На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат «Экзистенциализм- это гуманизм » Жан-Поль Сартр

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГУО «Белорусский Государственный университет»
Институт  бизнеса и менеджмента технологий
Факультет бизнеса 
Управление  Информационными Ресурсами 
 
 
 

Реферат на тему:
«Экзистенциализм- это гуманизм » Жан-Поль Сартр 
 
 
 
 
 

Работу подготовила: Петрова Алина, УИР,151 гр. 
 
 
 
 
 
 
 

Минск,2011 

Содержание:
Введение………………………………………………………………………………2
Экзистенциализм- это гуманизм……………………………………......3
Заключение…………………………………………………………………………..9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение :
Экзистенциализм, смысл  которого произошел от позднелатинского слова exsistentia - существование, означает "философию существования, зародился в начале XX века. Существует связь между экзистенциальной философией и широко  распространившимися в ХХ веке настроениями отчаяния. В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности , к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости. Социальным размышлениям в философии человека ХХ столетия отведена  существенная роль  – они либо вплетены в общее философское осмысление человека, либо выливаются в самостоятельные произведения по социально-философским и социально-политическим вопросам. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий.
Можно выделить следующие  проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
• разительное противоречие между человеческим внутренним миром  и окружающей жизнью;
• проблема отчуждения человека (общество, государство стали  для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");
• проблема одиночества, заброшенности человека (человек  одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где  он чувствовал бы себя нужным);
• проблема бессмысленности  жизни;
• проблема внутреннего  выбора
Обычно различают  религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм.
 Одним из крупнейших  представителей атеистического  экзистенциализма является и  Жан Поль Сартр .( родился 21 июня 1905 года)Основные темы сартровской философии – сознание, человеческое бытие и человеческое действие. Категория "делать" получает, таким образом, в сартровской философии привилегированной статус, это означает, что человек должен постоянно делать себя 
 
 
 

Экзистенциализм - это  гуманизм .
«Экзистенциализм - это гуманизм"(1946). Название этой книги французского философа , писателя и драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма. Сартр раскрывает сущность  экзистенциализма и дает упрощенные формулировки морали, ценностей, которые не  нашли своего выражения в его предыдущих философских работах . Сартр пытался выступить в защиту экзистенциализма от ряда упреков, высказанных в адрес этого учения. Экзистенциализм обвиняли в том, будто он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния, в подчеркивании человеческой низости ("забыли об улыбке ребенка"), в игнорировании солидарности людей, в отрицании реальности и значения человеческих поступков, в способствовании произволу в том, что экзистенциалисты смотрят на человека как на изолированное существо, но основным обвинением было  , что экзистенциалисты обращают « особое внимание на  дурную сторону человеческой жизни»
Сартр замечает, что  люди вполне терпимо относятся к роману Золя « Земля». Но испытывают полное отвращение, читая экзистенциалистский роман. Почему так? Людей пугает возможность выбора, большинство людей чаще всего не знает, какой им выбор сделать . Выбор в экзистенциализме – это не тот выбор « взять зонтик или не взять» это выбор дальнейшего жизненного пути ,когда ситуация судьбоносна, когда она "критическая", и когда нет возможности избежать выбора .Людей пугает выбор, а значит пугает свобода, они не могут себе представить, что они будет делать , предоставленные самим себе.
Сартр напоминает ,  «Экзистенциализм – это исключительно строгое учение, претендующее на скандальную известность и предназначенное прежде всего для специалистов и философов». Люди, не имеющие отношения к философии, часто понимают серьезные учения так, как им захочется ,поверхностно  поняв смысл, они считают, что все предельно просто. То что люди употребляют слова  или названия учений , даже не поняв смысла, а лишь  потому, что это модно, доказывает их ограниченность. « Слово( экзистенциализм) приобрело такой широкий и пространный смысл, что, в сущности, уже ничего ровным счетом не означает». Далее  Сартр говорит о существовании двух разновидностей экзистенциалистов: христианские Ясперс, католик Габриэль Марсель; экзистенциалисты-атеисты Хайдеггер, французские экзистенциалисты и он сам. И тех и других объединяет то, что нужно исходить из субъекта существование предшествует сущности (человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется) Если сущность предшествует существованию , то Бог творит человека, закладывая в него определенное понятие, благодаря которому возможно существование человека. Сартр сравнивает творение человека с изготовлением ножа. Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой – приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который изготовил бы этот нож, не зная, зачем он нужен. Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, предшествует его существованию. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию. «Понятие "человек" в божественном разуме аналогично понятию "нож" в разуме ремесленника. И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производств» Сартр говорит, что « Это значит, что каждый отдельный человек лишь частный случай общего понятия «человек».
Для атеистического экзистенциализма характерен обратный взгляд. Сначала человек существует, и в начале это существование не определимо понятием, поскольку собственная сущность реализуется человеком лишь в процессе существования, по своей воле. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Человек просто существует. И он не только такой, каким себя представляет, но такой каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя и проявляет волю уже после того как начинает существовать, то первым принципом экзистенциализма является : «Человек – это то, что он сделает из себя сам». «Существование предшествует сущности» -  это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, и только потом он определяется.
Термин «субъективизм» имеет два смысла. С одной стороны  он означает, что индивидуальный субъект  сам себя выбирает, а с другой – что человек не может выйти  за пределы человеческой субъективности. Глубокий смысл экзистенциализма содержится именно во втором смысле этого термина. То  есть когда человек сам  себя выбирает, то он выбирает всех людей. Человек - это существо , которое устремляется навстречу будущему и сознает , что оно себя проектирует в будущее:  Если действительно существование предшествует сущности , то человек ответствен за то, что он есть . Таким образом , первым делом экзистенциализм делает каждого человека собственником того , что он есть , и возлагает на него полную ответственность за его существование ... Но когда мы говорим , что человек ответствен за себя , то это не значит , что он отвечает только за свою собственную личность . Своими действиями, по мнению Сартра, мы творим образ идеального человека и утверждаем определенные ценности. Так он приводит пример : «Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе - наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не на земле, - то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество.»  Это Сартр называет глубоким смыслом экзистенциализма. Он создает определенный образ человека, который выбирает. «Выбирая себя, я выбираю человека вообще». Человек отвечает за всех. «Выбирая себя , человек выбирает всех людей . Нет ни одного такого нашего действия , которое , создавая из нас человека , каким мы хотим быть , не создавало в то же время образ человека , такого , каким он , по нашим представлениям должен быть . Выбор того или иного означает в то же время  утверждение ценности того , что мы выбираем , так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло» Выбрать себя, означает одновременно утверждать ценность выбора, так как человек ни в коем случае не может выбирать зло. Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем можно было предположить. Она распространяется на все человечество. Например, решил человек женится, и иметь детей. И неважно, что женитьба эта зависит только от его положения, страсти или желания. Тем самым человек вовлекает на путь моногамии не только себя самого, но и все человечество
Далее Жан-Поль Сартр  раскрывает понятия «тревога», «заброшенность», «отчаяние». Для него эти понятия  особенно важны и в данном труде  они предстают не в традиционном, обычном толковании, а в философском.
Итак, Сартр утверждает : «Экзистенциалист охотно заявит, что человек - это тревога.» Тревога человека возникает именно из-за того, что он своим действием утверждает идеал и ценность, выступает «законодателем». Тревога вызывается сомнением в том, имеет ли человек право утверждать своими действами универсальную ценность для всех. Это чувство Кьеркегор ранее называл «тревогой Авраама». Сартр, сводит «тревогу Авраама» к чувству личной ответственности в акте выбора, который также оказывается за пределами этических ценностей. Например, военачальник, принимающий решение от которого зависят жизни десяти, двадцати или ста человек. Он берет на себя ответственность и, в сущности, принимает решение один. Конечно, есть приказы свыше, но они слишком общи и требуют точного истолкования. И от этого истолкования зависят жизни. Принимая решение, он не может не испытывать чувства тревоги. Однако оно не мешает ему действовать. Наоборот составляет условие действия, которое предполагает выбор из нескольких вариантов. И когда он выбирает один, то понимает что вариант, имеет ценность именно потому, что он выбран. Эта тревога объясняется, кроме того прямой ответственностью за людей. «Это не барьер, отделяющий нас от действия, но часть самого действия». Сартр считает, что любой человек должен испытывать это чувство, а если он не испытывает- значит он бежит от ответственности. Однако подобные размышления не должны отговорить человека от действия, принимать на себя ответственность крайне необходимо. Тревога является частью самого действия. А действие-это жизнь.
У Сартра заброшенность- это осознание своего одиночества в мире, в отсутствие Бога, отсутствие опоры на что-либо в своем существовании. Это с другой стороны и есть свобода. Сартр приводит цитату из Достоевского «Если Бога нет, то все дозволено . Экзистенциалисты обеспокоены отсутствием Бога, ». У человека нет оправданий, руководств, какие ценности первичны, а какие - вторичны, собственно даже ценностей у него нет так как вместе с Богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности. Человеку не на что опереться. Он заброшен. И ему все дозволено. У него нет оправданий и нет извинений. Он одинок. Человек – это свобода. Человек осужден быть свободным. Потому, что не сам себя создал.  И однажды брошенный в мир, он несет ответственность за все, что делает. Поэтому Сартр говорит , что человек- это свобода. Человек полностью в своей власти. Он одинок. Только он может делать какой-либо выбор. Это по Сартру и есть заброшенность .Человек осужден быть свободным « осужден, потому что не сам себя создал, и все- таки свободен, потому что однажды брошенный в мир. Отвечает за всё , что делает» .Как уже отмечалось ранее   человек всегда выбирает, выбирает в критических ситуациях судьбоносное решения.  Поскольку человек непременно переживает критические ситуации, когда нет возможности не выбирать и когда выбор не может быть заменен подсчетом шансов, - человек "осужден" быть . Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя , которое должен нести человек , поскольку он личность .Свобода есть свобода действия В любой ситуации человек может сказать "нет" Человек совершенно свободен выбирать, но за  свой  выбор он  отвечает полностью. Разумеется, он отвечает за него  не  перед  обществом,  не  перед высшими силами, которых нет, а только перед самим собой.  Он  должен  знать, что лично расплатится за всякий свой поступок. Самые  низкие  люди  те,  кто считает, что к тому или иному поведению их принудили. Их Сартр презирает. Человеку приходится каждый раз создавать свой собственный идеал и быть ответственным за свой выбор. Так заброшенность приходит вместе с тревогой. Сартр приводит пример некоего молодого человека, который не знает, пойти ли ему защищать родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой он - единственная опора. Он колеблется между ценностями прямого служения близкому человеку и ратным трудом для общего деля, о котором неизвестно, принесет ли этот труд пользу. Сартр подчеркивает, что никакая писаная мораль не может дать здесь ответа. То же христианство призывает нас возлюбить ближнего, но кто в данном случае "ближний" - воины, сражающиеся за освобождение родины, или мать? Конечно, молодой человек может обратиться к кому-нибудь за советом. Например, к священнику. Но ответ он получит в зависимости от того, к какому священнику пойдет. Если он пойдет к тому священнику, что сражается а рядах Сопротивления, то получит один ответ, а если к священнику-коллаборационисту - то совсем другой. Так что практически, выбирая советчика, выбор он все равно делает сам, т.е  , когда мы идем  к кому-то, чтобы помогли нам сделать выбор, подсознательно мы уже представляем, каким этот выбор будет. Я считаю, что в данной ситуации глупо идти , чтобы кто-то посоветовал что делать. Человек должен сам решать свою судьбу. Сартр нам показывает, что этот молодой человек хотел опереться на «чувства» , на «страсть» , но как можно опереться на чувство , если « значимость данного чувства я могу установить лишь тогда, когда уже совершил поступок, который утверждает  и определяет  значимость чувства». Очень интересное высказывание « чувство , которое изображают , и чувство, которое испытывают , почти неразличимы» в действительности, мы иногда  не можем определить грань между настоящими чувства и теми, которые мы изображаем.  К примеру, если у человека возникает чувство, что он герой и готов пожертвовать жизнью, то подтвердить это чувство он может только действием, таким образом Сартр нам показывает, что всё опирается и заключается в действие. Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Только поведение говорит человеку о его истинных качествах. Человек совершенно свободен выбирать, но за свой выбор он отвечает полностью.  « выбирайте , то есть изобретайте» изобретайте свою жизнь и судьбу. Потому что только сам человек ответственен за это .Разумеется, он отвечает за него не перед обществом, не перед высшими силами, которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать, что лично расплатится за всякий свой поступок  . «Реальность- в действие». «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет»
Следующее понятие в сочинении- это отчаяние. По словам Сартра отчаяние приходит к человеку в момент, когда он осознает, что может подлинно рассчитывать лишь на свои силы. «Ведь человек свободен, и нет никакой человеческой природы, на которой я мог бы основывать свои расчеты» Сартр говорит « я должен ограничиваться тем, что я вижу»
Экзистенциализм помогает избавиться человеку от иллюзий, напрасных  надежд в его действии.  Однако, это не призыв к бездействию, отнюдь. " Сначала я должен решить, а  затем действовать, руководствуясь старой формулой: нет нужды надеяться, чтобы что-то предпринимать"  –  говорит Сартр. Это абсолютно справедливо и правильно. Человек должен делать то, что может, не питая иллюзий. Но всё же как только возможности перестают соответствовать нашим действиям, нам не следует прекращать действия. Мы должны перестать интересоваться возможностями и действовать, даже отчаявшись достигнуть результата. Иначе говоря, мы должны "действовать без надежды". Даже если у человека нет никаких возможностей, он должен действовать , как говорится « попытка- не пытка» попробовать всегда стоит. «действительно будет такой, какой определит ее сам человек» »  В своем внутреннем мире, полагает Сартр, мы не  зависим  ни от  общества,  ни  от  других  людей,  ни   от   моральных   и   религиозных установлений,  ни  даже  от  собственного  прошлого.  Эта  независимость   результат способности сознания  все  отрицать  и  освобождаться  от  всякого внешнего влияния. Человек-Личность, он не зависит от каких-либо других людей, коллективов. Глупо поддаваться « стадному инстинкту» нужно действовать в соответствии со своими взглядами, нужно прикладывать максимум усилий, чтобы план , задуманный человеком, осуществился.  « Я ничего не знаю, знаю, только , что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы это осуществилось»
Одновременно, с помощью сартровской философии осуществляется отрицание квиетизма (для философа не приемлема позиция: другие могут сделать то, чего не могу сделать я). Это честно, ибо утверждать, что я бы полюбил, но не встретил подходящего человека или я бы написал хорошую книгу, но у меня не было досуга –самообман. В действительности, как считают экзистенциалисты, нет никакой любви, кроме той, что создает саму себя; нет никакой «возможной» любви, кроме той, которая в любви проявляется. Нет никакого гения, кроме того, который выражает себя в произведениях искусства.  Может быть, поэтому экзистенциализм обвиняют в критическом отношение к человеку, ибо люди часто скрывают свои низменные инстинкты  за обстоятельствами, пытаются отречься от ответственности, обвинить кого-то или что-то в своих промахах и ошибках. Но этого мало, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество.« Человек есть не что иное, как ряд его поступков, что он есть сумма организация, совокупность отношений, из которых составляются эти поступки»
Концепция свободы  воли развертывается у Сартра в теории "проекта", согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, "собирает&q
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.