Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Особенности государственного регулирования ц

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО  «РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА
Факультет маркетинга
Концептуально-теоретические  кафедры: Специализированные кафедры:
Кафедра  Истории экономических учений; Кафедра Информационных технологий
Кафедра Экономической теории
Комплексная междисциплинарная  курсовая работа
на тему:
«Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Особенности государственного регулирования цен в России»
Проверили: Выполнила студентка
Щеголевский В.А. факультета маркетинга
Чередниченко  Л.Г. 1 курса, группы 1108
Герасимова  В.Г. Кряжева А.Р.
Москва 2009
   Содержание: 

 

Введение
   Государственное регулирование цен в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.
   Цены  являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены – одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ (государственного регулирования экономики), целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования отражается на процессах формирования цен.
   Ценовая политика является частью экономической  политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо  важное значение. Она содействует  развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
   Динамика  и структура цен отражает состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Цена – это основной инструмент уравновешивания денежных запросов производителя с возможностями потребителя. Цена является тем фактором, который оказывает существенное влияние на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Известно, что уровень цен и его изменения особенно чувствительно отражаются на населении.
   Вследствие  этого государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины этих изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы ценообразования.
   В России по мере развития рыночного  хозяйства возникали и обострялись  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
   Сегодня российская экономика вернулась  к необходимости государственного регулирования ценообразования, в той части, которая является эффективным механизмом функционирования экономик всех развитых рыночных стран. Если в начале 90-х годов многие российские авторы касались темы либерализации цен, то в настоящее время весомый акцент в научных публикациях делается на основании механизма рыночного ценообразования и с привлечением опыта из этой области ряда зарубежных стран в экономику России.
 

    Возникновение и становление  роли государства  в рыночной экономике
   Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления. В  период становления рыночных отношений  в XVII и XVIII вв. господствовала экономическая  доктрина меркантилизма, согласно которой  развитие торговли и промышленности в стране невозможно без государственного регулирования.
   С расширением рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху своей  деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, негативно оценивавшего государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число поклонников.
   Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство»1. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Лучший вариант для государства - придерживаться политики «Laissez faire»2, т.е. невмешательства государства. Поскольку главным координатором по А. Смиту выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
   Последователей  А. Смита относят к так называемой классической школе. Они полагали, что  чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, т.е. тем лучше для экономики. Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних десятилетий, предшествовал период, в который было теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы.
   Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося  английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. В его работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г., доказывались невозможность «самоисцеления» экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.3
   Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики.
   В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса способствовали появлению нового раздела  экономической теории - макроэкономики. В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний.
   Начиная со второй половины 70-х годов активно стало обсуждаться негативное влияние этой политики на производство (предложение). Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновалась идея, заключавшаяся в том, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка. Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики.
   Современная рыночная экономика - это гибкая система  приспособления производства к потреблению. Одновременно это и система государственного контроля над соблюдением принципов конкуренции и социальной защиты. Ни одна из известных ныне рыночных экономик не функционирует стихийно. Все они являются объектами государственного регулирования, перспективы их развития в большей или меньшей степени определяются содержанием социально-экономической политики того или иного государства.
   Целью экономической политики государства  является достижение "полной" занятости  и стабильности цен при равновесии платежного баланса страны, что должно обеспечить максимизацию прироста национального  дохода.
   Цели  ценового регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого повышение цен на экспортируемое топливо и сырье, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, добиться конкретных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание определенного прожиточного минимума, возможность приобретения товаров первой необходимости.
   Степень государственного регулирования цен  зависит от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой структурной перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой.
   Во  многих странах до недавнего времени правительства отдавали предпочтение неоклассической модели по сравнению с неокейнсианской, что означало как можно меньшее государственное вмешательство в экономику и сокращение сферы его влияния, а также создание условий для более полного и свободного взаимодействия рыночных факторов.
   Такая ситуация наблюдалась до общемирового кризиса 2008 года. Еще в 2008 году никто  не мог предположить, что крупнейшие предприятия и банки США, Европы, России и других стран будут национализированы и крупным банкам будет дано указание предоставлять им кредиты на десятки миллиардов долларов, чтобы рефинансировать их долги. Фактически произошла реприватизация предприятий, и государство вновь обрело контроль над стратегически важными предприятиями.
   Если  вспомнить, что во времена СССР крупные  предприятия создавали вокруг себя города (т.е. становились градообразующими), то становится абсолютно очевидным  тот факт, что без прямого вмешательства государства в экономику России финансово-экономические кризисы  могут привести к крайне острым социальным конфликтам в масштабе города, региона и даже всей страны.
   Этот  кризис наглядно показал, что умеренное вмешательство государства (понятие «умеренное» в данном случае принципиально)  в регулирование экономики в целом и цен в частности является основой экономического и социального благополучия любой страны.
 

    Причины и цели государственного вмешательства в ценовую политику рыночной экономики
   Во  всех развитых странах рыночный механизм хозяйствования дополняется инструментами  государственного регулирования, соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, характера решаемых в данное время задач. Неконтролируемые, стихийные силы рыночной экономики несут в себе не только созидательное, но и разрушительное начало, подрывающее саму рыночную систему. Если государство не регулирует рыночный механизм, в его деятельность вмешиваются всевозможные организационно-экономические системы монопольного типа: транснациональные корпорации, тресты, союзы и т.п., которые превращают свободу рынка в фикцию. А незащищенный от такого рода объединений рынок, переставая в полной мере выполнять одну из своих главных функций – удовлетворение запросов потребителя, становится рынком, где доминирует производитель со всеми вытекающими отсюда последствиями: ограничение предложения, монопольное завышение цен, снижение стимулов к рациональному использованию ресурсов и т.п. В этом проявляется одна из парадоксальных особенностей свободного рынка: чем дальше он эволюционирует в своем развитии, тем больше нуждается в помощи со стороны государственных органов.
   Это касается и вопросов ценообразования. Из хозяйственной практики стран с рыночной системой хозяйства известно, что далеко не все цены формируются как результат взаимодействия спроса и предложения. Интенсивность государственного вмешательства в вопросы ценообразования зависит от многих и зачастую противоречивых причин. В одних случаях оно бывает вызвано массовыми выступлениями населения с требованием о снижении цен на отдельные социально значимые товары и услуги, в других случаях – стремлением государства в рамках политики общественного благосостояния оказать воздействие на неблагоприятное влияние монополий, поддержать стабильность денежной единицы и т.п.
   Главная цель наблюдения за ценами со стороны  государственных органов и социальных партнеров — измерение роста  стоимости жизни для определения  индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
   Мировой опыт показывает, что регулирование  цен должно осуществляться в целях:
   – преодоления инфляционных ожиданий производителей;
   – обеспечения относительной стабильности цен;
   – создания систем льгот и преференций  для отечественных товаропроизводителей;
   – использования государственного предпринимательства  для увеличения выпуска определенных видов товаров и воздействия на уровень цен;
   – оказания поддержки отечественным  товаропроизводителям и в частности  экспортерам конкурентоспособной  продукции на мировых рынках;
   – обеспечения финансовой поддержки  в виде дотаций, субвенций и субсидий, бюджетных и льготных банковских ссуд для поддержания гарантированного уровня цен по отдельным видам товаров и услуг, а также по отдельным отраслям и производствам;
   – стимулирования экономического роста  и содействия прогрессивным сдвигам в структуре экономики;
   – поддержки беднейших слоев населения.
   Необходимость государственного вмешательства в  процессы ценообразования обусловлена  тем, что свободно функционирующий  рынок не обязательно гарантирует  высокую эффективность экономической  деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.
   Используя для решения экономических задач  регулирующую функцию цены, государство  принимает участие в перераспределении  чистого дохода между отраслями  и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных противостоять экспансии на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.
    Государственное регулирование цен можно рассматривать  как одно из направлений макроэкономического  регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим  направлениям:
    поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;
    борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;
    проведение социально ориентированной политики цен;
    обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.
   Наряду  с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя:
    контроль над уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке;
    установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость;
    установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей;
    установление торговых надбавок на некоторые виды продукции;
    регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.
 
   Государственное регулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и  косвенных форм и методов.
 

    Методы государственного регулирования цен
   В настоящее время все цены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Так, государственные органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции4, и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
      Прямое  регулирование цен
   Прямое  вмешательство государства в  процесс ценообразования означает участие государства в лице его административных органов в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных правил ценообразования.
   Прямое  регулирование цен осуществляется в основном в сфере деятельности монопольных рынков и естественных монополий. Кроме того, регулированию всегда подвергаются цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для общества, т.е. на товары и услуги первой необходимости (топливо, энергия, стратегическое сырье, продукция оборотного значения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и др.).
   Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат - калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.
   Прямое  вмешательство государства в  условиях рыночной экономики целесообразно  тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.5
   К методам прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования  можно отнести следующие:
    Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров или отдельные товары), временный или частичный запрет на изменение цен. Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.
    Установление фиксированных цен и тарифов, решение о введении которых принимается соответствующими органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленных фиксированных цен.
   Такие цены в основном применяются при  заключении государственных контрактов. Причем их введению предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в цены, и разрешения возможных хозяйственных споров. В этом случае цена обладает определенной степенью жесткости, а предприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в то же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
   Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги предприятий - естественных монополистов. В первую очередь это касается отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти. Минимальная фиксированная цена обычно устанавливается выше того уровня, который сложился в данный момент на рынке товаров и услуг. Это делается для того, чтобы поддержать производителя (продавца). Максимальная же цена устанавливается несколько ниже сложившейся с целью поддержания потребителя.
    Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. В РФ такого рода регулирование производится по отношению к продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.
    Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не больше норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены.
    Установление фиксированных цен или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции (лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного производства (например, в школьных буфетах и столовых) на соответствующей территории и определять порядок их установления и применения.
    Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны или принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении указанной цены.
    Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам. Такой метод применяется в ряде стран, например, в США и Японии.
   В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут  осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен  или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.
      Косвенное регулирование цен
   Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.
   Косвенное регулирование цен может осуществляться через изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, через проведение определенной налоговой политики и политики доходов. Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие и применение антимонопольных законов путем воздействия на баланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и пошлин и т. д.
   Таким образом, в число методов косвенного воздействия государства на цены можно включить:
    Регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);
    Регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);
    Разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);
    Создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка; государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;
    Эффективное использование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточных количествах.
   В системе методов косвенного или  экономического регулирования важное место занимает политика налогообложения. С ее помощью государство регулирует размеры совокупного спроса, при «перегреве» экономики сокращает его, а при спаде – расширяет. Например, в начале 60-х годов налоговые ставки и правила налогообложения в США изменялись в зависимости от фаз цикла. С другой стороны, налоги (особенно косвенные) в значительной мере непосредственно влияют на уровень цен. Самый низкий уровень цен наблюдается в Швейцарии и Японии, наивысший – в Голландии, Норвегии, Франции, где установлены высокие ставки косвенных налогов.
   Проведение  налоговой политики включает в себя также правила амортизационных отчислений и налоговые льготы (на инвестиции, на новое оборудование и т.п.). Например, значительные размеры налоговых льгот и амортизационных отчислений во Франции в 60-80-х гг. позволили увеличить капиталовложения, объем производства и реализации продукции.
   Размеры денежной эмиссии имеют важнейшее  значение для динамики и уровня цен. Ограничение массы денег в обращении сокращает совокупный платежеспособный спрос. Несбалансированность же между денежной и товарной массой считается инфляционным фактором.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.