На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль самооценки в овладении профессией

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
Курсовая  работа на тему: 
 
 

«Роль самооценки в овладении  профессией». 
 
 
 
 

 

Содержание  работы

    Введение……………………………………………..3
    Личностные характеристики профессии: 
    2.1. Профессиональная деятельность……………..4 
    2.2. Профессиональное самосознание…………….7 
              2.2.1. Я – концепция……………………...11

    Понятие самооценки и ее роль в овладение 
                               профессией………………………..14

    Заключение.                                                                 23
    Список литературы.                                                    24
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение.
    На  данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих  нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. 
Почему же это происходит? На это влияет многое это и не правильный выбор профессии в юности, и плохое овладение профессией, в связи с какими-то личностными особенностями, и многое другое. В данной работе мы попытаемся осветить проблему влияния личностных характеристик на овладения профессией, в том числе и влияние самооценки

    Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших  специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. 
Насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Профессиональная трудовая деятельность один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Именно так возникает проблема выбора и овладение будущей профессией.[3].  
Целью нашей работы является изучение влияния самооценки на овладение профессией.

    2.1. Профессиональная деятельность
      Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению становления человеческой сущности.
     Н.В.Самоукина [11] даёт описание структуры профессиональной деятельности:
     термин "профессия" происходит из латинского и французского языков и имеет  примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.
     Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как деятельность и  область проявления личности. [5] Профессионал может преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства, приёмы работы.
     Личностные  изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению  личности как субъекта деятельности. Э.Ф.Зеер (18) под профессиональным становлением субъекта понимает движение личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность.
     Е.А.Климов предлагает возможную группировку  фаз жизненного пути профессионала, выделяя следующие фазы:  оптации, адепта, адаптации, интернала,  мастерства, авторитета, наставничества. [5]
     Фазы  развития профессионала:
    Фаза оптанта или оптации. В данном периоде человек стоит перед проблемой выбора профессии или вынужденной переменой профессии и осуществляет свой выбор. Данная проблема может вставать и перед подростками, и будущими выпускниками средней школы, и профессионалами. Эта  фаза завершается формированием  реалистического  представления  о мире труда и своего места в нём, появлением профессионального плана.
    Фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней профессиональной подготовки у субъекта учебно–профессиональной деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в направленности,  информированности, умелости.
    Фаза адаптации молодого специалиста к  работе. Имеются различия в социальных, деятельностных нормах учебного заведения и производственного коллектива. В связи с этим специалист должен понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение, образ жизни, манеры, внешний облик, освоить "технологические" тонкости профессии и должен научиться  соответствовать этим нормам. Профессионал должен адаптироваться к работе.
    Фаза интернала. На данном этапе развития профессионал приобретает значительный профессиональный опыт, имеет профессиональную направленность, способен самостоятельно выполнять основные  профессиональные функции на данном трудовом посту. Профессионал на данном этапе своего развития  характаризуется  состоявшимся  "вхождением в профессию". 
    Фаза мастерства. Данная фаза включает характеристики последующих за  нею фаз: авторитета, наставничества. Субъект деятельности способен решать самые сложные профессиональные задачи. Мастер отличается от других специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает хорошие результаты  деятельности.
    Фаза авторитета. Профессионал является мастером своего дела. Профессиональная деятельность характеризуется высокой успешностью. Несмотря на свой биологический возраст, он успешно решает профессионально - производственные задачи, опираясь на высокий уровень профессионализма, умелость, организаторские способности.
    Фаза наставничества. Авторитетный мастер своего дела в каждой профессии имеет единомышленников, учеников, которые перенимают его опыт, следуют ему. Жизнь профессионала, несмотря на его  биологический возраст, имеет определённую перспективу, смысл в связи с передачей опыта молодым профессионалам,  отслеживанием их успехов, посильным включением в их дела.
     Выделенная  учёным фазовость в профессиональном развитии субъекта позволяет более  дифференцированно представить  жизненный путь профессионала  как  определённого рода целостность.
     Н.В.Самоукина  [11] говорит, что на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных, причём теоретически необходимо чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала.
     Объективные факторы – это требования, нормы  и ограничения, выдвигаемые со стороны  профессии к его труду и  наличию у него определённых свойств  и особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств).
     Субъективные  факторы – это имеющиеся у  данного работника задатки и  способности, индивидуально-психологические  свойства и особенности, его мотивация  и уровень притязаний, а также самооценка.
     Но  подробнее всего мы остановимся  на самооценке человека, так как  именно она является для нас наиболее значимой. 

    2.2 Профессиональное самосознание.
    В этой главе Мы постараемся осветить взгляды различных исследователей на вопрос о структуре и механизмы становления профессионального самосознания, так как без раскрытия этого вопроса описание самооценки, являющейся его компонентом, было бы неполным.     
    Многие  отечественные психологи в своих  исследованиях рассматривают вопрос о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин) и, исходя из предположения о самосознании, как средстве саморегуляции субъекта деятельности, считают, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка своих психических особенностей и свойств; осознание различных отношений; осознание себя во временной связи, в развитии. В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если в общем самосознании человек осознает себя как личность, играющие различные роли в различных ситуациях, участвующую. Изучая работы отечественных психологов, касающиеся вопроса о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.) и исходя из предположения о самосознании как средстве саморегуляции субъекта деятельности, можно предположить, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности, то в профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности.[10] Б.Г. Парыгин выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания. Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к профессиональной группе. З. Иванова и К. Косев понимают профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним. В.Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования, направления саморазвития, его осуществление. П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как «избирательно направленную деятельность самосознания, подчинённую задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщённом виде оно проявляется  в осознании себя как субъекта будущей самостоятельной деятельности» [13] Можно отметить, что профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. С целью практического изучения профессионального самосознания, учитывая функцию профессионального самосознания как средства саморегуляции профессиональной деятельности, структурное строение профессионального самосознания можно представить следующим компонентным составом: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи.[10] Моральный фактор не является принадлежностью обособленной предметной области социальной действительности. Он сопутствует любой деятельности человека, способствуя или тормозя выполнение его функций и социальных ролей в определенном коллективе. Гуманистическое отношение к людям труда, забота о повышении производительности труда, о благе общества и коллектива являются конкретными проявлениями морального содержания. Нравственное содержание самосознания характеризуется действенностью морального понимания, моральных принципов в деятельности. Содержание нравственности в любой социальной группе определяется критерием того, как можно поступать и как нельзя. Профессиональная нравственность обнаруживает свое проявление в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества.
    Третьим компонентом самосознания, по мнению ученых, является осознание человеком  себя как субъекта своей деятельности. На производстве человек всегда предстает  как субъект профессиональной деятельности. Он выбирает средства, учитывает условия выполнения деятельности, при этом хорошо зная конечный продукт своего труда. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности.
    Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе. 
     В структуре профессионального самосознания, как и самосознания в целом, имеется осознания и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности и отношение других к себе.

    По  мнению исследователей, важнейшим компонентом, без которого нельзя говорить о саморегуляции  личности человека, является осознание  собственного развития во временной  связи. На каждом этапе жизни человека и в период профессиональной деятельности через самосознание осуществляется связь между прошлым, настоящим и будущим. Профессиональное самосознание отражает развитие человека по таким признакам как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочнение социального статуса. Важное значение имеет также постановка целей и контроль за их осуществлением.
     Таким образом, можно констатировать, что исследования динамики профессионального самосознания личности в процессе профессионального становления связаны со следующими психологическими феноменами: профессиональной мотивацией и саморегуляцией деятельности, самооценкой профессионально важных качеств, ценностными ориентациями, представлением о профессии и о себе как о субъекте профессиональной деятельности, эталоном личности профессионала.
     Теперь  мы обратимся к анализу Я - концепции – содержательной стороны самосознания. 
 

     2.2.1. Я – концепция. 

     «Образ  себя», «самосознание» или недавно появившейся в литературе термин «Я-концепция» является одним из центральных понятий во многих психологических теориях.
     Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение  человека занимались такие известные  психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.
     Одна  из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции – работа Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание». Суммируя опыт многих исследователей, Р.Бернс определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции называются образом Я или картиной Я.
     Составляющая, связанная с отношением  к себе или к отдельным своим  качествам, называется самооценкой  или принятием себя.
Так, например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый (образ Я), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения, принадлежащие ему предметы и многое другое.
     Я-концепция – это сложная  структурированная картина, существующая  в
сознании  индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.
Я-концепция  формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенные индивидуально-природные обусловленности.
Я-концепцию  можно рассматривать как установку человека по отношению к себе. Как всякая установка, она включает в себя:
      убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным (когнитивная составляющая);
     эмоциональное отношение к этому  убеждению (эмоционально-оценочная составляющая);
     выражение перечисленного выше  в поведении (поведенческая составляющая).
     Представления о себе (когнитивная  составляющая Я-концепции), как правило,  кажутся человеку, безусловно убедительными  вне зависимости от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Характеристики человека как объекта можно перечислять до бесконечности, описывая его внешний вид, пол, возраст, психологические характеристики, социальный статус, его роли, жизненные цели, даже имущество. Все эти составляющие входят в самоописание с разной долей значимости – одни представляются более значимыми, другие – менее. Я- концепция характеризует человека как неповторимое существо, обладающее отличительным набором качеств.
В большинстве  качеств, которые мы приписываем  своей личности, присутствует оценочный момент, в некоторых явно, в некоторых скрыто.
Критериями  оценок обычно являются современные  индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стандарты, стереотипы восприятия, моральные принципы, правила поведения, усвоенные им  в течение жизни. Оценочный смысл отражает субъективно предполагаемую человеком реакцию на него окружающих.
     Оценка одного и того же  качества может меняться в зависимости от ситуации.
     Самооценка отражает степень  развития у человека чувства  самоуважения, ощущения собственной  ценности и позитивного отношения  ко всему тому, что входит в  сферу его Я.  Позитивная самооценка  проявляется как позитивное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности. Низкая или негативная самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе и своей личности, ощущение собственной неполноценности. Самооценка всегда носит субъективный характер, вне зависимости от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида или существующие социо-культурные стандарты.
     Человек не может изменить  уже свершившиеся события, но  он может  пересмотреть свое  восприятие этих событий и  их интерпретацию.
      На самооценку также влияет  сопоставление образов «реального  Я» и «идеального Я» – чем  больше разрыв между ними, тем  вероятнее недовольство человека  реальностью своих достижений. «Идеальное  Я» – это установки, связанные  с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления.
     Я-концепция как установка по  отношению к себе влияет на  все поведение человека, так как  «Я как объект» всегда присутствует  во всех наших поступках. Планируя  любое действие, человек исходит  из своих представлений о том,  каков он, какие у него качества, способности, как на него реагируют окружающие, из того, какой у него образ своего «будущего Я». Поведение человека зависит от тех значений, которыми он в своем восприятии наделяет свой прошлый и настоящий опыт. Человек может сменить работу,  но не может убежать от себя.
     Я-концепция контролирует и интегрирует  поведение индивида, но она оказывает  влияние скорее на выбор направления  активности, чем непосредственно  направляет эту активность. Обладая  относительной стабильностью, Я-концепция  обусловливает довольно устойчивые схемы поведения, характерные для данного человека.
     Я – образ или Я – концепция  является важной характеристикой личности. Человек воспринимает различные  характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее  объективный, связанный, устойчивый целостный образ. [6]
     Смысл «образа Я» складывается на основе соотнесения собственных свойств  личности с мотивом её деятельности. [7] Существование внутренних преград, их противоборство в реальном или воображаемом поступке становится основой саморефлексии – главной составляющей смысла Я. Причём саморефлексия имеет две основные стороны: когнитивную и эмоциональную. Когнитивная проявляется в субъективном определении собственных черт, в их самооценке, эмоциональная – в формировании эмоций и чувств, направленных на себя самого.
     Осветив вышеприведённые темы, перейдём теперь к вопросу о самооценке и ее влиянии на овладение профессией. 

    3. Понятие самооценки и ее роль в овладение профессией. 

       В рамках Я – концепции, как содержательной стороны самосознания, исследователи определяют самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей [8]. Петровский А.В. утверждает, что " самооценка есть результат… своего рода проекция реального "Я" на "Я" идеальное" [8, с.411].
     Самооценка  выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент  Я - концепции, самопознания, и как  процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов  индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я – концепции».
     Самооценка  интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие  в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира [16].
     Т.Шибутани [14, с.220] говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».
           Ведущая роль самооценке отводится  в рамках исследования проблем  самосознания. Б.Г.Ананьев [1] высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания
, являющимся  прямым  выражением оценки других  лиц, участвующих в развитии  личности.
     Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о  себе, второй – его отношение  к себе как меру удовлетворённости собой [16].
          Основу когнитивного компонента  самооценки составляют операции  сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств  с выработанными эталонами, фиксация  возможной рассогласованности этих  величин
          Самооценка характеризуется по следующим параметрам:
    уровню – высокая, средняя, низкая
    соотношению с реальной успешностью –  адекватная  и   
                    неадекватная
    особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная
    По характеру временной отнесённости - прогностическая,
                    актуальная и ретроспективная.
            Прогностическая заключается в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности. Корректирующую направлена на контроль и осуществление необходимых подстроек. Ретроспективная используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами.
Проанализируем  самооценку с помощью понятий  категорий деятельности - результат, средство, операции:
      результатом самооценки является либо констатация некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с некоторым эталоном, либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.
      В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как: ценностные ориентации и идеалы личности.
      В самооценке выделяют следующие операции: самопознании;  сопоставление; каузальная атрибуция результата сопоставления; реакция (отношение, самоприятие) на достигнутый результат.
    Самооценка тесно связана с  уровнем притязаний личности, с  желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют  уровень образа «Я», проявляющийся  в степени трудности цели, которую  человек ставит перед собой.
Психолог  Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний. 

                        Самооценка =  

    Формула свидетельствует, что  стремление к повышению самооценки  может реализовываться двумя  способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.
     В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
     Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.[15]
     Противоположную позицию занимают  люди, мотивированные на избежание  неудач. Цель их деятельности  не в том, чтобы добиться  успеха, а в том, чтобы избежать  неудачи. Все их действия в  первую очередь направлены именно  на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.[15]
     Самооценка  помогает найти свое место среди  окружающих людей. Чем ниже самооценка, тем хуже считает себя человек по сравнению с окружающими людьми.   Он ждет (и как правило,  дожидается, неосознанно провоцируя окружающих)  насмешки, обмана, унижения со стороны тех, кто с ним общается. Защищая себя, он выстраивает вокруг стену недоверия. Такие люди не могут  объективно  воспринимать мир и, следовательно,  принимать  правильные решения.
     Человек, чья самооценка высока, доверяет самому себе и совершает обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться  в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение.
     Р.Бернс  [2, с.151] высказывается так о высокой самооценке:  «Высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий».
     Даже  человек, ценящий себя выше, чем он того заслуживает, находится в более  выгодном положении, чем человек  с заниженной самооценкой.
 
     Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

 
     Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи.   Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

     Т.Шибутани пишет: «Те, кто сам не считает  себя особенно талантливым, стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удаётся что-то хорошо сделать… Человек, который думает о себе как о никчёмном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо» [14, .220].  

     Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность
устанавливает где-то между чересчур трудными и  чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной  высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и  оценкой  прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей
     У большинства людей проявляется  тенденция оценивать себя чуть  выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке. 

Какое же влияние оказывает адекватная и неадекватная самооценка?
     Высота  самооценки влияет на уровень целей  и широту профессиональных планов субъекта. Адекватная самооценка профессионала определяет степень расхождения между уровнем его притязаний и реальным уровнем осуществления деятельности, точность постановки целей, адекватную эмоциональную реакцию на различный результат деятельности. Завышенная самооценка способствует постановке целей, не соответствующих возможностям профессионала: он ориентирован на успех, пренебрегает необходимой информацией, не развивает больших усилий для достижения своих целей. Заниженная самооценка приводит к пассивности, боязни ответственности, к склонности профессионала ставить лёгкие цели и задачи; к ожиданию неуспеха. Неадекватная самооценка не позволяет профессионалу полностью реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
        Неадекватно высокое самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих.
 Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво - завистливо относятся к успехам сослуживцев. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. [12]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.