам близких.
Сильной дифференцированностью  отличаются и социальные классы. Уже  рабы делились на домашних и рабов- производителей. Крестьяне были крепостными, государственными и малоземельными. Очень разнообразна структура рабочего класса. Она складывается по профессиональной подготовке (высококвалифицированные и малоквалифицированные), по отраслевому признаку (металлургия, легкая, атомная и другие виды промышленности), по уровню жизни, политической культуры, а также по отношению к труду, к нормам и принципам поведения в обществе и т. д. Американский рабочий, например, строго руководствуется юридическими законами, и, как правило, он предпочитает работать «от и до» и не очень считается с мнением работодателя, когда он просит его задержаться на работе. В отличие от американского рабочего японский уважает не только юридические законы, но и традиции, в соответствии с которыми он относится к просьбам своего хозяина. Последний, в свою очередь, уважая традиции, так просто рабочего не выкинет на улицу, а позаботится о нем.
Не менее дифференцированна  и интеллигенция. На ее формирование накладывают отпечаток региональные, национальные и иные особенности страны, ее близость к на роду, ее отношение к национальной культуре и к национальной политике. В России, например, интеллигенция всегда была сильно политизирована. Она всегда искала ответы на вопросы, кто виноват и что делать. Она терзалась мыслями о том, как помочь народу, как избавить его от нищеты и бесправия.
12.5. Единство духовной сферы
Как и другие сферы, духовная сфера имеет свою имманентную логику развития, показывающую, что обладает универсальными чертами и свойствами, присущими всем духовным сферам. Начнем свой анализ, как и раньше, с духовной жизни первобытного общества. Что для нее характерно? Прежде всего, то, что она непосредственно вплетена в материальную деятельность и не вычленена в самостоятельную область общественного производства. Иными словами, никто специально не занимается духовным производством, что связано с примитивным характером общественных от ношений и с низким уровнем производительности труда. Позднее в духовной сфере первобытного общества начинают доминировать мифы, сказки, легенды.
С возникновением классового общества происходит разделение общественного производства на материальную и духовную сферы деятельности. Духовная деятельность приобретает относительную самостоятельность и начинает развиваться по своим собственным законам. Появляются люди, которые профессионально занимаются производством духовных ценностей. Здесь опять-таки наблюдаются некоторые сходные процессы. Возьмем, например, философию. Она начала формироваться примерно в 7 в. до н. э. одновременно в Китае, Индии и Древней Греции. К этому времени в этих странах сложились зрелые классовые общества с высоким для той далекой эпохи уровнем производительных сил, со сложной социальной структурой.
В философских  учениях ставились одни и те же проблемы: бытие окружающей действительности и бытие человека. Дж. Неру подчеркивал, что по духу и мировоззрению Индия ближе к Древней Греции, чем современные европейские нации. Сходство духовной жизни античной Греции и Индии поразило Александра Македонского, вторгшегося на индийскую территорию. В обеих цивилизациях жизнь воспринималась реалистически. Люди одинаково радовались и печалились. Одни проповедовали аскетизм, другие - гедонизм. Обе цивилизации поддерживали постоянные связи между собой. «Греция и Индия, - пишет Неру, - были связаны друг с другом с древнейших летописных времен, а в более поздний период между Индией и находившейся под влиянием эллинизма Западной Азией поддерживались тесные связи. Большая астрономическая обсерватория в Удджаяни (ныне Удджайи) в Центральной Индии была связана с Александрией в Египте». Многие индийцы посещали Грецию, изучали ее культуру и философию. С образованием единого исторического пространства, когда плоды духовной деятельности стали достоянием всех ; наций и народов, единство в духовной сфере еще больше подтверждается. Литература, искусство, философия, мораль и другие формы общественного сознания давно перешли национальные границы и обрели мировое гражданство. Трудно переоценить влияние французских просветителей на европейскую культуру. Сочинения Вольтера и Руссо, Дидро и Гольбаха вызывали огромный интерес у европейской читающей публики. Императрица России Екатерина II гордилась тем, что переписывалась с Вольтером. Классическая немецкая философия находилась в центре внимания философских кругов Европы. Диалектика Гегеля вызывала острые дискуссии среди русских философов.
В современную  эпоху благодаря средствам массовой информации духовные достижения одних народов становятся достоянием остальных. Представители интеллигенции различных регионов и стран занимаются, в сущности, одними и теми же вопросами: экзистенция человека, его судьба и будущее мировой цивилизации, бедность и нищета, техника и человек, космос и человек и т. д. Проблемы эти находят освещение в философии, кино, живописи, искусстве и т. д.
12.6. Многообразие духовной сферы
Дифференцированность  духовной деятельности народов мира очевидна. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую и уникальную культуру. Даже живущие в одном регионе этносы имеют разные культурные традиции, разную живопись и художественную литературу. Величайшее творение индийского народа «Махабхарата» так же уникальна, как и греческая «Илиада». Уникальна также китайская пейзажная лирика, описывающая художественными средствами китайскую природу.
Следует подчеркнуть, что характерной чертой литературы и искусства является их неповторимость. Два произведения могут быть посвящены одной и той же теме, но она может быть раскрыта совершенно разными художественными средствами. Отечественной войне 1812 г . было посвящено немало произведений, и все они - неповторимы. «Войну и мир», кроме Л. Н. Толстого, никто не написал. Такая уникальность связана не только с талантом художника, но и со спецификой самого искусства, с его особыми формами художественного отражения действительности, своими методами и способами описания и создания художественных образов.
Хотя философия  возникла в трех регионах (Китай, Индия, Греция) примерно в одно и то же время, тем не менее, и здесь имеются отличительные черты. В Древней Греции философия носила рационально-системный характер. Она была связана с наукой и имела мощный логический аппарат. Достаточно вспомнить Аристотеля, отца традиционной логики, разработавшего ее фундаментальные положения. В Индии и Китае не было ярко выраженной логической философии и поэтому ее трудно было отделить от предфилософии.
12.7. Единство политической сферы
В широком смысле слова в политическую сферу входит управление делами общества, регулирование отношений между индивидами, группами, классами, слоями, государствами, народами, нациями и т. д. Политика, как известно, возникает в классовом обществе. Ядро политики - государство. Там, где есть классовое деление, налицо государство, и везде оно имеет одни и те же функции: развитие экономики, регулирование межличностных и межклассовых отношений, установление межгосударственных связей, защита суверенитета и территориальной целостности той части исторического пространства, на котором проживает народ дан ной страны.
С победой буржуазного способа производства политическая сфера общества сильно усложняется. Возникают многочисленные политические партии, отражающие интересы разных классов и социальных групп и стремящиеся к власти для реализации своих политических интересов. Почти везде формируются парламентаризм, президентская или иная форма правления. Даже там, где сохраняются монархии, они не оказывают существенного влияния на внутреннюю и внешнюю политику. Это еще раз свидетельствует о том, что во всех регионах мира развитому обществу соответствует раз витая политическая сфера (универсальное правовое государство, всеобщее избирательное право и т. д.).
12.8. Многообразие политической сферы
Политическая  жизнь государств и народов очень  разно образна. Сосуществовали и  сосуществуют разные формы правления: монархия и республика, аристократия и олигархия. В восточных странах доминировали деспотические государства, хотя на Западе они тоже не составляли исключения.
Дифференцированна и политическая структура. В раз  ных странах в зависимости  от традиций и политической куль туры существуют и действуют различные  политические партии, одни из которых  находятся у власти, другие стремятся взять ее конституционным или неконституционным путем. В США, например, есть несколько партий, но реально на власть претендуют только две - республиканская и демократическая. Во Франции к власти стремится не более пяти партий. Япония, как и Великобритания, представляет собой конституционную монархию. Правда, в настоящее время в обоих государствах монархия не играет большой роли в политике, поскольку законодательную и исполнительную власть осуществляют парламент и правительство. В разных государствах политическая жизнь протекает своеобразно. В одних она имеет более консервативный характер, а в других - более революционный. В одних широко распространены массовые политические движения, в других они практически отсутствуют. В одних - высокий уровень политической культуры граждан, в других - политическая культура недостаточно развита.
Таким образом, с одной стороны, исторический процесс  един, но с другой - он весьма многообразен. Если абсолютизировать единство, то мир  предстанет однообразным, но если абсолютизировать многообразие, то мир превратится в нечто иррациональное и хаотическое. Поэтому на историю надо смотреть диалектически, поскольку реальная история внутренне противоречива, а именно: в единстве нужно видеть проявление многообразия, а в многообразии - единство исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории свидетельствуют о том, что народы мира могут стабильно развиваться лишь при условии взаимного уважения и терпимости друг к другу. Никогда культуры и цивилизации не воевали между собой, они всегда со существовали, толерантно относились друг к другу и взаимно обогащались. Конечно, могут возразить, что народы все время воевали друг с другом, и это нередко приводило к уничтожению материальных и культурных ценностей. Но на самом деле не народы, как таковые, воевали, а государства, преследовавшие определенные геополитические интересы.
Важно обратить внимание и на то, что по мере продвижения человечества по пути социального прогресса мир все больше и больше обобществляется. Это связано с формированием единого исторического, экономического и политического пространства. Происходит углубленный процесс обмена материальными и духовными ценностями. Народы все больше и больше сближаются.
Интеграционные  процессы особенно усиливаются с формированием буржуазных общественных отношений. На это обратили внимание еще Маркс и Энгельс. Они писали: «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров, она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, - отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых раз личных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и все сторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становится все более и более невозможной, и из множества национальных и местных литера тур образуется одна всемирная литература.
Эти интеграционные процессы можно назвать интернационализацией человечества, суть которой заключается в том, что хотя происходит сближение культур народов, тем не менее, каждая культура сохраняет свою национальную окраску и свою самобытность. Иначе говоря, одна культура не стремится к поглощению другой. Впрочем, это касается не только культур, но экономических и политических сфер. В экономике, например, сотрудничество предполагает сохранение национальных хозяйств, в целом национальной экономики. Каждое государство стремится к тому, чтобы защитить свой рынок от интервенций импортных товаров. В политике интернационализация предполагает уважение права народов на самоопределение, национального суверенитета, защиту государственных границ и государственной целостности. Для этого были созданы различного рода международные организации, была разработана международная система правового регулирования всех вопросов, возникающих между государствами. Ни одно государство не вправе навязывать насильственно свои представления о жизнеустройстве, свои материальные и духовные ценности, хотя, конечно, нередко появляются противоречия при решении тех или иных важнейших общемировых вопросов.
В конце 20 в., особенно после развала Советского Со юза, интернационализация человечества приобретает характер глобализации или, как считают французские исследователи, мондиализации, которая исходит из других принципов и правил. Если в интернационализации примат при надлежит объективным факторам, то в глобализации - субъективным. Конечно, отсюда не следует, что объективный фактор исчез. Объективному фактору во всем историческом процессе принадлежит детерминирующая роль, но на том или ином этапе развития этого процесса субъективный фактор выступает в качестве доминанты. Так, например, война нередко играет доминирующую роль в общественном развитии, хотя она детерминируется объективным фактором.
Происходящая  ныне глобализация представляет собой  определенный этап в движении общества по восходящей линии. Так случилось, что после окончания «холодной  войны» и победы в ней Запада во главе с США в интернациональных  процессах, трансформировавшихся в глобализационные, субъективный фактор стал доминантой. В качестве такого фактора выступают Соединенные Штаты Америки, являющиеся единственной сверхдержавой в современном мире и понимающие глобализацию по-своему. Не случайно основные параметры глобализации были разработаны в США. Экономические правила, которые обязательны для всех стран, желающих принимать активное участие в международном экономическом сотрудничестве, представляются следующим образом: «Частный сектор становится основным мотором экономического развития, поддерживается низкий уровень инфляции, сохраняется стабильность цен, бюрократический аппарат государства уменьшается, вырабатывается сбалансированный бюджет, сокращаются до предела тарифы на импорт, ликвидируются ограничения на иностранные инвестиции, происходит отказ от квот на импортную продукцию, разбиваются внутренние монополии, увеличивается экспорт, приватизируются государственные предприятия, происходит отказ от регуляции движения капиталов, местная индустрия открывается миру, иностранцам предоставляется право покупать любые акции и ценные бумаги, поощряется конкуренция местных компаний, уничтожается коррупция государственных чиновников, про исходит отказ от субсидий отдельным предприятиям, частным владельцам, открываются банковская и телекоммуникационные системы, частные граждане получают право выбopa любого, отечественного или иностранного, пенсионного фонда» 1 .
Соединенные Штаты  Америки заинтересованы в глобализации, потому что она осуществляется по их стандартам. Не случайно многие эксперты по глобализации употребляют термин «американизация» как синоним термина «глобализация». Кроме того, от глобализации США выигрывают больше всех. Достаточно сказать, что из 50 самых крупных транснациональных корпораций 27 принадлежат им. Эти корпорации навязывают свои порядки и свое видение другим государствам независимо от их географического положения и экономических возможностей. Они требуют, чтобы национальные государства не вмешивались в хозяйственные дела. Они выступают за открытость государственных границ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.