На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коллективные творческие дела

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 

Введение
     КТД (коллективные творческие дело на сплочение  группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.)
     Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым.  "Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе".
    Коллективные  творческие дела: все – творчески, иначе – зачем!  
Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел (КТД) являются:

    единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности. Каждое дело – это форма творческого содружества воспитателей и воспитанников, их общей творческой гражданской заботы – практической, организаторской, воспитательной;
    творческий характер каждого дела: осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;
    единство шести отдельных стадий организации каждого дела.
     В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей.
      Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.
      Во  время планирования и организации  коллективных творческих дел взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела.
     Коллективные  творческие дела становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождают добрые чувства, сопереживание всех всем.
     Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.        
 КТД —  это верный путь соединения  и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
     С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим  образом: какова роль учителя в организации  коллективных творческих дел?
   Тема  исследования: Роль учителя в организации КТД.
   Задачи  исследования:
      Анализ литературы по данной проблеме.
      Дать понятие о КТД.
      Выявить роль учителя в организации КТД.
      Разработать со школьниками КТД и проведение различных мероприятий.
  Для решения поставленных задач использовался  комплекс методов исследования: теоретический  анализ источников, систематизация, обобщение, реферирование и др.
  Источники исследования: труды отечественных  психологов и педагогов, документальные материалы, издания периодической  печати, учебные планы, программы, методические пособия и учебники.
   Теоретическая значимость исследования: выявить роль учителя и  дать понятие о КТД.
   Практическая  значимость исследования: содержащиеся  практические положения и выводы могут изменить педагогические оценки, сформулировать новые профессиональные педагогические установки учителей, методистов и студентов. 

 

Глава I. Понятие о КТД
      Групповая деятельность
      Групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися. Групповая  деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно  и происходит.
      Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский  означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование  между ними связующих отношений. “Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом”. (М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко»)
      Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
      Развитие  и формирование личности можно успешно  осуществлять только в коллективе и  через коллектив, что является одной  из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
      Первое  из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
      Второе  положение связано с тем, что  воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и
выступает как  носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и  художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
      Формы групповой деятельности отличаются от других форм прежде всего характером постановки воспитательных задач и  освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности воспитатель  тоже ставит задачи перед учащимися, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
      Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии групповой деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.
      К формам групповой деятельности во вне  учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно – ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др.
      Наиболее  распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация  которых предусматривает шесть  стадий (И. П. Иванов, «Методика коммунарского  воспитания»).
      Стадии организации КТД
      ПЕРВАЯ  СТАДИЯ – предварительная работа. Педагоги и взрослые устанавливают  место предстоящего коллективного  творческого дела в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые затем могут быть предложены детям, продумывают способы реализации своих замыслов, намечают действия, которые помогут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.
      Таким образом, педагог отвечает на следующие  вопросы:
    Какова основная идея КТД?
    В какой форме будет проходить КТД?
    Кого привлечь к участию?
    К кому обратиться за помощью?
    Когда провести стартовую беседу?
   В конце  данной стадии учитель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается Где? Что? Когда?
      ВТОРАЯ СТАДИЯ – коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях): что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые в этом случае – это равноправные участники диалога с детьми.
      Этот  разговор условно называют сбором – стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершает поиск выбором совета дела.
      ТРЕТЬЯ  СТАДИЯ – коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя  инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.
     Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
      Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет ещё способности преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допускается открытого давления, принуждения к работе, взрослый по – товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как ? может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты  сможешь это выполнить». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска и т. п.
      ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ – проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, осуществляемый советом  дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно боятся отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из – за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также боятся и ошибок, допущенных участниками в ходе процесса выполнения и организации дела. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей для которых организуется дело, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.
      ПЯТАЯ СТАДИЯ – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий  сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные  и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.
     Кроме общего сбора, участие каждого в  оценке проведенного КТД может осуществляться и с помощью других средств: опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческих отчетов. Главное, чтобы  каждый поразмышлял над опытом (своём  собственном и опытом своих товарищей), приобретённым в ходе КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи – вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке как собственного, так и общественного мнения, созданию новых добрых традиций.
     ШЕСТАЯ  СТАДИЯ – ближайшие последствия  КТД. На общем сборе в анкете воспитанники и воспитатели высказывали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями, говорили о том, чему научились. Педагогу это всё надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретённый опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на общем сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.
     КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества. 

        Воспитательный характер носит этапно-циклический характер
     На  первом (предварительном) этапе каждого цикла воспитательный процесс представляет собой самовоспитание воспитателей. Движущая сила здесь – воспитательная забота каждого воспитателя о себе и о других воспитателях как товарищах воспитанников. Этот период может быть весьма кратким, но его роль исключительно высока. Именно здесь определяются конкретные, комплексные задачи воспитания данных воспитанников в данное время, планируется руководство общей творческой деятельностью, начинает осуществляться общая творческая работа самих воспитателей по самообразованию. 
          2-й (переходный) этап – единство двух звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется) и воспитания воспитанников. Здесь действует уже и новая движущая сила: непосредственная воспитательная забота воспитателей о воспитанниках – скрытая и открытая. 
          На 3-м (основном, самом продолжительном) этапе к действовавшим ранее движущим силам добавляется рожденная ими воспитательная забота воспитанников друг о друге и каждого о себе – открытая и скрытая. 
          4-й (завершающий) этап – единство четырех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей, воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников (продолжается и углубляется!) и воспитания воспитателей воспитанниками. К движущим силам добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая забота воспитанников о воспитателях. В основе этой заботы – единство уважения и требовательности к воспитателям как к старшим товарищам по общей творческой заботе. 
          Каждый новый цикл – это виток спирали, на котором происходит как бы возврат к прежним этапам. 
          Таким образом, мы приходим к выводу о том, что непосредственной основой и внутренним источником самодвижения, динамики воспитательного процесса и развития воспитательного коллектива является развитие субъективных отношений товарищеского уважения и требовательности воспитателей и воспитанников в диалектическом единстве с объективными отношениями товарищества. Так становится ясным принципиальное значение борьбы за “педагогику отношений” против “педагогики мероприятий” и подлинный смысл этих понятий, ибо сведение процесса воспитания к мероприятиям для воспитанников – это тоже “педагогика отношений” чрезмерной опеки. 
           Именно объективная необходимость исследования различных типов отношений, их воспитательной роли вызвала разработку понятий “формальные” и “неформальные” отношения с отношениями “человеческими”. Стала проявляться необходимость слияния “делового” и “человеческого” характера воспитательных отношений, рассмотрения их специфики и единства.
 
 
 

        Практическая реализация КТД
     В современных условиях целесообразно  сделать некоторые акценты, связанные  с сущностью методики и её практической реализацией:
    Доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого к коллективной творческой деятельности;
    Выработка ценностей, идеалов, образов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;
    Определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
    Создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
    От личности к делу, а не от дела к личности; не отбор пердложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
    Создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;
    Оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с участниками деятельности.
 
        Организация КТД
     В трудовых КТД воспитанники и их старшие  друзья осуществляют заботу через труд - творчество. В центре внимания воспитателей – освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям. Цель трудовых КТД – обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески. Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.
     АТАКА – операция, имеющая своей целью  быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива и его друзей. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания (предложения) для атак:
    расчистить территорию (например, детского сада) от снега, листьев и т. п.;
    посыпать песком обледенелые дорожки;
    украсить общественные здания (например, школу клуб), посадить цветы у памятника и т. п.;
    построить или отремонтировать пешеходные мостики; подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары;
    заготовить дрова для дома престарелых, детских яслей, сельской начальной школы, больницы и т. п.
     Трудовые  атаки проводятся после специальной  разведки или по любому сигналу о  замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается сводный отряд добровольцев (из ребят разного возраста вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом (группой, отрядом, классным коллективом и т. п.) или перед руководящим органом (советом, комитетом).
Очень важно, чтобы  трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней знали только ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получилось недоразумения.
     ДЕСАНТ  – операция, проводимая силами ребят  и их старших друзей: выход или выезд добровольцев для помощи другим коллективам и организациям в каком-либо жизненно важном деле. Помощь может и должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение одного или нескольких дней напряженной, ударной работы.
     Трудовой  десант организуется по призыву тех, кому необходимо оказать помощь, по заданию руководящих органов, по инициативе самого коллектива.
   Примеры жизненно важных задач для трудовых десантов:
    помощь колхозу, совхозу в уборке урожая и других сельскохозяйственных работах;
    помощь лесничеству (и другим коллективам) в охране природы, в борьбе с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями;
    помощь в строительстве, в создании сада, парка, памятных сооружений;
    помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании и т. д.
   Решение о посылке десанта принимает  экстренный общий сбор или совет  коллектива. Участвуют в десанте  на добровольных началах целые коллективы или сводный отряд, командир которого выбирается общим сбором (советом) и  несет перед ним полную ответственность. Взрослые участвуют в десанте в качестве членов штаба, рядовых бойцов.
   В зависимости  от цели десанта подготовка к нему длится несколько дней или часов. В отдельных случаях десант проводится по тревоге, а подготовка к выполнению задачи идет на ходу.
   Трудовой  десант может включать в себя секретные  трудовые атаки и праздничные  сюрпризы.
   Трудовые  десанты воспитывают потребность  и умение приходить на помощь людям  в любое время и в любых  условиях, заботиться о них бескорыстно  и самоотверженно; развивают находчивость, настойчивость, чувство ответственности перед обществом и коллективом – основу сознательной дисциплины.
 

Глава II. Роль учителя в  организации коллективных творческих дел
   2.1. Методика проведения коллективно творческих дел
     Задача любого коллективно-творческого дела создать условия, при которых каждый ребенок получает возможность развить творческие способности, проявить то, что в школе не смогло проявиться, удовлетворить духовные, двигательные, интеллектуальные притязания. Школа дает возможность ребенку раскрыться, самореабилитироваться, добиться признания и уважения. В этом ему поможет методика коллективной творческой деятельности (КТД).
      Методика  коллективной творческой деятельности разработана более сорока лет назад ленинградским ученым Игорем Ивановым и группой его единомышленников и существует достаточно много описаний. Однако каждый год многие педагоги вновь открывают для себя ее суть: дети сами ищут дело по душе, сами делают выбор, сами планируют (в т.ч. при активном участии взрослых), сами разрабатывают (сочиняют сценарии, режиссируют и т.д.), выбирают роли, поручения, сами проводят свои КТД, их обсуждают и оценивают.
      При работе над коллективным творческим делом не надо его путать с делом  «в коллективе».
      Девиз методики: «Все творчески, иначе – зачем?» Отличительная черта – субъектами ее применения выступают дети и педагоги в равной степени. Результат – пассивный превращается в активного, «трудные» становятся талантливыми, педагог оказывается интересным человеком. У ребенка появляются организаторские умения, он становится творческой, инициативной личностью.
      Коллективное  творческое дело осуществляется совместными  усилиями всех членов коллектива, предполагает непрерывный поиск лучших решений  поставленных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща.
      КТД всегда подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, представления музыкально и художественно оформленные.
      Группа  – главный «инструмент» КТД. В  ее составе не должно быть более  семи человек. Дети могут на разных этапах проведения и подготовки дела быть в разных группах. В группе ребенок вступает в новые отношения, выполнят разные роли, учится работать вместе, уважать мнение каждого участника, считаться с чужими мнениями и взглядами.
      КТД ценно тем, что в нем каждому  находится дело, поручение, творческая роль или задание.
      Форм  коллективных творческих дел великое  множество, сейчас их насчитывают более 5000. Важно помнить о том, что конкретная форма любого КТД – это не готовый сценарий, а лишь игровая форма, которая каждый раз наполняется новым творческим содержанием.
      По  содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на:
      познавательные – аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда»;
      трудовые – книжкина больница, день самостоятельности, трудовые акции, город веселых мастеров, фабрика игрушек;
      художественные – карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал, артиада;
      спортивные – Олимпиада, марафон, фестиваль приключений, туристический поход, туриада, спортивные праздники;
      общественно-политические – вечер актуальных проблем, фестиваль документальных фильмов, выборы, политические дебаты, фестиваль дружбы народов, вечер памяти, факельное шествие, операция «Забота».
     Любое творческое дело можно подготовить  по следующей схеме:
      Выбор дела. Это прерогатива детей: чем им хочется заниматься. Приемы поиска и выбора дела: разведка интересных дел, конкурс на самое, самое…, анкетирование, коллективное придумывание дела.
      Приглашение к делу. Разработка афиш, приглашений, «живая» реклама и т.д.
      Встреча участников и гостей дела. Зрители могут пройти через выставку работ, испытания, розыгрыши, церемониал. Подготовка встречи должна включать организационный момент: где гости приведут себя в порядок. Организация встречи важна для создания атмосферы восприятия мероприятия.
      Начало дела. Творческое, необычное, интригующее.
      Композиция дела (основная часть). Дело может быть сценарным или импровизированным. В основной части соседствуют слово, образ, показ, творческая деятельность, конкурсы, игра. Возникающие паузы должны быть заполнены игрой с залом, музыкальным фрагментом соответствующим теме мероприятия. Участники должны заранее знать должны заранее знать порядок выступления.
      Заключительный этап. Четкая, яркая, краткая часть мероприятия. Могут быть вручения подарков, сюрпризы, отрядные «свечки», ритуалы, «плавный» переход к дискотеке.
      Последействие – подведение итогов, анализ и оценка дела, наметка следующих дел.
 
      Коллективный  анализ является обязательной составной частью методики КТД. Вопросы для обсуждения прошедшего дела (по работам И.П.Иванова):
      Какими мы были?
      Что было хорошо?  Что получилось?
      Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше?
      Как нам жить дальше?
     Любой этап КТД - это творчество ребенка, которое необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм, и атрибутику в своей роли, то успех следует разделить на всех. Это и есть коллективный успех. 

   2.2. Пять  условий педагогического успеха
     Первое  условие – общая забота: наша цель – счастье людей!  
Организация постоянной многосторонней заботы каждого о своих товарищах, о людях близких и далеких, о малышах и взрослых – вот, по нашему убеждению, самый краткий ответ на вопрос, что организовывать, строя воспитательную работу. 
Что включает в себя подлинно заботливое отношение к людям? 
             – Привычку и умение быть внимательным и чутким, вглядываться в окружающую жизнь. Искать и находить нужное людям, возможность приносить им пользу и радость. 
             – Привычку и умение строить личную и коллективную перспективу, планировать, распределять во времени решение разнообразных жизненно важных задач. 
             – Привычку и умение преодолевать трудности в выполнении задуманного, доводить начатое до конца, воодушевлять товарищей, передавать им свой опыт и использовать опыт других. 
             – Привычку и умение оценивать собственный опыт и опыт других, учиться на собственном опыте и опыте других, извлекать уроки на будущее. 
Уже из этого далеко не полного перечня внутренних сторон и условий подлинной заботы о других людях видно, с какой необходимостью соединяются в ней культура отношений, поведения и деятельности, как органически она сочетается с глубокой заботой человека о себе, о своем самосовершенствовании. А именно эти условия, усложняясь по своему содержанию и формам в условиях дружеского общения со взрослыми (не опеки!), ведут ребенка и подростка по ступеням самосознания и самовоспитания.

       Говоря кратко, воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой (общественно-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивной) заботе. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе.
     Второе  условие – товарищество.  Воспитатель  должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать, совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие, создается и крепнет “истинный авторитет” (по выражению А.С.Макаренко) взрослого. Это отношение, в котором неразрывно соединены уважение и требовательность воспитанников к воспитателю как старшему товарищу: младших членов семьи к их родным, учащихся к учителю.
     Третье  условие – единство мыслей и действий, воли и чувств Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности. 
           В жизни же нередко делается упор на одну из сторон личности. Особенно часто – на формирование знаний, а другие внутренние силы – чувства, потребности, привычки – оказываются постоянно на втором плане, играют по преимуществу вспомогательную роль, да к тому же воздействия оказываются обособленными друг от друга, рядоположенными, случайными. 
Именно поэтому и получается разрыв между знаниями и взглядами-убеждениями, между знаниями и интересами, между умениями и потребностями. И что особенно нетерпимо – разрыв между всем этим и деятельностью.

     Четвертое условие – единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия  воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих  воспитателей на себя, а также способами  воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого из воспитанников на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
   2.3. Приемы проведения  КТД
      Коллективные  творческие дела могут быть самые  различные, они постоянно рождаются  в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.
      Один  из эффективных приёмов, применяемых  почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это  создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или  выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).
      Другим  необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.
      Часто используется ещё один приём –  отбор идей, когда нужно из множества  возможных решений, вариантов выбрать  один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью  голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.
      Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
   2.4. Условия  проведения КТД
     Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.
      Во  – первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и  проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.
      Во  – вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.
      В – третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно – воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.
      В – четвёртых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.
 

Глава III. Экспериментальная часть
   3.1. Характеристика класса на основе социометрии и других исследований
Социометрия класса 9 «Е» школы №1 г. Салават.
ФИ Те, кого выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 итого
1 Васильева Татьяна -   1     1   1      
2 Дюднева Алина   - 1                
3 Петров Вова 1   -                
4 Ребиков Павел       -       2      
5 Семенова Галина         -   1        
6 Старожук Александр   2       -          
7 Сулаев Евгений             -   1    
8 Тимченко Виктория 1     2       -      
9 Филипов Андрей                 -    
10 Шаманин Виталий     1   1         -  
Количество  выборов - 2 1 - 1 1 1 - 1 - 16
Количество  взаимных выборов 2 - 2 2 - - - 3 - - 9
 
1. Актив класса.
Актив класса: Тимченко Виктория, Васильева Татьяна, Рябиков Павел, Старажук Александр.
Характеристика  выбранного актива класса: В актив класса входят Тимченко Виктория, Васильева Татьяна, Рябиков Павел, Старажук Александр. Девочки общительные, активные, целеустремленные.
Содержание  деятельности актива: В основном актив действует как единое целое, хотя внутри актива бывают ссоры, связанные с борьбой за лидерство. Девочки не приказывают, не любят подчиняться (не позволяют собой командовать, руководить). В случаях, если следует кого-то убедить, могут быть очень настойчивыми.  В любом новом деле сразу берут инициативу в свои руки и всегда справляются с поставленной задачей. Для класса являются авторитетами, очень требовательны и к себе, и к другим.
Неофициальный актив: Как такового неофициального актива нет, но есть неофициальные лидеры (дети, не входящие в КСК, но стремящиеся попасть в актив), это – Петров Вова (среди мальчиков) и Марьина Алена (среди девочек).
Лидеры: Лидеры класса входят в официальный актив класса, о неофициальных лидерах было сказано ранее.
2. Уровень развития класса как коллектива.
Общие сведения о классе: 9 «Е» класс является общеобразовательным, т.е. в этом классе собраны разные дети. Класс был сформирован два года назад. До сих пор состав класса остается неизменным.
Состав  класса: В 9 «Е» учится 29 человек, из них 19 девочек и 10 мальчиков. Все дети примерно одного возраста, самая маленькая Дюднева Алина, т.к. она пошла в школу с 6 –ти лет.
Официальная структура:  В 9 «Е» учится 29 человек:
Васильева Татьяна, Восколович Наталья, Гоцман Дарья, Дебелова Кристина, Дюднева Алина, Жилкина Юлия, Исмаилова Гульнар, Карсакова Кристина, Карпенко Алексей, Луцкова Ксения, Лубяная Маргарита, Моргунова Настя, Нагулевич Дмитрий, Найденова Ирина, Петров Вова, Пожидаев Антон, Рудзинская Евгения, Рубиков Павел, Садченко Максим, Семенова Галина. Старажук Александр, Сулаев Евгений, Тимченко Виктория, Филипов Андрей, Шамонин Виталий, Морозенко Дарья, Марьина Алена, Кряцкая Марина, Смоленцева Анна.
Общий уровень развития учащихся, их интересы, кругозор: Общий уровень развития учащихся 9 «Е» выше среднего. Дети читают, и не потому, что надо, а потому что интересно. Некоторые ходят в спортивные секции, посещают кружки, входят в школьные клубы. Но в основном дети 9 «Е» - это дети танцующие, поющие, рисующие. Большинство детей ходят сразу в несколько кружков или секций, родители многих детей для дополнительного развития своего ребенка нанимают репетиторов. Поэтому дети очень заняты и в течение учебного дня, учитывая помимо всего прочего и необходимость готовить уроки к каждому предмету и на каждый учебный день, у детей практически нет свободного времени.
Учащиеся  с ослабленным  здоровьем: В классе ослабленное здоровье почти у всех детей. На учете у врача стоят почти 85% детей класса. Очень сильно ослаблено здоровье у Дюдневой Алины. У многих детей слабое зрение, наблюдается нарушение осанки и т.д.
Неполные  семьи: У Сулаева Евгения семья неполная, но, когда учитель заполняет журнал, то Евгений говорит, что семья полная, то есть ребенок не хочет признаваться в том, что вместе с ними не живет папа. У Лубяной Риты родители развелись.
3. Отношения учащихся к общественно-полезному труду.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.