На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Культурная антропология"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 10.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      Министерство образования и науки РФ
      Гуманитарный университет
                                          г. Екатеринбург 
 

Факультет социальной психологии
Специальность: «Социально - культурный сервис и туризм»
Форма обучения: заочная
Курс 3  (2007 г.н.)
Ф.И.О. студента:   Динисламова Алина Ралифовна 
 

                                  

                                   Дисциплина
«Культурная антропология»
Контрольная работа  
 

Преподаватель: Мясникова Л. А.
Дата сдачи: 10.05.2010
Результат к/р:
Дата возврата:
                    
                                                               Екатеринбург – 2010 
 

Проблема  идентичности в работе Э. Эриксона:
    «Идентичность: юность и кризис». 

    На  определенном этапе жизни у каждого  из нас возникает необходимость ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не в глазах других?», «В чем мое предназначение и где мои корни?». Формальные ответы, не вызывавшие ранее сомнения, перестают устраивать. Именно этот момент означает кризис и начало формирования новой идентичности. Процесс, который сопровождает нас на протяжении всего жизненного пути.
    Так, им отмечено, что впервые термин «кризис идентичности» был употреблен во время Второй Мировой войны в клинике реабилитации ветеранов на горе Сион. Большинство пациентов, попав в экстремальные условия войны, потеряли ощущение тождества личности и непрерывности времени. Они утратили тот контроль над собой, который с точки зрения психоанализа обеспечивается лишь «внутренней силой» «эго». Об этом феномене заговорили как о потере «эго-идентичности». Несколько позже такие же существенные нарушения были обнаружены у некоторых молодых людей, раздираемых внутренними противоречиями. Отталкиваясь от клинического происхождения этих терминов, Эриксон соотносит патологический и эволюционный аспекты проблемы, анализируя «кризис идентичности» как важный атрибут жизненного пути человека. Итак, что же такое идентичность (Лат.: identitas - тождественность). Согласно словарю, значение этого термина следующее:
    - свойство сущности или явления, для которого характерно совпадение, тождественность с одним или несколькими другими реальными или абстрактными сущностями или явлениями по основным или общим признакам:
    -  совокупность самобытных характерных особенностей человека составляющих личность индивида - индивидуальность.
    - самоидентичность - самосознание, понимание своей самобытности, неповторимости, отличия от других субъектов. Субъективный эквивалент «Я».
    - отношения, устанавливаемые при психологической идентификации.
    Можно было бы сказать совсем просто: идентичность - это тождественность человека самому себе. Однако такой ответ лишь усложняет  задачу, ставя перед загадкой. Мера себя, собственные пределы, координаты и параметры не даны нам зримо и натурально. Поэтому, более строго говоря, понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру. Сюда относится чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным "я" независимо от изменений "я" и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития. Словом, идентичность - это, прежде всего, показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой, согласно Эриксону, скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза.
         Эриксон понимал идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное "Я", что, естественно, предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Он рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.
    Так, на первом, индивидном, уровне анализа идентичность определяется им как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Это есть представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющее принадлежащее ему прошлое и устремленное в будущее.
    Со  второй, личностной, точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком  собственно? неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую  тождественность самому себе. Данный элемент идентичности есть "осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретёнными в деятельности и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями"
    Наконец, в-третьих, идентичность определяется Эриксоном как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Последней структуре Эриксон  дал название социальной идентичности.
    Таким образом, впервые утверждается, что  построение идентичности - создание самим  человеком модели поведения, которая  обладает двумя свойствами: она изменчива  в течение человеческой жизни  и является достаточно длительной для  исполнения на практике. Выдвинута мысль о том, что процесс идентификации в рамках установленной человеком модели является достаточно длительным, тождественным реальному миру.
    Становление идентичности может протекать в  трех формах: интроекция - примитивное  вживание в образ; идентификация, которая формируется путем интеракции с уважаемыми и значимыми представителями рода, общества и, наконец, формирование идентичности - ансамбль идентификаций, их включение в единое уникальное целое.
    Большинство исследователей полагают, что именно Эриксон впервые создает модель идентичности, которая отличается следующими признаками:
    1. Эта модель учитывает как персональные  компоненты идентичности, так и  влияние общественной среды.
    2.Она  имеет свою структуру, включающую  такие элементы, как индивидный, личностный и социальный порядки, значимые идентификации, задатки, базовые способности, эго-идеалы и др. Структура становления идентичности состоит из интроекции, идентификации, формирования идентичности. В ней выявлены различные уровни: биологическое - личностное - социальное; индивидуальная идентичность - коллективная идентичность.
    3.Модель  является исторической. Впервые  американский психоаналитик вводит  в сферу общественных наук  понятие "кризис идентичности", показывает конфликт между становящейся личностью и консервативным "эго". С одной стороны, показана множественность моделей идентичности, с другой, достаточно длительное существование такой модели в течение жизни. В ней учтены, как общественно-исторические запросы, так и естественно-биологические потребности (возраст, пол и т.д.).
    Идеи  Эриксона о том, что идентичность изменчива на протяжении жизни, идентичность не есть автономия, были восприняты во всех философских, психологических  и социологических школах.
 

     

    Стадии  личностного развития по Э. Эриксону 

    В соответствии с теорией Эриксона  основы личностного развития человека закладываются на первой стадии, которая  длится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство  доверия к окружающему миру. Это  является основой формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия к миру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с легкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять; у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе.
    Чувство доверия формируется в тесной взаимосвязи с другими факторами развития. В нём как бы синтезируются наиболее важные коренные изменения, придающие особое смысловое значение всему разнообразному, конкретному опыту младенца. Поскольку доверие возможно только по отношению к чему-то, оно не может начать развиваться раньше, чем ребенок научится выделять людей и объекты, или до того, как у него появится смутное ощущение, что сам он является отдельным существом.
    Развитие  автономии.
    Вторая  стадия развития ребенка длится от полутора до трёх-четырёх лет. В этот период ребёнок осознаёт свое индивидуальное начало и самого себя как активно - действующее существо. Но жизненная активность ребёнка может быть и не безупречной, в результате чего он сталкивается с неодобрением со стороны окружающих.
    Главный позитивный результат развития на этой стадии — достижение чувства независимости. Иными словами, ребёнок должен перейти  от состояния полной зависимости  от взрослых к относительной самостоятельности, когда он начинает осознавать себя как автономное существо, способное совершать определённые действия. В этом возрасте ребёнок стремится делать всё по-своему, с негодованием отвергает попытки кормить его, одевать, держать за руку на прогулке, открывать ему дверь. Мы постоянно слышим от него: «Я сам, я сам!»
    Однако  мир взрослых накладывает на эти  действия целый ряд ограничений. Ребёнку разрешается исследовать  свой дом, но ему нельзя трогать огонь; он может играть в саду, но не должен выходить на дорогу. Разумеется, эти  запреты ему неведомы до тех пор, пока он их не нарушит. И тогда может возникнуть конфликт. Стремление ребенка к автономии выражается в экспериментировании и в самоутверждении, что время от времени вызывает столкновения с родителями. Такого рода конфликты могут привести к появлению чувства неуверенности, как в своих силах, так и в своей автономии. Эриксон считает, что альтернатива автономии и неуверенности является ключевой проблемой раннего детства. При этом выбор пути, по которому разрешится этот кризис, самым серьёзным образом отражается на всём дальнейшем развитии ребёнка.
    В этот период ребёнок особенно нуждается  в благожелательной поддержке, в  воодушевлении. Зарождающееся чувство  автономии должно встречать поощрение  настолько, чтобы конфликты, связанные  с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формирования позитивной самооценки.
    Задача  взаимной адаптации поведения родителей  и ребенка (а к этому времени  фигура отца становится более заметной, чем в период младенчества) оказывается необычайно сложной. Возникающие здесь трудности способны вывести из равновесия даже самого находчивого и спокойного взрослого. Твердость необходима, поскольку надо уберечь ребёнка от возможных неприятностей, которые могут произойти в результате отсутствия определённого опыта и способности правильно ориентироваться. С другой стороны, взрослый должен поощрять стремление ребёнка прочно встать на ноги, поскольку в противном случае он может быть подавлен чувством стыда и неловкости от своих неудачных действий, сомнениями в собственной ценности для окружающих его близких людей. По-видимому, единственное конструктивное правило, которому могут следовать родители,— это запрещать  только то, что действительно совершенно недопустимо, и быть в этом твёрдым и последовательным.
    Иной  раз некоторые взрослые пытаются извлечь воспитательную пользу из таких  эмоциональных проявлений детей, как  стыд и неуверенность в себе, то и дело акцентируют их. Между тем, если прибегать к этому приёму слишком часто, он перестаёт попадать в цель: результатом может стать внутренняя решимость ребёнка поступать так, как он хочет, когда за ним никто не наблюдает и наказания не последует. Такой негативизм — естественная реакция на необоснованные требования взрослых, чтобы ребёнок всегда считал себя виноватым, свои потребности и желания чем-то дурным, а тех, кто выносит подобные суждения,— всегда правыми. Воспитывая ребёнка такими методами, мы рискуем получить в будущем человека, не считающегося с общественным мнением.
    Разумный  воспитатель не будет бесконечно стыдить ребёнка, заставляя его  усомниться в значимости своей личности. Он будет твёрдым, но терпимым, предоставляя ребёнку возможность испытать радость  от своей независимости. Что касается деталей, то здесь вряд ли можно дать какие-то рецепты, и не только потому, что нам они неизвестны или что каждая воспитательная ситуация неповторима, но также и по той причине, что степень и характер автономии, которую родители готовы предоставить своим детям, в огромной степени зависят от тех чувств, которые взрослые испытывают по отношению к самим себе, чувств, определяемых их социальным самоощущением. Подобно тому, как чувство доверия у ребёнка является, как правило, отражением твёрдой и реалистической уверенности его матери, её оптимизма, точно так же и его чувство независимости является отражением чувства собственного достоинства его родителей.
    Заметим, что тактичное отношение к  растущему ребёнку необходимо не только в раннем детстве. Опасности  неправильного обращения с детьми существуют в любом возрасте. Не только родители, но всякий человек, контакт которого с ребёнком или с подростком является значимым, должен уважать его стремление к самоутверждению, помогать ему удерживать своё поведение в определённых границах и избегать такого с ним обращения, которое может вызвать у него сомнение в своих силах и своей значимости. Таким образом, детство, в особенности раннее детство, когда закладываются основы будущей личности, является крайне важным периодом с точки зрения развития Я-концепцпи. Для многих людей именно этот возраст оказывается решающим в их личностном формировании.
    Итак, согласно Эриксону, у дошкольника  должны развиться, во-первых, основополагающее чувство доверия к окружающему  миру, в особенности к родителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующейся в определенных рамках. Оба эти достижения повышают самооценку, поскольку ребёнок чувствует себя окруженным теплом и заботой родителей и уверен в своей компетентности относительно определенного круга задач. Одобрение родителей и одобрение себя самого соединяются как в фокусе в формировании ощущения собственной ценности.
    Для ребёнка, у которого только начинает развиваться чувство своего Я, важной составляющей самооценки является способность  чисто физической адаптации к окружающему миру. На этом уровне развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный (что проявляется, например, в попытках есть или одеваться самому) и более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой. Такой ребёнок активно стремится исследовать окружающий мир и обнаружить границы своих возможностей. Вряд ли он обладает отчетливым самосознанием, но он уверен в своей способности контролировать собственные передвижения, а также передвижения других людей с помощью крика и других сигналов, действующих на расстоянии.
    На  этом уровне развития критерием самооценки может, следовательно, служить та или  иная степень познавательного интереса к окружающему миру, а также  стремление, что называется, все крепче стоять на собственных ногах.
    Чувство инициативы или чувство  вины
    Третья  стадия развития начинается примерно в четыре года. В это время у  ребёнка появляются первые представления  о том, каким он может стать  человеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребёнка, главной движущей силой которой является любознательность. В результате перед ним открываются новые возможности. Он уже чувствует себя увереннее, так как может свободно передвигаться, достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы, осмысливать происходящие на его глазах события; расширяется его социальное окружение. Очень важной для дальнейшего развития является реакция родителей на все проявления исследовательского поведения ребёнка. Главной опасностью этого периода Эриксон считает возможность появления у ребёнка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы. Если вы стремитесь сформировать у ребенка положительную самооценку, постарайтесь, чтобы у него не возникло уничижительное по отношению к самому себе, наказующее самосознание.
    Трудолюбие  или чувство неполноценности
    Четвёртая стадия развития охватывает школьные годы, когда ребёнок включается в  систематическую организованную деятельность и осуществляет её самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. Эриксон отмечает, что психологически ребёнок уже как бы готов осваивать те роли, которые выполняют родители, но, прежде чем он сможет осуществить это биологически, он должен начать трудиться, проявить способность к жизнеобеспечению. Таким образом на протяжении этого периода ребёнок пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность. Он осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной работе.
    Эриксон исчерпывающе характеризует последствия  неправильного развития на этой стадии. Если у ребёнка не формируется чувство трудолюбия, он не может овладевать навыками инструментальной деятельности. Неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуациях совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может вообще разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, весьма существенно влияет на представления человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.
    В школе значительно расширяется  круг контактов ребёнка с взрослыми. Он убеждается, что взрослые знают  и умеют значительно больше, чем  он, и это открытие чревато появлением чувства неполноценности. Однако это  вовсе не означает, что ребёнок должен воспринимать себя как равного взрослым. Исходить из этого было бы нелепым самообманом. Правильный подход заключается в ином: не допустить, чтобы восприятие ребёнком подлинного уровня своих знаний и умений привело к ощущению, что предстоит ещё так многому научиться, так много всего сделать, что нет смысла и пытаться, что единственный выход в такой ситуации - махнуть рукой на свои неудачи. Поэтому залогом преодоления ребёнком страха перед ними является развитие чувства трудолюбия, решимость добиваться успехов, творческое экспериментирование во всех областях — в овладении физическими навыками, в школьных занятиях, в умственной работе.
    С проблемой компетентности и некомпетентности человек сталкивается на протяжении всей жизни. В школьные годы она стоит особенно остро, поскольку в этот период приходится много учиться и перед ребёнком ежедневно возникают новые познавательные задачи, с которыми он не всегда может успешно справиться. Но проблема компетентности и некомпетентности в любом возрасте есть не что иное, как проблема позитивного самовосприятия. У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Поэтому, если ребёнок чего-то не умеет, задача родителей и учителей — внушить ему, что успех обязательно придёт к нему, только позже.
    К счастью, уже в юности у нас  есть возможность большего выбора в  том, что касается нашего поведения, деятельности, ситуаций, с которыми мы в состоянии справиться; наоборот, мы можем избегать тех ситуаций, где грозит проявиться наша некомпетентность. Реализуя эту возможность, мы сводим к минимуму понижение нашей самооценки. Но в пору детства большинство предъявляемых к нашему поведению требований является для нас безоговорочным в силу важности их для нашего физического, социального и умственного развития. И какими бы трудно - выполнимыми они нам ни представлялись, у вас нет возможности свободы действия. Поэтому ребёнку не остаётся ничего другого как обнаруживать — нередко публично — свою некомпетентность.
    Чувство идентичности
    Главной задачей, которая встает перед индивидом  в юности, является формирование чувства  идентичности. Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой  дальнейший путь?» В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
    Чувство идентичности формируется у юноши постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей младшего возраста преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей. В школе мир ребёнка значительно расширяется, для него становятся всё более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями и другими взрослыми. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки должны быть синтезированы. Поиск идентичности значительно усложняется, если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между собой.
    Тщательного анализа требует само понятие идентичности. Как и любую другую психологическую характеристику личности, идентичность нельзя рассматривать в применении лишь к отдельно взятому человеку; она получает осмысление только в социальном контексте, в системе отношений индивида с другими людьми, и, в первую очередь, с членами его семьи. Иначе говоря, идентичность имеет как личностные (субъективные), так и социальные (объективные) аспекты, которые теснейшим образом взаимосвязаны. Такое различение было предложено Джемсом еще в 1890 году. Личностные аспекты идентичности он описывал как «сознание личностной самотождественности», противопоставляя их социальным аспектам, существующим как многообразие социальных Я индивида, определяемое множественностью восприятия его разными людьми, каждый из которых имеет в своем сознании его специфический образ. Сегодня мы стремимся различать, с одной стороны, те роли, которые принимает на себя индивид, взаимодействуя с другими людьми, а с другой — то, каким он считает себя на самом деле и что иногда называют подлинным Я или идентичностью личности. Эти два аспекта в формировании идентичности можно рассматривать как в функционально-ролевом плане, так и сквозь призму самореализации. Взаимосвязь этих аспектов очевидна. Чем менее целостным и устойчивым является у человека чувство внутренней идентичности или самореализации, тем более противоречивым будет его внешне выраженное ролевое поведение. Если же чувство внутренней идентичности является устойчивым и согласованным, это будет выражаться и в большей последовательности его поведения, несмотря на многообразие принимаемых им социальных ролей. С другой стороны, последовательное и непротиворечивое социальное и межличностное ролевое поведение повышает уверенность человека в себе и чувство успешной самореализации.
    Существование этих различий требует от индивида осуществления выбора как между  различными аспектами своего внутреннего  Я, так и внешними ролями, которые  он принимает на себя в социальных ситуациях.
    Конфликты, возникающие на стыке самореализации и функционально-ролевого поведения, существуют на протяжении всей жизни человека; они особенно обостряются в периоды кризисов и достигают своего апогея в пору юности. При этом идентичность не формируется в юности раз и навсегда; в сущности, этот процесс не прекращается всю жизнь. И самореализация, и функционально-ролевое поведение постоянно порождают проблемы, требующие сознательной переоценки ценностей. В жизненном процессе мы продолжаем создавать нашу собственную личностную и социальную идентичность. В этом смысле правильнее было бы говорить не о пассивном формировании идентичности, а о перманентном творческом процессе, в ходе которого мы создаем и модифицируем свою идентичность. Важность личностного и социального аспектов идентичности и процесса их постоянного взаимодействия находит отчетливое отражение в определении идентичности, данном Эриксоном: «Сознательное ощущение наличия личной идентичности основывается на двух наблюдениях, существующих одновременно. Это, во-первых, непосредственное восприятие индивидом своей длящейся самотождественности, а во-вторых, восприятие того факта, что другие люди также видят эту длящуюся самотождественность». Поэтому, как считает Эриксон, для достижения чувства идентичности юноша должен научиться быть в высшей степени самим собой в тех случаях, когда он больше всего значим для других, а именно для тех, кто является подлинно значимым для него.
    Нередко случается, что молодой человек, достигший возраста, в котором  выбор идентичности становится необходимым, реально оказывается к этому неспособен. В такой ситуации индивид может прибегнуть к тому, что Эриксон называет «психосоциальным мораторием», то есть к продлению переходного периода от юности к взрослости. В этот период жизнь юноши как будто лишена целенаправленности; он пассивно ожидает момента, когда ему представится возможность найти себя.
    Бели  рассматривать юность на пересечении  психоаналитического и социологического подходов, как это делает Эриксон, то эту пору жизни можно определить как период физической зрелости и социальной незрелости: то есть ребенок гораздо раньше становится взрослым в плане физиологии, чем способным эффективно принимать на себя взрослые роли. Все психологические проблемы юношеского периода, в конечном счете, обусловлены тем, что новые для индивида физические возможности и новые формы социального давления, побуждающие его стать самостоятельным, сталкиваются с многочисленными препятствиями, затрудняющими его движение к подлинной независимости.
    В результате этого столкновения у  молодого человека возникает статусная неопределённость, то есть неопределённость его социального положения и ожиданий, которые он испытывает; всё это находит своё выражение в проблеме самоопределения. Кроме того, необходимость принимать решения, важные для всей его дальнейшей жизни, избирать для себя взрослые роли, основываясь только на том, что он представляет собой в настоящем, приводит к ещё большей неуверенности в себе.
    В общественном плане все эти проявления внешнего и внутреннего давления, побуждающие индивида к большей независимости, профессиональному самоопределению, установлению взаимоотношений с противоположным полом, означают, что индивид должен отделиться от родительской семьи и создать новую самостоятельную семью. На протяжении юности индивид превращается из человека зависимого, полностью эмоционально привязанного к родителям, в человека, способного отправиться в самостоятельный жизненный путь, чтобы создать новые, по менее прочные человеческие взаимоотношения. Поэтому нет ничего странного или неожиданного в том, что в свете всех этих физических, эмоциональных и социальных трансформаций период юности выступает для большинства теоретиков как время особых трудностей, связанных с образом Я индивида
    Взгляды Эриксона оказали огромное влияние  на представления о юношестве и значении этого периода в становлении личности. В частности, общеупотребимыми стали такие используемые эмоционально насыщенные понятия, как «кризис идентичности» или «обыденная психопатология юношеского возраста». Широкое признание получило представление о том, что смятение — нормальное явление в развитии молодого человека и что кризисные моменты характерны скорее для конца периода юности.
    В юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми и с обществом в целом  — в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными. Говоря о юности как о «психосоциальном моратории», Эриксон подчеркивает, что выбор поприща установок, жизненного стиля, людей, с которыми молодого человека связывают личные взаимоотношения, производится на фоне противоречивых взглядов и ценностей, на основе крайне ограниченного жизненного опыта. В этом ценностном хаосе многие подростки помогают друг другу преодолеть дискомфортное состояние кризиса идентичности в бесконечных задушевных беседах, в попытках осмыслить свою роль в рамках того или иного стереотипа, будь то «рокеры», «студенты», «ангелы смерти». Точно так же они стремятся найти стереотипные оценки для тех, кто противостоит им в этих ролях — учителей, родителей, милиции и т. д. Всякой подростковой группе свойственно стремление играть роль вытесняющей семью притягательной силы. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Многие специалисты считают, что юность — это период ролевого экспериментирования, когда подросток «примеряет к себе» различные взгляды и интересы. Нередко высказывается опасение, что современная ситуация конкуренции в сфере образования и необходимость раннего профессионального выбора лишают многих подростков возможности по-настоящему исследовать жизнь. В результате некоторые подростки «выпадают» из социума, чтобы получить время для размышления о том, что они хотели бы делать в жизни, для испытания различных вариантов идентичности. Разнообразные коммуны и религиозные группы зачастую становятся временным пристанищем для молодых людей, ищущих свой образ жизни. Здесь они находят группу, с которой возможна идентификация, и время, необходимое для того, чтобы выработать более устойчивую систему убеждений. Поиск идентичности может разрешаться по-разному. Некоторые молодые люди после периода экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто, безоговорочно принимают ценности своей семьи и избирает поприще, предопределённое родителями. В известном смысле их идентичность кристаллизуется в весьма раннем возрасте.
    Некоторые молодые люди на пути длительных поисков  идентичности сталкиваются со значительными  трудностями. Нередко идентичность обретается ими лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.
    В прежние времена формирование устойчивой идентичности было делом более простым, так как набор возможных идентификаций  был ограничен. В наше время набор  этот практически неисчерпаем. Любой  культурно заданный стандарт, в принципе, доступен каждому. Средства массовой информации  произведения массовой культуры обрушивают на общество целую лавину образов, значительная часть которых не имеет ничего общего с реальностью конкретного социума. Одних они смущают и сбивают с толку, для других служат стимулом к дальнейшему поиску прочной и нестандартной основы для самоидентификации.
    Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать в этот период молодой  человек, является размывание чувства  своего Я. Юношу одолевают сомнения в возможности направит! свою жизнь в какое-то определенное русло. Его тело быстро растет и меняет облик, половое созревание наполняет всё его существо и воображение незнакомым волнением, впереди открывается взрослая жизнь во всём противоречивом многообразии. Стоит ли удивляться, что юноша часто оказывается в растерянности?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.