Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Формирование впечатления о другом человеке

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     Межличностное взаимодействие играет в социализации индивида огромную роль, ведь человек  рождается, растет, работает, живет  в социуме.
     Восприятие  предметов и явлений материального  мира, их многообразных свойств и  отношений занимает одно из центральных  мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
     Отсюда  следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, путей  его становления и развития, гигиены, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и  организации любой деятельности.
     Сейчас  уже не приходится доказывать, что  межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное  формирование у человека ни одной  психической функции или психического процесса, ни одного блока психических  свойств, личности в целом.
     В последние десятилетия минувшего  столетия, заключительного века в  ушедшем тысячелетии, проблема общения  была “логическим центром” психологической  науки. Исследование этой проблемы открыло  возможности более глубокого  анализа психологических закономерностей  и механизмов регуляции поведения  человека, формирования его внутреннего  мира, показало социальную обусловленность  психики и образа жизни индивида.
     В нашей стране проблематику социальной психологии личности разрабатывают  такие ученые, как А. Г. Асмолов, В. А. Богданов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов, Е. П. Белинская и др.
     Объект  исследования – механизм аттракции  и процесс формирования впечатления  о другом человеке.
     Предмет исследования - проявление межличностной  аттракции на отношениях между людьми и формирование первого впечатления.
     Цель - дать характеристику механизма аттракции, провести комплексное исследование ее влияния на отношения между  людьми, раскрыть особенности формирования впечатления о другом человеке.
     Задачи:
    определить понятие аттракции в социальной психологии;
    выявить влияние установок в формировании первого впечатления;
    проанализировать изученные эффекты восприятия.
 
         1.   Формирование впечатления о другом человеке
     Формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое представление  о нем - это сложный психологический  процесс. При этом на формирование первого  впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая является объектом познания, но и личностные качества познающего, воспринимающего  человека: это и сформировавшиеся «эталоны», и закрепленные в сознании стереотипы, и степень уверенности  человек в себе самом. И привычное  его отношение к людям. Чрезвычайно  важный вопрос более общего плана - вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Различают три типа установки на восприятие другого человека Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой .Тбилиси: "Мецниереба", 1989 с. 48:
    позитивная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости.
    негативная. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.
    адекватная.
     Лучше всего, конечно, адекватная установка  на то, что у каждого человека есть как положительные, так и  отрицательные качества. Главное, как  они сбалансированы и оцениваются  самим человеком. Наличие установок  рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления  о другом человеке. Особенно значительна  роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимости “идти до конца” в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок - о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
     В экспериментальных исследованиях, посвященных характеристикам объекта восприятии, выясняется, что от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции.
     Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема “запускается” определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.
     Фактор  превосходства связан с тем, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по осталь-ным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его об-щая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувст-вует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.
     Фактор  привлекательности обеспечивает реализацию схе-мы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно при-влекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, со-стоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологи-ческим и социальным параметрам.
     Фактор  отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитив-но оценивать и по другим показателям.
     Наиболее  часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той  или иной сфере социальной (различный  социальный статус), интеллектуальной, неравенство позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства  проявляются в том, что люди склонны  систематически переоценивать различные  психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Эта схема начинает работать не при  всяком, а только при действительно  важном, значимом для нас неравенстве. Если я, болезненный и слабый, хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то я переоценю его по всем параметрам он в моих глазах одновременно будет и красив, и умен, и добр. Если же для меня главное - эрудиция, образованность, то при встрече с сильным человеком ничего не произойдет, зато при встрече с интеллектуально превосходящим ошибка будет иметь место. Итак, можно полагать, что в данном случае схема восприятия такова: «При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его». Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. В дальнейшем я буду называть такого рода ошибки в общении, действием фактора "превосходства".
     Фактор  превосходства
     Исследования  показывают, что для определения  этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации: 1) одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки  различия, очки, оформление волос, награды, драгоценности; в определенных случаях  рассматривается даже такая "одежда", как машина, кресло, оформление кабинета и т.д.; 2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
     Понятно, что, кроме этих двух признаков, у  нас ничего и нет (если, конечно, не рассматривать случай, когда нам  предварительно достоверно известно о  превосходстве).
     Не  менее важным и узнаваемыми являются ошибки, связанные с "общей эстетической выразительностью человека", т.е. с  тем, нравится нам внешне наш партнер  по общению или нет. Ошибки заключаются  в том, что если человек нам  нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.
     Например, в одном из экспериментов учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников. Перед ними ставилась  задача определить уровень интеллекта школьника, отношение его родителей  к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение  к нему сверстников. Секрет эксперимента был в том, что всем давалось одно и то же личное дело, но к нему прилагались  разные фотографии - одна заведомо привлекательная, а другая заведомо непривлекательная. Оказалось, что "привлекательным" детям, при прочих равных условиях, учителя приписывали более высокий  интеллект, намерение поступить  в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием.
     Другой  пример. Американский психолог А.Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем  он показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет  и просил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен  на фотографиях. Испытуемые оценили  и мужчин и женщин, которых эксперты отнесли к наиболее красивым, как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и более богатых духовно, чем тех, кто был оценен экспертами как некрасивые, и даже чем тех, кто попал в категорию "обыкновенных". Кроме того, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.-- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. -- 344 с С 267.
     Таким образом, получается, что этот тип  ошибки очень напоминает предыдущий: здесь тоже под влиянием одного фактора  переоцениваются или недооцениваются  свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора "привлекательности" - чем больше внешне привлекателен для нас  человек, тем лучше он во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные  его качества недооцениваются. Эти  элементы служат знаками групповой  принадлежности и для самого "носителя" одежды и "автора" поведения, и  для окружающих его людей. Понимание  своего места в той или иной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений, а также положения  других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда очень существенно.
     В прежние времена это было настолько  важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного  статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Существовали определенные правила, что и кому можно или нельзя надевать. Таким  образом, задача распознавания статуса  в то время была довольно простой.
     Можно утверждать достаточно определенно, что  и в наше время, когда нет жестких  предписаний и ограничений, роль одежды в кодировании превосходства  остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициальной  знаковой системы одежды и внешних  атрибутов человека, элементы или  сочетание элементов которой  являются теми крючками, которые направляют формирование первого впечатление  по схеме превосходства.
     Анализ  гардероба человека (предпочитаемого  стиля, формы, цвета и других особенностей одежды) в такой ситуации может  дать немало информации о таких индивидуально-психологических  особенностях человека, как его темперамент, характер, социальный статус и т.д. Но поскольку одежда отражает еще и  некоторые особенности нашего бессознательного (установок., психологической защиты и т.д.), то и об этой сфере. Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь - цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы "вычисляем", видя качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить о цене одежды.
     С социальным статусом, кроме цены, тесно  связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального положения "строгой", "официальной" и т.п. Причем чаще всего эти слова относятся  к силуэту. "Высокостатусным" считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низкостатусным" приближающийся к шару.
     Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах  конкретные цвета могут иметь  разное значение. В нашей стране как признак высокого статуса  отмечается одежда черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщеннее чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус. Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, по отдельности, но и во взаимодействии.
     Так, если яркая разноцветная одежда сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с неподходящим силуэтом, то "носителя" скорее признают высокостатусным "деятелем искусства", чем человеком низкого статуса. Точно так же по одежде может быть воспринято и превосходство, например, интеллектуальное. Известно, что если человек в очках, то его умственный и образовательный уровень переоценивается.
     В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие  судить о статусе человека. В чем  проявляется "превосходство" в  манере поведения? Скорее всего, можно  определить как независимость в  различных обстоятельствах и  ситуациях. Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек  не показывает, что ему интересен  тот, с кем он общается, его реакции, настроения, состояние или то, о  чем, он говорит. Такая независимость "снаружи" может выглядеть как  высокомерие, наглость, уверенность  в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в  следующем: человек как бы "не замечает" некоторых ее аспектов - наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение может восприниматься по-разному, но почти всегда свидетельствует  об определенном превосходстве. Об этом же свидетельствует независимость  от различных мелких, неписанных норм общения. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Или: человек смотрит в сторону, в окно, осматривает свои ногти - это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди независимые обычно внимательно смотрят на собеседника, "заглядывают в глаза"). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство, хотя в сущности это тоже нарушение нормы общения - говорить доступно.
     Манера  поведения может содержать в  себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного  превосходства, объективного или только субъективного; а также вследствие превосходства ситуативного. Каждый может оказаться в ситуации, которую  он не понимает, в которой он очень  плохо ориентируется, и поэтому  попадает в определенную зависимость  от окружающих - их советов, ответов  на вопросы и т.д. В этом случае человек легко ориентирующийся - "хозяин" ситуации - по любому основанию  знает, как себя вести, кто есть кто, обязательно будет вести себя более уверенно, независимо и, следовательно, демонстрировать в манере поведения элементы превосходства. Те же элементы может показывать и человек с субъективным превосходством, "знающий себе цену", "высоко себя ценящий". Если же такое поведение не подкреплено нашими собственными представлениями или сведениями об истинном или ситуационном превосходстве, то тогда мы можем оценить в первую очередь не статус, а, например, некоторые личные качества данного человека, уровень его притязаний (например, "он много о себе мнит").
     Таким образом, можно заключить, что восприятие превосходства по манере поведения  зависит от оценки независимости  в поведении и от нашей готовности признать эту независимость обоснованной, т.е. от нашей собственной позиции  в этот момент, которая определяется значимостью для нас ситуации.
     Если  в какой-то значимой для себя ситуации человек чувствует себя почему-то неуверенно, неустойчиво, зависимо от каких-то, может быть, еще не состоявшихся событий (т.е. у него самого в данный момент "отрицательное" превосходство), то в этой ситуации фактор превосходства  может начать действовать даже от незначительного толчка, от восприятия микроскопических (и в другое время  не подействовавших бы) отклонений в манере поведения, во внешнем виде другого человека. Тогда по любому намеку, иногда воображаемому, "запускается" действие превосходства, и ошибки не замедлят сказаться. Много примеров тому: люди в острых, экстремальных ситуациях доверяются тем, кому никогда не поверили бы в обычной обстановке, слушают советы тех (и следуют этим советам), кого в незначимой, спокойной ситуации слушать бы не стали.
     Итак, действие фактора превосходства  начинается тогда, когда человек  фиксирует превосходство другого  над собой по знакам в одежде и  манере поведения. Вследствие этого  человек, с одной стороны, строит свое поведение в данный момент, с другой - при оценке личности партнера может допускать ошибки, описанные  ранее: преувеличивать (или преуменьшать) те или другие качества.
     Фактор  привлекательности
     Восприятие  привлекательности - это процесс  той же природы, что и восприятие превосходства, т.е. социальной природы, а, следовательно, и механизмы их должны быть схожи. Отсюда - знаки привлекательности  надо искать не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или  иного признака, который служит знаком привлекательности. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или  конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность - не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой или группами, к которой мы принадлежим.
     В качестве знаков привлекательности  могут рассматриваться те усилия, которые затрачиваются человеком  для соответствия социально одобряемому  типу внешности. Такие знаки фиксируются  и запускают схему - человек относится  либо к привлекательным, и тогда переоцениваются все его невидимые качества, или к непривлекательным, и тогда происходит недооценка остального.
     Очень хорошо это видно на примере такого слагаемого внешности, как телосложение. Принято выделять три основных типа телосложения: эндоморфное (пикническое) - склонные к полноте люди, мезоморфное (атлетическое) - стройные, сильные, мускулистые и эктоморфное (астеническое) - высокие, худые, хрупкие. Довольно давно многочисленными исследователями показано, что тип телосложения связан с некоторыми психологическими чертами. Так, пикники обычно более общительны. Склонны к комфорту, переменчивы в настроениях. Атлеты характеризуются высоким жизненным тонусом, любовью к приключениям, а астеники обычно более сдержаны, молчаливы, спокойны. В нашем обыденном сознании эти связи зафиксированы довольно прочно Годфруа Ж., Что такое психология М.: Мир, 1992.-376 С 240.
     Однако  в первом впечатлении все эти "конструктивные" элементы не имеют  особого значения. Главное другое - какой тип телосложения социально  одобряется, а какой нет. Так, в  исследовании, проведенном Бродели, испытуемым предъявляли пять мужских силуэтов разных типов телосложения. Нужно было дать описание возможных психологических свойств людей с предложенными силуэтами. Реакции испытуемых расположились следующим образом. Мускулистый, спортивный мезоморфный тип получил в описаниях устойчивые положительные оценки. Эндоморфный тип - низкорослый толстяк - в большинстве случаев характеризовался отрицательно. Силуэты эктоморфного типа - высокие и худые - занимали в оценке испытуемых промежуточное положение: они не вызывали такой благожелательной реакции, как мезоморфный тип, но и не подвергались уничтожающей критике, как эндоморфный.
     Достоверно  зарегистрирован факт меньшей привлекательности  детей эктоморфного (астенического) телосложения - их реже выбирают в качестве товарищей, чаще избегают, причем замечено, что с возрастом эта тенденция усиливается.
     Таким образом, привлекателен тот тип  телосложения, который социально  одобряется. Но еще более привлекательны усилия, затраченные на его получение  Щекин Г.В.Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992 С 22.
     Итак, можно сказать, что знаками привлекательности  являются усилия человека выглядеть  социально одобряемым в некоторой  группе образом. Механизмом формирования восприятия по этой схеме является все тот же стереотип, но теперь уже  не прямо по знакам принадлежности к группе, а, если можно так выразиться, по их первой производной - по знакам желания  быть отнесенным к данной группе.
     Фактор  отношения к нам
     Следующая схема без сомнения, хорошо известна. Наверное, все согласятся, что те люди, которые нас любят (хорошо к  нам относятся), кажутся нам значительно  лучше тех, кто нас ненавидит (плохо  к нам относится). Это проявление действия фактора "отношения к  нам", который приводит к изменению  оценки качеств людей в зависимости  от знака этого отношения.
     Психологи Карри и Кени, выявив мнение испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Предъявляемые мнения варьировались от полного совпадения до совершенного несовпадения с позицией испытуемых. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом "родстве душ" настолько велика, что разногласий с позиций привлекательного лица испытуемые попросту не склонны замечать.
     В приведенном эксперименте согласие задавалось впрямую. Однако существует огромное количество косвенных признаков  согласия. Это и определенное поведение - кивки, одобряющие или ободряющие, улыбки в нужных местах, другие проявления, соответствующие вашей позиции, слова и даже сама манера держаться. Важно, чтобы во всем сквозило согласие: и включается схема восприятия по фактору отношения к нам. По сути это тоже стереотип особого рода. Здесь действует представление  не о реальных социальных группах, а  субъективных группах. Речь идет о тех  группах, которые не "существуют в природе", т.е. не заданы общественными  отношениями, существуют в нашем  сознании. Скажем, человек считает  себя умным, знающим инженером, хорошо разбирающимся в политике и футболе, счастливым в семейной жизни и т.д. Это то же самое, что относить себя к группам умных людей, знающих инженеров. Знатоков политики, футбола и др. А значит, иметь субъективные представления (стереотипы) о том, что такое умный человек, знаток футбола и т.д. И, естественно, что знаком принадлежности к этим группам будет согласие с ним, а дальше срабатывает соответствующий стереотип, т.е. схема отношения к нам как бы дополняет первые две. Все это осуществляется за счет одного механизма - стереотипизации. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему формирования впечатления, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
     В постоянном общении законы и результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетвориться  тем списком приписанных партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более  глубокое и объективное понимание  партнера - его актуального состояния, динамики его отношения к нам, восприятие им ситуации. Здесь восприятие партнера и понимание его происходят на другой основе, стереотипы мало помогают, если не мешают.
     В самом деле: в реальном общении  мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом не столь важно, что мы далеко не всегда отдаем себе отчет  в этом понимании, существенно, что  оно даже в скрытом виде является регулятором нашего поведения. Вряд ли каждый может в любой момент общения объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен  или не хочет продолжать разговор. Однако это понимание у нас  есть, иначе мы не стали бы выяснять, что же произошло, или стараться закончить беседу. Значит, восприятие другого человека в общении дает нам материал для выводов.
     Общаясь с партнером. Мы получаем большое  количество информации о нем, о его  состояниях, переживаниях. Известно и  то, что способности адекватного  восприятия других у разных людей  разные. Есть способность, позволяющая  за внешними признаками видеть внутреннее содержание. Этой способностью в большей  или меньшей степени обладают практически все люди, но она может  быть значительно усилена при  наличии жизненного опыта и знаний.
     Реальные  основания для понимания другого  человека по его внешности и элементам  поведения действительно есть. Это  достоверно установлено сейчас психологическими исследованиями. В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, отношении к окружающим его людям вообще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в данной ситуации.
     Лицо  человека, его жесты, мимика, общий  стиль экспрессивного поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные  позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению  к партнерам, а также различные  сочетания этих факторов - все это  имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию о его внутренних состояниях и характеристиках.
     Конечно, самое привлекающее наше внимание в  облике другого человека - его лицо, и это понятно, поскольку оно  может сказать нам очень много о собеседнике.
     Действительно, можно сделать "умное" лицо и  тем воздействовать на мнение о себе, а, кроме того, лицо часто бывает "одухотворенное", "смешное", "просветленное", "угрюмое" и  т.д. Первое и главное, что отражается в лице человека, его мимике - это эмоции. Причем очень важно отметить, что исследования демонстрируют очень большие "способности" всех людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний - одна из основных функций лицевой экспрессии. Экман установил, что существует семь основных лицевых выражений - конфигурации мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение или презрение и интерес. Показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, тем не менее, установлено, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
     Обсуждая  информацию, которую можно прочесть "с лица" человека, нужно упомянуть  о роли направления взгляда - очень  важном "инструменте" общения. В  самом деле, ведь неприятно, например, говорить с человеком, который все  время не смотрит на нас, "отводит  глаза".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.