На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Серебреный век русской культуры

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
    Введение………………………………………………………..…………...3
    Серебряный  век: декадентство или ренессанс?..........................................5
    Заключение………………………………………………………………..18
    Литература ……….…………………………………………………….....20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
     Серебряный  век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох[2].
       Он протекал с   90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно[1].
     Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
     Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его  поступательном историческом движении.. Возможность выбора рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии "свое" — "чужое", "Россия" — "Запад" особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл.
     Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.
     Важной  чертой развития культуры рубежа веков  является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".
     Русский культурный Ренессанс создавался целым  созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.
     Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику. 

    Серебряный  век: декадентство или  ренессанс?

Образование.
     Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38—39 %.
    Растущая  потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности  технического, образования. В 1912 г. в  России было 16 высших технических учебных  заведений. К прежнему числу университетов  прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно  выросло — с 14 тысяч в сер. 90-х  годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.).
    Дальнейшее  развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н. Прянишникова, 1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее образование было признано юридически (1911)[4].
    Одновременно  с воскресными школами стали  действовать новые типы культурно-просветительских учреждении для взрослых — рабочие  курсы (например, Пречистенские в  Москве, среди преподавателей которых  были такие выдающиеся ученые, как  физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета и др.), просветительские рабочие  общества и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым  залом, чайной и торговой лавкой (Литовский  народный дом графини С.В. Паниной  в Петербурге).
    Большое влияние на просвещение оказало  развитие периодической печати и  книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913— более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного “тонкого” журнала “Нива” (1894-1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.
    Крупнейшие  книгоиздатели А. С. Суворин (1835— 1912) в Петербурге и И.Д. Сытин (1851-1934) в  Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам (“Дешевая библиотека”  Суворина, “Библиотека для самообразования” Сытина). В 1989—1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество “Знание”, которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 “Сборников товарищества "Знание"”, включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина и  др.
    Процесс просвещения был интенсивным  и успешным, количество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек.
    Не  менее важную роль в развитии культуры сыграл "иллюзион" — кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. Начало профессиональному кинематографу в России положил фильм "Стенька Разин и княжна" (1908 г., реж. В.Ф. Ромашков). В 1911—1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Ф. Бауэра, В.Р. Гардина, Протазанова и др[2].

    Наука

    На  руб. XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847—1921) — основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.
    К.Э. Циолковский (1857—1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель — ракету (“Исследование мировых пространств реактивными приборами”, 1903).
    Работы  выдающегося русского физика П.Н. Лебедева (1866—1912) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.
    Научное значение трудов великого русского ученого  физиолога И.П. Павлова (1849—1934) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод “хронического” опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников (1845—1916), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским (1863—1945). Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.
    Гуманитарные  науки испытывали большое влияние  процессов, происходивших в естествознании. В философии получил широкое  распространение идеализм. Русская  религиозная философия с ее поиском  путей соединения материального  и духовного, утверждением “нового” религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.
    Основы  религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен “серебряный  век” русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым (1853—1900). Его система — опыт синтеза религии, философии и науки. “Причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль” (В. В. Зеньковский). Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы (“Философские начала цельного знания”, 1877; “Русская идея” на фр. яз., 1888, на рус.— 1909; “Оправдание добра”, 1897; “Повесть об Антихристе”, 1900 и др.).
    Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих  мыслителей — Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгаков (1871-1944), Д.С. Мережковский (1865-1940), С.Н. Трубецкой (1862-1905) и Е.Н. Трубецкой (1863-1920), Г.П. Федотов (1886-1951), П.А. Флоренский (1882-1937), С.Л. Франк (1877-1950) и др.—во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, в частности, экзистенциализм. Ученые-гуманитарии плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения (В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.И. Семевский, С.А. Венгеров, А.Н. Пыпин и др.). Одновременно делалась попытка с марксистских позиций рассмотреть проблемы философии, социологии, истории (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский и др.).

    Литература

    Реалистическое  направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой (“Воскресение”, 1880-99; “Хаджи-Мурат”, 1896-1904; “Живой труп”, 1900); А.П. Чехов (1860-1904), создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и “маленький” человек с его повседневными заботами (“Палата № 6”, 1892; “Дом с мезонином”, 1896; “Ионыч”, 1898; “Дама с собачкой”, 1899; “Чайка”, 1896 и др.), и молодые писатели И.А. Бунин (1870—1953; сб. рассказов “На край земли”, 1897; “Деревня”, 1910; “Господин из Сан-Франциско”, 1915) и А.И. Куприн (1880-1960; “Молох”, 1896; “Олеся”, 1898; “Яма”, 1909-15).
    Одновременно  в реализме появились новые художественные качества (опосредованное отражение  действительности). С этим связано  распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов (“Макар Чудра”, “Челкаш” и др.) принесли известность молодому А.М. Горькому (1868—1936). Лучшие реалистические сочинения писателя отразили широкую картину русской жизни рубежа XX в. с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы (роман “Фома Гордеев”, 1899; пьесы “Мещане”, 1901; “На дне”, 1902 и др.).
    В конце XIX вв., когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство ([от позднелат. decadencia—упадок] явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Для эстетической концепции характерен культ красоты), многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на руб. XX в.
    Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьев, сообщивший им свою веру в Софию и так сформулировавший сущность символизма:                                Все, видимое нами,

                                        Только отблеск, только тени

                                                 От незримого очами.
    София, понимавшаяся Соловьевым как синтез Мудрости, Добра и Красоты, как  посредник между человеком и  Богом, как “Мировая душа”, воплотилась  в циклах стихов о Прекрасной Даме А.А. Блока (1880—1921), творчестве Андрея Белого (литературный псевдоним Б.Н. Бугаева, 1880—1934) и др. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский, считавший преобладание реализма главной причиной упадка литературы, основами нового искусства провозглашал “символы”, “мистическое содержание” (“О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”, 1893). Собственные его романы пронизаны религиозно-мистическими идеями (трилогия “Христос и Антихрист”, 1895—1905). Наряду с требованиями “чистого” искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема “стихийного гения”, близкого по духу к ницшеанскому “сверхчеловеку”.
    К 1910 г. “символизм закончил свой круг развития” (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участники группы акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к “идеальному”, возвращение ей ясности, вещности и “радостное любование бытием” (Н. Гумилев). Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: “...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще”. Впрочем не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. А. Ахматовой (1889-1966), лиризм раннего 0.3. Мандельштама (1981— 1938). По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.
    Одновременно  возникло другое модернистское течение  — футуризм, распадавшийся на несколько группировок: “Ассоциация эгофутуристов” (И. Северянин и др.); “Мезонин поэзии” (В. Лавренев, Р. Ивлев и др.), “Центрифуга” (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), “Гилея”, участники которой Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. “Мы — новый род люд-лучей. Пришли озарить вселенную” (В. Хлебников).
    Были  в поэзии этого времени яркие  индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению  — М. Волошин (1877—1932), М. Цветаева (1892—1941). Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.
    Особое  место в литературе рубежа веков  заняли крестьянские поэты (Н. Клюев, П. Орешин). Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин (1895—1925), соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства (сборник “Радуница”, 1916 и др.).

    Театр и музыка

    Важнейшим событием общественно-культурной жизни  России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра (1898), основанного К. С. Станиславским (1863—1938) и В.И. Немировичем-Данченко (1858—1943). В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей.
    В 1904 г. в Петербурге возник театр  В.Ф. Комиссаржевской (1864—1910), репертуар которого (пьесы Горького, Чехова и др.) отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б. Вахтангова (1883— 1922) отмечено поисками новых форм, его постановки 1911—12 гг. носят радостный, зрелищный характер (“Чудо святого Антония” М. Метерлинка, “Принцесса Турандот”   К. Гоцци и др.).
    Развитие  лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873—1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин (1880—1942) и балерина А.П. Павлова (1881—1931). Русское искусство получило мировое признание (“Русские сезоны” С.П. Дягилева в Париже, 1909—12).
    Выдающийся  композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки (“Садко”, 1896; “Сказка о царе Салтане”, 1900; “Сказание о невидимом граде Китеже”, 1904; “Золотой петушок”, 1907). Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера “Царская невеста” (1898). Профессор петербургской консерватории по классу композиции, Римский-Корсаков воспитал целую плеяду талантливых учеников (А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и др.).
    В творчестве композиторов молодого поколения  на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова (1873—1943), бывшего во многом прямым наследником Чайковского (оперы “Алеко”, 1892; “Франческа да Римини”, 1904 и др.); в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина (1871/72—1915; “Божественная поэма”, “Поэма экстаза”, “Прометей” (“Поэма огня”, 1910) и др.; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы (1882—1971; балеты “Жар-птица”, 1910; “Петрушка”, 1911; “Весна священная”, 1913 и др.).

    Архитектура

 
    Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX— XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!
    В творчестве Ф.О. Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям — национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве, 1903) и рациональному (типография А. А. Левенсона в Мамонтовском пер., 1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот (1900—02), где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил асимметричный принцип планировки.
     В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна  Л.Н. Кекушева (дом наследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894—96; Никольские торговые ряды на Никольской ул., 5; 1899— 1903 и др.). В неорусском стиле работали А.В. Щусев (1873— 1949) — здание Казанского вокзала в Москве (1913—24), В.М. Васнецов — здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (1901—06) и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль — неоклассицизм (особняк А.А. Половцева на Каменном острове, 1911—13, архитектор И. А. Фомин).
     По  целостности подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн — один из наиболее последовательных стилей.

    Скульптура

    Подобно архитектуре скульптура рубежа веков  освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано  с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой (1866—1938). Уже в первых русских работах скульптора (портрет И. И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, оба 1899, бронза) проявились черты нового метода — “взрыхленность”, бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.
    Самое замечательное произведение Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).
    По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный  памятник Гоголю в Москве (1909) скульптора Н.А. Андреева (1873— 1932), тонко передающий трагедию великого писателя, “усталость сердца”, столь созвучную эпохе.
    Самобытная  трактовка импрессионизма присуща  творчеству А.С. Голубкиной (1864—1927), переработавшей принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа (“Идущий”, 1903; “Сидящий человек”, 1912, ГРМ). Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями (“Изергиль”, 1904; “Старая”, 1911 и др.).
    Импрессионизм мало затронул творчество С. Т. Коненкова (1874—1971), отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием (аллегорический “Самсон, разрывающий узы”, 1902; психологический портрет “Рабочий-боевик 1905 г. Иван Чуркин”, 1906, мрамор; галерея обобщенно-символических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора — “Нике”, 1906, мрамор; “Стрибог”, 1910; фантастичны и одновременно пугающе реальны фигуры убогих странников — “Нищая братия”, 1917, дерево, ГТГ).

    Живопись

    На  рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.
    Жанровая  живопись в 90-е годы утратила ведущую  роль. Художники в поиске новых  тем обращались к изменениям в  традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины (С.А. Коровин, “На миру”, 1893, ГТГ), проза отупляющего труда (А.Е. Архипов, “Прачки”, 1901, ГТГ) и революционные события 1905 г. (С.В. Иванов, “Расстрел”, 1905, Гос. муз. рев., Москва). Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра.
    В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала (“Улица в Китай-городе. Начало XVII века”, 1900, ГРМ). Творчество М.В. Нестерова (1862—1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев (“Видение отроку Варфоломею”, 1889-90, ГТГ, “Великий постриг”, 1898, ГРМ).
    Ученик  Саврасова И.И. Левитан (1860—1900), блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, он подошел к импрессионизму (“Березовая роща”, 1885—89) и явился создателем “концепционного пейзажа” или “пейзажа настроения”, которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости (“Март”, 1895, ГТГ; “Озеро”, 1900, ГРМ) до философских размышлений о бренности всего земного (“Над вечным покоем”, 1894, ГТГ).
     К.А. Коровин (1861—1939) — самый яркий представитель русского импрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов (“Париж”,1902; “Париж вечером”, 1907; “Париж. Бульвар капуцинок”, 1911, ГТГ). В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах (“Цветы”, 1911; “Розы и фиалки”, 1912; “Сирень”, 1915 и др). Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить “прелесть незаконченности”, “этюдность” живописной манеры. Полотна Коровина — это “пиршество для глаз”.
     Идеалом времени становится не просто художник универсального типа, а идеалом искусств- театр, который способен в высшей степени осуществить синтез искусства, который является неотъемлемой чертой культуры « Серебряного века» в целом. Синтез же искусства осуществляется через игру, фантазию, которые напрямую подводят к театральному искусству. 
          Почти все известные русские художники начала века работали в театре: Васнецов, Врубель, Бенуа, Серов, Поленов, Левитан, Коровин, Кузнецов. Почти все мирискусники, исследователи этого периода искусства называли рубеж столетий периодом «Театрократии»[5].

      Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки, проявилась в творчестве М.Ф. Ларионова (1881—1964), одного из организаторов “Бубнового валета” (“Отдыхающий солдат”, 1910, ГТГ) и его жены художницы Н.С. Гончаровой (“Мытье холста”, 1910, ГТГ). Как народному наивному искусству, так и западному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна М.З. Шагала (1887-1985, “Венчание”, 1918, ГТГ; “Я и деревня”, 1911, Муз. совр. иск., Нью-Йорк и др.). Сочетание фантастических полетов и чудесных знамений с будничными подробностями провинциального быта на полотнах Шагала сродни гоголевским сюжетам. С примитивистской линией соприкасалось уникальное творчество П.Н. Филонова (1883-1941, “Восток и Запад”, 1912-13; “Пир королей”, 1913; “Крестьянская семья”, 1914, ГРМ).
    К 10-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.