На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политические партии в России: проблемы становления и развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Российский Государственный Торгово-Экономический Университет
Саратовский институт (филиал) 
 

Кафедра: 

Социальных  и 
гуманитарных  наук 
 

Реферат
На  тему: 

     Политические  партии в России: проблемы становления  и развития 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 2 курса 
Лопухова  Ксения.
Специальность: Финансы и кредит
Проверила:
Бирюлина  Т.В.. 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2010г. 
 
 
 

     Содержание. 
 

Введение…………………………………………………………………….3
  1. Формирование политических партий. …………………………..5
 1.1 Понятие, основные признаки и структура политических партий...5 
 1.2 Происхождение партий и процесс их становления………………..8
 2. Особенности политических партий сегодняшней
 России……………………………………………………………………12 
  2.1 Становление многопартийности в России………………………...12

    2.2 Современные политические партии в политическом процессе.                Программы современных политических партий………………………15
 Заключение………………………………………………………………23
 Список  использованной литературы…………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение
        Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Они дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер,  Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразных научных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.
        В исторической литературе укоренилось  мнение о том, что партии (именно в том понимании, в котором  мы привыкли их называть сейчас) родились с установлением всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни - утверждения государственной власти посредствам выборов.
        В своей курсовой работе я попыталась дать некоторые характеристики присущие политическим партиям, показать их функции, социальный состав и организационную структуру. Подробно остановится на истории их становления и развития как в России, так и на Западе.
        Цель  моей работы заключается в том, чтобы  раскрыть феномен политических партий, рассматривая его в некоторых  основных аспектах, в частности как институт политической системы общества. Ввиду многоплановости данной задачи,  я попыталась построить исследование, отталкиваясь от узловых проблем, характеризующих разностороннюю деятельность партий.
        В последнее время события, происходящие на российской  политической  арене,  вызывают особый интерес. Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период своей истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности. Однако наряду с этим, возникает и ряд трудно разрешимых проблем, главной среди которых выступает проблема участия населения в политической жизни страны.  Таким образом, рассматриваемая тема, на мой взгляд, очень важна, особенно применительно к Российской Федерации, когда каждый гражданин должен ясно представлять роль партий в политическом процессе, поскольку в противном случае он не сможет сделать для себя правильный вывод о том, какую позицию по отношению к государственной власти он занимает и о том, что бы он желал в ней изменить. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Формирование политических  партий.
        1.1 Понятие, основные признаки и структура политических партий.  
        Существует  много различных подходов к определению  сущности партии. Среди них можно выделить три основных:
    Идущее от либеральной традиции понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан). В отличие от него традиционное определение партий связывается с избирательным процессом, выдвижением кандидатов и подготовкой профессиональной политической элиты;
    Второй подход – институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже). Не отрицая важности институционального подхода, следует иметь ввиду, что аспекты организации не исчерпывают всей сущности политической партии как сложной структуры, в которой проблема организации неразрывно переплетается с идейными мотивами, доктриной, программой, влиянием на общественное мнение и т.д. Тем более, что абсолютизация институционального подхода в понимании политических партий не является и политически нейтральной, так как этот подход в исследовательском отношении открыто противостоит теории классовой борьбы.
    Наконец, третий подход – трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм). При этом в самой марксистской традиции можно выделить две концепции партии, общим для которых является отнесение возникновения партии пролетариата к этапу его превращения из «класса в себе» в «класс для себя»: а) концепция Маркса и Энгельса, согласно которой партия есть форма общественно-политического существования пролетариата как целостности на высшей стадии его развития; б) ленинская концепция партии как пролетарского авангарда со следующими чертами: программная ориентация на политическую революцию и установление диктатуры пролетариата; авангардность партии по отношению к другим пролетарским организациям.
        Как мы видим, в политологии обозначились различия в подходах к определению  политической партии. При одном подходе упор делается на особенности структуры партии, продолжительность ее существования, факторы социальной устойчивости. Типичным для этого подхода являются определения, в которых партия рассматривается как «объединение людей, имеющее свою особую структуру» (М. Дюверже), как «относительно прочное, длительно существующее  социальное формирование, стремящееся к овладению учреждениями государственной власти и имеющее такую структуру своей внутренней организации, которая соединяет партийных лидеров  в центрах управления с их сторонниками на политической арене». Подобная формулировка выделяет важные для деятельности партии аспекты.
        При другом подходе (функциональном) определение  партии строится с точки зрения выполняемых  ею функций. Сторонник данного подхода К. Лоусон полагает что, политическая партия определяется как «организация индивидов, которая стремится продлить путем выборов или помимо выборов полномочия народа или его частей для специальных представителей этой организации, чтобы осуществлять политическую власть данных представительных учреждений, утверждая, что такая власть будет осуществляться от имени этого народа». Здесь нужно отметить, что Лоусон в своих трудах неоднократно подчеркивал, что ни одно определение политической партии не является исчерпывающим и вполне удовлетворительным.
        Очевидно, что большинство подходов определяют партию исходя из целого ряда важнейших отличительных черт и связанных между собой критериев. Один из авторитетнейших американских политологов Дж. Ла Паломбара попытался выделить четыре наиболее важных из них:
    Во-первых, идеологического порядка - всякая партия есть носитель идеологии   или, по меньшей мере, особого видения мира и человека.
    Во-вторых, партия - это структурно оформленная организация, т. е. относительно продолжительное по времени объединение людей, на самых разных уровнях  политики от местного до международного. Это объединение единомышленников.
    В-третьих, основной целью создания и функционирования политической партии является борьба за завоевание и осуществление власти.
    В-четвертых, каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа - от голосования до активного членства, стремятся к расширению связей с массами, борется за политическое влияние в них.
        В структуре политической партии можно выделить три уровня. Самый неопределенный и размытый уровень - это тот блок избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Принадлежность к такой группе весьма трудно определить, поскольку она основывается больше на декларируемой приверженности, нежели на официальной вовлеченности в партийную организацию.
        Второй  уровень - это официальная партийная организация. Естественно, что структура партии берет начало там, где находятся избиратели. Поэтому, как правило, она начинается на уровне самой низшей первичной ячейки - окружной организации. Главная ее задача состоит в мобилизации на местном уровне избирателей в поддержку кандидатов своей партии. Ко второму уровню относится и партийный аппарат, представляющий собой особую группу людей, профессионально занимающихся организационными вопросами политической деятельности партии (организуют предвыборные кампании, устанавливают сроки, место и порядок проведения партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делегатов на съезды и т.д.).
        И третий уровень - где речь идет о  партии в системе правления, состоящей из должностных лиц в государственном аппарате, которые получили свои посты в силу принадлежности к ней. Это президенты, губернаторы, члены парламента и т.д.
        Естественно, такая иерархичная структура во многом носит условный характер, поскольку в разных странах она имеет свою национальную специфику. Постоянным же остается главная задача всех политических партий - это защита и представительство интересов определенных социальных групп. И здесь важно отметить, что партии не только выражают интересы, но и активно участвуют в их формировании. Они выполняют роль своего рода интегрирующих «нервов» и «сосудов» между обществом и миром политического, объединяя их в единое неразрывное целое.  

    1.2 Происхождение партий и процесс их становления 

        Появление партий, а точнее протопартий, относится  к Античному миру, когда в Древней Греции и в Древнем Риме возникают особые группы людей, отражавшие интересы различных социальных слоев. Однако эти группы не были организационно оформлены, не располагали строго определенной системой взглядов, не имели программных установок и в деятельности своей замыкались на решении ограниченных задач.
        Зарождение  политических организаций, ставших  предтечей современных партий, связано  с началом борьбы буржуазии против монархии, становлением политической системы и политической жизни капиталистического общества.
        В период буржуазных революций XVII - XVIII вв. партии еще не имели привычных  для  нас   признаков и не проводили самостоятельной политики, а чаще всего подвергались влиянию  религиозных, сословных, семейно родовых  объединений. Например, в Англии действовала партия пресвитериан, отражавшая интересы умеренной буржуазии и дворянства; партия индепендентов, представлявшая радикальное крыло буржуазии и «обуржуазившегося» дворянства. Во Франции -  партия жирондистов, выражающая интересы умеренной торгово-промышленной и земледельческой буржуазии, а также партии якобинцев, объединявшая буржуазных революционных демократов. Но такие организации, которые мы сегодня привыкли называть политическими партиями, возникли в Европе не ранее начала XIX века. В этом смысле они могут рассматриваться как институты, возникшие в сфере европейской культуры и затем распространившиеся в другие регионы мира. Их формирование было связано главным образом с повышением образовательного и культурного уровня населения, образованием новых классов (буржуазии и пролетариата), с завоеванием определенных политических свобод (слова, печати, собраний, союзов и др.), а также с введением в ряде стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к политической жизни.  Первые из этих партий появились в основном в результате слияния в единые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающих поддержку своих кандидатов в депутаты. Формирование их было довольно  длительным  и  сложным процессом. Рассмотрим одну из схем: на первом этапе развития партии происходит зарождение идей, появление активистов, выработка общих взглядов. На втором - эти взгляды пропагандируется, происходит агитация, ставится задача по привлечению максимального числа сторонников. Третий этап предполагает более четкое формулирование идей и требований. Также происходит развитие общественно-политической активности. Далее процесс может развиваться в двух направлениях: а) произойдет оформление в партию и встанет необходимость участия в политической власти, б) цели, поставленные на первом этапе, не будут достигнуты или будут отсутствовать перспективы их достижения. Произойдет затухание движения.
        Со  временем число партий, в своей  деятельности ориентирующихся на привлечение широких слоев населения на свою сторону, начинает возрастать. Все они были партиями парламентского происхождения. Классическим примером здесь выступают партии Великобритании, или Республиканская и Демократическая партии США.
        Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых было положено стремление объединить трудящихся массы для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических порядков и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии. Они развивались на основе марксистской идеологии и по своему происхождению были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью.
        Наряду  с социал-демократическими партиями появляются аграрные партии, как реакция против индустриального развития общества, христианские - в борьбе против секуляризации и антирелигиозных выступлений, фашистские - против демократии во всех ее формах и т.д.
        Некоторыми  специфическими особенностями отличался процесс формирования политических партий в России. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества, парламентаризма и правового государства. В конце XIX - начале XX в. современники отмечали "неутвержденность общественного состава", имея в виду недиффе-ренцированность и неопределенность интересов различных групп населения. Такой подход во многом объясним существующей в то время неразвитостью инфраструктуры гражданского общества, что действительно могло способствовать искажению реального представительства общественных интересов партиями в политической сфере.
        Но, тем не менее, в конце XIX - начале XX в. партии стали фактором политической жизни России - особенно сильнейший толчок к формированию и консолидации их дала буржуазная революция 1905 г. Либеральные организации и партии формировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольного экономического общества, Юридического общества при Московском университете, Союзах взаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Москве, земских организаций и т.д. К концу 1905 г. оформились "Союз 17 октября" (октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты). Партия мирного обновления. Торгово-промышленная партия, Партия правового порядка. Сразу после манифеста 17 октября 1905 г. большинство из них заняли заметное место на политической арене, что, в частности, проявилось в их активности на первых свободных выборах в первую Государственную думу.
        В тот же период на авансцену политической жизни вышла и та  партия, которая, совершив в 1917 г. государственный переворот  и разогнав в начале 1918 г. Учредительное  собрание, смогла стать во главе всех остальных партий и организаций, нарождавшегося парламентаризма. Речь, разумеется, идет о Российской социал-демократической рабочей партии.
    Таким образом, история формирования партий показывает, что  в истинном смысле этого слова они возникли  тогда, когда общество достигло соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко начали осознавать свои интересы.
    Политические  партии прошли длительный путь своего формирования и эволюции. Они явились продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждого конкретного государства.  
     
     
     
     

    2.Особенности политических партий
    сегодняшней России. 
    2.1 Становление многопартийности в России.
     

        Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР «об общественных объединениях». Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых. 
         Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап нередко условно называют "неформальной волной" (1986 - весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти.
         Первоначально будущая многопартийность зарождалась  в недрах массовых политических движений и лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик. Сложившаяся  в это время политическая культура неформального общественно-политического движения имела элитарный характер. Итогом полутора годовой деятельности неформальных групп явилось фактическое признание их существования официальными властями, а достижением стало формирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам — около 1-1,5 тыс. человек).
         Скачок  в развитии оформившегося самодеятельного  политического движения населения, так называемых "общественных инициатив", явился следствием изменения внутри - и внешнеполитического климата страны, связанного с попыткой части руководства КПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация "неформалов" в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного диалога". Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом,  а также призывы М.С. Горбачева к созданию широкого общественного движения в поддержку реформ.
         Показателем успешного использования в пропагандистских целях официальной массовой политической кампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москве эта аудитория насчитывала более 50 тысяч человек.
         К этому периоду относится появление  первых "партий". Они являлись по сути теми же "неформальными" группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения "клубами" и "группами" того, что они превращаются в партии.
         1988-1990-е годы явились своеобразным бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастать реальная многопартийность. В ходе избирательных кампаний 1989-1990 годов "народные фронты" предпринимали усилия по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постояннодействующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля.
         В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились  первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой—весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика в формировании партий, когда первоначально складывается руководство, которые затем ищет потенциальных членов и избирателей.
         Принятие  в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях" стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.
         Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. Их анализ даже в первом приближении выявляет множество элементарных промахов как со стороны организаторов избирательного процесса (в т. ч. разработчиков соответствующей процедуры), так и его непосредственных участников, соревновавшихся за депутатские мандаты.
         После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако как показала практика, эта возможность была практически сведена на «нет» отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов. В реальности политические партии зачастую оказались изолированы от механизма принятия государственных решений, получив минимальную возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития.
         Таким образом, появление множества партий в России еще не свидетельствует о наличии многопартийной системы. Речь может идти лишь о ее становлении и законодательном оформлении. Серьезным препятствием на этом пути является отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Нельзя представить себе чередование у власти партий, выступающих с диаметрально противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия социалистической ориентации признающая господство общественной собственности на средство производства со всеми вытекающими отсюда последствиями,  завтра ей на смену приходит партия противоположной ориентации, признающая только частную собственность, тоже со всеми вытекающими последствиями.   

    2.2 Современные политические партии. Программы некоторых современных политических партий.
    Согласно  информации с вебсайта министерства юстиций РФ, по состоянию на 15.08.09, в соответствии с Федеральным Законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий:
    Единая Россия
    КПРФ
    ЛДПР
    Справедливая Россия
    Патриоты России
    РОДП «Яблоко»
    «Правое дело»
    После обработки 100 процентов протоколов "Единая Россия" получила 64,3 процента (выраженных в поддержке 44,7 миллиона избирателей), КПРФ - 11,57 процентов (8 миллионов  голосов), ЛДПР - 8,14 процента (5,6 миллиона избирателей) и "Справедливая Россия" - 7,74 процента (5,4 миллиона голосов). Из 109 миллионов российских избирателей голосовать пришли около 70 миллионов. Явка на парламентских выборах составила 63,78 процента, что по сравнению с 2003 годом выше на восемь пунктов (кстати, думская гонка 1999 года отметилась похожими 62 процентами). "Свыше 90 процентов избирателей проголосовали за нынешний парламент", - сказал Владимир Чуров. Это стало особой гордостью и достижением российской избирательной системы: в пятый заход Государственная Дума представила интересы более 90 процентов избирателей. На прошлых же выборах, в 2003 году, думский квартет отображал всего 70,7 процента избирателей.
 
    "Единая Россия" – партия суверенной демократии 
    "Единая Россия" выполнит План Путина 
    А. Исаев: "РОССИЯ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ СТАТУС СВЕРХДЕРЖАВЫ" 
 
    Партия  Единая Россия создана 12.04.01.
    Представитель партии: Борис Грызлов
    Количество  членов: 1.800.000 чел.
    Данная партия является консервативной, официальная идеологическая платформа партии, описывается её лидерами как центризм и консерватизм предполагает государственническую позицию.
    Партия  поддерживает курс действующего правительства  и президента.
    По  Саратовской области секретарем регионального политического совета партии является Валерий Васильевич Радаев (спикер Сар. Обл. Думы).
    Стратегическая  цель «Единой России»1 - строительство России как великой державы на основе исторических традиций и самобытных культурных ценностей ее народов, лучших достижений мировой цивилизации.
    Россия, которую мы выбираем, - это сильное  демократическое, социально ориентированное  государство. Это - свободное, справедливое и духовно сплоченное общество. Это - конкурентоспособная инновационная экономика. Это - высокое качество жизни граждан.
    Реализуя  стратегию качественного обновления страны на принципах суверенной демократии, мы исходим из неотъемлемого права  свободного российского народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, распоряжаться национальным достоянием в интересах всей нации, каждого гражданина.
    Мест  в нижней палате: 315 из 450. 
     
     
     
     
     
     

           
     

         Знамя КПРФ – красное.
         Гимн  КПРФ – «Интернационал».
    Символ  КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры –  молот, серп и книга.
         Девиз КПРФ – «Россия, труд, народовластие, социализм!».
    Партия  КПРФ  образовалась в феврале 1999года
    Председатель  партии – Геннадий Андреевич Зюганов.
    Количество  членов партии: 152.844 чел.
    Партия  КПРФ – левая политическая партия в РФ, самая массовая партия из левых партий РФ, образованная по инициативе партии КП РСФСР и КПСС.
    Цель: построение в России обновленного социализма 21 века.
    Первый  секретарь Саратовского обкома член президиума центрального комитета ком  партии РФ КПРФ, депутат Гос. Думы
    Валерий Федорович Рашкин.
    Мест  в нижней палате: 57 из 450. 
     
     
     

           


и т.д.................


    Лидер:
    Владимир Жириновский

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.