Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монопольная прибыль, сущность, источники, границы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                              Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. МОНОПОЛИЯ
1.1 Чистая монополия
1.2 Условия несовершенной конкуренции
1.3 Монополии на внешнем рынке
2. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ
2.1 Части монопольной прибыли
2.2 Максимизация прибыли
2.3 Сравнение монопольного и конкурентного рынков
2.4 Прибыль и эластичность спроса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЕДЕНИЕ
     Одним из условий получения монополистической прибыли является способность фирмы влиять на цены, устанавливая их с максимальной для себя выгодой, поэтому образуется она не как добавочная прибыль, а вследствие продажи продукции по завышенной цене.                                     Актуальность данной темы заключается в том, что любая экономическая деятельность существует для прибыли. В данном случае мы рассматриваем монопольную прибыль. Монопольной прибылью называют прибыль выше средней (обычно в условиях идеальной конкуренции прибыль у каждой фирмы равна средней рыночной), получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке.                                                                   Цель данной работы – раскрыть сущность монопольной прибыли, указать на ее источники и границы. Рассмотреть прибыль, как отдельную среду в экономической деятельности, например, максимизацию прибыли фирмой, так как это многое объясняет в вопросе о прибыли. Так же хотелось бы обратить внимание на рассмотрение сущности прибыли с точки зрения теории Маркса, которая, на мой взгляд, достойна рассмотрения.                        Объектом исследования работы является отдельная сфера экономики, обращенная на рассмотрение прибыли.                                                                           Предмет исследования – монопольная прибыль. Ее сущность, источники и границы.                                                                                                                     Товарно-денежные отношения, являющиеся фундаментом для всей экономики, зародились именно из-за стремления к прибыли, и только сейчас, при развитых товарно-денежных отношениях, экономическая деятельность может преследовать не только получение прибыли. Но испокон веков экономическая деятельность олицетворяла собой прибыль, а прибыль - благосостояние, поэтому прибыль всегда будет одной из первых целей в экономической деятельности.                                                                              Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Прибыль у таких фирм не такая большая, как у фирм-монополистов, зато при таких условиях большую власть имеет покупатель, он является основной силой, но при этом сохраняется баланс между покупателями и продавцами.Монополия является понятием, прямо противоположным понятию совершенной конкуренции.                                                                                        Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Самое главное преимущество монополиста - это возможность регулирования цены на свою продукцию. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса (в отличие от прямой предельного дохода при свободной конкуренции) определяет цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Монополист, таким образом, имеет возможность выиграть от своего контроля над ценами и получить сверхприбыль.                    Из-за исключительной важности прибыли в экономических отношениях все экономические школы, особенно ранние, прежде всего, искали трактовку прибыли, пытались объяснить ее сущность. Меркантилисты считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительных стоимостей сверх издержек производства. Представители классической теории Смит и Рикардо начали создавать теорию прибавочной стоимости в отраслях материального производства. Они определяли прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста. К. Маркс рассматривал прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, а источником прибавочной стоимости считал труд наемных рабочих. Он исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль, показав объективные и субъективные границы роста прибыли. Основы, заложенные Марксом, актуальны и по сей день. В неоклассических теориях, наиболее полных, исследование прибыли ведется на уровне отдельной фирмы, действующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и выдвигающей в качестве основной цели максимизацию прибыли. То, что данные теории рассматривают отдельную фирму, делает их для меня наиболее привлекательными, так как, по-моему, именно с этой точки зрения удобно рассматривать фирмы-монополисты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 МОНОПОЛИЯ
1.1 Чистая монополия
     Чистая  монополия – это вполне закономерное продолжение монополистической  конкуренции. Получение прибыли  в условиях чистой монополии –  мечта всех конкурирующих фирм. И  во многих случаях фирма, сумевшая обеспечить себе достаточно большие прибыли  побеждает.                                                                 Рассмотрим ситуацию чистой монополии, какую роль для нее играет прибыль. Рассмотрим некую отрасль Рисунок 1
       На рисунке 1 показана отрасль. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних издержек. Монополия производила бы выпуск Q и получала бы прибыли в размере затененной площади. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, как в точке С, то средние издержки были бы выше цены и имел бы место убыток, равный расстоянию CG, от каждой проданной единицы блага. Точка С – точка, в которой Р = МС, не может быть точкой конкурентного равновесия, поскольку цена ниже величины средних издержек. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия.                                                       «Монополия в данном случае является «естественной» в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки. Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая из которых производила половину общего выпуска отрасли. Как соотносились бы величины средних издержек, если бы существовало две фирмы, и, если бы тот же объем выпуска производился единственной фирмой? Так как средние издержки растут по мере падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, производящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск производился только одной фирмой. Поскольку единственный продавец благодаря экономии от масштаба может производить с меньшими затратами, то данной отрасли было бы трудно избежать превращения в монополию. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы снизить цену и резко расширить выпуск и, следовательно, создать трудности с получением прибыли для более мелких соперников. Таким образом, «естественность» монополии заключается также в том что, скорее всего, она является следствием свободного действия рыночных сил.                            Вторая причина существования чистой монополии состоит в том, что одна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Упоминавшаяся выше алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем в течение многих лет фирма «Ксерокс» контролирует процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в большинстве случаев защищенными патентами. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.                                     Третья причина существования чистой монополии состоит в государственном ограничении притока фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляют исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону только местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергию только фирма «Полароид» благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной единственной компании. Зачем правительству создавать монополию в области импорта товаров? Оно могло на это пойти по политическим соображениям, или за награждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причине.   Эти три причины могут быть связаны между собой. Правительство может предоставить монопольное право, например, в том случае имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительной с точки зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления неэффективности монополизации уменьшить социальные потери, связанные с ограничением выпуска»                                               Мы видим, что чистая монополия – это вполне закономерное продолжение монополистической конкуренции. Получение прибыли в условиях чистой монополии – мечта всех конкурирующих фирм. И во многих случаях фирма, сумевшая обеспечить себе достаточно большие прибыли побеждает.       Фирмы-монополисты, защищенные государством, обычно защищены им в какой-то определенной сфере деятельности, и, соответственно, их прибыли могут возрастать лишь в пределах этой сферы, то есть они ограничены. Фирма-монополист может быть ограничена территорией, на которой она действует, определенным типом продукции (пример см. выше) и т. Д. Такими исскуственными ограничениями фирма платит за возможность действовать в условиях чистой монополии. Итак, монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии.
     1.2 Условия несовершенной  конкуренции
     Все эти функции прибыли объединяет одна из глобальных функций - прибыль  как инструмент борьбы с конкурентами. Фактически чистых монополий существует очень мало, в подавляющем большинстве  фирмы, получающие монопольную прибыль, действуют в условиях монополистической  конкуренции. А фирмы, действующие  в условиях чистой монополии, обычно защищены государством (законодательные  монополии).   "Захват монопольной сверхприбыли осуществляется капиталистами в ходе ожесточенной научно-технической, сбытовой и производственной конкуренции, борьбы за покупателей в странах базирования и за рубежом, на мировом рынке в целом". Также государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию.                                                         Несовершенная конкуренция существует, когда два или более продавцов, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют за продажи. Такое бывает в двух случаях:
     - фирмы продают не стандартизированную  продукцию
     - когда контроль над ценой обусловлен  рыночной долей отдельных фирм. На таких рынках каждый продавец  производит достаточно большую  часть продукта, чтобы значительно  влиять на предложение, а, следовательно,  и на цены.                                                                                                                     Обычно соревнуются несколько крупных фирм, которые являются своеобразными центрами экономической деятельности в своих отраслях. Эти монополии могут быть объединением нескольких более мелких фирм. В условиях такой конкуренции обязательно существует такое явление как дифференциация продукции, о которой мы уже упоминали. Дифференциация продукции помогает удерживать состояние монополии. Более того, дифференциация продукции является основой, одним из важнейших условий существования монополистической конкуренции. Вот более подробное описание дифференциации продукции: "При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление - дифференциация продукта, то есть наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.                             Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой". И монополисты как раз и борются за как можно меньше ограниченный контроль над ценой, то есть за большую монополистическую власть. Эта борьба может продолжаться очень долго, представляя собой монополистическую конкуренцию, и может закончиться образованием естественной монополии. Таким образом, мы видим, как дифференциация продукции обеспечивает монополистическую конкуренцию, то есть ограниченный контроль над рыночной ценой каждой из фирм.В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода - эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности».                                                 "Эффект масштаба. При данной технологии и издержках производства потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддержать большое количество конкурирующих фирм. производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов. В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, то есть она должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.                                                    Х-неэффективность. Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счет уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы"                                     Эффект масштаба также может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией.
1.3 Монополии на внешнем  рынке
         Для обеспечения экономической эффективности выпуска продукции важнейшую роль начинает играть крупномасштабность производства. Исходя из этого, строительство предприятий имеет смысл лишь тогда, когда они рассчитаны на изготовление продукции массовыми сериями на автоматизированном оборудовании. Только в этом случае возможно существенное снижение издержек производства и получение сверхприбыли. В современных условиях все больше монополий не рассматривают себя частью рыночного механизма какой-либо одной страны.Заметим, что в образовании крупномасштабного производства играет большую роль именно перераспределение прибыли.                                                                                       Таким образом, на расширение производства и выход во внешний рынок монополию толкает перепроизводство, вызванное ею самой для получения монопольной прибыли. "Усиление трудностей сбыта произведенной продукции поставило монополии перед необходимостью тщательно разработать мероприятия, направленные на поиск новых рынков сбыта, закрепление позиций на уже освоенных рынках, выработку более совершенных форм конкурентной борьбы, адаптацию производственного и сбытового комплекса к требованиям рынка с целью обеспечения дальнейшегого роста обычной сверхприбыли (добавочной прибыли) и монополистической сверхприбыли.                                                                      При этом пути достижения этих двух видов сверхприбыли зачастую переплетаются, становятся взаимно зависимыми. Так, стремление к получению сверхприбыли обусловливает намерение снизить издержки производства путем только внедрения передовой техники и технологии, но и увеличения объемов производства до оптимальных с экономической точки зрения и уменьшения накладных расходов на единицу продукции. Такие крупные предприятия производят в масштабах, превышающих емкость внутреннего рынка страны, как стандартную товарную продукцию, так и специальные уникальные изделия, не пользующиеся относительно большим спросом.  Поскольку важным источником монопольно высокой прибыли является стоимость рабочей силы, то ведущие корпорации расширяют массовое производство, повышая органическое строение капитала, в частности за счет внедрения оборудования автоматизации, имея в виду снижение затрат на оплату труда рабочих. Все это приводит к стихийному, скачкообразному росту производства товаров без учета возможностей их сбыта на внутреннем рынке. Отсутствие пропорциональности, стихийность в росте экономики обуславливают появление существенной разницы в темпах выпуска продукции отдельными отраслями. Это приводит к тому, что более развитые отрасли вынуждены искать внешние рынки для реализации значительной части продукции" Мы видим, что желание монополиста получить как можно большую прибыль приводит к обстоятельствам, которые предполагают дальнейшее расширение производства и выход на внешний рынок.Жажда получения монополистической сверхприбыли толкает фирмы-монополистов к совершенствованию методов продаж, изменению географии рынков сбыта, установлению монопольных цен на товары и услуги и т. д. Прибыль многих таких фирм от зарубежных операций выше, чем от сделок на внутреннем рынке страны. Этот фактор, а также невозможность реализовать на внутреннем рынке всю изготовленную на крупном предприятии продукцию стимулируют монополии к борьбе за внешние рынки, где сверхприбыль поступает в большом масштабе.                 Современной статистики у меня нет, но мне известно, что у многих крупных фирм более половины их активов находятся за рубежом, также за рубежом эти фирмы получают больше половины их общей прибыли.                    "Ведение операций на мировых рынках требует больших изменений в системе организации производства и сбыта, особенно для фирм, чья продукция ранее не поставлялась на внешний рынок либо экспортировалась в незначительных количествах. Крупные корпорации, однако, не ограничиваются при этом отдельными прибылями, а разрабатывают комплекс взаимно связанных проблем, которые по существу образуют экономическую стратегию монополий"                                                               Расширению производства сопутствует вывоз предпринимательского капитала за границу. "Интенсификация процессов интернационального переплетения капитала капиталистических держав прямо связана с вызреванием и бурным ростом международных монополий нового типа, на долю которых приходится подавляющая часть экспорта частного капитала. Массированный экспорт капитала в виде прямых инвестиций, позволяющих обеспечивать полный контроль над филиалами и дочерними компаниями на территории иностранных государств, дает возможность международным концернам значительно увеличивать прибыли, укреплять свои позиции в мировой капиталистической экономике.                                                           Итак, фирмы-монополисты, расширяя производство, чтобы получить больше прибыли, не увеличивают выручку за единицу продукции, а снижают издержки. Ведь "максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом", то есть выручка за единицу продукции ограничена спросом, а это вынуждает фирму осваивать внешний рынок, искать новых покупателей, что ведет к крупномасштабному производству. Значение научно-технического прогресса.                                                   Важным аспектом, оказывающим существенное влияние на обострение монополистической конкуренции, борьбы за прибыль, является развитие научно-технической революции. Сейчас от технических достижений фирмы зависит полностью не только величина ее прибыли, но и ее существование. "Накопление к середине 50-х годов огромного капитала подтолкнуло финансовую олигархию к вложению избыточных денежных средств в новые сферы экономической деятельности. Развитие процессов автоматизации и химизации, освоение космоса, дна морей и океанов, расширение использования новых материалов привели к изменению структуры производства и сбыта товаров в мировом масштабе. В этих условиях огромное влияние на соперничество монополий оказывает уровень научного потенциала, проведение научно-исследовательских работ"И именно достижения в науке позволили выпускать большие партии продукции и, следовательно, способствовали выходу новых фирм на внешний рынок, тем самым обостряя монополистическую конкуренцию. Получается, что научно-технические достижения фирм и расширение их производства взаимосвязаны. Таким образом, фирма-монополист внедряет инновации и расширяет производство, затем, чтобы выжить в борьбе с конкурентами, она разрабатывает новый продукт и т. д. В целом это соответствует стратегии №2 (см. в главе "Стратегии"). Получается уже конкуренция не издержек, а научно-технических достижений, так как хотя новый продукт действительно иногда позволяет снизить издержки, но обычно своим новым изобретением фирма значительно увеличивает спрос на свою продукцию, не понижая издержки. Ясно, что научно-технические достижения выгодны в основном для фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, и что монополия способствует научно-техническому прогрессу (НТП).                Можно сказать, что борьба за наибольшую прибыль сейчас осуществляется в области НТП.
     На  динамику распространения нововведений влияют следующие факторы:
     1) Уровень монополизации, рынка.  Рост концентрации и увеличение  масштабов производства ведут  к повышению контроля за накопленным  в стране научно-техническим фондом  со стороны крупных фирм, способствуют  захвату его плодов монополиями.  Передача нововведений другим  компаниям в значительной степени  определяется лицензионной политикой  корпораций.                                                                                             "Ведущие монополии предлагают передачу научно-технического и технологического опыта, требуя взамен значительных уступок.                      Чистый монополист имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизированного рынка, но в то же время чистый монополист рискует потерять абсолютный контроль над рынком, так как в этом случае на его рынок могут тут же проникнуть конкуренты. Монополисты, чтобы избежать потерь за счет морального износа машин и оборудования, могут скрывать вновь созданные технику и продукцию.            Итак, присвоение монопольной прибыли осуществляется через:
    монопольную цену.
    финансовую систему путем отчисления доходов от учредительства, куплю-продажу бумаг, контрольных пакетов акций.
    госбюджет путем налоговых льгот, льготных тарифов и т. д.
     Сейчас  мы рассмотрим, как воздействует налог  на монополиста.
     Введение  налога на единицу продукции в  отрасли с конкурирующими производителями  приводит к увеличению рыночной цены на величину, которая несколько меньше налога, и что бремя налога несут  как производители, так и потребители. При монополии, однако, цена может  возрастать на величину, превышающую  размер налога 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛЬНОЙ  ПРИБЫЛИ
     2.1 Части монопольной прибыли
       Для капиталиста характерно стремление к получению помимо обычной еще добавочной прибыли, или сверхприбыли. И "монополия дает такую сверхприбыль, то есть избыток прибыли сверх нормальной". Термин "избыток прибыли" здесь употреблен не в значении добавочной прибыли, прибыль более высокую по сравнению со средней получали некоторые капиталисты и в период свободной конкуренции путем понижения стоимости товара ниже общественной стоимости. Но если раньше добавочную прибыль получали лишь в редких случаях, то во времена, когда появились монополии, самые кпруные из них добиваются добавочной прибыли в течении длительного времени, и добавочная прибыль становится частью сверхприбыли, получаемой монополиями. Сверхприбыль обязана своим существованием использованию достижений научно-технического прогресса, господству монополий в целом, вывозу капитала, экономическому разделению мира между союзами капиталистов.
     Таким образом, прибыли, присваиваемые монополиями, состоят из следующих элементов: средней прибыли, добавочной прибыли  и монопольной сверхприбыли, связанной  с продажей монополиями товаров  по ценам выше их стоимости. Таковы части общей прибыли по теории Маркса. Прибыли монополий играют главную роль в их экономическом  господстве. Теперь о необходимости максимизации прибыли, которую рассматривают неоклассические теории.
            2.2 Максимизация прибыли
"В западной  экономической литературе теория  фирмы построена на принципе  максимизации прибыли. Однако  существуют иные мотивации деятельности  фирмы:
    в одних утверждается, что цель фирмы максимизация не прибыли, а объема продаж.
    согласно другой концепции, теории «удовлетворения», автором которой является американский профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.
    в «эволюционной теории» С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к максимальной прибыли, но никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.
     Однако  в этих и в других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью фирмы, все-таки считается  движущей силой в экономике. " Большинство этих теорий рассматривается  и критикуется в книге "Монополистическое  ценообразование".                                                     Можно сказать, что сущность монопольной (да вообще любой) прибыли состоит в ее максимизации. Ведь "сама по себе возможность обеспечения прибыли - необходимое, но недостаточное условие развития монополии. Неотъемлемой чертой монополии была и есть жажда получения максимального прироста стоимости на весь авасированный капитал. Поэтому капиталы направляются туда, где выше норма прибыли". Максимальная прибыль является не только смыслом существования монополии, но и необходимым условием ее развития и выживания. "Факты убедительно свидетельствуют о том, что даже крупнейшие монополии не могут выжить в конкурентной борьбе, не обеспечив себе соответствующих прибылей. Сравнительно невысокая прибыльность приводит к тому, что крупные корпорации скатываются на более низкие ступени монополистической иерархии или терпят финансовый крах. Так, в США за 1919-1960 гг. список 100 крупнейших промышленных компаний обновился примерно наполовину. Анализ хода дел в концернах, исчезнувших за 1960-1971гг. из списка крупнейших фирм ФРГ и переместившихся в нижнюю подгруппу либо поглощенных другими монополиями, показывает, что они находились в тех отраслях, где норма прибыли была ниже, чем в большинстве других отраслей, что меньшая доходность капитала за длительный промежуток времени неизбежно ведет к отставанию, ослаблению конкурентоспособности, утрате позиций и, в конечном счете, к подчинению более быстро растущим концернам". Максимальная прибыль необходима для осуществления инвестиций, расширения производства, успешного ведения конкурентной борьбы, поддержания высокого темпа самовозрастания капитала. Поэтому максимизация прибыли есть необходимое условие развития монополий.     Теперь нужно рассмотреть механизм самой максимизации прибыли. При экономическом подходе прибыль является разницей между выручкой от реализации и издержками. И фирма стремится максимизировать эту разницу. Это правило верно, и для условий свободной конкуренции, и для монополии. Производство каждой дополнительной единицы продукции одновременно увеличивает общие издержки на величину MC и повышает общую выручку на величину предельной выручки MR. С каждой дополнительно произведенной единицей продукции предельная выручка понижается, а предельные издержки повышаются. Настанет момент, когда предельные издержки будут превышать предельную выручку и общая прибыль будет отрицательной. Общая прибыль будет повышаться, пока предельная выручка будет больше предельных издержек. Следовательно, первое условие максимальной прибыли гласит: предельная выручка равна предельным издержкам или 
 
 
 
 
 

     MC=MR (рис. 2)
      Рисунок 2
В условиях монополии, как мы уже говорили, цена не является заданной величиной, она лишь зависит  от кривой спроса. Ясно, что чем больше продукции произведено, тем меньше цена реализации. Кривая спроса (D) и  средней выручки (AR) имеют отрицательный  наклон. Предельная выручка будет  все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают (MR<AR). Монополист максимизирует прибыль при MR=MC, но предельная выручка меньше цены в  отличие от фирмы в свободной конкуренции (рис. 2).Определим объем производства, который обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.
     Покажем, что Q* - объем производства, максимизирующий прибыль. Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.2, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*. 

     
     Рисунок 3 

     На  рис.3 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2.
     Итак, фирма выбирает объем продукции Q* (рис.3). Пусть при объеме Q* средние совокупные издержки (ATC) равняются ATC* . Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции равняться цене P* минус издержки, или средние удельные издержки ATC* . Следовательно, фирма-монополист с лихвой покроет свои издержки, выбрав объем Q* . Общая величина ее прибыли равняется величине прибыли в расчете на единицу продукции (P* - ATC*), умноженной на общий объем выпуска (заштрихованная площадь на рис. 4). 

     
     Рисунок 4 

     Из  всего вышесказанного ясно, что гипотеза нулевой прибыли (P=MR=MC) для отрасли  с совершенной конкуренцией неприменима  для монополиста, который может  получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря  имеющимся барьерам для входа  в отрасль новых фирм. Ведь при  этом цена больше предельного дохода, а так как MR=MC, то цена больше и  предельных издержек, что обеспечивает монополии большую прибыль.                                                                                              Итак, подведем итог: "Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверхнормальной."                                         Сейчас мы увидели, каким образом мополист осуществляет контроль за ценами и хочется более подробно сравнить монопольный и конкурентный рынки.
              2.3 Сравнение монопольного и конкурентного рынков
             На конкурентном рынке существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Эта зависимость отражена кривой предложения, которая совпадает с кривой издержек производства для отраслей в целом. Кривая предложения показывает, сколько будет производиться продукции по каждой цене.                                                                                            В условиях монополизированного рынка кривая предложения отсутствует. Другими словами, нет пропорциональной зависимости между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения цены или же измениться могут как цена, так и объем производства.Изменение спроса обычно вызывает изменение, как цены, так и объема выпуска продукции. Но особые случаи показывают важное различие между монопольным и конкурентным предложением. Отрасль с конкурирующими производителями предлагает определенное количество продукции по каждой цене. Такой взаимосвязи нет для монополиста, который в зависимости от того, как изменится спрос, может предлагать разное количество продукции по одной и той же цене или одинаковое количество по разным ценам.
     2.4 Прибыль и эластичность спроса   
       Мы знаем, что цена и объем производства должны быть такими, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам. MC и MR связаны с кривой спроса и ценой, и чтобы объединить все эти показатели в одну формулу, воспользуемся эластичностью спроса (E). В результате мы получим формулу, по которой можно судить, как прибыль зависит от цены, издержек и эластичности спроса. Кроме того, большинство руководителей располагают ограниченной информацией о кривых средних и предельных доходов, с которыми сталкиваются их фирмы. Они также располагают информацией о предельных издержках фирмы лишь для изменяющихся в определенных пределах объемов производства. Формула, которую мы хотим вывести, поможет нам перевести условие равенства предельного дохода и предельных издержек в универсальное правило, которым легче пользоваться на практике. Чтобы сделать это, мы должны переписать формулу предельного дохода следующим образом:       MR = DTR/DQ =D(PQ)/DQ                                                  Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате выпуска дополнительной единицы продукции, D(PQ)/DQ обладает двумя свойствами. Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене Р, мы получим доход: (1)(Р) = Р. Но фирма сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и поэтому производство и продажа данной дополнительной единицы приводят к небольшому снижению в цене DP/DQ, которое уменьшает доход от всей проданной продукции (т.е. изменение дохода Q[DP/DQ]).                                                                                                 Таким образом:

      Правую часть формулы мы получили, умножив выражение Q (DP/DQ) на Р, а затем, разделив его на Р. Вспомним, что эластичность спроса выражается как Еd=(P/Q)(DQ/DP). Таким образом, (Q/P)(DP/DQ) есть выражение, обратное эластичности спроса 1/Еd следовательно, при объеме производства, максимизирующем прибыль, можно записать:         

       Теперь, так как целью фирмы является максимизация прибыли, мы можем приравнять предельный доход к предельным издержкам:
     P + P (1/Ed) = MC,или,
     
     Данная  формула представляет собой правило "большого пальца" для ценообразования. Также вытекающее отсюда выражение E = (Pm - MC) / Pm называется индексом Лернера. Левая часть уравнения (P - MC)/P выражает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине, обратной эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком. Точно так же мы можем переписать это уравнение, чтобы выразить цену через предельные издержки: 

     
         Например, если эластичность спроса равняется -4, а предельные издержки 9 $ на единицу продукции, цена должна составить: 9/(1 - 1/4) = 9/0,75 = 12 $ за единицу.
     На  совершенном конкурентном рынке  цена равна предельным издержкам. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Как показывает уравнение (1), если спрос чрезвычайно  эластичен, Еd представляет собой большую отрицательную величину, а цена будет близка к предельным издержкам и, таким образом, монополизированный рынок будет очень похож на рынок свободной конкуренции. Фактически, когда спрос очень эластичен, монополисту достается незначительная прибыль. Поэтому очень сложна проблема получения монопольной прибыли в долговременном интервале, когда возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных издержек, спрос на любой продукт высокоэластичен, что также доказывает уравнение (2). Причем если в краткосрочном временном интервале фирма может иметь чистые потери, то в долгосрочном интервале убытков у фирмы быть не должно. Она должна будет уйти с рынка, если в долгосрочном интервале не компенсирует средние издержки.
     Итак, в долговременном интервале спрос  на любой продукт высокоэластичен. Однако в другой книге читаем: "Долгосрочной максимизацией отчасти объясняется  факт меньшей эластичности монопольных  цен по сравнению с ценами немонополизированного  сектора. Монополии далеко не всегда реагируют на изменения рыночной ситуации, если считают, что эти изменения  носят переходящий, временный характер. Краткосрочная максимизация прибыли, предполагающая приспособление ко всяким ко всяким колебаниям конъюнктуры, потребовала  бы значительно более частого изменения цен, чем это имеет место в действительности". И здесь мне хочется привести хороший объясняющий пример из "Economics": "Предположим, что только одна фирма «Диско» производила проигрыватели для компакт-дисков и что ее предельные издержки составляли 20 долл. Если бы «Диско» установила цену на свои проигрыватели в 20 долл., то мало кто стал бы проявлять интерес к традиционным проигрывателям для пластинок. Спрос на продукцию «Диско» был бы неэластичным при данной цене. Если бы она повысила цену, то уступила бы лишь малую часть объема своих продаж в производителей традиционных проигрывателей и, таким образом, могла бы увеличить свои прибыли за счет повышения цены, однако, если бы 'Диско' подняла цены на свою продукцию до 500 долл. или близко к этому уровню, то традиционные проигрыватели стали бы привлекательной альтернативой для многих покупателей. При этой более высокой цене спрос, вероятно, стал бы эластичным, и снижение цены привело бы к существенному увеличению объема продаж."
     Там же приводится фактор, определяющий эластичность спроса: "Эластичность спроса на любой  продукт, по всей вероятности, тем вы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.