На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Византия: специфика типа культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет
имени академика  М.Ф. Решетнева» 

Кафедра рекламы и культурологии 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по культурологии на тему
    «Византия: специфика типа культуры» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                          Выполнил: студент гр. ФКЗУ 91/1
                                                     Шпанагель Дания Викторовна
                                             Проверил: Виноградова А.И 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Красноярск 2010
 

      Оглавление 

      Введение……………………………………………………………………3
      1. Три этапа культуры Византии………………………………….………4
      1.1 Ранний этап IV - середина VII века………………………………..….4
      1.2 Средний этап в истории культуры  Византии (VII - IX вв.)…….……8
      1.3 Поздний этап в истории культуры  Византии (X - XV вв.) …….…..11
       2. Социально-политическая культура  Византии …………………23
      2.1.Государственное устройство…………………………………………23
      2.2.  Материальная культура Византии………………………………….24
      Заключение………………………………...……………………………...26
      Список  использованной литературы……………………………………27 
Введение 

      Византия - государство, которое внесло большой  вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
      Византийская  империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.
      На  берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада, Востока и Севера.
      Поэтому культура Византии является интереснейшим  культурно- историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.
      В истории культуры Византии выделяют три этапа:
      ранний (IV - середина VII века);
      средний (VII - IX века);
      поздний (X - XV века).
      В истории европейской, да и всей мировой  культуры византийской цивилизации  принадлежит особое место, для нее  характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы
 

       1.Три этапа культуры Византии 

      ранний (IV - середина VII века);
      средний (VII - IX века);
      поздний (X - XV века). 

      1.1.Ранний  этап IV - середина VII века 

      1Первые столетия  существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В  ранней Византии новый расцвет  переживает философия  неоплатонизма. Появляется  ряд  философов-неоплатоников - Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий,  Ареопагит.
      Формирование  неоплатонизма совпадает с зарождением  христианства, с разложением и упадком Риской империи. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.
      Важнейшими  темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи:
      Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущность Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
      Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
      Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.
      Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.
      Основные  христианские догматы, в частности  Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).
      Византийскую  литературу представляют различные  жанры: народная эпическая поэма, апокрифы, гимны, жития святых, летописи, акафисты, проповеди, письма, басни и т.д.
      В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм
      Другая  концепция всемирной истории  – христианская, основанная на Библии, берет свое начало в работах Евсения Кесарийского и Аврелия Августина. Борьбу с язычеством и античной культурой продолжил ритор Иоанн Златоуст. Борьба античной и христианской идеологии проходит через всю историю Византии раннего периода. Это можно проследить и в творчестве Георгия Писиды – последнего выдающегося поэта этой эпохи.
      Ареной  борьбы античных традиций и христианства было классическое образование. Дольше, чем в других науках, сосуществовали античные традиции в науках, естественных. В ранней I Византии происходил процесс постепенного переосмысления и совершенствования позитивных научных знаний, накопленных античностью.
      Расцвет византийского искусства раннего  периода связан с укреплением  могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы.
      Базилика  отличается простотой плана: это  вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, нефы (греч, "корабль"), число которых достигало 3 или 5. Все храмы ориентировались на восток, так как там, по представлению христиан находился Иерусалим - центр Земли. На востоке к основному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарем - священной частью храма. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним видом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато, подобно скромному христианину с его богатой внутренней жизнью, базилика имела красивые интерьеры. Они украшены облицовками из мрамора и гранита, фресковыми и мозаичными росписями на стенах, роскошными предметами декоративно-прикладного искусства.
      Наивысшим достижением византийской архитектуры  стал собор Святой Софии в Константинополе (532-537), соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм "премудрости Божией" воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. От них требовалось выразить "непостижимость и неизреченность" христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Они сумели соединить в этом храме впечатляющую монументальность, чистоту и строгость линий античной архитектуры. Здесь торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства.
      Отныне  здесь стали проводить императорские  церемонии и торжественные богослужения. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.
      Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден  с Босфора. Гармоничный и величавый  храм св. Софии оставил большой  след во всемирной архитектуре.
      Другой  шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому  храму принесли его  знаменитые мозаики не  только церковного, но и светского характера, в частности  изображения  императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и  Феодоры  наделены  портретными чертами, цветовая  гамма  мозаик  отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью.
      Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в  Византии стали впервые применять не естественные, а стеклянные сплавы, окрашенные минеральными красками, так называемые смальты, с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. 
      Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или  сферической поверхности стен, а  от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающее благодаря свету горящих в храме свечей.
      Мозаичисты  Византии пользовались широким красочным  спектром: от нежно - голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора. 
      В прикладном искусстве Византии в  меньшей мере, чем в архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства, отражающая становление  средневекового  миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах  художественного  выражения.  Вместе  с  тем  и сюда проникали постепенно художественные традиции народов  Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере,  чем в  Западной Европе,  сыграло свою  роль воздействие варварского  мира.
      Мировое признание в этот период получили произведения прикладного искусства  Византии — ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, из цветного стекла. Византийские художники в области описи, мозаики, мелкой пластики, ювелирных изделий, эмалей, гей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов.
      Значительные перемены происходили в ранней Византии во всей художественной жизни византийского общества. B это время складываются основные принципы византийской эстетики, корнями уходящей в античность, подвергшейся сильному воздействию христианства. В VI — первой половине VII вв. византийские художники, впитав многообразное влияние Востока и античности, создали собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в художественный центр средневекового мира — средоточие византийского художественного стиля. Первый подъем византийского искусства пришелся на VIв. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы византийской государственности.
      Музыка  занимала особое место в византийской цивилизации. Она была разнообразной: существовали и успешно развивались светское музыкальное творчество, музыка улиц, театров, цирков, народных празднеств и культовая музыка. Музыка обогащалась песенно-музыкальной практикой многих народов, населявших империю. Христианская церковь рано оценила особые возможности музыки как искусства, обладающего колоссальными возможностями психологического воздействия на верующих, и включила ее в свой ритуал. Она выразительна и интересна. О сильнейшем эмоциональном воздействии церковного богослужения известно давно. Вот, что сказали по поводу церковной службы послы древнерусского князя, возвратившиеся из Царьграда: "Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле". Культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.
      Система образования также наследует  греко-римские традиции, основываясь  на принципе семи свободных искусств. Два уровня образования:
      а) Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.
      б) Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
      В жизни широких народных  масс по-прежнему огромную роль  играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра  занимает  ныне  цирк  (ипподром)  с  его  конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью.
      Культура  ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где  сохранялось богатое  наследие античности. 

      1.2. Средний этап в истории культуры Византии (VII - IX вв.) 

      2Второй этап в истории культуры Византии продолжался с седьмого века до девятого века.
      В этот период всё большую роль в  интерьере храмов начинают играть иконы. Именно в этом виде искусства эстетические идеи христианской культуры были воплощены в наиболее полной мере.
      Первоначально иконами называли любые священные  изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал употребляться для обозначения изображений на специальных досках. Самые первые иконы относятся к 6 веку. Большая часть ранних икон погибла во время иконоборчества (VIII—IX вв.). Полагают, что в основе этого вида искусства лежал заупокойный египетский портрет, который проник в раннехристианскую среду. О том, что иконы существовали уже во II в., мы знаем из работ первых богословов. По-видимому, боязнь идолопоклонства задержала признание иконы как культового предмета. Иконопочитание было разрешено лишь в VI в., и только на VII Вселенском соборе (VIII в.) было признано обязательной принадлежностью культа.
      Становление раннего феодализма в Византии (VII - IX вв.) привело к глубоким социальным конфликтам, проявившимся в религиозно – еретических движениях, которые охватили, прежде всего, византийский Восток. К этому времени окончательно сформировалась христианская догматика, в основном сложились эстетические воззрения византийского общества.  
      Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.).
      Первое  направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности.  Почитание икон, по их представлениям, считалось идолопоклонством, недопустимым в христианской церкви. Иконоборцы полагали, что изображая Бога или святого с помощью «мертвенной материи» (краской, кистью, на доске) художник оскорбляет Создателя. Они видели в иконе идола, запрет, на почитание которого есть в Библии. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с изображениями животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников, в “огороды и птичники”. В период иконоборчества (726-843) была сделана попытка официального запрещения икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией, отражающей природу и сущность божества. Она лишь его подобие и образ. "Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости нашего понимания". Главная задача иконописца - идеальное воспроизведение канонических сюжетов и персонажей, причем все индивидуальное в них должно было отступить на второй план. При восприятии иконы между зрителем и изображением как бы протягивались тысячи невидимых нитей.
      На  определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Однако борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего этапа византийской культуры, в частности первые мозаики собора Святой Софии Константинопольской.
      В Византии иконы обычно писали яичной темперой на деревянных досках, покрытых левкасом (особым грунтом) и — редко — на холсте. Могли изображаться сюжеты из земной жизни Иисуса, но гораздо чаще художники рисовали на иконах отдельные образы: Иисус, Богоматерь, апостолы, архангелы, святые (само слово икона по-гречески значит образ). При этом художники писали не изменчивые лица, а лики тех, кто пребывают в вечном, идеальном мире.
      В то же время использование обратной перспективы могло быть связано  с не всегда осознанным стремлением живописца изобразить загадочное, непохожее, или даже противоположное земному, пространство высших сфер.
      Достигает в этот период нового расцвета искусство  цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Непревзойденным образцом монументального искусства Византии середины IXв. являются мозаики Софии Константинопольской. Этот шедевр искусства неоклассического стиля был восстановлен в апсиде собора на месте уничтоженных иконоборцами мозаик, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись. Величественная, сидящая в спокойной статуарной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках - воплощение возвышенной одухотворенности в сочетании с чувственной прелестью. Прекрасное лицо Марии дышит мягкой женственностью и мудрым спокойствием. Стоящий рядом архангел Гавриил поражает сходством с никейскими ангелами, он - воплощение земной и одновременно небесной красоты, эллинистического сенсуализма в соединении с византийским спиритуализмом.
      3Другие мозаики Софии (IX - начало XI в.) несколько уступают по художественному мастерству этому шедевру, но интересны по своему сюжету. Это две криторские сцены, имеющие не только художественное, но и историческое значение. На одной из них, находящийся в люнете над входом из нарфика в храм, изображен император Лев VI (996-912), преклонивший колена перед стоящим Христом, над которым в медальонах расположены образцы Марии и Ангела. Смысл сцены - преклонение власти земной перед властью небесной. На другой мозаике начала XI в. в южном вестибюле храма св. Софии перед сидящей на троне Богоматерью с младенцем стоят по сторонам император Константин I, приносящий в дар модель города Константинополя, и император Юстиниан, подносящий мадонне модель собора св. Софии.
      Под влиянием христианства развивалась и византийская литература. Ее главная задача сводилась к возвышению духовного начала в человеке. Героем литературных произведений становится обычный маленький человек, чья немощная плоть находится в поразительном контрасте с величием духа. Он, смиренный и жалкий, зачастую является избранником Божьим, чудотворцем. Наделенный сверхъестественным знанием, он способен предсказывать грядущие события. Он заступник обиженных, мученик за веру христианскую.
      В IXв. складывается законченная каноническая система церковной росписи. Композиции мозаик подчеркивают архитектурную конструкцию. В главном куполе изображается Христос Вседержитель (Пантократор), по сторонам от него — ангелы — хранители четырех стран света, под ними евангелисты и апостолы. Многофигурные евангельские композиции украшают люнеты и стены трансептов (Оранта — Молящаяся богоматерь) — алтарную апсиду. В Живописи присутствуют идеи иерархии. Пантократор уподобляется самодержцу, святые — придворным. Тем не менее, интерес к античности не иссякает. Он чувствуется в произведениях константинопольской школы, замечательными памятниками которой являются мозаики св. Софии в Константинополе. В наиболее ранних из них (сер. IXв.) образы богоматери и архангела Гавриила полны взволнованности и духовных порывов.
      Из  культового художественного творчества почти исчезает скульптура, ее сменяет  плоский рельеф и живопись (мозаика, фреска, икона). Принципы византийской живописи IX—X вв. оригинально разрабатываются  в отдельных художественных школах. Высокого расцвета достигает декоративно-прикладное искусство — художественные ткани, перегородчатая эмаль, изделия из слоновой кости и металла.
      В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое церковное искусство. Благодаря его высоким художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранее  проникали ранее даже  в литургию. В  целях еще большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была  проведена канонизация  лаотональной системы - “октоиха” (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы.
      Однако  музыкально-теоретические памятники  позволяют заключить, что система ихосов не исключала звукорядного  понимания. Наиболее популярными  жанрами  церковной  музыки  стали  канон  (музыкально-поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской  гимнографии). Тропари сочинялись ко всем  праздникам,  всем  торжественным  событиям  и  памятным   датам.
      Прогресс  музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации),  а  также  литургических  рукописных  сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с  нотацией). 

      1.3 Поздний этап в истории культуры Византии (X - XV вв.) 

      С Х в. наступает новый этап истории Византийской культуры — происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот век связан с созданием произведений обобщающего характера — составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) “Об управлении государством”, “О фемах4”, “О церемониях византийского двора” — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В то же время здесь собран красочный материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе и о славянах.
      В культуре полностью торжествуют  обобщенно-спиритуалистические принципы; общественная мысль, литература и искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. Окончательно складываются и основные принципы византийской эстетики. Идеальный эстетический объект переносится в духовную сферу, и она теперь описывается с помощью таких эстетических категорий, как прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ. Эти категории помогают освещению глобальных проблем искусства и других сфер культуры. В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им. Однако двойственность византийской культуры, противоборство в ней аристократического и народного направлений не исчезают даже в периоды наиболее полного господства догматизированной церковной идеологии.
      В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла  и торговли, кристаллизация политического и интеллектуального самосознания горожан, феодальная консолидация господствующего класса при сохранении централизованного государства, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о Земле и вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром — все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. Это было время подъема научных знаний, и зарождения рационализма в философской мысли Византии.
      Рационалистические  тенденции у византийских философов  и богословов так же, как и у  западноевропейских схоластов XI—XII вв., проявлялись, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI—XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI—XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было на Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи.
      Еще дальше по пути рационализма пошел  последователь Пселла Иоанн Итал (2-я пол. XIв.). Он отрицал чудеса и  бессмертие души, но учил, что люди воскреснут в том облике, которым они обладали при жизни. Итал первым начал трактовать теологические проблемы с позиций разума, противопоставлять вере разум и логику. В 1082 г. он был обвинен церковью в ереси, осужден и предан анафеме.
      Все представители рационализма и религиозного свободомыслия были осуждены церковью, а их труды преданы сожжению. Но их деятельность не пропала даром — она подготовила почву для появления гуманистических идей в Византии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.