На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Документоведение: объект,предмет, основные задачи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

Уже в древности  люди стали осознавать, что создание документов, их движение и хранение подчиняются определённым закономерностям  и правилам. Первоначально это  понимание находило закрепление  в делопроизводственной практике, в  формировании обычаев и традиций работы с документами. Затем практические приёмы обобщались, анализировались и постепенно становились обязательными правилами и нормами, получая закрепление в официальных законодательных и нормативных актах. Таким образом, практическая деятельность стимулировала теоретическое осмысление вопросов, связанных с функционированием документов в обществе. В результате зародилась научная дисциплина документоведение.
Одной из наиболее актуальных проблем в документоведении является то, что в процессе исторического развития документоведение  сравнительно молодая научная дисциплина, которая выросла сначала в рамках архивоведения и лишь в 1942 г. профессор К.Г. Митяев разработал самостоятельный курс "История и организация делопроизводства в СССР", а год спустя ввел в оборот термин " документоведение ".
Для современного  документоведения  важны исследования возможностей современных информационных технологий с точки зрения их использования в управлении документацией. Необходимы анализ накопленных достижений в области теории и практики  документоведения , выявление тенденций их дальнейшего развития и получение на этой базе новых научных результатов.
Объектом документоведения является вся совокупность документов в обществе, т.е. все виды, жанры  и формы документов, а также  все системы и подсистемы документации. Однако при этом основное внимание уделяется документам и системам документации, связанным со сферой управления, с оперативной средой. 

Фактически любая  наука опирается на исторический метод познания. Документоведение в  этом отношении не является исключением. Более того, объект его исследования обязательно подвергается анализу  в исторической ретроспективе, в динамике, позволяющей проследить этапы, закономерности, тенденции развития, взаимосвязи документов во всём их многообразии. Таким образом, исторический аспект является одним из важнейших в документоведении.
Целью данной работы является анализ  документоведения  как научной дисциплины
Для достижения цели поставлены задачи:
1. История развития документоведения
2. Анализ объекта и предмета документоведения
3. Основные задачи и место документоведения в системе наук  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ  

1.1 Понятие о документоведении как научной дисциплине
Научные исследования в области документоведения способствовали созданию нескольких словарей-справочников по архивной терминологии, в которых определялись также понятия, ставшие осно вополагающими для документоведения. В 1970–1980-е гг. термины и определения понятий из области документоведения вошли в стандарты по делопроизводству и архивному делу.
Одним из основных стандартизуемых терминов был документ. Определение документа – непосредственного  объекта документоведения – показало, что это понятие трактуется достаточно широко, охватывая разнообразные произведения человеческой мысли. Но в определении предмета документоведения ведущие ученые данной отрасли стремились показать реальные ограничения собственных исследований, обусловленные связью документоведения с архивоведением и его конечной целью: дать характеристику документов, попадающих на хранение в архивы.
 Разные определения  даются понятию "документоведение", но ни одно из них не стало общепринятым. Впрочем, как и понятие "документ". Как полагает Кушнаренко Н.Н. "документоведение" - термин многоаспектный, структурно-разветвленный, касающийся различных сторон документа и документно-коммуникационной деятельности - явлений не менее сложных и многоплановых.
Можно сказать, что документоведение - это наука  о документе и документно-коммуникационной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их деятельности.
Документоведение  исследует документ как источник информации и средство социальной коммуникации. Это комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.»(6,148,149 ) 

        Этапы развития документоведения
Зарождение документоведения в России было связано с так  называемым “практическим” документоведением, т.е. с созданием правил работы с  документами и требований к самим документам на практике, в делопроизводственном процессе, в прикладной сфере. Практическое документоведение возникло с появлением палеографии (науки о развитии письменности, о древних рукописях) и дипломатики (науки, изучающей форму и содержание правовых актов), т.е. ещё в 16-17 столетиях. Уже тогда в России появились унифицированные документные формы, складывавшиеся из отдельных частных случаев, которые обобщались в канцеляриях и затем официально закреплялись. Делопроизводственная практика и в дальнейшем оказывала постоянное и существенное влияние на процесс становления науки о документах. 
Однако уже с начала 18 века стали закладываться правовые основы документирования, прежде всего в сфере государственного управления. Многие формы документов были закреплены законодательными актами. В 19 веке эта работа была продолжена. Причём в середине столетия появились первые попытки теоретического осмысления документационных процессов в российском обществе. Они были предприняты в работах Н.Варадинова и В.Вельдбрехта, которые систематизировали документацию, распределили её по группам и на основании законодательных актов предложили правила составления документов. В этих работах, помимо образцов документов, содержалась и теоретическая часть.  
Н.В.Варадинов, в частности, разделял делопроизводство на                        1) теоретическое и 2) практическое. Он впервые ввёл в оборот и сам термин “теоретическое делопроизводство”. В теоретическом значении, по его мнению, делопроизводство представляет собой “науку, излагающую правила составления деловых бумаг, актов и самих дел”, а также изучающую “наружные” и “внутренние свойства” деловых бумаг. Практическое же делопроизводство – это “общий порядок производства дел в присутственных местах по данным законами формам и по установившимся образцам деловых бумаг”.  
Однако в последующие десятилетия, вплоть до революции 1917 г., документоведческие исследования не получили сколько-нибудь серьёзного продолжения, за исключением, пожалуй, работ инженера-путейца И.И.Рихтера, увидевших свет в начале 20-го столетия. В них содержались отдельные теоретические обобщения и определения ряда понятий. Кроме того, автор предпринял небезуспешную попытку классификации “делопроизводства и делохранения казённых железных дорог”.  
Приход к власти большевиков сопровождался дальнейшим развитием практического документоведения в направлении унификации документов, начиная от отдельных документных форм и заканчивая созданием унифицированных систем документации. Однако с самого начала в литературе по делопроизводству поднимались и некоторые теоретические вопросы (в частности, в книгах П.В.Верховского, С.Н.Голубова, Н.В.Русинова).  
Определённое отражение документоведческие проблемы нашли в 1920-е годы и в исследованиях в области управления. Тогда в Советском Союзе была создана целая система научно-исследовательских, хозрасчётных, ведомственных и общественных организаций, занимавшихся вопросами научной организации управления. Сложилось несколько самостоятельных школ управленческой мысли: школа А.К.Гастева (Центральный институт труда), направление П.М.Керженцева, школа Е.Ф.Розмирович (Институт техники управления при Наркомате Рабоче-Крестьянской инспекции СССР). Вопросами научной организации труда и совершенствованием делопроизводства занимался также ряд других организаций.  
Пожалуй, наиболее плодотворно эта работа велась в Институте техники управления. Его сотрудники “решали крупные теоретические проблемы делопроизводства: терминологические, организационно-технологические, унификации и стандартизации документов, классификации документов, связи делопроизводства и архивного дела”. Здесь был подготовлен и в 1931 г. издан проект “Общих правил документации и документооборота”, в котором обобщались теоретические исследования и практический опыт отечественных и зарубежных учёных.  
К этому времени на Западе также достаточно отчётливо была осознана необходимость серьёзного изучения круга проблем, связанных с функционированием документов. Так, бельгийский учёный Поль Отле писал тогда в одной из своих работ: “Хаос книг и документов требует в наши дни науку, которая смогла бы предупредить возможное зло в вопросах документации, которая не упорядочена, дублируется и весьма противоречива”.  
Однако крутой поворот, произошедший в СССР на рубеже 1920-х – 1930-х годов, привёл к существенным изменениям во всех сферах жизни советского общества. Он сопровождался массовыми политическими репрессиями, которые тяжёлым катком прошлись по научным и управленческим кадрам. Исследования в области документоведения были свёрнуты. Исключениями стали отдельные направления, которые были ориентированы либо на выполнение социального заказа тоталитарной власти (совершенствование системы учёта советских граждан, введение паспортной системы), либо проводились в рамках некоторых крупных ведомств (рационализация бухгалтерской, кадровой документации и т.п.).  
Вместе с тем в период сталинизма создавались определённые предпосылки для развития документоведения в будущем. Дело в том, что в начале 1930-х гг. в Москве был открыт государственный историко-архивный институт (МГИАИ), призванный готовить специалистов высшей квалификации для работы в государственных архивах, а затем и работников государственного делопроизводства. В МГИАИ началось преподавание учебного курса “Общее делопроизводство” первоначально в рамках учебной дисциплины “Теория и практика архивного дела”, а с 1942 г. был введён самостоятельный курс “История и организация делопроизводства в СССР”. В 1943 г. впервые появился и сам термин документоведение.  
Изучение документоведческих проблем в учебных курсах стимулировало научные разработки в этой области. Переломными стали 1960-е годы, когда документоведение становится самостоятельной научной дисциплиной. В 1969 г. оно было внесено в номенклатуру специальностей научных работников.  
Внимание к теоретическим проблемам документоведения особенно усилилось в связи с разработкой и внедрением Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), а также в процессе создания информационной базы автоматизированной системы управления (АСУ). Для этих целей в 1966 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). Именно в те годы появились первые специальные теоретические работы, посвящённые выяснению объекта документоведения и его задач.  
Начиная с 1960-х годов, в нашей стране определились два основных центра, активно и эффективно ведущих научные исследования в области документоведения – это МГИАИ, где в 1964 г. был создан факультет государственного делопроизводства, и ВНИИДАД.  
Не последнюю роль в интенсификации научных документоведческих исследований сыграл своеобразный “взрыв документальной активности общества” в 1960-е – 1970-е годы. Число копий документов во всём мире перевалило тогда за 1 трлн в год, а в центральных ведомствах СССР годовой документооборот (с учётом размножения) вышел за пределы 1 млн штук. К тому времени обнаружилось, что сугубо делопроизводственный подход в организации и проведении документоведческих исследований во многом себя исчерпал, вследствие своей ограниченности. В рамках этого подхода изучались преимущественно документы текущего делопроизводства, равно как и процессы, происходившие с уже составленными документами.  
Между тем начавшееся в середине 20 столетия бурное развитие наук об информации способствовало утверждению совсем иного взгляда на документацию. Она стала рассматриваться как единая информационная система, способствующая достижению тех или иных управленческих целей и задач. При этом само понятие управления значительно расширилось и стало представляться как упорядоченное воздействие на какие-либо объекты. Системный подход в документоведении позволил комплексно исследовать каждый документ или вид документов, существенно расширил их количественные и качественные характеристики. Таким образом, рубеж 1960-х – 1970-х годов явился своеобразным поворотным моментом в развитии документоведения.  
Начало системного подхода в документоведческих исследованиях во многом было связано с появлением фундаментальных работ Г.Г.Воробьёва, прежде всего его книги “Документ: информационный анализ” (М., 1973). В дальнейшем в рамках этого подхода появились многочисленные публикации В.Д.Банасюкевича, Б.С.Илизарова, М.П.Илюшенко, В.И.Кокорева, Т.В.Кузнецовой, М.В.Ларина, В.М.Магидова, К.И.Рудельсон, Е.А.Степанова, В.Ф.Янковой и других авторов. Итог научным исследованиям в области документоведения 1960-х – первой половины 1980-х гг. был подведён в докторской диссертации А.Н.Соковой (1986).  
Новый этап в развитии отечественного документоведения начался в 1990-е годы, когда под влиянием внутренних и внешних факторов произошло существенное изменение информационно-документационных процессов. В России произошла смена политического и экономического строя, в работе с документами стали широко использоваться новейшие компьютерные технологии, страна стала быстро входить в мировое информационное пространство. Приоритетное развитие в научных исследованиях в это время получают такие направления как информационно-документационный менеджмент, электронный документооборот, различные аспекты защиты информации, проблемы экспертизы ценности документов, создание электронных архивов и другие. Иначе говоря, дальнейшее развитие документоведения как комплексной научной дисциплины стимулируется всё возрастающими и существенно изменившимися социально-политическими, экономическими, культурными, техническими и иными потребностями.  
Результаты научных исследований обнародуются в монографиях и статьях, в диссертациях и выступлениях на научных конференциях, находят отражение в учебно-методических пособиях, в методических рекомендациях для органов управления и т.д. С середины 1990-х годов в России выходит специализированный информационно-практический журнал “Делопроизводство”. Теоретические и практические вопросы документоведения, исторические его аспекты находят отражение также на страницах журналов “Отечественные архивы”, “Вестник архивиста”, “Секретарское дело”, “Служба кадров”, “Управление персоналом” и некоторых других.  
 
 

2. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ДОКУМЕНТОВЕДЕНИИ И ВЗОИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. 

2.1 Объект и предмет исследования в документоведении 

Развитие теории информации дало мощный стимул наукам, занимающимся исследованием различных  аспектов документированной информации. Многие прикладные дисциплины, решая  практические задачи, сегодня опираются  на определенные теоретические модели, становясь тем самым в один ряд с уже сложившимися фундаментальными научными направлениями. Наличие теоретического знания выступает одним из признаков того, что дисциплина сложилась как самостоятельное научное направление. Общая теория позволяет не только сформировать понятийный аппарат, но и провести демаркацию со смежными научными направлениями. Основой общей теории любой научной дисциплины выступает определение собственного объекта и предмета познания. Именно на этой основе происходит выделение той уникальной научной ниши, на которую претендует исследовательское направление, заявившее о своем научном совершеннолетии. Под объектом познания традиционно принято понимать совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности (1,53,54). Причем объект - это не вся реальность, а только та ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом, то есть вовлечена в познавательный процесс. Под предметом понимают те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением.
 При определении  объекта познания в документоведении  до сих пор исследователи опирались  на определение, данное этой  дисциплине К.Г. Митяевым, который занимался архивоведением. Он определил документоведение как "научную дисциплину, изучающую в историческом развитии способы, отдельные акты и системы документирования явлений объективной действительности и создаваемые в результате документирования отдельные документы, их комплексы и системы" (13,35) Причем считал, что архивоведение и документоведение совпадают по своему объекту, но разграничиваются по своему предмету (3,2) Таким образом, генетическая связь документоведения с архивоведением была в последующих определениях объекта познания доминирующей. Документоведение, считала А.Н. Сокова, следует рассматривать как симметрию архивоведению. Они анализируют один и тот же объект - документ, но с двух противоположных сторон: архивоведение - с точки зрения его информационной ценности как исторического источника; документоведение - с точки зрения его информационной и оперативной ценности как материального объекта, функционирующего в современной социальной системе (21,4). Или, например, ряд исследователей в качестве объекта познания архивоведения обозначили "исторически развивающуюся систему документирования явлений и процессов действительности, отражающую структуру общественных потребностей в документной информации" (22,2). Таким образом, под объектом исследования в документоведении до сих пор понимался документ или системы документации и все разносторонние процессы работы с документами в историческом развитии (22,130).
  Объектом документоведения является вся совокупность документов в обществе, т.е. все виды, жанры и формы документов, а также все системы и подсистемы документации. Однако при этом основное внимание уделяется документам и системам документации, связанным со сферой управления, с оперативной средой.
Определение объекта и предмета документоведения зависит от многих факторов. Прежде всего от самоопределения документоведения, его места среди других научных дисциплин, его внутренней структуры.
Если в выделении  объекта познания исследователи  были в основном единодушны, то в определении предмета исследования такого единодушия не было. Так А.Н. Сокова считает, что предметом "является изучение исторических закономерностей документообразования и создание нормативно-методической базы для повышения эффективности системы документационного обеспечения управления и снижения объема документооборота в традиционных условиях и с использованием средств ЭВТ, а также для научного прогнозирования развития документации" (22,71,81,82). Причем предмет включает теоретическую и практическую части. Практическая часть предмета существует уже не одно столетие в качестве разработки правил и требований к документу и работе с ним. В данном случае мы полагаем, что автор смешал предмет и задачи, которые стоят перед дисциплиной. Кроме этого тезис о том, что этот практический аспект существует не одно столетие, на наш взгляд, ошибочен. Наличие практического опыта и теоретическое обобщение этого опыта не одно и то же. Несколько с других позиций к определению предмета документоведения подошла Н.Н. Кушнаренко. Под предметом она понимает и "создание научного знания о документе в единстве его информационной и материальной составляющих, о закономерностях создания и функционирования документов в обществе", и сам документ (6,153). Причем в документе как предмете документоведения она выделяет теоретический, исторический и методический (практический) уровни.
Другой исследователь - Н.Б. Зиновьева - полагает, что предметом  документоведения является "изучение самого феномена документа в его  эволюционном становлении с целью познания его природных особенностей, социальных функций и возможностей эффективного использования" (1.54)
Предмет познания должен учитывать, во-первых, междисциплинарный  статус документоведения, а во-вторых, его прикладной характер. Междисциплинарная природа дисциплины отражается в многоаспектности его предмета. Ведущее место занимает структурный аспект. Уже было отмечено, что документ является одновременно элементом и продуктом оперативной информационно-документационной системы. Возможность познания самой системы оперативной информации обусловлена тем, что документ помимо какой-то конкретной информации, заключенной в сообщении, несет в себе информацию также и о самой системе, которая отражается не только в его структуре, но и в информационных элементах - реквизитах документа. Реквизиты с теоретической точки зрения - это отражение информации уже о самой системе, ее организации и функционировании. Вся информация содержится во всей совокупности документов.   
Из предмета документоведения вытекают основные задачи этой научной дисциплины: 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.