На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Горбачевская политика нового мышления

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 10.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Горбачевская  политика нового мышления

      Хоть КГБ и поставлял большое  количество политических и научно-технических  сведений, ему удалось сделать  в горбачевскую политику нового  мышления вклад и покрупнее.  Как настойчиво повторял Эрнест  Геллнер, разрушение однопартийной советской системы шло в рамках двуступенчатого внутреннего процесса. При Сталине система держалась на страхе и официальной вере, которую мало кто решался поставить под сомнение. При Хрущеве страх исчез, верующие и конформисты чувствовали себя в относительной безопасности от ужасов сталинизма, которые в прошлом могли обрушиться на всех и каждого.
К концу брежневского правления после краткого периода  иллюзорного подъема при Андропове  вера в систему исчезла, как и  страх, который она некогда внушала. Осталось лишь то, что советский культуролог Л. Баткин называл "серократией", то есть правлением серой, бесцветной, застойной и коррумпированной бюрократии. Трансформация пришедшей в упадок советской системы и начало новой, более цивилизованной внешней политики произошли и благодаря изменившимся взглядам руководства на окружающий мир, в частности, на Запад.
Ни один член Политбюро за период с начала сталинской диктатуры и до начала эпохи Горбачева  по-настоящему не понимал Запад. Их способность понимать смысл сведений, предоставляемых политической разведкой КГБ, была также затруднена идеологическими шорами и неизлечимой страстью к теории заговоров. В своих контактах с Западом непонимание они подменяли тактической хитростью, жестокостью, неустанным желанием победить даже в мелочах и знанием некоторых слабых точек Запада, которые им подсказали дипломаты и разведчики.
В своих потугах  стать мировой сверхдержавой  Советский Союз создал огромную армию  дипломатов, разведчиков, журналистов  и научных работников, которые были заняты сбором массива критической информации о Западе. В конце концов они же и подорвали некоторые постулаты системы, начавшей гнить изнутри. В Михаиле Горбачеве Советский Союз наконец нашел лидера, который, хоть и был пропитан многими традиционными догмами и неверными представлениями о внешнем мире, хорошо понимал, что коммунистическая система сбилась с пути, и был готов воспринять новые идеи.
Самым влиятельным  советником Горбачева ко времени  его прихода к власти был политик, который знал Запад по личному опыту, - Александр Николаевич Яковлев, посол в Канаде с 1973 по 1983 год. Слава Богу, мозг Яковлева был лишь отчасти затуманен догматами марксизмаленинизма. Но на новое мышление Горбачева сильное влияние оказали его многочисленные встречи в КГБ, который после списания операции РЯН в архив стал трезвее смотреть на окружающую действительность. Однако к 1987 году темпы и масштаб нового мышления Горбачева показались Виктору Чебрикову слишком резвыми.
Сто десятую  годовщину со дня рождения Феликса Дзержинского он использовал, чтобы оживить старую теорию о гигантском заговоре западных разведслужб по распространению идеологических диверсий, в частности, троцкизма: "Одной из основных целей подрывной деятельности спецслужб и империалистических держав продолжает оставаться моральный и политический потенциал нашего общества и советская философия... Вот почему подрывные центры не жалеют усилий на акты идеологической диверсии, наращивают попытки дискредитировать марксистско-ленинскую теорию и политику Коммунистической партии и всеми силами стремятся дискредитировать исторический путь Советского государства и практику социалистического строительства.
Во имя этого  буржуазные идеологи перетрясают свой прогнивший багаж и зачастую вытаскивают  для своих инсинуаций аргументы из арсенала троцкизма и других оппортунистских течений. " Под огонь Чебрикова попали две формы "идеологической диверсии", практикуемые империалистическими разведками. Первой была их попытка "расколоть нерушимое единство партии и народа и установить политический и идеологический плюрализм". Второй формой было распространение "вируса национализма", который привел "к недавним провокационным вылазкам националистов в прибалтийских республиках". Вполне возможно, что и сам Чебриков верил в эту чепуху.
Но Горбачева  она смущала. К 1987 году он значительно  больше сблизился с гибким Крючковым, до которого наконец дошло, что традиционные теории заговоров стоит хоть немного  приглушить для того, чтобы они  совпадали с потребностями нового мышления. Горбачев даже пошел на беспрецедентный шаг и взял с собой Крючкова в первую поездку в Вашингтон в декабре 1987 года для подписания договора по РСМД, первого правового инструмента сокращения ядерного арсенала сверхдержав. Крючков, правда, своего пребывания в Вашингтоне не афишировал. И все же никогда раньше советский лидер не брал с собой на Запад руководителя ПГУ. Летом 1988 года Горбачев тепло отозвался о "целенаправленной работе" руководства КГБ и ГРУ, "направленной на совершенствование деятельности в условиях, созданных новым этапом развития нашего общества и разворачивания демократических процессов".
К этому времени  дни Чебрикова на посту председателя КГБ были сочтены. В октябре 1988 года его сменил Крючков. Правда, Чебриков оставался членом Политбюро еще  одиннадцать месяцев до того, как и это место ему пришлось уступить Крючкову. Назначение руководителя службы внешней разведки КГБ председателем всего Комитета (а такого раньше никогда не случалось) было явным свидетельством как престижа ПГУ в эпоху Горбачева, так и ее важности. Свое прощальное послание под заглавием "Объективный взгляд на мир" Крючков зачитал на совещании в Министерстве иностранных дел. В ней удивительным образом переплелось старое и новое мышление. Речь эта, правда, свидетельствовала и о широте перемен во взгляде ПГУ на Запад, прошедших всего за пять лет со времени апокалиптичной операции РЯН. В целом выступление Крючкова было оптимистичным.
В частности, он заявил, что движение к разоружению  и "устранение угрозы крупного военного конфликта" стали наконец "вполне достижимой" целью. Международный образ Советского Союза изменился в результате перестройки: "Образ врага, образ Советского государства, как тоталитарного и полуцивилизованного общества размывается, и наши идеологические и политические оппоненты признают глубину наших реформ и их позитивное влияние на внешнюю политику. " В более общем плане он сказал следующее: "Не слишком удачно мы проводили различие между социальными и политическими слоями современного капиталистического общества и множеством оттенков и течений в расстановке политических сил в конкретном регионе или стране.
Пока мы не добьемся объективного взгляда на мир без  прикрас, свободного от клише и стереотипов, все заявления об эффективности  наших внешнеполитических действий будут просто пустыми словами. " Все же после выступления Крючкова стало ясно, что былые подозрения теории заговоров еще бродили у него в уме.
Не называя  конкретно операцию РЯН, он все же попытался задним числом ее оправдать: "Многие прежние задачи (ПГУ) все  еще стоят на повестке дня. Главной из них является не упустить непосредственную угрозу ядерного конфликта. " Крючков по старинке напал на западные "и прежде всего американскую" разведывательные службы: "Они в полной мере сохранили свою роль ударных отрядов правоконсервативных сил, одного из острейших орудий империалистического "тормозного механизма" на пути оздоровления международного положения.
Не случайно на Западе широкая кампания шпиономании  и грубых провокаций против советских  загранучреждений не потеряла своей силы. " Только за первую половину 1988 года, заявил Крючков, против советских миссий и граждан за границей было проведено 900 провокационных операций.
Заняв пост председателя КГБ, Крючков, по крайней мере на публике, смягчил свою позицию и начал  кампанию по заигрыванию с общественностью. "КГБ не только в нашей стране, но и во всем мире, должен иметь образ, соответствующий его благородным целям, которые мы преследуем в нашей работе, "- заявил Крючков.
В начале 1989 года Крючков стал первым в истории  председателем КГБ, который в своем кабинете принял посла Соединенных Штатов. В последующие месяцы он и другие старшие сотрудники КГБ дали интервью и пресс-конференции западным корреспондентам и даже появились в фильме "КГБ сегодня", который был предложен иностранным телекомпаниям. Крючков также дал целую серию пресс-конференций и телеинтервью для советской аудитории и появился на своем утверждении Верховным Советом, где ему пришлось ответить на девяносто шесть вопросов депутатов. Хотя Крючкова большинством голосов утвердили на пост председателя КГБ, при голосовании 26 депутатов воздержались, а шестеро проголосовали против. В течение всей кампании КГБ по связям с общественностью взгляды Крючкова не менялись.
По его мнению, КГБ действовал "в строгом соответствии с советской законностью", находился под жестким контролем партии, с радостью принял и даже предложил контроль своей деятельности новым комитетам Верховного Совета по обороне и государственной безопасности, а также полностью отошел от ужасов своего сталинского прошлого и предложил "целую систему гарантий" для того, чтобы это прошлое никогда не вернулось.
Хотя кампания Крючкова имела целый ряд интересных новшеств, он явно перестарался. Его  заявление о том, что у КГБ  нет стукачей, а "только помощники", было плевком в лицо миллионам советских людей. Позже Борис Ельцин сказал ему прямо в лицо: "Во-первых, в большинстве крупных организаций работают не помощники, а соответствующая агентурная сеть органов государственной безопасности, и это наносит нашему обществу большой моральный ущерб... В период демократизации для нас это нетерпимо. " Несмотря на кампанию активных действий КГБ по его дискредитации, Ельцин победил на выборах и стал Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 года. После избрания он пошел на беспрецедентный шаг и отказался от охраны КГБ. Эту функцию взяло на себя новое подразделение в Секретариате Верховного Совета.

Изменения в иностранных  операциях КГБ

        Самыми крупными  изменениями в иностранных операциях  КГБ в конце восьмидесятых  годов стали лишь уровень открытости и риторики. В 1990 году впервые назначение Леонида Шебаршина начальником ПГУ было обнародовано в печати. Когда корреспондента "Правды" допустили в штаб-квартиру ПГУ в Ясенево, кабинет Шебаршина показался ему не таким неприступным и мрачным, как в бытность Крючкова начальником ПГУ.
На полке стояла небольшая фотография внука Шебаршина, на книжных полках стояли книги о  КГБ, опубликованные на Западе, работы Солженицына и других авторов, которые  считались ранее антисоветскими. "Сейчас, - сказал "Правде" Шебаршин, - мы пытаемся выявить все положительное в мировой политике, использовать любую возможность для того, чтобы и далее улучшать международные отношения и прийти к взаимоприемлемым решениям. " Однако Шебаршин неодобрительно относится к ревизионистским интерпретациям истории ПГУ: "Я категорически не согласен с теми, кто сейчас пытается возложить вину за холодную войну на Советский Союз. " Не исчезла и угроза Запада: "Мы ни в коем случае не должны проглядеть интриги и махинации враждебных сил."
Хотя большинство  изменений в ПГУ за первые пять лет правления Горбачева были косметическими, произошло по крайней  мере два заметных изменения на оперативном  уровне. Первое было в структуре "активных действий". Когда Горбачев стал Генеральным секретарем, он и не пытался вмешаться в эту сферу деятельности. За период между 1975 и 1985 годами служба А (активных действий) выросла от 50 до 80 человек. Размещена она была в Ясенево. Еще от 30 до 40 человек работали в Агентстве печати "Новости" на Пушкинской площади. Сам Крючков с энтузиазмом поддерживал "активные действия" и, по мнению Гордиевского, питал чрезмерные иллюзии в отношении их эффективности.
Он часто обсуждал кампанию активных действий с Международным  отделом ЦК, в котором его энтузиазм, похоже, разделяли. В начале 1985 года Л. Ф. Соцков, первый заместитель начальника службы А, сказал Гордиевскому, что служба в своей деятельности сосредоточивала усилия в трех областях: материалы, рассчитанные на дискредитацию всех аспектов американской политики, кампания по углублению конфликта между Соединенными Штатами и их натовскими союзниками, а также поддержка западных движений в защиту мира.
Предметом особой гордости службы А в начале эпохи  Горбачева была организация освистания речи президента Рейгана в европейском парламенте в мае 1985 года. Один старший офицер КГБ, который занимался активными действиями, заверил Гордиевского, что КГБ даже подсунул свистунам лозунги. В принципе офицерам линии ПР в загранрезидентурах предполагалось тратить на активные действия около 25 процентов своего рабочего времени. На практике они тратили на них гораздо меньше. Качество фальшивок и других материалов службы А было очень разным, что отражало и разношерстность его сотрудников. Около 50 процентов офицеров были специалистами по активным действиям, а остальные - отбросами других управлений.
Очень немногие способные и тщеславные кандидаты  в ПГУ стремились получить назначение в службу А. Шансов получить работу за рубежом там было немного, и  вообще она считалась стоячей заводью. В результате побега Гордиевского целый ряд активных действий пришлось прервать. В частности, планы дискредитации Кэстон-Колледжа, который следил за религиозной жизнью в Советском Союзе, а также фальшивку по оборонной политике, якобы направленную Маргарет Тэтчер председателю комитета начальников штабов Соединенных Штатов.
В конце восьмидесятых  годов активные действия на Западе - но не в третьем мире - стали менее  агрессивными. Статьи и памфлеты с  нападками на Рейгана и Тэтчер, которые с таким пылом служба А готовила в начале восьмидесятых годов для использования западными агентами влияния вроде Арне Петерсена, постепенно уходили в прошлое. Отношение Советского Союза ко многим организациям, которые в прошлом служили крышей для деятельности КГБ, тоже охладевало. В 1986 году Ромеш Чандра, который долгие годы был президентом Всемирного Совета Мира, был вынужден прибегнуть к самокритике, что для него было совершенно неестественным.
"Критику работы  президента, признал он, - следует  принять во внимание и внести необходимые поправки. " Главной "поправкой" было назначение нового генерального секретаря из Финляндии, Йоханнеса Пакаслахти, который, как предполагалось, в будущем сменит Ромеша Чандру на его посту во Всемирном Совете Мира. Однако кадровых изменений было недостаточно для того, чтобы восстановить влияние. В 1988 году председатель Советского комитета защиты мира Генрих Боровик, деверь Крючкова, призвал Всемирный Совет Мира стать "поистине плюралистической организацией". ВСМ потерял остатки доверия в 1989 году, когда признал, что более 90 процентов его дохода поступает из Советского Союза.
Хотя в эпоху  Горбачева в его деятельности и приоритетах и произошли  некоторые изменения, непохоже, что  активным мерам пришел конец. Международный  отдел ЦК КПСС продолжает контроль "серых" или полулегальных активных действий через другие организации и каналы, где советское присутствие не столь явственно.
При сотрудничестве с Международным отделом служба А продолжает и "черные", или  тайные активные действия, в которых  советское участие тщательно скрывается. Главной областью применения активных действий как Международным отделом, так и службой А являются страны третьего мира. В конце восьмидесятых годов служба А стряпала от 10 до 15 фальшивок в год, приписываемых американским официальным источникам. Некоторые из них были так называемыми тихими подделками, которые без лишнего шума показывали влиятельным лицам в странах третьего мира для того, чтобы доказать наличие враждебных операций в их странах, проводимых ЦРУ или другими американскими учреждениями. Некоторые были состряпаны для использования в средствах массовой информации.
Из этой группы можно назвать поддельное письмо директора ЦРУ Уильяма Кейси, в котором описывались планы  дискредитации индийского премьер-министра Раджива Ганди 1988 года; поддельный документ Совета национальной безопасности с инструкциями президента Рейгана по дестабилизации Панамы 1988 года и поддельное письмо министра иностранных дел ЮАР "Пика" Боты 1989 года Государственному департаменту США в отношении секретного соглашения о военном, разведывательном и экономическом сотрудничестве с Соединенными Штатами. По всей видимости, наиболее успешной операцией "активных действий" в третьем мире в первые годы эпохи Горбачева была попытка возложить вину за появление СПИДа на американские лаборатории бактериологического оружия.
Эта операция состояла из открытой пропаганды и тайных акций  службы А. Началось все дело летом 1983 года со статьи, опубликованной в просоветской индийской газете "Пэтриот". В  ней и сообщалось, что вирус СПИДа был получен во время экспериментов по генной инженерии в Форте Детрик, штат Мэриленд. Поначалу особого впечатления статья не произвела, но затем была с большим шумом повторена в советской "Литературной газете" в октябре 1985 года. При этой повторной попытке сказка о СПИДе была подтверждена сообщением отставного восточногерманского биофизика русского происхождения профессора Якоба Сегала, который на основании "косвенных свидетельств" пытался продемонстрировать, что вирус был получен искусственным путем в Форте Детрик из двух естественных существующих в природе вирусов VISNA и HTLV-1.
Эти косвенные  свидетельства впоследствии были полностью  опровергнуты, но тем не менее напичканная  на сей раз научным жаргоном эта  фальшивка о СПИДе не просто пронеслась по странам третьего мира, но даже вызвала интерес западных средств массовой информации. В октябре 1986 года консервативная британская "Санди Экспресс" на первой странице опубликовала большую статью, основанную на интервью с профессором Сигалом. За первое полугодие 1987 года эта история нашла широкое освещение более чем в 40 странах третьего мира.
Увы, на вершине  своего успеха эта операция активных действий была скомпрометирована самим  новым мышлением в советской  внешней политике. В июле 1987 года Горбачев сообщил на пресс-конференции в Москве: "Мы говорим правду, и только правду". Он и его советники явно опасались, что разоблачение Западом очередной советской дезинформации поставит под угрозу новый образ СССР на Западе.
Получив официальные американские протесты и опровержения истории о СПИДе от Международного научного сообщества, включая ведущего советского эксперта по СПИДу Виктора Жданова, в первый раз Кремль, казалось, был смущен своей успешной кампанией активных действий. В августе 1987 года американским официальным лицам в Москве было заявлено, что история со СПИДом получила официальное опровержение в Советском Союзе. Публикация статей в прессе по этой тематике почти полностью прекратилась. С сентября 1988 года она ни разу не упоминалась в советских средствах массовой информации. Но и в 1990 году эта история еще тревожила умы в странах третьего мира и у легковерной западной прессы.
Еще одно интервью с профессором Сегалом и фильм  о Форте Детрик, где, якобы, и вырастили  вирус СПИДа, был показан в документальном фильме о СПИДе, снятом западногерманским телевидением в январе 1990 года для "Чэннел Фор" в Великобритании и "Дойче Рундфунк ВДР" в Кельне. Официальный отказ от версии СПИДа в августе 1987 года был, однако, компенсирован не менее непристойными антиамериканскими активными действиями в третьем мире, некоторые из которых произвели впечатление на Западе.
Одной из наиболее успешных публикаций была история о  том, что американцы, якобы, расчленяют латиноамериканских ребятишек и  используют их тела для пересадки органов. Летом 1988 года эту историю подхватила просоветская организация, расположенная в Брюсселе, - Международная ассоциация юристов-демократов (МАЮД). Впоследствии она очень долго муссировалась прессой в более чем пятидесяти странах. В сентябре 1988 года член Французской Коммунистической партии и Европарламента Даниэль Демарш предложила официально осудить практику торговли органами детей и в качестве оснований для своих обвинений сослалась на доклад МАЮД.
При многих отсутствующих  это предложение прошло открытым голосованием. В этой стряпне приняли участие группы, весьма далекие от КГБ, такие, например, как секта свидетелей Иеговы, которая в 1989 году напечатала статью о ней в своем журнале "Проснись" с тиражом в 11 миллионов экземпляров на пятидесяти четырех языках. Одна греческая газета написала, что в Соединенных Штатах можно запросто купить человеческое сердце по цене от ста тысяч до миллиона долларов каждое.
Другие фальшивки, все еще имеющие хождение в  странах третьего мира в 1990 году, включают в себя, например, слух о том, что Соединенные Штаты разрабатывают или уже разработали "этническое оружие", которое убивает только цветных. К 1990 году в результате политики нового мышления поток антизападной дезинформации значительно сократился в советской прессе, но не оказал серьезного влияния на масштаб операций службы А в странах третьего мира.

В начале эпохи Горбачева

        В начале  эпохи Горбачева в КГБ произошли  некоторые изменения по отношению  к терроризму. Растущая неприязнь  Москвы к некоторым из своих бывших друзей-террористов в третьем мире стала особенно очевидна на примере полковника Каддафи. Поворотной точкой в отношениях между Советским Союзом и Каддафи стала демонстрация ливийцев 17 апреля 1984 года у ливийского посольства, переименованного в Народное бюро и расположенного на Сейнт-Джеймс Сквер в Лондоне. Ливийский офицер службы безопасности открыл по демонстрации огонь из своего автомата из окна первого этажа и убил женщину-полицейского Ивонн Флетчер.
Британия разорвала  с Ливией дипломатические отношения и выслала из страны более шестидесяти ливийских чиновников и других сторонников Каддафи. С необычной откровенностью "Правда" писала тогда об убийстве: "Неожиданно началась стрельба... В результате была убита женщина-полицейский и ранено несколько человек... Более того, Вашингтон распространил сообщение о том, что с помощью одного из спутников-шпионов было перехвачено зашифрованное послание из Триполи в Лондон, в котором персоналу Народного бюро, якобы, отдавался приказ открыть огонь по демонстрантам.
На следующий  же день после этих новостей британские власти приняли решение разорвать  дипломатические отношения с  Ливией. " Хотя "Правда" поместила  и официальное опровержение Ливии, у читателей не оставалось сомнений, что выстрелы прозвучали из Народного бюро. Кстати говоря, КГБ было известно об убийстве Флетчер гораздо больше, чем то, что "Правда" нашла нужным рассказать своим читателям. 18 апреля 1984 года лондонская резидентура получила из Центра телеграмму с надежными сведениями о том, что стрельба была открыта по личному приказу Каддафи.
В телеграмме говорилось, что для контроля за этой операцией  из Восточного Берлина в Лондон вылетел  опытный специалист ливийской разведки по этим делам. Впоследствии Центр благожелательно  отнесся к тому, что президент Рейган назвал Каддафи "чокнутым хамом". Трехчасовая речь Каддафи на Народном конгрессе в марте 1985 года, в которой он призывал убивать "бродячих собак", была расценена в Центре как свидетельство того, что Каддафи сам окончательно сорвался с цепи.
"У нас - всего народа есть законное  и святое право уничтожать  своих оппонентов как у себя  дома, так и за границей, при  свете дня, "- заявил Каддафи.  Он также объявил и о создании  нового подразделения Мутараббисоун  ("Всегда готов!"), состоящего из 150 подготовленных террористов, для ликвидации оппонентов Ливии по всему миру. Центр с неодобрением смотрел на готовность Каддафи предоставлять деньги, оружие и взрывчатку, полученные из соцстран, ИРА. В конце семидесятых годов британская пресса сообщила о том, что террористы Ирландской республиканской армии получили советское вооружение. Проведенное затем старшим сотрудником КГБ срочное расследование установило, что оружие пришло из Ливии.
В то время Москва подошла к делу формально и  заявила, что не несет ответственности за шаги Каддафи и его махинации с закупленным советским оружием. Однако к середине восьмидесятых годов позиция изменилась, и Советский Союз с большей обеспокоенностью следил за использованием террористами советского оружия. В семидесятые и восьмидесятые годы ИРА неоднократно пыталась установить контакты с сотрудниками КГБ в Дублине и офицерами лондонской резидентуры, приезжавшими в Белфаст по своим, якобы журналистским делам.
Обо всех попытках контактов сообщалось Центру, который  не давал разрешения разрабатывать их. Резидентура в Дублине обычно очень неохотно шла на установление контактов с нелегальными группами, потому что считалось, будто в Ирландской республике тайну хранить нет никакой возможности. Офицеры КГБ говорили, что можно удивительно много узнать, просто зайдя в пивную, где бывали активисты Шон Фейн, и послушав разговоры. Однако Центр не был особенно доволен разведсводками из Ирландии. В феврале 1985 года начальник Третьего отдела Николай Грибин, который за несколько лет до этого написал книжку по Северной Ирландии, приехал в Дублин с инспекцией и постарался хоть как-то повысить эффективность работы тамошней резидентуры КГБ.
К тому времени  Центр все больше использовал  Ирландию как полигон для молодых  нелегалов. Там они оставались на шесть месяцев, чтобы познакомиться с жизнью в Ирландии и Британии перед тем, как получить назначение в более важные, с точки зрения КГБ, страны. Частично нежелание Центра связываться с террористическими группами, которое особенно явно проявилось в середине восьмидесятых годов, проистекало из преувеличенного страха самим стать объектом террористических акций.
В апреле 1985 года циркуляр из Центра, подписанный лично  Крючковым, обращал внимание на серию  взрывов в Болгарии, прозвучавших в августе-сентябре. Хотя виновные еще не были найдены, Крючков заявил, что сложность взрывных устройств указывала на возможное участие в них одной из западных "специальных служб". Природная склонность Крючкова ко всевозможным заговорам привела его к мысли о том, что Запад может попытаться использовать терроризм для дестабилизации советского блока. Он боялся, что использование болгарских эмигрантов для проведения террористических актов может создать нехороший прецедент для подобных операций в других социалистических странах.
Крючков предложил, чтобы резидентуры связывались  с местной полицией и подчеркивали необходимость международного сотрудничества против угрозы терроризма. Надо сказать, что такие консультации уже начались. Во время своего четырехлетнего пребывания на посту лондонского резидента с 1980 по 1984 год Гук примерно в десяти случаях связывался с полицией, передавая им информацию о террористах, обычно с Ближнего Востока. В основном Гук, конечно, сообщал о потенциальной угрозе советским объектам, но изредка передавал и разведданные о возможных нападениях на подданных других стран.
Примерно в  то же время, когда Гордиевский получил  циркуляр Крючкова о взрывах в  Болгарии, ему пришла личная просьба  от начальника управления С (нелегалы и специальные операции) Юрия Ивановича Дроздова (бывшего резидента в Нью-Йорке) выслать ему довольно чудной набор предметов, относящихся к терроризму и специальным операциям. Пожалуй, самой странной была просьба прислать ему копию художественного фильма "Побеждает храбрейший", который, как, видимо, считал Дроздов, может дать ключ к некоторым оперативным методам британской авиационной службы специального назначения. Помимо этого, он просил слать ему разведданные по левым террористическим группам, британским "специальным военным подразделениям", операциям с торговлей оружием и данные об убийствах при странных или загадочных обстоятельствах.
Управление С  также желало знать подробности  о пуленепробиваемых жилетах, которые  весили меньше двух килограммов и, как  считалось, производились в Великобритании. Дроздов был верным поклонником писателя Фредерика Форсайта и настойчиво советовал Гордиевскому прочитать его роман "Четвертый протокол" - настольную книгу сотрудников. В книге описывались, как говорил Дроздов, заветные мечты эксперта КГБ по специальным операциям: взрыв советскими агентами небольшого ядерного устройства у американской авиабазы в Великобритании перед всеобщими выборами с целью привести к власти левое правительство.
По списочку Дроздова было видно, что ему очень  хотелось побольше узнать о специальных операциях и террористической деятельности, и только. Но Гордиевский догадывался, что его втягивали, по крайней мере, в предварительное планирование специальных операций КГБ в Великобритании. Дроздов запрашивал лондонскую резидентуру о возможности снять в аренду пустые склады и вызвал у Гордиевского подозрение, что попросту разыскивал место для хранения оружия и специального оборудования. Кроме того, он запрашивал и информацию, которая могла понадобиться только для организации крыши для некой операции КГБ.
Очевидно, боязнь Крючкова распространения терроризма на Советский Союз перевешивала привлекательность  планов Дроздова по новой волне рискованных "специальных операций" на Западе. После того, как Крючков сменил Чебрикова на посту председателя КГБ в октябре 1988 года, необходимость сотрудничества между Востоком и Западом против международного терроризма стала главной темой в целой серии его статей и интервью.
С угоном транспортного "Ила" с Кавказа в Израиль  в декабре 1988 года, по словам Крючкова, "для нас начался новый этап работы". В предшествующие пятнадцать лет было предпринято пятнадцать попыток угона воздушных судов, которые предотвращали ценой человеческих жизней.
В прессе о них, однако, практически ничего не писали. Когда в декабре 1988 года армянские угонщики потребовали посадить самолет в Израиле, КГБ, по словам Крючкова, "был не против, так как мы были уверены, что найдем взаимопонимание (с Израилем)". В результате, вместо кровопролития "не пострадал ни один ребенок, ни один оперативный работник и даже ни один террорист".
Министр иностранных  дел СССР Эдуард Шеварднадзе публично поблагодарил Израиль за помощь в  мирном окончании инцидента и  возвращении угонщиков. КГБ присоединился  к благодарности. Один из заместителей Крючкова - генерал Виталий Пономарев - провел беспрецедентную пресс-конференцию по факту угона с западными корреспондентами. На встрече он заявил, что "это был первый пример такого сотрудничества между Советским Союзом и другими странами". Еще один заместитель Крючкова, генерал Гений Агеев, предоставил ТАСС подробности инцидента, сообщив, в частности, что главарь группы угонщиков и наркоман Павел Якшьянц получил от КГБ наркотики, "потому что мы думали, это его успокоит".
В ряде выступлений  в 1989 году Крючков призвал к сотрудничеству между КГБ и ЦРУ и другими западными разведслужбами по борьбе с терроризмом: "Одно террористическое крыло направлено против Соединенных Штатов, другое против Советского Союза. Мы все заинтересованы в преодолении этого ужасающего явления нашего века. Если мы примем самые решительные меры, мы покончим с этим злом быстро. Останки терроризма могут сохраниться, но это будут всего лишь останки, а не сам терроризм."
В июльском выступлении  перед Верховным Советом и  позже в газетном интервью Крючков подчеркнул возрастающую опасность ядерного терроризма как одну из важнейших причин для разведывательного сотрудничества стран Востока и Запада: "На слушаниях в Верховном Совете я ошибочно сказал, что в мире исчезло несколько тонн обогащенного урана. Не несколько тонн, а несколько сот тонн, и мы не знаем, куда они ушли, хотя и можем догадываться. Сегодня в мире знания распространяются так быстро и технический потенциал настолько высок, что ядерное устройство собрать довольно просто и можно шантажировать им не один город, а целую нацию. Я не могу исключить и возможность использования ядерного оружия. В мире так много преступников. Короче говоря, мы все готовы сотрудничать в нашей борьбе против терроризма и торговли наркотиками. "
В октябре 1989 года Крючков объявил о расформировании Пятого управления, которое занималось диссидентами (и чьи функции в разбавленной форме перешли во Второе главное управление), и создании нового управления по защите советского конституционного строя, которое должно координировать борьбу против "оргии терроризма, захлестнувшей мир с начала семидесятых годов". Крючков также сообщил, что в семидесятых годах КГБ выявил в Советском Союзе "более тысячи пятисот человек с террористическими замыслами".
Тогда же Крючков  направил двух недавно вышедших в отставку старших офицеров КГБ, генерал-лейтенанта Федора Щербака, бывшего заместителя начальника Второго главного управления, и генерал-майора Валентина Звезденкова, бывшего эксперта по борьбе с терроризмом из того же управления, принять участие в закрытой конференции со старшими сотрудниками ЦРУ в Калифорнии и обсудить методы борьбы с терроризмом.
Но Крючков  и установил границы этому  беспрецедентному сотрудничеству разведывательных служб в мирное время, которое  он сам же предложил: "Разведка - это игра без правил. Есть некоторые особенности, которые, к сожалению, не дают нам возможности заключить соглашение о том, как и по каким правилам мы должны проводить разведывательные операции друг против друга. Но я думаю, что даже в нашем деле мы всегда должны соблюдать нормы приличия."
Одним из последствий  такого ограниченного сотрудничества, предложенного Крючковым, был некоторый  спад в традиционной демонизации  западных разведслужб. Еще в последние  годы брежневского правления, обвиняя  ЦРУ, советская пресса обычно рисовала "омерзительный оскал монстра, пожирающего деньги ничего не подозревающих налогоплательщиков, чудовища, попирающего все нормы морали и оскорбляющего достоинство целого народа".
Но эта неосталинистская шпиономания нашла и своих  противников. Самыми яркими радикальными критиками Крючкова в ПГУ во время семидесятых годов были эксперт по Великобритании Михаил Любимов, уволенный в 1980 году, и эксперт по Соединенным Штатам Олег Калугин, который был самым молодым генералом ПГУ. В 1980 году его отправили в Ленинград, с глаз долой. (62) Хотя Любимов и поровну возлагает вину на разведслужбы Востока и Запада, с особой язвительностью он высмеивает самомнение КГБ: "Даже малейший успех выковывается в бронзе.
Секретные службы похожи на зверюшек и птиц из сказки Льюиса Кэрролла, которые бегают по кругу и на вопрос, кто победитель, хором отвечают: "Мы!" Как и его коллеги на Западе, КГБ нагнетал шпиономанию, "подрывал конструктивные дипломатические усилия" и "сыграл свою роль в ухудшении международного положения". Любимов полагает, что спутниковая разведка оказала "стабилизирующий эффект", снизив вероятность внезапного нападения обеих сторон. Но в 1989 году он стал первым бывшим резидентом КГБ, который призвал в советской печати к сокращению ПГУ и всего огромного внутреннего аппарата КГБ.
В 1990 году Любимов  опубликовал "Легенду о легенде" фарс о дорогостоящей тайной войне  между КГБ и ЦРУ. "Московские новости" предположили, что из его  книги получится "хороший мюзикл". Олег Калугин начал публичную  критику КГБ после его увольнения с должности заместителя начальника ленинградского КГБ в 1987 году вслед за его попытками начать расследование нескольких случаев взяточничества с политическим подтекстом.
В 1988 году он предпринял едва прикрытую атаку на паранойю, царившую в ПГУ во время 14-летнего пребывания там Крючкова: "Всего лишь несколько лет назад с высоких трибун нас заставляли поверить, что корни наших безобразий таились не в пороках системы, а во враждебном окружении, в усилении давления на социализм сил империализма, в том, что антиобщественная деятельность отдельных лиц и государственные преступления, которые они совершали, были последствиями враждебной пропаганды и провокаций ЦРУ. " Вот за подобные высказывания в 1980 году Крючков и уволил Калугина из ПГУ. Хоть и критикуя американские тайные операции, Калугин нападал и на традиционную демонизацию ЦРУ со стороны КГБ. Будучи начальником линии ПР в Вашингтоне в конце шестидесятых и начале семидесятых годов, Калугин сильно задумался над разведданными о том, что ЦРУ придерживалось гораздо более реалистичных взглядов на исход вьетнамской войны, чем Пентагон: "У меня было много встреч с сотрудниками ЦРУ, хотя они мне и не говорили, что работают там. Они были утонченными, образованными собеседниками и избегали крайностей в своих суждениях.
Хоть меня и  не вводили в заблуждение их дружеские  улыбки, я полагал, что они все  же не были обременены классовой ненавистью ко всему советскому. " Калугин  воздает хвалу директору ЦРУ  Уильяму Уэбстеру как человеку, "который не боится осложнить отношения с Белым домом, когда чувствует, что защищает правое дело". Очевидно, к Крючкову он относится с меньшей теплотой. В 1990 году Калугин назвал реформы Крючкова косметическими. "Рука или тень КГБ присутствуют абсолютно во всех сферах жизни. Все разговоры о новом образе КГБ не больше чем камуфляж. "
http://www.itishistory.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В апреле 1985 г. руководителем  страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвинута  концепция "нового политического мышления". Концепция основывалась на новом осмыслении ХХ века. Суть концепции сводилась к следующему. Вся предшествующая история развития человечества представляет собой историю развития отдельных регионов, а история XX столетия - это глобальная история. Динамизм процесс набрал во второй половине XX столетия, когда с мировым прогрессом все ужасы "дикого капитализма" начала XX века ушли из жизни человечества.
Исходя из идеи "нового политического мышления" М.С. Горбачев и его сторонники убедили руководство страны в необходимости скорректировать идеологию марксизма-ленинизма в направлении признания приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными - классовыми, национальными, государственными; конструктивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты.
Основные принципы "нового политического мышления" сводились к следующим:
- отказ от  вывода о расколе современного  мира на две противоположные  общественно-политические системы  (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
- объявление  в качестве универсального способа  решения международных вопросов  не баланса сил двух систем, а баланса их интересов; 
- отказ от  принципа пролетарского (социалистического)  интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
Реализация в  жизнь принципов "нового политического  мышления" привела к гибели мировой  социалистической системы и самого мощного в истории Евразии - Советского государства.
В политическом развитии страны можно условно выделить ряд этапов. Первый, с марта 1985 г. по январь 1987 г., проходил под лозунгом "больше социализма".
В марте 1985 г. после  кончины К.У. Черненко новым Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. В своей книге "Перестройка и новое мышление" он формулировал свою позицию следующим образом: "Разумеется, Советскую власть мы менять не собираемся, от ее принципиальных основ отступать не будем. Но изменения необходимы, причем такие, которые укрепляют социализм, делают его политически богаче и динамичнее".
Начались значительные изменения в руководстве КПСС. Ушли в отставку наиболее одиозные фигуры из окружения Л.И. Брежнева. Развернулась борьба с коррупцией, злоупотреблениями, сменялись дискредитировавшие себя партийные руководители на местах. За 1985-1986 гг. было заменено свыше 60% секретарей райкомов и обкомов. К руководству КПСС пришли представители новой номенклатурной элиты: Е.К. Лигачев, Б.Н. Ельцин, А.Н. Яковлев и др., понимающие необходимость проведения кардинальных политических и экономических преобразований. Началось переосмысление реального положения общества, переоценка исторического пути, пройденного страной, КПСС взяла на себя ответственность за деформации предыдущих этапов. Началась массовая реабилитация репрессированных деятелей партии и Советского государства, представителей интеллигенции, переосмысление их роли в истории страны. Вместе с тем политическая система общества оставалась неизменной, руководящая роль КПСС как единственной политической партии, авангарда всего народа, сомнению не подвергалась.
Уже в этот период начинаются разногласия среди самих  сторонников перестройки. Руководящее  ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному.
Первый удар по авторитету М.С. Гобачева нанес секретарь  Московского горкома партии Б.Н. Ельцин. В сентябре 1987 г. он неожиданно выступил на торжественном Пленуме ЦК КПСС, посвященном предстоящему празднованию 70-летия Октябрьской революции с резко критической речью. Б.Н. Ельцин говорил о медлительности в осуществлении перестройки, критиковал политику секретариата партии и возглавившего его Е.К. Лигачева, а так же заявил о возникновении в партии "культа личности" М.С. Горбачева. В заключение он заявил о своей отставке из Политбюро.
Выступление Ельцина  показалось присутствующим крайне путанным и непонятным. Участники пленума единогласно его осудили. Б.Н. Ельцин был снят с поста секретаря Московского горкома. Но, как показало время, это выступление было важным политическим шагом. Видя, что экономика страны вступает в полосу потрясений, Б.Н. Ельцин обозначил свою особую позицию, отмежевавшись от М.С. Горбачева. Тем самым, один из представителей партийной номенклатуры превратился в лидера радикальных сторонников преобразований, приобрел ореол народного героя и борца с бюрократией.
Лидером другого  направления в партии стал Е.К. Лигачев. Он занимал пост второго секретаря КПСС, отвечал за кадровую политику партии. Лигачев также говорил о необходимости перестройки, ратовал за борьбу с коррупцией, за наведение порядка, дисциплины, но при этом выступал за сохранение основных параметров социалистической экономики, за сохранение в руках КПСС рычагов управления страной. Даже противники Лигачева признавали его честность, высокую нравственность, убежденность, но объективно его позиция становилась все более и более консервативной. Е.К. Лигачев был одним из вдохновителей "антиалкогольной кампании", выступал в защиту социализма, против очернения исторического прошлого страны. По мере углубления преобразований он все более и более становился в оппозицию политике М.С. Горбачева.
Следующий этап, 1987-1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом "больше демократии", в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловеческим (либеральным) пониманием. Так как в существовавшей системе управления ведущую роль играла КПСС, то и реформу начала она. В этот период происходят кардинальные изменения в политической системе общества. Так как в существовавшей системе управления ведущую роль играла КПСС, то и реформу начала она. В июне-июле 1988 г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция, определившая пути преобразований. Основным направлением провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней. Высшим органом власти в стране провозглашался съезд народных депутатов СССР (в республиках - республиканские съезды). Съезд избирал из своего состава постоянно действующий, двухпалатный Верховный Совет СССР и его председателя. Соответственно республиканские съезды избирали - Верховные Советы республик.
Конференция предложила проект нового закона о выборах, который  был принят в декабре 1988 г. Выборы впервые в истории советского общества стали альтернативными (из нескольких кандидатур). Отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты (ранее соблюдалось пропорциональное представительство всех классов). Вместе с тем решения конференции носили половинчатый характер, обеспечивали сохранение власти в руках КПСС (одна треть депутатов съезда избиралась от общественных организаций - КПСС, профсоюзов, комсомола и др.; предусматривалось совмещение постов Председателей Советов всех уровней и соответствующих партийных руководителей, при условии избрания их в эти советы).
Выборы в высшие органы власти открыли новый этап - этап размежевания в лагере перестройки (1989-1991 гг.). Выяснилось, что различные политические силы вкладывали в этот термин различное содержание, что вовсе не "все мы по одну сторону баррикад", как любил повторять М.С.Горбачев. В ходе выборной кампании широко обсуждались вопросы экономического и политического развития страны. На выборах потерпели поражение многие секретари областных и городских комитетов партии, работники партаппарата, в то же время были избраны рад деятелей, находившихся в оппозиции режиму, таких, как академик А.Д. Сахаров.
В апреле 1989 г. открылся I Съезд народных депутатов СССР. Съезд избрал Верховный Совет  СССР. Его Председателем был избран М.С. Горбачев. На съезде начала складываться оппозиционная группа депутатов, так  называемая "межрегиональная группа", куда вошли бывший секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин, триумфально выигравший выборы в Москве, А.Д. Сахаров, Т.X. Гдлян, Г.X. Попов, А.А. Собчак, Н.И. Травкин, С.Н. Станкевич. Т.А. Заславская и др.
В марте 1989 г. прошли выборы в Верховные Советы республик  и местные Советы. На этих выборах  депутаты от общественных организации  уже не избирались. В ходе выборов  стали создаваться политические партии и течения, противостоящие КПСС. В большинстве регионов они одержали победу над партийными структурами. Московский Совет возглавил Г.X. Попов, Ленинградский - А.А. Собчак. В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР избрал Верховный Совет республики. Его председателем стал Б.Н. Ельцин.
В марте 1990 г. III внеочередной Съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской системе правления. Съезд избрал президентом страны М.С. Горбачева. Было принято решение об отмене Ст. 6 Конституции СССР, провозглашавшей руководящую и направляющую роль КПСС в политической системе советского общества. Тем самым окончательно завершилась передача власти из рук партийных органов в руки Советов. В октябре 1990 г. был принят закон СССР "Об общественных объединениях", признавший наличие в стране многопартийности.
С отменой статьи 6 КПСС становилась просто одной  из политических партий (правда, других партий пока не существовало, они еще  находились в стадии образования). Это  создавало проблемы для функционирования и деятельности всех других государственных  структур и органов, ранее подчиненных КПСС и выполнявших ее директивы. Возникла необходимость пересмотра всей политической системы советского государства. Было немыслимым, чтобы партия безоговорочно отказалась от власти, которой распоряжалась 70 лет, поэтому резко усилилась оппозиция М.С. Горбачеву в рядах самой партии. М.С. Горбачев пытался проводить центристскую политику, отмежевываясь как от радикалов, так и от консерваторов. В апреле 1989 г. на Пленуме ЦК "добровольно" подали в отставку сразу 10 человек из состава ЦК, ушел на пенсию Е.К. Лигачев, из "брежневского" состава Политбюро к концу 1989 года оставалось лишь двое (М.С. Горбачев и Э.А. Шеварнадзе). Всего за 1985-1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС.
Театром наиболее ожесточенных схваток стал XXVIII (и последний) съезд КПСС, состоявшийся в июле 1990 г. К тому времени авторитет партии резко упал, ее численность сократилась с 21 млн. чел. в 1985 г. до 15 млн. чел. к лету 1990 г. На этом съезде партия фактически раскололась. Из нее выделилась, так называемая, "демократическая платформа", образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, в июне 1990 г. была создана коммунистическая партия РСФСР, стоящая на ортодоксально-коммунистических позициях. В самый разгар дискуссий на съезде слово взял Б.Н. Ельцин, объявив о своем выходе из КПСС и предложив партии самораспуститься. Это выступление популярнейшего лидера нанесло фактически смертельный удар КПСС. Съезд не преодолел кризиса партии, его программный документ "К гуманному, демократическому социализму" носил половинчатый, расплывчатый характер, пытался примирить различные направления в партии.
Б.Н. Ельцин уже  открыто переходит на антикоммунистические позиции, начинает борьбу за власть. Ему  удалось сплотить в единую коалицию силы совершенно различной политической ориентации на платформе общей борьбы против КПСС. Политические убеждения самого Б.Н. Ельцина проследить достаточно сложно. Он говорил о необходимости кардинальных реформ, не уточняя, что имеет ввиду. Основным лозунгом его пропагандистской кампании была борьба против привилегий партийной и государственной номенклатуры, принесшие ему огромную популярность в народе. Сторонники Б.Н. Ельцина составляли весьма широкий спектр политических сил: от радикальных демократов (Г.Х. Попов, А.А. Собчак), радикальных националистов (В.П. Астафьев) до высокопоставленных представителей номенклатуры, видевших в Б.Н. Ельцине авторитарного лидера, способного навести порядок в стране, неважно с КПСС или без нее (Ю.В. Петров - бывший секретарь Свердловского обкома КПСС, О.И. Лобов - бывший председатель Свердловского облисполкома, Д.А. Волкогонов - бывший заместитель начальника Политуправления Советской Армии и др.).
Крайне сложную  политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В ходе горбачевской "кадровой революции" был смещен первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев и заменен русским по национальности Г.Н. Колбиным. Это вызвало яростные демонстрации протеста в Алма-Ате. Г.Н. Колбина вынуждены были снять и заменить Н.А. Нузарбае-вым.
В 1988 году начался  конфликт между двумя Кавказскими  народами - армянами и азербайджанцами - из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. Армянское руководство потребовало присоединение Карабаха к Армении, то есть изменения границ внутри СССР, на что московское руководство естественно пойти не могло. Конфликт вызвал вооруженные столкновения и страшный антиармянский погром в г. Сумгаите. Для предотвращения резни в г. Баку и Сумгаит были введены войска - что привело к недовольству позиций Москвы как азербайджанцев, так и армян.
Сепаратисткое движение разгорелось и в прибалтийских республиках. После опубликования секретного дополнительного протокола к пакту Молотова-Риббентропа вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР стало однозначно рассматриваться большинством населения этих республик как оккупация. Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости. Опубликование этих же протоколов вызвало массовое движение в Молдавии за возвращение Бессарабии Румынии, усилило сепаратистские тенденции на Украине, в первую очередь, в ее западных областях.
Все эти факторы  еще не ставили под угрозу существование  Союза. Уровень экономической интеграции между республиками был чрезвычайно  высок, было невозможно представить  себе их существование по отдельности. Существовала единая армия, единая система вооружений, в том числе ядерных. Кроме того, в результате миграционных процессов в СССР не было ни одной республики, однородной в национальном отношении, на их территориях проживали представители самых разных национальностей и разделить их было практически невозможно.
Но, с нарастанием  экономических трудностей, тенденция  к сепаратизму усилилась. В результате в любой области - русской или  нерусской - появилась и стала  пробивать себе дорогу мысль о  том, что центр обирает территории, тратя деньги на оборону и на удовлетворение нужд бюрократии, что каждая республика жила бы значительно лучше, если бы не делилась с центром своими богатствами.
В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Русские, в ответ на обвинение в эксплуатации других народов, выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т. д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын. В письме "Как нам обустроить Россию?" он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией - славянскими народами.
Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и  активно использован им в борьбе против "центра". Россия - жертва Советского Союза, "империи". Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?). В этом случае, благодаря своим природным богатствам и таланту народа, она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут. Советский Союз становился основной мишенью критики.
Б.Н. Ельцин призвал  все республики "брать столько  суверенитета, сколько хотят и  могут удержать". Позиция российского  руководства и парламента, провозгласивших  курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР - Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.
Став председателем  Верховного Совета РСФСР, Б.Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.
Между тем, нарастание кризиса в национальных отношениях продолжалось. В апреле 1989 г. в Тбилиси  армия открыла огонь по толпе  демонстрантов, пытавшихся ворваться  в правительственные здания. Приказ об использовании войск для разгона демонстрации отдали местные власти, но гнев и ненависть населения была направлена против Москвы. В Узбекистане, в ферганской долине, начались стычки местного населения с турками-месхетинцами, переселенными туда в годы сталинских репрессий. Появились первые потоки беженцев из Узбекистана, Азербайджана, Армении.
Наконец, 12 января 1991 года в литовской столице Вильнюсе армия открыла огонь по демонстрантам, взявшем под защиту местное телевидение, выступавшее с призывами к независимости. Эти события фактически привели к отделению прибалтийских республик и резкому падению авторитета М.С. Горбачева, на которого была возложена вся ответственность за расправу.
В этих условиях М.С. Горбачев организовал в стране референдум о будущем Союза. Идея обращения к народу была чрезвычайно удачной - свыше 70% населения, участвовавшего в голосовании (не приняли участия прибалтийские республики, грузины и молдаване), высказалось за сохранение Союза, реформированного на демократической основе. Это позволило М.С. Горбачеву начать переговоры с руководителями республик о государственных формах будущего объединения.
В России одновременно с референдумом о сохранении Союза  был проведен второй референдум - об учреждении должности президента. В июне 1991 г. были проведены всенародные выборы президента РСФСР. С сокрушительным перевесом их выиграл Б.Н. Ельцин, набрав 57% голосов. Его главный соперник, бывший Председатель Совета Министров Н.А. Рыжков, получил лишь 17% голосов. Вице-президентом был избран полковник А.Н. Руцкой, герой Афганистана, чрезвычайно популярный в стране. Руцкой был членом ЦК Компартии России. Поддержав Ельцина, он обеспечил ему поддержку значительной части коммунистов. День 12 июня был объявлен всенародным праздником - Днем независимости России.
Вслед за Россией  посты президентов были введены  в большинстве союзных республик. Выборы выиграли представители тех  сил, которые выступили под лозунгом независимости от центра. Стремясь любой ценой остаться у власти, национально-патриотические лозунги выдвигали представители национально-партийной номенклатуры (Л.М. Кравчук, А. Бразаускас и др.).
Б.Н. Ельцин принял участие в переговорах о будущем  Союза. В результате этих переговоров  был подписан, так называемый, Ново-Огаревский документ. Согласно этому договору признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики. Центру делегировались полномочия в области обороны, внешней политики, координации экономической деятельности.
Тожественное  подписание договора было назначено на 20-е августа 1991 года. Однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.