На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Формирование впечатления о другом человеке

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     Межличностное взаимодействие играет в социализации индивида огромную роль, ведь человек  рождается, растет, работает, живет  в социуме.
     Восприятие  предметов и явлений материального  мира, их многообразных свойств и  отношений занимает одно из центральных  мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
     Отсюда  следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, путей  его становления и развития, гигиены, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и  организации любой деятельности.
     Сейчас  уже не приходится доказывать, что  межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное  формирование у человека ни одной  психической функции или психического процесса, ни одного блока психических  свойств, личности в целом.
     В последние десятилетия минувшего  столетия, заключительного века в  ушедшем тысячелетии, проблема общения  была “логическим центром” психологической  науки. Исследование этой проблемы открыло  возможности более глубокого  анализа психологических закономерностей  и механизмов регуляции поведения  человека, формирования его внутреннего  мира, показало социальную обусловленность  психики и образа жизни индивида.
     В нашей стране проблематику социальной психологии личности разрабатывают  такие ученые, как А. Г. Асмолов, В. А. Богданов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов, Е. П. Белинская и др.
     Объект  исследования – механизм аттракции  и процесс формирования впечатления  о другом человеке.
     Предмет исследования - проявление межличностной  аттракции на отношениях между людьми и формирование первого впечатления.
     Цель - дать характеристику механизма аттракции, провести комплексное исследование ее влияния на отношения между  людьми, раскрыть особенности формирования впечатления о другом человеке.
     Задачи:
    определить понятие аттракции в социальной психологии;
    выявить влияние установок в формировании первого впечатления;
    проанализировать изученные эффекты восприятия.
 
         1.   Формирование впечатления о другом человеке
     Формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое представление  о нем - это сложный психологический  процесс. При этом на формирование первого  впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая является объектом познания, но и личностные качества познающего, воспринимающего  человека: это и сформировавшиеся «эталоны», и закрепленные в сознании стереотипы, и степень уверенности  человек в себе самом. И привычное  его отношение к людям. Чрезвычайно  важный вопрос более общего плана - вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Различают три типа установки на восприятие другого человека Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой .Тбилиси: "Мецниереба", 1989 с. 48:
    позитивная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости.
    негативная. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.
    адекватная.
     Лучше всего, конечно, адекватная установка  на то, что у каждого человека есть как положительные, так и  отрицательные качества. Главное, как  они сбалансированы и оцениваются  самим человеком. Наличие установок  рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления  о другом человеке. Особенно значительна  роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимости “идти до конца” в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок - о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
     В экспериментальных исследованиях, посвященных характеристикам объекта восприятии, выясняется, что от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции.
     Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема “запускается” определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.
     Фактор  превосходства связан с тем, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по осталь-ным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его об-щая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувст-вует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.
     Фактор  привлекательности обеспечивает реализацию схе-мы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно при-влекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, со-стоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологи-ческим и социальным параметрам.
     Фактор  отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитив-но оценивать и по другим показателям.
     Наиболее  часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той  или иной сфере социальной (различный  социальный статус), интеллектуальной, неравенство позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства  проявляются в том, что люди склонны  систематически переоценивать различные  психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Эта схема начинает работать не при  всяком, а только при действительно  важном, значимом для нас неравенстве. Если я, болезненный и слабый, хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то я переоценю его по всем параметрам он в моих глазах одновременно будет и красив, и умен, и добр. Если же для меня главное - эрудиция, образованность, то при встрече с сильным человеком ничего не произойдет, зато при встрече с интеллектуально превосходящим ошибка будет иметь место. Итак, можно полагать, что в данном случае схема восприятия такова: «При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его». Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. В дальнейшем я буду называть такого рода ошибки в общении, действием фактора "превосходства".
     Фактор  превосходства
     Исследования  показывают, что для определения  этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации: 1) одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки  различия, очки, оформление волос, награды, драгоценности; в определенных случаях  рассматривается даже такая "одежда", как машина, кресло, оформление кабинета и т.д.; 2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
     Понятно, что, кроме этих двух признаков, у  нас ничего и нет (если, конечно, не рассматривать случай, когда нам  предварительно достоверно известно о  превосходстве).
     Не  менее важным и узнаваемыми являются ошибки, связанные с "общей эстетической выразительностью человека", т.е. с  тем, нравится нам внешне наш партнер  по общению или нет. Ошибки заключаются  в том, что если человек нам  нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.
     Например, в одном из экспериментов учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников. Перед ними ставилась  задача определить уровень интеллекта школьника, отношение его родителей  к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение  к нему сверстников. Секрет эксперимента был в том, что всем давалось одно и то же личное дело, но к нему прилагались  разные фотографии - одна заведомо привлекательная, а другая заведомо непривлекательная. Оказалось, что "привлекательным" детям, при прочих равных условиях, учителя приписывали более высокий  интеллект, намерение поступить  в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием.
     Другой  пример. Американский психолог А.Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем  он показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет  и просил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен  на фотографиях. Испытуемые оценили  и мужчин и женщин, которых эксперты отнесли к наиболее красивым, как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и более богатых духовно, чем тех, кто был оценен экспертами как некрасивые, и даже чем тех, кто попал в категорию "обыкновенных". Кроме того, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.-- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. -- 344 с С 267.
     Таким образом, получается, что этот тип  ошибки очень напоминает предыдущий: здесь тоже под влиянием одного фактора  переоцениваются или недооцениваются  свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора "привлекательности" - чем больше внешне привлекателен для нас  человек, тем лучше он во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные  его качества недооцениваются. Эти  элементы служат знаками групповой  принадлежности и для самого "носителя" одежды и "автора" поведения, и  для окружающих его людей. Понимание  своего места в той или иной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений, а также положения  других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда очень существенно.
     В прежние времена это было настолько  важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного  статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Существовали определенные правила, что и кому можно или нельзя надевать. Таким  образом, задача распознавания статуса  в то время была довольно простой.
     Можно утверждать достаточно определенно, что  и в наше время, когда нет жестких  предписаний и ограничений, роль одежды в кодировании превосходства  остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициальной  знаковой системы одежды и внешних  атрибутов человека, элементы или  сочетание элементов которой  являются теми крючками, которые направляют формирование первого впечатление  по схеме превосходства.
     Анализ  гардероба человека (предпочитаемого  стиля, формы, цвета и других особенностей одежды) в такой ситуации может  дать немало информации о таких индивидуально-психологических  особенностях человека, как его темперамент, характер, социальный статус и т.д. Но поскольку одежда отражает еще и  некоторые особенности нашего бессознательного (установок., психологической защиты и т.д.), то и об этой сфере. Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь - цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы "вычисляем", видя качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить о цене одежды.
     С социальным статусом, кроме цены, тесно  связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального положения "строгой", "официальной" и т.п. Причем чаще всего эти слова относятся  к силуэту. "Высокостатусным" считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низкостатусным" приближающийся к шару.
     Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах  конкретные цвета могут иметь  разное значение. В нашей стране как признак высокого статуса  отмечается одежда черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщеннее чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус. Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, по отдельности, но и во взаимодействии.
     Так, если яркая разноцветная одежда сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с неподходящим силуэтом, то "носителя" скорее признают высокостатусным "деятелем искусства", чем человеком низкого статуса. Точно так же по одежде может быть воспринято и превосходство, например, интеллектуальное. Известно, что если человек в очках, то его умственный и образовательный уровень переоценивается.
     В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие  судить о статусе человека. В чем  проявляется "превосходство" в  манере поведения? Скорее всего, можно  определить как независимость в  различных обстоятельствах и  ситуациях. Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек  не показывает, что ему интересен  тот, с кем он общается, его реакции, настроения, состояние или то, о  чем, он говорит. Такая независимость "снаружи" может выглядеть как  высокомерие, наглость, уверенность  в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в  следующем: человек как бы "не замечает" некоторых ее аспектов - наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение может восприниматься по-разному, но почти всегда свидетельствует  об определенном превосходстве. Об этом же свидетельствует независимость  от различных мелких, неписанных норм общения. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Или: человек смотрит в сторону, в окно, осматривает свои ногти - это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди независимые обычно внимательно смотрят на собеседника, "заглядывают в глаза"). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство, хотя в сущности это тоже нарушение нормы общения - говорить доступно.
     Манера  поведения может содержать в  себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного  превосходства, объективного или только субъективного; а также вследствие превосходства ситуативного. Каждый может оказаться в ситуации, которую  он не понимает, в которой он очень  плохо ориентируется, и поэтому  попадает в определенную зависимость  от окружающих - их советов, ответов  на вопросы и т.д. В этом случае человек легко ориентирующийся - "хозяин" ситуации - по любому основанию  знает, как себя вести, кто есть кто, обязательно будет вести себя более уверенно, независимо и, следовательно, демонстрировать в манере поведения элементы превосходства. Те же элементы может показывать и человек с субъективным превосходством, "знающий себе цену", "высоко себя ценящий". Если же такое поведение не подкреплено нашими собственными представлениями или сведениями об истинном или ситуационном превосходстве, то тогда мы можем оценить в первую очередь не статус, а, например, некоторые личные качества данного человека, уровень его притязаний (например, "он много о себе мнит").
     Таким образом, можно заключить, что восприятие превосходства по манере поведения  зависит от оценки независимости  в поведении и от нашей готовности признать эту независимость обоснованной, т.е. от нашей собственной позиции  в этот момент, которая определяется значимостью для нас ситуации.
     Если  в какой-то значимой для себя ситуации человек чувствует себя почему-то неуверенно, неустойчиво, зависимо от каких-то, может быть, еще не состоявшихся событий (т.е. у него самого в данный момент "отрицательное" превосходство), то в этой ситуации фактор превосходства  может начать действовать даже от незначительного толчка, от восприятия микроскопических (и в другое время  не подействовавших бы) отклонений в манере поведения, во внешнем виде другого человека. Тогда по любому намеку, иногда воображаемому, "запускается" действие превосходства, и ошибки не замедлят сказаться. Много примеров тому: люди в острых, экстремальных ситуациях доверяются тем, кому никогда не поверили бы в обычной обстановке, слушают советы тех (и следуют этим советам), кого в незначимой, спокойной ситуации слушать бы не стали.
     Итак, действие фактора превосходства  начинается тогда, когда человек  фиксирует превосходство другого  над собой по знакам в одежде и  манере поведения. Вследствие этого  человек, с одной стороны, строит свое поведение в данный момент, с другой - при оценке личности партнера может допускать ошибки, описанные  ранее: преувеличивать (или преуменьшать) те или другие качества.
     Фактор  привлекательности
     Восприятие  привлекательности - это процесс  той же природы, что и восприятие превосходства, т.е. социальной природы, а, следовательно, и механизмы их должны быть схожи. Отсюда - знаки привлекательности  надо искать не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или  иного признака, который служит знаком привлекательности. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или  конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность - не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой или группами, к которой мы принадлежим.
     В качестве знаков привлекательности  могут рассматриваться те усилия, которые затрачиваются человеком  для соответствия социально одобряемому  типу внешности. Такие знаки фиксируются  и запускают схему - человек относится  либо к привлекательным, и тогда переоцениваются все его невидимые качества, или к непривлекательным, и тогда происходит недооценка остального.
     Очень хорошо это видно на примере такого слагаемого внешности, как телосложение. Принято выделять три основных типа телосложения: эндоморфное (пикническое) - склонные к полноте люди, мезоморфное (атлетическое) - стройные, сильные, мускулистые и эктоморфное (астеническое) - высокие, худые, хрупкие. Довольно давно многочисленными исследователями показано, что тип телосложения связан с некоторыми психологическими чертами. Так, пикники обычно более общительны. Склонны к комфорту, переменчивы в настроениях. Атлеты характеризуются высоким жизненным тонусом, любовью к приключениям, а астеники обычно более сдержаны, молчаливы, спокойны. В нашем обыденном сознании эти связи зафиксированы довольно прочно Годфруа Ж., Что такое психология М.: Мир, 1992.-376 С 240.
     Однако  в первом впечатлении все эти "конструктивные" элементы не имеют  особого значения. Главное другое - какой тип телосложения социально  одобряется, а какой нет. Так, в  исследовании, проведенном Бродели, испытуемым предъявляли пять мужских силуэтов разных типов телосложения. Нужно было дать описание возможных психологических свойств людей с предложенными силуэтами. Реакции испытуемых расположились следующим образом. Мускулистый, спортивный мезоморфный тип получил в описаниях устойчивые положительные оценки. Эндоморфный тип - низкорослый толстяк - в большинстве случаев характеризовался отрицательно. Силуэты эктоморфного типа - высокие и худые - занимали в оценке испытуемых промежуточное положение: они не вызывали такой благожелательной реакции, как мезоморфный тип, но и не подвергались уничтожающей критике, как эндоморфный.
     Достоверно  зарегистрирован факт меньшей привлекательности  детей эктоморфного (астенического) телосложения - их реже выбирают в качестве товарищей, чаще избегают, причем замечено, что с возрастом эта тенденция усиливается.
     Таким образом, привлекателен тот тип  телосложения, который социально  одобряется. Но еще более привлекательны усилия, затраченные на его получение  Щекин Г.В.Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992 С 22.
     Итак, можно сказать, что знаками привлекательности  являются усилия человека выглядеть  социально одобряемым в некоторой  группе образом. Механизмом формирования восприятия по этой схеме является все тот же стереотип, но теперь уже  не прямо по знакам принадлежности к группе, а, если можно так выразиться, по их первой производной - по знакам желания  быть отнесенным к данной группе.
     Фактор  отношения к нам
     Следующая схема без сомнения, хорошо известна. Наверное, все согласятся, что те люди, которые нас любят (хорошо к  нам относятся), кажутся нам значительно  лучше тех, кто нас ненавидит (плохо  к нам относится). Это проявление действия фактора "отношения к  нам", который приводит к изменению  оценки качеств людей в зависимости  от знака этого отношения.
     Психологи Карри и Кени, выявив мнение испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Предъявляемые мнения варьировались от полного совпадения до совершенного несовпадения с позицией испытуемых. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом "родстве душ" настолько велика, что разногласий с позиций привлекательного лица испытуемые попросту не склонны замечать.
     В приведенном эксперименте согласие задавалось впрямую. Однако существует огромное количество косвенных признаков  согласия. Это и определенное поведение - кивки, одобряющие или ободряющие, улыбки в нужных местах, другие проявления, соответствующие вашей позиции, слова и даже сама манера держаться. Важно, чтобы во всем сквозило согласие: и включается схема восприятия по фактору отношения к нам. По сути это тоже стереотип особого рода. Здесь действует представление  не о реальных социальных группах, а  субъективных группах. Речь идет о тех  группах, которые не "существуют в природе", т.е. не заданы общественными  отношениями, существуют в нашем  сознании. Скажем, человек считает  себя умным, знающим инженером, хорошо разбирающимся в политике и футболе, счастливым в семейной жизни и т.д. Это то же самое, что относить себя к группам умных людей, знающих инженеров. Знатоков политики, футбола и др. А значит, иметь субъективные представления (стереотипы) о том, что такое умный человек, знаток футбола и т.д. И, естественно, что знаком принадлежности к этим группам будет согласие с ним, а дальше срабатывает соответствующий стереотип, т.е. схема отношения к нам как бы дополняет первые две. Все это осуществляется за счет одного механизма - стереотипизации. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему формирования впечатления, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
     В постоянном общении законы и результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетвориться  тем списком приписанных партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более  глубокое и объективное понимание  партнера - его актуального состояния, динамики его отношения к нам, восприятие им ситуации. Здесь восприятие партнера и понимание его происходят на другой основе, стереотипы мало помогают, если не мешают.
     В самом деле: в реальном общении  мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом не столь важно, что мы далеко не всегда отдаем себе отчет  в этом понимании, существенно, что  оно даже в скрытом виде является регулятором нашего поведения. Вряд ли каждый может в любой момент общения объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен  или не хочет продолжать разговор. Однако это понимание у нас  есть, иначе мы не стали бы выяснять, что же произошло, или стараться закончить беседу. Значит, восприятие другого человека в общении дает нам материал для выводов.
     Общаясь с партнером. Мы получаем большое  количество информации о нем, о его  состояниях, переживаниях. Известно и  то, что способности адекватного  восприятия других у разных людей  разные. Есть способность, позволяющая  за внешними признаками видеть внутреннее содержание. Этой способностью в большей  или меньшей степени обладают практически все люди, но она может  быть значительно усилена при  наличии жизненного опыта и знаний.
     Реальные  основания для понимания другого  человека по его внешности и элементам  поведения действительно есть. Это  достоверно установлено сейчас психологическими исследованиями. В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, отношении к окружающим его людям вообще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в данной ситуации.
     Лицо  человека, его жесты, мимика, общий  стиль экспрессивного поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные  позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению  к партнерам, а также различные  сочетания этих факторов - все это  имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию о его внутренних состояниях и характеристиках.
     Конечно, самое привлекающее наше внимание в  облике другого человека - его лицо, и это понятно, поскольку оно  может сказать нам очень много о собеседнике.
     Действительно, можно сделать "умное" лицо и  тем воздействовать на мнение о себе, а, кроме того, лицо часто бывает "одухотворенное", "смешное", "просветленное", "угрюмое" и  т.д. Первое и главное, что отражается в лице человека, его мимике - это эмоции. Причем очень важно отметить, что исследования демонстрируют очень большие "способности" всех людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний - одна из основных функций лицевой экспрессии. Экман установил, что существует семь основных лицевых выражений - конфигурации мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение или презрение и интерес. Показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, тем не менее, установлено, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
     Обсуждая  информацию, которую можно прочесть "с лица" человека, нужно упомянуть  о роли направления взгляда - очень  важном "инструменте" общения. В  самом деле, ведь неприятно, например, говорить с человеком, который все  время не смотрит на нас, "отводит  глаза".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.