На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути увеличения экономической добавленной стоимости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы управления, ориентированного на стоимость……………………………………………….5
1.1 Концепция системы управления, ориентированного на стоимость………………………………………………..5
1.2 Основные факторы стоимости компании…………………………………………………………………………….8
1.3 Понятие и сущность экономической добавленной стоимости…………………………………………………….11
1.4 Понятие и  сущность рыночной добавленной  стоимости…………………………………………………………..14
2 Особенности  ОАО «Лукойл», влияющие на выбор  финансовой модели управления……………………………..15
3 Пути увеличения  экономической добавленной стоимости…………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………………………………………...23
Список  использованных источников…………………………………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Концепция управления предприятием с позиции стоимости нашла широкое применение за рубежом. В последние 5-6 лет возник интерес к тематике VBM (Value based management) и в российской управленческой среде. На фоне общего экономического роста и развития российского фондового рынка все большее количество компаний задумывается о необходимости создания рыночной стоимости своего бизнеса. Собственники понимают, что сейчас можно заработать гораздо больше, наращивая капитализацию, а не получая краткосрочную прибыль. При этом особую актуальность приобрела проблема выхода из бизнеса с прибылью, для чего необходимо повышение его цены и обеспечение высокой ликвидности.
     Причины, по которым повышенный интерес к управлению стоимостью компании проявляют заинтересованные стороны, можно разбить на три группы. Первая группа причин вытекает из новых процессов, возникающих в самом бизнесе - он стал более динамичным, резко возросла роль интеллектуальных ресурсов как факторов успеха в конкурентной борьбе. Вторая связана с усилением самой конкуренции, что ведет к необходимости удовлетворять интересы всех "заинтересованных лиц" (stakeholders) компании. Это не дань моде, а фундамент для долгосрочного планирования. Третья группа причин уходит корнями в процессы, протекающие во взаимоотношениях собственников и управленческих команд, в нарушении баланса их разнородных интересов, в смещение фактического контроля над компанией от собственника к наемным командам. Интерес к управлению стоимостью компании тем и вызван, что этот метод позволяет анализировать и оценивать результаты деятельности компании с учетом всех изменений, которые происходят в деловой среде
     Актуальность выбранной темы определяется тем, что далеко не все представляют, как именно нужно управлять стоимостью компании. При этом возникают следующие проблемы. Во-первых, организация не может работать непосредственно со стоимостью: она вынуждена заниматься тем, что способно на неё влиять. Кроме того, именно эти факторы помогают менеджерам высшего эшелона понять, что происходит на всех остальных уровнях организации, и донести до них свои планы и намерения. Во-вторых, крупный инвестор обращает внимание, с одной стороны, на финансовые показатели деятельности предприятия, на прибыльность инвестиций, которая должна быть больше прибыльности инвестиций в другой бизнес рынка и т.д. Но, с другой стороны, большое влияние на стоимость реализации предприятия имеют нематериальные активы компании: знания и опыт персонала, владение торговыми марками, географическое расположение, налаженные отношения с поставщиками и покупателями, технологические ноу-хау и т.д. В-третьих, с усилением международной конкуренции многократно возрастают темпы нововведений. Средняя продолжительность жизненного цикла продуктов и услуг сократилась, потребители уже привыкли к бесконечному потоку ежегодных усовершенствований и модификаций. В результате скорость нововведений стала одной из главных движущих сил конкуренции. Цикл исследований и разработок (НИОКР) для многих продуктов длится годами и десятилетиями. Это требует огромных инвестиций, причём не менее быстрыми темпами растёт число провалов новых разработок.
     В Российской Федерации концепция управления стоимостью внедрена на ограниченном числе ведущих компаний, что во многом связано со сложностью оценки стоимости отечественных предприятий в условиях высокой степени неопределенности внешней и внутренней среды, а также с трудностями детального выявления факторов, движущих стоимость, особенно в многоуровневых организациях.
     В настоящее время отсутствие рациональной системы управления стоимостью стало серьезной проблемой многих крупных российских компаний. Разработанные концепции систем управления бизнес-процессами, используемые за рубежом в течение последних 40 лет, по ряду объективных и субъективных причин не нашли достойного отражения в практике управления российских компаний. Отсутствие в российских организациях отвечающей международным стандартам системы корпоративного управления, стратегического планирования и процедур регулярного финансового мониторинга приводит такие компании к недостаточной конкурентоспособности на рынках в условиях глобализации.
     Радикальные изменения в среде российского бизнеса требуют новых принципов и подходов к созданию рациональных систем управления. Крупным российским компаниям необходимы методы управления, которые позволяют увязать стратегические цели компании с оперативными задачами, существующими бизнес-процессами и конкретными людьми внутри организационной структуры.
     Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов управления, ориентированного на стоимость.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть  управление стоимостью компании  как комплексный процесс; 
- определить  основные факторы стоимости;
- проанализировать  и сравнить методы оценки стоимости  компании;
- рассчитать  показатель экономической добавленной  стоимости;
- рассмотреть  процесс применения показателя  экономической прибыли в условиях  несовершенных рынков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Теоретические основы управления, ориентированного на стоимость
      1.1 Концепция системы управления, ориентированного на стоимость 

     Вложение средств в компанию окажется максимально выгодным лишь в том случае, если менеджеры будут объективно оценивать стоимость вверенного им бизнеса и делать все, чтобы она непрерывно росла. Эта задача решается с помощью новой концепции менеджмента - управление стоимостью компании.
     Концепция управления, ориентированного на стоимость (Value based management / VBM) появилась в середине 1980-х гг. в США. Суть ее в том, что все решения менеджмента компании должны оцениваться с точки зрения их влияния на ее рыночную стоимость. В 1990-х гг. этот метод пришел в Европу и Азию, а несколько лет назад его стали использовать и крупные российские компании, которые хотели соответствовать требованиям западного инвестора.
     Сегодня за термином Value Based Management стоит концепция системного и систематического подхода к управлению, когда все усилия нацелены на достижение единой цели - максимизации стоимости компании.
     Методология стоимостного анализа интегрируется в процесс выработки управленческих решений. Основополагающие принципы оценки бизнеса дают понимание фундаментальной взаимосвязи между стратегией, операциями и финансовыми результатами, направляют усилия менеджеров на поиск альтернатив, позволяющих действительно эффективно преодолевать как внешние силы конкуренции, так и внутреннее противодействие, связанное со стереотипами сложившейся корпоративной культуры.
     Управление стоимостью компании - комплексный процесс. Его можно определить, с одной стороны, как последовательную реализацию принципов финансовой модели и построение на ее основе и с ее помощью всех решений менеджмента компаний - стратегических и оперативных, финансовых и нефинансовых. С другой стороны, управление стоимостью должно исходить из необходимости удовлетворения ожиданий всех «заинтересованных лиц». Соединяя обе стороны, выделим пять слагаемых управления стоимостью:
- стратегическое  планирование инвестиционной стоимости;
- оперативное  планирование создания стоимости; 
- мониторинг  и управление факторами стоимости;
- система  мотивации и вознаграждения, увязанная  со стоимостью компании;
- система  коммуникаций с инвесторами.
     Первое из них - это внедрение стоимостного мышления в процесс и процедуры выработки стратегических решений и стратегического планирования. Перестройка управленческих процессов должна начинаться с вопроса о том, где и как создается или теряется стоимость, насколько эффективно работают звенья цепочки стоимости и как результаты подразделений компании соотносятся с показателями основных конкурентов. Такой анализ не только обозначает существующие и назревающие проблемы, но и проливает свет на реальные возможности долгосрочного роста стоимости компании.
     Второе слагаемое управления стоимостью компании - создание системы показателей оценки оперативной деятельности внутренних подразделений компании на разных уровнях управления, в которой будут учтены распределение управленческой и финансовой ответственности, масштабы полномочий менеджеров разного уровня организационно-управленческой структуры. Определяя и измеряя их влияние, то есть оценивая наиболее «чувствительные зоны стоимости», команда менеджеров получает инструмент для обоснования выбора из имеющихся альтернатив и определения приоритетов.
     Третье слагаемое управления стоимостью - мониторинг факторов стоимости. Именно факторы стоимости помогают менеджерам высшего эшелона понять, что происходит на всех остальных уровнях организации, и донести до них свои планы и намерения.
     Четвертое слагаемое модели управления стоимостью - создание специальной системы вознаграждения персонала. Системы поощрения и оценки результатов предназначены для того, чтобы побуждать менеджеров и других работников компании к достижению установленных целей и следить за их успехами. Оплата на основе вклада в увеличение стоимости компании - эффективное средство достижения компромисса интересов собственников и менеджеров.
     Пятое слагаемое модели управления стоимостью - изменения в коммуникациях с заинтересованными сторонами компании и, прежде всего, с ее инвесторами. Чтобы сохранить и приумножить стоимость, необходимо принимать во внимание требования всех «заинтересованных сторон», а не только инвесторов или акционеров. Все обязательства можно разделить на пять направлений: акционеры; потребители; сотрудники; деловые партнеры; общество. Расхождение интересов стейкхолдеров может базироваться, например, на конфликте горизонтов: менеджменту свойственен краткосрочный горизонт, собственнику необходим долгосрочный. Менеджмент может быть заинтересован в росте масштабов, который дает ему рост персональных полномочий. Владельцу нужен не просто рост масштабов, а рост стоимости бизнеса. Потребители хотят низких цен, высокого качества, дорогостоящего обслуживания и т.д. Сотрудники хотят высоких зарплат, высококачественных условий труда, продолжительных отпусков, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и др. Поставщики капитала хотят низкий риск и высокую доходность. Общество желает больших взносов на благотворительность, социальных расходов на благо всего общества - стабильной занятости, увеличения инвестиций и др. Очевидно, любой критерий - и целевая функция в основе критерия - должна определять соотношение этих часто конфликтующих и противоречащих запросов.
     Рассмотрим основные этапы внедрения системы управления стоимостью на предприятии:
     Этап 1-й: определение точки отсчета. Первым шагом на пути к созданию системы управления стоимостью компании является определение стоимости организации в качестве точки отсчета. То есть, берется ближайшая прошедшая отчетная дата и на эту дату определяется стоимость компании. Не исключено, что в последующем, в процессе разработки специфической оценочной модели для компании, стоимость на исходную дату, могут быть внесены поправки и уточнения, однако, именно в сравнении с данной величиной стоимости будут определять достижения компании.
     Существующие методы, позволяющие определять стоимость предприятия, условно можно разделить на несколько групп:
1) доходный, который опирается на доходность  потенциально возможную к получению  в будущем; 
2) затратный,  при котором стоимость рассматривается  с точки зрения понесенных  издержек;
3) сравнительный  (рыночный), при котором возможно  получение стоимости оцениваемого  объекта через механизм сравнения  данного объекта с объектами  аналогами. Определение стоимости  в данном случае осуществляется  по фактически проведенным сделкам. 
     1) Доходный подход оценивает способность предприятия формировать потоки денежных средств. В рамках данного подхода стоимость предприятия рассматривается как текущая стоимость будущих доходов, которые предприятие способно принести своему владельцу. В качестве показателей доходов в расчетах могут использоваться следующие показатели: прибыль; дивидендные выплаты; денежные потоки; экономическая добавленная стоимость и другие. Суть данного подхода выражается в обязательном получении инвесторами определенного дохода от владения данным предприятием. В рамках доходного подхода существуют следующие методы определения стоимости: метод дисконтирования, капитализации.
     2) Затратный подход рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Данный подход чаще всего применяется для предприятий, обладающих большим объемом активов. Оценка стоимости в рамках данного подхода является достаточно объективной, так как осуществляется на основе достоверных данных о составе и состоянии активов. Однако затратный подход не учитывает конкурентную доходность этих активов. В рамках затратного подхода выделяют методы: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
     3) Сравнительный подход заключается в поиске наиболее вероятной величины денежных средств, за которую возможно реализовать объект оценки на основе действительной стоимости объекта аналога. В данном случае обеспечивается высокая обоснованность стоимости объекта по сравнению с другими подходами. Однако сложность применения данного подхода заключается в трудоемкости поиска объекта-аналога и необходимости внесения корректировок и поправок в процессе оценки между оцениваемым объектом и объектом аналогом. Методы, используемые в рамках сравнительного подхода: метод предприятия-аналога или объекта- аналога; метод сделок; метод отраслевых коэффициентов.
     Сопоставление результатов, полученных в ходе применения методов различных групп, имеет существенно большую информативность для менеджмента предприятия, нежели результаты, полученные одним методом или усредненная величина результата. Например, если стоимость, полученная в рамках имущественного подхода, больше стоимости, определенной доходным подходом, то акционерам выгоднее распродажа активов предприятия, нежели продолжение его функционирования. В этих условиях менеджмент компании должен осуществить ряд мероприятий, позволяющих повысить доходы. Если акции предприятия котируются на бирже, и капитализация компании (произведение биржевой цены акции на количество акций) меньше стоимости, рассчитанной доходным подходом, то, вполне возможно, что менеджмент не уделяет достаточного внимания работе с профессиональными участниками фондового рынка, а предприятие становится привлекательным объектом для поглощения.
     Этап 2-й: определение основных факторов стоимости. На стоимость компании оказывают воздействие различные факторы (факторы стоимости), в частности, ценовая политика компании, состояние производственных мощностей, уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, нормативные акты издаваемые государством, общеэкономическая ситуация в стране и т.п. Факторы стоимости можно разделить на две условные группы: внешние факторы (факторы, возникающие независимо от волеизъявления менеджмента компании, однако, это не означает, что наступление тех или иных событий нельзя было предвидеть и принять меры по минимизации негативных последствий) и внутренние (факторы, связанные с действиями менеджмента, отраслевой спецификой самого предприятия).
     С точки зрения управления стоимостью, важно выстроить всю систему факторов, воздействуя на которые можно добиваться постепенного роста стоимости. Система представляет совокупность показателей деятельности компании и отдельных ее подразделений и отделов. Показатели детализируются для каждого уровня управления, что приводит к тому, что высшее звено руководство зачастую контролирует финансовые показатели, в то время как низшие звенья менеджмента отвечают за количественные и качественные результаты работы.
     Этап 3-й: создание системы оценки оперативных и стратегических управленческих решений. Ориентация менеджмента на создание стоимости подразумевает наличие инструмента, позволяющего определять характер и степень воздействия того или иного решения на благосостояние акционеров. Необходимо уточнить, что подобным инструментом должно владеть не только высшее звено руководства, но и младшие менеджеры. Связано это с тем, что большинство оперативных вопросов решается руководителями отделов самостоятельно. Система оценки не позволит избежать субъективности принимаемых решений, но субъективность будет в большей степени направлена на достижение конкретных показателей, приводящих в итоге к росту стоимости компании.
Решения о дополнительной эмиссии акций, выбор инвестиционного проекта, реструктуризация предприятия относятся  к стратегическим, поскольку способны оказывать влияние на долгосрочную политику компании и ее финансовое положение. В этих случаях, расчет эффекта  от принятого решения производится также детально и подробно, как  оценка предприятия на первом этапе. Подобные обоснования принимаемых  решений позволяют выделять факторы, обеспечивающие эффективную реализацию планов, установить цели для всех звеньев  управленческого аппарата в увязке с существующей системой, ориентированной на создание стоимости, и наконец, в последствии определять причины, не позволившие реализовать проект и не нашедшие свое отражение в процессе оценки принимаемого решения.
     Этап 4-й: анализ вклада подразделений в стоимость компании. Процесс разбиения предприятия на бизнес-единицы на основе логического принципа называется сегментацией. Выделяют два основных подхода к сегментации. Сегментация, основанная на характеристиках потребителя товаров и услуг (сегментация по типу потребителя), и разбиение на бизнес-единицы исходя из знаний, опыта и технологий, необходимых предприятию для производства той или иной продукции (сегментация по типу профессиональных навыков). В последующем для каждой бизнес-единицы определяются решающие факторы стоимости и анализируются результаты их хозяйственной деятельности. Основная цель данного этапа выявить бизнес-единицы “создающие” и “разрушающие” стоимость. Если бизнес-единица разрушает стоимость компании, необходимо принять решение либо о разработке системы мероприятий, позволяющих сделать подразделение доходным, либо о продаже подразделения другой компании, либо о закрытии подразделения и распродаже активов. Но даже если подразделение обеспечивает для компании прирост стоимости, важно определить насколько существенна эта стоимость в рамках компании, насколько серьезен потенциал дальнейшего прироста стоимости. В ситуации, когда бизнес-единица, обеспечивая прирост стоимости компании, не является основной (профильной), более того, в составе другого предприятия может обеспечивать существенно большую стоимость, подлежит продаже.
     Этап 5-й: подготовка отчета с позиции управления стоимостью. Информация о результатах деятельности предприятия, пропущенная сквозь призму концепции управления стоимости может через определенный промежуток времени предоставляться заинтересованным лицам, в частности акционерам. Естественно, это должна быть не разовая акция, а постоянно проводимая работа по увеличению информационной прозрачности предприятия. Такие действия дают акционерам уверенность в том, что менеджеры от них ничего не скрывают, а также сопутствуют восприятию результатов действий в более понятной форме - ведь каждому понятно - плохо это или хорошо, когда стоимость твоей доли компании уменьшилась на 35%; но вовсе не каждый поймет, как воспринимать информацию о том, что увеличилась производительность финансового отдела или запущен в действие новый инвестиционный план по освоению черноземных земель.
     Данная информация может включаться отдельным блоком в отчет для акционеров, например, в виде отдельной главы; а также быть постоянным спутником промежуточных докладов для владельцев компании. Таким образом, применение концепции управления стоимости способно дать не только результаты, связанные с улучшением финансового состояния компании, но и одновременно увеличивает имидж компании в глазах, как собственных акционеров, так и потенциальных инвесторов компании.  

      1.2 Основные факторы стоимости компании 

     Говоря об управлении стоимостью, следует учитывать, что речь идет об управлении системой факторов стоимости. Фактор стоимости - это любая переменная, влияющая на стоимость компании. В крупных компаниях такая система может включать множество факторов, управление которыми требует больших затрат, поэтому первостепенной задачей является определение ключевых, наиболее значимых из них, на которые должны быть направлены основные усилия.
     На стоимость компании оказывают воздействие различные факторы (факторы стоимости) - в частности, ценовая политика компании, состояние производственных мощностей, уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, нормативные акты, издаваемые государством, общеэкономическая ситуация в стране и т.п.. С точки зрения управления, ориентированного на стоимость, важно выстроить всю систему факторов, воздействуя на которые, можно добиваться роста стоимости.
     Стоимость любого бизнеса зависит от разнообразных факторов, и, с точки зрения эффективности управления, первостепенное значение имеет задача определения приоритетов. Существует два ключевых признака, по которым можно систематизировать факторы стоимости по степени важности с точки зрения распределения финансовых и управленческих ресурсов организации. Во-первых, это чувствительность, т.е. степень влияния изменений фактора на стоимость компании; во-вторых, это управляемость, т.е. возможность менеджмента воздействовать на фактор с целью роста стоимости компании.
     Для правильного определения факторов стоимости требуется соблюдать три основных принципа:
1) факторы  должны быть напрямую привязаны  к стоимости и с необходимой  детализацией доведены до всех  уровней организации. Так обеспечивается  объединение различных организационных  уровней в стремлении к достижению  единой цели.
2) факторы  стоимости следует устанавливать  и постоянно измерять в качестве  целевых индикаторов, характеризующих  деятельность компании.
3) факторы  стоимости должны отображать  как достигнутый на данный  момент уровень эффективности  так и долгосрочные перспективы  роста. Многие компании, чьи предприятия  находятся в стадиях зрелости  или спада активности, уделяют  основное внимание показателям  текущей деятельности, однако для  настоящего успеха следует искать  возможности роста.
     Факторы стоимости можно разделить на две условные группы: внешние факторы (факторы, возникающие независимо от волеизъявления менеджмента компании; однако это не означает, что наступление тех или иных событий нельзя было предвидеть и принять меры по минимизации негативных последствий); внутренние факторы (связанные с действиями менеджмента, отраслевой спецификой самого предприятия).
     Внутренними факторами, влияющими на стоимость, могут выступать:
-темпы  роста продаж продукции / услуг  компании;
- темпы  роста основных статей бухгалтерского  баланса и отчета о прибылях  и убытках;
- темпы  роста чистой прибыли;
- норма  доходности собственника (акционера,  инвестора) и пр.
     Внешними факторами, влияющими на стоимость, могут выступать:
-уровень  инвестиционных, маркетинговых, финансовых, производственных и организационных  рисков компании;
- изменение  налоговых ставок;
- изменение  политической ситуации;
- появление  новых конкурентов и пр.
     Следующую классификацию факторов стоимости, влияющих на деятельность компании, можно разделить на две большие группы: финансовые и нефинансовые.
Выбор ключевых финансовых факторов осуществляется на основе как минимум 3 критериев:
- стратегии  и жизненного цикла компании;
- потенциала  улучшения показателей;
- волатильности  (изменчивости) показателей.
     Следующий критерий при выборе ключевых финансовых факторов - потенциал улучшения показателей, так как часть факторов оказывает сильное влияние на стоимость компании, однако их улучшение может потребовать значительных ресурсов и времени. Например, не на всех рынках допустимо свободное манипулирование ценой, которое позволяло бы воздействовать на финансовые результаты компании. Часто цена диктуется рынком, и ее изменение происходит независимо от воли руководства компании.
     Волатильность (изменчивость) показателей также является критерием выбора финансовых факторов при внедрении управления стоимостью. Концентрируясь на управлении исключительно факторами стоимости, которые имеют максимальный рейтинг с точки зрения чувствительности и могут быть улучшены в наибольшей степени, мы игнорируем другой класс факторов стоимости - те, которые определяют рисковость бизнеса и подверженность его изменениям во внешней среде. К таким факторам могут быть отнесены расходы на закупку сырья и материалов, цена продукции. Данные факторы диктуются рынком, их влияние в разное время может быть неоднородным.
     Роль нефинансовых факторов в изменении стоимости компании необходимо неразрывно учитывать наряду с финансовыми. Такими факторами могут служить:
- внешние  факторы (оценки аналитиков, рейтинговые  оценки, политика государства и  регуляторов);
- внутренние  факторы (структура бизнеса компании, деловая репутация, корпоративное  управление, нацеленность компании  на повышение стоимости бизнеса,  квалификация персонала и др.).
     Что касается нематериальных активов, их тоже можно разделить на две группы:
- неамортизированные  активы, имеющие неопределенный  срок использования: подготовленный  персонал, достижения в продвижении  продукции, географическое расположение, репутация; профессиональные навыки  конкретного сотрудника, коммерческие  способности и т.д.;
- амортизированные  активы, имеющие определенный срок  службы. Нематериальные активы, которые  можно поставить на баланс  предприятия: торговые марки,  авторские права, патенты. 
     Эти нематериальные активы оказывают значительное влияние на стоимость компании. Чрезвычайно важен трудовой коллектив - уровень его профессионализма, слаженность работы, управленческая команда. Налаженные связи также имеют большое значение - будущий покупатель, даже если он хочет развернуть другое направление, не откажется от работы по перспективным долгосрочным договорам, заключенным прошлым владельцем фирмы. Раскрученная торговая марка и множество рекламы так же являются важным показателем.
     И, наконец, «доброе имя компании», goodwill: честность, соблюдение обязательств, кредитная история и так далее. Все это значит очень много, и все это очень сложно оценить. Goodwill включает в себя следующие факторы:
- фирменное  наименование компании;
- ее  репутация на рынке;
- технологическая  и управленческая культура;
- наличие  налаженных связей с контрагентами  и др.
     Рассмотренные факторы позволяют компании иметь определенные конкурентные преимущества в бизнесе. Таким образом, после того как высшее руководство поставило задачу перехода к созданию стоимости для акционеров, необходимо разобраться, какие элементы повседневных операций компании и ее важнейших инвестиционных решений сильнее всего влияют на величину извлекаемой стоимости. Искусство современного управления - определить ключевые факторы и принимать такие решения в компании, чтобы достичь оптимальной комбинации всех ведущих факторов стоимости одновременно.
Управление  стоимостью компании - комплексный  процесс. Его можно определить, с  одной стороны, как последовательную реализацию принципов финансовой модели и построение на ее основе и с  ее помощью всех решений менеджмента  компаний - стратегических и оперативных, финансовых и нефинансовых. С другой стороны, управление стоимостью должно исходить из необходимости удовлетворения ожиданий всех "заинтересованных лиц".
     При этом, говоря об управлении стоимостью, следует учитывать, что речь идет об управлении системой факторов стоимости. Необходимо отметить, что управление стоимостью компании представляет собой единство финансовых и нефинансовых факторов. С помощью одних лишь финансовых факторов невозможно проконтролировать эффективность инвестирования в нематериальные активы (бренд, репутации, персонал), между тем, именно они во многом определяют успех компании на рынке. В этой связи, искусство современного управления стоимостью компании - принимать такие решения, чтобы достичь оптимальной комбинации всех ведущих факторов стоимости одновременно.
     Поэтому возможно применение модели управления, использующей показатель добавленной экономической стоимости. Данная модель может повысить инвестиционную привлекательность компании и явиться одним из факторов повышения её рыночной стоимости. 

    1.3 Понятие и сущность экономической добавленной стоимости 

     В последние годы в зарубежных изданиях все большее внимание уделяется подходам к оценке эффективности деятельности предприятия. Среди таких подходов - подход, основанный на построении сбалансированных счетных карт (Balanced Score Cards-BSC) и определении эффективности бизнеса на основе анализа различных его сторон, отраженных в сбалансированных картах, другой подход- определение того, насколько рентабельным является бизнес с позиции собственников предприятия. Задача определения рентабельности решается путем расчета показателя экономической добавленной стоимости. Этот показатель в зарубежной литературе обозначается EVA (economic value added). Показатель экономической добавленной стоимости был разработан в конце 80-х годов ХХ века.  В отечественной литературе он пока описан мало.
     Основная идея и экономический смысл показателя EVA заключается в том, что капитал компании должен работать с такой эффективностью, чтобы обеспечить норму доходности, требуемую инвестором, акционером или другим собственником на вложенный капитал.
     Норма доходности инвестора - установленная инвестором (акционером, собственником) барьерная ставка дохода, требуемая на вложенный капитал с учетом соответствующего инвестиционного риска компании. Именно такую ставку доходности смог бы заработать инвестор, если бы он использовал предоставленный капитал в альтернативных областях бизнеса, но с тем же уровнем риска.
     Целью управления стоимостью компании на основе показателя EVA является создание такой стоимости компании для инвестора, когда операционная прибыль превышает средневзвешенную стоимость использованного капитала в денежном выражении. Другими словами, добавленная стоимость возникает в том случае, если рентабельность активов компании превышает средневзвешенные затраты на капитал. Таким образом, основная идея, обосновывающая целесообразность использования EVA состоит в том, что инвесторы или собственники компании должны получить норму возврата за принятый риск. Если этого не происходит, то отсутствует реальная прибыль акционеров, собственников или инвесторов компании и они не видят в этом случае выгоды от инвестиционной деятельности компании.
     Показатель EVA служит индикатором качества принятия управленческих решений. Положительная величина EVA характеризует эффективное использование капитала и свидетельствует об увеличении стоимости компании. Если значение EVA равно нулю, то это характеризует определенного рода достижение, так как собственники капитала компании фактически получили норму возврата, компенсирующую риск. Отрицательная величина EVA характеризует неэффективное использование капитала и говорит о снижении стоимости компании.
     Экономическая добавленная стоимость складывается из двух основных компонентов:
    размера бухгалтерской чистой прибыли после уплаты налогов, скорректированной в соответствии с данной методикой;
    стоимости совокупного капитала компании (собственного и заемного).
     Ниже приведены основные формулы расчета EVA и основных показателей, формирующих EVA.
    Формулы расчета EVA:
    EVA = NOPAT - Capital
    EVA = NOPAT - WACC * CE
    EVA = Spread * CE
    EVA = ( ROCE - WACC ) * CE
    EVA = NOPAT / CE - WACC
    EVA = NOPAT / ( TA - NP ) - WACC
    Формулы расчета основных показателей:
    Capital = WACC * CE
    Spread = ROCE - WACC
    ROCE = NOPAT / CE
    CE = TA - NP
     Ниже приводятся расшифровки основных показателей, терминов и обозначений.
EVA (Economic Value Added) - Экономическая добавленная  стоимость.
NOPAT (Net Operationg Profit After Tax) - Чистая прибыль,  полученная после уплаты налога  на прибыль и за вычетом  суммы процентов, уплаченных за  пользование заемным капиталом.  То есть это Чистая прибыль  по данным финансовой отчетности (по Отчету о прибылях и убытках)  с учетом необходимых корректировок.
Capital (Cost Of Capital) - Совокупная стоимость капитала  компании (состоит из собственного  и заемного капитала, измеряется  в абсолютных единицах).
WACC (Weight Average Cost Of Capital) - Средневзвешенная стоимость  капитала (измеряется в относительных  величинах - в %), это стоимость  совокупного капитала (собственного  и заемного).
CE (Capital Employed) - Инвестированный капитал.  Представляет собой капитал, определяемый  с учетом стоимости ресурсов, не включенных в баланс. Рассчитывается  путем коррекции данных финансовой  отчетности на величину "эквивалентов  капитала владельцев". Стоимость инвестированного капитала (CE) рассчитывается по формуле:
    CE = TA – NP, где
TA (Total Assets) - Совокупные активы (по балансу)
NP (Non Percent Liabilities) - беспроцентные текущие обязательства  (по балансу), то есть кредиторская  задолженность поставщикам, бюджету,  полученные авансы, прочая кредиторская  задолженность.
     Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) рассчитывается по формуле:
    WACC = Ks * Ws + Kd * Wd * ( 1 - T ), где
Ks - Стоимость  собственного капитала (%)
Ws - Доля  собственного капитала (в %) (по  балансу)
Kd - Стоимость  заемного капитала (%)
Wd - Доля  заемного капитала (в %) (по балансу)
T - Ставка  налога на прибыль (в %)
     Стоимость собственного капитала (Ks) рассчитывается по методу CAPM:
    Ks = R + b * ( Rm - R ) + x + y + f, где
R - безрисковая  ставка доходности (например, ставка  по депозитам) (%)
Rm - средняя  доходность акций на фондовом  рынке (%)
b - коэффициент  "бета", измеряющий уровень  рисков, вносящий коррективы и  поправки
x - премия  за риски, связанные с недостаточной  платежеспособностью (%)
y - премия  за риски закрытой компании, связанные  с недоступностью информации  о финансовом состоянии и решениях  менеджмента (%)
f - премия  за страновой риск (%)
     Стоимость заемного капитала (Kd) рассчитывается по формуле:
    Kd = r * ( 1 - T ), где
r - годовая  процентная ставка за пользование  заемным капиталом
Т - ставка налога на прибыль
     Из формулы экономической добавленной стоимости можно вывести относительный показатель "Доходность инвестированного капитала" (Return on Capital Employed, ROCE). Экономический смысл данного показателя заключается в том, что экономическая добавленная стоимость (EVA) возникает в компании в том случае, если за данный период времени удалось заработать доходность инвестированного капитала (ROCE) выше, чем норма доходности инвестора (WACC).
     Инвесторы (собственники, акционеры) не будут считать себя удовлетворенными, если доходность их капитала, заработанная в компании, не достигла установленной ими барьерной ставки доходности.
Этот  принцип формирования стоимости  компании выражается в показателе экономической  добавленной стоимости (EVA):  EVA = Spread * CE = ( ROCE - WACC ) * CE 
Spread - Спрэд  доходности (разница) между доходностью  инвестированного капитала и  средневзвешенной стоимостью капитала. Спрэд представляет собой экономическую  добавленную стоимость в относительном  выражении (в %).
    Spread = ROCE - WACC
    ROCE (Return on Capital Employed) - Доходность инвестированного капитала
    ROCE = NOPAT / CE
     В данном представлении показателя экономической добавленной стоимости (EVA) существует очень важный момент. Разность двух ставок доходностей (ROCE-WACC) называется спрэдом доходности (Spred). Если Spred положительный, то компанией заработана доходность, превышающая доходность, требуемую инвесторами. В этом случае доходность капитала, вложенного в компанию, выше альтернативной доходности для инвестора, ведь все альтернативы оценены и учтены в показателе средневзвешенных затрат на капитал (WACC). Следовательно, конечный результат - возникновение экономической добавленной стоимости означает прирост стоимости капитала за данный период.
    
     Рис. 1. Схематическое изображение экономической добавленной стоимости (EVA).
1.4 Понятие  и сущность рыночной добавленной  стоимости 

       Рыночная добавленная стоимость (МVA) рассчитывается, как превышение рыночной стоимости предприятия над величиной инвестированного капитала. Суть МVA заключается в том, что если рыночная стоимость предприятия превышает сумму инвестированного капитала, то предприятие создает добавленную стоимость для акционеров. Данный показатель непосредственно связан с EVA. Показатель МVA может рассчитываться, как текущая стоимость будущих показателей EVA предприятия.
     Рыночную стоимость предприятия можно рассчитывать с помощью показателя EVA в рамках доходного подхода. Рыночная стоимость предприятия будет складываться из совокупной величины инвестированного капитала, текущей экономической добавленной стоимости от текущей деятельности и уже реализуемых проектов, а также текущей стоимости всех будущих показателей экономической добавленной стоимости от новых проектов.
    
    Рис. 2. Представление рыночной добавленной стоимости через экономический доход и свободный денежный поток
     Развитием подхода экономической добавленной стоимости  является  разработка инструмента мониторинга изменений стоимости бизнеса – показатель рыночной добавленной стоимости (MVA), который определяет изменение рыночной стоимости бизнеса как разницу между рыночной стоимостью бизнеса и инвестициями, осуществляемыми в бизнес за определенный период.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.