На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по экономической теории

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Особенности  рынка чистой монополии.  Ценовая дискриминация
Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое осуществляется с определенными целями: получение максимальной прибыли и завоевание твердых позиций в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.
Характерные черты:
    Единственный продавец – фирма и отрасль – синонимы
    Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких альтернатив, монополисту не нужна реклама, которая стимулирует сбыт продукции
    Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий объем производства продукции
    Монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. существуют барьеры для вступления в отрасль.
К чистой монополии относится естественная монополия (телефон, телеграф, электроэнергия). Естественная монополия, как правило, имеет низкие издержки производства, поэтому в условиях равенства предельного дохода и предельных издержек выгодно увеличивать производство и завышать цены. Это пагубно сказывается на населении, поэтому вмешивается государство: оно начинает регулировать цены и это приводит к госрегулируемой монополии. Цены регулируются:
    через патенты, которые защищают изобретателя и обеспечивают монопольным положением на определенный срок.
    через лицензии, которые дают право на начало экономической деятельности – это юридическое разрешение. Выдача лицензии ограничивает вступление в отрасль. Лицензия защищает интересы частных собственников.
    через снижение себестоимости продукции.
Причины возникновения монополистических  объединений:
    на смену свободной конкуренции приходит монополия
    экономические кризисы
    войны
    появление новых форм хозяйствования.
Монополист  может сам не только определять объем  производства, но и назначать цену. Значит, на монополизированном рынке цена превышает предельный доход. При этом монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства, но он не может повысить цену без понижения объема производства и понизить цену без повышения объема производства. Максимизирующий свою прибыль монополист будет следовать принципу: наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Однако, если на конкурентном рынке равновесие достигается когда цена равна предельным издержкам, то в условиях монополии монопольная цена превышает предельные издержки, и назначая цену то выше, то ниже монопольной монополист может регулировать объем продаж ради получения большей совокупной прибыли. Таким образом, рынок в условиях монополии является равновесным: монополия находит для себя комбинацию цены и объема производства, дающую ей максимальную прибыль, и покупатели приобретают необходимое им при данной цене количество товара. 

Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т.е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.
Необходимым условием осуществления ценовой  дискриминации является невозможность  перепродажи блага. Поэтому наиболее широкое распространение она  получила в сфере услуг.
В зависимости  от способа осуществления ценовой  дискриминации ее делят на категории (степени).
Дискриминацией  первой степени называется продажа каждой единицы блага по ее цене спроса. Если продавцу это удается, то кривая отраслевого спроса становится для него кривой предельного дохода. В этом случае монополия продаст такой же объем продукции, какой был бы реализован в условиях совершенной конкуренции. При этом весь потребительский излишек достается продавцу в виде добавочной прибыли.
Осуществить ценовую дискриминацию первой степени  на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист продает не каждую единицу продукции, а определенные ее партии. Так, теплоэлектроцентраль может учесть, что минимально необходимое количество электроэнергии и тепла потребители возьмут по очень высоким ценам, а если на последующие порции своей продукции она будет снижать цены, то общий объем выручки и, возможно, прибыль возрастут. В этом суть ценовой дискриминации второй степени.
Смысл дискриминационного поведения состоит  в том, чтобы использовать все  возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.
Ценовая дискриминация  допустима, когда  монополист контролирует производство, цены и покупателей делит на группы – по кошельку. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене, при монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса наклонна, что позволяет фирме, которая обладает монопольной властью, получить дополнительную прибыль.
Эластичность  спроса на продукт влияет на цену монополиста: чем выше эластичность, тем более  приближены условия деятельности монополии  к условиям рынка свободной конкуренции. И наоборот, при неэластичном спросе создается большая возможность взвинчивать цены и получать монопольную прибыль. Таким образом можно сделать вывод: если высокая неэластичность, то предлагается высокая цена, а если товар эластичен, то предлагается низкая цена. Чтобы не подорвать ценовую дискриминацию, первоначально покупатель товара не имеет права его перепродавать.
На  поведение монополиста огромное влияние оказывает налог. Он увеличивает издержки монополиста, следовательно, монополист сокращает производство и увеличивает цену на товар. Влияние налога на монопольные цены зависит от эластичности спроса: чем меньше эластичность, тем в больше степени повышается цена при введении налога.
Вывод: ценовая дискриминация способствует увеличению прибыли монополиста, т.к. товары продаются по высокой цене. Ценовая дискриминация была разработана Дж. Робинсон и Пигу.
Монополистический диктат противоречит интересам потребителей. Он ведет к общественным потерям, связанным, в частности, с сокращением  объема продаж. Однако ценовая дискриминация  дает возможность увеличить объем производства, приблизить его к конкурентному уровню, а значит, увеличить потребление, сделать доступными некоторые товары для менее обеспеченных слоев населения. 

Чистая  монополия подразумевает, что на данном рынке функционирует только одна фирма. Для продукта, который производит монополист, не существует приемлемых заменителей. Таким образом, монополист "диктует цену", а покупатель вынужден соглашаться с ценой или отказываться от приобретения товара. Появление конкурентов заблокировано наличием барьеров экономических и политических, технических, технологических, юридических, криминальных и т.д. Монополисты прибегают к рекламе в том случае, когда это может увеличить объём продаж за счёт отказа потребителей от каких-то других покупок. Например, авантюрного склада человек может польститься на разрекламированный туристический полёт в космос, отказавшись при этом от покупки великолепной виллы. Другие же монополисты, особенно производители коммунальных услуг, особого смысла в рекламе своего продукта не видят ("наш газ самый газовый газ в мире"). Однако они уделяют повышенное внимание созданию благоприятного имиджа в глазах общественности. 

2.Максимизация  прибыли и минимизация  убытков на рынке  монополии по критериям  валовых и предельных  величин.
Как и любой производитель монополист будет минимизировать свои издержки при каждом уровне производства.
Главной целью любого предприятия является максимизация прибыли и минимизация убытков. Фирма-монополист стремиться к получению максимальной прибыли в ходе  принятия решений о цене, учитывает рыночный спрос, свои издержки, т.к. она является единственным производителем данной продукции.
Кривая  спроса на его продукцию совпадает с кривой рыночного спроса. Монополист контролирует рынок. Он не заинтересован производить товар в значительном количестве, т.к. его реализация потребует снизить цены, и чем меньше товара он представит на рынок, тем выше цена. Кривая спроса рынка несовершенной конкуренции имеет нисходящий вид, она неэластична, а это значит, что чистая монополия может увеличить свои продажи лишь при одном условии: назначить более низкие цены на единицу продукции. Это приведет к тому, что предельный доход будет меньше, чем цена.
     Каждая дополнительная единица  продукции будет добавлять к  валовому доходу свою цену. Но эту цену, меньшую, чем та, которая должна быть получена на предшествующих единицах продукции. Поэтому пока валовый доход увеличивается, предельный доход является положительным, а когда он достигает своего максимума, то предельный доход будет равен 0. Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса.
Так как монополия – единственный производитель товара и представляет всю отрасль, то снижая цену продукции, он вынуждает снижать цену на все  единицы продаваемого товара,  а  не только на последующие, для того, чтобы повысить объем продаж. Например, 1 ед. пр. – 800 р.; 2ед. пр. – 1400р; 3 ед. пр. – 1800р.; 4ед. пр. – 2000 р. – снижается цена на 100. Предельный доход: за 1 ед. – 600, за 2 ед. – 400, за 3 ед. – 200.
В чистой монополии высокие цены связаны с низкими объемами продаж. Кривая валового дохода будет вначале расти, а потом падать. Поэтому монополисты, стремясь получить монопольную прибыль, будут производить каждую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация будет обеспечивать большее увеличения прироста валового дохода, чем увеличиваться валовые издержки.
Совокупная  прибыль – разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Валовые издержки и валовый доход зависят от цены товара, от издержек производства и от количества проданной продукции.  

3.Виды  монополий. Регулируемая  монополия.
По  происхождению выделяют 2 главных вида монополии: естественную и искусственную.
Есть  ряд отраслей, для которых монополия  необходима. Это так называемая естественная монополия, когда обеспечение потребностей рынка одной компанией более эффективно, чем несколькими. Примером может служить железная дорога, телефонная компания. Учитывая неизбежность естественной монополии, государство контролирует ее деятельность, чем способствует защите конкуренции.
Искусственная монополия – специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти или сверхприбыли компании или подавляют своих конкурентов (с помощью демпинга) или осуществляют так называемое враждебное поглощение (скупая их акции) или добровольно объединяются друг с другом в различные союзы (картели, синдикаты и тресты), чтобы не конкурировать а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно.
 Государство  старается противостоять монополии путем регулирования цен и объемов производства в интересах общества. Важнейшее средство – антимонопольная политика – серия законов, направленная на поддержание государством равновесия между конкуренцией и монополией. Антимонопольное законодательство развивается уже более 100 лет. Впервые оно появилось в США в 1890 году, когда был принят Антитрестовский закон Шермана. Современное антимонопольное законодательство имеет 2 направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.
В России в 1991 году принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). До этого борьба с монополизмом в России не велась. Ограничивая деятельность фирм, антитрестовское законодательство, с одной стороны, понижает их конкурентоспособность по сравнению с теми иностранными фирмами, где может и не быть антитрестовского законодательства. С другой стороны, победить в международной конкуренции можно и не за счет повышения эффективности производства. Антимонопольные законы могут регламентировать цены на производимую продукцию и могут регламентировать процессы слияния и демонополизации компаний. Примером является решение о демонополизации (разделе на 2-3 самостоятельных фирмы) компании Microsoft.
 Существование  антитрестовского законодательства, прежде всего, оправдывается утверждением  об эффективности конкуренции,  т.е. стимулированием качества  товаров при снижении цены  на них.
Существуют  различные взгляды на роль монополий в эффективном использовании ресурсов и обеспечении научно-технического прогресса. Но общепризнанно, что монополист стремится к производству, продаже меньшего объёма продукции и по более высокой цене, чем его конкурентный коллега. Таким образом, складывается картина недостаточно эффективного распределения и использования ресурсов. Комплекс подобных причин побуждает государство заниматься регулированием деятельности таких монополий. Силу монопольной власти нельзя преувеличивать, так как, во-первых, немного найдется продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Роль  монополии в экономике двойственна:
    продукция монополии отличается высоким качеством. Кроме того, крупные масштабы позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
    За счет рыночной власти и благодаря монопольной цене фирма, получая большие прибыли, ограничивает выпуск продукции, а в условиях ослабления или отсутствия конкуренции она теряет стимул для повышения эффективности производства за счет НТП.
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность. Они приводят 3 причины:                         
    Объем производства, который ведет к максимизации прибыли монополии, ниже, чем в условиях рынка совершенной конкуренции,  а цены выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме и при этом часть продукции, необходимой обществу, не производится.
    Монополия, с одной стороны, тормозит НТП, потому что  не стремится к обновлению производства, т.к. получает монопольную прибыль за счет монопольных цен. А с другой стороны, товары морально устаревают, и монополист вынужден модернизировать свою продукцию.
    Барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополист тратит на сохранение, укрепление рыночной власти, сдерживает экономическую эффективность развития производства.
 
4.Монополистическая  конкуренция. Неценовая  и ценовая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает на рынке похожую, но не одинаковую продукцию. Количество фирм колеблется от 25 до 80 субъектов.
Признаками  монополистической конкуренции являются:
    каждая фирма имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой, т.к. обладает только частью (сегментом) рынка;
    если большое количество фирм, то трудно договориться о ценах, о тайном сговоре, об объеме производства;
    каждая фирма определяет сама свою экономическую политику, нет взаимозависимости в одной отрасли
    если фирма снижает цену товара и повышает объем производства, то это не отражается или отражается, но слабо на ее конкурентах, т.к. большое количество фирм;
    в условиях монополистической конкуренции существует монопольная власть, поэтому происходит переплетение рынка монополии и рынка чистой конкуренции.
    На этот рынок можно легко войти – не требуются большие капиталы, но в то же время имеются финансовые барьеры, т.к. новые фирмы, придя на этот рынок, должны произвести товар, чтобы он отличался от продукта конкурента; для этого его нужно разрекламировать. Таким образом, под монополистической конкуренцией понимаются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, но которые не вступают между собой в тайный сговор.
Основные  черты монополистической  конкуренции –  неценовая конкуренция:
    Существует дифференциация продукта, т.е. продукция выпускается разновидная, которая отличается качеством, дизайном, количеством, материалом-изготовителем. Например, различные марки телевизоров, компьютеры различной мощности, телефоны, косметика. Покупатели при выборе товара обращают внимание на марку товара, зная, что одни лучше других. Производители таких видов товаров обладают на рынке монопольной властью, но она неполная, она ограничена, потому что покупатель всегда может перейти на использование других марок, при условии, если цена на данный товар возрастает.
        Кривая спроса на рынке монополистической  конкуренции имеет нисходящий  вид. Это говорит о том, что         цена может лишь на небольшую долю превышать предельные издержки. Если цена ниже предельных издержек, то фирма должна
уйти  с рынка.
    На рынке монополистической конкуренции особое внимание уделяется условиям продажи и услугам, которые предоставляются фирмой. То есть должна быть красивая упаковка товара, доставка, транспортировка, срочность, условия размещения товаров должны быть очень доступны для покупателей. Существуют условия, которые стимулируют сбыт продукции, это, прежде всего реклама, различные торговые марки, знаки. Это говорит  о том, что в условиях рынка монополистической конкуренции действует неценовая конкуренция. Кроме того, к неценовой конкуренции относят:
    Обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий
    Лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, дополнительные гарантии)
    реклама
На  рынке монополистической конкуренции  дифференциация товара означает, что фирмы этой отрасли производят товары, которые схожи между собой, но есть между ними и разница. Эта разница приводит к тому, что товаропроизводитель может назначить свою собственную цену на товар, например, компьютеры разных поколений. 

Ценовая конкуренция. Исходя из 3) поиски уровня цен далеко не свободны от ограничений, налагаемых С и П-ем. К тому же цены П-я зависят от издержек, поэтому отправным пунктом ценообразования для товаропроизводителя является динамика пред. изд-к и Спроса. Наличие многих производителей, выпускающих аналогичные Т-ры, а также возможность свободного входа на р. вносят в процесс ценообразования элемент конкуренции. Все это ведет к тому, что кривая С отдельного предприятия имеет падающий хар-р, но более плавный, чем кривая С отрасли => дифференциация Т-ра означает, что предприятия производят Т-ры достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же Т-ром, но и достаточно различные, чтобы товаропроизводитель чувствовал некую свободу в «назначении» цены.  

5.Максимизация  прибыли и минимизация убытков на рынке монополистической конкуренции.
Любая фирма заинтересована в максимальной прибыли. Кривая спроса приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях м.к. зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта. Если кривая спроса понижается, то это говорит о том, что увеличилось число фирм-конкурентов. Кривая спроса зависит от числа конкурентов на рынке и от степени дифференциации продукта: чем больше конкурентов и слабая дифференциация продукта, тем будет более эластичная кривая спроса. Она будет приближаться к тем условиям, которые существуют на рынке свободной конкуренции. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что производится меньше продукции.
 В  краткосрочном периоде фирма  будет производить такой объем  продукции, который будет соответствовать  пересечению кривых предельных  издержек и предельного дохода. В краткосрочном периоде если  цена устанавливается выше, чем средние издержки, то фирма получает прибыль. Если на этот рынок вступают новые фирмы, то кривая спроса опускается вниз, это означает, что постепенно экономическая прибыль исчезнет. По мере вхождения новых фирм на рынок создается ситуация, когда цена становится ниже, чем средние издержки. Тогда фирма будет нести убытки и это повлечет за собой выход фирм из отрасли. Это будет происходить до тех пор, пока не установится нормальная прибыль: предельный доход равен предельным издержкам и валовый доход равен валовым издержкам. Экономическая эффективность рынка монополистической конкуренции требует равенства цены предельным и средним издержкам (P=MC=AC). При равенстве P=MC достигается       эффективное использование ресурсов. При этом равенстве потребители получают наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки. При использовании экономических ресурсов, как и на рынке монополии, монополистический фактор приводит к некоторому недоиспользованию ресурсов, т.к. устанавливается монопольная цена. Отрасли на рынке монополистической конкуренции насыщены фирмами. Это множество фирм может быть загружено неполностью и не достигнута максимальная эффективность производства. Эта недогруженность производственных мощностей на фирме компенсируется дифференциацией производства товаров. Дифференциация товаров может удовлетворять вкусы потребителей, создав возможность выбора для них, таким образом, рынок монополистической конкуренции лучше других рынков приспосабливается к удовлетворению вкусов потребителей.  Фирма может предложить более широкий набор товаров, товаров различного качества, марок, стиля, т.е. расширяется диапазон свободы выбора. Но это создает трудности для покупателя, т.к. ему трудно остановиться на чем-то определенном. Точно так же трудно выбрать товар, если он монополизирован. Тогда покупатель начинает ориентироваться на цены: покупатель считает, что чем выше цена, тем лучше товар. На самом деле это не всегда так. Очень часто производители изменяют цену на товар, не меняя его качества, а лишь меняют упаковку, внешний вид. Производители товара широко пользуются рекламой, тем самым стимулируют сбыт товара. Главная цель рекламы – увеличение сегмента (доли) существования фирмы на рынке и максимальное получение прибыли.
Положительные черты рекламы:
    Предоставление информации, которая позволяет потребителю сделать разумный выбор;
    Поддерживает национальные системы связи: дорогая реклама по ТВ, радио, в прессе;
    Реклама стимулирует изменение самого продукта, улучшение его качества, т.к. увеличивается спрос;
    Реклама ведет к расширению производства;
    Реклама поддерживает конкуренцию;
    Реклама обеспечивает занятость населения, стимулирует расходы населения.
Отрицательные черты рекламы:
    Реклама иногда вводит в заблуждение: обещает одного, а результат другой.
    Все расходы на рекламу являются непроизводственными, которые включаются в издержки производства, а это влечет за собой увеличение цены на товар.
    Растут внешние издержки фирмы, что отражается на бухгалтерской и экономической прибыли.
    Реклама способствует разрастанию монополии, усилению монополистической власти, а монополия это тормоз в развитии производительных сил общества.
    Большая часть рекламы имеет тенденцию к самоисчезновению.
Расходы на рекламу имеют циклический  характер – они колеблются вместе с совокупными расходами, увеличивая безработицу в плохие времена и усиливая инфляционное давление в годы процветания. 

6.Олигополия, ее характерные признаки и  типы. Ценовая конкуренция.
Олигополия – «немного продавцов»; на этом рынке несколько крупных фирм захватывают производство и сбыт продукции. Основная черта олигополии – немногочисленность, малое число фирм господствует на рынке товаров и услуг. Рынок олигополии находится между рынком монополии и монополистической конкуренции. Рынок монополии – 1 продавец, если 2 продавца, то это дуополия или частный случай олигополии, это еще не монополия и не олигополия, а с 25 субъекта начинается рынок монополистической конкуренции, таким образом, рынок олигополии находится между 2 и 24 субъектами. Например, в оптовой, обрабатывающей, добывающей промышленности господствует несколько фирм, но не более 24. Предположим, в Москве 10 бензозаправок делят между собой рынок нефтепродуктов. Как правило, на западе так называют «7 сестер» – нефтяные компании, или «большая 6» – это означает, что указанная отрасль является олигополистической. Олигополия, так же как и монополия вырастает из свободной конкуренции благодаря слиянию и концентрации капитала и производства, а так же банкротство отдельных фирм. Это делается для усиления своей силы на рынке, чтобы контролировать его и навязывать цену на свою продукцию. Олигополия устанавливает рыночные цены на свою продукцию. Олигополия устанавливает рыночные цены, поэтому делается бессмысленной ценовая конкуренция. Олигополия может снизить цены на ресурсы благодаря крупным закупкам сырья и различных материалов, тем самым, сокращая издержки производства. НТП тоже способствует созданию олигополий, т.к. он требует расширения производства и дополнительных крупных финансовых вливаний. Для вступления в отрасль имеются существенные барьеры, т.к. достигается оптимальное количество участников отрасли, и другим фирмам, желающим проникнуть в отрасль, не дается возможность. Например, в автомобильной промышленности США раньше существовало более 60 фирм, а затем они объединились, и появилась «большая тройка»: Ford, Chrysler, General motors. На долю этих компаний приходится 90% продаж всех произведенных в стране автомобилей. 90% сигарет и 79% моющих средств, которые производятся в США, выпускаются в стране 4 крупнейшими компаниями в каждой отрасли.
Основные  черты рынка олигополии:
    высокая степень концентрации как производства, так и капитала, а также продаж товаров от 70-90%;
    для вступления в отрасль существуют определенные препятствия, т.е. барьеры в виде лицензий, патентов, затраты на рекламу…
    на рынке существуют стандартизированные (однородные) товары и дифференцированные продукты. Например, стандартизированная продукция – сталь, уголь, олово, медь – товары и сырье производственного назначения. А дифференцированные продукты – сигареты, электробытовые приборы – товары потребительского назначения.
Существует  много способов слияния фирм, главное  – достичь большего эффекта от масштабов производства и завоевать  рынок, установить контроль над ценами. Внедрение новой техники, НТП тоже требуют слияния фирм.
Всеобщая  взаимозависимость связана с тем, что если одна фирма понижает цены, то она увеличивает долю рынка для себя, другие фирмы окажутся в худшем положении, они станут применять свои меры, что может привести к ценовой войне. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, т.к. знает последствия. Олигополия существует, когда фирм в отрасли очень мало и каждая фирма при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны других конкурентов. Это является уникальным свойством олигополии, а для рынка свободной конкуренции и монополистической конкуренции исключается существование всеобщей взаимозависимости.
Виды  олигополии:
    Жесткая олигополия – на рынке господствуют 2-3 фирмы, не допуская больше никого.
    Расплывчатая олигополия – 6-7 фирм делят 70-80% рынков сбыта. В таких условиях цены являются негибкими, они изменяются очень редко и может существовать тайный сговор – это означает установление фиксированных цен, в результате сговора между отдельными крупными фирмами. Если цены меняются, то они меняются одновременно.
Неценовая конкуренция.
Олигополисты  мало используют ценовую конкуренцию, они используют неценовую конкуренцию. Через неценовую конкуренцию олигополии определяют долю рынка для каждой фирмы благодаря тайному сговору о ценах. Благодаря неценовой конкуренции могут быть получены долговременные преимущества перед конкурентами. Олигополисты придают огромное значение неценовой конкуренции, т.к. только они могут позволить себе дорогостоящую рекламу.
Достоинства и недостатки рынка  олигополии.
Достоинства:
    Олигополия способствует развитию НТП, т.к. имеет огромные финансовые средства, что не могут себе позволить небольшие фирмы. Олигополисты, получая прибыль, могут ее часть направить в ниокр.
Недостатки:
    Олигополия уходит от контроля государства
    Олигополисты стараются извлечь прибыль благодаря своим покупателям. Так как олигополия очень близка к рынку монополии, то она имеет те же последствия, что и рынок монополии. То есть, установление монопольных цены сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшение удовлетворения потребности покупателей. Олигополия, так же как и монополия сдерживает развитие производительных сил общества, внедрение новых патентов, лицензий, новых технологий, если ей это невыгодно (когда имеет максимальную прибыль).
   Спокойную жизнь олигополии нарушают  иностранные конкуренты. Например, в США автомобильная промышленность  конкурирует с японскими автомобилями. 

Ценовая конкуренция. Понижение и повышение цены одной фирмой вызывает соответствующие действия у других уч-ков олигополии; в р-те между конкурентами фактически не происходит перераспределения V-ов продаж, отток или приток покупателей ощущается всей отраслью вцелом.
В реальности поведение конкурентов на действия одного из олигополистов могут быть самыми разными. Понижение цен одним  из конкурентов вызывает стремление у остальных выровнять цены, чтобы  сгладить преимущества конкур-та. Но в тоже время повышение цены у конкур-та остальные оставляют без внимания, т.к. каждый надеется увеличить свои доле в общем V продаж.
Эта ситуация представлена на рис. Кривая спроса С1С1 выражает положение олиг-ста, когда его конкур-ты выравнивают свои цены по его ценам, а кривая С2С2 соответ-ет игнорированию конкур-ми изменения этой цены => надломанная кривая спроса С2АС1 есть спрос у олиг-ста в условиях ценовой конкуренции. В случае установления цены и V выпуска, соотв. т. А, положение предпр-тия хар-тся равновесным состоянием. Если предпр-тие повысит цены, то оно попадет на кривую спроса С2А. Т.к. на этом отрезке С высоко эластичен, то рост цен вызовет отток покуп-лей. А если пред-тие наоборот понизит цены, а за ним и все остальные, то это состояние отражено на отрезке АС1 (где эластичность С низкая)=> это не позволит увеличить V продаж.
При этом и кривая пред. дохода также  сос-т из 2 отрезков:1ый соотв-ет кривой спроса С2С2, 2ой – С1С1. Наличие переломного момента в эласт-ти С (т. А) обуславливает разрыв кривой пред. дохода, т.е. появл. отрезок ВЕ кривой пред. дохода Д2предВЕД1пред.Это значит, что фактически любые изменения в пред. изд-ках в границах между кривыми пред. изд-к не будут оказывать влияния на Ц и V пр-ва, т.к. точка пересечения вертик. отрезка кривой пред. дохода (ВЕ) с кривой пред. изд-к указывает на неизменность масштаба пр-ва (QA), max’имизирующего прибыль.
~ Вцелом, ценовая конкуренция олигополии  носит сдержанный хар-р.  
 
 
 
 

7.Ценообразование  на рынке олигополии.
Выделяется 4 модели поведения олигополии в отношении ценообразования:
    Ценообразование на основе тайного сговора
    Лидерство в ценах
    Ценообразование по принципу «издержки плюс» (накидка к цене)
    Ломаная кривая спроса.
  Тайный сговор связан с тем, что небольшое количество фирм договариваются о ценах, чтобы избежать конкуренции между собой, закрепить и распределить рынки между собой. Тайный сговор приводит к тому, что устанавливается контроль над ценами, что позволяет избежать ценовую войну, помогает увеличить прибыль, мешает вступлению новых фирм.
 Олигополисты  для того, чтобы укрепиться на  рынке прибегают к рискованным  методам – открытая ценовая  конкуренция или лидерство в ценах. Лидерство в ценах предполагает, что одна ведущая фирма в отрасли устанавливает цены на выпускаемую продукцию, а все другие фирмы отрасли соглашаются с этими ценами. Изменение цен фирмой-лидером влечет за собой изменение цен и другими фирмами данной отрасли. Как правило, фирма-лидер – крупнейшая в отрасли, и при установлении цен должна учитывать интересы других компаний, чтобы они имели достаточную норму прибыли, сбыт продукции, чтобы покрывались издержки производства. Ценовой лидер придерживается следующей тактики: корректировка цен делается резко, цены изменяются только тогда, если меняются издержки производства и спрос на продукцию во всей отрасли. Например, изменение цен на автомобили происходит тогда, когда изменяется модель автомобиля. 
Об  изменении цен ценовой лидер  извещает своих администраторов, и  они дают интервью отраслевым издателям. Чтобы избежать вступления в отрасль других фирм и сохранить олигополистическую структуру отрасли, фирмы отрасли могут устанавливать цены ниже максимальной прибыли.
  Ценообразование по принципу «издержки плюс» - это модель образования олигополии называется накидка к цене. Суть её такова: к издержкам производства добавляется произвольно накидка и определяется цена. Накидка к цене зависит от планируемой прибыли. Например, фирма планирует получить среднюю прибыль 15% на весь вложенный капитал. Для этого фирмой составляется калькуляция в бухгалтерии, учитывается весь вложенный капитал, и прибыль на протяжении определенного периода времени. Издержки подсчитываются на основе определенного объема производства, как правило, при загрузке производственных мощностей на 80%. Затем к средним издержкам на единицу продукции прибавляется предполагаемая прибыль, чтобы после выплаты налогов осталось 15% прибыли на вложенный капитал. Затем регулируется стандартная цена: или в сторону повышения или в сторону понижения с учетом конкуренции. Ценообразование по принципу «издержки плюс» имеет преимущество для фирм, производящих много продуктов, чтобы не сделать для каждого вида продукции цены, т.к. трудно распределить равномерно накладные расходы, такие как электроэнергия, налоги, страхование, коммунальные услуги. Этот метод совместим с методом тайного сговора и лидерства в ценах. 

8.Спрос  на ресурсы и  его эластичность.
Предприятие может увеличить выпуск продукции  лишь при условии наращивания  используемых ресурсов. Поэтому если происходит рост спроса на готовую продукцию, то автоматически начинает увеличиваться спрос на ресурсы. Другим фактором, который предопределяет спрос на ресурсы, является эффективность их использования (достижение максимальной отдачи от них), ибо для товаропроизводителя ресурсы трансформируются в издержки производства. Чем ниже цена факторов производства и чем выше их производительность, тем меньшие издержки несет предприятие и тем больший предельный продукт получает. Спрос на ресурсы может обладать большей или меньшей эластичностью по цене.
Факторы, влияющие на эластичность спроса на ресурс:
    Динамика предельного продукта конкретного ресурса: чем медленнее будет уменьшаться предельный продукт от наращивания используемого ресурса, тем большей эластичностью будет обладать кривая спроса как выражение предельной доходности ресурса (предельного продукта, выраженного в денежной форме). Незначительное снижение цены на такой ресурс приводит к заметному увеличению спроса на него. Ускоренное падение предельной производительности ресурса вызывает столь же быстрое снижение предельной доходности ресурса, представленное крутой кривой спроса.
    Степень возможности ресурсозамещения: чем больше имеется возможностей замещения данного ресурса другими, тем выше эластичность спроса на него, т.к. любое незначительное повышение цены на ресурс может привести к резкому сокращению величины спроса на него в результате переориентации товаропроизводителей на другие ресурсы. А отсутствие ресурсозамещения делает спрос на данный товар неэластичным.
    Эластичность спроса на продукт: незначительное повышение цены на товар с высокой эластичностью спроса вызовет резкое сокращение выпуска продукции, что автоматически скажется на относительно большом уменьшении спроса на данный ресурс. Поэтому чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс.
    «вес» ресурса в общих издержках производства: если подавляющая часть или все общие издержки приходятся всего лишь на один ресурс, то любое повышение цены на него вызывает рост издержек предприятия. При заданной эластичности спроса на продукт такой рост издержек приведет к резкому снижению продаж и к сокращению спроса на данный ресурс. А если доля определенного ресурса в общих издержках составляет менее 1/10 их величины, то при той же эластичности спроса на продукт повышение цены на данный ресурс относительно слабо скажется на общих издержках, сокращении продаж и спросе на ресурс. Таким образом, по мере сокращения «веса» фактора производства в общих издержках эластичность спроса на данный фактор снижается и, наоборот, по мере нарастания «веса» ресурса в общих издержках производства эластичность спроса на ресурс повышается.
Факторы, которые вызывают сдвиг кривой спроса на ресурсы:
    при увеличении спроса на продукт цена на него повысится, что вызовет повышение предельной доходности ресурса, а это подтолкнет предприятие к наращиванию закупок ресурса. В результате произойдет смещение кривой спроса С в положение С’, тогда как сокращение спроса на продукцию приведет к уменьшению спроса на ресурс и смещению кривой спроса С в положение С’’.
    изменение производительности ресурса: чем выше его производительность и соответственно выше предельный доход, тем больше на него спрос и цена.
    Совершенствование, повышение качества ресурса и усовершенствование связанных с ним других факторов производства: чем больше факторов, связанных с ресурсом, тем выше производительность ресурса и больше спрос на него, что вызывает изменение рыночного спроса и смещение кривой спроса вверх, вправо.
    Цены на другие ресурсы.
 
9.Взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы. Изокванта и изокоста и бюджетная линия товаропроизводителей.
Понижение цены на ресурс-заменитель вызовет сокращение спроса на ресурс в интересах выпуска заданного количества продукции с наименьшими издержками. При взаимозаменяемых ресурсах понижение (повышение) цены на ресурс-заменитель оказывает влияние на спрос на рассматриваемый ресурс в виде эффекта замещения и объема производства. При выпуске заданного количества продукции снижение цены на ресурс-заменитель приведет к сокращению спроса на заменяемый ресурс (эффект замещения). При увеличении масштаба производства снижение цены на ресурс-заменитель приведет к росту спроса на оба ресурса (эффект объема производства).
Предположим, что в выпуске жевательной  резинки используются только 2 ресурса F1, F2, например, труд и капитал. При заданной технологии один и тот же выпуск продукции ( 10 тыс.) может быть обеспечен  с большим применением капитала ( точка А) или с большим привлечением  труда (точка D). Возможны промежуточные варианты (точки В и С). Если соединить все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции, то получаются изокванты. Если изокванта непрерывная линия, то число возможных комбинаций ресурсов будет бесконечным, что обеспечивает чрезвычайную гибкость принимаемых фирмой решений по организации производства продукции. Изокванта (кривая постоянного (равного) продукта) – кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций ресурсов, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции. Изокванты имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и не пересекаются друг с другом. Изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции. Изокванты показывают реальные уровни производства.
Принцип замещения.
При перемещении из точки С в точку  В для замещения 1 ед. труда требуется 1 ед. капитала, а при перемещении  из точки В в точку А требуется 2 ед. капитала, но для замещения только 1 ед. труда.
Возможности товаропроизводителя зависят от его финансов, бюджета (дохода). Поэтому построение бюджетной линии позволяет определить в сочетании с изоквантой оптимальный объем издержек.
Повышение (понижение) цены на один из взаимодополняющих  ресурсов под воздействием эффекта  объема производства приведет к снижению (повышению) спроса на другой ресурс. При убывающей отдаче фактора производства предприятие будет расширять производство продукции до тех пор, пока прирост дохода будет превышать прирост издержек на дополнительно вовлекаемые единицы ресурсов.  

10.Предельная  доходность и предельные  издержки ресурса.  Равновесие на  рынке факторов  производства.
Предельной  доходностью ресурса (доходом  от реализации предельного  продукта) является прирост дохода предприятия за счет вовлечения в процесс производства дополнительной единицы ресурса. При убывающей отдаче ресурса прирост дохода сокращается. Это обуславливает более быстрое, интенсивное снижение предельной доходности несовершенного конкурента по сравнению с более совершенным. Следовательно, масштабы использования предприятием ресурсов зависят от динамики их предельной доходности.
  Предельные издержки ресурса представляют собой прирост издержек в результате вовлечения в производство дополнительной единицы переменного ресурса. Динамика или отсутствие таковой в отношении предельных издержек ресурса зависят от рыночной структуры каждого конкретного ресурса. Если ресурс закупается на рынке совершенной конкуренции, то предельные издержки приобретающего его предприятия будут равны цене данного ресурса.
  Предприятие будет наращивать закупку ресурса до тех пор, пока предельная доходность от его использования будет превышать предельные издержки, связанные с его приобретением, и прекратит это делать, как только предельная доходность ресурса будет равна его предельным издержкам.
  В действительности предприятие  сталкивается с проблемой комбинирования  ресурсов, что предполагает их  переменность. Поэтому задача заключается  выборе оптимального сочетания  используемых ресурсов. Необходимо  руководствоваться сопоставлением цен на факторы производства, которые для товаропроизводителя трансформируются в предельные издержки ресурсов, и предельного дохода, получаемого от каждого фактора производства. При таком сопоставлении предприятие имеет возможность наращивать использование одних ресурсов и сокращать другие. Предприятие замещает дорогие факторы более дешевыми. В этой связи возникает необходимость достижения такого масштаба производства, при котором комбинация его факторов обеспечивала бы получение постоянных и устойчивых доходов. Достижение устойчивого сочетания факторов производства происходит под воздействием конкуренции между ними, которое приводит их в равновесное состояние. Равновесие на рынке факторов производства достигается, если на одну денежную единицу любого фактора производства получается равный предельный продукт (предельный доход). 

11.Принцип  минимизации издержек и критерий  максимизации прибыли на рынке  ресурсов.
Равновесие  производителя обеспечивается тогда, когда он достигает максимума  производства. Предположим, производитель использует 2 ресурса F1, F2, предельная производительность которых составляет:
F1: MRP1=60, F2: MRP2=70, а цены: P1=5$, P2=10$. Предельные  производительности равны: 12 и 7. Очевидно, что использование первого  ресурса более эффективно, чем второго, поэтому целесообразно отказаться от одной единицы второго ресурса (что сэкономит 10$) и купить 2 единицы первого ресурса, что повысит прибыль. При этом мы потеряли 70 единиц продукции, но приобрели при этом 120 (60*2). Чистый выигрыш составил 50 единиц. Так мы будем перераспределять ресурсы до тех пор, пока предельные производительности не будут равны друг другу. Правило наименьших издержек – это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний доллар (рубль, марка), затраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт. Это правило обеспечивает равновесие положения производителя. Когда отдача всех ресурсов одинакова, задача их перераспределения отпадает, т.к. нет уже ресурсов, которые приносят больший доход по сравнению с другими. Производитель находится в положении  равновесия, при котором достигается оптимальная комбинация факторов производства, обеспечивающая максимизацию выпуска. Это правило касается не только набора всех ресурсов, но и использования одного и того же ресурса в разных производственных процессах.
Рациональный  производитель стремится максимизировать  разницу между доходом, который  приносит ресурс, и издержками, связанными с его использованием.
Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене. Поэтому, согласно теории предельной производительности, каждому ресурсу полагается тот доход, который он создает.
Итак, предприятие минимизирует издержки, когда соотношения предельной доходности каждого ресурса к его цене (предельным издержкам) равны между  собой. А максимизация прибыли достигается при условии, что вышеуказанные отношения будут равны 1.  
 

12.Национальная  экономика и основные  макроэкономические  показатели.
Национальная  экономика – сумма всех хозяйствующих субъектов и всех рынков страны, т.е. это хозяйство страны, которое рассматривается как единое целое; это сложная взаимосвязанная хозяйственная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны. Существует 5 основных макроэкономических задач:
    Стабильный рост национального объема производства, который предполагает, что выпуск продукции ежегодно увеличивается на высокий процент. От того, сколько производится товаров и услуг в стране зависти благосостояние всех его граждан.
    Стабильный уровень цен: предполагается, что цены устанавливаются на основе свободного рынка конкуренции и не поднимаются слишком быстрыми темпами.
    Должен быть высокий уровень занятости в стране, т.е. любой гражданин, который имеет желание работать и специальность может получить работу.
    Поддержание внешнеторгового баланса страны. Предполагается относительное равновесие между экспортом и импортом товаров.
    Стабильный обменный курс национальной валюты на валюту других стран: чтобы в стране не было дефолта, т.е. падения курса национальной валюты.
Эти 5 задач должны быть тесно увязаны  между собой, поскольку между ними существует взаимозависимость. Например, стабильный рост объемов производства зависит от стабильности цен, от уровня занятости и от поддержания внешнеторгового баланса.
Главной целью национальной экономики является обеспечение максимизации возможностей для создания все более благоприятных условий жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста.
СНС – совокупность международно-признанных, взаимосвязанных показателей, отражающих результаты состояния экономики на макроуровне.
Выделяют 5 секторов национальной экономики:
- нефинансовые  предприятия: фирмы, занятые производством  товаров для рынка и осуществлением  нефинансовых услуг.
- финансовые  учреждения: фирмы, осуществляющие  финансовые услуги или посредничество  между институциональными единицами.
-государственные  учреждения: органы власти, занятые  регулированием экономических процессов,  в том числе перераспределением  доходов, а также производством  нерыночных товаров и услуг  для индивидуального и коллективного  потребления.
- некоммерческие  организации, обслуживающие домашние  хозяйства;
- домашние  хозяйства: физические лица, реализующие  в экономической деятельности  свою рабочую силу, производящие  и потребляющие товары и услуги.
Нефинансовые  корпорации, домашние хозяйства и некоммерческие (неприбыльные) организации относят к реальному сектору экономики. Кроме того, СНС выделяет бюджетный, денежный и внешнеэкономический секторы.
Для характеристики и оценки развития национальной экономики в масштабе всей страны и по отраслям используются макроэкономические показатели, которые позволяют измерять объем производства за определенный период, раскрывают факторы, определяющие функционирование народного хозяйства.
 Возникновение  макроэкономической теории макроэкономических  показателей связано с работами Джона Кейнса. Его основной работой является «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Кейнс является основоположником макроэкономики, поскольку он предметом своего исследования сделал национальную экономику.
Основными показателями СНС являются: ВНП, ВВП, ЧНП, НД и РД (располагаемый доход).
Основные  макроэкономические показатели:
1 группа: абсолютные показатели развития национальной экономики – это те показатели, с помощью которых можно выразить объем производимой продукции в стране, отдельные его части. К этим показателям относятся:
    Совокупный общественный продукт СОП
    Валовой внутренний продукт ВВП
    Валовой национальный продукт ВНП
    Конечный общественный продукт КОП
    Национальный доход общества НД
    Национальное богатство общества НБ
    Валовой общественный продукт ВОП
2 группа: относительные показатели – показатели макроэкономического роста производимой продукции, темпы инфляции, уровень цен в стране и уровень безработицы. Единицей измерения являются проценты, доли, единицы. 

13.СОП и его формы. Конечный общественный продукт и его формы.
В результате производства в национальной экономике  возникает определенный общественный продукт, который находит свое выражение  в самой абстрактной форме  – в форме СОП.
Совокупный  общественный продукт (СОП)вся совокупность произведенных благ (товаров и услуг) в материальном и нематериальном производстве страны вне зависимости от их функционального и потребительского назначения.
СОП делится на 2 подразделения:
    производство средств производства или предметов производственного назначения
    предметы потребления
С точки  зрения стоимости СОП распадается  на стоимость средств производства, прибавочного продукта и необходимого продукта. СОП = C+V+m
C=C1(средства  труда) + C2(предметы  труда)
V+m –национальный доход общества (НД)
Так как СОП – абстрактная категория, то на практике в зависимости от метода расчета выступает ВОП  и КОП.
Валовый общественный продукт (ВОП) представляет собой всю сумму произведенных благ, т.е. совокупная стоимость всего объема произведенных товаров материального производства с включением в него затрат на сырье, топливо и материалы. ВОП - стоимостная форма СОП. ВОП включает в себя повторный счет произведенных и потребленных предметов труда – это его недостаток.
Если  из ВОП вычесть повторный счет ( стоимость промежуточной продукции(ПП) предметов труда), то получится конечный общественный продукт (КОП), который предназначен для удовлетворения потребностей населения, восстановления потребленных средств производства и накопления. КОП в зависимости от методики расчета выступает так же в 2 формах: в форме ВВП и в форме ВНП.
ВВП – не включает непроизводительные сделки, т.е. чисто финансовые сделки, которые включают в себя трансфертные платежи (безвозвратные – пенсии, пособия) и продажу подержанных вещей.
ВВП – показатель, характеризующий совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране всеми экономическими субъектами (отечественными и иностранными), в рыночных ценах. В отличие от ВНП в состав ВВП не включается сальдо платежного баланса.
ВНП - показатель, характеризующий совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах, произведенных экономическими субъектами данной страны, как внутри нее, так и за её пределами. Включает стоимость потребленных населением товаров и услуг, государственных закупок, капитальные вложения (инвестиции) и сальдо платежного баланса.
ВВП и ВНП выражают результат деятельности двух сфер народного хозяйства: материального  производства и услуг. В то время  как СОП выражает результат деятельности только сфер материального производства.
Главное требование при расчете показателей  ВВП и ВНП – это чтобы  все товары и услуги производились  за год и учитывались только один раз, т.е. чтобы при расчете учитывался только КОП. КОП – товары и услуги, которые потребитель покупает для конечного использования, а не для перепродажи. КОП представляет собой суммарную величину добавленных стоимостей, созданных хозяйственными субъектами данной страны в течение определенного периода (как правило, за год). КОП меньше ВОП на величину промежуточного продукта (стоимости сырья и материалов). 

14.ВВП  и ВНП: методы  расчета и различия  между ними.
ВВП и ВНП определяются как стоимость  всего объема конечного производства товаров и услуг за год.
Валовой внутренний продукт (ВВП) подсчитывается по территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального и нематериального производства независимо от национальной принадлежности предприятия, которое расположено на территории данной страны.
Валовой национальный продукт (ВНП) – совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местоположения национального предприятия.
Другими словами, разница между ВВП и  ВНП заключается в том, что  в ВНП включаются экспортно-импортные операции (внешняя торговля). Если экспортно-импортные операции равны 0, то ВВП равен ВНП. Так в США разница между ВВП и ВНП составляет 1%, а в странах Бенилюкса – 10%.
Другое  определение ВНП представляет сумму доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве. ВНП вычисляется в текущих рыночных ценах, что представляет номинальное его значение.  Номинальный ВНП – валовой конечный продукт, стоимость которого выражена в текущих, фактических ценах. В условиях инфляции номинальный ВНП завышает результаты экономики.  Для поучения истинной величины ВНП необходимо очистить цены от влияния инфляции, взвесить их, что дает реальное значение ВНП. Реальный ВНП – валовой продукт, стоимость которого скорректирована на величину годового роста цен при помощи дефлятора (это индекс цен, отражающий в % или десятичной форме их изменение. Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется ВНП-дефлятором. Например, если номинальный ВНП данного года = 100 д.е., а цены в среднем снизились за год на 3%, то реальный ВНП = 103,1 д.е. (100:0,97). В связи с тем, что ВВП измеряется в денежном выражении, необходимо устранить влияние колебания цен на его оценку. Годовой продукт, который выражен в текущих ценах, называется номинальным ВВП.
    ВВП и ВНП могут быть определены  одним из следующих способов:
    по расходам (по конечному использованию): путем суммирования всех расходов на покупку общего объема производимой в данном году продукции.
    по доходам (распределительный): все доходы, полученные в стране от произведенной продукции данного года.
    По производству: этот метод состоит в суммировании стоимостей товаров и услуг, произведенных всеми предприятиями страны. Но если суммировать общую стоимость, то возникает повторный счет. Повторный счет – завышение объема продукции в многоступенчатом процессе её производства и реализации, когда стоимость одних и тех же частей продуктов учитывается не один раз. В этой связи вводятся 2 понятия: промежуточных и конечных продуктов. Промежуточный продукт – товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются прежде, чем попасть к конечному потребителю. Например, подержанные машины или платье – конечный продукт, а промежуточный – ткань, хлопок. Конечные продукты – те, что идут непосредственно в личное (конечное) потребление. Ясно, что именно промежуточные продукты «накручивают» повторный счет. Чтобы очистить ВНП от этих накруток надо подсчитать его без промежуточных продуктов, то есть не по общей, а по добавленной стоимости. Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы за вычетом из неё внешних факторов, в том числе затрат на сырьё, материалы, полуфабрикаты и энергию, купленных и израсходованных на производство продукции и оказание платных услуг. Это стоимость только той части продукта, которая произведена именно данным предприятием, а не его поставщиками и партнерами.
ВНП определяется как сумма благ и услуг в распоряжении общества в определенный период времени. Величина ВНП – это денежная оценка конечных продуктов и услуг, произведенных за год. Т. е. необходимо суммировать все расходы на приобретение (потребление) конечного продукта.
Расчет  ВВП (ВНП) по расходам включает следующие  статьи:
    Конкретные потребительские расходы населения– товары повседневного спроса.
    Расходы органов государственного управления – они выражаются в сумме затрат государства на выплату зарплаты государственным служащим.
    Расходы на валовые капитальные вложения, накопления и изменение запасов материальных оборотных средств. Сюда же включаются валовые инвестиции – капитальные вложения как на прирост производственных мощностей, так и на их замену (запчасти).
    Чистый экспорт, который представляет собой разность между экспортом и импортом в данной стране. Речь идет о сальдо торгового баланса. Сальдо торгового баланса отрицательное, если импорт превышает экспорт и наоборот.
    С другой стороны ВНП составляет  сумму доходов отдельных лиц  и предприятий (зарплата, процент,  прибыль и рента) и определяется  в общем как сумма вознаграждений владельцев факторов производства. Сюда также включаются косвенные налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности.
Расчет  ВВП (ВНП) по доходам:
    зарплата
    процент на ссудный капитал
    прибыль фирмы и корпорации
    рентные платежи
    доходы некорпоративных предприятий, которые находятся в индивидуальной или семейной собственности и доходы самостоятельных рабочих (художник, няня).
    амортизационные отчисления
    косвенные налоги на бизнес
Таким образом, ВВП (ВНП), подсчитанные по доходам, представляет собой совокупный доход, полученный от экономии ресурсов, которые используются в процессе производства общественного продукта в течение определенного периода времени (1 года).
Недостатком ВВП и ВНП является то, что завышается объем выпускаемой продукции. 

15.НД и его структура. Фонды накопления и потребления, их функциональное назначение. Факторы роста НД
Если  из ВВП вычесть амортизационные  отчисления основного капитала, то получится чистый внутренний продукт  ЧВП. Этот показатель указывает на величину доходов поставщиков экономических ресурсов за предоставленные ими землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности, с помощью которых создан данный ЧВП.
Чистый  национальный продукт (ЧНП) показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные ими землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности, с помощью которых создается ЧНП. В этом показателе не учитываются амортизационные отчисления. С помощью этого показателя можно измерить годовой объем производства, который экономика в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов.
Для определения суммарного дохода всех владельцев экономических ресурсов необходимо из ЧНП вычесть сумму косвенных налогов (налоги с продаж 5% и налог на имущество), и получится национальный доход общества НД. Национальный доход (НД) – то, что вновь создано в обществе, это чистый заработок общества за год. Национальный доход представляет собой часть ВНП, за вычетом суммы годовых амортизационных отчислений; это вновь созданная страной стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, получаемым всеми владельцами экономических ресурсов (факторов производства), используемых в производстве ВНП. Он (НД) рассчитывается как разница между ЧНП и величиной косвенных налогов.
НД  доход общества делится на 2 фонда: фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления (норма накопления) – расширение производства – идет на развитие национальной экономики. Фонд потребления – удовлетворяет потребности людей и общества в целом.
Существует  личный доход – НД, за вычетом взносов на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций и предприятий и их всевозможное перераспределение, трансфертные платежи. Существует личный располагаемый доход – личный доход минус индивидуальные налоги (подоходный, на личное имущество, на наследство).
Существуют  факторы, которые способствуют росту  НД:
    Количество занятых рабочих
    Степень эксплуатации рабочих, т.е. от нормы прибавочной стоимости.
    Рост производительности труда
    Экономия на постоянном капитале – экономия на ресурсах
    Деление НД на фонд накопления и фонд потребления
    Скорость оборота капитала и всего авансированного капитала
Система национальных счетов – в её основе была положена схема расчета ВВП по доходам и расходам, т.е. не включался повторный счет. В то время как в СССР статистической службой определялось все по совокупному общественному продукту. Рассматривалась только сфера материального производства и воспроизводство СОП, как правило, расширенного, не увеличивалась сфера обращения и был включен повторный счет. СНС исходит из того, что расчет ВВП и НД страны производится как в сфере материального, так и нематериального производства, т.е.
    Фирмы и предприятия производят продукцию (товары и услуги)
    Подсобное хозяйство
    Учитывается деятельность работников сферы управления, труд наемной прислуги, а также сдача жилья в аренду.
В создании стоимости товаров и услуг  наравне с трудом принимают участие  факторы производства. Создание прибыли  считается не по классической теории,.. что это результат всех факторов производства.
СНС была принята ООН в 1953 году, в России с 1988г. параллельно с балансовым методом (марксистским).
Балансовый  метод использует только сферу материального производства. В то время как СНС включает как материальное, так и нематериальное производство. Основным обобщающим показателем является ВВП, который исключает повторный счет. А по балансовой методике использовался СОП.
Факторы роста НД
НД=V+m, соответственно при росте зароботной платы повышается благосостояние населения, повышается прибыль, соответсвенно повышается НД.
(+ увеличение  объема произ-ва за счет прибыли…)  

16.Национальное  богатство, отраслевая  и секториальная  структуа национальной  экономики. Теневая  экономика.
Помимо НД существует национальное богатство. Национальное богатство – понятие более широкое, это то, чем располагает общество, страна на данный момент, это совокупность материальных и нематериальных благ, потребительных стоимостей, накопленных обществом за всю его историю. К ним относятся:
    Основные и оборотные производственные фонды
    Основные фонды, функционирующие в социальной сфере (школы, больницы…)
    Природные ресурсы: земля, вода, лес…
    Нематериальные ресурсы – духовные ценности, НТП
    Информационные ресурсы
НБ  рассчитывается на определенную дату, охватывая весь период накопления национального достояния в рамках государства.
Чем больше НБ, тем богаче страна.
Национальная  экономика характеризуется по функциональным, отраслевым и территориальным признакам. Функционально НЭ состоит из совокупности 3 экономических ресурсов, которыми располагает данное государство: природная среда, капитал и человек.
По  отраслевому принципу НЭ принято  делить на 2 группы, каждая из которых  представляет определенную сферу отраслей экономики. К первой сфере относятся отрасли материального производства, в том числе промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и общественное питание. В состав второй группы входят отрасли социальной сферы: культура, образование, фундаментальная наука, здравоохранение, социальная защита населения, ЖКХ, бытовое обслуживание, туризм и спорт.
Характеристика  экономики по территориальному принципу состоит в том, что она представляет собой совокупность экономических  субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенной территории страны.
Теневая экономика – это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований («черная занятость»); скрытое предпринимательство, нацеленное на уклонение от налогов и «мешающих» правил; деятельность, связанную с запрещенным производством, наркобизнесом, коррупцией. 

17.Марксовая  модель воспроизводства.
Впервые понятие воспроизводство ввел Франсуа  Кенэ и составил таблицу по воспроизводству  общественного капитала в с/х. Эта  таблица легла в основу воспроизводства  СОП в промышленности. Ошибка Кенэ заключается в том, что он считал, НД общества создается трудом только с/х рабочих. Он ввел понятие прибавочного продукта и назвал его чистым продуктом. Идеи Кенэ стали теоретической основой формирования межотраслевого баланса. Ф. Кенэ, на примере своей “Экономической таблицы” показал, каким образом происходит возмещение израсходованного общественного капитала, в натуральной форме и по стоимости.
Важным достижением  в исследовании является то, что  Ф. Кенэ произвел деление общественного  капитала на основной и оборотный  капитал. Выделил, как самостоятельный  акт обмена, - возмещение стоимости износа основного капитала произведенного промышленностью и применяемого в сельском хозяйстве.
Ф. Кенэ рассматривал обмены между тремя  классами общества. Он не просто выделил  три класса общества участвующих  в обменах, фактически же он выделил три сектора воспроизводства общества. Два из них это производственные подразделения - сельское хозяйство и промышленность и, кроме того, выделил сектор производящий услуги по управлению обществом и регулированию общественной жизни. Ф. Кенэ, в своей таблице рассматривал только стоимостные и натуральные показатели и не рассматривал натурально-вещественную форму товарных масс. Поэтому его исследование теории воспроизводства нельзя считать достаточно полным.
Непрерывно  возобновляющийся процесс производства называется воспроизводством. Воспроизводство включает 3 момента:
    Воспроизводство материальных благ
    Воспроизводство рабочей силы
    Воспроизводство производственных отношений.
Процесс воспроизводства охватывает стадии производства, распределения, обмена, потребления.
Через распределение и обмен обеспечивается возврат в производство различных средств производства и рабочей силы. Тем самым поддерживается пропорциональность в хозяйстве или происходит разлаженность во всем хозяйственном механизме (бюджетный дефицит, инфляция, безработица и т.д.).  
На стадии распределения устанавливается доля различных классов, социальных групп и отдельных людей в производственном продукте. Это доля доходит до потребителя через обмен. Обмен опосредует связь между производством и распределением с одной стороны и потреблением с другой. Он представляет собой куплю-продажу совокупного продукта. В качестве продавцов и покупателей выступают предприятия, организации и население. Обязательным условием непрерывности самого процесса производства является полная реализация созданного продукта. При этом условии производство получит необходимый приток материальных и людских ресурсов, а население - свою долю в продукте, определенную распределительными отношениями.  
Завершающей стадией движения общественного продукта является потребление. Начав движение с производства, продукт полностью или постепенно исчезает в потреблении. Тем самым обеспечивается воспроизводство самой жизни человека и его деятельности.
 

19.Расширенное  воспроизводство и условия его реальзаии.
По  своему типу воспроизводство может  характеризоваться как простое, расширенное или суженное.
Простое воспроизводство – это процесс возобновления процесса производства в неизменном масштабе, что предопределяет необходимость возобновления производства благ с неизменным объемом ресурсов в их количественном и качественном отношении.
Воспроизводство называется расширенным, если производство из года в год осуществляется в возрастающем масштабе, что предопределяет дополнительное вовлечение ресурсов и их качественное совершенствование.
Суженное  воспроизводство характеризуется сокращением масштаба производства, которое может быть вызвано недостаточностью ресурсов, нерациональным и неэффективным их использованием или ухудшением качественного состояния используемых ресурсов. Как правило, воспроизводство имеет расширенный характер.
После каждого процесса производства собственник  средств производства выходит из производства обогащенным на величину прибавочного продукта. Рабочий класс, после восстановления своей рабочей силы путем использования зарплаты, выходит без средств производства и должен опять продавать свою рабочую силу. Классическая теория ставила в центр внимания сферу исследования производства, а сферу обращения рассматривала как второстепенную. В то время как теория экономикс исходит из первичности рынка. Для осуществления воспроизводства общественного капитала из года в год необходимо инвестировать капитал и реализовывать готовую продукцию. Существуют специальные условия для реализации СОП. Маркс первый сформулировал 3 условия реализации СОП и дал математические выкладки. СОП = C +V + m. По натурально-вещественной форме СОП делится на 2 подразделения:
I подразделение включает все отрасли и производства, выпускающие средства производства. Эта продукция остается в сфере производства.
II подразделение охватывает все отрасли и производства по выпуску предметов потребления. Эта продукция выбывает из сферы производства и поступает в сферу потребления.
    Вводятся теоретические ограничения – научные абстракции:
    Рассматривается чистый капитализм – общество из класса предпринимателей и наемных рабочих
    Сумма цен товаров равна сумме стоимостей товаров.
    Экспорт равен импорту
    НТП не учитывается, т.е. органическое строение капитала остается постоянным и не растет
    Норма прибавочной стоимости – 100% (V=m)
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.