На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История и развитие социальной психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение  

     Бурно развивающиеся в нашей стране экономические и политические процессы затрагивают все стороны жизни  населения, что приводит к осознанию  значимости общения, взаимодействия и  взаимоотношений в регулировании  жизни и деятельности людей.
     Важнейшей из наук, стремящейся ответить на многие связанные с этим проблемами вопросы, является социальная психология – отрасль современной науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей отдельных общностей.
     Социальная  психология, будучи достаточно молодой  общественной наукой, вместе с тем очень быстро развивается, постоянно расширяя направления своих прикладных исследований и содержание самостоятельных отраслей, например психологии общения и взаимодействия, психологии взаимопонимания, этнопсихологии, политической психологии, психологии религии и других, многие из которых еще слабо изучены и, главное, недостаточно систематизированы.
  Само сочетание слов “социальная психология” указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из “родительских” дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой “психологический” аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предмет и задачи социальной психологии. 

     Объектом  социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди). Ее предмет – социально-психологические явления и процессы (общественно-психологические феномены), выступающие результатом взаимодействия людей (их общественных отношений) как представителей различных социальных общностей.
     Все виды общественных отношений пронизаны в свою очередь психологическими отношениями людей, т. е. субъективными связями, которые возникают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов в них участвующих. Психологические отношения – «живая человеческая ткань» любых общественных отношений.
     Психологические отношения – результат непосредственных контактов между конкретными  людьми, которые наделены определенными  особенностями, способны выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами. Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер.
     Социальная  психология как отрасль научных  исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:
      Изучение: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей; б) соотношения между его компонентами; в) влияние последних на развитие и жизнь общества
      Всестороннее осмысление и обобщение данных
      Исследование наиболее значимых особенностей отличий и социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях.
      Социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффектность их влияния на совместную деятельность.
      Осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияние на поведение, общение и взаимодействие людей в ней.
      Исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики появления мотивационных, интеллектуально-пользовательских, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей людей, являющихся их членами.
      Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей.
      Всестороннее изучение социально-психологических особенностей политической жизни и политической деятельности людей, своеобразие трансформации психики человека и групп людей, оказавшихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе.
      Прогнозирование политических, национальных и других процессов развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических и других механизмов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отрасли социальной психологии. 

     Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, предопределили также возникновение и развитие конкретных ее отраслей.
      Этническая  психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей.
     Психология  религии изучает психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.
     Политическая  психология исследует различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельнсти людей.
     Психология  социального воздействия  – слабо пока развитая отрасль социальной психологии – занимается изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни деятельности.
     Психология  общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.
     Психология  семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества.
     Психология  конфликтных отношений (конфликтология ) – бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии – нацелена на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление путей наиболее эффективного их разрешения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Связь социальной психологии с другими науками. 

     Для того чтобы развиваться, социальная психология должна поддерживать взаимоотношения с другими науками. Взаимосвязи социальной психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.
     С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют  социальной психологии возможность  методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.
     Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющегося субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.
     Исторические  науки показывают социальной психологии, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
     Политические  науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.
     Экономические науки раскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показываю им, как они влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей.
     Культурология, этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических особенностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.
     Педагогические  науки предоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.
     С другой стороны, социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования общественной психики и сознания людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием людей объективной действительности, экономических и социальных отношений.
     Особое  значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей функционирования социально-психологических особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.        

     Структура социальной психологии 
 

     В данном контексте под структурой понимается строение социальной психологии, взаиморасположение и связь основных составляющих ее частей. Структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития, в том числе и современное состояние, является результатом взаимодействия двух принципиально различных (даже противоположных), но тесно связанных процессов: дифференциации, т. е. дробления, разделения социальной психологии, и интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки.
     Дифференциация социальной психологии происходит по многим направлениям, однако главные тенденции прослеживаются в следующем:
     Ведущая ориентация на теоретический, эмпирический (в частности, экспериментальный) или практический анализ порождает соответственно теоретическую, эмпирическую (или экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части социальной психологии по-разному реализуют основные функции науки. Если теоретическая социальная психология призвана объяснять природу социально-психологических явлений и прогнозировать их динамику в определенных социальных условиях, то эмпирическая социальная психология точно описывает эти явления, раскрывает внутренние закономерности их функционирования и развития. Практическая же социальная психология разрабатывает и реализует программы оптимизирующего воздействия на те же явления, т. е. должна управлять ими. Они различаются и тем, чем приходится оперировать, что должно получиться в результате и др.
     Дифференциация  социальной психологии, особенно практической, произошла в ходе ее приложения к различным сферам общественной жизни человека и его общностей. В результате к настоящему времени сформировалась промышленная социальная психология, социальная психология сельского хозяйства, торговли, образования, семьи, науки, массовых коммуникаций, спорта, искусства и др. Этот процесс интенсивно продолжается в сферах политики, экономики, рекламы, культуры в целом (не только искусства) и т. д.
      Социальная  психология дифференцировалась также в процессе исследования основных видов жизнедеятельности человека. Сложились такие ее части, как социальная психология труда, познания (в том числе учения), творчества, общения, игры и т. п. В свою очередь из ведущей части — социальной психологии труда — образовались различные виды трудовой деятельности; отдельные из них стали заметными отраслями в современной психологии: социальная психология управления, руководства, предпринимательства и т. д. Данное основание дифференциации содержит в себе огромный потенциал дальнейшей спецификации социальной психологии.
     Любая дифференциация социальной психологии может рассматриваться как относительно условная. Например, социальная психология торговли как отрасль одновременно изучает торговлю, с одной стороны, как сферу общественной жизни людей и становится тем самым в один ряд с промышленной социальной психологией и другими, а с другой — как вид деятельности людей (продажа товаров), исследуя частный вид труда. То же самое можно сказать о социальной психологии управления, которая изучает и управленческий труд, и управление как сферу общественной жизни людей.
     Строение  современной социальной психологии, особенно исследовательской, будет  неполным, если не представить ее дифференциацию по основным объектам исследования. В результате ее структуру составляет социальная психология личности, психология взаимодействия, в том числе отношений и общения (т. е. объект исследования — система “личность-личность”), психология малых групп, межгрупповых отношений и взаимодействий (“группа—группа”), больших социальных групп и массовых психических явлений. Названные пять разделов социальной психологии логично было бы дополнить исследованиями таких важных объектов, как:“личность—малая группа”, “личность - большая группа”, “малая группа—большая группа”; однако выделения соответствующих им разделов не произошло из-за “промежуточного” характера указанных объектов, которые исследуются в контексте вышеперечисленных основных разделов. Чрезвычайно медленно формируется и такой раздел, который можно было бы назвать как “Психология общества”, т. е. в нем общество в целом должно рассматриваться как качественно специфический объект по сравнению с большими социальными группами. Этот процесс затруднен прежде всего потому, что в исследовании такого объекта теряется специфика социально-психологического метода в сравнении с социологическим. Общество как объект исследования относится пока, скорее, к социологии, чем к социальной психологии.
     Структурирование  современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев интеграционных процессов, в которые она включена. Это относится прежде всего к интеграции социальной психологии с многочисленными психологическими отраслями, на “стыке” которых возникла большая совокупность социально-психологических направлений исследования, постепенно оформившихся в относительно самостоятельные под отрасли - части социальной психологии. Этот “контур” (или уровень) интеграции можно обозначить как внешний социально-психологический. Социальная психология личности, например, сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, образовались социальные психологии: труда, управления, спорта, педагогической психологии и т. д. Как смежные психологические искусства, социально-историческая и социально-политическая психология, психология межнациональных отношений. Этот интеграционный процесс продолжается — в настоящее время идет интенсивное формирование социально-экономической и социально-экологической психологии.
     Таким образом, описанные ранее части социальной психологии, которые разделились и влились в различные сферы общественной жизни и виды жизнедеятельности человека, дифференцировались именно в “зонах” интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями. В этом смысле процессы дифференциации и интеграции социальной психологии, несмотря на их полярность, тесно взаимосвязаны.
     Интеграционные  процессы характерны и для самой  социальной психологии — это внутренний социально-психологический “контур” интеграции. Проявляется он в объединении теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических данных, в одновременном изучении различных социально-психологических объектов (например, личности в группе, личности и малых групп в организации, малых групп в контексте больших социальных групп и т. п.). Наиболее очевидным направлением внутренней интеграции социальной психологии является объединение ее частей, дифференцировавшихся по сферам общественной жизни и видам жизнедеятельности людей; В результате возникло и продолжает появляться множество интегрированных научных направлений, например: психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и социальной психологии образования ведутся исследования под руководством Р.Х. Шакурова), психология руководства научным коллективом (М.Г. Яро-шевский), социальная психология творчества инженеров (Э.С. Чугунова), психология познания в процессах общения (Ю.К. Корнилов) и т. д. 
 
 
 
 
 

     Историческое  развитие социальной психологии в России и За рубежом. 

     Развитие  социальной психологии За рубежом. 

     Социальная  психология представляет собой богатый  источник знаний, поскольку она раскрывает закономерности общения, взаимодействия и взаимоотношений индивидов  и групп, а также описывает их психологические особенности, которые никто не может игнорировать и о которых все в большей или меньшей мере должны иметь представление.
     Историческое  развитие социально-психологических  идей происходило на протяжении нескольких важных этапов. На первом этапе (VI в. до н.э. – середина XV в.) накапливались начальные знания о происхождении и сущности социально-психологических особенностей человека, его месте и роли в системе общественных отношений, психологических механизмах социального поведения личности. На втором этапе ( середина XV – середина XIX в.) исследовались и обобщались в основном представления о влиянии общества, государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп. На третьем этапе (середина XIX – середина XX в.) разрабатывались социально-психологические теории зарождались социально-психологические школы (этнопсихология, политическая психология и др.). Четвертый этап ( с середины  XX в. По настоящее время) ознаменовал превращение и оформление социальной психологии в экспериментальную науку.
     Древнегреческие ученые ( Гераклит, Гиппократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.) более подробно описывали  некоторые социально-психологические  характеристики личности, устанавливали  определенные психологические закономерности социального поведения людей, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д. Китайские и греческие ученые положили, таким образом, начало зарождению социально-психологической мысли, которая до середины XV в. развивалась в результате анализа социально-психологической сущности человека, осмысления множества наблюдений за социальными поведением личности, выявления индивидуальных характеров людей и их предназначения в обществе.
     Произведения  Макиавелли – это первая дошедшая до нас попытка социально-психологического анализа политической жизни и своеобразия политического развития ряда государств, который в оконченном итоге позволил выявить определенные закономерности, в том числе и социально-психологические. Макиавелли полагал, что когда-то воспетые его предшественниками возвышенные чувства – любовь, дружба, преданность, благородство, благодарность – могут продаваться и покупаться, как любые другие вещи. Человек, особенно правитель, должен отдавать себе отчет в этом, а также помнить, что люди ценят имущество, деньги, богатство и уважают прежде всего силу, которая внушает им страх. Он советует правителем не бояться прослыть скупым, ибо, когда люди увидят, что благодаря бережливости в государстве на все хватит доходов, они сочтут своих правителей щедрыми. Если государь, писал Макиавелли, желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит большее милосердие, чем те, кто при избытке его потворствует беспорядку, ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государством, страдают лишь отдельные лица.
     Социально-психологическими исследованиями в свое время занимался  и З. Фрейд (1856 – 1939), который поначалу скептически относился к социальной психологии, однако изменил свое отношение к ней под воздействием работ Г. Лебона. Он пришел к выводу, что, изучая с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходимо воспринимать личность более реалистично, как целостный организм, многие действия, поступки, поведения которого обусловлены социальными причинами, зная которые можно составить ее социально-психологический (психоаналитический) портрет.
     В 20 – 30 гг. XX в. началось изучение социально-психологического феномена и его роли в общественной жизни людей, их взаимоотношений и взаимодействий. Некоторые из возникших в это время представлений не выдержали испытания временем, например понятия социального архетипа и коллективного бессознательного, заимствованные из концепции бессознательного (К. Юнг), согласно которой опыт филогенетического и социального развития человека передается по наследству с помощью архетипов, т.е. всеобщих, априорных схем поведения, как бы хранящихся в подсознательной сфере социальной психики представителей определенных общностей, которые подсознательно воспроизводятся, усваивается людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием. 

     Развитие  социальной психологии в России.   

     Первоначально в XVIII – XIX вв. социальна психология формировалась в русле философии и общей психологии. На конец XIX – начало XX в. пришелся период эмпирического описания социально-психологических процессов и явлений; тогда же впервые стал применяться эксперимент в групповых условиях. 30 – 50-е гг. XX в. были временем отказа от социально-психологических исследований под влиянием культа личности Сталина. В 50 – 70-е гг. социальная психология постепенно возрождается и превращается в самостоятельную отрасль знаний. С начала 80-х гг. до настоящего времени наблюдаются бурное развитие социально-психологических исследований и формирование основ социально-психологической теории.
     С 1850 г. Начала осуществляться программа  изучения этнографического своеобразия  населения России, в соответствии с которым во все губернские отделения географического общества были разосланы исследовательские запросы. В 1851 г. общество получило 700 рукописей, 1852 г. – 1290, в 1858 г. – 612. в них давались этнопсихологические характеристики сначала малороссов, великороссов и белороссов, а впоследствии и представителей почти всех этнических общностей страны. В результате к концу XIX в. Был накоплен внушительный банк данных этнопсихологических и этнографических характеристик народов России, который вплоть до 20 – 30-х гг. XX в. широко использовался в психологических и педагогических изданиях. 

     Особенности становления социальной психологии в СССР в 1920-е годы. 

     В отличие от предшествующих традиций, сложившихся в русской культуре, философии и социологии, социальная психология должна была помочь обществу не в разрушении былого уклада жизни, а в созидании и прежде всего в формировании психологии, идеологии и культуры нового человека.
     В 20-е годы начались активные разработки ряда проблем прикладной социальной психологии. Потребности практики социалистического государства, связанные как с радикальными переменами в процессе формирования ряда социальных институтов (управления, политики, права, образования и др.), так и с осуществлением установки на воспитание нового человека-коллективиста, являлись мощным фактором активизации социально-психологических исследований, дали толчок к выступлению по вопросам этой науки большой группы философов, психологов и представителей других отраслей научного знания. Среди них были: В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, К.Н. Корнилов и многие другие.
     В этот период исследовались проблемы формирования общественного мнения, психологии быта рабочих Москвы и  Ленинграда. Применялись как методы наблюдения, так и методы анализа  документов, стенгазет и писем  рабочих корреспондентов, разрабатывались вопросы промышленной этики, тесно соприкасавшиеся с проблемами прикладной социальной психологии. 
 
 
 

     Тенденции развития социальной психологии.  

     Первые  монографические исследования, посвященные  проблемам возрождающейся социальной психологии, сделали предметом внимания ученых еще более широкий круг проблем этой науки: истории, методологии и теории.
     В 1962 году в Ленинградском государственном университете была создана первая в стране лаборатория социальной психологии под руководством Е.С. Кузьмина. Несколько позже были открыты и первые кафедры социальной психологии: в 1968 году в ЛГУ, в 1972 в МГУ. Для 1960 -70-х годов в истории отечественной и социальной психологии характерно не только организационное оформление данной науки, но так же и динамическое развертывание ее собственного инструментального и концептуального потенциала. Доминирующими направлениями развития в 70-е годы становится как разработка методологии и методов, та4 и осуществление самих эмпирических исследований проблем – групп и коллективов; поведения личности, его регуляции и саморегуляции; психологии руководства и управления и др.
     Для 80-х годов характерным является процесс нарастающей дифференциации социально-психологических исследований, развивающихся в трех основных направлениях: во-первых, преимущественно теоретическом; во-вторых, теоретико-эмпирическом или теоретико-прикладном; в-третьих, преимущественно прикладном. С первым связана разработка общей социально-психологической теории, со вторым – специальных концептуальных подходов (концепции социально-психологического климата, конфликтов в коллективе, управления коллективом и др.), с третьим – практических приложений социальной психологии к различным сферам практической деятельности (экономической, политической, правовой и др.).
     Переход от 1980-х к 90-м годам заслуживает  специального рассмотрения как некий  переломный этап в развитии данной науки: от советской к постсоветской отечественной социальной психологии. Начиная со второй половины 80-х годов есть основание говорить о специфических чертах и особенностях состояния современной, постсоветской социально-психологической мысли.  

     Состояния, проблемы и задачи современной отечественной  социальной психологии. 

     При всем многообразии проблем, которые  сегодня встают перед социальной психологией, все они связанны с совершенствованием социально-психологической культуры личности и человеческой деятельности, общности, общения, управления и др.
     Наиболее  актуальной сегодня становится необходимость  развития способности данной науки к обоснованной интегральной оценке современной социальной ситуации.
     Возрастающая  сложность последней, обусловленная  масштабностью, динамизмом, радикальностью и противоречивостью происходящих перемен, требует все более адекватного и тщательно выверенного подхода к их восприятию, пониманию и прогнозированию. Это предполагает прежде всего развития социально-психологического видения проблем человека в современных условиях его жизнедеятельности
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.