На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Картография

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Эколого-географический факультет
Кафедра картографии и геоинформационных систем 
 
 

Военная картография
(реферат) 
 
 
 
 

Выполнила: ст-ка 785 гр. Базикян Л.А.
                                                                            Проверила: асс. Артёмова Н.П. 
 
 

Тюмень 2010
Содержание
    Содержание…………………………………………………………………………..2
    Введение………………………………………………………………………….…3-4
    Русская военная картография до 70-ых годов XIX века………………………..5-6
    Картография во время Первой мировой войны…………………………………6-9
    Картография в странах капитализма до и во время Второй мировой войны…..9-11
    Советская картография в Великую Отечественную войну……………………….12
    Заключение…………………………………………………………………………...13
    Библиографический список………………………………………………………..14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-2-
Введение
    На  рубеже XVIII и XIX вв. армия стала ощущать острую потребность в топографических картах. До этого времени использование географических карт в военном деле ограничивалось сравнительно узкими рамками, которые определялись господствовавшей на протяжении XVIII в. линейной  тактикой ведения боя. Линейное построение могло быть осуществлено только на ровной и открытой местности, где полководец имел возможность непосредственно наблюдать поле битвы и руководить сражением. Ни он, ни подчиненные военачальники не чувствовали особой необходимости в подобных картах поля боя и окружающей местности. Но карта оказывалась необходимой при движении и сосредоточении войск и при их расквартировании. В первом случае была достаточна дорожная карта сравнительно мелкого масштаба. Крупномасштабные карты (планы) снимались только для укрепленных районов  и лагерей, т.е. для ограниченных участков местности.   Коренной перелом во взглядах на военное использование карты был вызван новой системой тактики. Она состояла в применении против линейных построений противника выдвинутого вперед россыпного строя стрелков, за которым следовали боевые колонны. Эта тактика побуждала войска «сражаться на пересеченной местности, в деревнях и лесах, где они укрывались от неприятельского огня и где линейный строй противника неизменно приходил в беспорядок; благодаря этому любая местность сделалась теперь пригодной для боя; и одним из главных требований, предъявляемых военачальнику, стало умение быстро оценивать все преимущества и неудобства местности и сразу же располагать войска в соответствии с этим»[1].  В этих условиях карта стала необходимой для изучения местности и применения ее в бою, для выбора направления ударов и обходных движений и вообще для руководства боем.                                                                                                                                                В начале XIX в. европейские страны спешно обучали свои армии по новому образцу и организовывали специальные военно-топографические службы. Последние быстро разрастались, в ряде случаев включали гражданские картографические учреждения и приобретали, оставаясь в военном ведомстве, положение государственных картографических служб. Их главной обязанностью становится изготовление для возможных театров войны крупномасштабных топографических карт, основанных на жесткой опорной сети - триангуляции и на топографических съемках.                                             Новая задача возникла в отношении передачи рельефа. Крупномасштабные карты без
    -3-
    изображения рельефа потеряли для армии всякую цену. Армия не только ждала от карты наглядного изображения местности, но и требовала также показа крутизны скатов, во многом определяющей возможность маневрирования войск. Перспективный и полуперспективный способы изображения рельефа, господствовавшие в XVIII в., были непригодны для этой цели. Решение задачи было предложено Леманом, разработавшим объективный метод изображения рельефа штрихами, которые вычерчивались вдоль линий наибольшей крутизны скатов так, что толщина штрихов находилась в определенном соотношении с крутизной ската.                                     
    Создание  топографических карт на обширные пространства требовало определения вида и  размеров Земли в целом и подробного изучения в геометрическом отношении  ее отдельных частей. Математика заняла в картографии центральное положение и способствовала ее совершенствованию.
    В результате энергичной деятельности военно-топографических  служб ряд европейских стран  во второй половине XIX в. завершил топографические съемки и опубликовал топографические карты своих территорий [2]. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

-4- 

Русская военная картография до 70-ых годов  XIX века
Весьма  крупные успехи в развитии военной  картографии были достигнуты в XIX в. в России. Еще в 1763 г. был учрежден Генеральный штаб, офицеры которого в мирное время выполняли среди прочих занятий съемки отдельных районов страны, лагерей, маршрутов и т.д., а также составление карт для нужд армии. Одновременно со съемками или особо от них составлялись подробные военно-географические описания. Многие из работ того периода замечательны по своей полноте и оформлению.
Начало  организационного становления военной  картографии относится к 1797 г., когда  было образовано Депо карт с обязанностями «полного государственного архива всех планов и карт». Вместе с тем оно занималось составлением и изданием новых карт и атласов («Подробная карта Российской империи» в масштабе 1:840000).
Учреждение  Депо карт (преобразованное в 1812 г. в Военно-топографическое депо в составе Военного министерства) разрешало вопросы составления и создания карт, но производство полевых топографических работ не было организованно обеспечено, что особенно выявилось в войне 1812 г. Поэтому с 1822 г. для производства государственных съемок был учрежден специальный Корпус военных топографов, которым была выполнена огромная работа по проложению триангуляции, наблюдению астрономических пунктов и по топографическим съемкам, особенно в западных, центральных и отчасти южных губерниях Европейской России. Производились топографические мензульные съемки, первоначально в полуверстном (1:21000) масштабе (1819-1844), далее в одноверстном (1:42000) масштабе (1844-1870). Инструментально снимались лишь основные объекты местности: большие дороги, реки, границы губерний. Остальное содержание карты наносилось глазомерно, но в поле, на мензуле, чем эти съемки отличались от своих предшественников XVIII в., когда вычерчивание карт по полевым журналам относилось к домашней работе. В процессе съемки рельеф изображался приближенными горизонталями с указанием угловой величины скатов местности, причем инструментально наносились контуры вершин и тальвегов;  в камеральной обстановке рельеф вычерчивался в штрихах. Такого характера съемки распространились к 1870 г. на 30 губерний России, а также на Польшу и Финляндию; общая площадь составила выше 1700 тыс. км .
-5-
Все эти  съемки послужили источниками для  составления и издания ряда новых карт, среди которых выдающееся место занимает трехверстная карта Европейской России, начатая в 1845 г. Более 500 листов ее охватили территорию Европейской России. Трехверстная карта замечательна по своей подробности и прекрасной передаче штрихами рельефа западной и центральной частей России. Для нее была разработана оригинальная шкала штрихов, приспособленная для передачи равнинного рельефа. Трехверстная карта выдвинула русскую военную картографию на одно из первых мест.
Другим  выдающимся произведением русской  военной картографии XIX в. была Специальная десятиверстная карта (1:420000) Европейской России (1865-1871) на 152 листах под редакцией Стрельбицкого. С особой полнотой карта воспроизвела гидрографию и населенные пункты. Из природных элементов ландшафта на карте изображены леса, пески, болота и рельеф. Задуманная как военная карта, десятиверстка вышла далеко за рамки этого назначения и широко применялась в научных  практических целях.
Успех военно-топографической службы был  во многом обязан специальной подготовке кадров: топографы обучались в Военно-топографическом училище, геодезисты высшей квалификации выпускались геодезическим отделением Академии Генерального штаба и стажировались в Пулковской обсерватории [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

-6-
    Картография во время Первой Мировой войны
В результате изменения местности под влиянием человека, карты с течением времени  перестают соответствовать действительности. Также по мере развития науки и техники жизнь выдвигает новые требования к содержанию и точности карт. Старение карт как результат изменений на местности вызывает необходимость в обновлении и переиздании карт, в проведении работ которые в военном ведомстве иногда назывались рекогносцировками.  Коренная переработка карт требовала и сопровождалась совершенствованием самой картографо-геодезической техники.  Например, проложение точных нивелировок (создание высотной опоры) и введение в практику съемок кипрегеля с дальномером и вертикальным кругом (что обеспечило определение высот при съемке) явились техническими предпосылками для замены штрихов горизонталями.
Таким образом, во второй половине XIX в. многие европейские страны начали второй тур топографических съемок, для которых были характерны укрупнение масштабов, большая точность и передача рельефа горизонталями; глазомерный элемент обильный в съемках первой половины века, уступил место геометрически точному изображению местности.
В 70-ых гг. XIX в. началось перерастание старого «свободного» капитализма в империализм. К концу столетия капиталистические государства закончили захват незанятых земель и порабощение народов Африки, Полинезии и Азии. В условиях колониальной политики и соперничества военно-топографические службы переключили часть своих сил на картографирование колоний, особенно районов возможных столкновений. С начала ХХ в., с обострением борьбы за раздел и передел мира, возникла необходимость в создании карт на те территории потенциального противника, которые могли стать ареной военных действий. При старении прежних съемок картографическая обеспеченность ряда стран фактически стала ухудшаться. Например, Географическая служба французской армии, работавшая не спеша над созданием новой топографической карты Франции масштаба 1:50000, успела изготовить ее к началу Первой Мировой войны лишь на узкую полосу вдоль границы с Германией. Вообще признавалось, что изучение возможных театров военных действий должно составлять обязательную часть общей подготовки к войне.
Русская военная картография также вступила в новую фазу развития, явившуюся  следствием перехода России после реформы 1861 г. к капиталистическому хозяйству. Стремление России к расширению своих границ в Средней Азии, Сибири и на Дальнем
-7-
Востоке, а также резкое обострение противоречий между капиталистическими странами в Европе определили новые задачи в деятельности военно-топографической  службы, а именно: постановку новых съемок в Средней Азии, Сибири  и на Дальнем Востоке и замену устаревших границ страны. Угроза Кавказу со стороны Турции, требовала также организации съемок в Закавказье и на Черноморском побережье.
С 1870 г. военно-топографические съемки страны были переведены в полуверстный масштаб (1:21000), а штрихи уступили место горизонталям, что уменьшило производительность работ. В этих условиях повторение съемок вдоль западных границ, проведение новых работ в азиатской части империи могли единовременно оказаться возможными только при значительном увеличении средств для военно-топографической службы. Царское правительство не пошло на это. В 1877 г. оно предложило вести съемки исключительно для нужд армии, государственные картографо-геодезические работы для обслуживания народнохозяйственных нужд были почти прекращены. В результате военное ведомство отказалось от работы во внутренних частях страны и сосредоточило усилия на точных топографических съемках полуверстного и одноверстного масштабов в западном пограничном пространстве, в Крыму и в Финляндии, на двухверстных упрощенных съемках - в Средней Азии, а пограничных районах Сибири и на Дальнем Востоке.
В итоге  более чем вековой деятельности русской военно-топографической  службы были созданы карты на территорию площадью около 10 млн. км . Этот замечательный вклад к началу Первой Мировой войны превосходил то, что было сделано в этом направлении другими государствами. Но вместе с тем многие территории оставались вовсе не изученными в топографическом отношении. На всю страну в целом имелась лишь стоверстная карта, из-за недостатка источников несовершенная во многих частях.
В период, предшествовавший Первой Мировой войне, военно-топографические службы крупнейших стран считали своей основной задачей заблаговременное создание карт на территорию возможных театров военных действий. Они строили расчеты на быстротечный  маневренный характер боевых операций и полагали, что их деятельность будет носить ограниченный характер. Действительность не оправдала расчеты. Позиционная война потребовала точных топографических карт весьма крупных масштабов- 1:25000 и 1:10000, в частности необходимых артиллерии для стрельбы по
-8-
невидимым целям. Выяснилось, что разрушительные силы быстро преображают облик местности, поэтому карты нуждаются в регулярном обновлении. Применение авиации и танков потребовало создания карт специального назначения. Резкое увеличение численности армий сопровождалось ростом потребления карт. Прежняя организация военно-топографических служб не удовлетворяла новым условиям. В составе действующей армии появились подразделения для изготовления и печатания карт непосредственно в полевых условиях. Общий выпуск карт в отдельных воюющих странах исчислялся десятками миллионов листов.
Первая  Мировая война послужила толчком  к внедрению в топографо-геодезические работы и картографию ряда новых методов. Самым крупным событием явилось использование для обновления и пополнения карт аэрофотосъемки, которая позднее произвела полный переворот в производстве топографических карт [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-9-
    Картография в странах капитализма до и  во время Второй мировой войны
После Первой Мировой войны государственные  картографо-геодезические службы большинства  капиталистических стран по-прежнему находились в распоряжении армии. Опыт войны и общий прогресс техники оказали большое влияние на их деятельность.
Стало очевидным, что в случае новой  катастрофы война охватит весь мир. Заблаговременная подготовка в картографическом отношении всех потенциальных театров  военных действий осложнялась из-за повышения требований к топографическим картам и необходимости выпускать карты специального назначения, в частности для авиации и автотранспорта. Артиллерия нуждалась в укрупнении масштабов топографических карт, во введении на эти карты сеток прямоугольных координат и в замене многогранных проекций, проекциями, едиными для всех листов топографических карт в пределах каждой из ряда надлежаще установленных зон. Широкое использование автотранспорта, увеличившего скорость и дальность передвижений, вызвало необходимость создания карт более мелкого масштаба, в частности 1:200000, с четким выделением и подробной классификацией автогужевых дорог. Авиация была заинтересована в приспособлении к ее нуждам карт масштабов 1:500000-1:000000.  В свою очередь авиация и автотранспорт вооружили картографию самолетами для производства аэрофотосъемок и автомобилями, облегчающими передвижение и производство наземных работ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.