Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проявление особенностей темперамента у детей младшего школьного возроста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление.
    Введение.
    Глава 1. Темперамент как психологическая категория.
      1.1 Общее представление о темпераменте.
      1.2 Концепции и теории темперамента.
        1.2.1 Ранние теории темперамента.
        1.2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента.
    Глава 2. Возрастные особенности темперамента младшего школьника.
      2.1. Возрастные изменения темперамента.
      2.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников.
    Заключение.
    Используемая литература:
    Введение.
    Изучение  индивидуальности в психологии имеет  большую историю, и едва ли найдется другая область исследований, которую  рассматривали бы со столь разных сторон. При изучении взаимодействия психических процессов в исследованиях  личности и поведения значение индивидуальных различий возрастает настолько, что  практически всегда оказывается, что  мы имеем дело лишь с разными формами  их проявления. Постепенное накопление фактов, изучение и классификация  причин разбросов измерений, связываемых  с влиянием индивидуальных различий, привело к тому, что выделились направления дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.
    Индивидуальные различия, на каком бы уровне они не фиксировались, закономерно объединяются между собой самыми разнообразными связями. В концепции В.С. Мерлина (1986) дается обоснование понятия «интегральной индивидуальности» как особого, выражающего индивидуальное своеобразие, характера связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе.
    Начиная с середины XVIII века, развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Эту идею воспринял ученик А.Галлера, Г.Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерического сангвинического темперамента лежит крупный мозг, «сильные и толстые нервы» и высокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах проявляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Мысль о существовании такой связи была высказана И.П. Павловым, который предполагал, что крайним человеческим типам «мыслителям» и «художникам» - должны соответствовать и противоположные типы темпераментов меланхолики и холерики. Он установил и экспериментально доказал, что физиологической основой темперамента является сочетание свойств нервных процессов. Б.М. Теплов, отвергая Павловскую схему «четырех классических темпераментов», предлагал рассматривать все сочетания свойств нервной системы как самостоятельные типы, поставив в качестве специальной задачи вопрос о критериях, на основании которых могут выделяться из них «основные типы» (1985г.)
    Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.
    Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.
    Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности начальное образование.
    Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, в настоящее время актуальность таких исследований особенно велика. Учет индивидуальных особенностей обучающегося необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента.
    Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины во мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно - воспитательной работе с ним.
    Данная  тема представляется мне очень актуальной, поскольку: без знаний теории темпераментов сложно строить взаимоотношения. Зна-ние черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некото-рые особенности их поведения, дает возможность варьировать прие-мами воспитательных воздействий.
    Если  не учитывать темперамент ребенка  в учебно-воспитательном процессе, то труднее раскрыть особенности  личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших  школьников очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них. Конечно, учебно - воспитательный процесс в начальной школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.
    Объект данного исследования - личностные особенности ребенка младшего школьного возраста.
    Предмет исследования - особенности темперамента младших школьников.
    Цель работы - выявить особенности темперамента младших школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом.
    Для реализации поставленной цели будут  решены следующие задачи:
    рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;
    составить общую характеристику четырех темпераментов;
    выявить возрастные особенности темперамента;
    проанализировать возрастные особенности темперамента младших школьников;
    рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;
    сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в учебно - воспитательной работе.
    Гипотеза  данного исследования - учет возрастных особенностей темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно - воспитательной работы.
    Новизна исследования ? исследование особенностей темперамента с позиции их влияния на стиль деятельности, успешность в учебном процессе, поведение личности.
    Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителей начальных классов, в работе практикующего психолога.
    Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления о индивидуально-психологических особенностях личности; возрастных особенностях темперамента младшего школьника.
    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
    Глава 1. Темперамент как психологическая категория.
1.1 Общее  представление о темпераменте.
Когда говорят о темпераменте, то имеют  в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной  впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем  не менее, темперамент и сегодня  остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический  фундамент, на котором формируется  личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.
Итак, под  темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже  с ран-них детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики, Эти особенности очень консервативны и устойчивы, Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчи-выми и присущими человеку от рождения психическими качествами являют-ся свойства темперамента.
Основной  отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют  динамику отдельных психических  процессов и динамику всей психической  деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической  деятельности обуславливают также  темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего  мотивами и отношениями личности.
Свойства  темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы  и постоянны по сравнению с  другими психическими особенностями  человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая  активность; эмоциональность. От темперамента зависит: скорость возникновения психических  процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток  и на другие особенности психики.
Свойства  темперамента, как и свойства нервной  системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются  не с момента рождения и не все  сразу в определенном возрасте, а  развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономер-ностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы. Причина ин-дивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.
Поворотным  пунктом в истории естественнонаучного  изучения темпе-раментов явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы и о ти-пах высшей нервной деятельности, И.П. Павлов полагал, что три свой-ства нервных процессов определяют тип вид. Этими свойствами являются: сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражите-ли. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток; уравновешенность, характеризуется соотношением процессов воз-буждения и торможения; подвижность, как показатель быстроты смены про-цессов возбуждения и торможения. Свойства нервной системы могут быть общими и частными (парциальными). Первые определяют показатели темпе-рамента человека, а вторые - его частные специальные особенности, имеют косвенное отношение к характеристике личности.
1.2 Концепции  и теории темперамента.
1.2.1 Ранние  теории темперамента.
Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение час-тей». В Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда -- сангви-ник), желчь (холерик), черная желчь (ме-ланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто историчес-кий интерес.
Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природ-ных предпосылках индивидуальных разли-чий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характе-ристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально пред-видели возможную связь между свойст-вами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось пони-мание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческо-го организма.
В истории  развития учения о темпераменте четко  выделяются два ас-пекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента,
второй -- с изменением по-нимания самих психологических состав-ляющих темперамента.
Долгое  время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в ин-терпретации биологических основ темпе-рамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался «увязать» особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особен-ностями строения тела человека. Он ут-верждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологи-ческий склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также оп-ределенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикни-ки -- люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты -- агрессивны, власто-любивы.
Американские  исследователи У.Шелдон и С.Стивенс предприняли попытку также вывести из типа телосложения оп-ределенный темперамент человека. Их схема телосложения была намного слож-нее, чем у Кречмера. Они оценивали те-лосложение по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндоморфии. Согласно Шелдону и Стивенсу, эктоморфы, т. е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нерв-ная система), характеризуются церебротоническим темпераментом, а именно: тягой к эстетическим наслаждениям и холодностью в общении с людьми. Эндоморфы, люди с хорошо развитыми внут-ренними органами, отличаются живым, общительным темпераментом. Лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями (мезоморфам) свойственна тяга к соревновательности, агрессивности.
1.2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности
темперамента.
В зарубежных странах теоретические вопросы, касающиеся сущности темпера-мента, практически не ставились. Для большинства западных психологов харак-терна эмпирическая направленность ис-следований темперамента, что нашло свое яркое выражение в так называемом «фак-торном» подходе к изучению структуры темперамента.
Одна  из первых попыток изучения структуры  темперамента принад-лежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безо-пасности, дружелюбие, удовольствие, ощу-щение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе фак-торного анализа он выделил три фактора темперамента:
- общую  эмоциональность, 
- стенические  эмоции-астенические эмо-ции,
- положительные  эмоции--отрицатель-ные эмоции.
Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого рас-пространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации свойств тем-перамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой -- не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы из-мерять выделенные факторы.
Следующие попытки исследования структуры  темперамента принадлежат Дж.Гилфорду. Он предложил так называе-мую 13-факторную структуру темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом факторы не явля-ются независимыми друг от друга, а обра-зуют некоторые кластеры. Его последова-тельница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка, выделила основ-ные четыре независимых параметра тем-перамента:
вспыльчивость-сдержан-ность;
реализм;
эмоциональность;
социальную  адаптируемость.
Гораздо больший успех выпал на долю факторной  концепции темперамента Айзенков. Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее опора на огромный, более чем на тридцатилет-ний экспериментальный материал, под-твердивший существование таких фунда-ментальных черт темперамента (личности -- по терминологии Айзенков), как экстра-версия--интроверсия, нейротицизм (эмо-циональная устойчивость--эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаменталь-ных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем пред-ставителям Homo sapiens и могут быть по-ложены в основу типологии темпера-мента.
Какой темперамент лучше?
Ответ на этот вопрос звучит так: "Никакой". Это связано с самой сущностью  темперамента как динамической характеристики психики. Он как бы окрашивает в динамические характеристики (темп, быстрота, интенсивность, сила и т.д.) проявление свойств личности и протекания психических процессов. Таким образом, темперамент - нейтральный  фактор психики.
Итак, каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент  и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения  человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства  им недостатки. Люди сангвинического  темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются  к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность  из-за быстрой утомляемости и падения  интереса.
Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в  середине или к концу работы, а  не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников  и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический  темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить  значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом  не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь  поставленной цели.
Подобных  позиций о равноправии темпераментов  придерживались такие крупные специалисты  в этой области как Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын. По их мнению, вопрос, какой темперамент является лучшим, неправомерен. Предположение, что бывают худшие и лучшие темпераменты, вредно с социальной точки зрения и приводит к ничем не обоснованным пессимистическим выводам, особенно в педагогике.
Однако, такая аргументация, однако, не ка-жется убедительной Я.Стреляу. «Вряд ли кто-нибудь будет сего-дня утверждать, что все люди обладают одинаковыми умственными способностями, памятью и т. п. Разве обнаружение такого рода различий тоже является общественно вредным? На наш взгляд, как раз наоборот!», - пишет он. В данном случае исследователь имеет в виду разную ценность темпераментов с точки зрения адаптивных способностей. И этот вопрос он призывает рассматривать всегда в зависимости от конкретной обстановки.
Глава 2. Возрастные особенности темперамента младшего
школьника.
2.1. Возрастные  изменения темперамента.
Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом  созре-вания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологи-ческого развития нервной системы и других систем организма.
Тот факт, что свойства темперамента подвержены возрастным изменениям, подтверждается результата-ми исследований, проведенных как с животными, так и с людьми.
Изучение  типов нервной системы у детей  различного возраста подтверждает существование  возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы), обусловленных прежде всего созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата. Такие наблюдения проводили еще в 30-х годах нашего столетия, и в настоящее время дают примерно такие же результаты. Наиболее систематично они изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н. С. Лейтеса и Э. И. Маствилискер. Из них выводятся некоторые закономерности. Рассмотрим некоторые из закономерностей возрастных изменений темперамента, акцентируя внимание на младшем школьном возрасте.
На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной системой; это в  равной мере относится к процессам  возбуждения и торможения. Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения. Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. О том, что такое торможение проявляется еще в младшем школьном возрасте, прекрасно знают учителя: ведь им часто приходится наблюдать, как мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий. Пониженной работоспособ-ности (выносливости) сопутствует повышенная возбу-димость и чувствительность индивида, что, в част-ности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Поми-мо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период. Многие исследования показывают, что сила процесса возбуждения, еще малая в дошкольном возрасте, достигает соответст-вующего данному индивиду максимального уровня примерно к 7--8-му году жизни. Начиная с этого возраста, больших различий в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми уже не отмечается.
Общепринято мнение, что сила процесса тор-можения, выражающаяся прежде всего в способности к образованию и устойчивости различных условных тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения. Есть данные, полученные, правда, в основном в опытах с живот-ными, из которых следует, что сила процесса тор-можения в большей мере, чем сила процесса воз-буждения, подвержена влиянию тренировок, особен-но в раннем онтогенезе. Слабость процесса торможе-ния в первые годы жизни ребенка проявляется глав-ным образом в пониженной способности сдерживать различные реакции, в склонности к нарушению за-претов, в преждевременных реакциях и т. п.
Возрастная  характеристика уравновешенности нервных  процессов вытекает, собственно, из специфи-ки возбуждения и торможения в соответствующих периодах жизни. Принимая во внимание более дли-тельный процесс созревания силы торможения в нерв-ной системе, в первоначальный период развития наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравно-вешенность, вызванная большей слабостью торможе-ния в сравнении с возбуждением, постепенно умень-шается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого. Преобладание возбуждения над торможением прояв-ляется прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловлен-ным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами). Однако аналогичное поведение мо-жет быть вызвано не только недостаточно зрелой способностью к торможению и, следовательно, пре-обладанием возбуждения, но и слабостью возбужде-ния при одновременной слабости торможения. Сла-бость процесса возбуждения является фактором, вы-зывающим такие формы поведения, которые напоми-нают неуравновешенных индивидов. Это объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей или в более общем случае -- значению ситуации, на которую реагирует индивид.
Что касается подвижности нервных процессов, то в зависимости от того, какие  показатели этого свойства принимаются  во внимание, его возрастная динамика может выглядеть по-разному. Это  свиде-тельствует о давно уже отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В раннем онтогенезе наблюдается большая неустойчивость и изменчивость реакций, что выражается в затруднениях при выпол-нении заданий, в изменениях реакций под влиянием перемен в обстановке, в неустойчивости условно-рефлекторной деятельности и т. п. С возрастом поведение становится все более стабильным, благо-даря чему оно в меньшей мере зависит от непосредст-венных стимулов. Если учитывать классические показатели подвиж-ности, в особенности способность к переделке сиг-нального значения пары раздражителей и легкость образования динамических стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе подвижность срав-нительно невелика и возрастает с развитием инди-вида. Это проявляется, в частности, в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосаблива-ются к изменяющимся условиям, у них лучше про-текает процесс переучивания или переделки раз-личных навыков, чем у детей дошкольного возраста. Так понимаемая подвижность снова явно снижается в пожилом возрасте, для которого типична понижен-ная адаптируемость к изменениям обстановки, зна-чительная ригидность форм поведения.
Итак, чем  младше ребенок, тем больше его отличают некоторые признаки слабости типа нервной  системы. Это не только маленькая  выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность  и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных  переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к  улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.
В связи  со всем вышесказанным нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности  темперамента: «в каждом возрасте -- своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте -- это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств», -- отмечал Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в психическом развитии»
Но на фоне возрастных особенностей у ребенка  обнаруживаются и такие черты, которые  говорят о принадлежности его  к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда  дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка громкая, быстрая  и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая живыми жестами и  выразительной мимикой, то можно  говорить о признаках сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о флегматическом темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности ребенка.
Резюмируя, можно сказать, что изменение  основных свойств нервных процессов, входящих в понятие типа нервной  системы, а на психологическом уровне - в понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:
Ранний  период развития Период стабилизации
Слабый  процесс возбуждения Слабый  процесс торможения
Неуравновешенность  нервных процессов с преобладанием  возбуждения над торможением
Малая подвижность нервных процессов  ( речь идет о подвижности в узком смысле)
Сильный процесс возбуждения Сильный процесс торможения
Уравновешенность  возбуждения и торможения
Большая подвижность нервных процессов
     
Очевидно, что независимо от возрастной специфики  существуют индивидуальные различия в  свойствах нервной системы, которые  могут быть частично замаскированы  их возрастными изменениями. Поэтому  устанавливается диагноз отдельных  свойств нервной системы ( темперамента), нужно пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.
В детские  годы далеко не просто отличить, что  в наблюдаемых динамических чертах идет от своеобразия нервной системы  и что от возрастного этапа. И  те, и другие признаки одновременно проявляются в динамических свойствах  детской психики.
2.2. Особенности  проявления темперамента у младших  школьников.
Существуют  и выделяются исследователями и  педагогами особенности проявления темпераментных особенностей младших  школьников в протекании речевых  и мыслительных процессов, а также  в специфике внимания.
Сангвиник
Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит  спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает  с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.