На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Перспективные направления социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками (на материале ГБУ СО МО РЦСН «Дов

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 10.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Российский  государственный социальный университет 

Филиал  РГСУ в г.Электросталь
Специальность «Социальная работа»
Допущен к защите
Зав. кафедрой
«Социальная работа и
социальные  технологии»
______________
«______»_________________ 2010г. 

Дипломная работа
Перспективные направления социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками (на материале ГБУ  СО МО РЦСН «Доверие» г. Электросталь)  

Научный руководитель: 
 

Электросталь
2010г. 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение
Глава 1. Дезадаптированные дети и подростки как социальная проблема России
      Социальная дезадаптация: причины и формы девиантного поведения
      Нормативно-правовые основы государственного обеспечения профилактики дезадаптации детей и подростков
Глава 2. Перспективные направления социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками: основные направления и технологические подходы в деятельности социальных служб.
    2.1. Опыт деятельности социальных служб в работе с дезадаптированными детьми и подростками
    2.2. Технология работы ГБУ СО МО  РЦН «Доверие»  по профилактике дезадаптации детей и подростков в г.Электросталь
Заключение
Глоссарий
Список  используемой литературы
Приложения 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  данной дипломной работы в том, что разработка перспективных направлений социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками  имеет очень большое значение для подрастающего поколения, так как от сегодняшнего поколения детей, подростков, молодежи зависит и наше  и их будущее. Будем ли мы жить в социально ориентированном, экономически развитом, сильном государстве зависит от того, с какими социальными ориентирами вырастет и войдет в жизнь это поколение.
    Обострение  кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности в начале 90-х годов ХХ столетия породили негативные процессы во всех слоях общества, но особенно в среде детей и подростков.
    Социальная  дезадаптация подростков — это нарушение  процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду. Социальное неблагополучие проявляется также в безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений.
    Современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие.  Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью.1
    Одним из условий развития любого общества является социальная адаптация его  членов, которая обеспечивает готовность к активной жизнедеятельности, служит профилактикой разного рода заболеваний и девиантного поведения. Жизнь человека с рождения – непрерывный процесс различных видов адаптации к различным формам среды, соизмерение и корректировка притязаний к реалиям бытия, с определенными промежуточными результатами наиболее эффективной модели развития.
    Основной  причиной дезадаптации детей и подростков является тяжелая социально-экономическая  ситуация страны: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорниками. Для решения этой проблемы потребуется кропотливая совместная работа властных правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. 2
    Нельзя  сказать, что государство не уделяет  внимание этим проблемам: принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам; подписана Международная Конвенция о правах ребенка. В последние годы разработан и принят ряд мер, направленных на обеспечение минимальных социальных гарантий детям, прежде всего в области охраны здоровья, сохранения доступа к образованию, дошкольному и внешкольному воспитанию, предупреждению безнадзорности и преступности.
    Итак, назрела реальная необходимость  осуществления межведомственного  подхода к реабилитационному  процессу, что обеспечит непрерывность в работе с социально дезадаптированными детьми и подростками с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального). Для решения этой задачи требуется организация систематической социальной работы с ребенком и его окружением. Это и обусловило выбор темы дипломного исследования.
    Объектом  исследования данной дипломной работы являются дезадаптированные дети и подростки г.Электросталь.
    Предметом работы являются перспективные направления  социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками.
    Целью дипломной работы является: определение перспективных направлений деятельности социальных служб по социально-реабилитационной работе с дезадаптированными детьми и подростками, анализ основных проблем детей и подростков с девиантным поведением и формулирование предложений по разрешению этих проблем.
    Из  цели дипломной работы вытекают следующие  задачи:
      Проанализировать причины и формы девиантного поведения.
      Рассмотреть нормативно-правовую базу по профилактике дезадаптации детей и подростков.
      Проанализировать опыт деятельности социальных служб в работе с дезадаптированными детьми и подростками.
      Выявить перспективные направления в работе ГБУ СО МО РЦН «Доверие»
      Разработать конкретные предложения по профилактике дезадаптации детей и подростков.
 

     Теоретико-методологическая база: исследование выстраивалось на научных положениях современных ученых, таких  как Макаренко А.С.3, Беличева С.А.4, Братусь Б.С.5,  Никитин В.А.6, Зыков О.В.7, Клейберг Ю.А.8, Ширгалин Б.Ш.9
    Нормативно-правовая база:
    - Декларация прав и свобод человека и гражданина. / Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. // Права ребенка: Основные международные документы. – М.: Дом, 1992
    - Всемирная Декларация об обеспечении и выживании, защиты и развития детей // Права ребенка: Основные международные документы. – М.: Дом, 1992
    - Закон Московской области «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», принятый Московской областной думой 12.01.2006
    - Конституция РФ: Официальный текст с историко-правовым комментарием. – М.: Изд. группа ИНФРА, НОРМА, 1996
    - Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка: Основные международные документы. – М.: Дом, 1992
    - Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 1997г., №4
    - Указ Президента РФ «О первоочередных  мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1 июня 1992 г. // №543 // Сборник нормативных актов РФ. – М.: 1995
    - Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6 сентября 1993г. №1338
    - Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. // №90 // Собрание законодательных актов. – М.: 2001
    - Федеральный Закон  от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
    - Приказ Министерства Труда №64 «Об утверждении примерных положений о специализировании учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации от 6 мая 1994 г.» // Сборник нормативных актов РФ. – М.: 1995
    Эмпирическая  база: текущие архивы ГБУ СО МО РЦН «Доверие»   в г.Электросталь.
    Практическая  значимость исследования заключается в том, что теоретические положения по проблеме профилактики дезадаптации детей и подростков, результаты анализа современных подходов по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, могут быть использованы в качестве учебно-методического материала студентам, обучающимся по специальности «Социальная работа», а также специалистам-практикам по социальной работе. 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА I. ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ  ДЕТИ И ПОДРОСТКИ  КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИИ
    1.1. Социальная дезадаптация: причины и формы девиантного поведения
    Согласно  принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
    Говоря  о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство – это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или учреждения, в котором невозможна реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, как следствие – правонарушение.
    Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к депривации основных потребностей несовершеннолетнего – потребностей в полноценном развитии и самореализации.10
    Возвращаясь к определению социальной дезадаптации, отметим, что она порождается  нарушением взаимодействия двух сторон – несовершеннолетнего и среды. К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне  – дезадаптированному несовершеннолетнему, и практически без внимания остается дезадаптирующая среда. Таким образом, работа с социально дезадаптированным несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению.
    Опыт работы позволяет выделить следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних:
      Дисфункциональность семей;
      Личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения и т.д.);
      Школьная дезадаптация;
      Воздействие асоциально ориентированной неформальной среды;
      Причины социально-демографического характера. 11  
    Семья является основным институтом социализации. Выделяются следующие функции семьи: воспитательная; хозяйственно-бытовая; эмоциональная; функция духовного (культурного) общения; функция первичного социального контроля; сексуально-эротическая.
    В современной России  дети все чаще вытесняются из семьи на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. В современных условиях многие дети являются «продуктами улицы», ее воспитанниками, для таких детей существует определение «дети улицы». Как правило, это те дети, которые при живых родителях, в силу ряда причин, оказались без их попечения. Улица является для них домом, а детские и подростковые уличные коллективы – критерием поведенческих стереотипов. В последнее время выделяют и психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяжничеству и т.д.12
    Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
    Существует  множество возможных нарушений  нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждаются в помощи специалистов-психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической грамотности, делает услуги психологов недоступными для большинства семей. К тому же, в каждой дисфункциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, основанное на понимании природы дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И социальный работник выступает в качестве специалиста по этому вопросу.
    Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда – к психическим отклонениям. А дальше – естественные следствия: употребление ПАВ, правонарушения, что только и становится поводом для внимания со стороны государственных структур – ОППН (ОДН), КДН. Таким образом, на настоящий момент система реагирует на последствия, зачастую оставляя без внимания истоки, причины, корни проблемы. 13
    Воздействие асоциальной неформальной среды – этому фактору часто приписывают неадекватно большое влияние на несовершеннолетних. И это можно понять – на улицах заметно выделяются «неформалы» самых различных направлений, просто «тусовки» праздно шатающейся молодежи. Но далеко не все группы действительно асоциальны (отличие, непохожесть еще не признак асоциальности). В то же время, уход в «неформалы» обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений. В настоящее время значительно увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, безвкусное, вульгарное, но и позитивную составляющую жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и т.д. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, в том числе и негативного. Таким образом, то, что совсем недавно считалось фактором стабильности семьи, – ценностная определенность родителей, сейчас выступает как фактор риска: ригидность, нетерпимость. 14
    Личностные  особенности ребенка сами по себе нередко становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид  может быть вполне социально адаптирован при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические особенности, темперамент, непоседливость ребенка вызывают у родителей неадекватные реакции. Представление о «хорошем» ребенке как об удобном, послушном сталкивается особенностями реального ребенка, несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, «подгонка» ребенка под общий «стандарт», борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, и конфликт перенесется внутрь него. Он может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах. Нередко такие семьи становятся клиентами психологов. Чаще всего, обострение подобных противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется реальная возможность найти другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным. 15
    Родители  в подобных семьях при определенных условиях могли бы успешно выполнять  свой родительский долг. Но отклонение реальной ситуации от их представлений  и ожиданий, и неготовность принять  ребенка таким, какой он есть, приводит к конфликту, и, часто, к дисфункциональности данной семьи в целом. 16
    Сказанное в отношении семьи часто оказывается  верным и при обучении «нестандартного» ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной из причин другого явления – школьной дезадаптации.
    Школьная  дезадаптация – ни для кого не секрет, что школа в наше время переживает трудные времена. Переполненность  классов, недостаток специалистов, зачастую, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учителем и учениками. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось не так-то немного. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость в школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения и развитию семейной дисфункции. 17
    К причинам социально-демографического характера мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда в таких семьях создается идеальная атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми. 18
    Но  часто все старания родителей (или  матери-одиночки) уходят впустую. Порой, не хватает времени, порой – знаний и опыта. И в этих случаях необходима своевременная помощь, пока обострение ситуации не привело к развитию других проявлений семейной дисфункции.
    Наиболее  ярко это прослеживается на примере  матерей-одиночек. При этом только в  половине случаев дисфункции налицо проблема алкоголизма или других асоциальных проявлений. Во многих случаях именно распад семьи, трудности, связанные с социальной незащищенностью матерей-одиночек стали отправной точкой развития алкоголизма. Но и в тех семьях, где матери пытаются добросовестно выполнять свои обязанности, дисфункциональность может проявляться в других формах: гипо- и гиперопека, авторитарность, попустительство и т.д. Чаще всего, матери-одиночки испытывают значительные материальные трудности, трудности при устройстве на работу, в налаживании социальных связей. 19
    Таким образом, об отсутствии семейной дисфункции в этом случае можно говорить лишь условно, имея ввиду отсутствие явной асоциальности, угрозы для жизни и здоровья ребенка внутри семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения психолога, можно с уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания между родителями и детьми, т.е. психологической дисфункции.
    На  сегодняшний день можно констатировать факт социально-психологической и  экономической депривации подрастающего  поколения. Дети оказываются выброшенными на улицы в результате потери жилья, пропитого или проданного их родителями. В стране растет число детей и подростков – правонарушителей, совершивших различные преступления, участвующих в преступных группировках, нарушающих социально-правовые и культурные нормы.
    На  фоне экономической и социальной депривации подрастающего поколения  все большую остроту приобретает  их приобщение к употреблению наркотических  веществ.
    Нужно, наконец, признать, что первопричиной  перечисленных проблем в среде  несовершеннолетних прежде всего является нарушение их собственных прав. Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боли, унижения, волей-неволей начинает отстаивать свое право на существование и нередко незаконными способами. Не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути. 20
    Неразвитость  социально-правовых инструментов и  очевидно неэффективное финансирование учреждений социальной сферы в России привело к тому, что на сегодняшний день дети являются одной из наименее защищенных категорий населения.
    Почти по всем статьям «Конвенции ООН о правах ребенка» происходят нарушения в массовом порядке: насилие в семьях, нищета, отчисления из школ, отсутствие досуговых учреждений и т.д.
    Всё изложенное выше имеет ещё большую  актуальность для социально дезадаптированных  детей, относимых к категории  детей группы риска.
    Дети  группы риска –  это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. 21
    Дети  улиц. Беспризорники, дети улиц, уличные дети – это синонимы названия одной и той же категории детей, для которых улица стала домом в широком смысле этого слова. Это то место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие.
    Группой неправительственных организаций (НПО) было предложено следующее определение уличных детей:
    Беспризорник  или уличный ребенок  – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты. 22
    Существует  три категории беспризорников:
      те, кто, в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице – это дети, которые живут на улице уже более одного месяца. К данной категории беспризорников относятся те дети, которые приезжают из других городов, иногда – из других республик. Часть детей приезжают вместе с родителями, потерявшими жилье, приехавшими на заработки, но не сумевшими устроиться.
      те, кто периодически живёт на улице – жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, для детей-сирот – разрешения конфликта с воспитателями и т.д.
      те, кто ещё живёт (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице. Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции (ОППН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). 23
    Быстрые социальные и экономические изменения  в стране ввергли многие семья  в бедность и лишения. И, прежде всего  эти лишения ложатся на плечи  детей. Одной из основных причин ухода ребенка из дома является алкоголизм родителей. Страдая из-за пренебрежения родителями своими обязанностями и нередко преступным злоупотреблением ими, уход на улицу становится для него последним средством защиты.
    Дети  надеются, что жизнь на улице будет лучше, но нередко условия там оказываются значительно хуже.
    Потребности уличного ребенка – в основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их потребности  в безопасности, любви, понимании  и т.д. - те же, что и у «домашних» детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу вызван, прежде всего, поиском неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть, выслушают, помогут.
    Объединение беспризорников в группировки позволяет им решить многие житейские и психологические проблемы: жилья, питания, безопасности, общения, взаимопомощи.
    Эти группировки чем-то напоминают психотерапевтические группы, позволяющие их членам в  какой-то мере разрешить свои психологические проблемы.
    Эти дети отличаются завидной жизнестойкостью, социальной приспособленностью и, в  то же время, подозрительностью. 24
    Каждый  уличный ребенок – это индивидуальность, избирающая собственный образ жизни. (Приложение 1)
    Улица – это то место, где ребенок работает, питается, общается, учится и иногда спит. Его повседневные потребности продиктованы потребностью выжить, поэтому все его устремления (как и любого живого существа) прежде всего направлены на удовлетворение чувства голода, жажды, тепла, безопасности.
    Чаще  всего данную категорию детей  можно встретить в оживлённых местах, где можно достать еду  или заработать деньги: базары, рынки, площади, супермаркеты, дорогие ночные клубы и т.д. Их день обычно начинается ближе к обеду, а заканчивается далеко заполночь.
    Зарабатывание средств на жизнь – под работой  понимается любая форма деятельности, приводящая к добыванию средств  к существованию. Это может быть мытье машин, попрошайничество, вынос  мусора из ларьков, воровство, проституция  и т.д. Во многих случаях их труд тяжел, опасен и продолжителен. Нередко дети отдают заработанное в семейный бюджет или родители забирают у них силой.
    Дети, имеющие значительный опыт уличной  жизни, в состоянии зарабатывать приличные деньги, но тратят они  эти деньги чаще всего бездарно. Большая часть заработанных денег уходит на развлечения, психоактивные вещества, сладости и т.д.
    Во  всем мире некоторое число уличных  детей вовлечено в проституцию.
    Детская проституция влечет за собой огромный риск, а именно: подростковую беременность, вероятность заразиться болезнями, передающимися половым путем (включая ВИЧ-инфекцию), а также социальную дискредитацию. Это занятие может сформировать у ребенка негативное отношение к своей личности. Относительно высокий доход от занятий проституцией и, как следствие, в некоторых случаях – благосклонность семьи к подобной деятельности лишает ребенка возможности отказаться от нее. Нередко сами родители принуждают детей к зарабатыванию денег с помощью проституции. Это одна из самых «грязных» форм заработка, которая очень сильно калечит психику ребенка. 25
    Мелкие  преступления могут также стать  прибыльным занятием. Некоторые дети вытаскивают кошельки или пользуются возможностью, чтобы украсть из машин, домов мелкие предметы, которые можно  перепродать, часто отнимают карманные деньги у школьников. На сегодняшний день нередко уличных детей вербуют торговцы наркотиками в качестве наблюдателей или курьеров.
    Мытье машин и попрошайничество – эти  виды заработка нередко используются на оживленных перекрестках. Дети получают деньги за протирание лобовых окон или просто попрошайничество, иногда изображая из себя калек. Это очень опасное ремесло, так как были случаи, когда ребенка затаскивали в машину и увозили в неизвестном направлении.
    Для тех детей, которым улица стала домом, найти безопасное место для сна – целая проблема. В некоторых городах дети просто спят на тротуарах, и люди обходят их стороной. В других они знают, что это небезопасно, и ищут более подходящие места для сна. У нас в стране основным критерием поиска жилья является наличие отопления. Это могут быть теплотрассы, канализационные люки, подвалы, чердаки, вокзалы, брошенные машины, открытые люки теплотрасс и др. Обычно эти места очень тщательно скрываются от посторонних лиц и имеют очень сложный доступ (нередко туда может пробраться только ребенок). 26
    Нередко дети проводят ночи в подъездах жилых  домов, живут на квартирах-притонах алкоголиков, расплачиваясь с ними спиртными напитками.
    Питаются  они нерегулярно тем, что продается  в ларьках или остатками еды в местах общественного питания. Свободное от заработков время они чаще всего проводят в кинотеатрах, кафе, если позволяет погода, бесцельно гуляют по улицам.
    Чаще  всего уличные дети стремятся  объединяться в группы по форме заработка  или по месту проживания. Обладая высокой степенью свободы, группировки беспризорников часто достаточно аморфны: не имеют четкой структуры, явных лидеров, внутри них стихийно возникают различные команды с постоянно меняющимся составом. Внутри группы отношения между детьми достаточно жесткие, если же возникает угроза извне, то они могут достаточно быстро объединиться, чтобы противостоять ей. 27
    Группы  беспризорников достаточно автономны, замкнуты, часто не знают о существовании  подобных групп по соседству. В то же время они легко распадаются и меняют места своего обитания, численность групп непостоянна и зависит от погоды (времени года), активности милиции и др. факторов.
    Итак, подведя итог, следует отметить, что проблема дезадаптации детей  и подростков возникла не вчера. Эта проблема была, есть и продолжает оставаться. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразилось на положении детей, привели к росту беспризорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав, социальной реабилитации и адаптации на федеральном, региональном и местном уровнях.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Нормативно-правовые основы государственного обеспечения по профилактике дезадаптации детей и подростков
    Является  очевидным, что в настоящий период истории нашей страны в России практически отсутствует система  защиты прав детей и подростков. Это тем более обидно, что в начале века в России была создана система ювенальной юстиции, и многие эксперты признают, что для того времени она была достаточно прогрессивной.28
    Удивительно, что очевидная для российских юристов начала века потребность  в формировании специализированной судебной системы не осознается современными законодателями в нашей стране.
    В федеральном Законе от 24 июля 1998г. № 124—ФЗ «Об основных гарантиях защиты прав ребенка в Российской Федерации» даже не упоминается тема ювенальной юстиции. Этот закон фактически является набором благих пожеланий, пустой безадресной декларацией.
    В данный период времени мы не только не организовали активную систему защиты прав ребенка, но и не создали условия к тому, чтобы этот ребенок мог самостоятельно обратиться к судебной системе. Продекларированное в статье 57 Семейного Кодекса право несовершеннолетнего, начиная с 10 лет «выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а так же быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства» не обеспечено никакими технологическими механизмами. Ребенок фактически беззащитен в нашей стране перед лицом внутрисемейного насилия. При этом недостаточно создать механизмы доступности судебной системы для несовершеннолетних. Необходимо разработать специальную учебную программу правовых знаний, и в этом направлении целенаправленная работа так же не проводится. Не создав ювенальных судов широкой юрисдикции, нельзя рассчитывать на включение профилактических функций суда, когда судить будут не ребенка, а условия, которые привели его на скамью подсудимых. Судебная система будет продолжать носить карательный характер, поскольку в сегодняшних условиях она функционирует вне контекста общереабилитационных программ.29
    Россия  переживает очередную метаморфозу. На всем протяжении российской истории это явление принимало характер народной трагедии, и было связано с коренными и болезненными перестройками общественно-государственной системы. В первую очередь эти процессы становятся испытанием на жизнестойкость для наших детей. И прежде всего, для несовершеннолетних, по тем или иным критериям принадлежащих к группе риска.30
    Бурным  и недолгим периодам реформации предшествуют, как правило, целые эпохи застоя, в течение которых государство  стремится любой ценой сохранить спокойствие и лояльность своих граждан. Эта цена включает, в том числе, замалчивание и игнорирование общественных явлений, требующих немедленных и масштабных (дорогостоящих) шагов государства. В результате эти явления неизбежно достигают масштабов, близких к порогу необратимости, и требуют от нового государственного аппарата экстраординарных мер.
    Недостаточное количество отечественных исследований явления социальной дезадаптированности, координации и информационного обмена среди учреждений и ведомств, занимающихся этим явлением, зачаточное состояние системы подготовки профессиональных специализированных кадров
 

     и многие другие факторы привели  к полной и всеобщей неготовности к встрече с его нынешними  масштабами.
    Основная  проблема — ведомственная разобщенность: вместо того чтобы медицине, социальной защите, образованию, милиции, судебным органам и прочим сотрудничать с целью решения конкретных детей и установления контроля за явлением социальной дезадаптированности и беззащитности детства целом, ведомства конкурируют между собой при разделе очередных бюджетных средств.31
    Существующие  государственные учреждения и ведомства, в компетенцию которых входит работа с несовершеннолетними группы риска, строят свою деятельность по принципу территориальной принадлежности ребенка (прописки) и сводят ее к пресечению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, а также к приведению состояния ребенка в соответствие с установленными образовательными и иными нормативами. Редкий случай, когда подобные подходы к проблеме позволяют оказать необходимую помощь, не разрушить окончательно судьбу ребенка и его семьи.
    Отсутствует система мониторинга социальной среды на предмет выявления и контроля группы риска. В зачаточном состоянии – профилактическая работа.
    Методология восстановительных социально-педагогических систем разбросана по авторским программам педагогов-новаторов всей страны, причем нормальная работа их центров в настоящей социально-экономической ситуации (отсутствие бюджетных средств и государственная экономическая политика, пресекающая всякую возможность поиска внутренних спонсоров) практически невозможна.
    Указ  Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993г. №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» открывает период высокой активности государства в сфере защиты прав дезадаптированных категорий несовершеннолетних. За этот период сформирована нормативно-правовая база социальной защиты и помощи, реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних. Принят новый Семейный Кодекс.
    Приняты Закон города Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №16 от 7 апреля 1999г. и аналогичный Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24 июня 1999г. Также принят Закон Московской области «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», принятый Московской областной думой 12.01.2006г.
    Правительством  Москвы утверждена подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России». В этих документах признается существование проблемы, необходимость принятия серьезных, конкретных действий. Но в тоже время, на настоящий момент отсутствуют механизмы реализации этих законов и постановлений, не предусмотрено анализа самой проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. В результате они могут превратиться в пустые декларации, не подтвержденные реальными действиями. Напротив, их формальное выполнение уже принесло немало проблем. Так, в соответствии с постановлением правительства Москвы, Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей не должен больше принимать детей и подростков, не совершивших правонарушения. В то же время предполагалось открытие 10 Центров социальной реабилитации. Вторая часть постановления выполнена не была. В результате дети оказались «ничьими». Механическая передача приютов в систему социальной защиты привело к резкому сокращению числа московских приютов – с 14 до 4. Так, приюты системы образования были преобразованы в малокомплектные детские дома.32
    Для принятия эффективных практических мер, необходим предварительный  анализ ситуации несовершеннолетних. До сих пор все постановления  и законы направлены на преодоление  последствий, а не причин явления. Правонарушения, беспризорность, наркомания несовершеннолетних есть проявления одной общей проблемы — социальной дезадаптации несовершеннолетних. И только комплексный подход к решению этой проблемы, основанный на предварительном анализе, может дать реальный положительный результат.
    Перемены  к лучшему в данной ситуации возможны при эффективной реализации концепции Реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска.
    Политика  любого государства должна стремится  к тому, чтобы иметь объектом особого своего внимания детей. Политика Российского государства в отношении несовершеннолетних нашла выражение в обязательствах по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка, взятых на себя Российской Федерацией; в Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положеия детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1995г. №942; в Указе Президента Российской Федерации от 01 июня 1992г. №541 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е »; в Президентской программе «Дети России», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994г. №1696 «О президентской программе «Дети России».
    Постановлением  Правительства Российской Федерации  №848 от 22 августа 1993г. «О реализации Конвенции  ООН о правах ребенка и Всемирной  декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей» и Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года предусмотрена серия мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации.
    В число основных направлений указанной политики входит реальное обеспечение зашиты прав детей, их законных интересов, в числе которых задачи выживания и развития. В соответствии с положениями Конвенции ООН о правах ребенка (п.2 ст.3): «Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры».
    Работа  в области защиты прав детей в  целях предупреждения их безнадзорности и правонарушений медленно и в  недостаточном объеме, но все же ведется и на Федеральном, и на региональном уровнях.33 Важные положения государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних и защиты их прав и интересов закреплены в п.З ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка: «Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора».
    Нормативно  закрепленные положения о правах детей носят, в основном, декларативный характер, не являются нормами прямого действия, поскольку не обеспечены механизмам их исполнения. Не созданы в достаточной мере службы и органы, которые бы обеспечивали реализацию прав и интересов несовершеннолетних. Не создана и соответствующая инфраструктура, обязанность создания которой лежит на органах государственной власти; пока действуют лишь отдельные элементы государственной системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.34 Те организационные структуры, которые, хотя и слабо, все же функционируют (комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, органы опеки и попечительства), работают с большой перегрузкой, имея минимум штатной обеспеченности, подчас с невысоким профессиональным и правовым потенциалом, малопригодным для работы с детьми, тем более в сочетании, с нередко, малокомпетентным узковедомственным (и вневедомственным) контролем.
    Требования, предъявляемые Конвенцией ООН о  правах ребенка к организации механизма исполнения законов о правах и интересах детей, нуждающихся в особой защите и помощи государства (п.З ст.3), еще не выполняются. Рост детской и подростковой безнадзорности, беспризорности и преступности превращается в важную государственную и общественную проблему, и в связи с этим требуется пересмотр (анализ и реформирование) действующей системы профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних, поиск более совершенных и эффективных комплексных мер профилактики.
    Анализ  практики прокурорского надзора  за исполнением законов о предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изучение личных дел и другой документации в Московском приемнике-распределителе для несовершеннолетних, опрос содержащихся в нем несовершеннолетних, беседы с воспитателями, психологом и методистом позволили обосновать предложение о том, что безнадзорность детей и подростков есть проявление их правовой, социальной, психологической незащищенности снижения гражданской ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей. Именно вследствие этого, как показали исследования, возникает причинно-следственная связь, в итоге которой несовершеннолетние часто и совершают правонарушения и преступления. Поэтому важную роль в предупреждении правонарушений играет работа органов исполнительной и представительной власти на местах, судов, прокуратуры — в нейтрализации, устранении семейных и иных конфликтов в ближайшем окружении подростка путем защиты его прав и интересов.
    Законодательство  о несовершеннолетних, защите их прав, предупреждении безнадзорности и правонарушений детей и подростков к настоящему времени во многом устарело, вошло в противоречие с новым законодательством, страдает существенными пробелами. Действующее нормативно-правовое обеспечение нуждается в упорядочении, систематизации, приведении его в соответствие с новыми законодательными нормами, устранении пробелов, разработке механизмов исполнения законов. Практика прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних выявила многочисленные пробелы и противоречия в действующих законодательных актах.35
    Первый  шаг по пути реорганизации государственной  системы профилактики и правовой регламентации ее деятельности сделан Указом Президента Российской Федерации №1338 от 6 сентября 1993г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем названы основные органы, входящие в систему профилактики: комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства; аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты, органов образования, здравоохранения, внутренних дел, службы занятости населения; иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
    Подобный  подход к профилактике правонарушений был положен в основу разработки Федерального Закона Российской Федерации «О государственной системе зашиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений» Этим законопроектом были выделены два приоритетных направления деятельности органов и учреждений, входящих в государственную систему профилактики: организация правовой и социальной зашиты несовершеннолетних в целях предупреждения их безнадзорности и правонарушений, создание необходимых для этого организационных структур и инфраструктуры. Это соответствует ст.20 Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерацией: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь от государства».
    Трудности в осуществлении прокурорского  надзора за исполнением законов о защите прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений в настоящее время вызываются тем, что нет федеральных законов, определяющих основные задачи и функции органов, осуществляющих профилактику и регламентирующих их деятельность.
    Сейчас  нет самостоятельного государственного территориального органа, который бы обеспечивал правовую защиту детей, проживающих в исключительно трудных жизненных условиях. Между тем количество безнадзорных и беспризорных детей пока что ежегодно растет. Полагаем, что наиболее подготовлены для выполнения правозащитной функции комиссии по делам несовершеннолетних. В связи с созданием на местах новых организационных структур (служба занятости, специализированные учреждения или службы органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения и др.) объем полномочий комиссий сужается. Они бы могли быть преобразованы в более специализированные комиссии по защите прав несовершеннолетних, которые отстаивают их права и интересы, где и кем бы они ни нарушались. Комиссии, организованные на постоянной основе, могут стать тем органом, куда бы мог обратиться любой ребенок за защитой своих прав и интересов, а также любой государственный орган или общественная организация по поводу защиты и восстановления нарушенных прав детей. Правозащитная функция должна быть обеспечена разнообразными механизмами разрешения конфликтов, прежде всего тех, в которых дети являются потерпевшими, «жертвами». Следовательно,   необходимо  социально-правовое насыщение деятельности КДН путем привлечения усилий социальных служб, в том числе, негосударственных.36
    К новым структурным образованиям по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следует отнести организуемые на местах специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. К ним относятся:37
      социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
      социальные приюты для детей и подростков;
      центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
      другие учреждения, осуществляющие социальную защиту населения, создаваемые исполнительной властью субъектов Российской Федерации.
    В 1995 году активизировалась законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации по защите прав ребенка.
    Оценивая  некоторые положительные результаты деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, можно сделать вывод, что данная система не способствовала в полной мере решению проблемы детской беспризорности. И только социозащитными технологиями, которые применимы для категории беспризорных детей, решить ее невозможно. Устранению дезадаптации детей и подростков должна содействовать целостная социальная борьба с бедностью, преступностью, контроль за миграцией. Кроме того, в сложившихся условиях социальная защита детей, оказавшихся в особо тяжелых обстоятельствах, несомненно должна осуществляться на фоне мер противодействия этим негативным явлениям. Нужна четкая система органов, обеспечивающих на всех уровнях координацию по профилактике дезадаптации детей и подростков – КДНиЗП. Зачастую Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на местном уровне отсутствуют, либо деятельность организуется на общественных началах. Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения сдерживает разработку соответствующей правовой базы в Российской Федерации.
     
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ. 

    2.1. Опыт деятельности социальных служб в работе с дезадаптированными детьми и подростками
     К сожалению, современное состояние  российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а, наоборот, получили дальнейшее развитие. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью. Можно выделить ряд следующих социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:
     - чрезмерная коммерциализация общества;
     - распад целого ряда социальных  институтов, ранее работающих на  детство; 
     - социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);
     - сложное экономическое нравственное  положение, в котором оказалось  большинство семей;
     - криминализация общества, возрастающее  влияние культа силы;
     - потеря престижа образования  и честного заработка.
     Постоянную  тенденцию к увеличению имеет  социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся беспризорниками.
     Однако  социальная дезадаптация — процесс  обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
     В силу того, что сложившаяся система  социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.
     Специализированные  учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории  детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных подростков официально не существует, но различные пилотные исследования дают основание утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему является одной из острейших и трудноразрешимых проблем.  

     Задачами  учреждений для дезадаптированных  детей и подростков являются:
     • профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
     • психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
     • формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
     • выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;
     • психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
     • содействие возвращению в семью;
     • обеспечение возможности получить образование;
     • забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
     Иными словами, основная цель деятельности таких  учреждений — социальная защита и  поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в  жизненном определении. Создание специализированного  учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.
     Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.