На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурсно-игровая программа как форма досуга школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

Введение………………………………………………………………………….  3  

Глава  I.  Конкурсно-игровая   программа как форма организации досуга  молодежи.
      Понятие  «игра»,  «игровая  деятельность»,  «конкурс»……………….6
      Игровая  форма,  игровой  компонент  в  структуре  досуга.  Игровая  программа,  ее  виды……………………………………………………..11
      Психолого-педагогическая  характеристика  подросткового  возраста…………………………………………………………………………..17
 
Глава  II.  Особенности организации и проведения  конкурсно-игровой программы для школьников  «Большой  секрет  для маленькой компании»
2.1.  Разработка  идейно-тематического  замысла  сценария  конкурсно-игро-
    вой  программы  для  школьников  «Большой  секрет  для  маленькой  компании……………………………………………………………………21
    2.2.  Сценарий  конкурсно-игровой   программы  «Большой  секрет  для  маленькой  компании»……………………………………………………….24
    2.3.  Разработка  режиссерско-постановочного  плана  конкурсно-игровой  программы   «Большой  секрет  для  маленькой   компании»……………36 

    Заключение………………………………………………………………………39 

    Список  использованных  источников………………………………………….41 

    Приложения……………………………………………………………………..43
ВВЕДЕНИЕ 

     Культурно-досуговая  деятельность  означает  специфическую  активность  людей  во  время  досуга.  Формы  активности  выбирает  сам  человек, исходя  из  своих предпочтений,  возможностей  и уровня  культурного развития,  а  также  с  учетом  традиций,  моды,  влияния  окружающих  людей.
     Особого  внимания  требует  организация  досуга  детей  юного  возраста,  когда  на  первый  план  выходит  необходимость  в  повышенной  физической  активности,  в  познавательной  деятельности,  а  также  стремление  проводить  свободное  время  со  сверстниками  ради  общения.  И. В. Бестужев-Лада  отмечает:  «Для  молодежи  «посидеть  компанией» - жгучая потребность,  один  из  факультетов  жизненной  школы,  одна  из  форм  самоутверждения!..  При  всей  важности  и  силе  социализации  молодого  человека  в  учебном  и  производственном  коллективе,  при  всей  необходимости  содержательной  деятельности  на  досуге,  при  всей  масштабности  роста  «индустрии  свободного  времени» - туризма,  спорта,  библиотечного и  клубного  дела – при  всем  этом  молодежь  упрямо  «сбивается»  в  компании  сверстников.  Значит,  общение  в  молодежной  компании – это  форма  досуга,  в которой юный  человек нуждается органически» [3, с. 15].  Досуг является  не  просто  частью  свободного  времени,  но  и культурным  пространством,  предоставляющим огромные  возможности для развития  и формирования  культуры  личности  старшеклассника.  В этом  случае  важное  значение  приобретает  педагогический  потенциал  сферы  досуга  с  ее  огромным  багажом  форм  и  методов  воспитательного  воздействия  на  личность  учеников  старших  классов. [2, с. 8]
     Современная  наука  связывает  сущность  досуга  с одним  из  полюсов человеческой  деятельности,  носящей  в целом  двухфазный  характер: «усилие – расслабление»,  «работа – отдых». [2, с. 9].  Представление об  отдыхе  приобретает широкий характер,  как любое воспроизводство готовности  человека  к новым усилиям.  Отсюда  формируется представление об  отдыхе  как  о  деятельности,  имеющей  многофункциональное  назначение,  приобретающей  сложное  содержание,  многообразные  формы  организации.
     В  широком  смысле  феномен  отдыха  сближается  с  явлением  реакции  (от  лат.  Rekreatio – возвращение  к  здоровью, восстановление) [2, с. 10]. Ныне  реакция трактуется  как целостное физическое  и  социально-культурное  оздоровление.  Виды  культурно-рекреационной  деятельности  многообразны,  также  многообразны  и  формы,  одной  из  которых  является  конкурсно-игровая  программа.
     Конкурсно-игровая  программа – это  театрализованное  представление, основой  которого  являются  игры,  конкурсы,  забавы,  розыгрыши.  Главное отличие  конкурса  от  игры  заключается  в  том,  что  конкурс  предполагает  обязательное  наличие  победителя,  в  игре  же  могут  быть  варианты.
     Забава  – массовая  форма  игрового  действия,  связанная  с  музыкально-ритмическими  или  пластическими  играми.  Например,  в  песне  «В  лесу  родилась  елочка»  вместо  буквы  «р»  играющие  хлопают  в  ладоши.
     Розыгрыш  – игровое  действие,  эстетический  смысл  которого – неожиданность  результата. [3, с. 35]
     Игра  в  значительной  мере  определяет  сущность  и  природу  праздника.  Без  нее  праздник  существовать  не  может.  Игровая  природа  праздника  нашла  свое  развернутое  отражение  в  исследованиях  М. М. Бахтина, Д. М. Генкина,  К. Кереньи,  А. А. Кановича. [1, c. 4]
     Интерес  к  феномену  игры  проявил  Платон,  Ф. Шиллер,  И. Кант,  Й. Хейзинга,  Э. Берн,  К. С. Станиславский,  М. М. Бахтин,  Ю. М. Лотман,  Г. П. Щедровицкий,  Л. С.  Выготский,  Д. Б. Эльконин,  Т. А. Кривко-Апинян, Н. Т. Казакова,  Л. Т. Ретюнских.  Их  взгляды  на  сущность  и  природу  игры  значительно  обогатили  философско-культурологическую  мысль,  а  гипотеза  о  том,  что  логика  истории – игрологическая  (М. М. Бахтин,  Ю. М. Лотман)  стала  иметь  под  собой  гораздо  больше  объективных  оснований [1, с. 8]  Эта тема  является  действительно актуальной  в наше  время,  так  как  для  школьных  и  внешкольных  педагогов-организаторов  по-прежнему  востребована  такая  форма  общения  старшеклассников,  как  игровая  деятельность.  Одной  из  важнейших  разновидностей  игровой  деятельности  является  конкурсно-игровая  программа.
     Цель – разработать сценарий  конкурсно-игровой программы «Большой  секрет  для  маленькой  компании».
     Объект  исследования – ученики старшего  школьного возраста.
     Предмет  исследования – методика  подготовки  и проведения  конкурсно-игровой  программы  для  школьников  «Большой  секрет  для  маленькой  компании».
     Задачи  исследования:
    Проанализировать  специальную  литературу  по  теме  исследования.
    Дать  психолого-педагогическую  характеристику  подросткового  возраста.
    Раскрыть  особенности  конкурсно-игровых  программ.
    Разработать  сценарий  конкурсно-игровой  программы  для  школьников  «Большой  секрет  для  маленькой  компании».
    Предложить  рекомендации  по  улучшению  методики  подготовки  и  проведения  конкурсно-игровой  программы.
     Методы  исследования:  теоретический анализ  литературы,  наблюдение,  устный  опрос,  беседа.
     База  исследования:  Горецкий  районный  центр культуры. 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА I.  КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА  МОЛОДЕЖИ 

     
      Понятие  «игра»,  «игровая  деятельность»,  «конкурс».
 
     Истоки  существования  термина  «игра»  уходят  в  далекое  прошлое. Упоминание  об  игре  встречается  в  индийских  Ведах,  Библии,  сочинениях  древних  философов.  Величайшие  мыслители  Платон  и  Аристотель  высоко  оценивали  педагогическое  значение  игры. [9, с.10]
     Многие  исследователи  связывают  игру  с  трудом,  определяя  ее  место  в  филогенезе  как  порожденную  им  и  вытекающую  из  него,  а  в  онтогенезе,  как  деятельность,  предшествующую  труду. [9, с. 10]
     С  возникновением  таких  способов  производства,  которые  недоступны  детям  и  требуют  подготовки  к  ним,  появляются  уменьшенные  орудия  труда,  приспособления  для  детей.  На  этой  ступени  развития  общества  и  возникает  игра,  в  которой  дети  удовлетворяют  свое  стремление  к  совместной  жизни  со  взрослыми,  то  есть  удовлетворяют  свою  социальную  потребность,  которая  не  может  быть  удовлетворена  при  отсутствии  участия  в  труде  взрослых. [9, с. 10]
     Уже  на  ранних  этапах  развития  общества  игра  аккумулировала  в  себе  рациональные  способы  труда.  Ставя  человека  в  игровой  ситуации  в активную  позицию,  она  позволяет  ему  понять  творческий  аспект  труда, создавать  предпосылки  творческого  отношения  к  труду. [9, с. 11]
     Советский  психолог  С. Л. Рубинштейн  по  этому  поводу  спрашивает:  «Что  же  такое  игра – доступная  для  ребенка  и  непостижимая  для  ученого?» [15, с. 48]
     Педагогическая  энциклопедия  определяет  игру  как  вид  деятельности  детей,  заключающий  в  воспроизведении  действий  взрослых  и  отношений  между  ними  и  направленный  на  ориентировку  и  познание  предметной  и  социальной  действительности;  одно  из  средств  физического,  умственного  и нравственного воспитания  детей. [10, c. 17]
     С  приходом  ребенка  в  школу  игровая  деятельность  у  него  не  исчезает,  а  сохраняется  на  протяжении  всего  периода  обучения.  Несмотря  на  то,  что  игра  не  является  ведущей,  она  проникает  в  другие  виды  деятельности,  то  есть  учебную,  познавательную,  спортивную.
     Философско-энциклопедический  словарь  определяет  игру  как  широкий  круг  деятельности  животных  и  человека,  противопоставленный  обычно  утилитарно-практической  деятельности.  Это  определение  важно  тем,  что  раскрывает  суть  игры  как  явления.  Наиболее  полное  определение  игры,  на  наш  взгляд,  дал  С. Л. Рубинштейн.  «Игра  человека - порождение  деятельности,  посредством  которой  человек  преобразует  действительность» [15, с. 49].  Это высказывание  достаточно  четко раскрывает  игру  как  человеческую  деятельность,  которая  отражает  стремление  и  формирует  потребность  личности  вступать  во  взаимодействие  с  окружающим  миром.  Стремления  личности  носят  серьезный,  естественный  характер,  полны  реальных  переживаний,  чувств,  мыслей,  наполнены  подлинными  действиями,  направленными  на  действительность  и  ее  изменения.  Тем  самым  человек  изменяет  свою  собственную  природу,  одновременно  развивая  все  присущие  ему  способности.  Играть  для  человека – значит  действовать,  возбуждать  в  себе  чувства,  желания,  стремиться  к  их  осуществлению,  ощущать воспринимать  и творчески отображать  мир в своем  воображении,  вступать  в  общение  с  другими  людьми  и  таким  путем  развивать  в  себе  навыки  общественного  поведения. [18, с. 84]
     Второе  фундаментальное  положение  С. Л. Рубинштейна  состоит  в  том,  что  в  игре  совершаются  лишь  действия,  значимые  для  индивида  по  их  собственному  внутреннему  содержанию.  Здесь  определяется  важнейший  методологический  подход  к  изучению  игровой  деятельности  человека.  Эта  деятельность  всегда  порождается  мотивами  внутреннего  порядка:  впечатлениями,  интересами,  личностными  потребностями.  Здесь подчеркивается  специфическая  особенность  игры  ценности  как  деятельности:  для  человека  важен  не  её  результат,  а  сам  процесс,  процесс  переживаний,  связанных  с  игровым  действием.  Хотя  ситуации,  проигрываемые  человеком,  воображаемые,  но  чувства,  переживаемые  им,  реальны.  Отсюда  следует,  что  в  содержании  игры  заложен  огромный  воспитательный  потенциал. [15, с. 50]
     Управляя  содержанием  игры,  включая  в  содержание  определённые  ценности,  мы  тем  самым  можем  воздействовать  на  чувства  человека.
     Предмет  игровой  деятельности, как  указывает  А. Н. Леонтьев,  лежит в  её  содержании.  Там,  где  предмет  деятельности  вне  её  содержания,  там уже нет игры – там рождается иная  деятельность.  И,  наоборот,  если  мотив деятельности  определяется  её  содержанием,  то  эта деятельность  есть  игра,  независимо  от  того,  каково  это содержание. [7, с. 8]
     Словарь  русского  языка  определяет  игру  как  тот  или  иной  способ, каким  развлекаются,  как  комплекс  предметов  для  игры.  Конечно  игра – это  развлечение.  Однако,  сведение  игры  к  развлечению  в  самом  прямом понимании  этого  слова  приводит  к  тому,  что  содержание  её  недооценивается.  Особенно  это  характерно  в  практике  игр  со  взрослыми  людьми. Ограниченность  содержания  игр,  однообразие игровых действий  привело к тому,  что игровая культура  молодежи,  взрослых  совершенно  не  развита. [11, с. 23]
     Нам  кажется  совершенно  справедливой  позиция  Д. Н. Узнадзе,  который  утверждает,  что  не  одна  лишь  игра  доставляет  нам  развлечение.  Развлечение  больше,  чем  игра,  однако  и  игра  не  является  только  развлечением,  и  она  больше,  чем развлечение.
     Сегодня  многие  исследователи  культурно-досуговой  деятельности  уделяют  внимание  игре.  Игра  рассматривается  ими  как  часть  досуга,  идеальной  формой  развлечения.  Однако  исследователи  указывают,  что  во  время  развлекательно-игровой  деятельности  человек  в  первую  очередь стремиться  рассеять  скуку  и  монотонность,  снять  стрессовые  состояние,  эмоциональную  нагрузку,  получить  познавательную  информацию,  поданную  в  развлекательной  форме. [14,  с. 106]
     Среди  многочисленных  культивируемых  в  практике  видов и форм игры  заметное  место принадлежит интеллектуальным  играм.  Г. И. Щукина,  рассматривая  интеллектуальные  игры  как способ  развития  мышления, отмечает,  что эти игры,  в первую  очередь,  «развивают  догадку,  смекалку,  сообразительность.  В  интеллектуальных  играх,  в  основном  нет  развернутых  внешних  действий  с  предметами.  Интерес  возникает  потому,  что  мотивы  в  них  перемещаются  с  процесса  деятельности  на  результат. Познавательные  мотивы  обеспечиваются,  в  первую  очередь,  содержанием  игры.  Содержание,  в  свою  очередь,  обеспечивает  человеку  возможность  проявить  сообразительность,  его  захватывает  процесс  игры,  занимательность,  присущая  ей,  он  напрягает  память,  проявляет  смекалку и  в  итоге,  когда  результаты  достигнуты, получает  удовольствие.  Происходит  тот  идеальный  вариант,  когда  занимательная  форма  игры  дополняется  познавательным  содержанием,  чем  вызывается  удовольствие  от  игры.  Процесс,  который  происходит  во  время  игры,  активизирует  мыслительную  деятельность,  стимулирует  развитие  мышления,  воображения,  в  результате  чего  человек  быстро  запоминает  приобретаемые  знания,  необходимые  ему  и  в  других  видах  деятельности.  Игра  удовлетворяет  потребность  детей  в  состязательности  и  общении.  Следует  заметить,  что процесс  общения  во  время  интеллектуальных  игр  обладает  определенной  спецификой.  С  одной  стороны,  происходит  взаимный  обмен  рациональной  информацией,  а  с  другой – эмоциональной  информацией:  творческой  энергией,  настроением,  удовлетворением  от  процесса  игры,  Все это содействует  умственному  и  волевому  развитию  личности.  Человек  ставит  цель,  размышляет  над  результатом,  к  которому  должен  прийти,  моделирует  способы  действия,  стремиться  рационализировать  игровые  действия. В  результате  взаимодействия  во  время  игры  происходит  отбор  друзей,  партнеров  по  игре.  Определяется  круг  желаемого  общения. [18, с. 67-68]
     Своеобразием  любой  игры  является  то,  что  в  ней  взаимопереплетены  два  начала:  соблюдение  правил,  условий  игры  и  творческая  самодеятельность  в  рамках  этих  правил,  то  есть  самостоятельное творчество  человека.  Игровая  деятельность  носит  ярко  выраженный  творческий характер,  связанный  с  выдумкой,  изобретательностью,  фантазией  человека.  Пробуждение  к  творчеству  делает  игру  одним  из  результативнейших путей  развития  творческих  способностей. [19, с. 235]
       Конкурс – это  соревнование  на  лучшее  выполнение  определенного задания.  В  нем  могут  участвовать  как  отдельные  учащиеся,  так  и  целые  коллективы.  Конкурс  может  входить  составной  частью  в  массовые  мероприятия,  а  также  быть  самостоятельным  мероприятием.  В  ходе  проведения  конкурса  каждый  участник  может  проверить  свои  знания,  умения,  способности.  В  коллективной  борьбе  за  победу  формируются  моральные  убеждения  учащихся,  их  взгляды,  закрепляются  положительные  установки  на  овладение  теоретическими  и  практическими  умениями. [3, c.190]
     Вывод:  таким  образом,  игра  не  прекращается  в  детстве,  игровая  деятельность  не  утрачивает  своего  значения  на  протяжении  всей  жизни  человека.  Меняются  лишь  формы  и  содержание  игры  в  зависимости  от  возраста  человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Игровая  форма,  игровой  компонент  в  структуре  досуга.  Игровая  программа,  ее  виды.
 
     Спецификой  игры  в  социокультурной  сфере  является  то,  что  она  выступает  в  разных  качествах,  прежде  всего  как  игровая  форма  и  игровой  компонент.  Игровая  форма – это  игра  в  чистом  виде,  где  процесс  является  одновременно  и  результатом.  В  таком  виде  игра  выступает  в  социокультурной  работе  парков  культуры  и  отдыха,  клубов  любителей  игры  (шахматистов,  любителей  кроссвордов,  интеллектуальных  и  азартных  игр).  Игровая  форма  существует  «сама  по  себе»,  для  человека  привлекателен  процессуальный  характер  игры.  Кроме  того,  игровая  деятельность  характеризуется  специфическим  игровым  контекстом,  внутренним  «миром  игры»,  который  строится  и  поддерживается  с  применением  специальных  средств,  предполагает  наличие  позиций  или  ролей  участников и  особых  механизмов,  позволяющих  порождать  движение  игры,  ее  содержание.  Под  содержанием  игры  мы  понимаем:  сюжет,  правила  игры  и игровые  действия,  входящие  в  игру  для  достижения  цели. [17, c. 185]
     Сюжет – это  сфера  действительности,  которую  человек  отражает  в  игре.  Содержание – то,  что  игра  отображает,  то,  что воспроизводит играющий  в  качестве  центрального  характерного  момента.  Содержание  игры  отражает  ту  или  иную  сторону  жизни  людей  или  животных  (в  ролевых  играх),  сюжет  отражает  воспроизводимую  действительность.  Обратимся  к  психологическому  словарю.  «Сюжетом  игры  предстает  воспроизводимая  в  ней  область  действительности;  содержанием  игры  выступает то,  что  воспроизводится  в  качестве  главного  момента  деятельности  и  отношение  между  взрослыми,  их  трудовой  и  общественной  жизни» [14, c.  92].  Игра  процессуальна и то,  что дети  разных  возрастов используют  в ней одни  и те  же  сюжеты  не  означает,  что содержание  этих  сюжетов идентично.  С возрастом дети  значительно варьируют их  содержание.  Сюжет-компонент  преимущественно  ролевых  игр,  но  и  у  игр  с  готовыми  правилами  есть  свои  сюжеты.  Сюжеты  игр  черпаются  детьми  из  социальной  практики,  истории,  фантастики.  Ценность  игры – вечная  новизна  ее  сюжетов.  Сюжеты  игр  в  социокультурной  сфере  разнообразны:  профессиональные,  бытовые,  сказочные.  Сюжеты  игр  видоизменяются  в  зависимости  от  конкретных  условий  жизни  человека,  от  его  кругозора,  от  той  исторической  эпохи,  в  которой  он  живет. [17, c. 185-186]
     Правила  игры – это  положения,  в которых отражена  закономерность,  постоянное  соотношение  каких-нибудь  явлений.  Правила  игры – это  одно  из  важных  организующих  ее  элементов.  Они  определяют  последовательность  действий,  взаимоотношение  партнеров.  Правила  игры  есть  негласные  предписания,  устанавливающие  логический  порядок  игры. Правила  игры – образ  игры,  ее  интрига,  ее  нравственный  и  эстетический кодекс.  Для  организатора  игр,  правила – то,  через  что  он  доводит  до  играющих  свои  педагогические  требования,  ибо,  по  сути  правила,  отра-жают  общее  моральное  требование  к  человеку.  Если  правила  слишком  просты  или  слишком  сложны,  игра  становится  для  участников  неинтересной,  являясь  деятельностью  свободной от  каких-либо  ограничений,  игра  дает  возможность модернизировать правила,  «подгонять  под себя», что играющие  постоянно и делают.  Абсолютное  подчинение  правилам  может привести  к упразднению игры  как таковой,  если  они восстанавливают  принуждения  и  ограничения  в  сфере  детского  суверенитета.  Через  условные  или  реальные  правила  дети  предъявляют  к  себе  все  требования,  обращенные  к  ним  в  неигровой  деятельности.  Именно  это  делает  игру  мощной  сферой  самовоспитания.  Следует  отметить,  что  правила  игры,  даже  четко  дидактически  разработанные  не  могут  предсказать  ее  результата,  как  показывает  практика,  игра  всегда  построена  на  случайности.  Менять  правила  игры  следует  осторожно,  именно  потому,  что  создавались  они  в  течение  тысячелетий. [14, c. 77]
     Игровое  действие  реализует  сюжет  игры  и  включает  такие  элементы,  как  неожиданность,  загадку,  соревнование,  лаконичную  фразу.  А. Н. Леонтьев  отмечает:  «Благодаря  тому,  что  игровое  действие  носит  обобщенный  характер,  сами  способы  действия,  а,  следовательно,  и  предметные  условия  игры  могут  изменяться  в  очень  широких  пределах» [7, c. 9].
     Игровой  компонент – это  группа  игр,  выступающая  составной  частью  других  форм  деятельности  человека.  Он  является  частью  клубных  объединений,  праздников,  обрядов,  школьных  уроков,  кружковых  занятий  и  проявляется  в  разных  формах:  это  могут  быть  разнообразные  шуточные  соревнования,  ритуалы  посвящения в члены  объединения.  Кроме того,  игровой  компонент  может  быть  выражен  в  виде  «сквозной  игры»  типа  «Почта»,  «Поиск  пары»,  «Поговорим  по  телефону»,  на  балах,  карнавалах,  праздниках,  презентациях,  шоу-программах.
     Игровой  компонент  в  социокультурной  сфере  используется  также  как  средство  учебно-воспитательной  работы,  выступая  в  форме  учебной  игры.  Особое  значение  в  воспитании  тех  или  иных  качеств  имеют  учебные  игры,  направленные  на  развитие  творческой  фантазии,  культуры речи,  ритма,  пластики,  силы,  ловкости.  Учебная  игра – лучшее  средство  непринуждённого  и результативного развития  музыкального  слуха,  мимики,  пантомимики,  невербального  общения,  выносливости,  коррекции  негативных  психических  состояний. [17, c. 189]
     Игровая  программа – это  комплекс  разнообразных  игр,  объединенных  единым  сюжетом.  В  одном  случае  она  выступает  как  самостоятельная  часть  праздников,  обрядов,  вечеров  отдыха,  школьных  балов,  дискотек,  в  другом – в  качестве  конкретной  формы  социокультурной  деятельности.
     Драматургию  игровых  программ  составляют:  разнообразные  игры, хороводы,  игры-танцы,  массовое  пение,  литературные  тексты,  шуточные  монологи,  художественно – музыкальное  оформление  программы,  предметы – символы,  или  реквизит,  а  также  оригинальные  призы. [6, c. 27]
     Как в  любом  драматургическом  произведении  при  разработке  сценария  игровой  программы  присутствуют  следующие структурные компоненты:  выбор  темы,  воплощение  которой  осуществляется  викторинами, играми,  песнями,  танцами;  композиция  (экспозиция,  завязка,  развитие  действия,  кульминация,  развязка).
     Важное  значение  в  драматургии  игровой  программы  играет  конфликт.  Суть  игрового  конфликта – это  противоборство  сил,  умений,  сноровки  и  эрудиции. [6, c. 28]
     Эпизод  является  первоначальным  компонентом  сценария  программы,  который  состоит  из  текста  ведущего,  игры,  хоровода,  массового  танца  и  момента  окончания  игры,  т.  е.  выход  участников  из  игровой  ситуации.  Эпизодов  в  программе  может  быть  несколько.  Они  должны  быть  логично  связаны  между  собой  и  отвечать  общему  замыслу  игровой  программы.  Многолетние  наблюдения  за  практикой  организации  игровой  деятельности  учащихся  и  молодёжи,  собственный  опыт  позволяет  нам  выделить  следующие  виды  игровых  программ:
     1) Сюжетно-игровые,  т.  е.  комплекс  разнообразных  игр,  объединенных  сюжетом.  В практике  организации досуговой деятельности  игровые программы являются  частью  праздников,  обрядов,  в другом  случае  они представляют  игровой досуговый жанр.  Игровой жанр – это театр,  в котором  нет  кулис  и  занавеса.  Театр  без  рампы,  в  котором  артист  общается  без декораций и грима,  а публика – без театральных кресел.
     2)  Конкурсно-развлекательные,  состоящие   из  разнообразных  конкурсов,  позволяющих выделить  лидирующих  участников  или целые группы  в какой-либо  области знаний  или общественно-полезной  деятельности.  С  одной  стороны,  конкурсно-развлекательные  программы  требуют  от  организаторов  создание  оригинальных  конкурсов,  а  от  участников – общей  эрудиции,  художественно-исполнительских  способностей,  физической  ловкости,  сообразительности  и  изобретательности.  С  другой  стороны,  ведущий  должен  создать  эффективные  формы  контакта  со  зрителями.
     3)  Фольклорные,  включающие  народные  игры,  песни,  танцы,  хороводы,  обряды,  пословицы,  поговорки,  частушки.  В  сюжет  этих  программ вводятся  персонифицированные  образы,  например,  Несцерка,  Лявониха, гаспадар,  гаспадыня.  Эти  программы  включают  мощный  пласт  самобытного  народного  искусства.  Они позволяют связать прошлое с сегодняшним  днем,  показать  ответственность  молодого  поколения  за  сохранение  лучших  традиций  нашего  народа.
     4)  Шоу-программы,  состоящие  из  зрелища,  пластики,  танцев,  показа  мод,  концертных  номеров,  клоунады,  музыки,  светового  оформления. Они  занимают  заметное  место  среди  других  жанров  культурно-досуго-вых программ.  Им  характерны  разнообразные  эффектные зрелища, музыка,  световое  оформление,  театрализация.  Благодаря  этому  они  обладают  неповторимой  эстетической  привлекательностью,  дают  возможность  полазать  людям  образцы  красоты,  силы,  ловкости,  смелости,  продемонстрировать  безграничные  возможности  физического  и интеллектуального  развития  человека.
     5)  Спортивно-развлекательные  программы.  Они  включают  подвижные  игры,  шуточные  поединки,  весёлые  старты,  комбинированные  эстафеты,  спортивные  конкурсы.  Их  характерной особенностью  является  состязательный  характер,  возможность  мобилизовать  физические  способности  и  волевые  качества  человека.  При  отборе  игр  в  спортивно-развлекательные  программы  целесообразно  ориентироваться  на  особенности  их  содержания,  под которым  понимается  сюжет  игры,  правила  и  двигательные  действия. [17, c.  63-64]
     Не  претендуя  на  исчерпывающую  классификацию  программ,  следует  отметить  актуальность  предложенного  варианта  для  практики  социокультурной  деятельности.  Опыт  показывает,  что  социальные  педагоги  нередко  сталкиваются  с  трудностями  в  творческом  процессе  создания  оригинальных  моделей  досуговых  программ.  Разнообразие  этих  программ требует  от  социального  педагога  знаний,  умений  и  навыков  их  творческого  использования. [17, c. 65]
     Таким  образом,  игровая  программа  имеет  свою  специфику  построения,  в  основе  которой  лежат  разнообразные  игры.  Кроме  того,  выделенные  нами  разнообразные  виды  игровых  программ  активно  культивируются  в  практической  деятельности  учреждений  социокультурной  сферы.   
          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3  Психолого-педагогическая  характеристика  подросткового   возраста. 

     Прежде  чем  рассмотреть  мотивы  включения  подростков  и  молодежи  в  игровую  деятельность,  остановимся  на  особенностях  развития  интеллекта  в  этом  возрасте.
     Индивид  в  подростковом  возрасте  выходит  на  качественно  новую  социальную  позицию,  когда  формируется  его  сознательное  отношение  к себе  как  к  члену  социума.  В  качестве  ведущей  деятельности  в этом  возрасте  рассматривается усвоение  норм  взаимоотношений в общественно полезной  деятельности.  И не  случайно  многие  исследователи указывают на  то,  что центральный психический процесс  переходного возраста – развитие  самосознания,  в основе  которого  лежит открытие  подростком своего  внутреннего мира.  Возникновение нового  уровня  самосознания  порождает стремление  к самоутверждению,  т. е.  проявлению  себя  в тех качествах,  которые он  считает наиболее  ценными.  В основе  механизма развития  самосознания  лежит рефлексия.  Под влиянием  растущих  требований  со  стороны  окружающих  к  учению,  трудовой  деятельности,  социальной  и  бытовой  сферам  подростки  начинают  осознавать  две  системы отношений – со  сверстниками  и  со  взрослыми – и  по-разному  проявляться в  них. [12]
     Важнейшее  новообразование  этого  периода – потребность  в  неформальном,  доверительном  общении  со  взрослыми.
     Главное  психологическое  приобретение  ранней  юности – это  открытие  своего  внутреннего  мира.  По  сравнению  с  учениками  средних  классов  у  старшеклассников  заметно  активизируются  теоретическое  мышление  и  самостоятельность  в  обсуждении  различных  проблем. [8, c. 153]
     Юношеский  возраст  по  сравнению  с  подростковым  характеризуется большей  дифференцированностью  эмоциональных  реакций  и  способов  выражения  эмоциональных  состояний,  а  также  повышением  самоконтроля  и  саморегуляции.  В  качестве  новообразования  этого  периода  возникает  самоопределение,  которое  характеризуется  пониманием  самого  себя,  своих  возможностей  и  стремлений,  своего  места в обществе  и своего на-значения  в жизни. [1, c. 122]
     Наблюдения  за  организацией  проведения  игр  показали,  что  молодежь  относится  к  ним  по-разному.  Одни  активно  участвуют,  другие  избирательно  относятся  к  ним,  третьи  редко  принимают  участие  в  игре,  занимая  позицию  наблюдателя.  Среди  множества  предполагаемых  мотивов  участия  в  игре  наиболее  типичными  являются:  мотивы  познавательной  ориентации,  связанные  с  потребностью  в  познании;  мотивы  признания  и  самоутверждения;  мотивы  коммуникативной ориентации,  связанные  с  потребностью  в  общении;  мотивы  рекреативной  ориентации,  связанные  с  потребностью  в  развлечении  и  отдыхе;  мотивы  достижения,  связанные  с возможностью  показать  в игре  приобретенные практические  навыки  и умения  тем,  самым совершенствуя свои  профессиональные  способности.  Мало  знать мотивы  участия молодежи  в игре,  им  необходимо  приложить  большие  организаторские  и  педагогические  усилия, чтобы  их  реализовать,  ибо  наличие  даже  самых  глубоких  и  осознанных  мотивов  механически  не  влечет  за  собой  соответствующей  деятельности.
     Задача  состоит  не  в  том,  чтобы  обязательно  перестраивать  мотивационные  структуры  в  плане  гармонизации,  а  в  том,  чтобы  стимулировать  социально  значимые  и  личностные  мотивы  участия  молодежи  в  игровой  деятельности.  При  этом  важно  знать,  какие  мотивы  для  человека являются  побудительными,  а  какие  регулирующими  и  определяющими  их  поведение. [9,  с. 34-35]
     Юношеский  возраст – это  период  выработки  мировоззрения,  убеждений,  характера  и  жизненного  самоопределения.  Нравственные  и  социальные  качества  старшеклассников  формируются  ускоренными  темпами.  Этому  способствует  изменение  характера  деятельности,  положение  в  обществе  и  коллективе,  интенсивность  общения.  Более  отчетливыми  становятся  моральные  понятия,  оценки,  крепнут  этические  убеждения.  Появляется  стремление  выразить  свою  индивидуальность. [13]
     Характерная  черта  юношеского  возраста –  формирование  жизненных  планов.  Это  явление  одновременно  социального  и  этического  порядка.  Это  план  деятельности,  который  заземляется  на  выбор  профессии.  Стремление  к  самоутверждению  сменяется  более  реалистическим  и  критическим  самоанализом  и  самовоспитанием [18, с. 92].
     Старшеклассники  требуют  более  решительного  и  интенсивного  вовлечения  их  в  общественную  жизнь  и  производительный  труд  для  обеспечения  эффективного  нравственного,  физического  и  гражданского  созревания.  Потребность  в  значимых  для  жизненного  успеха  знаниях – одна  из  самых  характерных  черт  нынешнего  старшеклассника. [20]
     У  старшеклассников  усиливаются  сознательные  мотивы  поведения. Важное  значение  имеет  статус (положение)  личности  в  коллективе,  характер  общения  и  отношения  между  членами  коллектива.  Жизненные планы,  ценностные  ориентации  старших школьников,  стоящих на  пороге  выбора  профессии,  отличаются  резкой  дифференциацией по  интересам и намерениям,  но  совпадают в главном – каждый  хочет занять  достойное место  в  жизни,  получить  интересную  работу,  хорошо  зарабатывать,  иметь  счастливую  семью. [20]
     Таким  образом,  проанализировав  основные  проблемы  самовыявления,  характерные  черты  умонастроения  юности,  учитывая  ведущую  потребность – настойчивое  стремление  определить  свое  место  в  жизни,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  в  юношеском  возрасте  жизненная  позиция  неотделима  от  мировоззрения  личности,  убеждений,  характера и жизненного  самоопределения.
     Очень  важную  роль  играют  самосовершенствование,  самовоспитание,  общественные  отношения,  проявление  своей личности  и индивидуальности,  которые  более  полно  проявляются  в  творчестве.  Особое  место в  юном  возрасте  занимает  общение  со  сверстниками,  которому  юноша  и девушки  посвящают  свое  свободное  время.  Как  мы  уже  отмечали  выше, является  востребованной  такая  форма  общения  старшеклассников,  как  конкурсно-игровая  деятельность.  Одной  из  важнейших  разновидностей  которой  является  игра,  где  одним  из  главных  компонентов  наряду  с  игровой  программой  является  общение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА  II.  ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ  КОНКУРСНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ  «БОЛЬШОЙ  СЕКРЕТ  ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ» 

2.1. Разработка  идейно-тематического  замысла   сценария  конкурсно-игровой   программы  «Большой  секрет  для  маленькой  компании» 

     Любое  массовое  зрелище  или  камерная  программа,  эстрадное  пред-ставление  или  отдельный  номер  начинается  с  творческого  замысла,  в  котором  в  образной  художественной  форме  находят  отражение  глубоко  осмысленные  автором  (сценаристом,  режиссером,  исполнителем)  отдельные  факты  или  целые  явления  социальной  и  частной  жизни  человека  и общества [4, c. 266].
     Зачастую  замысел  понимается  в  двух  смыслах:  как  задуманный  план  действий  или  деятельности  и,  как  идея,  основная  мысль  художественного  произведения [4; с. 8].
     Определив  для  себя  круг  интересующих  нас  вопросов  и  проблем,  которые  мы  хотим  отразить  в  сценарии,  учитывая  форму  нашей  культурно-досуговой  программы,  потребности  и  особенности  социума,  мы  разработали  следующий  идейно-тематический  замысел  конкурсно-игровой  программы  для  школьников  «Большой  секрет  для  маленькой  компании».
     Тема:  найти секрет  маленькой компании.
     Идея: показать,  что такая форма конкурсно-досуговой программы,  как конкурсы  и игры,  является  одной из  востребованных  форм  проведения  досуга  школьников.
     Цель: показать разнообразие  игр и конкурсов,  развивать умение  раз-влекаться,  веселиться.
     Очень  большое  значение  в  подготовке  сценария  играет  композиционное  построение,  задачей  которого  является  соединение  всех  элементов в  единое  целое,  придание  будущей  программе  логичности,  стройности,  целостности.  Мы  разработали  следующее  композиционное  построение  сценария:
     Экспозиция:  игровая площадка,  фойе  украшено  разноцветными шарами,  гирляндами  из  цветов.  На  стенах  вестибюля  плакаты,  приветствующие  участников  программы;  на  игровой  площадке  расставлены  стулья  и  столы  для  участников;  столы  для  реквизита.  Пока  собираются  участники,  звучит  инструментальная  мелодия.  Участников  конкурсно-игровой  программы  встречает  ведущий.  При  входе  каждому  он  вручает  программку,  в  которой  можно  найти  содержимое  конкурсов  и  игр.  В фойе  работает  площадка  «Русское  лото»  (конкурсы,  викторина  «Угадайка»).
     Завязка: все зрители проходят  на  игровую площадку.  На  сцену выходит  ведущий.  Он  объявляет  о  начале  конкурсно-игровой  программы. Проводится  небольшой  розыгрыш  в  исполнении  ведущего.
     Развитие  действия: звучит  инструментальная  музыка,  из  зрителей  формируются команды-компании.  После этого выбирается  судейское жюри.  Конкурсная  программа проводится  по  принципу – игра  в зале.  На игровой площадке  проводятся  конкурсы,  игры,  розыгрыши.  Во  время всей  конкурсно-игровой программы работают:  игровая площадка  «Русское  лото»,  фотовыставка  «Русская  забава».
     Кульминация:  конкурсы  для определения победителей программы.
     Развязка:  жюри  объявляет  победителей;  награждение  призами.
     Финал:  объявляется лидер «маленькой  компании».  Ведущий раскрывает  ее  секрет.
     При  написании  сценария  были  использованы  литература  по  данной теме,  методические  рекомендации,  электронные  ресурсы.
     Действие  в  сценарии  развивается  от  эпизода  к  эпизоду,  которые  соединяются  связками  (слова  ведущих,  музыкальные  паузы,  пластика).  Каждое  событие-эпизод  раскрывается  разнообразными  средствами  выразительности  по  теме  сценария.  Используют  художественные  средства  выразительности  (различные  виды  искусства,  технические  средства)  и  документальные  (реальные  факты,  документы).  Важнейшим  методом  в  создании  сценария  является  монтаж,  который  позволяет  скомпоновать  выступления  реальных  лиц,  цитаты  из  документов,  отрывки  из  литературных  произведений,  музыкальные  фрагменты  и  другие  элементы [10, с. 283].  В нашем сценарии  использованы  такие принципы  монтажа,  как идейность,  композиционная  целостность материала,  учёт  логики  и целесообразности  материала,  блоков  и  эпизодов.
     Важное  место  занимает  литературная  запись  сценария,  в  которую  входят:  оформленный  титульный  лист,  оформление  работы,  приложение, список  использованной  литературы.
     Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  идейно-тематический  замысел,  композиционное  построение,  монтаж  играют  важную  роль  в  написании  сценария  культурно-досуговой  программы.  Содержание  идейно-тематического  замысла  непосредственно  зависит  от  формы  культурно-досуговой  программы;  круга  вопросов  и  проблем,  которые  необходимо  раскрыть  в  сценарии;  интересов,  потребностей  и  особенностей  социума,  на который  рассчитана  данная  программа. 
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Сценарий  конкурсно-игровой   программы  «Большой  секрет  для  маленькой  компании 

     Время  проведения:  17:00 – 20:00.
     Место  проведения:  Горецкий  районный  центр культуры  (фойе,  игровая площадка,  кафе).
     Аудитория:  ученики старших классов.
     (Фойе,  кафе,  игровая   площадка  украшены  разноцветными   шарами,  гирляндами  из  цветов.  На  стенах  вестибюля   висят  плакаты,  приветствующие  участников  конкурсно-игровой  программы;  работает  фотовыставка «Русская  забава».  На  игровой  площадке  расставлены  стулья  и  столы  для участников,  а  также  столы  для  реквизита.  На  первом  эта-же  работает  кафе (звучит  инструментальная  музыка,  участникам  программы  предлагают  мороженое,  соки,  коктейли).  Пока  собираются  участники  звучат  инструментальные  мелодии.  Ведущий  конкурсно-игровой  программы  встречает  участников  и  вручает  им  программки (Приложение  1).  В  фойе работает  игровая  площадка  «Русское  лото».
     Звучит  голос  за  кадром:  «Дорогие  друзья!  Приглашаем  вас  пройти в  игровой  зал!»  Зрители собираются  в игровом зале.  Игровой зал украшен  разноцветными  шарами  и  гирляндами  из  цветов;  в  центре  сцены  находится  экран;  на  игровой  площадке  стоят  стулья  и  столы  для  участников  конкурсов,  а  также  столы  с  реквизитом.
     На  игровую  площадку  выходит  Ведущий  программы.  У  него  в  руках  рулон  бумаги.  Звучит  инструментальная  мелодия.) 

      Ведущий.  Здравствуйте.  Для сегодняшней встречи с вами  я приготовил  специально  плакат.  Вот он.  (Разворачивает рулон, показывает  зрителям.  На  бумаге  ничего  не  написано).  Что вы  улыбаетесь?  Разве непонятно,  что здесь написано?  (Замечает,  что лист  чистый
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.