Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРС ЛЕКЦИЙ
    Проблема формирования взгляда на язык как национально-культурный феномен
 Язык  народа есть произведение творческой способности  дара слова не одного человека и не одной  человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжении многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства. От всей жизни народа это единственный живой остаток на земле, и мы – наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа.  К.Д.Ушинский
 ЦЕЛЬ  курса ТЕОРИЯ и МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЯ: Формирование профессионального мышления конкурентоспособного учителя русского языка.
 Актуальность  проблемы возрождения «русской школы» в условиях развития национальной модели образования приобретает особую остроту и значимость. «Национальная  школа рассматривается сегодня  как социальный институт нации, фактор сбережения ее культуры, духовности, интеллекта, физического здоровья» (Загрекова Л.В. Идеалы православного христианства и практика воспитания русского народа // Русское православие: Вехи истории. Н. Новгород, 1998).
 Раскрывая механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, важно (Г.М.Андреева. Социальная психология. 1980) с самого начала рассматривать личность в общей системе реальных отношений с внешним миром.
 В соответствии с деятельностным подходом (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) усвоение содержания исторического опыта людей (в контексте освоения лингвистических и речеведческих знаний) «осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира». Культурологический аспект изучения языка связан с изучением языка как феномена культуры и как средства приобщения к национальной культуре. «Личностно-ориентированное образование не занимается формированием человека с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления» и, соответственно, развития психических процессов и качеств личности. В результате этого характеристиками саморазвивающейся личности становятся усиление познавательной мотивации, саморефлексия (осознание, программирование и конструирование определенного образа «Я»), развитие индивидуального мировозрения (мироощущения, миропонимания, мировосприятия, мирооценки), интеллектуальных (как логико-понятийного, так и образного мышления), эмоционально-волевой сферы, духовности.
 При отборе содержательно-дидактической  основы курса необходимо учитывать  факторы, положительно влияющие на процесс  освоения знаний. Значимыми будут:
    Совершенствование рефлексии как важного личностного образования, как способа самопознания и познания мира.
Современная концепция  культуры речи отражает развитие диалогичности  общения (А.К.Михальская), уход от стандартности, скованности речевого поведения (Ю.Н. Караулов).
Диалогическая концепция культуры речи предполагает развитие взаимопонимания, взаимодействия участников коммуникации: «монологический взгляд на мир и общение», стандартность речевых проявлений сменяется  многоаспектным, многоголосым отражением мира, «равноправной ответной речью о мире». Задача преподавателя – подвести к самостоятельным выводам, сделать слушателей соучастниками решения проблемы.
    Опора на ментальный опыт и его обогащение. Лингвокультурологическое развитие, выявление специфики национального мировосприятия.
Теория и практика культуры речи: вопросы коммуникативных качеств речи, речевых стратегий и тактик, терминологической культуры речи. Нормативный аспект. Любая единица языка изучается на текстовой, синтаксической основе. Перевод с репродуктивно-аналитического (с разной степенью интерпретации и компрессии чужие тексты) контекстного освоения изучаемых лингв. явлений на все более подуктивно-творческий происходит на образцах, клишированных формулах, которые требуется заполнить собственным содержанием
    Усиление мотивационных составляющих обучения.. Осознание жизненной важности (не только для аттестации по предмету) приобретаемых знаний и умений. Приемы проблемных вопросов: формулировка проблемы должна входить в круг личных интересов и потребностей субъектов учебно-воспитательного процесса, с одной стороны, и предполагает работу с рече-языковыми реалиями, текстоконструированием. Эффективность любого коммуникативного действия возрастает, если оно не только подготовлено обдумыванием, прогнозированием результатов, планированием (зачем, что, где, как, когда сказать), но и соотнесено с собственным эмоционально-ценностным опытом, подкреплено образно-эстетическим переживанием. (Где только можно, обучение должно стать переживанием – Эйнштейн. ЛОПС личностно ориентир. Пробл. Сит. –Николина).
    Социально-личностная ориентированность дидактического материала.
Учитывается многовариантность  существующих учебных заведений: а) с позиции принадлежности муниципалитету, региону, корпоративные, частные, смешанного типа, б) избирательная предметная направленность разновидностей школ-лицеев, гимназий и пр., отдельных их параллелей, конкретных классов, экспериментальных площадок, базовых школ, авторских программ и т.д.
Во-вторых, индивидуализация обучения выражается в дифференцированном подходе к составу коллектива участников уч-восп процесса с точки зрения психолого-педагогической параметризации (социограмма, доминирующие типы восприятия, например, эстеты, логики, прагматики, публицисты и т.п., специфика микрорайона, родительского контингента и пр.)
Эвристическая поисковая направленность учебной деятельности, отбор и  построение содержания на установлении связей энциклопедического, гуманистического, эстетического, экологического значения способствует реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания, формирующего менталитет и ценностноориентационную систему.   
 «Контекст как психологическая  категория прямо  выводит на механизмы  порождения продуктов  психического…Контекст  и ситуация связаны  таким образом, что  в ситуацию включаются не только внешние  условия, но и сам действующий субъект и другие люди, с которыми он находится в отношениях общения и личностного взаимодействия. (А.А.Вербицкий. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. 1991). Контекст дает правила, по которым строится перцептивный мир; благодаря контексту человек знает, чего ему следует ожидать, может осмысленно интерпретировать продукты восприятия (Линдсей П, Норман Д. Переработка информации у человека)
 Решение задачи формирования целостной личности профессионала-педагога концептуально связывают с реализацией в процессе образования национально-культурного компонента и личностно-ориентированного подхода
  
 ОСНОВЫ  МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Одной из ведущих тенденций  развития образовательной  ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности. Ориентация на данную тенденцию объективно требует развития концептуальной системы взглядов, интегрирующих ценностные основания традиционных и инновационных процессов (В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. Введение в педагогическую аксиологию)
 Осознание мира как глобальной ценности – новая  ментальная парадигма, определяющая миропонимание, ценностные ориентации и мышление. Биосферное, экоцентрическое мировоззрение, при котором приоритетным становится понимание связей живой и неживой природы, природы и общества, а условия их устойчивости имеют важнейшее значение для поиска разрешения извечного противоречия образования, заключающегося в необходимости формирования научного мировоззрения на основе целостной научной картины мира и необходимости профессиональной специализации образования. Вся система образования, как и сама наука приобретает 2 новые глобальные функции:
    Неогуманистическую: ориентация образовательного процесса на выживание и продолжение развития человечества, заботе о будущих поколениях;
    Экологическую, тесно связанную с 1. и направленную на сохранение биосферы и природы в целом (Земли и Космоса), обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития личности и общества.
Экологическая культура ( в широком смысле включающая в себя и социально- и личностно-психологическую, а значит и коммуникативную компетенцию) становится мерой цивилизованности общества. Акцентирование внимания на экологических ценностях – гармонизация в отношениях с окружающим миром, природой, другими людьми, а также с самим собой – усиление природоцентрического характера сознания: «Природа (вокруг человека, в других людях и в самом человеке выступает в таком случае в роли личностно значимого Другого для данного индивида) (В.И.Панов. Введение в экологическую психологию, М., 2001)
Переориентация (смещение акцентов) в преподавании словесности связана с необходимости удовлетворения нового социального заказа.
Эволюция  образовательного идеала:
После 1917 года – ликбез.
30-е годы  – развитие риторических умений, воспитать ораторствующую личность, агитатора, акцент на выразительность  речи.
60-70 – образованность, накопление знаний о языковых единицах. Критерий образованности – умение производить различные разборы (фонет, морфол., словобраз., синтакс.). Цель: опознавать, охарактеризовать языковую единицу по плану.
94г. РЯШ.  Проект нового ГОСТ образования. Цель: формирование культурно-языковой личности.
ФУНКЦИЯ ЯЕ – главный мотивационный компонент обучения, поскольку ведущей функцией языка является коммуникативная.
Сопряженность эволюционного взаимодействия неживого, живого и  мыслящего вещества в единой и целостной природно-социальной (природно-культурной) суперсистеме, где локальные процессы могут иметь региональные и глобальные последствия, отражены в бытийном и рефлексивном слоях сознания. Трансформация значений и смыслов – процессов означивания смыслов и осмысления значений – установление связей общественного и индивидуального мировоззрений, способствующих становлению целостного мировоззрения.
Например, в качестве иллюстративной дидактической группировки  может быть рассмотрен подбор рече-языкового материала из упр. УМК Баранова для 7 кл..
КС возможных учебно-воспитательных понятий-характеристик: мировоззренческая позиция: потребитель (упр. 89, 175, 302, 306 и др.); наблюдатель (67, 78, 128, 93, 91, 157, 305, 313 и др.); сопереживатель (79, 81, 94, 131, 141, 139, 301 и пр.); созидатель (68, 160, 373, 394, 396, 404 и пр.); типические свойства; личностно-смысловые, деятельностные установки личности, коэволюционные идеи, эмоционально-ценностное отношение, оценка и др.
 Субъект языковой политики ориентируется в вопросах языковой политики.
  Современная  языковая ситуация может быть сравнима с таковой в Петровскую эпоху и послереволюционным периодом: характерно переименование социально значимых объектов, преобразование нормативно-стилистического уклада, возрастание роли нелитературной сферы (просторечия, жаргонов, диалектов… См. Валгина «Активные процессы в современном русском языке» 2003, диплом Фетисовой: «Вариантность нормы – не признак ее расшатывания и потери стабильности, а показатель гибкости и целесообразной приспособляемости нормы к жизненной ситуации общения»; «Взаимодействие внутренних и внешних факторов – главный закон в развитии языка»; « Языку свойственны процессы саморазвития, т.к. знаки языка системно связаны и реагируют на изменения в себе…Жизнь языка осуществляется в обществе, которое создает условия для тех или иных изменений и стимулирует процессы, приводящие к удовлетворению актуальных потребностей общества…»), непомерное внедрение иноязычной лексики. В целом для языковой ситуации нашего времени – расшатывание, ослабление норм на всех языковых уровнях. «Праздник вербальной свободы», умноженный на высокий уровень агрессивности в поведении людей ( и речевом в том числе) приводит к тому, что непечатное слово становится печатным, разгерметизируется лексика ограниченных сфер употребления. Безусловно недопустимое, с общественной точки зрения, сегодня не имеет однозначно оценочного отношения «плохо» или «хорошо». Общество в целом потеряло ориентиры в этой важнейшей области социального бытия. Возрастает роль сознательного воздействия общества на язык, необходима разноаспектная языковая политика. На гос. уровне необходимость принятия мер по воздействию на языковую ситуацию осознана : факт создания при Президенте РФ Совета по русскому языку и разработки Федеральной целевой программы «Русский язык». Такой субъект языковой политики, как государство, в лице его специальных органов (комитеты, комиссии по вопросам языка), может влиять на язык лишь опосредованно, путем выпуска словарей, справочников  и т.п. В соответствии с установками модернизации образования необходимо не просто «дать образование», а развить, обогатить личность, в Программе: «Развить коммуникативную и общекультурную компетенцию»; толерантность, ориентировочно-диагностические навыки, уверенное поведение и пр. Способность к оцениванию языковой ситуации, формирование культурно-языковой личности как субъекта языковой политики предполагает готовность к идентификации языковой ситуации (определяемой как совокупность форм существования языка, обслуживающих общение в определенной этнической общности или административно-территориальном объединении) и самоидентификации по отношению к параметрам языковой ситуации.
  В  современно языковой ситуации  ключевыми субъектами языковой  политики должны стать не центральные  «законодательные», а «исполнительные» и «местные органы» - редактор и учитель, стремящиеся создать режим усиления нормоохранительных тенденций по отношению к высшим формам современного русского языка, в том числе литературному. С другой стороны, снятие запретов привело к возрастанию личностного начала в речи: расцвету окказионального словообразования, активизации процесса неологизациии лексики, сдвигов акцентологических (вариативность) и грамматических(Киров: накоплены новые смыслы, грамматика отстает, тенденция к аналитическим способам смыслоконструирования, подобно английским, например, уход от норм склонения числительного); появление новых видов русской речи (парламентской), активизация отдельных жанров (рекламы), модернизация деловой и этикетной речи, в которых намечаются собственные нормы. 

 В условиях либерализации речевого поведения  и мощных сдвигов в самом языке  собственно пуристические программы  не могут иметь успеха: 1.психологическое состояние общества не способствует принятию любых категорических инструкций. 2. Пуристическую программу не на чем основывать – надо исследовать происходящие в языке процессы, а затем вырабатывать новые принципы регулирующей деятельности ( вплоть до законодательной защиты нормы как на местном, так и на федеральном уровне. В широкой программе действий: 1 исследование языковой ситуации, 2. выработка обновленных норм и рекомендаций 3 проведение в практику обучения языку обновленных нормативов, 4 подготовка кадров, способных это воплотить. Естественной оказывается уже подготовленная современной педагогической психологией позиция ухода от тормозящей учебно-воспитательный процесс авторитарной педагогики, характеризующейся жестким ролевым сценарием по принципу: я учу вас, вы  учитесь, я, как мне нравится, оцениваю (иногда даже не скажу что именно). Программа технологическая должна  стремиться к созданию на уроке сенсорного пространства лаборатории по обработке знаковой информации. Необходима трактовка естественноязыковой информации в современном понимании категорий: информация, семиотика, культурно-языковая личность, культурное пространство, уровни языка, речеведение и пр., как, например: «Язык – не столько «форма выражения» готовых мыслей, сколько способ содержательной организации и представления знаний» (Городецкий)  Программа работы такой лаборатории должна включать исследование как устной, так и письменной речи (официальной, полуофициальной, неофициальной) Объектами анализа должны стать: язык и речь в стилистических и жанровых разновидностях (как воплощение реальных смыслов реальных людей). «Любая проблема информатики, искусственного интеллекта, экспертных систем – и шире – рационализация человеческой деятельности имеет языковой аспект» (Б.Ю.Городецкий)
 Усиление  аксиологического смысла, ориентация на восприятие и реконструкцию единой целостной картины мира или «образа  мира в человеке и образа человека в мире», т.к. «образ мира – сложившиеся  у человека внутренние механизмы  жизнедеятельности человека в мире» (Г.А.Глотова Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск. 1990) – общая интегративная тенденция научного познания находит свое выражение в части методики обучения русскому языку в декларативно общепринятом текстоцентрическом подходе к репрезентации рече-мыслительно-языковых знаний. Информационные модели системно-функциональных группировок рече-языковых знаний направлены на освоение набора функций и семантики языковых средств как когнитивно-коммуникативных единиц, на интерпретацию синтагматики, парадигматики и деривации конкретных языковых единиц как смыслоконструктивных в личностно ориентированных ситуациях.
 Центральной интегрирующей идеей, объединяющей курс методики обучения русскому языку  с курсами общегуманитарного и естественнонаучного циклов является «фактическое признание духовно-нравственной сущности человека ( в семье, в системе общего и профессионального образования, во всех областях воспитательного воздействия на него), и включение такого рода знания в содержание мероприятий по его социализации (Трошин, Андрущакевич. Духовно-генетическая теория индивидуального и общественного здоровья, 2002). С точки зрения государственной концепции модернизации образования перспективным в контексте Программы развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы представляется проектирование системы методики обучения русской словесности как итога тщательной проработки (распредмечивания) когнитивного пространства при помощи совокупности информационных моделей. Эти модели, с одной стороны, нацелены на минимизацию, сжатие, компрессию, качественную адаптацию языковых элементов в учебных целях, с другой стороны, метафорический анализ, обеспечивающий перенос образных схем из одной концептуальной сферы в другую, ориентирован на формирование научного типа мышления при помощи комплексно-процессуального метода. Такого рода моделирование , способствующее формированию высшего уровня языковой личности – прагматического, уровня эмоционально-ценностного отношения к содержанию и структуре образования в качестве методологической основы тяготеет к теории эколого-педагогического образования. Таким образом, личность учителя является ключевой в качестве основного субъекта языковой политики государства и реформы образования, нацеленных на исследование, прогнозирование, проектирование мероприятий по экологизации общественного сознания,  в частности через организацию содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды (например, в области ориентировки в речевой среде: формирование механизмов защиты от негативной информации манипулятивного характера)
 СОВРЕМЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ (преподаватель словесности  в школе)
    готов к     см. Программу.
    Компетентен  .  В области филологии, лингвистики, педагогики, общей психологии, детской психологии, социальной психологии, физиологии, культурологии, этнокультурологии, этнопсихологии, психолингвистики, методик обучения, дидактики, экологии, государственной политики, истории и т.д. (особенности смыслоконструирования, речевого оформления)
    Заинтересован   в повышении социальной значимости избранной профессии, собственном профессиональном и личностном  развитии, видении перспективы будущей профессиональной деятельности;
    Любит   Свою культуру, историю, людей, детей;
    Верит  в бога, в возможность духовного совершенствования, в необходимость высоконравственных ценностных ориентаций
 Современный ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ направлен на удовлетворение потребностей личности в образовании, формирование духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, нести ответственность за судьбу страны и планеты. ЦЕЛЬ  ОБУЧЕНИЯ - организованное извне усвоение школьниками накопленного социального и личностного опыта, соответствующего данному обществу, а СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «материализует» общественные цели и конструируется аналогично строению СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
 СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ полиструктурно. Каждый КОМПОНЕНТ  обеспечивает определенную функцию для развития учащихся:
      ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ (знания):
      ОПЕРАЦИОНАЛЬНУЮ (умения)
      СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНУЮ (эмоционально-ценностное отношение к миру).  Порождается а) межсубъектным общением участников пространства; б) эмоциональной сферой личности; в) учебной или реальной личностно-ориентированной ситуацией, ставящей ученика в условия выбора позиции по отношению к форме или содержанию учебного контекста.
Соотнесенность  функций с педагогически  значимыми компетенциями (см. Самарский ИПКРО, сб. Власовой, 2004):
    Информационная
    Коммуникативная
    Проблемная (методологическая)
 Выполняет системообразующую роль, раскрывая  ученику а) значимость изучаемого материала  для самоидентификации, самореализации, качества жизни; б) сущностные черты  жизненного определения: свободу выбора, принятия решений ситуативно, самопознания, обмен ценностями; в) личностную ориентировку – поиск в материале все новых смыслов; г) регуляция поведения.
      ТВОРЧЕСКУЮ (опыт самовыражения в смыслоконструировании)
К ЛЕКЦИИ 2.
 ОСНОВНЫЕ  КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (одни и те же результаты могут быть получены разными путями) СМ…
  Современный  подход (ИЗ ПРОЕКТА СТАНДАРТА): РУССКИЙ  ЯЗЫК как динамическая знаковая  система - обеспечивает функционирование  общества в его историческом  развитии, - является отражением  и неотъемлемой частью национальной  культуры русского народа, соответственно,  обучение русскому языку д.б. неразрывно связано с усвоением культуры русского народа, и значит, с последовательным включением в школьный курс национально-культурного компонента.
 Язык не столько  преобразует действительность, сколько отражает ее в своих формах (Сепир, Уорф). Внешние условия жизни, материальная действительность определяют сознание людей и их поведение, что находит отражение в грамматических формах и лексике языка.
 СЧАСТЬЕ (богатство, убожество, великодушный, малодушный, подвиг), вступ. Ст. в учебнике Маранцмана: ПОСТУПОК (ступени, наступать, подступаться, заступник и пр.), Дейкина, Пахнова, 10-11 кл. (уч.  Для 7 кл. : ПРИРОДА, РОДИНА, НАРОД , интерпретации семантики, деривации и контекста слова ОБРАЗ (художественный, образ мыслей, жизни, действий образование, воображение, преобразование, сообразность (сопряженность, корреляция концептов), безобразный, мыслеобраз и пр.), ПОБЕДИТЬ (нет 1 лица), ПАРЕМИОЛОГИЯ: Даль, Фархутдинова (лингвистика), социолингвистика (Майерс, Грачев и др.), психолингвистика (Беляев, Крайникова «КУС»), прагмалингвистика, лингвокультурология и т.п.
 Лексика, характерная  для аналитической (смысловой) направленности изучения духовно-душевной жизни человека: качества личности (благородство, мудрость, милосердие, щедрость, кротость, славолюбие, сребролюбие, сластолюбие, прекраснодушие, простодушие, прямодушие, красноречие и т.п.),  состояния среды и человека (безмолвие, благоговение, ликование, благодать, томление и др.),  внимать, блаженство, хвала, воля, умиротворение и пр.
 Исследования  в области когнитивной лингвистики: «В поэзии 19 века наиболее часто повторяющиеся лексемы – группы существительных, обозначающих детали сельского пейзажа, называющие жителей сельской местности, элементы их материальной и духовной жизни, явления природы: кров, очаг, дом (домик), хижина, обитель, угол (уголок), лес (леса), река, ручей, поток, холм, дуб (дубрава), нивы, луга, поля, оратай, стадо, пастух, поселянин (селянин), песня, жаворонок ит.п. С темой Родины была связана лексики, несущая мотивы детства, семьи, рода (см. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов». 1812г). Память о прошлом занимала большое место в ассоциативном ряду, связанном с темой Родины.
 В области лингвостилистики: «Храмы с древнейших времен составляли неотъемлемую часть панорамы города. Как невозможно себе представить Афины без Парфенона или древний Рим без Капитолия, так трудно было бы вообразить Париж без Нотр-Дам, Лондон без Вестминстерского аббатства, а Москву без кремлевских соборов. Храм в городе – это пророк, говорящий о вечности, чей зов раздается среди шума современной цивилизации.
 Совсем  иное звучание приобретает  силуэт церкви где-нибудь на холме, в окружении  деревьев. Здесь гимн человека в славу  Творца как бы сливается  с гимном самого мироздания. Сельские храмы не выглядят сурово. Они овеяны той же умиротворяющей красотой, что и окружающий пейзаж. Достаточно вспомнить церковь Покрова-на-Нерли, которая словно сказочная невеста, смотрится в воды среди притихших полей.
 Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый характер (А. Мень). ЗАДАНИЕ: В какой степени выражена авторская индивидуальность? Доказать свою точку зрения, обращая внимание на оценочную лексику, стилистическую цельность, приметы разговорного стиля и пр.
 Говоря о системных  отношениях между лексическими единицами, кроме парадигматических, синтагматических связей, необходимо иметь в виду ЭПИДИГМАТИЧЕСКИЕ, или ассоциативно-деривационные  отношения.
 Например,  слово  ЗЕМЛЯ в разных значениях по-разному связано деривационными отношениями со словами «земляной», «землистый», «земной», «наземный», «земельный», «земляк», а также «землекоп»,   «землечерпалка», «землемер», «землевладелец», «землепроходец» и т.д. Так, значение, которое определяется парадигматическими противопоставлениями «земля – песок – глина», синтагматическими сочетаниями «рыть землю», «сыпать землю», «комок земли» и т.п., закреплено в деривационном ряду «земля – земляной – землистый – землекоп и т.д.»
 Значение, определяемое парадигматическими противопоставлениями «земля – вода», «земля – море»… - синтагматическими сочетаниями «увидеть землю», «близость земли» и т.п. – закреплено в деривационном ряду «земля – земной – наземный – земноводный» и пр. Можно сказать, что производные имеют связанное в деривационном отношении значение, само же слово – относительно свободное (Романова, с.12).
 Власть земли (фразеология): «Держись за землю-матушку  – она одна не выдаст», «Черная  земля золотую рожь плодит», «Земля не уродит – никто не наградит».
 ФРАЗЕОЛОГИЯ как  средство формирования языковой компетентности. Рассматривая ПОСЛОВИЦУ как языковое явление, исходят из некоторых ее особенностей:
 - выражение обобщенного,  типового факта действительности;
 - законченность  выраженного суждения;
 - воспроизводимость  внешнего облика пословицы.
 К языковым особенностям можно отнести фонетические особенности, лексические, словообразовательные, морфологические  синтаксические и т.д.
 Логика человеческого  мышления объективно отражающего внешний  мир (Колшанский: Объек. Картина мира…»), едина для всех людей, на каком бы языке они ни говорили (Мечковская). Ср. определения понятия ЯЗЫК в РЯ и Англ.Я. РЯ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.