На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРС ЛЕКЦИЙ
    Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен
 Язык  народа есть произведение творческой способности  дара слова не одного человека и не одной  человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжении многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства. От всей жизни народа это единственный живой остаток на земле, и мы – наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа.  К.Д.Ушинский
 ЦЕЛЬ  курса ТЕОРИЯ и МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЯ: Формирование профессионального мышления конкурентоспособного учителя русского языка.
 Актуальность  проблемы возрождения «русской школы» в условиях развития национальной модели образования приобретает особую остроту и значимость. «Национальная  школа рассматривается сегодня  как социальный институт нации, фактор сбережения ее культуры, духовности, интеллекта, физического здоровья» (Загрекова Л.В. Идеалы православного христианства и практика воспитания русского народа // Русское православие: Вехи истории. Н. Новгород, 1998).
 Раскрывая механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, важно (Г.М.Андреева. Социальная психология. 1980) с самого начала рассматривать личность в общей системе реальных отношений с внешним миром.
 В соответствии с деятельностным подходом (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) усвоение содержания исторического опыта людей (в контексте освоения лингвистических и речеведческих знаний) «осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира». Культурологический аспект изучения языка связан с изучением языка как феномена культуры и как средства приобщения к национальной культуре. «Личностно-ориентированное образование не занимается формированием человека с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления» и, соответственно, развития психических процессов и качеств личности. В результате этого характеристиками саморазвивающейся личности становятся усиление познавательной мотивации, саморефлексия (осознание, программирование и конструирование определенного образа «Я»), развитие индивидуального мировозрения (мироощущения, миропонимания, мировосприятия, мирооценки), интеллектуальных (как логико-понятийного, так и образного мышления), эмоционально-волевой сферы, духовности.
 При отборе содержательно-дидактической  основы курса необходимо учитывать  факторы, положительно влияющие на процесс  освоения знаний. Значимыми будут:
    Совершенствование рефлексии как важного личностного образования, как способа самопознания и познания мира.
Современная концепция  культуры речи отражает развитие диалогичности  общения (А.К.Михальская), уход от стандартности, скованности речевого поведения (Ю.Н. Караулов).
Диалогическая концепция культуры речи предполагает развитие взаимопонимания, взаимодействия участников коммуникации: «монологический взгляд на мир и общение», стандартность речевых проявлений сменяется  многоаспектным, многоголосым отражением мира, «равноправной ответной речью о мире». Задача преподавателя – подвести к самостоятельным выводам, сделать слушателей соучастниками решения проблемы.
    Опора на ментальный опыт и его обогащение. Лингвокультурологическое развитие, выявление специфики национального мировосприятия.
Теория и практика культуры речи: вопросы коммуникативных качеств речи, речевых стратегий и тактик, терминологической культуры речи. Нормативный аспект. Любая единица языка изучается на текстовой, синтаксической основе. Перевод с репродуктивно-аналитического (с разной степенью интерпретации и компрессии чужие тексты) контекстного освоения изучаемых лингв. явлений на все более подуктивно-творческий происходит на образцах, клишированных формулах, которые требуется заполнить собственным содержанием
    Усиление мотивационных составляющих обучения.. Осознание жизненной важности (не только для аттестации по предмету) приобретаемых знаний и умений. Приемы проблемных вопросов: формулировка проблемы должна входить в круг личных интересов и потребностей субъектов учебно-воспитательного процесса, с одной стороны, и предполагает работу с рече-языковыми реалиями, текстоконструированием. Эффективность любого коммуникативного действия возрастает, если оно не только подготовлено обдумыванием, прогнозированием результатов, планированием (зачем, что, где, как, когда сказать), но и соотнесено с собственным эмоционально-ценностным опытом, подкреплено образно-эстетическим переживанием. (Где только можно, обучение должно стать переживанием – Эйнштейн. ЛОПС личностно ориентир. Пробл. Сит. –Николина).
    Социально-личностная ориентированность дидактического материала.
Учитывается многовариантность  существующих учебных заведений: а) с позиции принадлежности муниципалитету, региону, корпоративные, частные, смешанного типа, б) избирательная предметная направленность разновидностей школ-лицеев, гимназий и пр., отдельных их параллелей, конкретных классов, экспериментальных площадок, базовых школ, авторских программ и т.д.
Во-вторых, индивидуализация обучения выражается в дифференцированном подходе к составу коллектива участников уч-восп процесса с точки зрения психолого-педагогической параметризации (социограмма, доминирующие типы восприятия, например, эстеты, логики, прагматики, публицисты и т.п., специфика микрорайона, родительского контингента и пр.)
Эвристическая поисковая направленность учебной деятельности, отбор и  построение содержания на установлении связей энциклопедического, гуманистического, эстетического, экологического значения способствует реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания, формирующего менталитет и ценностноориентационную систему.   
 «Контекст как психологическая  категория прямо  выводит на механизмы  порождения продуктов  психического…Контекст  и ситуация связаны  таким образом, что  в ситуацию включаются не только внешние  условия, но и сам действующий субъект и другие люди, с которыми он находится в отношениях общения и личностного взаимодействия. (А.А.Вербицкий. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. 1991). Контекст дает правила, по которым строится перцептивный мир; благодаря контексту человек знает, чего ему следует ожидать, может осмысленно интерпретировать продукты восприятия (Линдсей П, Норман Д. Переработка информации у человека)
 Решение задачи формирования целостной личности профессионала-педагога концептуально связывают с реализацией в процессе образования национально-культурного компонента и личностно-ориентированного подхода
  
 ОСНОВЫ  МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Одной из ведущих тенденций  развития образовательной  ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности. Ориентация на данную тенденцию объективно требует развития концептуальной системы взглядов, интегрирующих ценностные основания традиционных и инновационных процессов (В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. Введение в педагогическую аксиологию)
 Осознание мира как глобальной ценности – новая  ментальная парадигма, определяющая миропонимание, ценностные ориентации и мышление. Биосферное, экоцентрическое мировоззрение, при котором приоритетным становится понимание связей живой и неживой природы, природы и общества, а условия их устойчивости имеют важнейшее значение для поиска разрешения извечного противоречия образования, заключающегося в необходимости формирования научного мировоззрения на основе целостной научной картины мира и необходимости профессиональной специализации образования. Вся система образования, как и сама наука приобретает 2 новые глобальные функции:
    Неогуманистическую: ориентация образовательного процесса на выживание и продолжение развития человечества, заботе о будущих поколениях;
    Экологическую, тесно связанную с 1. и направленную на сохранение биосферы и природы в целом (Земли и Космоса), обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития личности и общества.
Экологическая культура ( в широком смысле включающая в себя и социально- и личностно-психологическую, а значит и коммуникативную компетенцию) становится мерой цивилизованности общества. Акцентирование внимания на экологических ценностях – гармонизация в отношениях с окружающим миром, природой, другими людьми, а также с самим собой – усиление природоцентрического характера сознания: «Природа (вокруг человека, в других людях и в самом человеке выступает в таком случае в роли личностно значимого Другого для данного индивида) (В.И.Панов. Введение в экологическую психологию, М., 2001)
Переориентация (смещение акцентов) в преподавании словесности связана с необходимости удовлетворения нового социального заказа.
Эволюция  образовательного идеала:
После 1917 года – ликбез.
30-е годы  – развитие риторических умений, воспитать ораторствующую личность, агитатора, акцент на выразительность  речи.
60-70 – образованность, накопление знаний о языковых единицах. Критерий образованности – умение производить различные разборы (фонет, морфол., словобраз., синтакс.). Цель: опознавать, охарактеризовать языковую единицу по плану.
94г. РЯШ.  Проект нового ГОСТ образования. Цель: формирование культурно-языковой личности.
ФУНКЦИЯ ЯЕ – главный мотивационный компонент обучения, поскольку ведущей функцией языка является коммуникативная.
Сопряженность эволюционного взаимодействия неживого, живого и  мыслящего вещества в единой и целостной природно-социальной (природно-культурной) суперсистеме, где локальные процессы могут иметь региональные и глобальные последствия, отражены в бытийном и рефлексивном слоях сознания. Трансформация значений и смыслов – процессов означивания смыслов и осмысления значений – установление связей общественного и индивидуального мировоззрений, способствующих становлению целостного мировоззрения.
Например, в качестве иллюстративной дидактической группировки  может быть рассмотрен подбор рече-языкового материала из упр. УМК Баранова для 7 кл..
КС возможных учебно-воспитательных понятий-характеристик: мировоззренческая позиция: потребитель (упр. 89, 175, 302, 306 и др.); наблюдатель (67, 78, 128, 93, 91, 157, 305, 313 и др.); сопереживатель (79, 81, 94, 131, 141, 139, 301 и пр.); созидатель (68, 160, 373, 394, 396, 404 и пр.); типические свойства; личностно-смысловые, деятельностные установки личности, коэволюционные идеи, эмоционально-ценностное отношение, оценка и др.
 Субъект языковой политики ориентируется в вопросах языковой политики.
  Современная  языковая ситуация может быть сравнима с таковой в Петровскую эпоху и послереволюционным периодом: характерно переименование социально значимых объектов, преобразование нормативно-стилистического уклада, возрастание роли нелитературной сферы (просторечия, жаргонов, диалектов… См. Валгина «Активные процессы в современном русском языке» 2003, диплом Фетисовой: «Вариантность нормы – не признак ее расшатывания и потери стабильности, а показатель гибкости и целесообразной приспособляемости нормы к жизненной ситуации общения»; «Взаимодействие внутренних и внешних факторов – главный закон в развитии языка»; « Языку свойственны процессы саморазвития, т.к. знаки языка системно связаны и реагируют на изменения в себе…Жизнь языка осуществляется в обществе, которое создает условия для тех или иных изменений и стимулирует процессы, приводящие к удовлетворению актуальных потребностей общества…»), непомерное внедрение иноязычной лексики. В целом для языковой ситуации нашего времени – расшатывание, ослабление норм на всех языковых уровнях. «Праздник вербальной свободы», умноженный на высокий уровень агрессивности в поведении людей ( и речевом в том числе) приводит к тому, что непечатное слово становится печатным, разгерметизируется лексика ограниченных сфер употребления. Безусловно недопустимое, с общественной точки зрения, сегодня не имеет однозначно оценочного отношения «плохо» или «хорошо». Общество в целом потеряло ориентиры в этой важнейшей области социального бытия. Возрастает роль сознательного воздействия общества на язык, необходима разноаспектная языковая политика. На гос. уровне необходимость принятия мер по воздействию на языковую ситуацию осознана : факт создания при Президенте РФ Совета по русскому языку и разработки Федеральной целевой программы «Русский язык». Такой субъект языковой политики, как государство, в лице его специальных органов (комитеты, комиссии по вопросам языка), может влиять на язык лишь опосредованно, путем выпуска словарей, справочников  и т.п. В соответствии с установками модернизации образования необходимо не просто «дать образование», а развить, обогатить личность, в Программе: «Развить коммуникативную и общекультурную компетенцию»; толерантность, ориентировочно-диагностические навыки, уверенное поведение и пр. Способность к оцениванию языковой ситуации, формирование культурно-языковой личности как субъекта языковой политики предполагает готовность к идентификации языковой ситуации (определяемой как совокупность форм существования языка, обслуживающих общение в определенной этнической общности или административно-территориальном объединении) и самоидентификации по отношению к параметрам языковой ситуации.
  В  современно языковой ситуации  ключевыми субъектами языковой  политики должны стать не центральные  «законодательные», а «исполнительные» и «местные органы» - редактор и учитель, стремящиеся создать режим усиления нормоохранительных тенденций по отношению к высшим формам современного русского языка, в том числе литературному. С другой стороны, снятие запретов привело к возрастанию личностного начала в речи: расцвету окказионального словообразования, активизации процесса неологизациии лексики, сдвигов акцентологических (вариативность) и грамматических(Киров: накоплены новые смыслы, грамматика отстает, тенденция к аналитическим способам смыслоконструирования, подобно английским, например, уход от норм склонения числительного); появление новых видов русской речи (парламентской), активизация отдельных жанров (рекламы), модернизация деловой и этикетной речи, в которых намечаются собственные нормы. 

 В условиях либерализации речевого поведения  и мощных сдвигов в самом языке  собственно пуристические программы  не могут иметь успеха: 1.психологическое состояние общества не способствует принятию любых категорических инструкций. 2. Пуристическую программу не на чем основывать – надо исследовать происходящие в языке процессы, а затем вырабатывать новые принципы регулирующей деятельности ( вплоть до законодательной защиты нормы как на местном, так и на федеральном уровне. В широкой программе действий: 1 исследование языковой ситуации, 2. выработка обновленных норм и рекомендаций 3 проведение в практику обучения языку обновленных нормативов, 4 подготовка кадров, способных это воплотить. Естественной оказывается уже подготовленная современной педагогической психологией позиция ухода от тормозящей учебно-воспитательный процесс авторитарной педагогики, характеризующейся жестким ролевым сценарием по принципу: я учу вас, вы  учитесь, я, как мне нравится, оцениваю (иногда даже не скажу что именно). Программа технологическая должна  стремиться к созданию на уроке сенсорного пространства лаборатории по обработке знаковой информации. Необходима трактовка естественноязыковой информации в современном понимании категорий: информация, семиотика, культурно-языковая личность, культурное пространство, уровни языка, речеведение и пр., как, например: «Язык – не столько «форма выражения» готовых мыслей, сколько способ содержательной организации и представления знаний» (Городецкий)  Программа работы такой лаборатории должна включать исследование как устной, так и письменной речи (официальной, полуофициальной, неофициальной) Объектами анализа должны стать: язык и речь в стилистических и жанровых разновидностях (как воплощение реальных смыслов реальных людей). «Любая проблема информатики, искусственного интеллекта, экспертных систем – и шире – рационализация человеческой деятельности имеет языковой аспект» (Б.Ю.Городецкий)
 Усиление  аксиологического смысла, ориентация на восприятие и реконструкцию единой целостной картины мира или «образа  мира в человеке и образа человека в мире», т.к. «образ мира – сложившиеся  у человека внутренние механизмы  жизнедеятельности человека в мире» (Г.А.Глотова Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск. 1990) – общая интегративная тенденция научного познания находит свое выражение в части методики обучения русскому языку в декларативно общепринятом текстоцентрическом подходе к репрезентации рече-мыслительно-языковых знаний. Информационные модели системно-функциональных группировок рече-языковых знаний направлены на освоение набора функций и семантики языковых средств как когнитивно-коммуникативных единиц, на интерпретацию синтагматики, парадигматики и деривации конкретных языковых единиц как смыслоконструктивных в личностно ориентированных ситуациях.
 Центральной интегрирующей идеей, объединяющей курс методики обучения русскому языку  с курсами общегуманитарного и естественнонаучного циклов является «фактическое признание духовно-нравственной сущности человека ( в семье, в системе общего и профессионального образования, во всех областях воспитательного воздействия на него), и включение такого рода знания в содержание мероприятий по его социализации (Трошин, Андрущакевич. Духовно-генетическая теория индивидуального и общественного здоровья, 2002). С точки зрения государственной концепции модернизации образования перспективным в контексте Программы развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы представляется проектирование системы методики обучения русской словесности как итога тщательной проработки (распредмечивания) когнитивного пространства при помощи совокупности информационных моделей. Эти модели, с одной стороны, нацелены на минимизацию, сжатие, компрессию, качественную адаптацию языковых элементов в учебных целях, с другой стороны, метафорический анализ, обеспечивающий перенос образных схем из одной концептуальной сферы в другую, ориентирован на формирование научного типа мышления при помощи комплексно-процессуального метода. Такого рода моделирование , способствующее формированию высшего уровня языковой личности – прагматического, уровня эмоционально-ценностного отношения к содержанию и структуре образования в качестве методологической основы тяготеет к теории эколого-педагогического образования. Таким образом, личность учителя является ключевой в качестве основного субъекта языковой политики государства и реформы образования, нацеленных на исследование, прогнозирование, проектирование мероприятий по экологизации общественного сознания,  в частности через организацию содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды (например, в области ориентировки в речевой среде: формирование механизмов защиты от негативной информации манипулятивного характера)
 СОВРЕМЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ (преподаватель словесности  в школе)
    готов к     см. Программу.
    Компетентен  .  В области филологии, лингвистики, педагогики, общей психологии, детской психологии, социальной психологии, физиологии, культурологии, этнокультурологии, этнопсихологии, психолингвистики, методик обучения, дидактики, экологии, государственной политики, истории и т.д. (особенности смыслоконструирования, речевого оформления)
    Заинтересован   в повышении социальной значимости избранной профессии, собственном профессиональном и личностном  развитии, видении перспективы будущей профессиональной деятельности;
    Любит   Свою культуру, историю, людей, детей;
    Верит  в бога, в возможность духовного совершенствования, в необходимость высоконравственных ценностных ориентаций
 Современный ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ направлен на удовлетворение потребностей личности в образовании, формирование духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, нести ответственность за судьбу страны и планеты. ЦЕЛЬ  ОБУЧЕНИЯ - организованное извне усвоение школьниками накопленного социального и личностного опыта, соответствующего данному обществу, а СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «материализует» общественные цели и конструируется аналогично строению СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
 СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ полиструктурно. Каждый КОМПОНЕНТ  обеспечивает определенную функцию для развития учащихся:
      ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ (знания):
      ОПЕРАЦИОНАЛЬНУЮ (умения)
      СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНУЮ (эмоционально-ценностное отношение к миру).  Порождается а) межсубъектным общением участников пространства; б) эмоциональной сферой личности; в) учебной или реальной личностно-ориентированной ситуацией, ставящей ученика в условия выбора позиции по отношению к форме или содержанию учебного контекста.
Соотнесенность  функций с педагогически  значимыми компетенциями (см. Самарский ИПКРО, сб. Власовой, 2004):
    Информационная
    Коммуникативная
    Проблемная (методологическая)
 Выполняет системообразующую роль, раскрывая  ученику а) значимость изучаемого материала  для самоидентификации, самореализации, качества жизни; б) сущностные черты  жизненного определения: свободу выбора, принятия решений ситуативно, самопознания, обмен ценностями; в) личностную ориентировку – поиск в материале все новых смыслов; г) регуляция поведения.
      ТВОРЧЕСКУЮ (опыт самовыражения в смыслоконструировании)
К ЛЕКЦИИ 2.
 ОСНОВНЫЕ  КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (одни и те же результаты могут быть получены разными путями) СМ…
  Современный  подход (ИЗ ПРОЕКТА СТАНДАРТА): РУССКИЙ  ЯЗЫК как динамическая знаковая  система - обеспечивает функционирование  общества в его историческом  развитии, - является отражением  и неотъемлемой частью национальной  культуры русского народа, соответственно,  обучение русскому языку д.б. неразрывно связано с усвоением культуры русского народа, и значит, с последовательным включением в школьный курс национально-культурного компонента.
 Язык не столько  преобразует действительность, сколько отражает ее в своих формах (Сепир, Уорф). Внешние условия жизни, материальная действительность определяют сознание людей и их поведение, что находит отражение в грамматических формах и лексике языка.
 СЧАСТЬЕ (богатство, убожество, великодушный, малодушный, подвиг), вступ. Ст. в учебнике Маранцмана: ПОСТУПОК (ступени, наступать, подступаться, заступник и пр.), Дейкина, Пахнова, 10-11 кл. (уч.  Для 7 кл. : ПРИРОДА, РОДИНА, НАРОД , интерпретации семантики, деривации и контекста слова ОБРАЗ (художественный, образ мыслей, жизни, действий образование, воображение, преобразование, сообразность (сопряженность, корреляция концептов), безобразный, мыслеобраз и пр.), ПОБЕДИТЬ (нет 1 лица), ПАРЕМИОЛОГИЯ: Даль, Фархутдинова (лингвистика), социолингвистика (Майерс, Грачев и др.), психолингвистика (Беляев, Крайникова «КУС»), прагмалингвистика, лингвокультурология и т.п.
 Лексика, характерная  для аналитической (смысловой) направленности изучения духовно-душевной жизни человека: качества личности (благородство, мудрость, милосердие, щедрость, кротость, славолюбие, сребролюбие, сластолюбие, прекраснодушие, простодушие, прямодушие, красноречие и т.п.),  состояния среды и человека (безмолвие, благоговение, ликование, благодать, томление и др.),  внимать, блаженство, хвала, воля, умиротворение и пр.
 Исследования  в области когнитивной лингвистики: «В поэзии 19 века наиболее часто повторяющиеся лексемы – группы существительных, обозначающих детали сельского пейзажа, называющие жителей сельской местности, элементы их материальной и духовной жизни, явления природы: кров, очаг, дом (домик), хижина, обитель, угол (уголок), лес (леса), река, ручей, поток, холм, дуб (дубрава), нивы, луга, поля, оратай, стадо, пастух, поселянин (селянин), песня, жаворонок ит.п. С темой Родины была связана лексики, несущая мотивы детства, семьи, рода (см. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов». 1812г). Память о прошлом занимала большое место в ассоциативном ряду, связанном с темой Родины.
 В области лингвостилистики: «Храмы с древнейших времен составляли неотъемлемую часть панорамы города. Как невозможно себе представить Афины без Парфенона или древний Рим без Капитолия, так трудно было бы вообразить Париж без Нотр-Дам, Лондон без Вестминстерского аббатства, а Москву без кремлевских соборов. Храм в городе – это пророк, говорящий о вечности, чей зов раздается среди шума современной цивилизации.
 Совсем  иное звучание приобретает  силуэт церкви где-нибудь на холме, в окружении  деревьев. Здесь гимн человека в славу  Творца как бы сливается  с гимном самого мироздания. Сельские храмы не выглядят сурово. Они овеяны той же умиротворяющей красотой, что и окружающий пейзаж. Достаточно вспомнить церковь Покрова-на-Нерли, которая словно сказочная невеста, смотрится в воды среди притихших полей.
 Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый характер (А. Мень). ЗАДАНИЕ: В какой степени выражена авторская индивидуальность? Доказать свою точку зрения, обращая внимание на оценочную лексику, стилистическую цельность, приметы разговорного стиля и пр.
 Говоря о системных  отношениях между лексическими единицами, кроме парадигматических, синтагматических связей, необходимо иметь в виду ЭПИДИГМАТИЧЕСКИЕ, или ассоциативно-деривационные  отношения.
 Например,  слово  ЗЕМЛЯ в разных значениях по-разному связано деривационными отношениями со словами «земляной», «землистый», «земной», «наземный», «земельный», «земляк», а также «землекоп»,   «землечерпалка», «землемер», «землевладелец», «землепроходец» и т.д. Так, значение, которое определяется парадигматическими противопоставлениями «земля – песок – глина», синтагматическими сочетаниями «рыть землю», «сыпать землю», «комок земли» и т.п., закреплено в деривационном ряду «земля – земляной – землистый – землекоп и т.д.»
 Значение, определяемое парадигматическими противопоставлениями «земля – вода», «земля – море»… - синтагматическими сочетаниями «увидеть землю», «близость земли» и т.п. – закреплено в деривационном ряду «земля – земной – наземный – земноводный» и пр. Можно сказать, что производные имеют связанное в деривационном отношении значение, само же слово – относительно свободное (Романова, с.12).
 Власть земли (фразеология): «Держись за землю-матушку  – она одна не выдаст», «Черная  земля золотую рожь плодит», «Земля не уродит – никто не наградит».
 ФРАЗЕОЛОГИЯ как  средство формирования языковой компетентности. Рассматривая ПОСЛОВИЦУ как языковое явление, исходят из некоторых ее особенностей:
 - выражение обобщенного,  типового факта действительности;
 - законченность  выраженного суждения;
 - воспроизводимость  внешнего облика пословицы.
 К языковым особенностям можно отнести фонетические особенности, лексические, словообразовательные, морфологические  синтаксические и т.д.
 Логика человеческого  мышления объективно отражающего внешний  мир (Колшанский: Объек. Картина мира…»), едина для всех людей, на каком бы языке они ни говорили (Мечковская). Ср. определения понятия ЯЗЫК в РЯ и Англ.Я. РЯ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.