На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы к экзамену по общей психологии 2й курс

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Внимание  как психический  процесс
 
    Внимание - Психический  процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.  

       Феномен  внимания появился у животных  в процессе эволюции как настороженность,  бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
       Развитие  внимания на протяжении эволюции  тесно связано с развитием  тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).
       По  мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.
       Все  познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что - то, думаем о чем - то, что - то себе представляем или воображаем. Внимание - это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой.
       Поэтому  в каждом из изученных нами  до сих пор процессов всегда  имеется какое - то отношение  личности к миру, субъекта к  объекту, сознания к предмету.
       Управляющим  для внимания является отношение  личности к миру, субъекта деятельности  к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.
       Внимание, в отличие от других процессов,  не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.
       Внимание  как свойство субъекта деятельности - это в первую очередь динамическая  характеристика протекания познавательной  деятельности: оно выражает преимущественную  связь психической деятельности  с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.
       Поскольку  внимание выражает взаимоотношение  сознания или психической деятельности  индивида и объекта, в нем  наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется  на объект, с другой - объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.
       Причины  повышенного внимания к объекту  кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных  обстоятельствах - прежде всего  в нем, в его свойствах и качествах. Точнее, они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.
       Внимание - это внутренняя деятельность  под покровом внешнего покоя.  Если выражением внимания, направленного  на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека.
       Внимание - это динамическая связь сознания  с объектом, более или менее  тесная, цепкая; в действии, в деятельности  она и крепится. Лишь совершая  мысленно какую - нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.
       К.С.  Станиславский писал: "Внимание  к объекту вызывает естественную  потребность что-то сделать с  ним. Действие же еще больше  сосредоточивает внимание на  объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом".
     
    Виды и свойства внимания
 
    Виды внимания - Психические процессы могут иметь  непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они  организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
    Но основной формой организации психических  процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной  направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации. 

    Способность произвольно направлять психическую  деятельность —одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий. 

    Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка  повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. 

    Так, мы скорее заметим появление определенного  объекта, если ожидаем его появления  в определенном месте и в определенное время. 

    Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно  ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным. 

    Что же вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин: 

    1. Относительная  сила раздражителя. 

    2. Неожиданность  раздражителя. 

    3. Движущиеся  предметы. Французский психолог  Т. Рибо особенно выделял этот  фактор, он считал, что именно  благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. 

    4. Новизна  раздражителя. 

    5. Контрастные  предметы или явления. 

    6. Внутреннее  состояние человека. 

    Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер. 

    Психологи еще  третий вид внимания, которое возникает  после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным) , так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию. 

    Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы) , то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными. 

    Внимание имеет  некоторые особенности, которые  у разных людей проявляются в  разной степени. Итак, свойства: 

    1. Сосредоточенность  (концентрация) – выделение сознанием  объекта и направление на него внимания. 

    2. Устойчивость  – большая сопротивляемость отвлечениям,  благодаря чему человек длительное  время может быть сосредоточен  на каком-нибудь предмете или  действии. 

    3. Объем внимания  – количество объектов воспринимаемых  одновременно. 

    4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. 

    5. Переключение  – сознательное перемещение внимания  на новый объект. 
     

    Классические  теории внимания
 
    Внимание как  апперцепция в теории В.Вундта. 

    В.Вундту безусловно принадлежит приоритет в создании научной системы психологии и одновременно роль основателя психологии внимания.
    Центральные вопросы в отношении внимания, занимавшие ученого, можно сформулировать так: как соотносятся сознание и  внимание, какую функцию выполняет внимание в организации содержаний сознания?
    Для разграничения  явления внимания и явлений сознания, которые в целом представлялись В.Вундту однородными, он использовал  метафору зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Таким образом, внимание выступает как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем сознания области содержаний». Как видим, внимание, по В.Вундту, представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).
    В своих опытах по изучению объема сознания Вундт  установил, что объем сознания составляет около шести ассоциативно связанных объектов. Количественной мерой объема сознания для него служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов. Объем сознания определялся длинною такого ряда, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установить их равенство. Другими словами, Вундт давал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и – раз – два – три), четырехдольные и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет. Испытуемые давали верные ответы для 8 двухдольных, 6 трехдольных и 5 четырехдольных тактов. Однако не все такты мелодии воспринимались испытуемыми одинаково ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в заданный момент, был наиболее отчетлив, следующий – менее отчетлив и так далее вплоть до полного исчезновения ощущения.  Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находился в фокусе сознания, т.е. был «внимательным», а все остальные такты удерживались за счет ассоциативной связи с фокусом.
    Для того, чтобы  измерить «объем»  той  узкой зоны поля сознания, который Вундт и  называл вниманием, он предъявлял испытуемым матрицы со случайными наборами букв или последовательности изолированных  звуков, которые испытуемым не удавалось  объединить в такты. В этом случае испытуемые могли ясно различить только шесть элементов. Таким образом, В.Вундт пришел к заключению, что постоянный объем сознания включает в себя около шести целостных сложных элементов, которые ассоциативно связаны между собой, а объем внимания состоит из шести изолированных элементов.
    Описывая отношения  содержаний сознания, которые находятся  в фокусе внимания и тех содержаний, которые принадлежат более отдаленным его областям, В.Вундт использовал  предложенные еще Лейбницем термины «перцепции» и «апперцепции». Перцепцией называется вхождение содержания в сознание. Апперцепцией называется сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания. Вундт отмечал, что наша способность к осознанию не является постоянной, а зависит от характера материала, который мы воспринимаем. Если мы воспринимаем набор не связанных друг с другом элементов, объемы сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание). Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое (находящееся в фокусе) и прецепируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в одно целое. При этом сознание «расширяется» (сознание › внимание), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания. 
     

          2.2. Явление «аккомодации внимания»   и виды внимания в работах  Э.Б.Титченера. 

    Титченер, в  основном разделяя взгляд Вундта на внимание, привлек для его иллюстрации  дополнительную метафору волны. В метафоре волны фиксируется прерывистый характер внимания, т.е. представление о том, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперципируется). Титченер описал явление «аккомодации внимания», или преимущества при апперципировании того содержания, которое лучше согласуется с предшествующим.
    Титченер также  создал одну из ранних классификаций  внимания, разделив виды внимания по степени  произвольности. Он выделил первичное  внимание (непроизвольное). Такое внимание можно наблюдать в следующих ситуациях. Прежде всего бывают такие случаи, когда паше внимание невольно направляется на что-нибудь, и мы бессильны воспрепятствовать этому; или, другими словами, бывают такие впечатления, что не мы па них обращаем внимание, а они берут паше сознание штурмом. К этому разряду впечатлений принадлежат интенсивные возбудители. Громкие звуки, яркие световые явления, резкие вкусы и сильные запахи, сильные давления, крайние температуры, сильные боли — все эти впечатления ясны благодаря своей интенсивности; они, как говорят, привлекают к себе паше внимание против вашей воли; они пробивают себе путь к фокусу сознания, какие бы препятствия ни встретились на этом пути. Равным образом существуют известные качества, которые непреодолимо приковывают к себе внимание: к разряду этих последних принадлежат, как показывает опыт автора (хотя между отдельными индивидуумами и могут быть значительные различия), горький вкус, запах мускуса и желтый цвет. Если много раз повторять одно и то же раздражение, то оно привлечет к себе внимание, даже если вначале оно было совершенно незаметным. Внезапные раздражения и внезапные перемены в раздражениях производят тот же самый результат. Так обстоит дело с движением: животное или птица, пересекающая ландшафт, мелодия, которая по сравнению с равномерным аккомпанементом то усиливается, то замирает, насекомое, которое щекочет нам руку, когда мы лежим па траве, — все эти явления заставляют нас обратить па себя внимание. Все новое также овладевает вниманием. Новым впечатлением, говоря па психологическом языке, будет такое впечатление, которое при своем вступлении в сознание не имеет еще с ним ассоциативных связей; оно стоит в нем уединенно, изолированно от других. Если такое впечатление сколько-нибудь интенсивно, оно само собою становится ясным, оно действует на сознание возбуждающим образом, в то время как внезапное раздражение действует поражающим образом, а движение — расстраивающим образом.
    Наконец, как  бы парадоксально это ни звучало, удерживают па себе внимание впечатления, которые в известном смысле представляют собою противоположность всему новому, впечатления, которые усваиваются настоящим состоянием сознания, так как они прочно ассоциировались с ним. Собиратель коллекций, изобретатель, специалист должны останавливать особенное внимание на возбудителях, мимо которых остальные люди проходят, совершенно не заметив их. Многие бросающиеся в глаза совпадения в жизни объясняются этим законом; мы думаем об известных предметах, и в это время какое-нибудь событие обращает па себя паше внимание именно потому, что мы думали об этих предметах, а это событие стоит с ними в тесной связи. Какое удивительное совпадение! — восклицаем мы. Но если бы я думал о чем-нибудь другом, то не было бы и никакого совпадения. Человек, который в рассказе Киплинга, много лет спустя после некоторого события, удивлялся, каким образом он мог написать такую хорошую вещь, писал ее в силу того же закона внимания; ведь если совершенно уйти в предмет, то сознание заполнится важными фактами и представлениями; душа для них будет широко открыта, в то время как она будет почти совершенно закрыта для всего незначительного, и мы превзойдем сами себя.
     Вторичным  вниманием Титченер называет  такой вид внимания, которое мы  способны удерживать только с  помощью усилия. Вторичное внимание является активным и произвольным. Так, геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома (первичное, непроизвольное внимание). Удар грома овладевает нашим сознанием совершенно независимо от нас. Задача же предъявляет к нам только частичное требование наряду с другими переживаниями: здесь постоянно налицо соблазн отклониться от нее и обратить внимание па что-нибудь другое. Мы продолжаем быть внимательными, но мы сами должны удерживать свое внимание. Таким образом,  вторичное внимание всегда включает в себя конфликт между волевым усилием и попыткой первичного внимания завладеть сознанием человека.
    В качестве особого  вида внимания Титченером выделяется первичное произвольное внимание, определяемое как возвращение к первичному вниманию, но на другом витке. Оно наблюдается тогда, когда объект, на котором мы старались удержать вторичное внимание, начинает нас интересовать нас сам по себе. Например, книга, которая вначале показалось неинтересной, но которую вы читали по необходимости, постепенно увлекает вас настолько, что вы уже не слышите ни шума за окном, ни даже телефонных звонков (стимулы для привлечения первичного непроизвольного внимания).
    Таким образом, в целом внимание встречается  в человеческой душе в трех стадиях своего развития: как первичное внимание, определяемое разнообразными влияниями, которые в состоянии произвести сильное действие на нервную систему; как вторичное внимание, в продолжение которого центр сознания удерживается известным восприятием или представлением, удерживается, несмотря па противодействие со стороны других переживаний; и наконец, как производное первичное внимание, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над своими конкурентами. Душевный процесс внимания сначала прост; затем он становится сложным — именно в случаях колебания и размышления достигает очень высокой степени сложности; наконец, он опять упрощается. Рассматривая жизнь в целом, мы можем сказать, что период учения и воспитания есть период вторичного внимания, а следующий за ним период зрелой и самостоятельной деятельности есть период производного первичного внимания.  

          2.3. Понятие преперцепции в работах  В.Джеймса. 

    В.Джеймса  как убежденного функционалиста в первую очередь волновала проблема колебаний внимания. Он считал, что произвольное внимание не может продолжаться долее нескольких секунд. После этого внимание либо отвлекается, либо направляется на иные стороны того же объекта. То, что называется «поддержкой» произвольного внимания, в сущности, есть повторение последовательных усилий сосредоточить внимание на известном предмете. Раз эти усилия нам удались, объект внимания вследствие своей привлекательности развивается, если его развитие нам интересно, то внимание па время становится непроизвольным. Поток мысли увлекает нас, как только мы в него погрузимся. Этот пассивный интерес может быть более или менее продолжительным. Едва он успел вступить в силу, как внимание отвлекается какой-нибудь посторонней вещью; тогда посредством произвольного усилия мы вновь направляем мысль па прежний предмет; при неблагоприятных условиях такое колебание внимания может продолжаться часами. Именно со способностью постоянно развивать объект своего внимания, находить в нем новые стороны Джеймс связывает феномен гениальности. Он полагает, что гений способен добиться выдающихся успехов на каком-либо поприще оттого, что него занятие ему никогда не наскучивает, он все время воспринимает его по-разному, все более и более вовлекаясь в него.
    В работах  Джеймса встречаются указания на явление «преперцепции». Смысл этого понятия очень близок термину аккомодация в терминологии Титченера. Преперцепцией называется мысленное ожидание наступающего явления. «Преперцепция есть половина перцепции», - говорит Джеймс.
    Джеймс предложил также одну из самых многоаспектных классификаций внимания. Он выделил шесть видов внимания:
    1. по критериям произвольности:
          - пассивное, непроизвольное (рефлекторное), не сопряженное ни с каким  усилием, или
          - активное, произвольное;
    2.  по направленности:
          - чувственное, направленное на  внутренний мир субъекта, к восприятиям,
          - интеллектуальное, направленное к  воспроизведенным представлениям;
    3. по способу  связи акта внимания с мотивационным  состоянием:
           - непосредственное, когда объект внимания интересен сам по себе,
           - опосредованное, когда объект внимания  лишь путем ассоциации связан  с непосредственно интересующим  меня предметом. Опосредованное  внимание по-другому называют  апперцептивным.
    Произвольное  внимание всегда апперцептивное. Мы делаем сознательные усилия, чтобы направить наше внимание па известный объект только в том случае, если он связан лишь косвенно с каким-нибудь нашим интересом. Но чувственный и интеллектуальный виды внимания оба могут быть и непроизвольными, и произвольными.
    При непроизвольном внимании, направленном прямо на какой-нибудь объект восприятия, или стимулом служит значительная интенсивность, объем  и внезапность ощущения, или стимул является инстинктивным, т. е. представляет такое восприятие, которое скорее благодаря своей природе, чем силе, воздействует па какое-нибудь прирожденное стремление и поэтому приобретает непосредственную привлекательность. Этими стимулами могут быть странные предметы, движущиеся вещи, дикие животные, блестящие, красивые, металлические вещи, слова, удары, кровь и т. д.
    Внимание ребенка  и юноши характеризуется восприимчивостью к непосредственно воздействующим чувственным стимулам. В зрелом возрасте мы обыкновенно реагируем лишь на те стимулы, которые выделены нами благодаря связи с так называемыми постоянными интересами; к остальным же стимулам мы относимся безразлично. Но детство отличается значительной активностью и в то же время располагает слишком незначительными критериями для оценки новых впечатлений и выделения из них тех, которые заслуживают особенного внимания. Результатом является необыкновенная подвижность внимания у детей.
    Непроизвольное  внимание при восприятии бывает апперцептивным, если внешнее впечатление, не будучи само по себе сильным или инстинктивно привлекательным, связано с такими впечатлениями предшествующим опытом и воспитанием. Последние могут быть названы мотивами внимания. Легкий стук сам по себе весьма неинтересный звук, он может затеряться во множестве окружающих нас звуков, но едва ли стук в оконный ставень ускользнет от внимания, если это условный знак юноши под окном его милой.
    Непроизвольное  внимание, направленное на воспроизведенные представления, непосредственно, если мы следим мыслью за рядом образов, которые сами по себе привлекательны и интересны; оно апперцептивно, когда объекты интересуют нас как средства для осуществления более отдаленной цели или просто благодаря ассоциации их с каким-нибудь предметом, который придает им ценность. Объект может настолько поглотить наше внимание, что не только нормальные ощущения, но даже сильнейшая боль вытесняются ими из области сознания. Паскаль, Весли, Голл, как говорят, обладали способностью всецело отвлекать внимание от боли во время работы. Аналогичным примером служат солдаты, не чувствующие ран в разгар сражения. 

          2.4. Моторные теории внимания Т.Рибо  и Н.Н.Ланге. 

    Моторные теории внимания объединяют акцент на двигательной составляющей акта внимания. Субъективное переживание внимания понимается в  них как равноправная сторона  физиологического процесса.
    Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо . Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения», - писал в своей книге Рибо. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями психологического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т.Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Имея это в виду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.
    Основную роль движений в акте внимания Т.Рибо обозначил  следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов  чувств — зрения и слуха —  внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.
    Двигательный  эффект внимания, по мнению Рибо, состоит  в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т.Рибо.
    Отечественный ученый Н.Н.Ланге выдвинул концепцию  волевого внимания. Он определил внимание как «целесообразную реакцию  организма, моментально улучшающую условия восприятия». Моторная теория внимания Ланге явилась антиподом трактовки внимания, запечатленной в вундтовском понятии об апперцепции. Исходным и фундаментальным является непроизвольное поведение организма, имеющее биологический смысл, который заключается в том, что посредством мышечных движений организм занимает наиболее выгодную позицию по отношению к внешним объектам с тем, чтобы воспринять их возможно яснее и отчетливее. Ученый разбил протекание акта внимания на три фазы:
    1) первичное  восприятие;
    2) реакцию,  улучшающую восприятие;
    3) собственно  улучшенное восприятие.
    Классификация видов внимания Н.Н.Ланге совпадает  с классификацией различных форм реагирования человека. Рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). В инстинктивном внимании приспособительная реакция опосредуется эмоциональным состоянием (например, реакция удивления). И, наконец, волевое внимание включает в себя предвосхищение того, что должно быть воспринято. Волевое внимание тесно связано с памятью, в которой хранятся образы ожидаемых событий.
    Ланге решал  вопрос об основном механизме волевого внимания. Чем достигается эффект волевого внимания – усилением интенсивности представления или увеличением ясности и отчетливости представления? Ланге пришел к выводу, что верна первая гипотеза: улучшение восприятия достигается за счет усиления интенсивности представления. Поясним мысль Ланге на примере. Допустим, вы назначили встречу с приятелем. Вы ждете его уже долгое время, а он все не появляется. Вы всматриваетесь в толпу, представляя себе, что ваш друг вот-вот подойдет. И, в конце концов, четко различаете его силуэт среди людского потока. Но несколько минут спустя выясняется, что вы обознались. Почему? Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для того, чтобы произошло восприятие. Именно поэтому мы часто видим и слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле.
    Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую  известность на Западе. Публикация, в которой она излагалась, получила высокий индекс цитирования.
    2.5. Внимание  как «сила Эго» в гештальтпсихологии. 

    В качестве главной  характеристики психологических процессов гештальтпсихология рассматривает предметность, которая ярко представлена в феномене выделения фигуры или предмета из фона. Понятие структуры (гештальта), отражающей предметную целостность объекта и имеющей преимущество над ее элементами, составляет основное ядро концепции. Формирование гештальта подчиняется своим собственным законам, таким, как группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, тенденция любого психического феномена принимать более определенную, отчетливую, завершенную форму и др.
    Гештальтпсихологи представляли себе внимание как один силовой фактор, оказывающий влияние  на психологические процессы субъекта. «Внимание – это сила, исходящая  от Эго и направленная к объекту (случай произвольного внимания), или сила, исходящая от объекта в направлении Эго (случай непроизвольного внимания)», - писал К.Коффка. Подобное внимание процесса внимания предполагает его рассмотрение как одного из факторов, включенных в процесс структурирования феноменального поля.
    Психика человека понималась в гештальтпсихологами  как целостное феноменальное  поле (совокупность переживаемого субъектом  в данный момент), которое обладает определенными свойствами и строением. Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон.
    Экспериментально  влияние внимания на порог расчленения  фигур было показано в эксперименте В.Келера и П.Адамса. Испытуемым демонстрировался шит белого цвета с нанесенными  точками. В случае, когда расстояние между точками по вертикали и  по горизонтали было равно, щит воспринимался как равномерно заполненный точками. От пробы к пробе расстояние по горизонтали оставалось константным, а расстояние по вертикали постепенно уменьшалось. Одной группе предъявлялся только щит (условие наличия внимания), а другой группе на фоне щита показывали резанные из бумаги фигурки, которые им следовало описать (условие отсутствия внимания).
    После выполнения задания испытуемых спрашивали, что  они видели – точки или столбцы. Оказалось, что при наличии внимания, для того чтобы россыпь точек начала восприниматься как вертикальные столбцы, расстояние между точками по вертикали должно стать в 1,7 раза меньше, чем расстояние между точками по горизонтали. В отсутствии внимания это расстояние должно стать в три раза меньше. Другими словами, в условиях внимательного восприятия порог расчленения фигуры становиться значимо ниже (расстояние между точками в тот момент, когда они уже воспринимаются как «столбцы, должно быть больше»), чем в том случае, когда щит выступит фоном.
    Таким образом, в той части поля, на которую направлено внимание, принципы его организации, описанные гештальтпсихологами (в данном случае принцип близости), действуют при более слабой стимуляции. 

    2.6. Исследование  внимания отечественными  психологами. 

    В нашей стране исследование внимания проводилось в основном с целью тестирования его свойств у лиц различных категорий. В особую группу можно выделить исследования психофизиологических показателей внимания Е.Н. Соколова, а также нейропсихологические работы А.Р. Лурия и Е.Д. Хомской. Фундаментальное значение имеют работы Д.Н. Узнадзе (которого при его жизни относили, естественно, к отечественным психологам, да и сегодня трудно привыкнуть называть его школу зарубежной), а также Н.Ф. Добрынина и П.Я. Гальперина.
    Н.Ф.Добрынин в 1938 г. предложил классификацию видов внимания по степени активности субъекта в акте внимания. Он выделил: вынужденное внимание, эмоциональное (потребностное) внимание, привычное внимание, эмоциональное внимание (инициируемое прошлым опытом), целевое внимание (произвольное) и волевое внимание. Последний вид внимания полагался наивысшим, обусловленным сложными мотивационными диспозициями личности. Проблему анализа перехода от непроизвольного, неорганизованного, натурального внимания к произвольному и опосредованному вниманию поставил перед собой Л.С.Выготский.
    Историю развития внимания, как и многих других психических  функций, пытался проследить Л.С.Выготский  в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
    Произвольное  внимание возникает из того, что  окружающие ребенка люди «начинают  при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С.Выготского представил А.Н.Леонтьев. Из графика, изображенного на рис.1, видно, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
    Л.С.Выготский  пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
    Вместе с  постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя.  

      

    Рис. 1 Кривая развития внимания в детском возрасте (по А.Н.Леонтьеву)  

    Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».
    Слово, которым  пользуется взрослый, обращаясь к  ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С.Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития.
    Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого  речью взрослого, являются для ребенка  скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.
    Таким образом, последовательность основных этапов развития детского внимания, согласно данным соответствующих  наблюдений и экспериментальных исследований, выглядит так:
    1. Первые недели-месяцы  жизни. Появление ориентировочного  рефлекса как объективного, врожденного  признака непроизвольного внимания  ребенка. 
    2. Конец первого  года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской  деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
    3. Начало второго  года жизни. Обнаружение зачатков  произвольного внимания под влиянием  речевых инструкций взрослого,  направление взора на названный  взрослым предмет. 
    4. Второй-третий  год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
    5.Четыре с  половиной — пять лет. Появление  способности направлять внимание  под влиянием сложной инструкции  взрослого. 
    6. Пять-шесть  лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
    7. Школьный  возраст. Дальнейшее развитие  и совершенствование произвольного  внимания, включая волевое. 
    Концепция Д.Н.Узнадзе: внимание и установка. Д.Н. Узнадзе предложил теорию, которая связывает внимание с понятием установки.
    Теория установки  поначалу касалась особого рода состояния  преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме  и определяет его реакции на последующие  воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.
    Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы... быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации».
    С понятием установки  в теории Узнадзе также связано  понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки  определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).
    Таким образом, психология установки определяет внимание как специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения.
     П.Я Гальперин:  внимание как сторона ориентировочно-исследовательской  деятельности. Интересную теоретическую  концепцию внимания предложил  П.Я.Гальперин. Основные положения  этой концепции сводятся к  следующему:
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.