На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Детские развивающие игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Детские развивающие игры в интеллектуальном развитии дошкольников
курсовая  работа 
 
 

         
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………… 3
1.Умственное развитие дошкольников……………………………………… 5
2.Развитие  логического и образного мышления  детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...  
9
3.Сенсорные  эталоны и их усвоение дошкольниками……………………... 10
4.Роль  воспитания и обучения в интеллектуальном  развитии детей дошкольного возраста………………………………………………………...  
12
5.Основные  задачи умственного воспитания  детей дошкольного возраста 14
6.Развивающие  игры как метод воспитания  и обучения…………………... 17
Заключение……………………………………………………………………. 24
Использованные  литературные источники………………………………….    26 
 
 

       
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления  его субъективности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет  ребенку успешно осваивать любые  специальные знания.
       В данной работе важно представить  дошкольное детство как особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и  многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что  заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет  непреходящее значение для всего  последующего развития ребенка.
       Каждый  человек талантлив по-своему, у  каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности  это не талант, а умение, которое  каждый может у себя выработать. Интеллектуальное развитие – сложный  процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных  знаний и умений, овладение речью. Интеллектуальные способности –  это те психологические качества, которые определяют легкость  быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для  решения разнообразных задач. Развитие интеллектуальных способностей имеет  особое значение для подготовки детей  к школьному обучению. Ведь важно  не только, какими знаниями владеет  ребенок ко времени поступления  в школу, а готов ли он к получению  новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные  выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Психологи и  педагоги (А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.Н.Поддъяков, Л.В.Венгер, И.Я.Лесгафт) разработали  принципы содержание и методы интеллектуального  воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его  влияние на развитие интеллектуальных способностей.
       В статье Л.А.Венгера раскрывается значение игровой деятельности для интеллектуального  развития ребенка, роль игры для овладения  новыми формами мышления, необходимыми при обучении в школе.
       Дети  познают мир через игру. Они  проигрывают сложные жизненные  ситуации, выстраивая свой маленький  опыт жизни. Чем больше ребенок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально  и духовно взрослеет, тем способнее  и увереннее он будет. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка, присмотритесь  к детям и бережно направляйте  его стремления. Один из способов развития интеллектуального развития ребенка  это развивающие игры. Необходимо ежедневное включение развивающих  игр в разные виды деятельности, поскольку в этом возрасте ребенок  может приобретать новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок  получает много новой для себя информации и это очень важно  для его интеллектуального развития.
       Объектом  исследования является интеллектуальное развитие дошкольников. Предметом – использование развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников.
       Цель  работы – раскрыть роль развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников.
       Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
    провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интеллектуального развития дошкольников;
    охарактеризовать основные направления работы педагога по интеллектуальному развитию дошкольников;
    выделить определение и основные типы развивающих игр для дошкольников;
    привести примеры развивающих игр для детей среднего дошкольного возраста.
1.Умственное развитие дошкольников 

       В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется  речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими  способами умственной деятельности. Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Обеспечение  умственного развития дошкольника  имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. [7; с.240]
       Умственное  развитие ребенка осуществляется под  влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает  язык, а вместе с ним и сложившуюся  систему понятий. В результате уже  в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения. [7; с.244]
       Умственное  развитие дошкольника происходит в  процессе деятельности: вначале в  общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
       Произвольные  формы запоминания и воспроизведения  начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.
       Количество  слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.
       Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок  начинает выделять только задачу запомнить  и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.
       Приемы  запоминания и припоминания ребенок  обычно не изобретает сам. Их в той  или иной форме подсказывают ему  взрослые. Так, взрослый, давая ребенку  поручение, тут же предлагает его  повторить. Спрашивая ребенка о  чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похожих на лошадей, ты видел?» и т.п.
       Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.
       Память  дошкольника в основном носит  непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей  что-либо. Это значит, что ребенок  чаще всего не ставит перед собой  осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.
       Качество  непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия.
       Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему  предлагают эти картинки разложить по своим местам, например отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.
       У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение  – единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить  перед собой цель запомнить или  припомнить что-нибудь и тем более  не применяет для этого специальных  приемов.
       Когда детям трех лет предъявляли серию  картинок с просьбой их рассмотреть  и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей  вели себя совершенно одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону, просил взрослого показать другую картинку.
       Некоторые дети пытались рассуждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками («Очки  – здесь на глазки накладывают»; «Это — бабочка, называется — червяк»; «Арбуз. Я вот с мамой и папой  покупала арбуз большой, а сливы  маленькие» и т.п.). Однако никаких  действий, направленных на то, чтобы  запомнить, у детей не наблюдалось.
       Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания.
       Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.
       Помимо  ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное  средство организации внимания - речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных  указаний.
       Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко… Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!» и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
       По  мере развития планирующей функции  речи ребенок обретает способность  заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.
       На  протяжении дошкольного возраста использование  речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это  проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять - двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
       Внимание  ребёнка в начале дошкольного  возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
       На  протяжении дошкольного возраста в  связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в  общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность  и устойчивость.
       Так, если младшие дошкольники могут  играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это  объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. 

2.Развитие логического и образного мышления детей дошкольного возраста 

       Заметим, что на общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше сформировать у ребенка логическое мышление.
       Во-первых, усвоение логических форм мышления без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм будет неполноценным. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий.
       Во-вторых, и после овладения логическим мышлением образное нисколько не теряет своего значения. Даже в самых, казалось бы, отвлеченных видах деятельности человека, связанных с необходимостью последовательного, строго логического мышления (например, в работе ученого), огромную роль играет использование образов.
       Образное  мышление - основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.
       Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы [4; с156].
       Что же касается логического мышления, то возможности его формирования следует использовать лишь в той  степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления 

3.Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками 

       Уже в раннем детстве у ребенка  накапливается определенный запас  представлений о разнообразных  свойствах предметов. Отдельные  представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.
       В дошкольном возрасте происходит переход  от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственно сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений[13;с.112-119].
       Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения.
       Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами (в соответствии с программой детского сада или в домашних условиях). Такое ознакомление происходит главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности.
       Усвоение  сенсорных эталонов, так же как  и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.
       Однако  этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся  в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
       Период  дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
       Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок  начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.
       Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.
       Сенсорное развитие дошкольника включает две  взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. 

4.Роль воспитания и обучения в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста 

       В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф.Фребель, М.Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей  дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач[12;с.134].
       Наиболее  эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.
       Современная педагогическая наука считает, что  основными показателями умственного  развития являются усвоение системы  знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение  способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых  знаний [15;с.143].
       Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать  закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация  и методы умственного воспитания. Советская психология и педагогика занимаются изучением закономерностей  и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти  пути оптимального решения задач  умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, - с другой стороны.
       Ученые  исследуют многие вопросы умственного  развития и воспитания. Изучаются  закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного  и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются  содержание и методы умственного  воспитания в разные периоды дошкольного  детства и др.
       К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.
       Умственное  воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно  включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей[15;с.131-148].
       Особенно  велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение  запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. 

5 .Основные задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста 

       В «Программе воспитания в детском  саду» определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного  возраста: формирование правильных представлений  о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.
       Рассмотрим  каждую из этих задач.
       Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и  явлениями. Л. Н. Толстой писал о  дошкольном возрасте: «Разве не тогда  я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так  быстро, что во всю остальную жизнь  я не приобрел и одной сотой  того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».
       Однако  накопление знаний и представлений  без соответствующего руководства  идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок  думает, что «облако - это вата», а  «звезды - электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге  К. И. Чуковского «От двух до пяти»  приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребенка. 
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире. 
Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками; с Москвой - столицей Советского государства, с некоторыми народами, живущими в нашей стране. Детей знакомят с жизнью и деятельностью В. И. Ленина и его соратников. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине и основ интернационализма.

       Важной  задачей умственного воспитания является развитие познавательных психических  процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.
       Познание  окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень  их развития, тем богаче возможности  познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое  внимание уделяется сенсорному воспитанию.
       Особая  роль в дошкольном возрасте принадлежит  развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих  мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку  возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя  и т. п.), а не только путем непосредственного  восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие  задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического  строя, развитие связной речи. 
В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

       Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением  жизненного опыта и развитием  мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается  словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей  аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность  глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.